всё о любом фильме:

Парфюмер: История одного убийцы

Perfume: The Story of a Murderer
год
страна
слоган«He lived to find beauty. He killed to possess it»
режиссерТом Тыквер
сценарийЭндрю Биркин, Бернд Айхингер, Том Тыквер, ...
продюсерБернд Айхингер, Хулио Фернандес, Тереса Гефаэль, ...
операторФранк Грибе
композиторРайнхольд Хайль, Джонни Клаймек, Том Тыквер
художникУли Ханиш, Лайя Колет, Пьер-Ив Геро, ...
монтажАлександр Бернер
жанр фэнтези, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$9 264 876
DVD в США
зрители
Германия  5.46 млн,    Испания  1.41 млн,    Франция  918.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время147 мин. / 02:27
Жестокий, никогда не знавший любви, сирота Жан-Батист Гренуй настоящих успехов достиг лишь на одном поприще — среди парфюмеров ему никогда не было равных. По его духам сходит с ума весь высший свет, не подозревая о том, какой страшной ценой будет получен последний, идеальный аромат.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
58%
71 + 52 = 123
6.2
в России
1 + 1 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» (Das Parfum. Die Geschichte eines Morders, 1985).
    • В режиссерское кресло «Парфюмера» могли попасть Тим Бёртон и Ридли Скотт.
    • Среди тех, кто стремился стать режиссером «Парфюмера», стоит отметить Мартина Скорсезе и Милоша Формана. Стэнли Кубрик также рассматривал возможность адаптировать роман для экрана, но в итоге пришел к мнению, что творение Патрика Зюскинда не подлежит экранизации.
    • В течение многих лет Патрик Зюскинд отказывал продюсеру Бернду Эйчингеру в приобретении прав на экранизацию романа. Лишь в 2001 году стороны смогли договориться. Цена вопроса — 10 миллионов евро.
    • Как известно, Патрик Зюскинд относился к экранизации своего культового романа крайне скептически. Опыт его общения с Берндом Эйчингером и другими предприимчивыми продюсерами, отчаянно пытавшимися приобрести права на адаптацию романа, был изображен в сатирической картине «Россини» (1997). Зюскинд собственноручно написал сценарий этой ленты, главный герой которой — причудливый писатель Джэйкоб Виндич. Образ другого героя фильма — Оскара Рейтера был срисован с Бернда Эйчингера. Большинство остальных персонажей «Россини» являются карикатурами на представителей мюнхенского медиа-бизнеса.
    • Бюджет «Парфюмера» стал самым высоким за всю историю существования немецкого кинематографа (50 млн. евро).
    • На роль главной героини пробовалась впоследствии трагически погибшая топ-модель Руслана Коршунова.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене убийства проститутки в Грасе, мы отчётливо видим, что Жан-Батист отрезает ей волосы (которые позже находит Дрюо, закопанные в мастерской) однако, когда утром полиция выносит тело, с носилок свешивается копна чёрных волос.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 3.5/10
    Накануне просмотра фильма «Парфюмер» пришлось первоначально (хоть и запоздало) ознакомиться с первоисточником — романом Патрика Зюскинда, изданным ещё в 1985 году. Произведение, которое хотели экранизировать многие выдающиеся режиссёры мирового кино: от уже покойного Стенли Кубрика (он в итоге счёл материал некинематографичным) до ныне здравствующих Ридли Скотта, Мартина Скорсезе, Милоша Формана и Тима Бёртона, является странным и загадочным не столько по материалу (мы уже немало перевидали самых необычных маньяков в кино!), сколько по способу повествования. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 6758 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Просто потрясающий фильм! Буду кратка, книгу, к сожалению не читала, но фильм получился настолько захватывающим и интересным, что на месте критиков я бы поставила такую оценку

    10 из 10

    Надеюсь, этот фильм получит немалое количество Оскаров!

    1 октября 2006 | 13:30

    Уже на первых же кадрах можно совершенно забыть о книге и всем телом, всей душой наблюдать за искренностью постановки. как будет скрытая камера следит за маленьким, брошенным и отвергнутым в будущем великим парфюмером, а пока просто наивным Жаном (Бен Уишоу). порой, невольно закрываешь глаза руками, чтобы не видеть и не слышать ужаса, который происходил в жизни молодого героя. Вот это и называется реальность. Кажется, будто ты там, стоишь рядом, вместе с ним чувствуешь небесные и земные ароматы, вместе с ним властвуешь над людьми и вместе с ним.. убиваешь.

    А как прекрасна и наивна Лаура (Рейчел Херд-Вуд), как потрясающе искренна мадам Гайлард (Шан Томас). Нельзя не отметить Дастина Хоффмана и даже Алана Рикмана. А кто не поверил им? Ты? Да не ври. Поверил. Все поверили. А кто не поверил, тот поддался действию чудесного парфюма от мастера немного позже.

    Мы уже видели «Рай» и «Беги, Лора, беги!» Шана Томаса, «Парфюмер» это что-то из совсем другой стихии. Это не хуже и не лучше. Это просто другое. Великолепное другое. Натуральность, с которой режиссер сумел снять фильм по такому ответственному сценарию — книге самого Патрика Зюскинда — поражает до глубины души.

    И вот ты уже лежишь дома в кровати после просмотра фильма. И думаешь. О жизни, о запахах человечества. По-моему то, что ты думаешь — самая приятная и честная похвала всей группе, которая работала над фильмом. Браво!

    10 из 10

    и никак ни меньше!

    14 мая 2012 | 18:22

    «Парфюмер» Патрика Зюскинда стал настоящим событием в мире литераторов, со временем забронировав себе местечко на книжных полках миллионов людей. Кто-то его хвалил, кто-то прочил в школьную программу, кто-то критиковал. Словом, это был резонанс. Самое главное достижение писателя состояло в том, что у него получилось невообразимо точно подобрать слова для описания запахов, заставив читателя буквально переживать все обонятельные процессы произведения. Казалось бы, в кино перекочевать роману не суждено. Мелькала фамилия Стенли Кубрика, но с ним в своё время не сложилось. Миновав препятствия, идеи Зюскинда довелось ставить перед камерой Тому Тыкверу…

    18 век. Париж. Котёл запахов. Контраст благовоний и зловоний, на рубеже которого рождается необычный человек — Жан-Батист Гренуй. Отверженный и неприемлемый обществом, он оседает на его дне для того, чтобы спустя десятки лет осуществить свои грандиозные помыслы благодаря своему нечеловеческому таланту чувствовать и играть запахами…

    Любое художественно произведения читатель воспринимает через свою призму. Трудно найти хотя бы двух людей, которые восприняли абзац литературного текста совершенно одинаково. Поэтому мы даём отчёт, что режиссёр — это личность со своими нюансами анализа информации. И его постановочные способности мы как раз и оцениваем через эти нюансы, тем более что речь идёт об экранизации бестселлера.

    Тыквер, должно быть, человек с сильно развитым нюхом. Не так, как у главного героя, но раскрученным до такой степени, что он смог свободно расставить образы и поймать нужные ракурсы для достижения экстаза у зрителя. Свою могучую режиссуру постановщик направляет именно по тому направлению, которое требует специфика переноса текста на экран. Упоению зрителей нет предела, они хотят ещё одну сцену…

    Сценарий, ясно-красно, исключает некоторые сцены и линии, которые имели место быть в самом романе. Но за кадром, в то же время не осталось того, что смогло бы повлиять на раскрытие центральных образов, никаких существенных деталей конфликтов. Тыквер также решил не отказываться от голоса рассказчика. Вероятно, у него и не было выбора. Для того чтобы сделать определённые акценты, надобно прибегнуть к голосу за кадром. Он ведь не раздражает…

    Книжный Гренуй, определённо, был отталкивающий снаружи. В фильме было произведено переосмысление внешнего облика «одного убийцы». Бен Уишоу предлагает зрителю новые решения. Его представление заставляет забыть о том, что могут быть какие — либо несостыковки в образах книжного и киношного серийника. Он изумителен. Быть может, ещё и потому, что лицо актёра ещё совсем «не затёрто». Так или иначе, читательская/зрительская симпатия к убийце Греную была сохранена.

    Если речь пошла об исполнителях, то обязательно вспомню как актёрит Дастин Хоффман. Этот чудила Бальдини, да ещё и в парике, является едва ли ни самым интересным персонажем произведения. Образ попал в нужные руки. Пусть и не долго, но Дастин Хоффман по-настоящему радует своим шоу.

    Том Тыквер бережливо отнёсся к той атмосфере, которую удалось воздвигнуть писателю. От крыс на мостовой Парижа до удивительных полей провинций Франции. Учитывая, что тезис «Красота — это сила» — один из стержней романа, режиссеру пришлось уделять огромное внимание визуальному аспекту.

    Сегодня мы имеем отлично экранизированный памятник постмодерна. Если вдруг у кого-то наличествовал скепсис, то с первыми фразами и кадрами ленты он должен быть похоронен. «Парфюмер» затягивает в себя, буквально делая зрителя рядовым жителем Франции 18-го. То есть, совсем близок потрясный Гренуй, чарующие запахи и дух хладнокровно-гениальных убийств. Мы это не забудем.

    17 сентября 2006 | 10:46

    Кому нужна еще одна положительная рецензия, когда их уже почти 200? Все уже сказано и подмечено. Но пройти мимо все равно нельзя.

    «Парфюмер» Тома Тэквера — эстетическое совершенство. Самый красивый фильм, который мне довелось когда-либо видеть. Может у меня недостаточно кино-опыта, и есть фильмы более прекрасные? Возможно. Но факт остается фактом. История Жана-Батиста Гренуя — это уникальное по своей красоте зрелище. Визуальное, аудиальное, обонятельное. Зрелище беспристрастное. И слава Богу — не пустое!

    Много претензий к режиссеру со стороны прочитавших оригинальную книгу Патрика Зюскинда. За упрощение фигуры Гренуя. За ее очеловечивание. Как человек, не знакомый с «Парфюмером» литературным, но обещающий осуществить это знакомство в ближайшее время, не берусь об этом судить.

    Но Гренуй в интерпретации Тыквера выглядит героем самодостаточным и вполне реальным. Он — идеальный шаблон гениальности. Появившийся на свет вопреки. Прилежный, трудолюбивый, смиренно, но непреклонно идущий к своей сверхцели. Оставляющий за собой шлейф совпадений в виде смертей людей, с которыми ему пришлось столкнуться на своем жизненном пути.

    Вселенная открывает перед ним все дороги и зачищает за ним все следы, чтобы в случае поражения его гения, ничто не могло напомнить миру о существовании Гренуя. Гении-неудачники Вселенной не нужны.

    Ущербный. Не приспособленный к обычной человеческой жизни. Словно в отместку добивающийся совершенства в единственном, на что способен — парфюмерии.

    Переступающий через людей, использующий их как средство для достижения своей сверхцели. Проклятый и униженный в процессе ее достижения, но обожествленный и прославленный после успеха. Как и все гении мира.

    Одинокий. Одиночество — главное проклятие любого гения. Для кого это все? Зачем это все? Если не смотря ни на что эта гениальность не сделает меня человеком, обычным и счастливым.

    Над современным немецким кинематографом постоянно витают два призрака из прошлого. Гитлер и Фрейд. В фильме Тома Тыквера они встречаются и кружатся в невообразимом танце. Насколько ужасном, настолько и прекрасном.

    И за эту красоту и ужас я никак не могу поставить меньше, чем

    10 из 10

    25 апреля 2011 | 11:47

    Литература и кинематограф — это две абсолютно разные вещи. И если их начать сравнивать, то можно провалиться в такое болото, что уже вряд ли удастся выбраться.

    НО!!! Многие именно так и поступают. И не удивительно, прочитав книгу, хочется увидеть то же самое и в экранизации, а такого почти никогда не случается. Это разочаровывает читателей, и они абсолютно не задумываются, что хотят от режиссеров невозможного. На мой взгляд, к этому явлению надо относиться проще.

    Лично мне понравились и книга и фильм. Я согласна с мнением, что Генуй в фильме другой, но это всего лишь интерпретация режиссера, это то, как он сам увидел героя.

    Генуй по своей сути отрицательный персонах. Но эта отрицательность имеет основание. Он родился в полнейшей нищете, его никто не любил, все, к кому он приходил, только пользовались им. Он не умеет ни чувствовать, ни любить, ни сопереживать. Некому было научить его этому. Для него во всем мире существуют только запахи, и ради то, чтобы получить их, он готов отнять жизнь. Самое ужасное, что он даже не понимает, что убийство — это отвратительно, оно превращает человека в животное. Впрочем, он животным и стал. Но меня ничуть не огорчило, что режиссер решил пробудить в своем персонаже другие чувства. Это было интересным решением, так как даже в самом настоящем чудовище где-то в глубине души есть что-то человеческое. Было очень любопытно видеть Генуя таким.

    Теперь подробнее об исполнении. Актеры — шикарны! Даже Станиславский сказал бы — верю. Очень убедительно, красиво…

    Компьютерная графика, оформление фильма — все на высшем уровне. Особенно понравилась цветовая гамма. Такое ощущение, что попадаешь в кошмарный сон, и он с одной стороны притягательный, манящий, а с другой — безобразно отталкивающий.

    Но больше всего меня удивило то, что создателям фильма удалось передать запахи, через картинку и звук. И иногда мне казалось, что я даже чувствую их. Вот она, волшебная сила искусства!

    Так что же выбрать, книгу или фильм? Решайте сами… Но не забывайте, что это два абсолютно разных полюса магнита. У них есть что-то общее, но и различия присутствуют. И каждый из них по-своему прекрасен.

    26 ноября 2011 | 10:57

    Не так давно я имел удовольствие прочитать роман Патрика Зюскенда «Парфюмер», который не то что бы не оставил меня равнодушным, но, даже более того — открыл закрытые прежде ворота, и допустил меня к невиданным мною ранее просторам, что произрастают единственно из мира запахов и чувства обоняния в целом, тем самым завалив меня вопросами, на которые я вряд ли когда-нибудь смогу дать внятный и вразумительный ответ. Именно в таком настроении и с такими мыслями я начал смотреть фильм, ожидая от него той атмосферы, какой была наделена книга.

    Нашему взору предстаёт Париж 18-ого столетия. Город показан нам во всей своей «красе».

    На улицах процветает рабский труд вперемешку с омерзительным зловонием кварталов. И именно здесь, в этом месте, в эпицентре хаоса, гнили и разложения на свет появляется Жан-Батист Гренуй.

    Его здесь не ждали, и если в этом мире он был хоть кому-то нужен, то только для того, чтобы воспользоваться его талантом. Он не такой как все. Самородок. Гений от Бога. Единственный в своём роде. С самого рождения Гренуя этот мир не хотел его принять, он воспылал к нему неприязнью, отвращением и ненавистью. Жан-Батист отвечал миру той же монетой, совершая ужасные преступления и поражая нас эгоистичностью своей натуры, которая ни во что не ставит человеческую жизнь.

    Создателям фильма хорошо получилось перенести на экран мир запахов посредством изображения и звука. В некоторых моментах фильма мне самому казалось, что я что-то улавливаю своим носом.

    Актёры показали нам весьма достойную игру. Очень порадовал Бен Уишоу (Жан-Батист Гренуй). Раньше я нигде не натыкался на этого актёра, но в «Парфюмере» он смог хорошо показать себя. Также впечатляет игра, безусловно, талантливого Алана Рикмана (Антуан Риши). Он всегда радовал меня своими актёрскими данными и этот фильм не является исключением. Так же считаю обязательным поблагодарить Райнхольда Хайлья за великолепное музыкальное сопровождение.

    8 из 10

    13 сентября 2011 | 11:55

    Я прочитала книгу Патрика Зюскинда буквально за три дня до выхода экранизации. Меня просто интересовало, почему все говорят, что книга не экранизируема. После прочтения я убедилась, что сделать что-либо путное из данного материала невозможно. Да и вообще как можно перенести на экран запах, сопровождающийся всего тремя диалогами за книгу? Кроме того, эти диалоги малосодержательны, и особой мысли не несут. В основном книга строилась на мироощущении и переживаниях героя. Для себя я решила, что фильм посмотрю обязательно, и если он мне понравится, я напишу отзыв здесь. Отзыв написан.

    Я даже не представляю, как Тому Тыкверу удалось воспроизвести всё это действо на экран. Это же — картина мирового масштаба, невероятно красивая и… честная. Потому что Том Тыквер не стал врать, не стал использовать дешёвые спецэффекты, не пригласил бездарных, но известных на весь мир актёров. Он сам приложил руку к написанию саундтрека и лично контролировал каждую минуту на съёмочной площадке. Он не просто вписал своё имя в графу «режиссёр» на странице фильма, он показал, каким должен быть истинный режиссёр.

    Актёры прекрасны. Бен Уишоу как никто другой подходит на эту роль. Да, я как и большинство, представляла Гренуя несколько другим, но здесь я увидела не микроба, которого нам описывает Зюскинд (причём с явным пренебрежением), а затюканного человека, пытающегося выжить в жестоком мире, где «его жизнь будет расцениваться ровно настолько, сколько стоит его работа». Низкий мой поклон Бену за то, что он заставил жалеть такого человека. К книжному Греную относишься равнодушно или ненавидишь его, а к киношному испытываешь человеческие чувства. Это подлинный талант! Думаю, многим голливудским актёрам стоило бы поучиться у Уишоу.

    Алан Рикман и Дастин Хоффман — классики кино. Люблю их обоих за то, что они вживаются в каждого своего персонажа, независимо от того кто он: маньяк или бездомный. У Алана Рикмана, на мой взгляд, Антуан Риши — лучшая роль за всю карьеру. Ибо сыграл он на очень высоком уровне. А Дастин Хоффман показал, что его время не прошло, что мелкие фильмишки с банальным сюжетом, в которых он снимался последнее время — просто отдых для души и мозга, и в этой роли он выложился на все сто.

    Рейчел Херд-Вуд. Если приглядеться повнимательней. то можно заметить, что уровень у актрисы ещё довольно низкий. Конечно, всё это в силу возраста, ей же тогда было всего 15 лет. Но сыграла она неплохо, для её возраста это очень большой скачок вверх. Лично для меня Лаура — воплощение вселенской красоты, и у Рейчел получилось это показать. Жаль, что сейчас она стала опускаться вниз, пустилась в пьяные гулянки и сомнительные связи. Она немного скомпрометирована в моих глазах, ведь когда-то была для меня воплощением невинности и чистоты. Я думаю, у всех, кто видел «Парфюмер», возникло такое же чувство.

    Среди красавиц в фильме балом правит, без сомнения Каролина Херферт. Её девушка со сливами — просто искусство. За 7 минут и даже меньше, она сумела показать свой талант по максимуму и для меня стала самой яркой девушкой в этом фильме. Мне лично она запомнилась больше Лауры и мадам Арнульфи, которым выделилось больше экранного времени.

    Джессика Шварц глубоко мне неприятна. Она сыграла Натали, девушку лёгкого поведения. К сожалению, во всех фильмах она играет именно таких девушек. Но за то, что она вызвала у меня отвращение, её стоит похвалить. Почему? Да потому, что актёр не вправе называться актёром, если зрители относятся к нему равнодушно. К настоящему таланту люди должны питать какое-либо чувство, пусть даже негативное. Это значит, актёр заметен.

    До сих пор удивляюсь, как Тому Тыкверу удалось снять финальную сцену на площади. Это даже не поддаётся описанию или критике, это просто шедевр! Тыквер ещё раз доказал, чем должен заниматься настоящий режиссёр.

    Очень понравились многие авторские ходы в фильме. Например, розы освежались лопатой. Довольно интересная комбинация. Очень понравилась сцена в пещере. Если книжная сцена меня покоробила, то киношная, наоборот, понравилась. Снято очень интересно и искусно. Не могу не отметить игру в прятки. Мне очень понравились съёмки лабиринта и «побегушек» в нём.

    Конечно, многие сцены в фильме не были показаны (или даже сняты). Например, жизнь Гренуя у доктора после пещерного существования, он стал буквально подопытным кроликом для учёного. Хотя те, кто читал книгу, пойму о том, что я скажу: даже когда читаешь книгу испытываешь невероятное отвращение при этой сцене, а на экране это смотрелось бы очень противно, ибо нельзя сделать из грязи конфетку и преподнести полумёртвое состояние Гренуя красиво.

    Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему фильму не дали «Оскар». Нет, у него и так много наград, но главной нет. Почему? Хотя это в очередной раз доказывает, что наличие наград — самое последнее, на что надо обращать внимание при просмотре фильма.

    Я считаю, что Тыквер совершил невероятно сложным поступок. Поругать его не за что, а вот похвалить… Да стоит только хвалить, хвалить, хвалить… Навряд ли ли кто-то решится побить экранизацию Тыквера, если только какой-нибудь глупый начинающий режиссёришка с большими деньгами, и то лет так через пятьдесят, когда «Парфюмер» введётся в классику мирового кинематографа, а последнее произойдёт, несомненно.

    Вспомните, мэтр Бальдини сказал: «Запах — душа существа». Так же и фильм «Парфюмер: История одного убийцы» — частичка души мирового киноискусства. О нём не забудут, о нём будут говорить, его будут ругать, хвалить, недоумевать по поводу актёров, уважать режиссёра… Это в очередной раз доказывает, что это не фильм — это шедевр. Браво!

    27 мая 2009 | 11:09

    В чьей-то жизни доминирует семья, в чьей-то — работа. Кто-то проявляет себя в искусстве, кто-то лишь ищет себя. Но каждым из нас движет любовь. Всеобъемлющая, не знающая границ. Любовь дает стимул жить, стимул верить в будущее, когда верить больше не во что. Она проявляет себя по-разному, но она была, есть и будет. У всех. Во все времена.

    О чем этот фильм? Опять же — о любви. О любви к ароматам.

    Главный герой любил, искренне, больше всего на свете — запахи. В своем стремлении создать идеальный аромат, он убивал, он жертвовал и приносил в жертву. Запахи были его жизнью, были частью его самого. Весь мир был для него ароматом, и каждая частичка мира пахла всегда по-новому.

    Любовь требует жертв: герой приносил в жертву невинных девушек, стремясь найти последний компонент идеала. И он нашел. Но найдя лучший аромат, Жан Батист Гренуй не был счастлив, ведь сердце его, каменное, не пожалевшее невиновных — не смогло полюбить. Он не смог быть любимым так же — он был слишком… Другим. Он желал любви, но последствия поиска лучшего аромата были плачевны. Зверь, живущий среди людей, не знающий сострадания, имел ранимое сердце и тонкую оболочку души. И осуществив свою мечту и цель, он так и не смог стать человеком. Две крайности одной личности боролись между собой, но сердце, не знающее добра и материнской ласки, все же отдалось единственной мечте. А что же любовь? Любовь, простая, человеческая — отошла на второй план.

    Фильм — порождение гениальности в ее чистом виде, рассказывающий о терзаниях души жестокого убийцы. Каждый кадр — произведение искусства, каждый актер — Актер с большой буквы. Все это подобрано искусно, словно создавая собой гармонию, и вместе с тем — противостояние. Посмотрев это кино, ты даже не сможешь прочувствовать до конца всю мораль картины — столь она глубока и многогранна. Это шедевральное произведение, не подчиняющееся законам и словам. Этот фильм подчиняется чувствам. Без слов, без мыслей. Чувствам — и только.

    10 из 10.

    20 февраля 2011 | 08:31

    Чтобы не растекаться по древу на 300 страниц (писать о «Парфюмере» действительно можно долго), я лучше разберу этот букет на составные части. На ингредиенты.

    Как учил молодого Жана-Батиста Гринуя мэтр Бальдини, хорошие духи должны состоять из четырех аккордов. Первый — головной аккорд, тот, что сразу ударяет в голову и создает первое впечатление. Второй — аккорд сердца, тот, что приходится по нраву. Третий — опорная нота, несущая в себе основное содержание аромата. И четвертый — послевкусие.

    Первый аккорд «Парфюмера» бьет мощно. Жестокое и неприглядное детство Гринуя, погружение в его мир, восприятие объектов реальности его глазами — увертюра удалась на славу. Сцены, где Жан-Батист еще мальчиком лежит на стволе упавшего дерева и принюхивается к копошащимся в пруду лягушкам, а потом, уже повзрослев, впитывает в себя вихрь ароматов на многолюдной парижской улице, без дураков, бесподобны. Если и можно было как-то экранизовать историю о запахах, то только так.

    Первый аккорд — 9/10. Не 10 только потому, что вначале совсем жесть идет.

    Представив экспозицию, режиссер Том Тыквер переходит к развитию действия. Второй аккорд, сюжетный, по задумке должен был получиться триллером. Материал-то действительно триллерный. Однако, когда фильм изначально предельно эстетичен, динамику обеспечить просто нереально. История рассказывается неспешно, со смакованием 99% деталей, и, в целом, выглядит достаточно предсказуемо, а порой и затянуто. К тому же, «чувствовать» ароматы зрителю становится гораздо сложнее: от кишащей различными запахами улицы Гринуй переходит к работе в лабораторных условиях.

    Второй аккорд — 5/10. Если в середине фильма вас потянет разок-другой зевнуть и потянуться, ничего страшного. Самое главное — впереди.

    Опорная нота. Все-таки без нее флакон «Парфюмера» был бы на 2/3 пуст. Ведь большую часть из своих 147 минут фильм выглядит дипломной работой оператора, художника по цвету и декоратора. Где же содержание, спросите вы? Где философская идея? Где моральные акценты? Где психологический портрет главного героя, наконец? Все это начинается ровно за 17 минут до конца. И выплескивается на зрителя настолько бурным потоком, что расставить все по пунктам не представляется возможным. Однако, на размышления, безусловно, провоцирует. А сам протагонист из просто «странного чувака» превращается в подлинно драматического персонажа. За что тоже респект.

    Третий аккорд — 9/10.

    И, наконец, послевкусие. Именно оно навело меня на мысль, что Тыквер задумал перенести запахи на экран путем создания духов из своего собственного фильма. Что ж, если дело обстоит действительно так, то можно снять шляпу перед изобретательностью режиссера.

    Одним словом, послевкусие «Парфюмер» оставляет. И еще какое. По субъективным впечатлениям — 9/10.

    (9+5+9+9)/4 =

    8 из 10

    28 сентября 2011 | 13:24

    «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…»

    (Бытие 8:21)


    - Что-то не так с Гренуем. Нам нужно поговорить о нем. Об оборотнях и коже, в которой они живут, их временном пристанище. Нам нужно поговорить о Луне — липкой и плавкой, как жир ложащейся на эту кожу и делающей ее столь податливой; жир, вбирающий запах — страха, похоти, материнской ласки… Об анфлераже чувств, как джинн они заточены в бутылку, этот джинн скоро вырвется и принесет много сладкой боли. Нам нужно поговорить об этой боли, о человеческой оболочке, которая не может ее вместить, о великой боли Предназначения. Давай поговорим об этом.

    -Ты знаешь какого цвета слово «конгрегация», малыш? Оно серое, со стальным отливом. «Польша» — слово белое и воздушное, точно крем, «вожделение» — зеленое, как глаза дьявола на старой гравюре, «энциклопедия» — матово-алое, с прожилками брауни. Я не помню, когда я понял, что слова имеют цвет, так было всегда. Твой герой тоже всегда знал, что все имеет запах. «Карта запахов Парижа» — славное было бы название, если бы его не запатентовали, пусть даже в будущем, впрочем, для меня это не имеет значения. Давай поговорим о нем. О Бене Уишоу, сыгравшем его роль. О его паукообразных движениях и походке, ломкой как у марионетки. Ты должен очень хорошо понимать, что Гренуй Зюскинда и Гренуй Тыквера — разные люди. Первый — это ницшеанский сверхчеловек, волею судьбы проснувшийся в теле французского клошара, второй — это чистый Потенциал гения, само Ощущение, вшитое в хрупкую человеческую оболочку, Ощущение, способное стать Фантазией, способной практически на все, а потому смертельно опасной. Ощущение, которое не является ни плохим, ни хорошим, оно просто есть, существует, не несет никакого смысла и является частью реальности, свободное от всего остального. Думаешь, почему его сыграл этот хрупкий гомосексуальный мальчик? Это идеальный андрогин, свободный от любых условностей — пола, возраста, эмоций, характера. Он как воск, впитывающий любые запахи, а свой приобретающий только при гниении. Ты думаешь, он позволил бы себе сгнить?

    Давай поговорим о Тыквере. О его любви к рыжим девочкам, останавливающим время. Запах — в первую очередь категория прошлого, след, оставляемый в пространстве и памяти, ничто другое так не возвращает в любой момент пережитого. Поговорим о его любви к перфомансу, похожему на кукольный театр — яркий макияж, кричащие краски, световые блики, создающие самые странные акценты там, где ты и не подумал бы о необходимости акцентирования. Мальчики, девочки, старые, молодые, — они все одинаковые, их грим расточителен, они похожи на клоунов, похожи друг на друга, их отличают такие мелочи, на которые просто стыдно обращать внимание. Тыквер так и сделает в «Облачном атласе» — перестанет это внимание обращать. Он сделал так и в «Парфюмере» — только тонкий, ломкий мальчик, покрытый грязью и пренебрежением окружающих, выделяется на фоне человеческих и предметных декораций. Сухой кокон, обнимающий метущихся внутри бабочек, готовых вырваться на волю, чему, кстати, никогда не случиться. Ты знаешь как это — удерживать бабочек внутри? Когда каждая из них несет каплю хаоса, когда они мечутся в пространствах твоей души, похожей на тусклую, маленькую комнату, когда этот хаос собирается в систему, становящуюся чем-то отдельным от тебя, чем-то, что требует выхода?

    Ты считаешь, он нес зло? Есть вещи, ради которых стоит убивать, малыш. Давай поговорим о них, поговорим о бабочках, сложившихся в совершенный узор. Выпустить их можно только одним способом — создать нечто по ту сторону себя. И он создает. Зюскинд разжевал его мысли, препарировал его чувства, заставил его быть понятым. Нет, Тыквер так не делает, голос за кадром так же сух, как страницы книги, которую ты листаешь сейчас в поисках понимания. Там один художник, а здесь, на съемках, уже два. И это уже другие бабочки, и другой узор. Гренуй создал запах, Зюскинд — слова, Тыквер — цвет. Синестезия. Совместное чувствование. Только на этот раз не замкнутое в одном человеке, а переданное через систему зеркал. Давай поговорим об оборотнях, о том, что будит в них Луна. О том, что я говорю тебе сейчас, тебе, мое отражение в амальгаме. В этом фильме нет абсолютно ничего, кроме цвета запаха.

    Неужели ты не чувствуешь его прикосновение?

    19 апреля 2016 | 17:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>