Не люблю заниматься пересказом сюжета. В двух словах, экранизация рассказа Борхеса (который я не читал), любопытный сюжет, любопытная геолокация (Италия после Муссолини), казалось бы можно развернуться, но на мой взгляд не получилось.
Некоторые рецензенты отмечают интерес Бертолуччи к будизму, мол, не всё так просто в 'Стратегии паука', ищите скрытые смыслы, символы и т.д. Каждый вновь вынужден видеть то, что он хочет увидеть, что естественно не есть плохо, но нужно и меру знать. Я уверен, сам Бернардо не вкладывал в свою работу каких-либо скрытых смыслов, вот что он сам говорит про фильм:
'Фильм 'Стратегия паука' обязан своим появлением на свет моей потребности противостоять двойственности истории и развенчать героические образы наших буржуазных отцов-антифашистов' (с)
И вместо того, чтобы отмечать интерес Бертолуччи к буддизму, стоит отметить не интерес, а любовь Бертолуччи к Годару, так как некоторые кадры из фильма уж очень 'годаровские'.
Отдельно бы выделил главного героя, который весь фильм ходит с отстранённым и ничего не понимающим лицом, хотя казалось бы расследует убийство собственного отца, который к тому же ещё и местный герой. Я не удивлён тому, что кинокарьеру Джулио Броуджи (исполнителя главной роли), сложно назвать удачной, хотя казалось бы, главная роль в фильме у уже практически большого режиссёра, в перспективе могла бы дать хороший толчок карьере, но этого закономерно не случилось.
Касательно фразы заголовка из фильма - отсылка к живатмам. Кто не в курсе, можно исследовать тему йоги. Тара - надо подымать буддизм, читать Борхеса и смотреть чем занимался сам Бертолуччи в годы или перед созданием фильма. 'Маленький будда' слишком очевиден в своей связи личной жизни режиссера с картиной. Здесь же львы, тигры, тройственные проявления восприятия жизни через трех героев-друзей убитого отца, трех вагоновожатых на вагонетке в конце фильма.
Фильм больше по мне так связан с иллюзией, которую главный герой пытается раскрыть. Без прикрас и обмана паук - символ иллюзии, Кали, внутри которой мы все пребываем так или иначе думая, что реальность окружающая нас и есть действительность. Смеюсь на все Вселенные. Главный герой распутывает загадку, раскрывает иллюзию, и сам впадает в свою. Вкратце так. Остальное для преданных внутри. Хотя я не особо проницателен, при этом картина по моим представлениям даже для сообразительных зрителей, че уж о большинстве трындеть, не особо метафорически проработана, чтобы ее обсасывать с печеньками с подружками. А хотелось бы с ними.
Бернардо Бертолуччи снимает свою первую картину о фашизме. Это 'маленькая' история, которая произошла в небольшом городке.
Атос Маньяни - молодой человек, по приглашению неизвестной немолодой женщины приезжает на родину своего отца и пытается разобраться в нюансах, связанных с его смертью.
Его отец, которого также звали Атос Маньяни, известный антифашист, был убит в театре 'трусливыми' фашистами. Между тем, узнавая подробности сын начинает понимать, что все не так просто, а убийца, возможно все еще живет в городе.
Это еще один экспериментаторский фильм Бертолуччи. Бернардо никогда не боялся ошибаться. На этот раз он смело видоизменяет рассказ Борхеса, изменив время и место действия (из Ирландии в Италию).
Бертолуччи использует ретроспекцию - неожиданно для зрителя, действие картины может переноситься назад. Вместо сына перед нами предстает уже его отец, а все остальные персонажи показываются не молодыми, а такими же, какими мы видим их в настоящем времени.
Очень приятно видеть в картину уже немолодую Алиду Валли. Ее участие - украшение фильма. К сожалению, ее роль недостаточно акцентирована.
На мой взгляд, фильм вовсе не такой убедительный, каким мог бы быть. Если, исходить из сюжета - это настоящий хит, не сопоставимый с 'Конформистом'.
В то же время, многочисленные эксперименты Бернардо и затянутость фильма (при вполне корректном хронометраже) не позволяет отнести кино к числу шедевров и существенно ослабляет впечатление от просмотра.