Звон бубенчиков, летающие олени, подарки, Санта Клаус. Кажется, это все самые узнаваемые черты Рождества. Хотя, если подумать, для большинства это также снег и рождественские эльфы, помогающие Санте на далёком севере. Согласитесь, интересная у Рождества мифология! Наверняка 2000 год у многих ассоциировался с чем-то волшебным, ведь как-никак впереди маячило новое тысячелетие. Возможно, поэтому тогда вышли сразу два рождественских фильма. «Гринч – похититель Рождества» справедливо не снискал большой славы, а вот за «Каникулы Санта Клауса» весьма обидно.
Лесли Нильсен – превосходный Санта, надо сказать! После того, как в годы детства мне довелось посмотреть «Каникулы Санта Клауса» по ТВ, именно образ Нильсена стал для меня эталоном. Возможно, это всё предубеждение, но сыграл он и правда восхитительно. К слову, почему «каникулы», если оригинальное название означает «Кто Санта»? Пора уже составлять целый список фильмов, названия которых слишком вольно перевели русскоязычные локализаторы.
Что может быть уникальнее, чем общение на Рождество с настоящим Сантой? Только попытки вылечить его амнезию. На этом строится юмор, и получается особенно забавно, особенно когда настоящий Санта не проходит кастинг, уступая первенство более смешливому актёру. Важно похвалить гримёров, которые приклеили Нильсену усы так удачно, будто он отрастил для роли свои собственные! Самый неожиданный и забавный персонаж – эльф Макс, которого играет афроамериканец Томми Дэвидсон. Да, свора Санта Клауса весьма прогрессивна, хотя на самом деле это ничуть не связано с последними тенденциями. Знающие люди давно в курсе, что в Европе существует такой рождественский персонаж как Чёрный Пит, помогающий Санте. Кстати, главного рождественского персонажа в этом фильме обычно называют Ник, поскольку Клаус – это производное от Николай. Как вы думаете, настоящий Санта обрадовался бы такому обращению? Если вдруг вы отправляете ему письма с пожеланиями, об этом стоит задуматься.
А вот персонажи мира людей в «Каникулах» очень банальны: «простоватый» репортёр, одинокая мама и её несносный сын, который ведёт себя настолько нагло, что на месте Санты я бы подарил ему книгу с описанием хороших манер. Удивительно, что сценарист извращает желание здравомыслящего Питера помочь (как он думает) актёру вернуться домой, и показывает нам почти натурального злодея, который хочет уничтожить Рождество. Это так неправильно, так нелогично, но кого это волнует среди киноделов США? Но зато нам тут показывают Санту после бритья – вот это неожиданность, правда?
Несмотря на мелкие недостатки, этот фильм по-рождественски добр. А это самое главное.
Даже не будучи ребенком, в душе каждый из нас мечтает столкнуться в своей жизни с настоящим волшебством. И когда же ожидать подобной встречи, как не на Рождество, то бишь самый ожидаемый праздник зимы, когда на самом деле случиться может все, что угодно. В эту дивную пору даже наиболее расчетливым, прагматичным людям получается стать чуточку добрее и может быть даже поверить в то, что Санта-Клаус на самом деле существует и разносит за одну-единственную ночь подарки детишкам по всему миру. Конечно, истоки Рождества носят неизменный библейский характер и относятся к религиозным мотивам, однако благодаря образу Санта-Клауса этот праздник стал настоящим чудом для большинства людей по обе стороны океана, ведь он позволяет нарядно украсить свои дома, отправиться в гости к близким людям, сесть за праздничный стол и безмятежно поговорить на самые разные темы. И может быть Санта-Клаус и не должен был быть центральной фигурой Рождества, ведь сам праздник все-таки не относится к нему напрямую, и тем не менее очень приятно. что легенда о добром волшебнике родом с Северного полюса стала настолько актуальной и популярной, ведь она делает нас лучше, заставляет сердце биться учащенно и творить свои собственные маленькие чудеса, для которых на самом деле никакая магия особо и не нужна. Главное лишь умерить свой скептицизм, приобретенную за годы жизни черствость и просто улыбнуться, подарив окружающим тебя людям положительные эмоции и помощь, которая никогда лишней не бывает. И пример добряка Санта-Клауса в этом плане просто незаменим, ведь он является символом настоящей чистоты и добродетели, которая не погаснет никогда. Так что не вызывает никакого удивление то, что его образ в кинематографе настолько популярен и фактически каждый год на экраны выходит очередная рождественская феерия, способная привнести в нашу жизнь немного совсем не лишнего тепла. Среди таких милых, необременительных картин для всей семьи можно также выделить и 'Каникулы Санта-Клауса', чья история может и довольно проста, но вместе с тем несет в себе вечные ценности.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с репортером Питером Олбрайтом (Стивен Экхольд), который давным-давно разуверился в Рождестве, ведь он с малых лет привык к тому, что этот праздник приносит лишь одно разочарование. Отец Питера дал отчетливо понять герою, что в это время не стоит рассчитывать на чудеса, и лучше всего расти прагматичным, расчетливым человеком. Таким Питер и вырос, считая все эту суету с подарками и нарядными елками не более, чем пустой тратой времени. Но однажды нашему репортеру придется столкнуться с событиями, которые он совершенно не мог предугадать. Все случилось в тот миг, когда словно из ниоткуда на машину героя падает немолодой мужчина в костюме Санта-Клауса (Лесли Нильсен). Когда же незнакомец приходит в себя, то оказывается, что он вовсе ничего не помнит. И это обстоятельство становится для Питера отличной возможностью поставить рейтинговую программу, в которой ключевой фигурой как раз может стать потерявшийся дедушка. Чтобы не терять время даром, Питер организовывает в близлежащем торговом центре съемочный павильон и пробует подстроить ситуацию под свои нужды, однако сын любимой женщины репортера, юный Зак (Макс Морроу) начинает подозревать, что незнакомец отнюдь не просто человек без памяти. а самый настоящий Санта-Клаус, с которым произошла беда. А значит ему необходимо во что бы то ни стало попасть назад, в свои сани и тем самым спасти Рождество. Но сделать задуманное Заку будет вовсе не так просто, ведь дело совсем непростое, и без чудес никак не обойтись. Причем необязательно полярных, ведь иногда достаточно лишь растопить чужое каменное сердце, и это уже та магия, которая способна творить великие поступки.
Для исполнителя роли Санта-Клауса, Лесли Нильсена, роль добродушного рождественского волшебника стала уже словно влитой. За несколько лет до 'Каникул Санта-Клауса' он снялся в ленте 'Все, что я хочу на Рождество', где ему также довелось носить красный костюм и бороду. И актеру настолько понравилось играть самого главного праздничного героя всех времен, что когда ему представился еще один шанс попасть в так называемые волшебные сани, то он даже не думал от этого отказываться. Но если 'Все, что я хочу на Рождество', был снят для широкого проката, то 'Каникулы Санта-Клауса' изначально задумывались продюсерами в качестве телевизионного фильма, что не могло не отразиться на производственном бюджете проекта. У создателей не было достаточно средств на то, чтобы разукрасить данную историю роскошными спецэффектами и выстроить огромные сказочные декорации. Вместо этого основная ставка была сделана на актерские таланты и довольно предсказуемый, но вместе с тем добрый и поучительный сюжет. И хотя местами фильму в действительности не хватает кадров с достойной графикой, необходимо признать, что впечатления от 'Каникул Санта-Клауса' остаются наиболее положительными. Да, местами в фильме просматриваются несколько спекулятивные моменты, старающиеся изо всех сил вызвать у зрителей слезоточивые эмоции, однако в своем большинстве данная история все-таки выглядит увлекательно и попросту приятно. В ней есть извечные рождественские мотивы, правильная мораль и стремление укрепить нашу веру в чудеса. Самое же главное, что каждый из нас на самом деле может быть волшебником, и об этом никогда не стоит забывать.
В 'Каникулах Санта-Клауса', как и в своем предыдущем появлении в образе доброго волшебника, Лесли Нильсен старается по возможности отходить от своего устоявшегося типичного амплуа недалекого пожилого плейбоя, который из раза в раз совершает откровенно абсурдные поступки. Конечно, местами актер совершает свои фирменные глупости, однако их количество в разы меньше, чем обычно, и это не может не радовать. Кроме того. в паре с Нильсеном оказался весьма интересный, пусть и не самый знаменитый исполнитель Стивен Экхольт, который известен преимущественно по небольшим ролям в телевизионных сериалах.В данном фильме Экхольту отведена особая роль, ведь он олицетворяет собой скепсис относительно Рождества, который необходимо перевоспитать любым доступным образом. И самое важное здесь то, что не важно, кто из нас верующий, а кому религия и не нужна вовсе. Если просто, без лишнего принуждения и напора совершать добрые поступки, то это и есть та истина, к которой все мы должны стремиться без всякой привязки к Рождеству или различным религиозным обрядам. Но все же в праздничные зимние дни так хочется ввязаться во всю эту нарядную волшебную историю, которая несмотря ни на что нас согревает и заставляет поверить в чудеса, которые гораздо ближе к нам, нежели можно себе представить.
При просмотре «Санта Кто?» меня бросало из одного крайнего состояния в другое, потому что хорошие и плохие моменты здесь чередуются друг за дружкой. Возникло чувство будто над фильмом работала команда с биполярным расстройством, иначе подобное метание из угла в угол можно объяснить лишь огромным давлением «умных» продюсеров. Однако таковое отсутствовало.
Фильм начинается с очень умной и продуманной сцены: семилетний мальчик Питер узнает, что на сочельник он вынужден остаться в интернате. Отец отказался забирать его домой, а письмо, написанное им для Санты, было сожжено прямо на глазах мальчика. Именно эта психологическая травма, заложила базис для будущей непереносимости Питера к Рождеству. По прошествии хронометража у сцены с сожжением кардинально поменяется смысл, вернув ее посыл в сказочную колею.
Время действия переносится на 25 лет вперед. Питер уже вырос и стал телерепортером. В этом моменте фильм опять умудряется проявить индивидуальность: он показывает новогодние хлопоты с максимально злободневной стороны. Сам же Питер вместо ламповой истории о Рождественском чуде ищет сюжеты для дискредитации всеми любимого праздника. И такие вещи на удивление импонируют, так как отбивают свойственную для новогодников слащавость. Подливает масла в огонь и атмосфера на Северном Полюсе: Санта Клаус, будучи весь на нервах, грозится «повесить мешок на гвоздь». Здесь же внимательному зрителю предложена «сюжетная наживка» в виде забытых писем из 70-ых годов. Для любителей искать связи и строить умозаключения мостик к началу фильму перебросится сам собой, хотя выстрелит это Чеховское ружье только во второй половине фильма.
Эльфы в «Каникулах» служат подспорьем для юмористической составляющей фильма. Как по мне, Томми Дэвидсон в образе Макса дал своему новогоднему эльфу некоторую глубину, нечто новое, что доселе помощникам Санты было несвойственно. В плюс сыграла и афроамериканская внешность актера. Макс одновременно и старший эльф, и настоящий друг Санты, что дает отдохнуть от взаимодействия по схеме «начальник — подчиненный». Второго же основного эльфа зовут Руперт (Даррен Фрост). Руперт — максимально несуразный персонаж, этакий шаблон дурачка, чтобы добавить истории парочку градусов юмора. Однако все эти напускные глупости в его исполнении попросту не работают… Задуманная в сцене шутка превращается в холостую, а тупость персонажа гипертрофируется на глазах, вызывая вместо зрительского смеха только раздражение. Есть еще два эльфа, что выполняют в фильме роль мебели. Они просто идут за Максом и… все. Они не играют никакой роли и, если бы Макс пошел один, ничего бы в корне не поменялось.
В фильме также фигурируют любовный интерес Питера — Клэр и его маленький сын Закари. И если первая поступает логично, как и свойственно настоящей матери, то со вторым начинаются проблемы. Зак — именно тот тип ребенка, что больше выводит зрителя из себя, нежели умиляет. Создатели опять смогли проявить свою «биполярность» и сделали его слишком противоречивым даже для настоящего человека. То он весьма смышленый парень для своих лет (сцена с завтраком), то просто наиглупейший наивный юнец (прыжки на санях). Причем второе никак нельзя списать на «мол на радостях не подумал», так как в следующей сцене он поднимает степень алогичности. Когда герой Нильсена протягивает малому руку помощи, он пятится назад вместо того, чтобы сделать шаг навстречу спасению. Здесь же — можно было списать поведение мальца уже на шок или страх, однако… На деле это просто небрежная работа сценаристов, притягивание за уши ради последующей сцены с летающими санями. Временное отупение персонажа, которым порою страдали и сами создатели.
«Каникулы Лесли Нильсена» — это микс из хорошего и плохого. Из плохого можно взять перечисленное ранее, плюс добавить плохую графику и нарушение сюжетной логики: все почему-то узнают, что героя Нильсена зовут Ник, хотя как они узнали его имя умалчивается. А из хорошего - годные шутки (прослушивания на роль Санты / «вылет» этих Сант с должности) и интересные мысли (про Рождество, вышедшее в тираж). Кино рассказывает о важных проблемах: как «токсичны» ненавистники Нового Года или как незнание иностранных традиций может разочаровать непросвещенного ребенка и послужить причиной нелюбви к празднику. У фильма чувствуется потенциал, с которым двойственность создателей сыграла злую шутку.
«Санта Кто?» попросту не хватило сил отфильтровать в себе все плохое, дабы не стать рождественским чудовищем Франкенштейна и не испугать этим от себя хорошее впечатление.
Так как до нового 2011-ого года осталось совсем немного я решил посмотреть что-нибудь на новогоднюю тематику и совершенно случайно наткнулся на эту комедию, которая как раз только началась по одному из телевизионных каналов. В начале я подумал что это очередная второсортная рождественская комедия от американских кудесников, но эти сомнения рассеялись после появление в кадре Санта-Клауса в исполнении неподражаемого Лесли Нильсена, которого в такой роли я никак не ожидал. Именно из-за присутствия в ленте, я присел перед экраном поудобнее и продолжил просмотр и могу сказать что «Каникулы Санта-Клауса» (хотя оригинальное название звучит как «Santa Who», что лучше было бы перевести как-то «Санта Кто») очень даже неплохая комедия, которая изобилует добротой и хорошим настроением и создана она для просмотра всей семьей. Несмотря на всю свою простоту и прямолинейность, кино получилось довольно забавным, мне вот например больше всего запомнилась сцена где был смотр Санта-Клаусов для торгового центра, это была действительно смешная сцена которая меня зацепила и запомнилась больше всего. Теперь конкретно про фильм.
Сюжет рассказывает про репортера Питера Олбрайта, который с детства ненавидит Рождество из-за того, что отец в это время оставлял его совершенно одного. Мальчик подрос и теперь работает телерепортером и вот наступает канун Рождества и он вместе со своей девушкой, матерью-одиночкой Клэр и её сыном Заком готовится встречать праздник, пока в один прекрасный момент на машину к не верящему в праздник Питеру, падает странный человек одетый в костюм Санты. Оказывается что загадочный человек это сам Санта-Клаус, который случайно выпал из своих саней и при падении потерял память и абсолютно ничего не помнет кто он и откуда. Конечно же не имея при себе никаких документов, Санта пытается что-то вспомнить, но все попытки тщетны, но репортер Питер решает помочь свалившемуся с неба незнакомцу, объявив в теленовостях о его находке, может быть кто-нибудь его узнает? Но узнал настоящего Санту только один человек, а именно маленький сын Клэр, Зак, с которым Питеру очень трудно найти контакт, да и вообще он с детьми не ладит, но Санта-Клаус может все изменить и всем помочь, но сначала нужно помочь самому Санте и для этого ему на выручку отправляются добрые и преданные эльфы, которые начали беспокоиться за судьбу своего шефа... Сценарий очень добрый и хороший, хоть и немного наивный, но согласитесь что все рождественские фильмы очень наивные, но от них так и несет добром, теплом и праздничным настроением и могу с уверенностью сказать что все это в «Каникулах Санта-Клауса» присутствует. Очень хорошо подобран актерский состав:
«Я думаю что мне нужно уйти в отставку, повешу мешок на гвоздь!»
«Да ты всегда так говоришь когда нужно работать!»
Шикарен в неожиданном для себя амплуа Санта-Клауса, гениальнейший комик Лесли Нильсен, который сыграть плохо просто не может, а в этой картине сыграл Лесли на твердую пятерку, показав Санту в новом свете как не только добродушного и веселого старика в красной шубе и с белой бородой, но и как комичного дедушку с забавным выражением лица и с интересными шуточками, да и должна была быть хоть какая-нибудь альтернатива Санте сыгранному Тимом Алленом в одноименном фильме, который уже порядком надоел. Здорово отыграл и мало известный широкой публике актер Стивен Экхольд, сыгравший репортера Питера. Понравилась игра актрисы Робин Лайвли, которая также не очень известна и поэтому она не приелась и не надоела как многие подобные актрисы в похожих ролях. Немного не понравилась игра афроамериканца (ну куда же без них то) Томми Дэвидсон, который очень слабо исполнил роль главного эльфа по имени Макс, который если честно меня немного раздражал по ходу всего просмотра, достаточно сильно испортив картину в целом. Просто убивали спецэффекты, которые как будто делал какой-то второклассник на какой-нибудь любительской компьютерной программе, неужели продюсеры не могли дать постановщикам нормальное количество денег на грамотное создание визуальной составляющей, ну или по крайней мере могли бы посоветовать другого мастера по спецэффектами, так как смотрелись они как в фильмах конца шестидесятых годов, а в этом ничего хорошего нет. Довольно таки неплохо подобран саундтрек, хотя в основном это очень хорошо знакомые американцам рождественские песни, но они звучали очень лаконично, что добавляло фильму настроения на праздник. Неплохо выполнил свою работу режиссер Уильям Диар, хотя будь постановщик по опытнее, фильм бы вышел чуточку получше, но и то что получилось в итоге вполне смотрибельно.
«Как ты сурова со своими Санта-Клаусами!»
«Да ты вообще анти-клаус!»
Итог: хорошая рождественская сказка, с великолепным Лесли Нильсенем в главной роли. Картина, которую можно смело смотреть вместе с семьей, и потихоньку настраиваться на предстоящие праздники. От себя поздравляю всех пользователей Кинопоиска с наступающем Новым годом!
Король пародии Лесли Нильсен уже давно довольно комфортно чувствует себя в семейных комедиях. В роли любимца детей он смотрится не менее хорошо, чем в роли Фрэнка Дребина. Весь его вид - эти добрые глаза, морщинки, смех, глуповатая улыбка - все это неизменно завоевывает детское расположение.
Дети любят стариков, а продюсеры любят получать за эту любовь деньги, поэтому Нильсен быстро освоился в трогательных комедиях, вроде 'Ребенка напрокат' и переодически радует нас появлениями в празднично-семейных фильмах. Да и к роли Санта-Клауса ему не привыкать. Впервые он этот образ примерил в фильме 'Все, что я хотел на Рождество'.
Этот фильм получился более, чем удачным. Вернее, он получился вполне традиционной рождественской семейной комедией, именно такой, какими должны быть такие фильмы - доброй, сентиментальной, красивой, яркой и очень счастливой. Рождественское кино - жанр благодарный. Зрители всего мира с удовольствием встречают свои праздники в компании этих забавных фильмов, отвлекающих от настоящих праздничных проблем и предпраздничной неразберихи.
Самое милое дело предновогодний вечер провести за просмотром такой вот простенькой сказочки с лубочными домиками, оленями, санями, веселым волшебным стариком и счастливыми семьями. Посидеть, расслабиться, полнее почувствовать дух праздника.
В фильме всего этого хватает с избытком - все настолько по-хорошему типично, что даже придраться не к чему - идеальная рождественская история.