К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

— Вы любите жизнь?
— Да, бывают деньки.
— А жизнь? Любит ли она вас?
— Пока она ведёт себя скорей как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.

Марсель Карне – один из самых выдающихся французских режиссёров своего времени. Его фильмы не раз признавались величайшими достижениями в истории мирового киноискусства. В 1938 году, он выпускает фильм «Набережная туманов», который рассматривается как одна из самых важных вех в развитии французского «поэтического реализма»

Сбежав от ужасов войны, главный герой фильма Жан, не находит мира в обычной жизни. Его будущее, покрыто густым непроглядным туманом, окутавшим всё побережье портового города, он брошен и потерян словно несчастная дворняга, следующая за ним попятам. В воздухе витает потерянность и обречённость. Туман неоправданности времени, будто закрывает любые пути в хоть сколько-нибудь светлое будущее. Лишь случайное знакомство с прекрасной молодой Нелли, вдыхает новую жизнь в его, казалось бы, давно огрубевшую душу.

Образ главного героя получился очень многогранным и интересным. Вообще это же можно сказать про всех героев фильма. Наивная и несчастная Нелли находящееся во власти своего крёстного, что испытывает к ней далеко не отцовские чувства, сам крёстный Забель, озлобленный на весь свет ревнивец, мелкий бандит Люсьен, в котором дешёвой показухи гораздо больше нежели реальной угрозы. По сути, что Забель, что Люсьен оба представляют собой этакое олицетворение зла и порока, только если одно мелкое и пакостливое, другое расчётливое и двуличное. Жан со всем своим солдатским благородством вступает в борьбу с произволом, что учиняют эти двое. Второстепенные персонажи также получились великолепно. Чего стоит только депрессивный художник, что потерял краски жизни и теперь пишет лишь мрачные картины, ибо только такие у него выходят с «натуры» окружающего мира. В возникшем у него с Жаном споре, будто происходит столкновение цинизма и романтизма, в котором одно не может существовать без другого. Одновременно режиссёр раскрывает тему трагической и мимолётной любви, которая что для Жана что для Нелли, является одновременно и счастьем, и проклятием.

Конечно глубина образов не получилось бы без выдающихся актёрских работ. Жан Габен великолепно воплотил образ потерянного солдата. Со всей присущей ему мужественностью и одновременной чувствительностью, вместе с обворожительной Мишель Морган (одежду которой для фильма подбирала сама Коко Шанель) они воплотили один из самых известных романтических образов в кино. Так же как всегда хорош Мишель Симон в роли Забеля, его пугающий и одновременно жалкий образ сильно врезается в память, впрочем, как и другие работы этого изумительного характерного актёра. А вот Пьер Брассёр в роли Люсьена на мой взгляд местами слегка переиграл, быть может в этом и была задумка режиссёра, однако чересчур эксцентричная игра актёра сильно бьет по восприятию его образа.

Итог: «Набережная туманов» - это безусловная классика на все времена и один из лучших (если не лучший) пример «поэтического реализма». Конечно сейчас многие аспекты картины и кажутся устаревшими, что вполне понятно учитывая её возраст. Однако, история, рассказанная в фильме, нисколько не утратила своей глубины. Возможно многие элементы постановки и кажутся сейчас несколько неуклюжими, общий подход к постановке и игра актёров выполнены отлично.

22 августа 2021 | 14:29
  • тип рецензии:

С появлением звукового сопровождения, восприятие фильмов у зрителя меняется, если раньше понимание сюжета в основном зависело от мимики и жестов актёров, то теперь главную роль играют устная речь и музыка. Жан Габен – актёр, сыгравший главную роль в «Набережной туманов» и во многих других фильмах поэтического реализма – человек с практически нечитаемыми эмоциями на лице, если бы не его слова и голос, угадать душевное состояние героя было бы весьма затруднительно. Будь эта тенденция к безэмоциональности массовой, стоило бы опасаться того, что новые технологии в кино выместят человека с экрана совсем, однако случай Жана Габена – редкость.

Актёрский состав «Набережной туманов» показывает талантливую игру, создавая понятные и запоминающиеся образы: молодая и уже разочаровавшаяся в жизни Нелли (Мишель Морган), презираемый окружением владелец лавки сувениров Забель (Мишель Симон) и другие.

Атмосфера безысходности, свойственная фильмам поэтического реализма охватывает Гавр, в котором развивается действие картины. Здесь нам встречаются социальные аутсайдеры (посетители лачужки Панамы и её владелец); большинство из них выглядят отчаявшимися. Художник Мишель, рисующий то, «что скрыто внутри. Даже в розе я вижу кровь», непринятый обществом, отказывается бороться за свой талант или просто жить дальше. Владелец лачужки всё время говорит о Панаме 1906 года, где ему довелось провести, очевидно, самое счастливое время в своей жизни; словно эскапист он не хочет акцентировать внимание на реальности.

«Не пытайся вышибить у меня слезу рассказами и жалобами на туман. Здесь не бывает туманов. Вон видишь барометр висит? Стрелка всегда показывает «ясно», - вот какими словами обращается Панама к Жану, когда тот приходит в его заведение впервые. Даже молодая девушка Нелли, приходящая в лачугу Панамы, чтобы сбежать от опекуна Забеля, вселяющего в неё страх, звучит безнадёжно: «Каждое утро солнце восходит, и ты ждёшь чего-то светлого и прекрасного, но вот уже вечер, солнце заходит и ничего не меняется. Как это грустно!»

Мотив разбитых надежд показан на примере мечты Четвертинки о сне на белых простынях, которая сбывается в конце фильма, однако не так идеально, как тому хотелось бы: сон его прерывают громкие корабельные гудки, возвещающие отплытие судна. Рушатся так же светлые планы на любовь или совместный побег с Жаном Нелли, так как её возлюбленный погибает, оставляя девушку в одиночестве.

Главным врагом каждого героя выступает судьба. Несмотря на то, что в фильме явно можно найти друзей и недоброжелателей, даже в речах Жана часто мелькает выражение «сегодня судьба мне благоволит».

Неотъемлемой частью повествования является туман: он не только окутывает город сутками напролёт, но и часто фигурирует в разговорах героев. Художник, решивший свести счёты с жизнью, намекает на это Панаме, используя в своей реплике слово туман: «Море беспокойное, туман. – Что? – Я говорю то, что есть». Владелец лачужки не пытается вразумить Мишеля и довольно равнодушно отпускает его навстречу своей гибели; однако после того, как несчастье случается, сам Панама не может отрицать присутствие тумана: «Ну и туман, какой отвратительный туман».

С развитием сюжета главные герои претерпевают метаморфозы. Уставший и нелюдимый Жан, рассуждающий о тумане в голове и стрельбе, преображается, встречая невинную миловидную девушку. Вначале Жан говорит Панаме, что он не болтлив и действительно обычно молчит, если не огрызается (например, на предложение Мишеля, нарисовать его портрет). Но как только он встречает Нелли, сразу начинает болтать без умолку, успевая при этом ещё и поесть.

Нелли тоже меняется с момента встречи с Жаном; она становится бесстрашной, любовь дарует ей храбрость и надежду.

Символична и концовка кинокартины: гудок отбывающего парохода, раздающийся пугающе громко сразу же после смерти главного героя, словно напоминает о том, что жизнь не стоит на месте, одна смерть ничего не меняет; люди продолжают путешествовать, ходить на работу, убивать друг друга и самих себя. Одна небольшая трагедия в жизни никому не важных людей – их личная беда, которая соберёт толпу зевак или даже завоюет на день первую полосу газет, а потом забудется, как забываются книги на столиках кафе.

04 апреля 2016 | 21:43
  • тип рецензии:

Марсель Карне снимает фильм “Набережная туманов” в 1938 году, когда режиссеры (тем более французские) еще не могли себе позволить снимать целиком мрачное, серьезное кино. Особый французский колорит создаётся в почти театрально сыгранных сценах: здесь и легкий гротеском и взгляд в камеру. Однако не стоит думать, что это кино развлекательное. Как это часто бывает, уже по названию киноленты можно многое сказать о её характере. Действительно, Набережная туманов предстает перед нами довольно мрачным фильмом с явным экзистенциальным подтекстом и, конечно, с туманом. Фильм Карне является одним из предвестников жанра “нуар” в кино, для которого характерным станет криминальный сюжет, полицейские, преступники и роковая женщина.

Главный герой – солдат колониальных войск, который по каким-то скрытым причинам покинул армию и мечтает оказаться как можно дальше от родной земли. Жан, подобно типичному экзистенциальному герою “выброшен” в этот мир с неясными целями и по неясным причинами. Небольшой портовый городок еще больше подчеркивает “пограничное” состояние героя – люди здесь надолго не задерживаются. Карне намеренно вводит неясность в образ главного героя и мы почти ничего о нем не знаем, потому что личность здесь далеко не главное. Внешний облик Жана, его поступки – все говорит о том, что он почему-то устал от этой жизни. Он подвергает себя и водителя смертельной опасности ради бездомной собаки, а потом прогоняет ее. Он заступается за девушку, которую едва знает, также рискуя жизнью, вступая в открытый конфликт с местными гангстерами. Он ничего и никого не боится, потому что терять ему в этом мире нечего. Его жизнь уже потеряна (неизвестно по каким причинам) – мы видим это в обреченном, уставшем взгляде Жана. С солдатской жизнью, между тем, покончено и он не прочь примерить на себя жизнь другого человека, сыграть новую роль в этом надоевшем уже спектакле. Эта роль будет заведомо трагичной: почти такой же как у Мишеля Пуакара (1960 “На последнем дыхании”, Жан-Люк Годар) или еще позже у Дэвида Локка (1975 г. “Профессия: репортер”, М. Антониони). Эта обреченность закрадывается в облик героя после того, как он принимает “жизнь” покончившего с собой художника.

Смерть витает в этом французском городке, то появляясь, то скрываясь в густом тумане. Решающее влияние на жизнь героя оказывает любовь к “роковой” женщине. Это то единственное, ради чего стоит существовать. Но любовь ли это или может красивый способ отсрочить смерть, которая затерялась в густом тумане?

25 октября 2015 | 23:10
  • тип рецензии:

- Мужчина и женщина никогда не найдут общий язык, слишком уж они не похожи, даже слова у них разные.

На набережной туманов народ мрачен, а то и преступен. Но и в этом мире существуют красивые вещи… Нет наверно ничего проще, чем остановиться, и любоваться красивым деревом, ну или, мечтать выспаться ночь, под белой чистой простыней. Каждому своё… Но когда мне рисуют, я тоже представляю, и помимо своей воли, я тоже изображаю вещи, которые скрываются за другими вещами… И для того, кто уже завершает свой путь, чей круг замкнулся, это тоже стало когда-то изображением преступления со всем его внутренним содержанием, где даже в цветке розы можно увидеть мёртвое. Конечно же, надо быть дураком, чтобы жить так, в вечном недомогании и тревоге. И если снова, написать чей-либо портрет, мужчины или женщины, если бы ещё раз попробовать изобразить жизнь, без всех её ужасов, без войны; и нарисовать такую картину, которая действительно была положительной.

- Может они не могут найти общего языка, зато могут любить друг друга.

19 июля 2015 | 14:44
  • тип рецензии:

Аккурат за год до начала Второй Мировой Войны, французский кинорежиссёр Марсель Карне поведал миру своё видение жизни, а также дал путёвку в жизнь замечательной актрисе Мишель Морган. И хоть у мадемуазель Морган уже были работы в кино, именно с 'Набережной туманов', всё мировое и культурное сообщество услышало об этой актрисе. А кроме того и уж видавший виды, хоть и не располневший, опытный киношный волк Жан Габен, закрепил за собой реноме артиста, которому верят нисколько не меньше, чем Джеймсу Кэгни из 'Ревущих двадцатых'. И пусть эти две картины существенно разнятся по своему сюжету, всё-таки главный герой и там и там делает их шедевральными и классическими образчиками подлинно настоящего кино.

Об этом фильме хочется говорить только в превосходной степени. Почему ? Наверно потому, что в этой картине много такого, что морской волной выносит её на берег одной из лучших картин прошлого и современности. Например, я поймал себя на мысли, что внешне Жан Габен мне напомнил Сергея Есенина, а Мишель Симон, исполнивший роль Забеля, до удивительности похож на героя Ежи Биньчицкого Рафала Вильчура из прекрасного фильма Ежи Гоффмана 'Знахарь'. А как пройти мимо музыки Мориса Жобера, которая рвёт душу, когда мы видим героя Габена на набережной.

Без раскачки, с места в карьер, Марсель Карне, даёт понять зрителю, что у него весомые аргументы на то, чтобы дебют фильма упрочил положение и интерес к дальнейшему просмотру. Солдат колониальных войск, тормозит грузовичок, в надежде добраться на попутке до Гавра. И когда шибко разговорчивый водила, чуть было не сбивает пса, Жан выкручивает баранку, тем самым подарив жизнь белому четвероногому другу, который впоследствии от него не отстанет. Ну и монолог солдата, который сдержал себя и не надавал тумаков этому, в принципе неплохому шофёру.

'Пустое это дело стрельба, как пальба по праздникам, по фигуркам в тире. Нажимаешь на курок, и скорчив смешную гримасу, он с криком хватается за живот, как объевшийся малыш. После этого с окровавленными руками он падает, а ты остаёшься один и ничего не понимаешь. Будто с ним исчез весь мир'.

Солдат и по совместительству бродяга Жан, знает о чём говорит. На своём веку он многое повидал и не нам судить, что там у него стряслось, что заставило его сбежать из армии. Может быть он просто устал от беспорядочной пальбы, по его собственному признанию. Он ещё пока не попал в хижину с волшебным названием 'Панама', но обязательно туда доберётся. А пока, что счастливый случай свёл его с одним субъектом, который несмотря на свою склонность к зелёному змию, не лишён романтических настроений.

-Знаешь о чём я мечтаю?
-Дружище, если будешь мечтать на ходу, быстро расшибёшь себе нос.
-Я мечтаю поспать на настоящих белых простынях, чтобы на одной лежать, а другой укрываться.

И вот весь фильм, всё в этой картине пропитано по хорошему здоровым романтизмом. Как не вспомнить кораблик в бутылке 'Панама 1906'. А рассуждения художника, который не просто художник, но человек, подаривший нашему герою второе рождение.

'Народ всегда остаётся народом, скорее всего мрачный, а то и преступный. Других вариантов нет'. Разговор проходящий в Панаме, весьма выразителен и даёт пищу для размышления. И помимо всего прочего любопытен в плане того, чтобы заглянуть в поисковик и узнать есть ли такое направление в живописи, когда художник глядя на пловца уже видит в нём утопленника. Как там в фильме сказано: 'Это называется живопись ножом'.

А ведь я ещё и к сотой части многогранности этого киношедевра даже не приблизился. Первая встреча Жана и Нелли. Люди с исковерканной судьбой встретились в тихом и спокойном уголке. У семнадцатилетней девушки уже есть за плечами негативный опыт, равно как и у солдата колониальных войск. И они, как-то настороженно принюхиваются друг к другу. Особенно Жан, который даёт своему языку позубоскалить относительно женской природы. Незлобивым юмором он пытается отгородиться от мира женщин, но разве устоишь перед такой девчонкой, как героиня Мишель Морган.

-Что ты хочешь сказать? Что пришла сюда, чтобы принести пирожки своей старенькой бабушки. Ну-ко, где твоя красная шапочка? А я буду должен тебе ответить, ох как жаль, потому что я злой и огромный серый волк.
-Ну что? Будешь бить огромного серого волка? Это его вдохновит.

И всё же, эти два странника, два грешника и два Божьих творения, обретут на несколько мгновений счастье и радость бытия. А потом и умирать не страшно. Или вернее не так обидно...

10 из 10

05 июля 2015 | 05:54
  • тип рецензии:

«-Вся эта жизнь – дрянь, одним словом.» (с)

Фильм, появление которого положило начало новому направлению в киноискусстве, а именно – «поэтическому реализму». Фильм сделавший Жана Габена из национальной, звезду мирового масштаба, удостоенный Золотого Венецианского Льва и самых лестных отзывов критиков, зрителей и прессы. Один из лидеров мирового проката. Безусловный фаворит многочисленных списков «лучших из лучших». Классика французского и Европейского кино. Всё это о «Набережной Туманов» Марселя Карне, снятой не задолго до Второй Мировой, по мотивам одноимённого романа Пьера Мак – Орланда. Фильм достаточно популярен и сегодня, его запросто можно приобрести на видео, или увидеть по ТВ. К тому же, совсем недавно он был здорово отреставрирован и полностью дублирован на русский язык. Всё это говорит о том, что картина представляет большую художественную ценность и является классикой.

Сюжет этой, в своё время вызвавший скандал мелодрамы несколько отличается от литературного первоисточника. Помимо того, что сценаристы ленты Пьер Дюмарше и Жак Превер перенесли место и время действия сюжета ( из середины 1910 –ых, в современный 1938 ), так они наделили главного героя характером и чертами нескольких удалённых из истории персонажей. Тем не менее, автор книги остался в восторге, после финальных титров он сказал, что несмотря на все изменения режиссёру удалось показать в своём фильме дух его романа. Но не будучи знакомым с работой писателя, буду говорить лишь про работу режиссёра и его команды. Ведь кино – это командное искусство. Нельзя быть гениальным режиссёром при отвратительных артистах и бездарном сценарии. Сценарий же попавший в руки Марселю Карне был просто волшебным. Его построение, неспешное начало, когда зрителя постепенно погружают в атмосферу Гавра – французского портового городка середины, а само то время казалось бы оживает на экране: превосходные актёры 30 –ых, с характерной манерой игры, трогательная музыка композитора Мориса Жобера, действительно какой то поэтический взгляд на мир сквозь камеру оператора ленты Эшена Шюффтана: чёрно – белая плёнка невероятно подходит картине, и будь она снята в цвете, то очевидно многое бы потеряла. Разве можно представить цветными этот порт с большими пароходами затянутый бесконечными туманами, или улочки Гавра с редкими куда то спешащими прохожими, или избушку на отшибе, в который пожилой господин по кличке «Панама» любезно даёт кров в нём нуждающимся? Решительно этого сделать невозможно, есть фильмы которые не должны были быть сняты в цвете. И рассматриваемая здесь «Набережная Туманов» - один из них. Талантливая группа, великолепные актёры и шикарный саундтрек заставляют зрителя позабыть о собственных неурядицах и проблемах, и перенестись в довоенную французскую провинцию, где и разворачивается эта драматичная история любви дезертира по имени Жан, и встретивший его на своём пути роковой красавицы Лилли….

Жан Габен играет сурового, видавшего много крови и беды солдата, как про таких принято говорить «тёртого парня». Он не желает вновь возвращаться в колониальные войска, где нужно непонятно из за чего лезть под пули и самому стрелять в людей. Ему хочется тишины, покоя и мира. Но ему некуда и не к кому податься – он человек без роду, без племени. Как сам о себе с горечью скажет –«У меня никого и нечего нет.» Понравился его ответ на вопрос готовящемуся к самоубийству художнику – любит ли он жизнь, и любит ли жизнь его? «-Пока она ведёт себя как сволочь, но может, она передумает, раз уж я люблю её.» Вот такой грубоватый и не больно общительный парень встречает в злачном месте красотку, которую по началу естественно принимает за проститутку, а потому и разговор с ней заводит соответствующий. Очень забавно актёры играют сцену первой беседы: в хибару с улицы ломятся бандиты, хозяин от них отстреливается, печальный художник меланхолично смотрит куда то в пустоту, а девушка всякий раз вздрагивает и пригибается при новом выстреле, в то время как герой невозмутимо продолжает есть хлеб с сыром и рассуждать о любви с первого взгляда. Мишель Морган и Жан Габен невероятно уморительно играют эту сцену! Первая, в отличии от своего партнёра создаёт образ хрупкой и несчастной девушки Нелли, волею судьбы живущий у давно зарящегося на неё дядю – мерзкого типа замешенного в разных преступных махинациях, и являющегося владельцем магазина. Встретившись герои находят своё недолгое счастье в объятиях друг друга, хотя прекрасно понимают, что это не может быть их судьбой и им скоро надлежит расстаться…

В картине много второстепенных, постоянно пересекающихся друг с другом персонажей. И каждый из них вышел выпуклой, запоминающейся личностью. Будь то мерзкий делец Забель – названый Жаном сколопендрой ( Мишель Симон ), индифферентный ко всему, чей персональный барометр всегда показывает отметку «Ясно» - «Панама» ( Эдуард Дельмон ), мелкий воришка и пьяница по прозвищу «Четвертинка» ( Раймон Эмос ) - мечтающий наконец то поспать на белых простынях, несчастный, подаривший свою личность герою художник Мишель ( Робер Ливеган ), трусливый хулиган пытающийся казаться крутым гангстером – Люсьен ( Пьер Брассёр ), и другие, даже эпизодические персонажи вроде судового доктора питающего страсть к рисованию – все запоминаются, словно это не киногерои а живые люди.

Занятно, что по началу картина должна была сниматься на киностудии «Уффа» принадлежащей Третьему Рейху. Но сценарий настолько не понравился министру германской пропаганды Йозефу Геббельсу, что то тот даже продал его продюсеру – еврею. Да и во Франции картина не всем была по нраву, так к примеру цензоры допустили фильм до кинотеатров, но при условии, что режиссёр уберёт из фильма слово «дезертир», а так же переснимет ту сцену, в которой герой снимая ненавистную солдатскую форму разбрасывает её по полу – Марселя Карне попросили снять то, как герой Жана Габена её бережно укладывает на стул. Сегодня невинные лобызания героев не кажутся эротичными, а фраза героини Мишель Морган: « -Поцелуй меня…» не звучит вульгарно. Нравы общества за 70 с лишним лет порядком изменились. К сожалению, в худшую сторону. Теперь фильм кажется не смелым и страстным, а нежным и трогательным.

Стиль фильма и его манеру подачи, немного позже переймёт Голливуд. Фрэнк Бордзейдж в форме поэтического реализма снимет экранизацию известного романа Эриха Марии Ремарка «Три Товарища». Так же, картину Марселя Карне можно считать одним из первых фильмов жанра «нуар» ( старомодные ленты 30-ых, 40-ых про преступников, сомнительных личностей, полицейских и роковых женщин ). Эта неспешная мелодрама о «лишних людях», ближе к финалу достигает мощи греческой трагедии. Самобытное, неторопливое кино, которое по праву заслужило ещё долгих лет жизни. Всем кто ещё не смотрел - посмотреть обязательно!

10 из 10

10 апреля 2015 | 00:38
  • тип рецензии:

Наверное, самый известный, удачный и значимый фильм Марселя Карне. Хотя критики, в большинстве своём, отмечают, в первую очередь, 'Дети райка'...

Шедевр. И спустя 76 лет (фильм 1938 года) смотрится с большим интересом. Всё натурально, органично. Интересные съемки. Отточенные диалоги. До филигранности выверенные мизансцены. И музыка Жобера, и декорации Траyнера - окутанный туманом барак (машину для создания искусственного тумана изобрёл сам Карне), улица блестящей от дождя мостовой. Всё это поразительно точно сочетается с поэтичностью сценария Жака Превера. Говорят, что именно Превер положил начало во французском кинематографе, так называемому, 'поэтическому реализму'...

Актёры.

Пьер Брассер - отец очень популярного в 70-80-е годы Клода Брассера ('Бум', 'Чёрная мантия для убийцы', 'Ледяная грудь').

Мишель Симон. Уже тогда, в свои-то 47 лет сутуловатый, морщинистый старик, добивающийся взаимности от 18-летней Нелли (Мишель Морган) - мерзкая личность. Не иначе, как Превер черпал этот образ, в том числе, и у героев Достоевского. Хотя и во французской классике подобных тоже немало.

Ну, и Жан Габен и Мишель Морган...

- Поцелуй меня, - это говорит Нелли.

И Жан Габен целует Мишель Морган.

Спустя годы актриса напишет об этом поцелуе: 'он был настоящим'. Они целовались так долго, что Марсель Карне закричал: 'Ну, хватит!', тотчас, впрочем, добавив: 'Хорошо! Очень хорошо! Снято!'

Кстати, первоначально 'Набережную туманов' планировали снимать в Германии, в Гамбурге. И на немецкие деньги. Но министерство информации и пропаганды третьего рейха, внимательно изучив сценарий, обвинило авторов картины в плутократии и декадентстве. Разразился скандал. Доктор Геббельс запретил снимать эту ленту. Все контракты аннулировали. Так что место действия перенеслось из портового Гамбурга в портовый Гавр.

Представленная Францией на Венецианский фестиваль, 'Набережная туманов' получила 'Золотого льва' под недовольные выкрики итальянских фашистов. А при петэновском режиме, картина Карне расценивалась во Франции как типичное произведение, приведшее к поражению в 1940 году!

10 из 10

04 декабря 2014 | 13:51
  • тип рецензии:

В «Набережной туманов», первой картине, прославившей француза Марселя Карне среди своих соотечественников и во всём мире, больше всего очаровывает тот особый и неподражаемый лоск, присущий только чёрно-белому кино 30-40-ых годов. Многие из последующих стилизаций были, несомненно, удачны и интересны, но только как таковые, как попытки в подражании оригиналу. Модные костюмы, выразительные и «правильные» лица актёров, чётко обрисованные характеры персонажей – всё давало понять нам, что это та самая эпоха. Со своими канонами и своими представлениями о том, что такое кино, как и кого нужно снимать, какие истории рассказывать. Пускай, кино и не выходило за рамки типичных для того времени мелодрам, комедий и детективов, но оно всё равно оставалось очень - в хорошем смысле - зрелищным и отнюдь не банальным, и любопытным для нас даже с точки зрения исторического развития кинематографа. Вспомнить хотя бы «Касабланку» или «Мост Ватерлоо» - вроде бы обычные любовные драмы, но какая сила чувств, какая трагедия, какие герои! Я считаю, что и картина Карне стоит в одном ряду с подобными ей работами американских режиссёров. Правда, это нечто иное, нечто более французское.

Он и Она встретились случайно в небольшом портовом городке. Он – обычный солдат, бредущий в неизвестном направлении, подальше от своего прошлого. Она – крестница почтенного коммерсанта, которая проводит свои молодые годы в удушающей атмосфере городка. Он – честен и справедлив, спокоен и прямолинеен, немного резковат, но в глубине души добр. Она – ещё совсем юна и наивна, всё ещё чиста и прекрасна, хоть ей и довелось раньше времени увидеть и испытать всю мерзость жизни. Он – Жан. Она – Нелли.

Встреча этих двоих – лишь короткий и светлый миг зарождения большого, но несбыточного счастья. Гавр – серый и отчуждённый и ещё более холодный и неуютный от чёрных тонов фильма город, погружённый в туман, где люди ищут себе приют, но так и не находят, пытаются узнать и понять других людей, но так и не приближаются к цели. Иными словами – это тот самый мир, где мы живём, точнее, маленькая и подчёркнуто мрачновато-безнадёжная его копия. «Мужчина и женщина говорят на разных языках, они не способны понять друг друга» - начинает Жан. «Но при этом они могут любить» - заканчивает Нелли. Так жизнь и протекает в своём неразрешимом противоречии.

Говоря о чёткой обрисованности характеров, я не имею в виду, что героям старого кино не свойственны сомнения и внутренняя борьба. Так, по пути в Гавр Жан ненароком спасает жизнь маленькой собачке, которая инстинктивно тянется к нему, такому же неприкаянному и одинокому существу. То ли стыдясь проявленной заботы, то ли не желая привязываться, солдат замахивается на пса камнем. Но тот, испугавшись, возвращается снова и уже не оставляет его до самого конца повествования. И Жан смиряется с этим. Губительным и роковым в судьбе Жана оказываются и его гневливость и ненависть ко всем негодяям и подлецам, которые он не в силах сдерживать, несмотря на большое и доброе сердце. 'Все самые ужасные вещи я совершаю, именно когда я зол' - таков его крест, и он должен нести его. Символично, что в поисках крова Жан оказывается в маленьком домике у моря, у некоего Панамы, в прибежище людей, у которых нечиста совесть. Одни - потерянные и утратившие веру, вроде бродячего художника, сомневаются, а стоит ли им вообще влачить столь жалкое существование без всяких видимых перспектив. Другие же, вроде мелкого воришки, подрабатывающего в доке, мечтают лишь о тёплой постели и белых простынях и видят в этом вершину своего счастья. Любовь и ревность, желание свести с жизнью счёты и жажда бороться, страх перед неизвестным будущим и радость случайных встреч – эти вещи идут бок о бок, и все они хорошо видны нам в этом фильме.

Примечательно, что мэтр шведского кинематографа Ингмар Бергман включал «Набережную туманов» в десятку своих любимых картин. Это ни в коем случае не должно изменить отношения к фильму, но, пожалуй, должно заставить задуматься и заинтересоваться данной работой Марселя Карне и его творчеством в целом. И вообще сподвигнуть нас на поиски и изучение тех замечательных образцов киноискусства, о существовании которых мы раньше и не подозревали.

31 октября 2014 | 00:32
  • тип рецензии:

Эта криминальная драма, с банальным, для нашего времени сюжетом стала причиной мирового признания французского режиссёра Марселя Карне. На самом деле в нашем веке истории про таких крутых парней, как персонаж Жана Габена, огромное количество и именно это является причиной того, что эта лента 1938-ого года уже давно стала классикой - примером для подражания криминальных фильмов про крутых парней одиночек. Безусловно картина Карне выдержала испытание временем и до сих пор способна интриговать, даже такого продвинутого и вроде бы видившего много подобных сюжетов зрителя. Несомненно всеобщее восхищение зрителя во многом обусловленно замечательным актёрским мастерством неподражаемого Жана Габена и, на мой взгляд, абсолюно гениального старика Мишеля Симона, которого я запомнил ещё с фильма Жана Виго - 'Аталанта'.

Характерное название фильма - 'Набережная туманов' уже готовит своего зрителя к бесконечным интригам и к загадочным, покрытых туманом, персонажам, которые всё время крутятся в окружении главного героя и завораживают контрастом своих поступков, то и дело помогая или же препятствуя ему.

Одним словом есть над чем подумать, после просмотра данной картины - много мелких деталей, которые едва заметным поддекстом доходят до внимательного зрителя и оставлют свой след. Фактически на первый взгляд, довольно-таки примитивный сюжет, всё-таки воспринимается иным образом если читать между строк. Марсель Карне выступил в качестве искусного мастера и показал в одном, казалось бы, маленьком сюжете много интересного и достойного внимания: система ценностей, взаимное доверие, разочарование, тайны, стремление, разрушительная сила любви - всё это можно увидеть именно в этом фильме и не случайно, что именно он явился началом становления замечательного французского режиссёра, который в последствии снял такие замечательные картины, как 'День начинается', 'Вечерние посетители', 'Дети райка' и т.д.

К просмотру рекомендую.

8 из 10

22 октября 2013 | 02:23
  • тип рецензии:

Не являясь поклонником французского поэтического реализма, я не могу разделить многочисленных слов восхищения от предложенного в картине символизма. Ведь если подробнее заинтересоваться историей создания фильма, то нельзя не вспомнить, что первоначально он должен был сниматься в Гамбурге, а строгий запрет Геббельса на съемки был дезавуирован точными действиями продюсера Грегора Рабиновича.

Безусловно, история про солдата, который от чего-то бежит (вовсе не обязательно представлять его дезертиром) может быть связана с иносказательным поэтическим пророчеством о будущем Франции, но все же вопросы футуризма в кино наиболее точно раскрыл Герберт Уэллс.

Меня более всего в этом фильме впечатляет воссозданная автором атмосфера. Вселенная Гавра ограничивается скромной набережной, забегаловкой, мокрым асфальтом, фирменными туманами. Обыденные разговоры о смысле жизни вполне вписываются в картину Сезанна 'Игроки в карты'. Важно не то о чем говорят герои, важно что пустые, на первый взгляд, разговоры занимают большую часть экранного времени. Тут прекрасно работает контраст с решительным образом Жана Габена.

На фоне всеобщего уныния очень важен человек, образ человека, который продолжает бороться, готов влюбляться, может надавать пощечин гангстеру, разозлиться.

Осмысляя эту ленту я стараюсь концентрировать своей внимание именно на визуальных решениях, героическом образе Габена. Что-то мимолетное роднит картину с 'Кофе и сигаретами' Джармуша. Это атмосфера проходящей жизни.

7 из 10

08 сентября 2013 | 17:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: