В шахтерском округе Харлан, расположенном на окраине Кентукки, намечается пока еще мелкая стачка. С одной стороны шахтеры хотят вступить в профсоюз и подписать новый выгодный для себя контракт. А с другой – руководство угольной компании срать хотело на хотелки быдла, а чтобы те особо не ерепенились, боссы под себя ставят местную полицию, суды, «титушек» и старых добрых штрейкбрехеров. Но и шахтерская тусовка, к которой примыкают жены, тоже с тем еще стержнем. Так начинается многомесячное противостояние, за которым внимательно следит документалистка Барбара Коппл.
А 30-летняя дебютантка Барбара Коппл, надо сказать, наскирдовала очень недурственный материал. Девчушка не совсем сумела выдержать темп, да и сама проблематика, поднятая в фильме, несколько раз витиевато размывается. То Коппл следит за шахтерской стачкой. Затем вдруг перемещается на федеральный уровень и уже рассказывает о разборках в профсоюзах. Затем попускается и снова возвращается в округ Харлан к своим горемычным шахтерам. И да, некоторые сцены мне кажутся постановочными. Вроде той, где главный вышибала, типа не видящий камеры, начинает рассказывать своим бандюганам, что «ребята, мы их сегодня только напугаем». Или диалог рядового шахтера с копом в Нью-Йорке, где оба делятся информацией о своих доходах и вроде как тоже не замечают, что их снимают. В общем, не все в этом фильме ровно и достоверно.
Но зато в выборе отдельных сцен Коппл сильна. Барбара умеет выискивать и колоритных персонажей, и монтировать смачные эпизоды. Вот высоченный коп смотрит глаза в глаза шахтеру на дороге, выискивая только предлог, чтобы запаковать бунтовщика. А вот бабы-активистки уже срутся между собой, рассказывая, кто с кем спит, а кто просто просыпает пикеты. Или вот похороны убитого шахтера – такое не сыграешь, и когда мама погибшего перед открытым гробом падает в обморок – это реально страшно. А чуть раньше его коллега показывает на дороге белое вещество – мозги еще живого шахтера – и комментирует, как прямо сейчас их растаскивают муравьи. Наконец, режиссер не только отображает историю, но еще и с помощью своих нарезок показывает, что кто бы не возглавил профсоюз, в итоге становится ближе к богеме, нежели к простолюдинам. А шахтеры? Шахтеры всегда остаются один на один со своими страшными женами и муравьями на дороге, которым иногда перепадают чьи-то не шибко умные, но зато точно пролетарские мозги.
Документалка хоть и левацкая, и во многом конъюнктурная, отображающая предпочтения киноакадемиков 70-х, но однозначно небезынтересная. И глядя на это кино, лучше усваивается ленинский тезис о том, что пролетарии всех стран несчастны одинаково.
Пикет на мосту, когда по тебе стреляют из пулемета
Шахтеры требуют от компании заключить коллективный договор с народным профсоюзом, требуют достойных зарплат и безопасности труда. Реалии их жизни — это профессиональная болезнь шахтёров «чёрные легкие», высокая смертность от катастроф и взрывов, и нападающие на пикеты наемные гопники с оружием.
Фильм снят прямо изнутри забастовки, это не просто нарезка хроники, а живое кино, где съёмочная группа — тоже участники событий. Поэтому мы видим множество мелких деталей жизни, быта и борьбы шахтёров, слушаем их речь. Просматривая этот фильм, вы точно выучите слово «скэб» — штрейхбрейхер. Рабочие и их семьи устраивают пикеты, переграждают дороги, чтобы не допустить в город скэбов, а полиция винтит их. Помимо полиции, некоторые неудобства доставляет пулемет:
- Утром у нас будет пикет. И мы надеемся, что это будет большой пикет. Все будет устроено немного иначе, чем в последний раз, потому что это не дело — проводить пикет на мосту, когда по тебе стреляют из 30-миллиметрового пулемета.
Есть запоминающийся момент: профсоюзное собрание, и на нем — исполнение песни «На чьей ты стороне», её автором была Флоренс Риз, жена шахтера из округа Харлан, она и поет в фильме. Именно она сочинила эту песню, а вовсе не Пит Сигер, хотя в его исполнении песня стала наиболее известна. Вообще в фильме выдающийся саундтрек, в нем звучат рабочие песни в стиле блюграсс, сочиненные специально по случаю той забастовки.
В целом фильм не зря заслужил свой «Оскар» и стал классикой пролетарского кино, как «Норма Рэй» или «Мэтуон». Вот пример фрагмента: два парня показывают оператору место, где застрелили их приятеля несколько минут назад:
- Выстрелили в лицо из дробовика.
- Кто стрелял?
- Чертов скэб. Билл Брюнер. Вот мозги лежат. Пацан пытался что-то сделать. Боже, вот что скэб с человеком может сделать, если ему позволить. Вон, муравьи растаскивают человеческие мозги… пока он там в госпитале умирает. Может ему там все к чертям отстрелили.
В 1972 году в округе Харлан (штат Кентукки) шахтеры устроили забастовку против компании «Duke Power». Их возмутили низкие зарплаты, нечеловеческие условия для жизни и невозможность заключить контракт с Союзом шахтеров Америки (UMWA). Вскоре простой протест перерос в локальную войну рабочих с властями и компанией, которая привела к человеческим жертвам.
Изначально режиссер этого документального фильма Барбара Коппл планировала сделать подробный документальную работу о движении «Шахтеры за демократию» и его конфликте с президентом UMWA Тони Бойлом. Однако вскоре Барбара сфокусировалась на забастовке в Харлане и решила сделать упор именно на нее в своей картине. Удачный выбор, принесший режиссеру Оскар в номинации «Лучший документальный фильм», ибо история простых людей цепляет куда сильнее, чем политические интриги «больших дядек».
«Округ Харлан, США» на удивление цепляющий фильм. Казалось бы, каким боком меня, современного российского жителя, должна зацепить история американских шахтеров 70-х годов? Оказалось, что все тем же: стремлением людей жить в нормальном цивилизованном мире, где уважался бы и ценился труд людей. Побывав во многих европейских странах, я всегда удивлялся нежеланию их жителей работать. Причем на вполне нормальных, безопасных и достаточно неплохо оплачивающихся (по сравнению с Россию) должностях. Но нет, они будут сидеть до последнего на пособиях, пока их страна разоряется. В фильме же я увидел людей, готовых ежедневно рисковать собой на адски тяжелой работе, и мне понятно их желание получать побольше, иметь хорошую пенсию и медицинскую страховку.
Интересно, что в картине отсутствует авторский голос, т.е. нет закадрового текста. Причем я не скажу, что Коппл показывает нам только одну сторону. Нет, в фильме есть интервью и с полицейскими, и со штрейкбрехерами, и архивные записи выступлений Бойла и директора «Duke Power». Однако когда слышишь всякий бред про то, что профсоюзы могут создать коммунистическую угрозу в стране, а работа в угольных шахтах не приносит вреда здоровью, хочется верить почему-то простым рабочим. В этом мастерство хорошего документалиста: сделать нейтральный фильм, но смонтировать и снять его так, чтобы было очевидно, на чьей ты стороне.