К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Сорок оттенков грусти' - это меланхоличный отстраненный фильм, в духе песенки с одноименным названием, которая звучит в середине. В центре сюжета - Лора (наверное Лариса), русская сожительница популярного, в своих кругах, соул-музыканта Алана. Они познакомились в Москве, где Лора работала переводчицей. С его стороны, возможно, была любовь. С ее - кроме симпатии, скорее всего, желание уехать за границу и зажить припеваючи. А может все было совсем по другому, может началось все со страстной любви, но потом неверность и отвратный характер 'гения', наложили отпечаток на отношения героев, сделав их такими, какими они показаны в фильме. Так или иначе, но Алан с Лорой по прежнему живут вместе, не узаконивая свои отношения и воспитывая очаровательного трехлетнего мальчугана. Внезапно рутинный уклад их жизни нарушает приехавший погостить сын Алана, Майкл. Естественно, Майкл поначалу настроен против молодой подруги отца. Но только поначалу. Лора привлекает его своей отстраненностью и русской непохожестью на других, к тому же, в жизни Майкла, тоже не все гладко, своими проблемами он делится с Лорой (и больше ни с кем), что почти с самого начала придает их связи доверительный интимный оттенок. Они оба молоды, оба одиноки в этом мире, у обоих есть претензии к Алану. Не удивительно, что вскоре, они становятся любовниками, но союз их заведомо обречен.

Тут то и проявляются 'оттенки грусти', которых на самом деле не сорок, а четыре: первый - чужая страна, чужой менталитет, ощущения одиночества. Это в России Лора, рискнула бы побороться за свои чувства, бросить налаженную жизнь, но в Америке она ни к чему не прикреплена, как бы сильно не стремилась стать в этой стране своей. Второй оттенок - подавленность женщины талантливого мужчины-творца. Лора понимает, что она всего лишь 'очередная' из многих (хоть и единственная, кто обладает кулинарными навыками, что восхищает Алана), понимает что на брак ей остается лишь надеяться, и что сложный характер Алана ей придется терпеть если не ради себя самой, то ради искусства. И из этого оттенка плавно вытекает третий - тема отцов и детей, детской обиды и родительского сожаления. Об этом напрямую не говорится, но скорее всего, Майклу жалко не только себя, которому отец уделял недостаточно внимания, но и мать, очередную, как и Лора, подругу жизни. Четвертый, самый яркий оттенок - это обреченность любви, что наталкивает на мысль о бессмысленности существования. Майкл говорит Лоре 'ты это переживешь, это далеко не самое страшное', а Лора отвечает 'а что же тогда самое страшное?'.

В целом, от фильма осталось ощущения хорошо сдерживаемой истерии. Избитая ситуация, о которой идет речь сама по себе воспринимается драматичней. В фильме же чувство безвыходности не особо удушающее, за исключением финала.

07 апреля 2015 | 03:12
  • тип рецензии:

Пожилой композитор Алан Джеймс – легенда мемфисского соула, пережившего расцвет в 1960-70-х. Обретя в те годы признание, Джеймс не погнался за еще большим успехом и остался нон-конформистом, осев в городе Элвиса Пресли, чтобы продолжать заниматься «черной музыкой» - главным и единственным своим делом. Брошенная им походя фраза: «Джон Леннон был хорошим бизнесменом – никогда не играл за так», - исходит не от зависти, а именно от нежелания превращать музыку в чистую коммерцию, даже если ты только с неё и живешь.

У Алана есть своя студия звукозаписи и молодая русская подруга Лара, которая три с половиной года назад родила ему сына Сэма. Однако Алан предпочитает жить с ней неофициально, проще говоря – сожительствовать. Они познакомились в России, где Лара работала переводчицей. Отсюда её хорошее знание английского языка, которое в Мемфисе оказалось востребовано лишь на бытовом уровне: Лара занимается только воспитанием малыша и заботами по дому. По признанию Алана - это единственная из его жен, умеющая готовить.

Кроме того, у Алана есть взрослый сын Майкл, с которым у него довольно сложные отношения. Майкл уже давно живет в Лос-Анджелесе, где преподает в одном из университетов. И вот впервые за много лет Майкл возвращается домой, чтобы присоединиться к чествованиям своего знаменитого отца.

Первоначальная холодность первого сына к Ларе через некоторое время сменяется симпатией, искренним и взаимным интересом. Между Ларой и Майклом завязывается опасный любовный роман - прямо за спиною у папика Алана, который сам, несмотря на преклонный возраст, все ещё активно приударяет за поклонницами. Один из воздыхателей Лары не без зависти называет старика мемфисским жеребцом. И пока Алан ходит на деловые приёмы и таскается по постелям своих любовниц, Лара совсем теряет голову, всё теснее общаясь с Майклом, теперь уже не только в барах, но и в гостиничных номерах…

Несмотря на отдельные «ляпы» американских сценаристов, вложивших в уста Лары такую, например, фразу: «В России учителей уважают больше, чем врачей» (?), - молодому Айре Саксу удалось избежать фальши в истории не столько о загадочной русской душе, сколько о меланхолии, которая, как известно, не имеет национальной прописки. Применительно к нам, можно сказать, что он продолжил чеховские традиции, которые в приложении к американским реалиям больше ассоциируются с именем покойного режиссера Джона Кассаветиса. Тот лучше всех умел добиваться от актеров того спонтанного существования на площадке, когда создавалась полная иллюзия не отрепетированных, а абсолютно естественных действий персонажей.

Несмотря на хорошо знакомый, давно изученный и тщательно отрефлексированный классиками ландшафт психологических отношений, в отдельных сценах этого снятого как бы скрытой камерой фильма Саксу удалось продемонстрировать тот самый «высший пилотаж» режиссуры. Когда кажется, что через продолжительное молчание и пристальные взгляды начинает проглядывать истинная суть вещей, когда больше волнуют страсти, что бушуют не снаружи, а именно внутри.

Он максимально сдерживает актеров, по большей части отказывая им в праве на истерику – в главном штампе драматического кино (за который там, кстати, чаще всего и дают всякие разные оскары-шмоскары). Сыграть бурю «в стакане» представляется куда более сложной задачей, нежели выпустить эмоциональный пар наружу. И Дина Корзун, и Рип Тор в роли Алана, и Даррен Берроуз в роли Майкла (чьи ступни не отпечатаны на голливудском бульваре, а лица не отфильтрованы в памяти у многих зрителей) органично вписались бы в любой бергмановский проект.

Когда в финале Лара просит Майкла в присутствии его жены и отца удалиться с ней на минутку для разговора, то в этом её открытом пренебрежении к тайне их любовного романа скрывается уже не русское простодушие, а откровенный вызов - последний шанс спасти, может быть, лучшие чувства, которые ей доводилось испытывать в жизни. И такая сцена, в которой вдруг нарушается сразу несколько негласных табу, и на лицах всплывает печать опасной догадки, что называется, дорого стоит. Поскольку она позволяет зрителю протиснуться в тот едва различимый зазор между искусством и реальностью, когда кажется, будто смотришь не на героев фильма, а на самого себя, попавшего в двусмысленное положение.

Осознание супружеской измены и, как результат, своей старости, но при этом без озлобления, - та простая, но очень важная истина, что ставит Алана выше многих героев того же Бергмана, эгоцентризм которых часто приводил к душераздирающим конфликтам и вовлекал их в бездну отчуждения.

После получения Гран-при «Сандэнса» - главного кинофестиваля независимого кино в Америке, Forty Shades of Blue вызвали крайне противоречивые мнения тамошней критики. Разделить их или опровергнуть смогли очень немногие зрители, поскольку фильм вышел крайне ограниченными тиражами в считанном количестве стран.

22 октября 2012 | 19:47
  • тип рецензии:

Когда я просматривал список лауреатов кинофестиваля Санденс, меня сразу привлекло меланхоличное название этого фильма. Не знаю, почему оно меня так манило. Но я добавил фильм в свой список закладок. Даже невысокий рейтинг и смутный синопсис не смогли меня остановить.

Фильм действительно хороший. Не зря члены жюри присудили ему гран-при в номинации 'Драматический фильм'. Возможно, сюжет не отличается особой оригинальностью. Зато он актуален в наши дни и самое главное его достоинство именно в том, что нашим соотечественникам он будет понятнее и ближе, чем американскому зрителю. Хоть действие фильма происходит в Америке, но главная героиня ведь наша! Красивая русская женщина!

Конечно, многие будут возмущаться и жаловаться, что россиян снова выставили в невыгодном свете. Очередная russian doll, которая живет с состоятельным мужчиной за его счет. Но минуточку. Разве это неправда?! Разве наши соотечественницы не выходят замуж за состоятельных иностранцев, чтобы уехать за кордон и жить там припеваючи?! Конечно, не стоит всех гнать под одну гребенку. Но такие случаи, какие показали фильмы, не единичные. Это факт.

Но здесь основной акцент сделан не столько на том, как русская красавица покорно терпит своего спонсора, сколько на любовном треугольнике между ней, спонсором и его сыном, приехавшим погостить в отеческий дом. В общем, классическая дилемма между любовью и стабильным финансовом будущем. Что же возьмет верх: чувства или меркантильность? А если принять во внимание, что у главной героини есть маленький ребенок, да и у молодого любовника есть беременная девушка? Если хотите узнать, как распутался этот клубок страстей, советую посмотреть.

Мне очень понравилось, как сыграла наша Дина Корзун. Молодец просто. Не ударила в грязь лицом. 100%-ное попадание в образ своей героини. А как же приятно было слышать наш русский язык среди английского! Обычно в американских фильмах, если и пытаются говорить по-русски, то уши сразу сворачиваются в трубочку от ужасного акцента. Но здесь звучал чистейший русский язык. Правда, когда она говорила по-английски, акцент слышался отчетливо. Но этот момент обыграли в фильме.

Для многих такой вид сожительства считается аморальным. Но у меня главная героиня не вызывала чувства отвращения. Она роскошно одевалась, следила за своей внешностью, но держалась не высокомерно, а скорее обособленно. Мне действительно было жалко ее. Клетка даже с золотыми прутьями все равно остается клеткой по факту. Конечно, вряд ли этот фильм заставит некоторых девушек, мечтающих о роскошной беззаботной жизни, пересмотреть свои убеждения. Но пусть хотя бы посмотрят, что есть еще обратная сторона медали.

Фильм оставил после себя приятное послевкусие. Его хочется обсудить, порассуждать на заданную тему, а открытый финал позволяет зрителям придумать дальнейший вариант развития событий. Мне понравилось.

8 из 10

13 декабря 2011 | 05:49
  • тип рецензии:

Психологичности здесь не больше, к сожалению, чем мы можем сами увидеть, гуляя по улицам и наблюдая за людьми. Та реалистичность жизни девушки, живущей с богатым, и известным на втором плане композитором музыки соул, которую доносит режиссер, слишком скучна и в конце концов не приведет вас ни к чему кроме как к ощущению безнадежности подобных историй, подобных людей, подобных жизней. В этом плане нужно сразу понять, что фильм нисколько не облагородит вашу душу своей драмой. Это как монотонное повествование с вялыми выводами о том, что девушка изначально внутренне несчастна, хотя и благодарна своему спутнику, и медленно идущая к тому, что живет она не в своем мире. Милая и красивая песня в середине фильма сразу подытожит все те ощущения, которые у вас возникнут до этого.

Так что все, что вы можете получить от этой картины – это настроение спокойной атмосферы, легкой депрессивности, безэмоциональности внутренней жизни. Это все лишний раз подтверждает, что в такой жизни ничего интересного нет – ни в людях, ни в самой жизни. Можно и в реальности этого наесться с лихвой… Очень не хватает картине оттенков, грусть интереснее.

17 февраля 2008 | 23:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: