всё о любом фильме:

Моя мама

Mia madre
год
страна
слоган-
режиссерНанни Моретти
сценарийНанни Моретти, Валиа Сантелла, Франческо Пикколо, ...
продюсерНанни Моретти, Доменико Прокаччи, Реми Бура, ...
операторАрнальдо Катинари
композитор-
художникПаола Биззарри, Валентина Тавиани, Мина Петрара
монтажКлелио Беневенто
жанр драма, ... слова
бюджет
€7 000 000
сборы в России
зрители
Италия  590.8 тыс.,    Франция  453.4 тыс.,    Россия  2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время106 мин. / 01:46
Номинации (1):
Маргарита снимает новый фильм, возлагая большие надежды на приглашенного голливудского актера, однако на поверку тот оказывается чудаковатым щеглом, который не может запомнить ни строчки сценария, зато веселит всю съемочную группу. Кажется, все летит в тар-тарары: Маргарита уходит от партнера, с дочерью не ладится, и даже образцово-показательный брак испытывает кризис. В этой суматохе из жизни тихо уходит мама Маргариты, мудрая остроумная преподавательница латыни. С удивлением Маргарита обнаруживает, что жизнь ее мамы была полна вещей, о которых дочь и не подозревала…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (4209)
ожидание: 94% (190)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
5 + 0 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 163 поста в Блогосфере>


    Действие фильма происходит в Риме — городе, где «снимали Росселини и Антониони». Последовав их примеру, главная героиня картины — Маргерита снимает свое кино о борьбе профсоюзов, митингах и безработице. Сильная, целеустремленная женщина зачастую из-за своего непростого и, возможно, даже несколько деспотичного характера отталкивает от себя всех окружающих, причем именно в тот момент, когда ей больше всего нужна поддержка. Ее мама на больничной койке. Сама она мучается из-за тревожных снов, сомнений, тягостных воспоминаний и чувства вины, то и дело, пытаясь переосмыслить свои отношения с матерью. Рядом с ней третье поколение — дочь Маргериты и внучка ее умирающей матери. Яркая открытая девочка вносит элемент оживления в довольно тяжелый и тревожный по атмосфере фильм.

    Актеры играют очень правдоподобно, и весь фильм снят с максимальным приближением к реальности. Камера просто следует за героями, которые сами — участники киноиндустрии и тоже в свою очередь стоят за камерой, которая должна отображать реальность.

    Маргерита меняется по ходу действия фильма. Избавляясь от излишней зацикленности на себе самой, а возможно, и эгоизма, она больше открывается окружающему миру.

    Режиссер фильма — Нанни Моретти приобрел известность на фестивалях задолго до этой картины. Его фильм «Комната сына» получил золотую пальмовую ветвь в Каннах, комедия «У нас есть папа» была номинирована и вызывала восторг у многих зрителей. Что же касается фильма «Моя мама», то это кино очень личное. Сам режиссер в интервью признается, что в образе Маргериты воплотил себя. Кроме того, в основе сюжета лежит его история — он потерял мать, когда снимал фильм «У нас есть папа».

    Однако, не следует считать этот фильм исключительно автобиографичным. Как говорит Нанни Моретти, «съемка автобиографического кино не только способ открыться миру, но и способ спрятаться от него». Здесь своеобразной маской стала актриса Маргерита Буй, которая отлично справилась с созданием интересного, глубокого, многогранного образа сильной независимой женщины, профессионала своего дела и режиссера кино, мастера, ведущего за собой и, пожалуй, во многом, демиурга, создающего новый мир по своим собственным законам и правилам игры.

    В целом, кино получилось интересное, наводящее на размышления не только о семье или киноиндустрии, но и о роли, которую выбирают современные женщины, возможно, порой и в ущерб собственной природе, а также, как и следует из названия о том как тяжело бывает даже сильной личности справиться с потерей самого близкого человека — мамы.

    8 из 10

    23 декабря 2015 | 02:37

    Нанни Моретти может быть не самым любимым режиссером кинокритиков, но его значение для мира кино нельзя отрицать. Совсем небольшое количество артистов, художников были на протяжении всей своей творческой жизни настолько искренни и честны по отношению к себе, и в то же время невероятно аккуратны в изображении некой эволюции итальянского общества за последние годы. Если сложить двенадцать фильмов за 40 лет творчества Моретти, получится идеальный экскурс в историю этой страны. Поэтому это совершенно нормально, что его последний фильм выглядит как попытка изобразить сомнение, потерянность и неуверенность.

    Не изменяя себе, режиссер создал историю, основываясь на своем собственном опыте. В прошлом он ставил фильмы о том, как люди взрослеют, становятся старше, и теперь он делится с аудиторией своими размышлениями о недавней утрате своей матери, часто упоминаемой — и, однажды участвующей — в его работах.

    История о том, как режиссер пытается закончить фильм, действие которого происходит в условиях экономического кризиса, от того потери рабочих мест на итальянской фабрике после покупки ее американским инвестором. Однако, героиня не может сосредоточиться на нем, потому что ее мать медленно умирает в больнице.

    Здесь есть очень большая разница между основной историей (смерть матери), которая рассказывается достаточно серьезно и торжественно, и историей в истории (сценарий фильма главной героини), чьи реплики и ситуации кажутся гораздо более проще. Утрата мамы — это то, что приходит в любом случае, раньше или позже, однако, это вовсе не значит, что к этому можно подготовиться, и перед этим ужасным событием все остальное кажется невероятно простым и даже глупым.

    Игра актеров, в общем, достаточно интересна и многогранная: Маргерита Буй представляет сложную, глубокую женскую версию Моретти, который отдал себе практически эпизодическую, однако вместе с тем очень важную роль. Джон Туртурро является ярким героем этой истории, большинство сцен с его участием действительно смешные. Джулия Лаццарини играет больную мать с постепенно увядающей энергией, с большой чувствительность, что делает ее изображение героини действительно сильным. Она — настоящее эмоциональное украшение всей картины: в фильме, где все то и делают, что что-то бросают (отношения, работу, кинокарьеру) из-за отсутствия смысла, слабый (физически и ментально) персонаж матери все еще продолжает преподавать Латынь своей внучке до самого последнего момента ее жизни и показывает удивительную человеческую силу и любовь.

    10 из 10

    28 сентября 2015 | 11:38

    Фильм-попытка режиссера Нанни Моретти подвести к какому-либо эмоциональному завершению то, что не успел закончить в реальности, а именно сказать прощальные слова своей маме, которую создатель фильма потерял не так давно, при работе над предыдущей картиной «У нас есть папа!».

    Главная героиня, режиссер Маргарита, снимает фильм о забастовке рабочих, ругается с новым актером из Голливуда, испытывает трудности в понимании своей дочери и на фоне этого теряет свою маму.

    Прогнозируемая смерть мамы героини позволяет ей смириться с этой мыслью, каждый день думать о неизбежном исходе, но продолжать жить. Разумеется, это совсем не просто. На протяжении всего фильма Маргарита вспоминает моменты своей жизни, разговоры с мамой, меняет свое отношение к людям и к себе.

    Благодаря общей атмосфере спокойствия, сцены, отличающиеся вспышками эмоций, кажутся на контрасте невероятно яркими и глубокими. И наоборот. Невероятно эмоциональный момент на съемочной площадке, во время которого Маргарита недовольна игрой нового актера из Голливуда (Джон Туртурро), и в конце он произносит реплику «Верните меня в реальность», сменяется сценой в больнице с умирающей мамой главной героини — здесь этот контраст наиболее заметен, и он действительно переносит нас в реальность, которая полна грусти и печали.

    Безусловно, автобиографические элементы тем, кто знаком с творчеством Моретти, очевидны, однако это не делает фильм абсолютно личным. За чуть больше, чем полтора часа фильм погружает зрителей в новый мир с хорошо раскрытыми персонажами, из-за чего смерть Ады переживается еще более тяжело. Настроение этой картины, оно — не травмирующее, искреннее и очень понятнее практически каждому зрителю, каждому человеку.

    После просмотра фильма становится понятным приз экуменического жюри, который достался этой картине на Каннском кинофестивале.

    История получилась очень классической, но при этом старомодной в хорошем смысле.

    10 из 10

    25 сентября 2015 | 10:55

    Итальянцы — народ чувственный. И кому как не им знать, что такое чувственное и эмоциональное кино. Но это не значит, что все их эмоции заключаются в горячих спорах, порывах ярости или страстных поцелуях. Нет, в фильме «Моя мама» другие эмоции — те, которые не передать словами или жестами, те, которые оставляют глубочайший шрам на душе. Итальянский режиссер Нанни Моретти снял не только один из самых личных фильмов в своей карьере, а, возможно, и во всем итальянском кинематографе.

    Эта история о девушке-режиссере по имени Маргарита (Маргарита Буй), которая работает над новым фильмом, в то время как у её мамы — учительницы латинского языка — диагностировали серьезное заболевание. Но это еще не все беды, свалившиеся на голову Маргариты. Личная жизнь не клеиться, а на съемках осложнения. Имя этим осложнениям — Барри Хагинс (Джон Туртуро), популярный американский актер, который специально приглашен для съемок в фильме, дабы «придать ему веса». Однако Барри — харизматичный балагур и артистичный щегол, который вечно забывает свои слова, путает реплики и выходит из себя каждый раз, как после его неудачного дубля режиссер вынуждена останавливать съемку. Каждый день после работы над фильмом Маргарита спешит к брату (Нанни Моретти), который помогает ей ухаживать за мамой, тем самым, вместе вспоминая каким замечательным человеком она была. Они оба понимают, чем всё кончится.

    Довольно интересный тандем получился в фильме: Буй играет режиссера по роли, а её брата играет непосредственно режиссер самого фильма «Моя мама». Моретти имеет огромный опыт, как в актерском мастерстве, так и в режиссерском, ведь он снимает себя в ключевых ролях почти в каждом своем фильме. Безусловно, Буй много чему научилась у Нанни для более детального воплощения своей героини.

    Как уже сказано, «Моя мама» — очень личное кино. Для итальянского кино тема «семьи» всегда занимала особенное место, примерно такое же, как в российском кинематографе тема «войны». Можно вспомнить такие фильмы, как «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Не от мира сего» Джузеппе Пиччиони или «Последний поцелуй» Габриэле Муччино. Но еще одна тема, которой пели и поют дифирамбы множество итальянских кинодеятелей — молодость. Причем, как молодости тела (например, можно вспомнить «Малену» Джузеппе Торнаторе с Моникой Белуччи), так и молодости духа (как в последнем фильме Паоло Соррентино «Молодость», который, так же как и «Моя мама» был представлен на Каннском кинофестивале 2015 года). Но фильм Нанни Моретти об обратной стороне медали — о старости. Но опять же, как такового понятия «старения» нет в итальянском кинематографе, обычно это лишь новый период в жизни, изобилующий большим количеством вина и внуков. Данный фильм — не классическая ода человеку, свойственная уроженцам Апеннинского полуострова. Здесь ничего не воспевается, лишь молча показана действительность. Гиперреалистическая вариация на тему времени и безысходности.

    Особый диссонанс чувств характеризует героиню Буй. Она всеми силами пытается показать, что не готова смириться с грядущей судьбой своей матери, но на подсознательном уровне она уже достигла смирения: во снах видит, как её брат сообщает ей о смерти или же она сама обо всем узнает, воочию, так сказать; на работе во время съемок к ней в голову врываются неконтролируемые, опять же гиперреалистические мысли о том, как бедная старушка одна пытается пересечь оживленное шоссе или припарковать машину. Но, тем не менее, этот фильм не кромешная драма о безысходной необратимости, комедийные элементы здесь тоже есть и они на своих местах. Благо у режиссера рука набита на созданиях фильмов, где два столь противоположных жанра друг друга дополняют. Причем не весь юмор концентрируется на персонаже Туртуро (хоть и значительная часть). Итальянцы не были бы итальянцами, если кроме ярких и эмоциональных выпадов (особенно мощных в исполнении Маргариты Буй) никак не могли вызвать улыбку у зрителя. Горячий южный юмор в диалогах и пляски на дне рождении прилагаются.

    Очень смелый и откровенный фильм для итальянского кинематографа, но довольно замкнутый в рамках глобального. Всю суть и мысль картины раскрывает последняя фраза фильма: «О завтрашнем дне».

    7 из 10

    27 сентября 2015 | 21:53

    Согласно опросу журнала Sight&Sound, первое место среди любимых фильмов режиссеров разных жанров и возрастов занимает «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу. Видимо у многих представителей этой творческой профессии отношения с родителями вызывают горечь и сожаление. Подтверждением тому служит фильм Нанни Моретти «Моя мама». Перед зрителем медленно угасает пожилая женщина, а ее дочь разрывается между больницей и съемками кино. Маргарита бы и рада отказаться от работы в пользу матери. Режиссер не пытается романтизировать ее (то есть свою)деятельность, в которой не так уж и много чего осталось от представляемого нами процесса творения: фильм о чуждой героини забастовке рабочих — неслучайно на вид получается совершенно сухим. Переживая творческий кризис, Маргарита уже по наитию говорит актерам: «вживайтесь в роль, оставаясь в кадре не только тем, кого играете, но и собой». Сама не совсем понимая, что точно имеет в виду, женщина из-за всех сил борется за то, чтобы не раствориться в собственной роли. Правда, безуспешно. У постели матери дочь, в отличии от съемочной площадки, оказывается совершенно ненужна, да к тому же бессильна. Нанни Моретти снял не фильм-скорбь, а фильм-сожаление, не зацикливаясь на личных переживаниях, которым, конечно, тоже нашлось место, а адресовав призыв всем: берегите близких, пока еще бережете людей, а не их память.

    Фильм составлен по принципу четырехугольника. Маргарита и ее брат, в исполнении самого Моретти, располагаются по одной диагонали; мама и приезжий актер Барри — по другой. Задумка в том, что героев по диагоналям режиссер очень хотел бы поменять местами, но в конце смирился, что все происходит так, как должно. «Моя мама» — кино пережившего боль человека, и снято то ли с целью выплеснуть эти страдание в нужное русло, то ли уберечь от них кого-то другого.

    Маргарита и ее брат — это один раздвоившейся человек: тело и душа. Джованни, ушел с работы, чтобы провести с мамой последние недели ее жизни — тот, кем режиссер, вероятно, очень хотел бы стать. В фильме ему удалось осуществить желаемое. Повествование ведется от имени Маргариты — физическое лицо, попавшие под натиск самокритики режиссера. В один момент ей хотелось, чтобы маму с раздражающем актером поменялись местами. Несправедливо, когда близкий человек где-то медленно уходит из жизни, а здесь треплет нервы какой-то «псевдо профессионал» с плохой памятью и отсутствием уважения. За эти мысли героиня снова получает по заслугам. Все, за что она не берется, оказывается следствием ее прошлых ошибок: неудачные отношения с мужчиной, неприятности на съемках, далекие от идеала отношения с дочерью и матерью. Однако Маргарита вызывает только жалость, скорее всего из отдаленной солидарности.

    Фильм Моретти бросает зрителя то в тоску, то в слезы, оставляя ощущение прикосновения к личной трагедии, которой режиссер решил поделиться с незнакомыми людьми. Как в любой чужой истории, только некоторые моменты трогают до глубины души, остальное же имеет значимость лишь для самого рассказчика. Правда, если по окончанию фильма появляется чувство вины и хочется поцеловать маму, значит следует простить картине и нудность, и определенную отдаленность. Каким же, если не таким, тогда должно быть кино о непоправимых ошибках и упущенных возможностях?

    30 апреля 2016 | 23:11

    К сожалению, «Моя мама» не впечатлила. Непонятно, чему можно было хлопать в Каннах несколько минут. О чем этот фильм? О том, что наши родители лучше нас? Или о том, что даже между родителями и детьми со временем теряется то единение, которое так сближало в детстве? В чем смысл вынесения этих очевидных вещей на большой экран? Все мои духоподъемные ожидания были смяты абсолютно очевидным сюжетом.

    Героиня фильма снимает абсолютно никчемный фильм о трудностях пролетариата. В это время в больнице умирает ее мать, абсолютно другой человек, которого плохо знают собственные дети в отличие от ее учеников. И абсолютно неясно, кому интересны эти надуманные метания героини и ее брата, их никому не нужные жертвы. Люди, которые потеряли родителей, посмотрят на это все с недоумением.

    Мы всегда думаем, что наши родители вечны. И страх смерти, боязнь потерять их — это основа страха безвозвратного перехода в новое состояние. СОСТОЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА и окончательного взросления. У каждого оно свое и, чтобы понять это, надо через это пройти. И, к сожалению, боязнь таких разломов так и не получила глубокого воплощения ни в сюжете, ни на экране.

    31 декабря 2015 | 15:05

    Европейское кино все-таки отличается от американского. Конечно, есть Англия, которая уже почти ничем не отличается, кроме британского акцента. Есть Франция, которая наладила уже неплохое производство и выдает по многу качественных фильмов в год, которые подозрительно похожи на американские (внешне, конечно). А есть Италия, в которой не так все налажено с производством, но есть несколько работающих режиссеров, которые выдают продукт, выходящий за рамки национального проката. И вот еще не все итальянские фильмы похожи на американские. Например, этот не похож.

    Фильм меня заинтересовал тем, что он — о киношниках, точнее — о киношнице, режиссере, которая снимает фильм (не без проблем, как это всегда бывает) и в это же время бегает в больницу к больной матери. Фильм чистый, откровенный и искренний. Я читала, что режиссер (Нанни Моретти) написал сценарий после того, как сам через все это же самое прошел. Во время съемок предыдущего своего фильма, попал в ту же ситуацию. Кстати, он здесь играет брата главной героини.

    Что понравилось — персонажи живые такие, их довольно много, но они введены органично, каждому уделено хотя бы небольшая сценка, которая так или иначе его раскрывает. Правда, девочка — дочка — не особо сильная актриса, но ничего, простительно.

    Но… Все-таки «но». Все-таки на мой взгляд фильм довольно слабый. По общей выстроенности истории, по режиссуре, по монтажу, по тому, как там все склеивает музыкальный «эмоциональный клей», как я его назваю. В общем, чтобы посмотреть, что сейчас делается с итальянским кино — достаточно. Но фильм не особо цепляет. Хотя, все на любителя, конечно.

    6 из 10

    1 октября 2015 | 19:41

    «We had a very strong relationship, but I wasn’t the kind of son who tells everything to his parents. There were not enough words, maybe».

    Первая работа режиссера Нанни Моретти в жанре семейной драмы со времен «Комнаты сына» показала успешный результат в итальянском прокате и была куплена для дистрибуции в ряд стран Европы и Северной Америки. В «Моей маме» сам Моретти не только рассказал с экрана историю, взятую некоторым образом из собственной биографии, но и исполнил одну из главных ролей.

    Сюжет «Моей мамы» прост и понятен каждому, вряд ли найдется хотя бы один зритель, что не слышал о конфликте поколений, о непонимании, возникающем между родителями и детьми в силу различных причин. В данном фильме главной героиней выступает женщина зрелых лет по имени Маргарита, которая из-за занятости на работе совсем отдалилась от своей матери, и после того, как последняя оказалась в больнице, Маргарите предстоит вновь познакомиться с собственной родительницей и осознать необратимость временного потока. Стоит отметить Маргариту Буй, с блеском сыгравшую центральную партию, изобразив портрет женщины в годах, как-то незаметно потерявшей связь и с семьей, и забывшей, что такое радость от работы.

    Моретти, которого часто называют итальянским Вуди Алленом, ожидаемо увлекается сценами, показывающими героя в одиночестве. В «Моей маме» главная героиня бродит по улицам и площадям Рима, впадает в задумчивое состояние посреди рабочего дня и в целом не знает, как бороться с новыми чувствами, сопровождающими ситуацию потери близкого человека. Режиссер, составивший сценарную канву, по собственному признанию, руководствуясь записями из личных дневников, сделанными в момент, когда его мама заболела, ожидаемо предстает прежде всего экспрессионистом, а не мыслителем. Но, надо отдать ему должное, постановщик не занимается самолюбованием, напоминающим публичную мастурбацию, чем зачастую грешат кинематографисты, если экранизируют историю из собственной жизни. Моретти отдает центральную партию Маргарите Буй, а сам играет ее брата, по-видимому, сознательно отходя на второй план, не допуская документальной точности произошедшего в его биографии.

    Данная кинолента представляет собой выдержанную по атмосфере картину, как благодаря единообразной цветовой гамме и примату общих планов, так и интимному по настроению повествованию, в котором смыслы, вопреки всем законам кино, передаются не посредством действия, а наблюдения за поведением главной героини. И такое неспешное повествование одновременно не позволяет признать «Мою маму» шедевром, так как Моретти только заявляет тему, но не развивает и не раскрывает ее, не имея, впрочем, такой цели. Однако, сама его жизнь преподносит режиссеру превосходные метафоры. К примеру, мама главной героини (как и мама Моретти) в прошлом преподавательница латинского языка, забытого и непонятного ее детям.

    То, что Маргарита и ее родительница с годами охладели друг к другу, их отношения превратились в формальные, понятно уже по прошествии первых 15-ти минут хронометража, в дальнейшем постановщик лишь иллюстрирует вышесказанное, не прибегая к особым средствам выражения, не углубляясь в размышления. Кажущемуся из-за этого затянутым повествованию немного динамики придает Джон Туртурро (говорящий в фильме на двух языках — английском и итальянском), исполняющий роль взбалмошного актера Барри Хаггинса, не особенно умеющего сосредотачиваться на роли. Этот персонаж служит для решения важной задачи, с помощью Барри постановщик показывает ту же пропасть между поколениями, но уже не в сфере чувств и суждений, а относительно преемственности, традиций. Следующая роль Барри — делец, выкупивший фабрику, веками принадлежавшую одной итальянской фамилии.

    Агата, мама режиссера Нанни Моретти, умерла во время его работы над фильмом «У нас есть Папа», поэтому несколько неправомерно оценивать картину на общих основаниях. Моретти очевидно не преследовал цели впечатлить зрителя, сделать фильм как можно более пронзительным и трагичным. В первую очередь он хотел высказать свое переживание относительно разрыва поколений, а не представить на суд публики аналитическое исследование, базирующееся на философских основаниях. Лишь к финалу Нанни Моретти добавит в свою работу несколько действительно прямо апеллирующих к зрителю сцен, с ясным даже самому непонятливому посылом. В остальном же камерное киноэссе под названием «Моя мама» транслирует с экрана одну нехитрую мысль — не стоит воспринимать своих родственников как должное, они вполне могут быть людьми удивительными и значимыми, коих требуется ценить и любить не постфактум, а прямо сейчас.

    25 сентября 2015 | 20:06

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>