всё о любом фильме:

Отель «Руанда»

Hotel Rwanda
год
страна
слоган«When the world closed its eyes, he opened his arms»
режиссерТерри Джордж
сценарийКейр Пирсон, Терри Джордж
продюсерТерри Джордж, А. Китман Хо, Сэм Бхэмб, ...
операторРобер Фресс
композиторРуперт Грегсон-Уильямс, Андреа Гуэрра, Afro Celt Sound System
художникДжонни Бридт, Тони Барро, Эмма МакДевитт, ...
монтажНаоми Джерати
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  3.6 млн,    Великобритания  341.4 тыс.,    Испания  210.2 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время121 мин. / 02:01
Номинации:
Сюжет фильма основан на реальных событиях середины 90-х годов прошлого века, когда народ хуту, составлявшее в Руанде этническое большинство, устроило в стране кровавую резню, уничтожив более миллиона (!) человек, принадлежавших народу тутси.

Главный герой фильма по имени Пол — управляющий престижного отеля в столице Руанды, в котором от убийц укрылись несколько сотен человек. Пол делает все от него зависящее, чтобы их спасти. Ситуация осложняется тем, что жена Пола также принадлежит народу тутси. У Пола большие связи, он не гнушается ни подкупом, ни шантажом; он угрожает, умоляет, льстит… И спасает от гибели 1268 человек.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
171 + 18 = 189
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Полковник Оливер, персонаж Ника Нолти, основан на Ромео Далейре, генерал-лейтенанте войск ООН, который пытался вмешаться в происходящее в Руанде, несмотря на прямые приказы начальства. Он был главным героем документального фильма «Рукопожатие с дьяволом: Путешествие Ромео Даллейра», презентованном в 2004 году на фестивале в Санденсе.
    • Сценарист Кейр Пирсон писал первую версию сценария больше года. Во время работы над текстом он позвонил в Посольство Руанды в США. Женщина, которая сняла трубку в посольстве, оказалась тутси, которая выжила, спрятавшись в отеле Миль Колин.
    • Пол и Татьяна Русесабаджина приехали вместе с режиссёром в Руанду во время работы над фильмом. В аэропорту их встречала огромная толпа спасённых Полом людей, их друзей и родственников. Пол Русесабаджина встречался с Доном Чидлом, помогая ему работать над образом.
    • Терри Джордж с самого начала хотел Дона Чидла в главной роли. По ходу досъёмочного развития проекта, продюсеры хотели Дензела Вашингтона, Уэсли Снайпса, Мехи Файфер и даже Уилла Смита, потому что известное имя гарантировало кассовые сборы. Но, найдя возможность независимого финансирования, Терри Джордж остался верен своему выбору.
    • еще 1 факт
    Трейлер 02:17

    файл добавилkindeer

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 169 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм основан на реальных событиях. В 1994 году в африканской стране Руанде, бывшей Бельгийской колонии, разразилась гражданская война. Представители народности хуту, много лет по прихоти европейских хозяев вынужденные пресмыкаться перед другим народом — тутси, подняли вооружённый бунт и начали кровавую резню. Менеджер элитного отеля Пол Русесабагина (Чидл) был вынужден одновременно выполнять свои прямые обязанности, опекать семью (жена Пола — тутси), а также сотрудничать с солдатами ООН под предводительством полковника Оливера (Нолти), прессой, представителями красного креста и даже ополченцами хуту.

    С одной стороны, конечно, «фильм о гражданской войне в Руанде» звучит не очень привлекательно. С другой стороны, главное ведь не цвет кожи повстанцев и не географическое расположение «горячей» точки. В данном случае надо для начала попытаться посмотреть на события в более общем ключе, ведь по большому счёту все гражданские войны сводятся к одному и тому же нехитрому набору компонентов. С этой точки зрения, в картине «Отель „Руанда“ всё сделано по высшему разряду: и мытарства полковника Оливера, пытающегося в обход приказов хоть что-то сделать для предотвращения массового кровопролития, и безрассудство прессы, граничащее с цинизмом, и слёзы женщины-врача, на глазах которой жестоко умерщвляют ни в чём не повинных детей. И наконец общая абсурдность ситуации, в которой брат идёт на брата, а муж на жену из-за минимальных отличий в оттенке кожи и форме носа.

    Ну а уже после осознания общей картины, наоборот необходимо копать вглубь сюжета и смотреть на то, как ведут себя обычные и очень конкретные люди в столь тяжёлой ситуации. Мне понравилось, что образ Пола не сделан нарочито героическим — это обычный, хоть и достаточно умный и предприимчивый человек. Первое время он всяческим образом пытается дистанцироваться от окружающих проблем, сосредоточившись на защите исключительно своей семьи и собственности. Однако, постепенно водоворот событий утягивает его на самое дно — туда, где горы трупов, невыносимая жестокость, европейское равнодушие и полное отсутствие надежды на то, что всё разрешится само собой. И там, на этом дне, Пол ведёт себя, как настоящий мужчина и человек с большим сердцем.

    Больше всего в таких фильмах меня удивляет одно: а почему я никогда и ничего о них не слышал. Ведь очень же заметная должна быть вещь. Номинации на Оскар, блестящий актёрский состав, признание критиков, неплохие сборы — не «бомба», конечно, но и не суперпровал. А вот как-то затерялся за десять лет этот фильм на виртуальной полке всемирного кинематографа. И сейчас о нём помнят очень и очень немногие.

    На мой взгляд, «Отель „Руанда“ — это очень сильная, пронзительная картина, ценность которой вовсе не упирается в банальное описание событий тридцатилетней давности, происходящих в богом забытой африканской стране. Нет, это фильм в равной степени как о человечестве в глобальном понимании этого слова, так и об отдельных его представителях. Очень советую.

    9 из 10

    16 октября 2014 | 16:24

    Жутко, когда в стране существует апартеид, разделяющий людей разных рас, но еще более ужасно, когда в одной стране насаживается жесткий внутрирасовый апартеид между двумя схожими народами. Бельгия поддерживает правление тутси, в то время, как хуту, составляющие большую часть населения, ущемляются в правах. Подобная политика была выгодна одним, но они не замечали, как десятилетиями разжигалась слепая ненависть хуту к тутси, и когда она дошла до предела, случился государственный переворот, который привел к геноциду в Руанде, забравшему около миллиона жизней.

    В 1994 году режиссер Терри Джордж получил свою первую номинацию на «Оскар». В том же году в Руанде случились массовые убийства. И вот спустя десять лет Джордж снимает первый художественный кинофильм об этом геноциде, и впоследствии этот фильм становится самым известным на данную тему.

    Человек, спасший множество жизней, пряча, защищая и обеспечивая самым необходимым тех невинных людей, на которых объявили охоту. Волей-неволей напрашивается сравнение с Оскаром Шиндлером, но на самом деле это две очень разные истории и разные люди, зато они рисковали своими жизнями, чтобы спасти представителей другого народа, кого их народ, прийдя ко власти, возненавидел и решил истребить. Пол Русесабаджина относится к тем потрясающим людям, которые сперва до конца и не осознают, сколько добра они делают другим. Он как бы невзначай спасает сотни и сотни жизней, а в первое время продолжает переживать за статус своего отеля и за то, чтобы вдруг не потерять работу. И это тогда, когда целые семьи расстреливают в их собственных домах. Просто все эти ужасы сперва кажутся чем-то таким невероятным и сверхъестественным, что людей не покидает чувство, будто это все вот-вот закончится, расстает, как дурной сон. Зато как бы тяжело ни приходилось, Пол знает, как он должен поступить, и он делает все, чтобы обезопасить тех, кто ему доверился.

    На то время на счету талантливого актера Дона Чидла уже были успешные драматические роли, но его Пол Русесабаджина очень быстро покоряет и восхищает до глубины души, становясь одним из любимейших его персонажей. Актер сыграл его таким простым человеком, искренним, который своим выбором и поступками заслужил звание настоящего героя. Такие герои действительно ходят среди нас, и в большинстве случаев окружающие даже не подозреват об этом, пока не случается нечто подобное. Этот простой человек, повинуясь зову сердца, совершает подвиг за подвигом, ведь спасение человеческой жизни по-другому и не назовешь, и при этом он не требует ничего взамен, зная, что для этих людей его отель — это оазис посреди ада, и что он сам для них — последняя надежда на спасение, и он просто не имеет права их подвести.

    Невероятной поддержкой Пола является его жена Татьяна. Сложно представить, как бы он смог сделать то, что сделал, не будь ее рядом. Софи Оконедо — талантливая и яркая актриса, которую раз увидев, сложно не запомнить. Пусть за роль Татьяны ее номинировали в категории «Лучшая второплановая актриса», здесь у нее настолько важное предназначение, что ее роль воспринимается, как главная женская. Именно Татьяна со своим большим сердцем матери и жены показывает своему мужу, что нужно спасать не только свою семью, но и соседей, и даже незнакомцев. Она вдохновляет Пола и придает ему сил продолжать бороться. А их вечер на крыше стал одним из моих самых любимых романтических сцен в кино.

    Отношение Западного мира к тем ужасным событиям в Руанде отображено здесь в поведении иностранцев, военных и штатских, журналистов и представителей гуманитарной миссии. Одни из них решают оставить страну на произвол судьбы, другие же, как Пэт Арчер, готовы ездить под пулями, лишь бы спасти еще несколько жизней. Очень понравился полковник в исполнении Ника Нолти, который, несмотря на приказ, не мог бросить людей умирать. Хорош и Дэвид О`Хара в образе журналиста, который хотя и не готов рисковать своей жизнью, как его напарник, но и замалчивать страшные реалии происходящего вне отеля он не собирается. У Хоакина Феникса, сыгравшего отважного репортера, не так уж и много сцен, но у его персонажа есть несколько метких фраз, да и он сам сумел сильно раскрыть драму ситуации своего героя. Интересная эпизодическая роль владельца отеля, находящегося далеко от Руанды, досталась здесь Жану Рено. Его непривычно видеть в таком образе обычного бизнесмена, а не героя жанра экшен, но Рено очень подошла такая спокойная роль.

    Во время просмотра кинокартины практически сразу задумываешься о том, что мы вообще знаем о Руанде, об истории этой страны, культуре, традициях и той кровавой вражде хуту к тутси… Наблюдая картины зверских расправ, не знающих сочувствия ни к женщинам, ни к детям, вспоминаются преступления нацистов времен Второй мировой войны. Согласно официальным данным, в ту сотню дней 1994 года скорость убийств в пять раз превышала скорость убийств в тех же немецких лагерях смерти. Врезается в память сцена, когда главного героя называют предателем и говорят ему застрелить тех тутси, среди которых его жена, дети, соседи, или он умрет первым. Неужели те военные действительно ожидали, что он согласится перестрелять всех своих родных, лишь бы его предателем не считали?

    Есть здесь несколько сильных сцен-откровений, особенно во второй части фильма, которые были сняты и сыграны с таким чувством, обнажающим человеческую сущность. Кинокартина Терри Джорджа показывает достаточно зверств, и они происходят не впервые в истории человечества, и, что самое страшное, далеко не в последний раз. Но эти сцены шокируют снова и снова своей предельной жестокостью одних людей по отношению к другим, слепой и неоправданной ненавистью, питающейся кровью мужчин, женщин, стариков и детей. Вместе с главным героем задаешься вопросами о том, почему же так произошло, к чему это приведет, как это все остановить, как спасти этих бедных, брошенных на произвол кровожадной судьбы людей? Здесь столько реализма, напряжения, происходящее не раз перебивает дыхание, ведь вот-вот кольцо безжалостных военных объединений сомкнется вокруг последнего оазиса спасения, поддерживаемого менеджером Полом. Замечательный получился фильм на такую сложную тему, вдохновляющий не сдаваться, верить и защищать тех, кто не может защитить себя сам.

    Когда весь мир отвернулся от Руанды, это погубило столько жизней… Но тут один храбрый человек, и был он в этой битве совсем не одинок, продолжал бороться за каждую жизнь, бороться не имея ни оружия, ни власти, вооружившись лишь своим умом, решимостью, горсткой золотых украшений и несколькими ящиками элитного алкоголя, способных на время умилостивить тех, кто приходил по жизни людей, выживающих в том отеле, ставшим последним оазисом посреди сущего ада.

    15 сентября 2014 | 16:29

    Очень солидное, современное кино. Уверен, что многие чувствуют себя уверенно в век Интернета, посматривая «Список Шиндлера» и «Пианиста», возмущаясь Гитлером и полагая, что такое в наши дни не может повториться. Не думаю, что им понравится этот фильм.

    Его действие будет происходить во время геноцида в Руанде. Главный герой повторит достижения Оскара Шиндлера. Только вот действие будет происходить в наши дни.

    Думаю, что многие цинично улыбнуться, следя за враждой хуту и тутси. Тем не менее, этот фильм мне показался очень своевременным, острым и безжалостным. Он безжалостен к современному порядку вещей, при котором может происходить геноцид, за которым просто наблюдают официальные миротворцы.

    Режиссер совсем не морализаторствует — он просто показывает хронику событий, жалея при этом своего зрителя. Я полагаю, что это правильно — картина не переходит в «эксплуатейшн», равно как и в скучный политический триллер. Нам просто рассказывается история человека, который оказался в сложной ситуации, и сохранил достоинство.

    Дон Чидл показывает серьезную зрелую актерскую игру, которой в наши дни может только завидовать Дензел Вашингтон (все его хиты, к сожалению, в далеком прошлом). Хотя, конечно актерские возможности Чидла совсем не безграничны.

    Софи Оконедо играет под стать своему партнеру. К сожалению, ее роль была небольшой, но имя этой актрисы я бы запомнил.

    Серьезный статус фильма подтверждает и то, что сразу три звезды согласились поддержать его своим участием, снявшись в небольших, но запоминающихся ролях. Причем, если роли у Жана Рено и Хоакина Феникса проходные, то Ник Нолти очень солидно смотрелся в роли полковника миротворцев. Жаль, что его второстепенная роль не была поддержана какой-то солидной номинацией.

    Завершая тему актеров, я бы конечно поддержал Чидла, Оконедо и Нолти номинациями за лучшую роль года.

    Заинтересовавшись персоной режиссера, я был очень приятно удивлен. Терри Джордж — это тот самый человек, который был сценаристом «Во имя отца» и «Боксера».

    И еще два слова о том, почему только 8 балов. Думаю, тему можно было раскрыть в более широком аспекте. За геноцидом в отношении тутси, последовали ответные действия в адрес хуту. В сущности, это было взаимное уничтожение двух народов. Хотя, повторюсь, что кино получилось на очень хорошем, образцовом уровне.

    В итоге: полезное, интересное кино, которое стоит посмотреть. Приятно, что по реальным фактам. Как по мне, так намного серьезнее и актуальнее «Шиндлера» и «Пианиста», пусть и не идеально в строго кинематографическом аспекте

    8 из 10

    14 февраля 2013 | 23:44

    Редко встречаются такие фильмы которые заставляют задуматься. Задуматься о чем?О безразличии всего мира к событиям 1994 года происходивших в крохотной африканской республике Руанде.

    Два племени, одна страна и невозможность ужиться вместе, в результате чего уничтожении более МИЛЛИОНА человек! И самое страшное здесь, помимо тех невинных жертв, то наплевательское отношении ООН к событиям 94-го.

    Фильм жизненный, чувственный, эмоциональный, фильм о тот что даже один человек способен изменить этот мир к лучшему!

    Отдельное спасибо блестяще сыгравшему Дону Чидлу. Лично мое мнение именно Чидл должен был получить оскара в 2004 году.

    8 из 10

    6 февраля 2008 | 03:09

    После того, как я посмотрел фильм «Отель „Руанда“» я ещё долго не мог прийти в себя, пытаясь понять ради чего были совершены такие злодеяния, произошедшие в одноимённой африканской стране, почему же население этой страны разделились на два враждующих лагеря и один из них начал беспощадно вырезать другой, не щадя никого, это же не война, даже не гражданская война, самое подходящее слово — это резня, самая настоящая резня, а с точки зрения политических и исторический заключений это заменяется страшным словом «геноцид».

    Насыщенный этнической колористкой фильм «Отель „Руанда“» пугает сам собой. Режиссёр Терри Джордж создал атмосферу невообразимой опасности, каждый шаг может привести к ужасающим последствием, где лишь смерть одного человека — это можно назвать не самый страшным оборотом событий. Терри Джордж каждую секунду добавляет страха и запаха смерти в атмосферу картины, если вдруг покажется, что это уже кульминация, то это вовсе не так, дальше происходят не менее страшные события. Вот это то, что царит в этом фильме: кровь и угнетение, бессилие и отчаянная борьба за жизнь.

    Есть ещё одна особенность этого фильма: это безупречная игра актёров, которые блестяще вжились в свои образы, осознали о чём рассказывает эта драма. Дон Чидл просто покорил меня своим исполнением. По сути, его герою нечего было бояться — он был выходцем из того племени, которое и начало резню, к тому же у него были связи, он был на хорошем счету и вряд ли бы пострадал от начавшегося геноцида. Но жена была у него из другого племени, он не ощущал неприязни к представителям другого племени, а своими связями и статусом он воспользовался, спасая огромное количество людей от неминуемой гибели. Его герой — реально существующее лицо и низкий поклон ему, это настоящий, мужественный и честный человек. Дон Чидл блестяще сыграл вымуштрованного управляющего отелем, он постоянно переходил из одного поведения к другому: он был обходительным, но затем его глаза передавала неописуемую грусть, страх и даже ненависть. Лучшая роль у Чидла, которую мне приходилось видеть.

    Очень понравилась драматическая игра Софи Окенедо. Разве можно было ей не поверить? Сложилось впечатление, что она сама пережила весь ужас случившегося в Руанде, быть может они просто прекрасно дополняли друг друга с Доном Чидлом, что и стало обоснованием их удивительно реалистичной игры. Не может не понравиться и Ник Нолти. Своим образом он заставил уважать солдата ООН, который сам понимал, что может быть уничтожен, даже нашивки миротворческой организации не спасут его, но он стоял до конца и этот образ Нолти передал великолепно, как в свои лучшие года.

    «Отель „Руанда“» — очень реалистичный фильм, наполненный жестокостью с одной стороны и настоящей человечностью с другой. Фильм трогает до самой глубины души, вкрадывается в самое сердце и уже не выйдет оттуда никогда. На примере его можно осознать, что же означает в нашем мире принципиальность и что означает дать слово, можно узнать, что такое отвага и самопожертвование. Потрясающая операторская работа, великолепная актёрская и удивительное музыкальное сопровождение — вот ещё чем характеризуется данная лента.

    9 из 10

    9 августа 2012 | 10:35

    Наивное, детское, может быть смешное «Дорогой Боженька, сделай так, чтобы мама никогда не умирала, и чтобы в мире никогда не было войны!» приходит на ум после этого фильма. Стальной кулак сжимает сердце, на глаза наворачиваются слезы. Но плакать сил нет, да и слез не хватает. Они просто стоят в глазах пеленой, туманной дымкой, а не льются легко и свободно, как при просмотре грустных мелодрам. Они не могут литься. Потому что это не просто слезы горести или радости, это слезы боли, обиды и страха. Боли за Человека, имя которого должно звучать гордо, но звучит гнусно. Обиды за наших дедов, которые погибали за то, чтобы в мире никогда не было войны и за тех людей, что напрасно трудились много лет, пытаясь донести до людей понимание таких слов, как «равенство», «братство», «мир», «разоружение». Страха за будущее. Такие слезы не проглотить — они слишком горькие, не плакать — их слишком много, не утереть… Они — как стекло очков, только не волшебных розовых, позволяющих витать в облаках, а страшных очков, позволяющих видеть самую страшную, самую черную, мерзкую и грязную правду. Вот сквозь таки слезы и смотришь этот фильм, ощущая, как в горле растет комок горечи и негодования. И, что самое страшное, к концу фильма он не разрывается рыданиями или потоком возмущения. Он остается. Медленно опускается к сердцу, где, видимо, ему надлежит покоиться до тех времен, когда мир не настанет во всем мире, или пока человечество окончательно не истребит само себя в печи бесконечных войн. Это вероятнее, потому что события, рассказанные в этом фильме — они никуда не исчезли. Этому фильму не 4 года, ему сотни, тысячи лет, этот фильм родился тогда, когда родилось человечество, ведь именно тогда начались войны.

    Смотреть на происходящее в фильме действительно страшно. Нет, здесь не будет реками литься кровь. Это не боевик. Здесь не будут потоками литься слезы — это не мелодрама. Это фильм-напоминание, фильм-символ. «Смотрите! Это действитлельность!» Пока мы наливаем свой утренний кофе, за несколько тысяч километров от нас ненависть выливается в кровавые бесчинства. Каждый глоток — смерть человека. Мы выпили чашку кофе. Погибло 15 человек. Кто их убил? Проклятые диктаторы? Военные хунты? Террористы? Повтстанцы? А может быть, и мы с вами. Убили их тем, что не знали ничего об этом, и, будем честны, не хотели знать. Так уж свойственно человеку — вспоминать о ближнем лишь тогда, когда своя голова вот-вот слетит с плеч. А до этого — спокойствие, мир и процветание. пусть и в пределах одной страны, одного города, одной квартиры, черт возьми! меня не трогают и ладно… Отсижусь, оттрясусь, пусть эти, как их… сами как-нибудь. Ничего, если так думает обычный обыватель, который сможет сделать немного, но страшно, когда так думают сильные мира сего. Те, у кого есть власть и сила, чтобы этому помешать. Страшно.

    Страшно, потому что происходящее в фильме — это не древняя история про кровавые захваты Трои или 100-летнюю войну. До мозга костей пробирает понимание того, что все эти зверства, все эти массовые убийства, вся эта ненависть, злость, все эти неконтролируемые бесчинства происходят на заре «интеллектуального» 21 века, когда в сортир уже без компьютера не заходят! Страшно не от того, что люди гибнут, а что после 2-х мировых войн, геноцида, расизма, апартеида, газовых камер, Хиросимы, миллионов уничтоженных евреев и славян, «культурной революции»… люди так ничему и не научились. Что же нужно сделать, чтобы человек понял, что война — это ад, в котором сгорает все ценное, что создано человеком. Все, о чем говорят тысячи лет философы, писатели, ученые… сгорает за секунды на адской сковороде войны. Все, что делает человека человеком, исчезает в пекле войн! как этого не понять! Почему этого не понять?

    Страшно, потому что смотришь фильм, и знаешь, что это — не художественные преувеличения кинематографистов, это правда, причем правда, рассказанная урывками и не до конца. Страшно, когда понимаешь, что сейчас тоже самое происходит в Ираке, Бирме, во многих странах Латинской Америки, Юго-восточной Азии и Африки. Мало того, понимаешь, что развитую Европу и Америку, презрительно именующую эти регионы «странами третьего мира» (омерзительно определение, недостойное человека!), отделяет от таких же событий какое-то одно слово, одна кнопка, одна выгода…

    Цинизм. Невероятный цинизм улыбающихся политиков, пожимающих друг другу руки и цедящих сквозь зубы: «Мир, свобода, демократия». Слова, за которыми стоит равнодушие, радостное ощущение собственного «божественного начала», возможности «дергать за ниточки». А потом тот особый уровень цинизма, когда в страны, где война произошла по вине тех же политиков, отправляют благотворительную помощь, мягкие игрушки и кинозвезд, которые должны успокоить людей, оставшихся без домов, детей, людей, потерявших все. Кто виноват? Да нет, такого вопроса не возникает. Виноватых в войнах нет. Есть только победители и проигравшие. Победители и определяют виноватых. Кто виноват во Второй Мировой? Жалкий в своей полусумасшедшей несбыточной мечте Гитлер, или те британские, советские, французские, американские политики тех лет, которым Гитлер до поры до времени был выгоден? Кто виноват — террористы, взрывающие детей или американское руководство, которое символически покачивало головой и «айайайкало» до той поры, пока терроризм непосредственно их не касался, а был направлен на Восток? Кто виноват? Микроб, попавший в рану или врач, который ее вовремя не промыл?

    Этот вопрос встает в «Отеле Руанда» остро, как нигде. Все те силы, что именуются миротворческими пытаются лечить не болезнь, а ее последствия. Обращают внимание на рану только тогда, когда она загноится и превращается в зловонную язву, обсиженную копошащими в ней личинками, пожирающими плоть… Со страниц учебников в школе смотрят лица Гитлера, Муссолини, Кадафи. Фашизм родился в Италии. Нацизм — приоритет Гитлера и его прихвостней… Ребята, нет у нацизма лица, и нации у него нет. А у расизма нет расы. Нацизм всеобъемлющ, всеохватывающ и начинается с разговоров на кухне, когда сердобольная мамаша отвечает сыну, побитому в школе одноклассником-чеченцем: «Да все они такие, ты что этих «хачиков» не знаешь?» Он начинается с наших религиозных книг, в которых есть «верные», а есть «неверные», с обманувшего вас в магазине армянина, с пьяного русского, избившего ребенка, с еврея, занявшего ваше место на работе… Со стереотипов, глупости, гадости, разобщенности. Он идет отовсюду, собирается в огромную, страшную опухоль, в которой клокочет ненависть и страх, который должен найти хоть какого-нибудь общего врага, и потом лопается, и превращается в то, что мы видим в этом фильме. Исторические это события или нет — в сущности, не имеет значения. Руанда, Сомали, Бутан, Нигерия, Израиль. Да все равно. Фильм не об историческом событии. Фильм о роли войны вообще.

    Как жалки в этом фильме миротворцы, представители ООН, трусливо бегущие от ответственности за происходящее, как страшны они в своем неуместном пацифизме, который только веселит убийц. «Обратитесь за помощью в ООН» — шутит в одном эпизоде генерал сметающих все на своем пути обезумевших нацистов. И мы понимаем с ужасом, что это и правда шутка. И что если, не дай Бог, это случится с нами, на ООН и прочие организации, которые должны контролировать мир, надежды не будет. Недавняя ситуация в Ираке и слабые попытки ООН принять какие-то антивоенные меры это показали.

    А еще в фильме чувствуется незримое присутствие сверхразвитых держав, которые потонули бесконечном самодовольстве и считаются с более слабыми странами лишь тогда, когда это затрагивает их собственные интересы. Если бы в Руанде была нефть, американцы появились бы там с лозунгами о свободе и за считанные дни успокоили бы и тутси, и хуту, и всех остальных. А, поскольку, такой конфликт прибыли им не принесет, можно продолжить обращаться с этими жалкими странами, как с грязью. Все это похоже на петушиные бои или крысиные бега. Пусть крысы бегут, кусаются, а мы посмотрим сверху, и будем делать ставки. А если крыса вырвется за пределы своей дорожки, ее раздавят. Кто в таком положении сволочь — решать вам. Как только Африка перестала затрагивать интересы сверхдержав, она была отдана этим садистам, этим крошечным, микроскопическим наполеончикам, говорящим о своих господствующих нациях, в которых не насчитывается и десятой части населения какого-нибудь Лондона. И кто в этой ситуации страшнее — дерущиеся в загоне псы или посмеивающийся, наблюдающий за ними надсмотрщик — тоже неизвестно.

    Кто может помочь в ситуации, когда никто не хочет помогать? Мухаммед? Христос? Будда? Вряд ли. Только люди. Люди, которые смогли остаться людьми даже в пекле войны. Женщина, вовремя предупредившая, что к городу подходят боевики, сосед, взявший вас в свою переполненную машину, управляющий отеля, принявший всех нуждающихся в помощи беженцев, не взирая на их национальность, сделавший все, что может сделать человек для спасения других людей. Люди, готовые пожертвовать собой во имя того, что им дороже — семьи, друзей, людей. Они и есть настоящие герои войны. Ведь когда дерутся солдаты — это война, но когда солдатам противостоят женщины, дети и старики — это не война, это истребление. Без оружия воевать могут только настоящие люди.

    Этот фильм не о войне. Но и не о ее героях, сражающихся без оружия. Он обо всем вместе. О войне, героях, о тех, кто их поддерживает и им противостоит. О сторонних силах, о наблюдателях, о совести и, главное, о людях.

    Дон Чидл сыграл в этом фильме настоящего человека. Этого достаточно. Не важно, какие события его окружали, он сыграла человека, который был таким до войны, остался им во время войны и после нее. Он делал то, о чем его не просили, он выполнял не долг перед страной или мундиром. Он выполнял долг перед человеком, перед самим собой. Он — не герой, вроде Джона Рэмбо, не ветеран, за ним не стоит сила. Это интеллигентный человек, брошенный волей судьбы в пекло войны. Но именно в этот момент и выясняется, что под галстуком, под голубенькой рубашкой, аккуратным и чистеньким костюмчиком — живет необъяснимая, невероятная сила созидания. Герой Чидла не задумывается о том, что он делает и для чего, он просто по-другому не может и в этом тоже его сила. У него нет ни политической теории, ни убеждений, ни идеологии, он силен тем, что есть в его сердце, душе, совести. Он силен своей человечностью. И я не знаю, чего больше в этой роли — героя Дона Чидла, или самого Дона. Потому что ему веришь так сильно и сопереживаешь так глубоко, что даже не возникает мысли, что это только актер, изображающий реального человека, а окружают его не настоящие убийцы и жертвы. Никакого ощущения киноиллюзии! Может, это от того, что я почти не знаю этого актера и мало где видел, но тем лучше, — я все равно верю в силу человеческих качеств этого актера. Соврать, сыграть такое, наверное, просто невозможно.

    Рядом с главным героем его жена. Это тоже актриса, чернокожая красавица Софи Оконедо. Но ее не воспринимаешь актрисой, это жена управляющего отелем, это мать, это женщина, которая понимает, что каждая минута, проведенная рядом с детьми и мужем, для нее может стать последней. Ей не убежать, ей не скрыться, она все понимает, ужасно боится, но не впадает в наигранные истерики — у нее есть цель — спасти детей, а если не спасти, то убить раньше, чем это сделают уроды, ненавидящие ее только за то, что она родилась в другом племени.

    И вообще, в этом фильма не было актеров. Тема, посыл фильма захватили всех настолько, что люди были настоящими. Даже колоритные персонажи Жана Рено и Ника Нолти не кажутся ролями, сыгранными маститыми актерами. Высокопоставленный герой Рено слишком горько извиняется за своих французских и европейских собратьев, которые не делают, и не будут делать ничего в ситуации, до которой им нет дела. Перед нами не актер Рено, звезда «Леона» и «Багровых рек», перед нами человек с определенной жизненной позицией, которую он не может высказать напрямик из-за своего положения, за которое он должен держаться, как носитель гордого звания «гражданина цивилизованного государства». Не менее естественен герой Нолти — полковник миротворческих сил, который с трудом находит заискивающие слова для того, чтобы дать понять этим погибающим людям, что ни он, ни его организация не имеет полномочия помогать им, что они здесь «просто так». Кто знает, какое отношение ко всему происходящему кроется за этим просящим прощение взглядом, за жесткой улыбкой, за испитым лицом…

    Я не знаю, стоит ли смотреть этот фильм… Если вы считаете себя человеком с совестью и честным человеком, но при этом вам дорого ваше спокойствие, наверное, смотреть его не нужно. Спокойствие улетучивается моментально. Появляется сумятица в мыслях, появляется страх, появляется желание что-то делать, которое наталкивается на извечное «а что я могу?». Этот фильм берет за горло и душит — душит совесть, давит мысли, рвет душу. Нет, не слушайте меня. Этот фильм надо посмотреть. Это не агитка, не симпатичная мелодрама, не красивая сказка и не эффектный военный боевик. Этот фильм стоит в одном ряду с такими лентами, как «Отец солдата», «Взвод», «Апокалипсис сегодня», «Журавли», «Список Шиндлера», «Жид», «Жизнь прекрасна», и другими лентами про людей, сохранившими человеческое лицо во время войн. Если вы цените в себе человеческое, если вы ненавидите войну, этот фильм вам нужно посмотреть. Антивоенный посыл его огромен.

    И в конце опять — наивное, глупое, но искреннее: Господи, благослови таких людей, как Пол, помоги тем, кто борется за мир, отврати эти проклятые войны! Солнце должно светить всем одинаково, а жизнь, которую ты дал, и без того слишком коротка, чтобы тратить ее на бессмысленные или даже осмысленные войны…

    Пусть всегда будет Солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

    10 из 10

    3 марта 2008 | 15:49

    Пол, управляющий отелем в городе «Руанда», переживает не лучшие годы своей жизни. В 1994 году произошёл Геноцид в Руанде. Звуки перестрелок в столице уже стали обычным явлением, а массовые убийства тутси и предателей родины хуту и не думали утихомиривать свой дух. Благодаря везению, денег, связей и тому, что Пол является хуту, он смог на время упрятать свою семью и тысячу с лишним человек в своём отеле во время разгара геноцида. Но запасы еды заканчивались, денег на подкупы тоже убывали день за днём.

    «Отель Руанда» по сути своей тоже самое, что и «Список Шиндлера», только на вкус и цвет выглядят и воспринимаются они совершенно по разному. Не смотря на недостаток обилия крови и насилия, весь фильм воспринимается всерьёз, а там воображение само достраивает не хватающие пиксели. Исторический фильм, в котором было важнее всего не шокировать, а напомнить. Но в моём случае вышло что не «напомнить», а «сообщить». Действительно, об этих воинах я до сегодняшнего дня ничего не знал.

    Хороший фильм о сражении бескрайней бесчеловечности со слабым добром снаружи и бесконечном добром внутри.

    31 марта 2008 | 11:57

    События в Руанде не так были известны в начале 1990-х годов. Западные государства, сильные мира сего, предпочитали не говорить о чудовищной катастрофе в этой небольшой африканской стране. Куда больше их интересовали события на Балканах того же периода. В последствии Б. Клинтон извинился перед мировым сообществом за недостаточное внимание к геноциду в Руанде. Но мирных, ни в чем не повинных граждан, представителей народов хуту и тутси, уже было не вернуть.

    Этот фильм, наверное, единственное напоминание о событиях тех лет, доступное «богатому белому человеку». На мой взгляд, фильм является достоянием мирового кинематографа, одним из безусловных шедевров. Реалистичность происходящего в фильме постоянно держит в напряжении, порой не позволяя даже дышать. Зритель сопереживает героям на протяжении всего фильма. Сцены дикого геноцида, представленные в фильме, приводят в оцепенение без столь часто встречающейся сегодня кровожадности. В этом смысле, фильм схож с другим шедевром — «Жизнь прекрасна», про Вторую мировую войну, где режиссер, без патологической страсти к изображению реалистичных сцен насилия, присущей, например, Родригесу, сумел раскрыть всю жестокость и нелепость убийства людей.

    Игра актеров безупречна. По моему мнению, она является эталонной. Все эмоции, все страхи передаются настолько профессионально, реалистично, что ты доверяешь происходящему полностью, ты живешь той жизнью, которую видишь.

    Надеюсь, что этот фильм научит кого-либо думать о своих поступках и ценить человеческую жизнь.

    10 из 10

    22 сентября 2012 | 19:49

    Это безусловно был знаковый фильм, он стал пиком карьеры для многих, работавших над ним. Взять хотя бы шедевральную игру Дона Чидла, который сыграл так, что сам бы Станиславский бы воскликнул «Верю!». К сожалению то что сейчас делает он, где снимается, честно мне не понятно. Последняя из вышедших его картин, это роль в фильме «Отель для собак» в маразме от Диснея. Так же жаль, что талантлевейший режиссер Терри Джордж снявший в свое время, всего лишь один больший фильм — «Запретную дорогу», решил после «отеля» завязать с режиссированием, зря, ведь его картина получила 3 оскара. Расписывать все прелести данного фильма можно долго, но мне врезался один момент, он очень живой, может быть и из-за того что на некоторых ролях играли люди, непосредственно пережившие это. И последней причиной, которая сможет убедить вас в просмотре данной картины, это то что она входит в сотню лучших фильмов за всю истоию по версии IMDB.

    8 из 10: все очень хорошо, но к тому же все очень специфично, увы, но не каждый сможет разглядеть здесь всю глубину задумки.

    6 июля 2009 | 13:06

    Казалось бы, мы живем в мирное время, все мировые войны в прошлом, про геноцид вообще не может быть и речи, ведь в мире действуют столько различных влиятельных общественных, миротворческих организаций и институтов, развито телевидение, стоят тысячи памятников чтобы не забыть уроки прошлого… Но нет.

    В апреле 1994 года в Руанде, происходят ужасные события, а именно геноцид народности тутси. Число убитых за 100 дней составило по разным данным до 1 000 000 человек. Скорость убийств в Руанде в пять раз превышала скорость убийств в немецких лагерях смерти в годы Второй мировой войны. И это при том, что в стране находились Бельгийские и другие миротворцы.

    Этот фильм покажет Вам как надо бороться за жизнь на примере всего лишь одного человека, когда кровь льется рекой, а безумие и ненависть овладели целой страной, когда ООН бездействует и надежды казалось бы нет, кроме как на самого себя и свою смекалку.

    11 февраля 2016 | 19:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>