всё о любом фильме:

Черная книга

Zwartboek
год
страна
слоган«Храбрость, чтобы сопротивляться, сила духа, чтобы выжить»
режиссерПол Верховен
сценарийГерард Сутеман, Пол Верховен
продюсерЕрун Бекер, Теун Хилте, Сан Фу Малта, ...
операторКарл Вальтер Линденлауб
композиторЭнн Дадли
художникУилберт Ван Дорп, Роланд Де Гроот, Корнелия Отт, ...
монтажЙоб тер Бург, Джеймс Херберт
жанр триллер, драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Нидерланды  1.06 млн,    США  639.3 тыс.,    Испания  176.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время145 мин. / 02:25
Номинации (1):
Вторая мировая война. Рахиль Штайн — немка еврейского происхождения. Спасаясь от фашистского геноцида, она находит пристанище в Нидерландах, где присоединяется к движению Сопротивления. Рахиль непременно должна найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья. Отныне месть — смысл ее жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
114 + 36 = 150
7.1
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма родилась у режиссёра Пол Верховена и сценариста Херарда Сутемана во время подготовки к съёмкам «Солдат королевы» (1977). Вместо того чтобы внедрить дополнительную сюжетную линию в картину, они решили создать в будущем самостоятельный фильм, работа над сценарием которого шла на протяжении почти двух десятков лет.
    • Работа над фильмом была на грани полного срыва в 2004 году, когда ряд зарубежных компаний так и не выполнил свои обязательства по финансированию проекта. Производство было возобновлено только осенью 2005 года, когда необходимый бюджет в 16 млн евро всё-таки был обеспечен. Более 2 млн евро из этой суммы внесли различные голландские общественные организации и министерство образования и культуры. Из-за столь серьезной задержки у продюсеров оставалось немногим более двух месяцев непосредственно на съёмочный процесс.
    • С бюджетом в более чем 16 миллионов евро фильм стал самым дорогим проектом за всю историю голландского кинематографа.
    • Фильм был выдвинут от Голландии на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке, прошёл в шорт-лист из девяти претендентов, но остался за бортом финальной пятёрки номинантов.
    • Многие актёры в киноленте разговаривают более чем на одном языке. Сложнее всего пришлось Кэрис Ван Хаутен, которая разговаривает на четырёх разных языках. В большей части фильма она говорит на родном голландском, в сценах в Израиле на иврите, с немецкими солдатами на немецком и с канадскими военными на английском.
    • Серьёзная задержка в производстве фильма повлекла за собой то, что исполнительница главной роли Кэрис Ван Хаутен уже дала согласие сыграть в театральной постановке. Театральная компания подала иск к продюсерам фильма, требуя компенсацию за перенос объявленной пьесы, и получила 60 тысяч евро в качестве возмещения понесённого ущерба.
    • Роль лидера сопротивления Гербена Куйперса первоначально должен был сыграть Гийс Шолтен ван Ашат, но из-за вынужденной задержки с производством фильма актёр оказался занят в театральной постановке. В поисках подходящей замены режиссёр обратил внимание на Дерека де Линта, с которым уже работал ранее 28 лет назад на съемках «Солдат королевы».
    • Многим членам съёмочной группы пришлось прождать более года для того, чтобы получить причитающийся им гонорар за проделанную работу, поскольку продюсеры полностью израсходовали все средства ещё до того, как производство было полностью завершено.
    • Самая масштабная в фильме сцена освобождения Гааги была снята с привлечением более чем 1200 человек массовки.
    • Одновременно с фильмом 1 сентября 2006 года вышла его новеллизация, которую написал голландский писатель Лоренс Аббинк Спайнк. Книга сопровождалась иллюстрациями в виде кадров из фильма и послесловием режиссёра Пола Верховена и сценариста Херарда Сутемана.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 908 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не очень люблю фильмы на военную тематику. Но этот мне очень понравился.

    Рахиль Штайн, еврейская девушка, красивая и голосистая, прячется от немецких солдат. Однажды её находит один немец, и, выдавая себя за доброжелателя, предлагает помощь в перевозке евреев в безопасное место. Она и её семья должны были взять самое ценное, что у них есть, и отправиться в путь. Однако то была коварная уловка корыстных немцев. Они расстреливают доверившихся им евреев и забирают их деньги. Однако Рахиль Штайн удаётся спастись. И теперь её главная цель — выжить любой ценой и отомстить за свою семью.

    Первый и главный плюс фильма — это динамично развивающийся сюжет. События происходят с нужной скоростью, что и отличает этот фильм от других военных фильмов. Второй плюс — это главная героиня, красивая и умная. Чтобы спасти себя ей приходится менять имя и цвет волос, притворяться мёртвой, использовать свою сексуальность, не поддаваться обуревающим чувствам. Это лучшая роль Кэрис ван Хаутен. Я видела её еще в фильмах «Чёрная смерть» и «Игра престолов», но там она играет отрицательных и до конца не раскрытых персонажей. Порадовал также и Себастьян Кох в роли благородного и мужественного немецкого офицера. Третий плюс фильма — оригинальная и непредсказуемая концовка.

    В моих глазах это лучшая работа Пола Верховена. Даже легендарный «Основной инстинкт» я ставлю на уровень ниже.

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 16:04

    В целях практики языка приходится однако смотреть голландско-фламандские фильмы. И зачастую это даже не так ужасно.

    Поэтому хочу всем порекомендовать фильм ZWARTBOEK\Черная книга известного голландского режиссера Пола Верховена ("Вспомнить Все», «Основной Инстинкт»).

    Фильм рассказывает о еврейско-голландской девушке во время Второй Мировой Войны, которая теряет всю свою семью и пытается вначале просто выжить в оккупированной Голландии, а потом и отомстить тем, кто погубил ее родных.

    Причем, я абсолютно уверена, что фильм понравится и мужской и женской аудитории, потому что Черная Книга — смесь женского романа (в лучшем своем проявлении, вроде «Унесенных Ветром») и детективного саспенса и акшена. Но лучше я ничего больше не буду рассказывать — а то вам будет не интересно. Могу сказать только, что конец будет неожиданным

    Актриса Кэрис Ван Хаутен не только талантлива, но и очень красива. Не удивительно что режиссер активно демонстрирует ее прелести на протяжении всего фильма.

    Также понравилась «подружка» главной героини. Пока героиня Кэрис Ван Хаутен попадает из одной неприятности в другую, «подружка» живет себе абсолютно припеваючи что «под» фашистами (как в прямом так и в переносном смысле), что «под» американцами, которые приходят им на смену….

    В общем, прекрасно сделанный качественный фильм, который стоит обязательно посмотреть!

    11 марта 2009 | 14:32

    После двадцати лет своей успешной голливудской карьеры режиссер Пол Верховен вернулся на родину, чтобы снять одновременно самый высокобюджетный и самый кассовый фильм Голландии «Черная книга». Это не только возвращение автора в родные пенаты, но и возвращение к старой теме, поднятой им в одном из первых своих фильмов — «Оранжевом солдате»: участии Нидерландов во Второй мировой войне и движению Сопротивления в этой маленькой стране. Замысел «Черной книги» Верховен вынашивал двадцать лет и в итоге воплотил его наилучшим образом.

    Данная лента является ярко выраженной квинтэссенцией стиля Пола Верховена. В ней есть прекрасные обнаженные тела, картина просто наполнена сексуальностью. Присутствуют жесткие сцены откровенного, но вполне оправданного сценарием насилия. Фильм держит в напряжении и внимании до самого последнего момента, ведь в некоторой степени это ещё и детектив, а не только военная драма. И, наконец, как и в любых других своих фильмах, режиссер поднимает важные социальные проблемы, причем абсолютно не навязывая собственное мнение зрителю. Он выступает скорее как бесстрастный иллюстратор. Но о чем же, собственно, этот фильм? Он об интересной череде событий, которую мы иногда называем жизнью.

    Разве жизнь — это не череда потерь?

    Центральный персонаж произведения — голландская еврейка Рахиль Штайн или Эллис де Фриз — имя, под которым ей приходится скрываться. Её роль исполнила Керис ван Хаутен. О, божественная Керис ван Хаутен! Все свои роли она наполняет женственностью и предельным реализмом. И данный персонаж — это идеал или символический образ, а может и вполне истинное отражение Женщины с большой буквы. Женщины, которая будет много страдать. Она потеряет за фильм семью, возлюбленного, Родину. Но будет находить в себе силы не унывать и не плакать, даже когда этого очень хочется. На каждый вызов судьбы она отвечает взглядом исполненным смелостью и ненавистью.

    Разве жизнь — это не череда предательств?

    Поиск предателя в рядах движения Сопротивления — основная сюжетная линия фильма. При некоторой доле внимательности зритель сможет вычислить его приблизительно к середине картины. Но тема предательства дана в фильме шире. Прелестную героиню окружают интересные мужчины, сыгранные Себастьяном Кохом, Томом Хоффманом, Дереком ванн Линтом и другими. И все они, так или иначе, предают её, хотя не всегда в прямом смысле. Они предают её веру, надежды, убеждения. Они используют её для своих, пускай и благородных, целей. Они готовы поверить ложному навету на неё. Героиню предает народ и страна, к которым она принадлежала. Но Рахиль, вопреки всему, остается верной самой себе. Даже облитая помоями она выглядит более достойно, чем её мучители. И именно благодаря своей искренности и отваге она никогда не потеряет друзей и верных товарищей.

    Разве жизнь — это не череда войн?

    Сквозной линией фильма проходит война в Нидерландах. Режиссер фрагментами показал, казалось бы, всю исчерпывающую информацию по этому вопросу. И героизм, и трусость, и голод, и коллаборационизм. Но главное, что смог передать автор, так — это абсурдность войны как таковой, ситуации, где враг оказывается ближе, чем соратник по борьбе. Где освобожденные оказываются не менее жестокими, чем их мучители до того. Где победители соглашаются исполнить приказ бывшего генерала капитулировавшей армии. Где монархисты и коммунисты вынуждены действовать в одном отряде Сопротивления. Где нотариус и проститутка оказываются честнее героя войны. И где катафалк одновременно может быть и дорогой к спасению, и дорогой к могиле. Но самый главный абсурд в том, что война ведется ради мира. Но достижим ли это мир? Вой сирены и крики приказов в конце картины говорят об обратном.

    Разве жизнь — это не череда обретений?

    Рахиль многое потеряла, но и многое обрела. В финале мы не видим её сломленной или одинокой. У неё есть муж, дети, и новая Родина. Она всё также весела и смело смотрит в лицо как прошлому, записанному в черную книжечку аккуратным почерком, так и будущему, которое будет судя по всему не менее тревожным. Груз испытаний не тяготит её, но лишь придает мудрости взгляду прекрасных глаз. Она идет к своему счастью не смотря ни на что. И мне кажется, что это так по-женски: идти по жизни вперед с высоко поднятой головой вопреки опасностям окружающего мира.

    Есть надежда, пока мы живы (с).

    7 июня 2012 | 17:02

    «Черная книга» очень похоже на то кино, где из попсы делают такую же попсу, только в более броском стиле. И если глазу есть за что зацепиться, то изюминка… А где же она?

    Как пример на ум приходит «Сенсация» Аллена, именно как пародия на поп-кино. Но там был его величество гений (Вуди Аллен), который по ходу изорванного в клочья от востребованности сюжета, «проносил» своё гениально-комедийное кино. Верховен конечно пару раз зрителя улыбнул, но в основном проповедовался его стиль жесткого воспроизведения жестких событий.

    В «Черной книге» ярко выражены, как мне показалось, две идеи. В первой половине фильма акцентировано внимание на том, что фашисты — совсем не роботы под гипнозом своей идеологии, а обычные ЧЕЛОВЕКИ. А потом зрителю парадоксально показали, что все люди могут на определённом этапе стать банальными фашистами.

    Резюмируя, скажу, что понравилось «изобразительное искусство» по Верховену и два вышеупомянутых перевоплощения, в остальном — фильм-середнячок, которым автор обозначил «новый-старый» стиль, постепенно вырисовывавшейся в современном кинематографе.

    7 из 10

    24 апреля 2009 | 15:26

    Неимоверное множество снято фильмов о самой страшной войне в истории человечества. В каждом из них показана ТРАГЕДИЯ наций, стран, народов, семей.

    Но фильм Пола Верховена не столько о войне. Он, на мой взгляд, больше о судьбе женщины и женской роли в деле победы над всем отвратительным и ужасным, что только может быть в мире. О силе женской души и мужестве женской воли.

    Фильм заставляет понять, что все современные проблемы даже не могут быть поставлены на одну планку с тем, что пришлось пережить хрупкой, удивительно красивой девушке в те тяжелые годы…

    4 декабря 2008 | 22:11

    Заметно, что фильм снят талантливым режиссером. Легко смотрится, не замечаешь, как пролетели более 2-х часов экранного времени. Очень занимательный и хорошо закрученный сюжет соответствует жанру триллера. Хорошо подобраны актеры, особо понравилась исполнительница главной роли.

    Пол Верховен, на мой взгляд, один из немногих режиссеров, который кичевый стиль блестяще использует как художественный прием, хотя, казалось бы, что кич и творчество вещи несовместимые. Ранее эта взрывная смесь была нам впервые представлена в Верховенской ленте «Шоугелз».

    В «Черной книге» элементы кича и гиперболы используются автором во многих сценах. Например, в эпизодах народного гнева против коллаборационистов, в эротических сценах и во многих других. Все это, безусловно, придает увлекательность, о которой говорят зрители.

    А вот, на сколько это соответствует исторической достоверности? Здесь меня берет большое сомнение. Движение сопротивления, борьба с фашизмом, показанные в фильме, служат только фоном к захватывающему действию на экране, и на историческую правду, думаю, претендовать не могут.

    8 из 10

    17 апреля 2007 | 12:52

    Да… Да… Да… И опять… и снова кинорежиссеры всего мира возвращаются к этой изъезженной до умопомрачения теме.

    Войну вообще выиграли евреи и американцы. А вы разве не знали??

    На этот раз режиссер полупорнографических киношек вроде «Шоугерлз» и незатейливых боевичков вроде «Звездного десанта» решил взяться за сУрьезные вещи. О как!

    «Хватит с меня, — подумал режиссер, — получать ежегодно «золотую малину»! Не хочу я больше работать на Голливуд! Сниму-ка я лучше для родной Голландии самый дорогой в ее истории фильм! ДОРОГОЙ! Вот что главное! Надо шоб ДОРОГО и БАГАТО было!»

    И что вы думаете? Снял! Более того! Даже получил за него награды!

    Что же предстало пред очами заинтересовавшихся зрителей? Увы, как я уже сказала, ничего нового или экстраординарного.

    Все типично. Война. Женщина-еврейка. Ее месть. Ее Любовь. Ее обнаженная грудь.

    Сюжет предсказуем почти с самого начала и до конца. Разве что предателя вычисляешь где-то на втором часу просмотра, но к этому времени все это уже становится слишком неважным. Тебе уже плевать на предателя и хочется лишь поскорее смыться из кинотеатра, ибо фильм растянут жутко.

    Кино снято «вкусно», красиво. Спору нет. Однако во время просмотра не покидает ощущение того, что тебе рассказывают неправдоподобную сказку. Куча несостыковок. Масса ляпов. Еврейка, у которой непонятно почему голубые глаза, нестриженые офицеры СС, ПОЛНЕЙШЕЕ отсутствие дисциплины в их рядах, хотя такого не могло быть по определению, подслушивающие устройства в кабине главного (!) нациста, перестрелки из автомата в узком коридоре. Словом, голливудский бред.

    Фильм нужно рассматривать по-простому, как детектив. Стрельба, погони, шпионы. Это не драма. Драму в глазах героини, увы, мне увидеть не удалось. Образы остальных героев тоже весьма однобоки, примитивны. Они как картонные декорации: яркие, но только с фасада.

    П. С. Зато отлично раскрыта тема голых теток и дядек.

    Ах, да! Еще у героини было оффигенное красное платье! Этим мне больше всего запомнился фильм

    26 августа 2009 | 16:21

    Отличный фильм! Рассчитанный на самую широкую аудиторию — за исключением детей, естественно. Смотрится на одном дыхании, хорош и как боевик и как детектив. Да и в плане мелодрамы неплох. Единственным — небольшим — минусом является некоторый натурализм.

    Верхувен молодец, что вернулся в Европу, так как Голливуд сейчас кроме римейков ни на что не способен. В общем, все переключаемся на европейское кино! А фильму -

    9 из 10

    11 февраля 2007 | 23:20

    Фильм, несомненно, хорош. Используя классическое противостояние «свои» — «чужие», он легко и ненавязчиво проводит зрителя через все хитросплетения сюжетной линии, заставляя сопереживать, волноваться и искать, искать, искать. Кто? Зачем? Эти вопросы не дают покоя, но интрига сохраняется до самого, победного во всех смыслах, конца. В этом и заключается основная заслуга создателей фильма, ибо держать зрителя в напряжении два с половиной часа — дело непростое. «Черная книга», что ни говори, с этим справилась блестяще.

    Пол Верховен, известный своим трепетным отношением к оголенному женскому телу, не изменяет себе и здесь — груди, лобки и филейные части Карис ван Хутен настойчиво мелькают на экране, удовлетворяя потаенные вуайеристические наклонности именитого режиссера. Фильм от этого, конечно, не теряет, но и не приобретает. Так, — благородная патина легкого порно, обязательного для европейского авторского кино. И не более.

    8 из 10

    28 июля 2007 | 05:39

    Вернувшись на родину после затяжного трипа по голливудским просторам, на которых за ним остался след из культовой фантастики и раздвинутых ног Шерон Стоун, Пол Верховен снимает «Чёрную книгу» — давно задуманный проект о борьбе голландского Сопротивления с немецкими оккупантами во времена Второй мировой. Используя анонсированную тематику в виде некоего фундамента, именитый постановщик отнюдь не стремится придерживаться её в качестве основного лейтмотива повествования. Его фильм с первых минут начинает кружить вокруг одного единственного человека, вынужденного не просто бороться, а приспосабливаться, идти по течению и выживать доступным способом. Еврейка Рахиль Штайн, потерявшая своё убежище в результате случайного попадания бомбы, а затем и всех родных, потому что наивно доверилась в то время, когда доверять никому нельзя, перекрашивается в блондинку и берёт новое имя, чтобы притвориться своей среди чужих. Примкнув к Сопротивлению (неважно как, условности превалируют), девушка со временем умело использует собственные навыки в борьбе на благо отечества, вот только всё не так просто, как кажется на первый взгляд, и клубок интриг будет запутываться только сильнее.

    Кажется, что в самом начале своей картины Верховен делает лишний шаг, уже на первых минутах демонстрируя чистое и светлое послевоенное будущее главной героини, как бы намекая — волноваться не о чем. Но это всего лишь лукавство, и надежда в руках постановщика так и не обретёт осязаемых очертаний. В каком-то смысле деконструируя традиционные основы военной драмы, нидерландский режиссёр вылепляет под их покровом остросюжетный триллер в историческом антураже, движимый одним отдельно взятым персонажем. Кэрис ван Хаутен, по сути взвалившая на свои плечи всё действие фильма, оказалась почти что идеальной верховенской актрисой, достаточно красивой, чтобы привлечь зрительское внимание, и достаточно смелой, чтобы позволить эксплуатировать себя и своё тело практически в каждом эпизоде. Её героиня умна, находчива и смела, но в тоже время порочна и раскрепощена, и отнюдь не тянет на высокоморальный символ борьбы с захватчиками. Однако Верховен не испытывает в нём необходимости, постановщику важнее закрутить интригу, добавить максимум остроты и обнажённого тела, наполнив событийную составляющую хорошими нацистами и подлыми предателями в рядах Сопротивления. Да и в мультинациональных рядах победителей ближе к концовке находится место редкостному дерьму, но что поделать — гнев способен ослепить любого.

    Стоит отдать должное именитому голландцу — не спекулируя на теме войны как таковой, замыкая действие в пространстве вокруг Рахиль и лишь изредка выходя за пределы её зрительного контакта, он добивается хорошего динамизма, нивелирующего постоянно возникающие повествовательные лакуны. Сюжет «Чёрной книги» местами допускает значительные условности, и какое-то время не покидает ощущение, что главная героиня сама по себе тоже не что иное, как одна большая условность. Её личная трагедия в виде потери семьи де факто чудовищна, и вроде бы является основным мотиватором, но женщина, по собственному выражению, отчего-то не может плакать, и эта внутренняя стойкость смущает до определённого момента. Однако практически непроницаемая маска, отменная симуляция жизни, лишь изредка омрачаемая мимолётной тенью сомнения, всё-таки треснет, стоит Рахиль оказаться в камере, и тогда покажется, что крики там льются не из-за стен, а изнутри самой героини. И закрыть уши, захлопнуться от постороннего мира уже не получится.

    Эх, но Верховен всё-таки циник, легко возвращающий намёк на будущее счастье. Кажется, что действие в его фильме не остановится никогда, лёгкая передышка — и снова в бой, навстречу крутым поворотам и неожиданным смертям. И эта чудо-женщина, заставляющая любого персонажа во взаимодействии с собой становиться куда ярче и объёмнее, будет жить и двигаться дальше, будет эксплуатироваться до самого конца, чтобы зритель как можно дольше не мог оторвать взгляд от её нестандартной красоты и крашеных кудрей. Но совы не то, чем кажутся, верить никому нельзя, и даже долгожданная победа оборачивается сначала личной несправедливостью и ведром помоев посреди всеобщего ликования, а спустя время — и вовсе новой войной. И вот оно, лукавство — кто сказал, что светлое будущее возможно навсегда, и раз настрадавшись, не придётся страдать вновь? Пол Верховен в «Чёрной книге», конечно, шагал широко и плевал иногда на сюжетные детали ради интриги, но в концовке оказался верен общей жёсткой тональности, так и оставив понятие справедливости в категории «для всех», но не «для каждого».

    Посвящается Ламоре

    15 августа 2014 | 19:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>