всё о любом фильме:

Черная книга

Zwartboek
год
страна
слоган«Храбрость, чтобы сопротивляться, сила духа, чтобы выжить»
режиссерПол Верховен
сценарийГерард Сутеман, Пол Верховен
продюсерЕрун Бекер, Теун Хилте, Сан Фу Малта, ...
операторКарл Вальтер Линденлауб
композиторЭнн Дадли
художникУилберт Ван Дорп, Роланд Де Гроот, Корнелия Отт, ...
монтажЙоб тер Бург, Джеймс Херберт
жанр триллер, драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Нидерланды  1.06 млн,    США  639.3 тыс.,    Испания  176.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время145 мин. / 02:25
Номинации (1):
Вторая мировая война. Рахиль Штайн — немка еврейского происхождения. Спасаясь от фашистского геноцида, она находит пристанище в Нидерландах, где присоединяется к движению Сопротивления. Рахиль непременно должна найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья. Отныне месть — смысл ее жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
114 + 36 = 150
7.1
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма родилась у режиссёра Пол Верховена и сценариста Херарда Сутемана во время подготовки к съёмкам «Солдат королевы» (1977). Вместо того чтобы внедрить дополнительную сюжетную линию в картину, они решили создать в будущем самостоятельный фильм, работа над сценарием которого шла на протяжении почти двух десятков лет.
    • Работа над фильмом была на грани полного срыва в 2004 году, когда ряд зарубежных компаний так и не выполнил свои обязательства по финансированию проекта. Производство было возобновлено только осенью 2005 года, когда необходимый бюджет в 16 млн евро всё-таки был обеспечен. Более 2 млн евро из этой суммы внесли различные голландские общественные организации и министерство образования и культуры. Из-за столь серьезной задержки у продюсеров оставалось немногим более двух месяцев непосредственно на съёмочный процесс.
    • С бюджетом в более чем 16 миллионов евро фильм стал самым дорогим проектом за всю историю голландского кинематографа.
    • Фильм был выдвинут от Голландии на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке, прошёл в шорт-лист из девяти претендентов, но остался за бортом финальной пятёрки номинантов.
    • Многие актёры в киноленте разговаривают более чем на одном языке. Сложнее всего пришлось Кэрис Ван Хаутен, которая разговаривает на четырёх разных языках. В большей части фильма она говорит на родном голландском, в сценах в Израиле на иврите, с немецкими солдатами на немецком и с канадскими военными на английском.
    • Серьёзная задержка в производстве фильма повлекла за собой то, что исполнительница главной роли Кэрис Ван Хаутен уже дала согласие сыграть в театральной постановке. Театральная компания подала иск к продюсерам фильма, требуя компенсацию за перенос объявленной пьесы, и получила 60 тысяч евро в качестве возмещения понесённого ущерба.
    • Роль лидера сопротивления Гербена Куйперса первоначально должен был сыграть Гийс Шолтен ван Ашат, но из-за вынужденной задержки с производством фильма актёр оказался занят в театральной постановке. В поисках подходящей замены режиссёр обратил внимание на Дерека де Линта, с которым уже работал ранее 28 лет назад на съемках «Солдат королевы».
    • Многим членам съёмочной группы пришлось прождать более года для того, чтобы получить причитающийся им гонорар за проделанную работу, поскольку продюсеры полностью израсходовали все средства ещё до того, как производство было полностью завершено.
    • Самая масштабная в фильме сцена освобождения Гааги была снята с привлечением более чем 1200 человек массовки.
    • Одновременно с фильмом 1 сентября 2006 года вышла его новеллизация, которую написал голландский писатель Лоренс Аббинк Спайнк. Книга сопровождалась иллюстрациями в виде кадров из фильма и послесловием режиссёра Пола Верховена и сценариста Херарда Сутемана.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 909 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пол Верховен уже давно снискал славу настоящего ветерана кинематографа. Сняв немалое количество фильмов у себя на родине и эффектно ворвавшись на Голливудский олимп успехом «Робокопа», «Основного инстинкта», «Вспомнить всё» и рядом других картин, творчество Верховена безусловно оставила своё влияние на развитие мирового кинематографа. Более того, взрастив немалую армию поклонников творчества нидерландского режиссера. Во многом, за счет своего уникального творческого кредо, следуя которому Верховен практически всегда шел против устоявшихся стереотипов и точек зрений. В том числе и данным фильмом режиссера.

    Казалось бы, тема второй мировой войны неоднократно оказывалась в центре внимания многочисленных кинематографистов и фильмы на подобную тему можно смело перечислять чуть ли не до бесконечности. При этом, практически все из них представляли абсолютно субъективную и чаще всего идентичную позицию на данную тему. Когда как данный фильм режиссера Пола Верховена идёт абсолютно иным путем.

    На протяжении всей ленты Верховен абсолютно игнорирует все военные действия на полях битв и сражений, а концентрирует свой взор на теневой стороне этой самой ужасающей войны за всю историю человечества. Тем самым, в полной мере погружая зрителей в атмосферу партизанских диверсий, интриг, сплетен и предательств на кабинетном уровне. В конечном счете, именно за счет этого создавая поистине увлекательный образец шпионского триллера и военной драмы в одном полноценном флаконе.

    Сам фильм снят очень ровно, размеренно и цельно. Придраться к происходящему на экране нет смысла вовсе. Видно, что фильм снят дорого и амбициозно, а сам режиссер до последнего понимал, какое кино он снимает и каким он должен получится в конечном счете. Но учитывая то, что фильм снял сам Пол Верховен и в виду его обычного творчества, конечно же инстинктивно ожидаешь куда больше ярких и экспрессивных эмоций. Как в плане жестокого насилия демонстрируемого на экране, так и все остального. Немаловажным моментом являются и откровенные сцены, снимая которые Верховен безусловно остался верен в себе. Снято очень эротично и сексуально, но опять же на фоне более провокационных предыдущих работ режиссера ожидаешь куда большего.

    Сам сюжет картины отдаленно демонстрирует всё то, что мы видели в приличном количестве различных фильмов. Одним происходящее на экране может показаться альтернативным переложением жизни Маты Хари. Одним увиденное на экране очень сильно напомнит сюжет скандального «Вожделения» режиссера Энга Ли. Не смотря на всё это, сюжет развивается на экране весьма ровно и плавно. При этом, еще больше усиливая интерес касательно происходящего на экране действия как логическими развитиями сюжета и недурной драматургией в характерах персонажей, так и несколькими неожиданными сюжетными твистами. Но даже тут Верховен остается верным своему кредо. Отсюда и не удивительно, что если большинство аналогичных фильмов возносят торжество человеческого духа и силы на пьедестал, то в данном фильме Верховен восхваляет иное — способность человека прогибаться под любые обстоятельства и подстраиваться под них ради собственного выживания. Что на мой взгляд куда глубже и реалистичней отражает настоящую природу человека.

    Звезда телевизионного хита «Игра престолов» Кэрис ван Хаутен является безусловной жемчужиной картины. Верховен поступил очень верно, что не стал звать на главную роль звезду класса-А с громким именем. Что позволило куда проще проникнутся личности главной героини. Естественно и за счет того, насколько хорошо Хаутен и справилась с поставленной задачей и выделила свою героиню все устоявшихся сюжетных штампов и клише. Очень хорош и Себастьян Кох, персонаж которого по своей сути наиболее великолепно отражает ту самую истину касательно войн, о которой многие забывают. На войне не бывают плохих и хороших. Так как и те и другие совершают ужасные поступки. Одни будучи вынужденными, а другие — сами того желая. Да и вообще, весь актерский состав сработался весьма слаженно и достойно. Так, что придраться к кому либо из них не кажется необходимым.

    8 из 10

    Черная книга — это более, чем достойный образец военной драмы и шпионского триллера на экране. Спустя 6 лет с момента выхода своей последней американской картины «Невидимка», Верховен вернулся на родину и снял пожалуй самый амбициозный фильм в своем творчестве. Вне каких либо навязанных голливудским кинематографом ложных ценностей и необходимости в создании поп-корн блокбастера и это при просмотре картины не может не радовать особенно.

    27 августа 2016 | 21:25

    Заметно, что фильм снят талантливым режиссером. Легко смотрится, не замечаешь, как пролетели более 2-х часов экранного времени. Очень занимательный и хорошо закрученный сюжет соответствует жанру триллера. Хорошо подобраны актеры, особо понравилась исполнительница главной роли.

    Пол Верховен, на мой взгляд, один из немногих режиссеров, который кичевый стиль блестяще использует как художественный прием, хотя, казалось бы, что кич и творчество вещи несовместимые. Ранее эта взрывная смесь была нам впервые представлена в Верховенской ленте «Шоугелз».

    В «Черной книге» элементы кича и гиперболы используются автором во многих сценах. Например, в эпизодах народного гнева против коллаборационистов, в эротических сценах и во многих других. Все это, безусловно, придает увлекательность, о которой говорят зрители.

    А вот, на сколько это соответствует исторической достоверности? Здесь меня берет большое сомнение. Движение сопротивления, борьба с фашизмом, показанные в фильме, служат только фоном к захватывающему действию на экране, и на историческую правду, думаю, претендовать не могут.

    8 из 10

    17 апреля 2007 | 12:52

    Впервые фильм «Черная книга» я увидела еще в далеком 2007 году, на дворе стоял декабрь, ночь с воскресенья на понедельник, в которую я не могла заснуть, хоть и на следующий день нужно было идти на пары. Прищёлкивая каналы на телевизоре, попала на этот фильм, который только-только начался. Начала смотреть и уже заочно сделала вывод, что это очередная скучная военная драма, но на деле все оказалось совершенно наоборот.

    На тот момент мне было всего 15 лет, но именно в этом возрасте я четко осознала то, что европейское кино мне нравится намного больше, чем американское.

    Европейское кино всегда отличается особой изысканностью, непринужденностью и своим всегда интересным сюжетом. Фильм Поля Верховена «Черная книга» является одной из тех картин, которые олицетворяют превосходного европейского кинематографа.

    Фильм оказался очень и очень интересным и захватывающим. Действительно это не очередной нудный фильм о Второй мировой войне. Здесь есть элементы детектива, а этот жанр мне всегда был по душе.

    События в фильме разворачиваются в период Второй мировой войны в Голландии, в центре картины мы видим красивую, обаятельную и талантливую Рахиль Штайн (Элис де Фрис), которая боролось за свою жизнь, несмотря на все препятствия и потери, которые она встречала на пути.

    Описать одним словом, о чем этот фильм трудно, могу сказать, что «Черная книга» — это фильм о жизни, а именно о жизни в Голландии во времена Второй мировой войны. Режиссер показывает зрителю, что не все эсесовцы были последними ублюдками (что любит делать отечественный кинематограф), что среди евреев тоже были предатели, что твой соратник в борьбе за мир мог вставить тебе нож в спину в самый трудный момент.

    Теперь хотелось бы сказать отдельно об актерах:

    Элис де Фрис/Рахиль Штайн сыграла очаровательная нидерландская актриса Кэрис Ван Хаутен, которая для меня в этом фильме стала настоящим воплощением женственности. Актриса очень хорошо вжилась в эту роль, казалось, что она действительно играет саму себя. Приятным для меня удивлением стал тот факт, что сцены с пением она исполняла сама и вживую! Вот что значит талантливый человек, талантлив во всем.

    Людвиг Мюнце (Себастьян Кох) Не менее интересный персонаж в этом фильме, а в паре с Кэрис Ван Хаутен у них вышел превосходный дуэт. Его роль в фильме дала мне понять, что действительно в то время далеко не все эсесовцы были плохими людьми, возможно у них просто не было выбора.

    Ханс Акеррманс (Том Хофманн) об этом герое можно много чего сказать, однако не хочется спойлерить, поэтому скажу, что свою роль он сыграл великолепно. Больше об этом персонаже можно узнать, только посмотрев фильм «Черная книга».

    Фильм достаточно долгий почти 2 с половиной часа, но за просмотром данной киноленты не замечаешь этого времени, потому кино не дает ни на минуту расслабиться. Фильм содержит в себе сцены эротического характера, но они вполне уместны и совершенно не опошляют фильм.

    29 декабря 2015 | 12:44

    Верховен есть Верховен, но всякому постоянству стиля есть предел, особенно когда режиссёр берётся за военно-патриотическое кино о своих дедах, прадедах и пробабках.

    Первая мысль, которая меня посетила после просмотра — а стоили десять лет молчания режиссёра того, чтобы в итоге выдать на экран абсолютно пустой фильм с претензией на 5 звёздочек? Никто из персонажей фильма не вызвал у меня никакого сожаления и переживания, даже несмотря на обилие смертей и унижений главных действующих лиц. Более всего Верховена интересовали постельные сцены, а бенефис его бескомпромиссности — поливание главной героини дерьмом из огромного бака для испражнений и мнимая эрекция под одеялом её любовника. Причём женская грудь у Верховена появляется в каждом фильме также обязательно как и титры и со временем подобные сцены стали механическими. Грудь показывается запросто, как швеллерный станок в цехе: с нею грубо обращаются, лапают и мнут грязными руками — в общем, всё что угодно, но не искренне наслаждаются.

    Но есть у фильма и достоинства. Кино это не скучное, а заретушированная картинка радует глаз. Ну и естественно — главная героиня. Вдохновлённый образом Марлен Дитрих, Верховен оказался в состоянии влюбить в неё почти всю мужскую аудиторию, что очень важно, когда сам фильм можно легко назвать проходным боевиком.

    25 мая 2009 | 12:08

    Возвращение антиэкстенсивного голландца Пола Верховена, подверженного киноостракизму и с позором изгнанного после последних кинолент — «невидимка» и «звездный десант».

    Абсолютно беспристрастная «Черная книга» — один из самых объективных фильмов о действиях нацистов, потому как данная история обличает именно человеческие пороки, не выделяя определенных сословий. Кто же был бесчеловечен, кто на самом деле фашист, — судит зритель; здесь нет пропаганды и клише. Не случайно за это расследование взялся имеющий непосредственное отношение к месту действий картины — Нидерландов. Человеческая порочность, подкрепленная меркантилизмом, жестокость, с чем шагает в ногу теперь уже голландская юдофобия, — и все это скрыто под вуалью идеалов и их коллизий. Англосаксы, германцы, советы, голландские сопротивленцы — все плохие, как, вероятно, хотел сказать автор, резюмируя о природе их человеческой деструктивности. Жестокость порождает жестокость; коллективное бессознательное хомо сапиенс жаждет крови… не останутся без трапезы и «униженные и оскорбленные».

    Знакомая верховенская динамика и остросюжетность с апгрейдами — плюс к разрывам шаблонов и резких оборотов: никакой занудной затянутости, несмотря на длительную продолжительность киноленты. Мастерский нарратив не дает зрителю оторваться от фильма «на фейсбуки-контакты», продолжая водить его за нос повествованием о «блестящей чуткости ССовцев». После каждого эпизода зритель ощущает психосоматические афедроновые боли, чему предшествует непроизвольная эмпатия к персонажам из разного сословия — от «жидов» до «подобревших» наци; кончается все это тотальной ненавистью к «людишкам с их бюрократией и гнилой системой».

    Приятная роль главной героини и хорошее исполнение. Это один из немногих случаев моего разрыва шаблона в кинематографе относительно героинь и их — если говорить эвфемизмами — «робкости», которую я привык считать отсутствием мозга; здесь же стоит отдать должное наличию диаметрально противоположных качеств и назвать главную героиню умницей, а органичную актрису — молодцом.

    Определенно незаурядный фильм. Смотрим, кто не смотрел и любит динамичные драмы о действиях третьего рейха и хочет шире взглянуть на эти времена и их дополнительные аспекты сквозь независимую художественную призму — без жалоб жертв холокоста, без апологий советского союза, гитлеровской германии и др. элементов антигитлеровской коалиции.

    9 из 10

    23 сентября 2015 | 19:25

    Прекрасный фильм. Героическо-лирический. Напоминает советские фильмы «Вызываем огонь на себя», «Молодая гвардия». Фильм о силе духа. А вы смогли бы так? Бороться и победить. «Храбрость, чтобы сопротивляться, сила духа, чтобы выжить» — слоган точно соответствует фильму. Хорошая музыка, игра актеров, захватывающий сюжет — все это делает фильм очень интересным. Фильм можно использовать для духовного воспитания молодежи.

    12 января 2010 | 17:49

    Пол Верхувен в своем духе, даже обращаясь ко второй мировой. Крепкий триллер с элементами шпионских фильмов и долей эротики, сюжет которого вертится вокруг охоты на евреев в оккупированной Голландии. У девушки, в процессе побега за границу, погибает ее семья, в подстроенной заранее засаде, после чего она она начинает выяснять кто ее предал, примыкая к сопротивлениюи становясь двойным агентом.

    Мило показаны морально-этические вопросы шпионажа, быдлятство победителей и разложение собственной нации под свершившейся угрозой. Если копаться можно найти изъяны (ну или не объясненные автором подробности), но копаться некогда и не хочется.

    Сюжет напряжен, интересен до самого конца, даже после победы продолжается, не роняя ни осмысленность, ни последовательность. Актеры хорошо справляются с ролями и вызывают определенное отношение: так к фрицам, благодаря их игре. омерзение пронизывает фильм. Снято тоже на отлично, без занудства и излишеств.

    В сухом остатке: исторический триллер, пропустив который, вы ничего не потеряете, но потраченного времени он стоит.

    19 января 2010 | 02:36

    Вчера обещал показать девушке Суини Тодда, однако фильм по-видимому завалился за комод, поэтому решили смотреть «Черную книгу» Верховена, причем основным аргументом в пользу фильма было: «Там будут сиськи».

    Да сисек в кино действительно было много и все они хорошие, но иного от Верховена ожидать не приходится. Вспомните какой-нибудь его фильм, где вот этих самых сисек нет? По части сексуального наполнения у Верховена всё порой до тинтробрассовщины доходит. Т. е. там например сидит девушка у зеркала и лобок себе красит в блонди, заходит мужик, они разговаривают, потому раз — и уже трахаются, потому что краска щипет уж очень неприятно. И подобного в фильме много.

    Однако секс сексом, но фильм не об этом. Создается такое ощущение, что «цвартбёк» это своего рода верховенские восемь с половиной. Помимо вечной для режиссера темы сильной женщины, которых он ставит в любые позы и любые ситуации в каждом своем фильме, Верховен поднимает другой не менее важный для себя вопрос: «Кто я?»

    Ответ на самом деле находится сразу. Верховен скорее продолжатель спилбергского Шиндлера (да простит меня Сорокин) и «Пианиста» Полански, однако его скорбь о еврейском народе шагает дальше войны и жирных СС-овцев. У Верховена евреи плохие несчастные настолько, что их хотят убить не только немцы, но и голландцы, причем как во время войны, так и после. Все 2 часа задавая себе вопрос о месте евреев на земле, режиссер горько иронизирует в конце (это совсем не спойлер!), загоняя главную героиню (Рахиль) в кибуц ее же имени, но непременно окруженный колючей проволокой, вышкой и солдатами с автоматами. Война для них не закончится никогда, страдание у этого народа в крови. Однако иногда, видимо в целях нац-толерантности или уже не знаю чего, Верховен включает заводит пластинку: все народы хороши, а всё дело в людях. Однако на полпути пластинку безбожно начинает царапать, когда каждый герой фильма в нужное время достает из подсумка гранату с маркировкой «Ксенфобия-44», чтобы разнести толерантный мир в труху. А Верховен стоит в углу, потупив голову, и смотрит на всё это безобразие из под бровей, подергиваясь при разрыве очередного снаряда. И даже драма, похожая на комедию, где еврейская девушка готова отдать жизнь, свободу и Родину во имя штандартенфюрера СС Мюнце, который пожалуй последний порядочный человек во всей Голландии, у режиссера не смотрится шекспировской трагедией, а скорее волей Божьей. А иначе и быть не может… увы и ах. 

    P.S. C праздником Вас, дорогие защитники Отечества!

    9 из 10

    23 февраля 2010 | 16:15

    Для начала хочу предупредить: отражённый в этом фильме взгляд на события Второй мировой войны может показаться необычным, особенно отечественному зрителю. Нет, в нём нет никакого снисхождения к нацизму — в нём вообще нет снисхождения к кому бы то ни было. Досталось всем: фашистам, коллаборационистам, Сопротивлению, войскам Союзников…

    Собственно, события, разворачивающиеся на экране, с каждой минутой всё меньше напоминают войну, какой мы привыкли её видеть, и превращаются в неприкрытый торг за деньги, славу или спасение своей шкуры от трибунала. Те, кто всё же сохранил в себе что-то человеческое, в конечном счёте, окажутся проигравшими в этой игре, и запоздалая месть ничего не изменит.

    Актёрская игра великолепна, такого сопереживания героям я никогда не испытывал. Главная героиня — мой любимый женский персонаж в кино, а загадочный предатель становится личным врагом. Драматизм происходящего подчёркивает великолепная музыка, очень советую послушать саундтрек отдельно.

    10 из 10

    9 сентября 2010 | 14:49

    Отличный фильм! Рассчитанный на самую широкую аудиторию — за исключением детей, естественно. Смотрится на одном дыхании, хорош и как боевик и как детектив. Да и в плане мелодрамы неплох. Единственным — небольшим — минусом является некоторый натурализм.

    Верхувен молодец, что вернулся в Европу, так как Голливуд сейчас кроме римейков ни на что не способен. В общем, все переключаемся на европейское кино! А фильму -

    9 из 10

    11 февраля 2007 | 23:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>