К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Третий полнометражный фильм Романа Полански - эта абсурдная черная комедия об эксцентричной паре, Терезе и Джордже, которые решили сбежать от большого мира в прибрежный замок на уединенном острове Нортумберн в Британии. Робкий Джордж продал свою фабрику и ушел на пенсию, чтобы жить со своей задорной хорошенькой молодой женой в уединении, выращивая цыплят и занимаясь любительской живописью. Их спокойствие нарушается, когда раненый беглый преступник по имени Ричард ( Дики) и его умирающий напарник Альберт укрываются в их замке и берут пару в заложники.

Сюжет картины напоминает буржуазную комедию ошибок, несмотря на то что визуальные эффекты больше соответствуют экзистенциальному ужасу. В приливах и отливах злонамеренных силовых игр пустыня может внезапно оказаться затопленной - типичный ландшафт Романа Полански. Кричащая чайка, подвешенная в воздухе, самолет, кружащий над головой, разбитая машина, толкаемая вверх по холму и врезающаяся в другую машину - пример того как форма преобладает над содержанием. В семиминутной сцене на пляже Джордж сокрушается об утраченном «романтическом возрасте», Дики стреляет по самолету, а Тереза плещется в океане, камера перерисовывает композицию из фильма «Нож в воде», прежде чем раствориться в насмешливом петухе. Режиссер создал на этом острове новую, изолированную, странную, всесокрушающую жизнь.

На протяжении более полутора часов нам показывают людей, которых объединяет одна общая черта: безумие. Рисуя своими обычными широкими мазками, Полански играет с тем, что Хичкок называл «чистым кино». Вы никогда не знаете, к чему это приведет, и каждое развитие событий приносит с собой горький юмор, опьяняет и постепенно уничтожает остатки здравомыслия. Сексуальная извращенность, незащищенность и унижение, извержение кошмарного хаоса в кажущийся упорядоченным мир, человеческое предательство, продажность и саморазрушение - это и есть Тупик.

10 мая 2023 | 19:34
  • тип рецензии:

Криминальная драма с неким социальным подтекстом и сомнительным образом женщины, как это бывает у Полански.

В замок на острове, который периодически становится отшельническим из-за приливов, приезжаю раненые бандиты. Там живёт богатый тюфяк, его молодая взбалмошная и явно скучающая жена и периодически заскакивают напыщенные богатые гости. Между одним из бандитов и главными героями завязываются странноватый отношения. Хозяева, по сути оказываются в заложниках, но с каким-то подобием стокгольмского синдрома. Жизнь этих людей настолько унылая из-за пресыщенности и скуки, что экстремальная стрессовая ситуация будто открывает для них новые ощущения, дающие хорошую встряску, для пересмотра действительности. Хотя, похоже это ощущение выходит слишком травмирующим для их закостенелых нравов.

Интересный нестандартный сюжет, экспрессивная игра, яркие типажи, отличная постановка кадров. Для киноманов.

Золотой Медведь на Берлинском Кинофестивале.

26 сентября 2022 | 18:06
  • тип рецензии:

Абсурдистский триллер, который некоторые кинокритики, а также сам режиссер, считают лучшей работой Полански. Черный юмор хлещет из каждого кадра, а действие как будто подначивает зрителя совершить какую-то садистскую шалость. Полански (при рождении Либлинг, что на немецком означает любимчик) вселяет в каждого героя дух того шкодливого, противного мальчика, который появляется во второй половине фильма вместе с назойливыми гостями. За свой короткий визит мальчишка кусает палец главного героя Джорджа, царапает пластинки и даже стреляет из охотничьего ружья, испортив старинную мозаику в окне. Он плоть от плоти того саркастичного, едкого и одиозного любимчика, восседающего в режиссерском кресле.

Первые десять минут фильма насыщены гэгами: убитая машина, которую главный гангстер Дики (внешне и голосом он сильно напоминает певца алко-джаза Тома Уэйтса) толкает по дороге; стоит этому здоровяку сесть в колымагу, она раскачивается, как «лодка»; его полумертвому напарнику по имени Элби упирается в поясницу автомат – это вызывает дискомфорт и стоны; курятник и нескончаемое кудахтанье, а еще ломающееся под весом Дики лестница. Начинает казаться, что весь фильм задуман как пародия на криминальную историю. Напарники возвращаются с какого-то проваленного задания. Два гангстера-бедолаги всем своим видом задают ту нелепую атмосферу, на фоне которой на любые движения чувств и страсти в дальнейшем будет больно смотреть.

В фильме также заметен один прием, который в другой картине режиссера использован как «running gag»: герои имеют увечья (рука Дики на перевязи), терпят мелкие неприятности (разбитые очки). Тут можно вспомнить Джека Николсона в роле пронырливого детектива в «Китайском квартале». Сыщик за фильм собрал на своем лице фингал под левым глазом и глубокий порез вдоль левой ноздри, а еще потерял свой левый ботинок. И на финал, конечно, злой и роковой акцент на простреленном левом глазе главной героини. Такие «приколы» типичны для Полански.

Аттракцион унижения

Мрачноватый замок Линдисфарн с приливами и отливами у своего подножия. В нем обитает Джордж и его жена-француженка Тереза. Во многих описаниях сюжета ее называют бывшей проституткой, нимфоманкой. В порыве гадливой ненависти гостья назовет Терезу «шлюхой», а в начале фильма она крутит шашни с соседским парнем. Лично я считаю, что в такой стигме нет нужды. Терезе явно скучно и ее характер скорее соответствует саркастичному тону картины, в которой свобода или плен – вопрос ответственности и решимости героев. Пара является карикатурой на молодоженов, у которых отношения не ладятся. Супруг – трусливый мечтатель, пленник чар жены, подчиненный. Одна из ярчайших сцен разыгрывается, когда Тереза наряжает Джорджа в белое платье и делает ему легкий макияж, еще не зная, что готовит его к прибытию гостей из криминального мира. При этом Джордж глуповато улыбается зрителю в зеркало. Несмотря на весь фарс ситуации возникает момент странной гармонии, возможно, дающий ответ на вопрос, что же помогает паре ужиться.

Отношения доминации и подчинения, садомазохизм, принуждение властью, откровенный абьюз и насилие – темы, сильно волнующие режиссера и человека Полански. Этим пронизаны многие из его фильмов, особенно классического периода. Однако именно в «Тупике» садомазохистский крен настолько сильный, что заваливает сюжет в сторону тетра абсурда. Говорят, что прототипом Терезы послужила первая жена Полански, Барбара Квятковска. Такое творческое осмысление словно предлагает вывод: «брак – это садомазохизм». Все это интересно, если учитывать, как отзываются о режиссере некоторые люди из мира кино, успевшие с ним поработать. Они выделяли авторитарный тон Полански, порой доходивший до тирании на съемочной площадке. То есть режиссеру-Полански явно не чужда власть и доминирование. Является ли тогда Джордж сгустком его обиды и неудачного брачного опыта, может быть, даже подчинения, вопрос как минимум интересный для биографов. Как бы там ни было, что Джордж, что главный герой из «Жильца» (сыгранный самим Полански), свидетельствуют не только об интересе к кроссдрессингу, но и квирной идентичности. Правда, режиссера пионером на этом поприще не назовешь, поскольку штрихи добавляются не для глубины героя, а ради забавы и чудаковатости. Кроме того, это явные оммажи хичкоковскому «Психо» – одного из любимейших фильмов режиссера.

Итак, Джордж – хозяин замка, мифологема традиционно патриархальная. Случай бросает хозяину вызов в лице двух гангстеров. Прогони их и ты мужик – в первую очередь для Терезы, которая постоянно пытается сподвигнуть Джорджа на героический поступок, упрекая его в том, что он не мужчина. Касательно дальнейшего хода событий у зрителя зарождается ожидание, что Джордж наконец-то соберется и прогонит преступника. Вместо этого недовольство и фрустрация только растут. Героический поступок постоянно откладывается, Джордж позволяет собой помыкать, не может постоять за Терезу, да и в целом пара органично втягиваются в авантюру гангстера, который засел в замке, чтобы дождаться босса. Тереза находится в зазеркалье патриархального мира, где у ее супруга как будто сломана внутренняя пружина, а его антипод Дики – прямодушный мужлан, который «одной рукой» держит в страхе двух заложников. Эмоционально Тереза движется в плоскости безразличия. Ее образ и типаж подсказывают, что если она убежит из этого зазеркалья, то наверняка угодит в другое, – например, в абсурдистскую комедию Полански «Что?».

Душещипательная сцена на пляже длится семь с половиной минут. Пока Тереза купается, Джордж изливает гангстеру свою душу. Эта брачная драма гротескна от начала до конца, как и объятия, в которых Джордж держит Дики, пока открывает ему свое сердце. А может они все заживут одной семьей? И добродушный Дики наведет порядок в этом плохо сооруженном курятнике-браке? Кем бы Джордж в итоге ни казался – тряпкой, слабаком, жертвой, несчастным влюбленным, – он однозначно тот, из кого вьют веревки абсурда. Жертвой обстоятельств может стать каждый, но случай Джорджа – это злая фантазия на тотальное подчинение, где неразделенные чувства обнажают очень правдоподобную асимметрию в человеческих отношениях.

31 мая 2022 | 00:31
  • тип рецензии:

Почему - то не вызывало чувств эмпатии происходящее на экране - т.е. мысленно не ставил себя на место 'угнетённой' семейной пары. Для возникновения соотнесения себя с кино-героями необходим был конфликт - а как раз его и нет в сюжете - т.е. саспенс отсутствует. А нет конфликта потому что и до встречи с криминалом пара женатиков ведёт себя как животные - трахаются как попало, живут в грязи, едят что попало и переход их из 'диких' в 'одомашненные' происходит без излишних сломов и дуг характеров - естественно и не принуждённо.

Это было по содержанию - теперь по форме: она великолепна. Начиная с 'завязочных' кадров - работа камер с объективным приближением или актёрским - такое не часто увидишь в западном кино. Также, как мне кажется, редко увидишь сцены с ветром в голливуде, во всяком случае он тут есть и обращает на себя внимание. И далее сценопостановка и работы камерой хороши, но в начале фильма они просто 'ударны' - взять хотя бы приближение издалёка авто на первый план под музыку.

Далее - музыка тоже хорошо подыгрывает сюжету - особенно 'модная' - заунывная - соответствуя заброшенности и отдалённости местоположения происходящего.

Игра и образы актёров - великолепно 'вылеплены' - прописаны. Злодей - 'вышибала' - груб и внешностью, и одеждой и голосом. Злодей 'интеллигент - на преступление ради детей' - беспомощен, жалок и комедийно истеричен. Муж - полу-обезумевший транжира ренты, ничем в жизни не занимающийся, привыкший покупать - сперва образования - потом 'замок Скотта', а там и жену. А там и 'рента' кончилась - здравствуй погружение в животное существование с прогрессирующей ненормальностью. Жена - тонко отточенная в красивых позах содержанка - бесполезное тело.

Все роли сыграны показательно и фактурно - но остаются сами по себе - без отношению к смыслам и идеям - ничего нам не говоря и не предлагая - красивая упаковочка в заломах которой возможно, конечно, рассмотреть культур-агентам и ответ на вселенский вопрос - а вот увидеть жизнь - нет.

5 из 10

25 августа 2019 | 11:23
  • тип рецензии:

Это по-своему интересное кино действительно ставит в тупик. Нас, люди, настолько избаловали новым кинематографом с их 'вот это поворотами', неожиданными концовками и шокирующими открытиями, что на протяжении всего фильма в голове никак не могла успокоиться мысль о том, что вот прямо сейчас случится Нечто, что уже совсем чуть-чуть так раскроется страшная тайна, что в конце нас ждет грандиозное событие с переворачиванием сюжета с ног на голову. А рожа не треснет, как говорил Лёха Штырь? В итоге, просмотр оставил после себя шлейфик смущения и обмана. Что даже приятно.

Если не считать шумных и назойливых гостей, история на выходе получилась камерной с тремя основными и важными персонажами. Думается, актерам играть такие роли - одно наслаждение. Есть у нас предположение, что Роман Полански даже дал им свободу для импровизации, чтобы заполнить героев до краев. Тем паче на мужские позиции были выбраны не красивые манекены, а прекрасные там типажи. Нахальный, беспардонный и уверенный в себе - Лайонела Стэндера. Мягкотелый, неуверенный и обидчивый - Дональд Плезенса. А над ними возвышается горячая Франсуаза Дорлеак. Вкусно.

Разобравшись с парой мужчин и одной женщиной, внутренняя империя ноленс-воленс захочет получить в подарок захватывающую историю. Особенно жарко стало, когда подвыпивший муж-размазня использовал словечко peculiar (специфический; особенный; своеобразный; необычный) применительно к замку. Как же разыгралось воображение! Представилось, что теперь выяснится: бездетная семейная пара не может выбраться с островка, пока их место в замке не займет кто-нибудь другой. Или что место вроде чистилища для грешников. Или что преступника специально заманили в ловушку навсегда.

Но эти и другие идейки старательно разбиваются о стенку, когда, прогуливаясь с тем режиссером по его лабиринту фантазий и сна, постоянно натыкаешься на очередной тупик. В сценарном плане для рассказчика это чуть ли не идеальный вариант - водить зрителя за носик как можно дольше. В плане режиссуры поставлено всё это блестяще. Без музыки и звуковых шумов Роман Полански создает достойную интригу, не отпуская смотрящего фильм покурить или уж погонять волосатого. Считаем, что бы там ни представлял себе тот, кто смотрит 'Тупик' впервые, поляк, жук, уверенно разобьет его мыслишки туда.

02 марта 2018 | 20:20
  • тип рецензии:

Как известно, у Романа Полански было тяжелое детство, сложная юность и куча проблем от непризнания на родине дебютной ленты. В критике тогдашней польской элиты «Ножа в воде» едва не потерялся любопытный нюанс. Еврейский паломник от кинематографа продемонстрировал настоящую страсть, изолируя трех людей в герметичное пространство. Им могла быть яхта, или, скажем, замок Вальтера Скотта. Добавим к этому изощренную игру на психологических слабостях, кучу скрытых социальных подтекстов, тягу к доминированию и подчинению – получим один из узловых сюжетов на протяжении всей долгой карьеры. Для Полански гроссмейстерская партия в три фигуры стала своеобразной тихой бухтой, в которую он, подобно кораблю, заплывал после долгих круизов по водам прочих жанров. Так будет впоследствии и с «Горькой луной», и со «Смертью и девушкой», и с «Венерой в мехах». Но в шестидесятых автора не интересовали дела амурные. В конце концов, и сильная любовь способна стать лишь еще одним рычагом влияния, точкой воздействия на податливого человека. Да и страсти страстями, а желание чувствовать себя хозяином положения – мотивация посильнее, чем однообразные и потому крайне скучные признания в вечной верности, желании целовать ноги и делать все, что ни пожелаешь.

Отрезанные сильным приливом герои «Тупика» - идеальные марионетки для глумливого режиссера. В картине, венчающей так называемую трилогию отчуждения, Полански избавил себя от строгих жанровых рамок. Театральная по своей сути постановка буквально пересыпана фарсовым юмором, граничащим с издевательским попиранием традиционных взаимоотношений полов. В порядке вещей здесь борьба за лидерство, насаждение своих правил и получение удовольствия от слома воли. Исходные позиции людей, угодивших в фигуральный и вполне реальный тупик, более чем очевидны. Муж – тряпка и подкаблучник, жена – вертихвостка и бездельница, гангстер – грубиян и подонок. Все ясно и понятно, но долгое нахождение в уединении преобразовывает характеры, люди сами не замечают, как перенимают черты друг друга, причем отрицательные – в первую очередь. Полански равняет моральную слабость с нахальным нравом и диктаторскими замашками, но с каждой перебранкой или вполне миролюбивой беседой, жертвы изоляции меняются ролями. Метаморфозы сопровождаются таким количеством комичных ситуаций, что перестаешь понимать, кто здесь хуже всех, а кому можно сочувствовать. В этой тонкой игре чувствуется желание режиссера дойти до конца в поиске ответа на вопрос: на что каждый готов пойти ради вожделенной власти?

Как это часто и бывает с неисправимыми пессимистами, Полански быстро определяется, что горькими разочарованиями собственную идею не испортить. На долю героев выпадает множество потрясений, а великолепная актерская игра заставляет испытывать эстетическое удовольствие от многораундовой дуэли. Теряют важность сиюминутные события, развязка приобретает характер этакого анти-катарсиса, и что бы ни вытворяли на экране действующие лица, сомнений нет: их образы можно раскрывать до бесконечности. Показательно, как ловко автор обошелся с типажом молодой жены Терезы. Ветреная девчонка, привыкшая брать все от жизни, наставляющая мужу рога чуть ли не у него на глазах, эволюционирует в характерную личность, ловко приспосабливающуюся к обстоятельствам и демонстрирующую незаурядные волевые качества. Как и прежде у Полански, на сцене вновь главенствует дама. Что и говорить, работа с Катрин Денёв и Франсуазой Дорлеак обеспечила режиссеру превосходные результаты. Насколько младшая сестра была шизофренически убедительна в обстановке квартирного заточения, настолько же старшая прекрасна как узница замка властолюбцев. Чтобы заставить сопереживать героям и одновременно ненавидеть их, пригодились и оригинальные средства, такие, как выстрел из ружья, знаменующий традиционный третий акт спектакля и сопутствующий ему взрыв страстей.

«Тупик» исключительно хорош как психологическая драма, увертливый триллер и гротескная комедия образов, но еще сильнее он в идейном плане. Впервые Полански смог творить без оглядки на задание компартии или вкусы придирчивой западноевропейской публики. Картина стала без преувеличения авторским заявлением на тему извращенности нравов. За величественными стенами роскошествуют хищнические инстинкты, а вместо привычных бытовых вещей звучит сардонический хохот над заблуждением, будто люди всегда могут найти общий язык. В обстановке экзистенциального тупика открываются совсем другие качества. В умеренных количествах они способны пойти на пользу, но в критических – помогают лишь выживанию. Что-то переосмысливать, додумывать и анализировать приходится буквально на ходу, ведь натянутые нервы готовы лопнуть в один миг. Характерной чертой фильма стало растягивание этого мига до полного морального выгорания. Настоящим победителем тройной дуэли становится не тот, кто торжественно выбирается из заточения, а тот, кто получает наибольшее наслаждение от своего кратковременного эмоционального триумфа. Потом уж можно и выть, сидя на камне. Игра в любом случае сделана.

14 октября 2016 | 19:04
  • тип рецензии:

Необычайная история жизни Романа Паланского полна кошмарных трагедий и неожиданных удач. История создания данного фильма – это еще и путь самого режиссера к славе, а главное осуществлению своей мечты – съемке идеального фильма, что, по его собственному размышлению, ему и удалось. Полвека спустя, многие посмотрят этот фильм во многом потому, что великий Полански, счел его своим лучшим творением.

Работа над сценарием «Тупика» (изначально рабочее название «В ожидании Кателбаха») началась в 1963 году в Париже, где не признанный на родине поляк Полански познакомился с начинающим сценаристом Жераром Брашем, вдохновленным идеями французской новой волны. Они не питали лишних иллюзий, по поводу возможности экранизировать свое творение, руководствовались рядом весьма специфических идей, которыми трудно было бы заинтересовать кино-производителей. Именно поэтому они творили, что называется, от души, любые идеи приветствовались, здесь и театр жестокости Арто и театр абсурда Беккета, что-то от Кафки, что-то от французских экзистенциалистов, несомненно, что-то от Хичкока… Как позже отмечали многие критики, фильм оказался потрясающей мешаниной из кино-стилей и направлений современного искусства.

Конечно, созданием такого фильма трудно было бы заинтересовать сколь-нибудь серьезных кино-промышленников… Очень трудно это сделать для никому не известных творцов из кишащего грандиозными идеями Парижа 60-х, но только не для восходящей звезды европейского кино! Еще в 1962 году «Нож в воде», фильм Поланского, не принятый в социалистической Польше, начал медленное странствие по кинофестивалям, получил приз кинокритиков в Венеции, вышел в прокат в Британии, и в конечном итоге в 1964 году был выдвинут на соискание золотой статуэтки американских кино-академиков. Этот приз он не получил, но при этом стал первым польским фильмом, номинированным на «Оскар». И Полански стал востребован. Из нескольких предложений он выбрал британцев, снимавших фильмы категории «В», с упором на триллеры и хорроры. Здесь Полански, при сотрудничестве ставшего незаменимым в последующие годы Жерара Браша, создает промежуточную цеховую работу «Отвращение». Картина, также на сегодняшний день ставшая легендарной, была тепло встречена критикой и имела неожиданный успех у зрителя. Неожиданным успех был для студии и прокатчиков, но не для режиссера. Полански намеренно искал подход к сердцам зрителей и кошелькам продюсеров, не давая в полной мере развернуться своей фантазии, ведь он шел к своей мечте – фильму как истинному произведению искусства. После успеха «Отвращения» Джин Гутовски дал отмашку на съемку нового проекта Паланского, дав режиссеру карт-бланш.

«Тупик» снимали в северной Англии на острове Линдисфарн. Здесь над создателями нависли тучи, в прямом и переносном смысле. Погода была ненастной, отсутствие минимальных удобств на острове подливало масло в огонь конфликта, разгорающегося у съемочной группы с режиссером и между собой. Тем интереснее будет в фильме наблюдать за искрометной игрой актеров, учитывая, что и в реальности они находились на грани нервного срыва. Говоря об актерах, нельзя не упомянуть еще одну удачу – кастинговую. Полански счел необходимым взять на роль главной героини неизвестную актрису, а лучше дебютантку. Кастинг проходил в Лондоне и заметно потрепал упрямого режиссера: найти юный талант, обладающий достаточным профессионализмом, оказалось просто не возможным. Когда Полански окончательно отчаялся, некто из продюсеров намекнул, что сейчас в Лондоне находится сестра той самой Катрин Денев, с которой он недавно замечательно поработал в «Отвращении». Так на съемочной площадке появилась Франсуаза Дорлеак. Несмотря на то, что она была француженкой (этого не хотелось режиссеру) и весьма известной ( в 1964 работала у Трюффо в 'Нежной коже' и получила массу одобрительных отзывов), Полански отошел от первоначального плана и утвердил ее на главную роль, даже без предварительных проб. Эта роль стала возможно лучшей в карьере, так рано погасшей французской звездочки, в середине 60-х Франсуаза являла собой символ современной французской женщины – сексуальной, независимой, непредсказуемой. Не менее интересны и ее партнеры на площадке. Лайонел Стендер – актер, уже снискавший славу в Голливуде, но вначале 50-х попал в «черный список» из-за своих коммунистических взглядов, и почти десятилетие провел без работы в США, пока не перебрался в Европу. Дональд Плезенс, известный как «человек с гипнотическим взглядом», играл в своей карьере в основном злодеев либо умалишенных, пожалуй только в «Тупике» он раскрыл свой не малый потенциал.

В целом и в частности в «Тупике» - прекрасно все. Сделав акцент на сценарий и актерскую работу, нельзя не упомянуть и оператора. Гилберт Тэйлор был уже успешен и востребован, он успел поработать с Лестером над «Вечером трудного дня» и Кубриком над «Доктором Стренджлавом». В «Тупик» он принес мрачные натурные планы, что в купе с хмурыми погодными условиями отлично нагнетают атмосферу, кажется, что в этом план Поланского даже перевыполнен. Картина неимоверно мрачная. Ну а там, где атмосфера была избыточно или недостаточно накалена, общий план дополняет еще и стильная джазовая мелодика Комеды. Кшиштоф Комеда написал музыку к более, чем 70 фильмам, в Польше считается родоначальником джаза, а для ранних картин Поланского он, как Морриконе для Серджо Леоне. Трудно представить «Тупик» без джазово-экспериментальной основной темы, или стильного басового вступления с «толканием автомобиля».

Все это и многое другое и было соткано в итоге в потрясающее полотно Романа Поланского «Тупик», признанного критиками в свое время и не забытого по сей день. Он был отмечен «Золотым медведем» Берлинария, куплен для американского проката, в котором однозначно провалился, но приоткрыл, тем не менее, своему создателю дорогу в Голливуд. Впереди был «Ребенок Розмари» и головокружительный успех по обоим сторонам Атлантики, но именно «Тупик» считает режиссер своим наилучшим фильмом. Об этом произведении было сказано и хочется еще сказать очень многое. Но сегодня полвека спустя после выхода, я, пожалуй соглашусь с его автором – это лучшая его работа… наряду, конечно, с «Пианистом», но это уже совсем другая история.

28 января 2016 | 12:50
  • тип рецензии:

Роман Полански несомненно внес свой вклад в мировой кинематограф, и у него есть фильмы, которые я очень люблю. Этот режиссер снимает в своем стиле в своей приятной атмосфере, поэтому все его фильмы достойны внимания. Данное его кино 1966 года я рекомендую смотреть ночью. Я смотрел этот фильм ночью, и это было идеальное время для данной, черной комедии.

«Тупик» - черно-белая, бандитская, остроумная, криминальная и ироничная комедия, которая получилась непростым и необычным фильмом, которого даже не с чем сравнить, ну если только с некоторыми другими фильмами этого польского режиссера. Мы видим, как бандит врывается в жизнь одной пары, и начинается череда нелепых ситуаций, забавной, криминальной истории и неожиданного финала. Полански любит удивлять зрителя в фильмах и показывать что-то завораживающее и интересное. Его кино, снятое в далеком 1966 году, получилось крайне отличающимся от других фильмов того времени. Актер Дональд Плезенс играл в этом фильме весьма талантливо и смешно, и его герой мне почему-то запомнился. Но все внимание конечно же на Франсуазе Дорлеак. Старшая звезда французской дивы Катрин Денев, в этой криминальной комедии была очаровательна, и было приятно на нее посмотреть. Все-таки сестры похожи, и обе в молодости были красивые и желанные. Жаль, что Франсуаза Дорлеак рано погибла, думаю ее ждало хорошее будущее в кинематографе, ведь как актриса она была интересной личностью.

Если Вы ценитель «другого кино» и чего-то необычного, то этот фильм я Вам к просмотру рекомендую.

8 из 10

30 июля 2014 | 20:09
  • тип рецензии:

Два раненных гангстера преклонных лет пытаются на сломанном автомобиле добраться до какого-нибудь населенного пункта. Вместо этого они оказываются на небольшом острове, который из-за постоянных приливов и отливов то присоединяется к материку, то отделяется от него. Здесь незадачливые грабители попадают в старинный замок, который когда-то принадлежал Вальтеру Скотту, а ныне находится во владении экстравагантной супружеской парочки – эксцентричного британца Джорджа и француженки Терезы.

Несмотря на то, что семейный стаж хозяев насчитывает всего десять месяцев, молодая жена уже успела завести себе любовника, с которым регулярно развлекается в дюнах. После того, как один из бандюганов отдаёт концы, второй неожиданно находит расположение в лице Терезы. Эмансипированная супруга начинает симпатизировать брутальному «оккупанту», но, как выясняется, лишь до определенного момента…

Cul-de-sac, вроде бы, не особо украшает впечатляющую фильмографию Поланского, меж тем, по собственному признанию режиссёра, является его любимым творением. Может быть потому, что ему удалось собрать здесь под одной крышей всех своих любимцев, в той или иной степени повлиявших на творчество режиссера, - Кафку, Пинтера и Бунюэля. Поланский вновь, как и в своём польском дебюте «Нож в воде» (1962), как и более позднем триллере «Горькая луна» (1992), раскладывает основную партию на трёх действующих лиц – двоих мужчин и женщину. По окончанию игры выяснится, что слабое звено окажется куда сильнее и хитрее тех, кого принято считать покровителями этой самой слабости.

Эта вроде бы совершенно непритязательная история, которую можно обозвать «скверным анекдотом», интересна уже тем, с какой легкостью режиссёр разрушает тут жанровые имиджи героев, кардинально меняет их характеристики, переворачивая с ног на голову. Но не делает это ради некой авторской прихоти: когда всё будет вывернуто наизнанку, сюжетные пазлы образуют совершенно новый, по-своему безупречный и гармоничный рисунок взаимоотношений. У всех героев есть свои конкретные интересы, но для их достижения каждому приходится играть несвойственную ему роль.

Супруги вынуждены делать вид перед неожиданно прибывшими гостями, что у них всё окей, в то время как оба являются заложниками гангстера, которому, в свою очередь, приходится играть роль слуги, обслуживая собравшуюся знать. Масса мелких комедийных гэгов, почти как в немом кино, не превращается в клоунаду, наоборот, в финале вдруг накатывает чувство непреодолимой тоски, такой, что хочется завыть на пару с брошенным супругом Джорджем, одиноко свернувшимся калачиком на камне посреди надвигающегося прилива.

Поланский довёл здесь до совершенства уникальный трагикомический стиль, замешанный на провокациях и чёрном юморе, банальностях, несуразностях и недомолвках. Нечто подобное он проделывал ранее в короткометражных работах, снятых на заре туманной юности в родной Польше. Хотя казалось, что после психологически выверенного «Ножа в воде» и параноидального триллера «Отвращение» те давние опыты уже навсегда остались в прошлом.

В то время как первое лицо британского киноабсурда Ричард Лестер («Вечер трудного дня», «На помощь!»), урвавший «Золотую пальмовую ветвь» за комедию «Сноровка, и как её приобрести» (1965), уже через год после триумфа в Канне начал сдавать позиции, исчерпав жанровый потенциал, на Туманном Альбионе взошла звезда Романа Поланского. Именно пришлый поляк показал англичанам, как можно в совершенно ином ключе снимать парадоксальное кино.

Это случилось в 1966-м году, который был особенно щедр на шедевры: Тарковский закончил «Страсти по Андрею», Антониони – «Блоу-ап», Бергман – «Персону». Но даже на таком фоне «необязательный» фильм Поланского не затерялся. Как и «Отвращение», он был представлен на МКФ в Берлине, но теперь вернулся оттуда уже не с серебряным, а с «Золотым медведем».

24 ноября 2013 | 20:36
  • тип рецензии:

Двое преступников, Дики и Элби, после неудачного дела, оказываются в ловушке. Они застревают в сломанном автомобиле посреди водного пространства, окружающего, находящийся на полуострове одинокий особняк. Оба бандита ранены и Дики ничего не остается, кроме как оставить своего истекающего кровью товарища в машине, и попробовать попытать счастья с хозяевами. Что ему с успехом и удается – карикатурная супружеская пара, капризная и своенравная Тереза и бесхарактерный Джордж, влюбленный в нее по уши, оказываются легкой мишенью для манипуляций. Но когда к ним в гости приезжают друзья, Дики приходится разыгрывать из себя прислугу до тех пор, пока не приедет его босс. Ситуация переворачивается с ног на голову, а отношения героев, каждый из которых пытается гнуть свою линию, накаляются до предела.

Один из главных свободных художников кинематографа второй половины двадцатого века, Роман Полански – фигура сама по себе такая же необычная и своеобразная, как и его фильмы. И «Тупик», снятый им в 1966 году, до сих пор считается как режиссером, так и его поклонниками, фильмом, наиболее показательно отражающим основные мотивы в его творчестве. «Тупик» замыкает трилогию отчуждения, начатую «Ножом в воде» и продолженную Поланским в «Отвращение». Снова его герои оказываются в замкнутом пространстве, эмоциональном «тупике», создающим все условия для раскрытия и исследования их личности и внутренних мотивов их поведения. Грубый, но прямой и честный Дики сталкивается с мягким как тесто Джорджем и манипуляторшей Терезой в фактически нерешаемом конфликте интересов, провоцирующем между ними бесконечные противоречия. А сам Поланский, будто опытный ученый-исследователь, наблюдает за своими героями через камеру, как через лабораторное стекло, постоянно подкидывая им новый материал для выяснения отношений, попутно раскрывая перед зрителем характер каждого из них. «Тупик» и действительно обладает почти всеми из привычных атрибутов, свойственных фильмам постановщика. Изрядные порции черного юмора чередуются с непредсказуемостью сюжета и фирменными для Поланского психологическими изысками. Также свойственная ему абсурдность ситуаций в «Тупике», по сравнению с другими его фильмами, достигает максимума – особенно, когда, Дики приходится разыгрывать из себя гувернера перед неожиданными гостями. По сути своей, «Тупик» объединяет в себе практически все жанры и мотивы, к которым Поланский обращался за свою долгую и насыщенную карьеру. Тут и комедия положений («Что?»), и детектив («Китайский квартал»), и криминальная драма («Неукротимый»), не говоря уже о самом иронически-драматическом настрое картины и узнаваемых в своей характерности персонажей. Возможно, если говорить об интересности просмотра «Тупика» с чисто зрительской стороны, перечисленные фильмы стоят и большего внимания, как жанровые и более цельные. Но, с точки зрения самого постановщика и контекста его творчества в целом, «Тупик» переоценить невозможно. Картина, важная для самого Поланского, стоит у истоков его карьеры в кино, а значит имеет огромную ценность прежде всего именно для него, а значит и для тех, кто его ценит – настоящих, преданных зрителей.

17 сентября 2013 | 21:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: