Черная книга

Zwartboek
год
страна
слоган«Храбрость, чтобы сопротивляться, сила духа, чтобы выжить»
режиссер Пол Верховен
сценарий Герард Сутеман, Пол Верховен
продюсер Ерун Бекер, Теун Хилте, Сан Фу Малта, ...
оператор Карл Вальтер Линденлауб
композитор Энн Дадли
художник Уилберт Ван Дорп, Роланд Де Гроот, Корнелия Отт, ...
монтаж Джеймс Херберт, Йоб тер Бург
жанр триллер, драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Нидерланды  1.06 млн,    США  639.3 тыс.,    Испания  176.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
13 августа 2009, «Парадиз»
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время145 мин. / 02:25
Номинации (1):
Вторая мировая война. Рахиль Штайн — немка еврейского происхождения. Спасаясь от фашистского геноцида, она находит пристанище в Нидерландах, где присоединяется к движению Сопротивления. Рахиль непременно должна найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья. Отныне месть — смысл ее жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
114 + 36 = 150
7.1
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма родилась у режиссёра Пол Верховена и сценариста Херарда Сутемана во время подготовки к съёмкам «Солдат королевы» (1977). Вместо того чтобы внедрить дополнительную сюжетную линию в картину, они решили создать в будущем самостоятельный фильм, работа над сценарием которого шла на протяжении почти двух десятков лет.
    • Работа над фильмом была на грани полного срыва в 2004 году, когда ряд зарубежных компаний так и не выполнил свои обязательства по финансированию проекта. Производство было возобновлено только осенью 2005 года, когда необходимый бюджет в 16 млн евро всё-таки был обеспечен. Более 2 млн евро из этой суммы внесли различные голландские общественные организации и министерство образования и культуры. Из-за столь серьезной задержки у продюсеров оставалось немногим более двух месяцев непосредственно на съёмочный процесс.
    • Фильм был выдвинут от Голландии на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке, прошёл в шорт-лист из девяти претендентов, но остался за бортом финальной пятёрки номинантов.
    • Многие актёры в киноленте разговаривают более чем на одном языке. Сложнее всего пришлось Кэрис Ван Хаутен, которая разговаривает на четырёх разных языках. В большей части фильма она говорит на родном голландском, в сценах в Израиле на иврите, с немецкими солдатами на немецком и с канадскими военными на английском.
    • Серьёзная задержка в производстве фильма повлекла за собой то, что исполнительница главной роли Кэрис Ван Хаутен уже дала согласие сыграть в театральной постановке. Театральная компания подала иск к продюсерам фильма, требуя компенсацию за перенос объявленной пьесы, и получила 60 тысяч евро в качестве возмещения понесённого ущерба.
    • Роль лидера сопротивления Гербена Куйперса первоначально должен был сыграть Гийс Шолтен ван Ашат, но из-за вынужденной задержки с производством фильма актёр оказался занят в театральной постановке. В поисках подходящей замены режиссёр обратил внимание на Дерека де Линта, с которым уже работал ранее 28 лет назад на съемках «Солдат королевы».
    • Многим членам съёмочной группы пришлось прождать более года для того, чтобы получить причитающийся им гонорар за проделанную работу, поскольку продюсеры полностью израсходовали все средства ещё до того, как производство было полностью завершено.
    • Самая масштабная в фильме сцена освобождения Гааги была снята с привлечением более чем 1200 человек массовки.
    • Одновременно с фильмом 1 сентября 2006 года вышла его новеллизация, которую написал голландский писатель Лоренс Аббинк Спайнк. Книга сопровождалась иллюстрациями в виде кадров из фильма и послесловием режиссёра Пола Верховена и сценариста Херарда Сутемана.
    • еще 6 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Чёрная книга — один из очевиднейших примеров того, как несправедливо, что Верхувен практически ничего не снимает в последнее время (и связано это скорее не с творческим кризисом, а с отсутствием финансирования).

    Формально, последняя на данный момент полноформатная лента режиссёра повествует о второй мировой войне, но в данном случае этот временной промежуток нужен здесь лишь как декорация, на фоне которой Верхувен смешивает воедино все свои любимые жанры и элементы — и драму, и триллер с закрученным сюжетом, и эротику, и религиозные темы и образы, и даже без лёгких сатирических ноток данное творение, разумеется, не обошлось. И, поверьте, на этот раз все вышеперечисленные ингредиенты образуют настолько изысканное блюдо, что сказанная одним западным критиком фраза о том, что Чёрная книга — лучшее кино режиссёра со времён Робокопа выглядит максимально правдивой.

    Что обычно ждёшь, когда включаешь идущую два с половиной часа и основанную на реальных событиях зарубежную драму о второй мировой? Конечно же тяжёлый, но при этом заунывный фильм, в котором зрителю будут методично показывать зверства нацистов, несчастье простого народа, холокост, грустно играющего на пианино Броуди, ну или кровавые военные действия, перемалывающие обычных солдат со сценками слегка приторного патриотизма и пафоса. И тем удивительнее, что имея в себя отголоски подобных тем Чёрная книга разительно отличается от привычных лент военного жанра. Сюжет повествует о Рахиль Штайн — немке еврейского происхождения, волею судеб присоединившейся к голландскому сопротивлению и завязавшей роман с офицером СС. И кривая её жизненного пути, кажущаяся нисходящей уже в начале фильма, со временем будет лишь набирая крутизну. Происходящие с центральными персонажами события из плохих станут скверными, а затем ужасными и плавно переходящими в безвыходные. Практически ни одна операция, проводимая повстанцами не проходит как надо, сюжет фильма не желает оставаться в спокойном русле, постоянно меняя вектор событий из-за очередных непредвиденных обстоятельств или неожиданного предательства. И тем поразительней наблюдать как главная героиня выкручивается из самых отчаянных ситуаций, притом делая это благодаря своей хитрости, находчивости и умению приспосабливаться к изменяющейся обстановке, а вовсе не воле сценариста, пожелавшего одарить её слишком большой удачей. Впрочем, суровые правила военного времени испортят судьбу далеко не одному положительному (хотя подобные грани здесь, разумеется, довольно размыты) персонажу, и даже Рахиль не сумеет спастись от многих заготовленных хитроумными авторами напастей. Поэтому даже формальный хэппи-энд здесь в итоге омрачится довольно ехидными, но вместе с тем грустными финальными кадрами, взятыми из-за забора очередной резервации.

    Задумывавшаяся изначально лишь как одна из сюжетных линий фильма Солдаты Королевы (события которого и без того с трудом вмещались в длинный хронометраж), а в итоге превратившаяся спустя долгих тридцать лет в самостоятельный фильм Чёрная книга, вобрав в себя сложно построенный сюжет, напряжение лихо закрученного триллера и элементы неплохой военной драмы, не только не разваливается от своей монструозной конструкции, но и напротив — оказывается прекрасно собранной, снятой и способной достучаться до эмоций зрителя картиной. Два с половиной часа смелого, захватывающего, но при этом не опускающегося до глупости фильма, который хочется смело порекомендовать любому, кто не имеет сильных предрассудков относительно жанра или художественного стиля режиссёра, который здесь пестрит во всех возможных проявлениях.

    10 из 10

    7 апреля 2015 | 23:15

    После двадцати лет своей успешной голливудской карьеры режиссер Пол Верховен вернулся на родину, чтобы снять одновременно самый высокобюджетный и самый кассовый фильм Голландии «Черная книга». Это не только возвращение автора в родные пенаты, но и возвращение к старой теме, поднятой им в одном из первых своих фильмов — «Оранжевом солдате»: участии Нидерландов во Второй мировой войне и движению Сопротивления в этой маленькой стране. Замысел «Черной книги» Верховен вынашивал двадцать лет и в итоге воплотил его наилучшим образом.

    Данная лента является ярко выраженной квинтэссенцией стиля Пола Верховена. В ней есть прекрасные обнаженные тела, картина просто наполнена сексуальностью. Присутствуют жесткие сцены откровенного, но вполне оправданного сценарием насилия. Фильм держит в напряжении и внимании до самого последнего момента, ведь в некоторой степени это ещё и детектив, а не только военная драма. И, наконец, как и в любых других своих фильмах, режиссер поднимает важные социальные проблемы, причем абсолютно не навязывая собственное мнение зрителю. Он выступает скорее как бесстрастный иллюстратор. Но о чем же, собственно, этот фильм? Он об интересной череде событий, которую мы иногда называем жизнью.

    Разве жизнь — это не череда потерь?

    Центральный персонаж произведения — голландская еврейка Рахиль Штайн или Эллис де Фриз — имя, под которым ей приходится скрываться. Её роль исполнила Керис ван Хаутен. О, божественная Керис ван Хаутен! Все свои роли она наполняет женственностью и предельным реализмом. И данный персонаж — это идеал или символический образ, а может и вполне истинное отражение Женщины с большой буквы. Женщины, которая будет много страдать. Она потеряет за фильм семью, возлюбленного, Родину. Но будет находить в себе силы не унывать и не плакать, даже когда этого очень хочется. На каждый вызов судьбы она отвечает взглядом исполненным смелостью и ненавистью.

    Разве жизнь — это не череда предательств?

    Поиск предателя в рядах движения Сопротивления — основная сюжетная линия фильма. При некоторой доле внимательности зритель сможет вычислить его приблизительно к середине картины. Но тема предательства дана в фильме шире. Прелестную героиню окружают интересные мужчины, сыгранные Себастьяном Кохом, Томом Хоффманом, Дереком ванн Линтом и другими. И все они, так или иначе, предают её, хотя не всегда в прямом смысле. Они предают её веру, надежды, убеждения. Они используют её для своих, пускай и благородных, целей. Они готовы поверить ложному навету на неё. Героиню предает народ и страна, к которым она принадлежала. Но Рахиль, вопреки всему, остается верной самой себе. Даже облитая помоями она выглядит более достойно, чем её мучители. И именно благодаря своей искренности и отваге она никогда не потеряет друзей и верных товарищей.

    Разве жизнь — это не череда войн?

    Сквозной линией фильма проходит война в Нидерландах. Режиссер фрагментами показал, казалось бы, всю исчерпывающую информацию по этому вопросу. И героизм, и трусость, и голод, и коллаборационизм. Но главное, что смог передать автор, так — это абсурдность войны как таковой, ситуации, где враг оказывается ближе, чем соратник по борьбе. Где освобожденные оказываются не менее жестокими, чем их мучители до того. Где победители соглашаются исполнить приказ бывшего генерала капитулировавшей армии. Где монархисты и коммунисты вынуждены действовать в одном отряде Сопротивления. Где нотариус и проститутка оказываются честнее героя войны. И где катафалк одновременно может быть и дорогой к спасению, и дорогой к могиле. Но самый главный абсурд в том, что война ведется ради мира. Но достижим ли это мир? Вой сирены и крики приказов в конце картины говорят об обратном.

    Разве жизнь — это не череда обретений?

    Рахиль многое потеряла, но и многое обрела. В финале мы не видим её сломленной или одинокой. У неё есть муж, дети, и новая Родина. Она всё также весела и смело смотрит в лицо как прошлому, записанному в черную книжечку аккуратным почерком, так и будущему, которое будет судя по всему не менее тревожным. Груз испытаний не тяготит её, но лишь придает мудрости взгляду прекрасных глаз. Она идет к своему счастью не смотря ни на что. И мне кажется, что это так по-женски: идти по жизни вперед с высоко поднятой головой вопреки опасностям окружающего мира.

    Есть надежда, пока мы живы (с).

    7 июня 2012 | 17:02

    В целях практики языка приходится однако смотреть голландско-фламандские фильмы. И зачастую это даже не так ужасно.

    Поэтому хочу всем порекомендовать фильм ZWARTBOEK\Черная книга известного голландского режиссера Пола Верховена ("Вспомнить Все», «Основной Инстинкт»).

    Фильм рассказывает о еврейско-голландской девушке во время Второй Мировой Войны, которая теряет всю свою семью и пытается вначале просто выжить в оккупированной Голландии, а потом и отомстить тем, кто погубил ее родных.

    Причем, я абсолютно уверена, что фильм понравится и мужской и женской аудитории, потому что Черная Книга — смесь женского романа (в лучшем своем проявлении, вроде «Унесенных Ветром») и детективного саспенса и акшена. Но лучше я ничего больше не буду рассказывать — а то вам будет не интересно. Могу сказать только, что конец будет неожиданным

    Актриса Кэрис Ван Хаутен не только талантлива, но и очень красива. Не удивительно что режиссер активно демонстрирует ее прелести на протяжении всего фильма.

    Также понравилась «подружка» главной героини. Пока героиня Кэрис Ван Хаутен попадает из одной неприятности в другую, «подружка» живет себе абсолютно припеваючи что «под» фашистами (как в прямом так и в переносном смысле), что «под» американцами, которые приходят им на смену….

    В общем, прекрасно сделанный качественный фильм, который стоит обязательно посмотреть!

    11 марта 2009 | 14:32

    Фильм Верховена «Черная книга» показался каким-то комиксом в стиле смешанного Бэтмена и Города грехов. Но как ни странно есть в фильме и плюсы. Фильм держит в напряжении, представляя собой исторический боевик-мелодраму с латиноамериканской(пардон еврейской местью). В действительности нет здесь драмы… была бы… но режиссер так и не дотянулся до ее уровня. Еврейка, у которой перебили семью немцы, рассуждает о красоте и манерах человека, с которым спит по заданию Сопротивления, а потом влюбляется в него. Нацисты представлены как добрые немцы и злые немцы. Что же это за задание такое? Это какая-то милая прогулка, забава? И любовь какая-то странная у нее. Вообще в это не верится. Кстати, американцы-режиссеры, особенно эмигранты, зачастую последнее время просто обожают демонстрировать европейские события как клоунады. Вырисовывается странная картина: фашисты-оккупанты даже меньшие уроды и садисты, чем члены Сопротивления и войска союзников. Причем все помешались на обогащении. Голливудские версии страшной трагедии Второй мировой просто поражают. Все сведено к каким-то мелочам и мелочным событиям. Поражает не псевдо-Азеф в роли истинного предателя в рядах Сопротивления и его изворотливый ум, а именно странная холодность героини. Убили семью, а она как ни в чем не бывало пережила эту трагедию. Расстреляли любимого, а она поплакала чуть-чуть и как Женщина-Терминатор пошла по жизни дальше. Да Марлен Дитрих просто в подметки не годится этой диве со стальными нервами!

    А если так разобраться, то фильм можно было перевести на очень высокий уровень! Ведь человек, пославший на смерть семью Рахиль-Элис, он же ее первый мужчина, он же ее несостоявшийся убийца. Какой сюжет можно было бы развить! Уму непостижимо. В этом фильме все герои — как роботы. Никаких чувств, есть лишь примитивные эмоции.

    Но фильм как времяпровождение неплох. Смотреть можно. Однако как нечто, имеющее отношение к фантазиям на тему войны, оккупации и освобождения.

    7 мая 2010 | 14:57

    Призрак нацизма до сих пор веет на миром, и режиссёры большинства стран мира раз за разом возвращаются к временам оккупации. Вот и Пол Верховен в ленте Чёрная книга решил рассказать о нахождение немецких войск на территории его родины — Голландии, но сделал он это в своей манере.

    В центре сюжета мы видим вовсе не военные действия и даже не быт простого народа, а судьбу одной женщины волей случая вовлечённой в политические игры подполья с правительством. И в порыве честности Пол провозглашает, что уроды и предатели были со всех сторон, просто кто то сумел оправдать свои действия якобы благородными целями.

    Бедную Рахиль сыгранную прекрасной Кэрис ван Хаутен обманывают и используют в своих целях едва ли не все персонажи фильма. Поток лжи и взаимных предательств настолько велик, что волей неволей задумываешься как стороны ещё не договорились о сотрудничестве, думаю они просто не сошлись в цене.

    Но не стоит думать, что этот фильм шпионский триллер, скорее это драма одной женщины, а все сценарные перипетии лишь позволяют глубже раскрыть её характер. Наверно в героине Кэрис ван Хаутен воплотился идеал женского характера по версии режиссёра. Ранимая, но сильная, способная ради родины на любые поступки, но вместе с тем готовая понять своего врага.

    Чёрная книга это размышление режиссёра о влияние тяжёлых испытаний на волевую женщину.

    7 из 10

    21 октября 2016 | 21:56

    Этот фильм, не столько волей случая, сколько в результате вполне конкретного логического умозаключения, был выбран мной как объект для моей первой развернутой рецензии. Эта рецензия, разумеется, должна была стать первой в чреде моих успешных хвалебных/разгромных/критических оценок… но, то ли с дедуктивным методом у меня пока не все гладко, то ли чреда полезных рецензий еще далеко впереди от меня как Альпы, если смотреть на запад, ясно одно: хорошей рецензии в этот раз не получится.

    Я объясню почему: выбирая в качестве жертвы своих публицистических порывов фильм о войне, а тем более о геноциде, я рассчитывала либо: а) увидеть трогающий за душу фильм и вдохновленно написать «зеленую» рецензию, либо б) увидеть фильм поразитирующий на потенциально привлекающих интерес темах и написать разгромную «красную». Но, вопреки всем моим ожиданиям, фильм оказался бодрым, остросюжетным и приключенческим, три слова которые я никак не планировала употребить ни в рецензии типа а, ни в рецензии типа б.


    «Черная книга» действительно оказалась не столько драмой или триллером, как заявлено в описании, сколько приключением в духе Индианы Джонса. Следить за войной как за приключением, как бы некорректно эта формулировка не звучала, оказалось занятием увлекательным: несмотря на почти неподъемную продолжительность в два с половиной часа, фильм смотрится с интересом, что, впрочем, вполне объяснимо, здесь есть всё: свиноподобные негодяи-нацисты, восхитительной красоты обнаженные женщины, ловкие и рискованные аферы, предательство, кровопролитные перестрелки, очень кровопролитные перестрелки. Ах да, здесь еще есть нежданная но героическая любовь, трагическая потеря близких, кровная месть. Одна беда: всему этому, что идет после «Ах да», веришь с трудом. Кажется, разреши мне Верховен лишние пять минут из хронометража провести в постели с главными героями, и все бы могло получиться, но нет, мы уже едем в машине и кто-то стреляет нам вслед.

    Я не люблю приключенческие фильмы. Точнее, люблю, но только такие, в которых тебя помещают в очень условные обстоятельства (у героя есть однозначная цель, хитрые и злобные враги, любовь, которая вроде бы и мешает достижению цели, но как же без нее!). Давать же оценку приключениям на фоне освобождения Европы от фашистской оккупации, в которых исторический контекст практически не более чем фон, мне сложно. Я бы предпочла отделить то, что мне понравилось, то что было до «ах да», от того, что было после и что понравилось значительно меньше. Потом и то, что понравилось, можно бы было поделить на два фильма. Из «восхитительной красоты обнаженных женщин» получился бы мой любимый фильм Верховена «Шоугелз», а из «ловких и рискованных афер, предательства и кровопролитных перестрелок» вышел бы тоже отличный его фильм «Звездный десант», правда, негодяев-нацистов пришлось бы заменить на арахнидов. И знаете что, я смею полагать, что освободись «Черная книга» от всего этого великолепия, появись у нее время говорить и чувствовать, она смогла бы действительно тронуть. Впрочем, с равным успехом, могла бы и вызвать праведный гнев, оказавшись пустышкой. Но, поскольку «Черная книга» есть то, что она есть, моя рецензия нейтральная.

    19 октября 2015 | 05:28

    Пятнадцать лет, начиная с 1985-го года и фильма «Плоть + кровь», плодотворно работал в Голливуде нидерландский кинорежиссёр Пол Верховен, успевший к тому времени получить свою единственную (пока что?) номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке «Турецкие наслаждения» (1973-ый). И за эти пятнадцать лет экспат успел заметно потревожить мировую публику, выпустив несколько картин, которых принято называть хитами, и среди них: фантастические боевики «Робокоп» (1987), «Вспомнить всё» (1990) и «Звёздный десант» (1997), а также эротический триллер «Основной инстинкт» (1992). Но после этого Верховен заявил в своём интервью, что уже устал от Голливуда и после 2000-го года уехал работать в Европу. Там он целых шесть лет не давал о себе знать в качестве режиссёра-постановщика, пока не снял у себя на Родине военную драму в совокупности со шпионским триллером «Чёрная книга» ("Zwartboek»). Лента заслужила несколько международных премий и номинаций, но, к сожалению, не вошла в окончательный шорт-лист номинантов на «Оскар».

    А все тому предпосылки имелись. И даже дело не в том, что «Чёрная книга» получила право номинироваться за лучший иностранный фильм на престижных кинофорумах «Сатурн» и «BAFTA», но и потому, что фильм оказался действительно толковым, качественным, захватывающим и по-настоящему драматическим. И пускай война там показана не так как мы с Вами из главной страны-победительницы во Второй мировой привыкли слышать и знать, но всё-таки посмотреть там есть и что и с помощью «Чёрной книги» можно даже ознакомиться как дела обстояли в оккупированных фашистами Нидерландах. Надо сказать, что и там нацисты беспощадно и последовательно уничтожали еврейское население, а с этими мерзавцами подпольно боролись патриоты своей страны, правда, и среди них случались эпизоды измены. Да простят меня читатели и зрители, которые всей душой и всем сердцем любят наши великие отечественные фильмы о войне, я тоже эти картины люблю, но «Чёрная книга» всё-таки не так уж и сильно уступает им. Разве что в эмоциональной части, да и то, когда смотришь детище Пола Верховена, то полностью погружаешься в её действо.

    А происходит в фильме следующее. Немецкая еврейка Ракель Штайн вместе с семьёй бежит от вакханалии гитлеровцев в Нидерланды, но и там их быстро настигает война. Ракель теряет своих близких после кощунственного расстрела немцами, но самой девушке удаётся спастись, точнее ей помогают несколько человек, которые относились к Сопротивлению. Через некоторое время Ракель предлагают перекраситься везде (это уточнение важное, если посмотрите фильм, то поймёте почему) в блондинку и стать Эллис де Врис. Тем самым группа Сопротивления отправляют её в сердце нацистских оккупантов — в местное гестапо, дабы Ракель, а теперь уже Эллис добывала им важную информацию. По стечению обстоятельств Эллис удаётся познакомиться с одним из главных чинов в гестапо Людвигом Мюнтце и это стечение могло бы спасти множество жизней, но если бы не одно «но» — в кругах Сопротивления явно действует провокатор и предатель. Теперь жизнь Ракель-Эллис и Мюнтце, в которого она успела влюбиться, под угрозой. Даже вхождение войск союзников не даёт повода влюблённым чувствовать себя в безопасности, ведь предатель сделает всё возможное, чтобы не быть раскрытым.

    Роль Ракель Штайн сыграла Кэрис ван Хаутен. Честно скажу, что будь моя воля, то я бы за эту роль её спокойно бы номинировал на «Оскар», настолько блистательно актриса сделала свою работу. Её глаза, её взгляд, её эмоции, жесты, мимика, в общем, всё, что необходимо для убедительной игры — всё есть. Сложилось полное чувство, что ван Хаутен действительно переживала за эту роль и готовилась к ней как к своей лебединой песне. Надо сказать, что после этого актриса играла и в Голливуде (например в «Операции «Валькирия»" (2008), где сыграла жену Тома Круза, в «Потрошителях» (2009) с Джудом Лоу и «Чёрной смерти» (2010) с Эдди Редмэйном). Но всё равно: роль в «Чёрной книге» — это её лучшая роль и она играла прекрасно! Запомнятся своей игрой и немец Себастьян Кох (Людвиг Мюнтце), Том Хоффман (врач и один из лидеров Сопротивления Ханс Аккерманс) и Халина Рейн (подруга главной героини по имени Ронни). Кстати, ван Хаутен и Рейн в жизни действительно лучшие подруги и там даже есть почва для досужих домыслов, ведь они иногда демонстрировали откровенные поцелуи… Но да это их только дело, пускай там безобразничают, а нам главное, что они великолепно сыграли в фильме «Чёрная книга».

    Уверяю Вас, что эта картина заслуживает Вашего внимания. Все 2 часа 25 минут её хронометража будут Вас держать в напряжении, будут интересовать, будут интриговать и будут даже шокировать. Даже если Вы не поклонник (или поклонница) военной тематики, то всё равно посмотрите это творение Пола Верховена и всё-таки есть убеждение, что Вы проникнитесь этой историей войны, мести, любви и предательства.

    9 из 10


    P.S.: В не так давно вышедшей авантюристической комедии «Мордекай» главная женская роль досталась Гвинет Пэлтроу, а жаль, ведь на неё претендовала Кэрис ван Хаутен, которую было бы приятно вновь увидеть обворожительной блондинкой.

    9 февраля 2016 | 15:54

    Если я пишу положительный отзыв на фильм про войну, то он действительно хорош, потому что эту тему я совсем не люблю. Честно говоря, я бы не стал смотреть этот фильм, если бы не решился познакомится ближе с голландским кинематографом в рамках очередного тура SFF. Во-первых, это самый дорогой фильм за всю историю голландского кино. Во-вторых, он выдвигался на Оскар и попал даже в shortlist. Так что, оставить его без внимания никак нельзя. Тем более, я готовлю подборку фильмов про войну для i-gency и могу одним махом убить двух зайцев.

    Мои ожидания более чем оправдались. Это действительно захватывающая авантюрная драма, разворачивающаяся на фоне Второй мировой войны, где главным действующим лицом будет еврейка Рахиль, за воспоминаниями которой будут следить зрители. Даже не верится, что на судьбу одной девушки могло выпасть столько испытаний. Хотя в начальных титрах говорится о том, что фильм основан на реальных событиях. Когда-то давно она выступала в немецких кабаре, но вынуждена была скрываться в Голландии из-за еврейского происхождения. Ей пообещали вывезти всю семью в безопасную зону, но отряд эсэсовцев расстрелял беглецов. Рахиль чудом спаслась и примкнула к отряду Сопротивления, где ей поручили опасную миссию — очаровать офицера гестапо Любвига Мюнтце. Перекрасившись в блондинку и сменив имя, девушка бесстрашно отправилась в логово врага.

    Пол Верховен и Герард Сутеман столько всего намешали, что не перестаешь удивляться сюжетным перипетиям. Враги оказываются друзьями, а друзья — предателями. А главная героиня каким-то чудным образом оказывается постоянно в оппозиции и у тех, и у других. Одни считают ее еврейской шпионкой, другие — немецкой подстилкой, потому что везде она оказывается не вовремя. Только затесалась в компанию немецких офицеров, как Германия уже готова к капитуляции, а бывшие союзники считают ее предательницей, потому что она полюбила немца. Не успеет выбраться из очередной передряги, как снова лезет в самую гущу событий. Удивительная женщина!

    Режиссура на высшем уровне. Стилизация под 40-ые годы мне показалась довольно убедительной, как и приход новой власти, которую сложно отличить от предыдущей (эпизоды с глумлением). Но больше всего меня поразила Кэрис ван Хаутен. Как же великолепно она исполнила главную роль! Аж дух захватывает! Я не верю, что это та самая актриса из южноафриканской драмы «Черные бабочки». Просто невероятная разница. Очень понравился образ Мюнтце в исполнении Себастьяна Коха. Пожалуй, их линия была самой увлекательной в фильме. По-моему, тут хватает всего: и любви, и заговоров, и предательства. Вот теперь я точно знаю, что в Голландии тоже снимают хорошие фильмы.

    8 из 10

    18 сентября 2013 | 02:01

    В фильме нет ни одного известного нам актера (разве что некоторых можно было видеть в фильмах по каналу «Культура»), но это не должно пугать — режиссера-то мы знаем. А я так вообще люблю Пола Верхувена за фильм «Турецкие сладости» (начинается это душераздирающее кино как порно, а заканчивается драмой) и «Шоу-герлз».

    Говорят, по глубине и четкости посыла Верхувен не дотянул до шедевра. Возможно. Но зачем нам второй Список Шиндлера.

    «Черная книга» — шпионский триллер про деву а-ля Мата Хари, попавшую в непростую жизненную ситуацию в 1944 году в Голландии. Сюжет не нов, но закручен лихо. Детей брать на сеанс ни в ком случае нельзя — тут им покажут и размноженные головы, и вполне бодрые половые органы крупным планом.

    Верхувен настолько умело все это живописует (но не в коем случае не смакует, как некоторые режиссеры), что физически ощущаешь происходящее на экране. Когда «Мате Хари» становится дурно при виде убийцы, то чувствуешь, что тебя тоже слегка мутит.

    При всем при этом кино очень красивое, как и все фильмы Верхувена. Наверное, зрителям-мужчинам весьма симпатична актриса Карис Ван Хаутен и ее обнаженная грудь, а я сразу была очарована одним героем мужского пола.

    Он казался добрым и великодушным. Только я в него влюбилась, как его приставили к стенке. Кто это был — не скажу. Отмечу только, что весь фильм сопереживала, пока героиня искала предателя.

    28 января 2007 | 02:25

    Я не являюсь любителем творчества Пола Верховена. Я не видела его культовые фильмы «Шоу-гелз», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт». Но мое незнание не остановило меня посмотреть этот фильм. Ведь о нем писали как о шедевре, расхваливал его практически каждый, кто когда-либо интересовался премией Оскар.

    Что же в итоге получилось? «Черная книга» не держит напряжения. Не заставляет переживать за героев. Героев убивают каждый раз до того, как зритель успеет хорошенько запомнить их в лицо, не говоря уж о том, чтобы узнать их характеры. Естественно, в таком случае смерть выглядит уже не трагедией, а всего лишь законом жанра. Довольно циничный подход о преследовании евреев.

    Честно говоря, я почти всегда смотрю фильмы на языке оригинала, именно поэтому просмотр этого фильма получился весьма увлекательным. Голландский язык похож на немецкий, английский и даже шведский. Он звучит также забавно, как и главная героиня этого фильма, которой приходилось играть жертву, шпионку, певицу и проститутку.

    Пошлостей в фильме было хоть отбавляй. И это понятно — Пол Верховен, фашистская Германия, конец Второй Мировой, юные милые девушки, готовые на все, чтобы спасти себя и своих ближних.

    Но «Черная Книга» получилась лишней тратой моего собственного времени. Ничего достойного я в нем не увидела. А хотела. И огромный для Голландии бюджет в 16 миллионов евро здесь ничего не меняет.

    Я не буду называть этот фильм чересчур плохим, нет, он в принципе неплохой, некоторые интересные и познавательные моменты в нем все-таки есть, хотя он не заставляет зрителя окунуться в тот мир, он всего лишь оставляет его с надеждой на счастливый конец. И happy end может быть был, если они бы не стали затягивать фильм на 2 с половиной часа, делать предателя из каждого персонажа и убивать самого лучшего героя во всей этой эпопеи.

    Фильм сделан для американской аудитории, а у нее очень низкий порог выносливости к болезненным жизненным моментам.

    8 июля 2011 | 15:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: