Если «Наконец в безопасности» делает из Гарольда Ллойда актёра, знаменитого на весь мир своим трюком с циферблатом часов, то «Застенчивый» раскрывает общую картину его образа, соответствующую всей его долгой карьере в фильмах. Именно застенчивым предстаёт перед нами тот самый молодой человек в очках, который сторонится девушек и боготворит их, способен мгновенно влюбляться и раскрываться перед ними.
Нельзя сказать, что карьера Ллойда благодаря этому фильму изменилась или пошла ещё более круто в гору. Отнюдь нет. На тот момент актёр уже сам руководил своими проектами, сам выбирал для себя удобный, тот, который позволит его образу соответствовать экранному наполнению. Лента «girl shy» весьма уложилась в заданный ритм, не предложив для зрителей ничего нового, кроме тех самых приключений любовного толка, скромности и интеллигентности, а от этого – и повышенной комичности.
Безусловно, наибольшее богатство ленте выдаёт её центральная сцена, изложенная подобно тому самому карабканию по дому – здесь герой Ллойда, некий фантазирующий молодой портной, а по совместительству автор – Медоус, в жизни – маленький человек, а на бумаге – опасный любовник, умудряется устроить погоню за своим будущим. Как и в дальнейшей истории синематографа, уже давно ставшей притчей во языцех, мужчина несётся к своей возлюбленной, пытаясь вырвать её из лап антагониста, обманом принудившего её к свадьбе, и успевает это сделать, как только все не охнут от осознания мига, мгновения или секунды, за которую возможная жизнь человека дала крутейший оборот на триста шестьдесят. Что только не приходиться вытворять на своем пути Ллойду – ограбить, угнать, помешать урокам вождения и оставить трамвай без машиниста, загнать не одну лошадь и оставить блюстителей порядка без транспортных средств. Опять просмотревший натыкается на первоисточник. Просмотр «Застенчивого» исключает всё последующее творчество – чистые эмоции первопроходцев куда изящнее, чем расчёт на аудиторию кинотеатров.
Эмоции сохраняются даже несмотря на то, что сценарий не идёт путём пятилетки за три года – западная творческая поступь редко использует составные элементы истории, «проще-понятнее» является основным принципом, и достаточность соединения связных частей в историю, какой бы не казалось она далёкой от правды, является исключительным фактором. Если говорить, Ллойд тоже использовал драматургический конструктор, лишь поменяв пару кубиков. Стоит сказать, что движение этих кубиков происходит до сих пор, и любой ремейк «Застенчивого» будет оправдан.
Но уже не будет таким романтичным. Главное, использовать в своей эпизодике тявкающую собачонку!
После разрыва с продюсером Хэлом Роучем у Гарольда Ллойда – известного комика времен немого кино – появилась возможность самостоятельно подбирать интересные проекты и отбрасывать неинтересные. Вместе с Гарольдом покинула продюсерское гнездышко и Джобина Ралстон (в конечном счете они снялись вместе в шести фильмах). Ну, а когда актер сам выбирает, где ему сниматься, получается всегда задорнее и живее: работать из-под палки не любит никто.
«Застенчивый» – определение, приложимое ко многим героя Ллойда: большинство из них относится к девушкам с небольшим опасением и неизменным уважением, что не может не польстить. Однако, в отличие от самых известных комических работ актера, здесь он разыгрывает не набор гэгов, связанный сюжетной линией, а настоящее повествование о характерах двух любящих людей, вынужденных смекать, как бы им остаться вместе.
Герой Ллойда живет в тихом городке, где каждый день происходит только три значимых события – утро, день и вечер. Он до ужаса стесняется девушек (а они тут все как на подбор красавицы!), но при этом пишет пособие по соблазнению, используя свое развитое воображение. Но что начинается, когда на него, наконец, сваливается любовь! Наш скромняга угоняет автомобиль у бутлегеров, лошадь у бедного всадника, еще один автомобиль, мотоцикл у полицейского, и даже трамвай – всё, чтобы успеть к венчанию и не дать ему состояться. При этом многие из трюков Ллойд выполнил самостоятельно.
Сценарий прост, но мил, и осуществлен если не блестяще, то уж точно хорошо. Фильм украшает работа оператора – некоторые сцены сняты в привычном монохроме, некоторые в приятной золотистой сепии. Красивые сады снимали в поместье самого Ллойда с очаровательным названием Greenacres. Довольно много забавных сцен, особенно в той части, где Гарольд фантазирует на тему соблазнения самых разных типов женщин, включая типаж женщины-вамп.
У каждого киномана свой любимый комик: кому-то по душе Чаплин, кому-то – Китон, кто-то восторгается братьями Маркс. Возможно, Гарольд Ллойд не так ярок на их фоне, но некоторые его фильмы незаслуженно забыты, и их непременно стоит посмотреть – всё-таки в них есть определенное очарование старины; они, если воспользоваться модным термином, какие-то особенно винтажные. Хронометраж небольшой, так что вы ничего не потеряете, если разыщете эту картину и уделите ей немного времени.