Полнометражный игровой дебют одного из наиболее известных и одарённых исландских режиссёров Фридрика Тора Фридрикссона отличается достаточно гнетущей атмосферой. В «Белых китах» ярко выражен мрачный, глубоко пессимистичный взгляд исландского постановщика на жизнь, так или иначе, присущий подавляющему большинству его последующих работ.
Двое моряков китобойного судна, после продолжительного пребывания в море, сходят на берег. Путь друзей лежит в Рейкьявик – столицу и центр исландской жизни. Однако, самая северная столица мира встречает китобоев с присущим ей холодом. Она отвергает их, словно прокажённых. Мрачный Гримюр и простоватый увалень Бубби вынуждены неприкаянно слоняться по ночному городу, в поисках то ли некой Земли Обетованной, то ли попросту приюта. Родственники и друзья отталкивают героев. Даже из кабаков их в итоге выгоняют. Но друзья упорно продолжают своё шествие вниз по исландской ночи.
С течением времени главные герои фильма начинают всё больше напоминать вернувшихся с войны солдат, неспособных вписаться в мирную жизнь. Посему неизбежно возникают параллели с лентами о людях с, так называемым, вьетнамским синдромом. В первую очередь очевидно влияние «Таксиста» Мартина Скорсезе. Данные отсылки неудивительны, ибо Фридрик Тор подвергся серьёзному воздействию нового американского кино 70-х годов.
Кроме того ощутима некая ментальная связь «Белых китов» с пролетарской трилогией Аки Каурисмяки. Однако там, где Каурисмяки использует иронию, пусть и весьма горькую, Фридрик Тор убийственно серьёзен. Там, где финн всё намеренно упрощает, исландец, напротив, допускает определённую патетику, пусть даже и едва уловимую. Несмотря на то, что и «Белые киты» и пролетарская трилогия были созданы параллельно и, едва ли приходиться говорить о взаимопроникновении идей и смыслов, всё же нельзя не заметить схожесть творческой манеры и жизненной позиции двух северян.
«Белые киты» стали неким творческим трамплином, вознёсшим Фридрика Тора к вершинам исландского кино и определившим его самобытный стиль на долгие годы. Фридрика Тора можно по праву считать певцом живописных пустошей страны льда и огня, а также внутренней изоляции их обитателей.
'Белые киты' - это причудливый замес из рефлексирующих мотивов 'Строшека' Херцога и 'Таксиста' Скорсезе, перенесённый Фридриком Тор Фридрикссоном на нордическую исландскую землю. Собственно, кроме места действия (Рейкьявик) больше никакого исландского колорита в этом фильме нет (разве что эпизод с охотой на пресловутых китов, с последующим разделыванием их туш, который, к слову, вполне может вызвать негативные эмоции у наиболее впечатлительных зрителей). Это позже, через четыре года, в 1991-м, Фридрикссон споёт оду родным краям в 'Детях природы'. В 'Skytturnar' же главенствует другой мотив - вычеркнутости из жизни и осознания бесцельности своего существования здесь и сейчас. Двое немолодых моряков тщетно пытаются вернуться к 'нормальной' жизни в городе, но оказываются не нужны никому из своих родственников и знакомых, но в первую очередь, пожалуй, не нужны друг другу и самому себе. И это самое страшное. Первый, который в их паре явно лидер, то и дело подкалывает своего товарища-увальня. Тот поначалу обижается, а потом вовсе перестаёт реагировать на оскорбления в свой адрес. Пара-тройка нелепых передряг - и действие поворачивает к трагичной развязке, которая во многом уже напоминает фарс. Создаётся впечатление, что сама судьба приходит на помощь персонажам и избавляет их от столь тягостного существования.