К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В 1979-ом году под руководством режиссёра Игоря Масленникова, который в своё время и не помышлял о кинокарьере, но так уж сложились обстоятельства, были сняты первые два эпизода телевизионного цикла, основанного на классических детективных произведениях сэра Артура Конан Дойла про гениального сыщика и популяризатора идей дедуктивного метода Шерлока Холмса. Эпизоды 'Знакомство' и 'Кровавая надпись' были основаны на повести 'Этюд в багровых тонах' (в ней впервые писатель представил читателям своего самого знаменитого персонажа) и 'Пёстрая лента', а объединена дилогия как первая фаза цикла отечественной экранизации была под названием 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон'. Сценаристами условной дилогии стал творческий дуэт, состоящий из Юлия Дунского и Валерия Фрида. Но в 1980-ом году, когда вышли три новых эпизода, объединённых во вторую фазу под названием 'Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона', пришёл новый сценарист - Владимир Валуцкий. Литературным первоисточником для данной фазы стали рассказы 'Конец Чарльза Огастеса Милвертона', 'Последнее дело Холмса' и 'Пустой дом'.

И, надо сказать, что первая и вторая фазы всё-таки отличались друг от друга. Если в первой зритель мог с удобством насладиться яркими проявлениями гениальности ума Шерлока Холмса при расследовании самых таинственных и запутанных дел, то во второй акцент был поставлен на борьбу сыщика с самой законспирированной и опасной шайкой, опутавшей своими сетями весь Лондон, которую контролировал самый канонический враг Шерлока Холмса - профессор Мориарти. И после умопомрачительного возвращения сыщика в третьем эпизоде второй фазы стало ясно, что экранизация вновь оборачивается к нам с уклоном на детективную составляющую, что не могло не радовать поклонников дедуктивного метода. И вот, наконец-то, в 1981-ом году на экраны вышла третья фаза, которая по своей структуре отличалась от первых двух. На сей раз режиссёр Игорь Масленников отобрал для съёмок нового эпизода одну из самых классических повестей о Шерлоке Холмсе - 'Собака Баскервилей', которая впервые была опубликована в 1901-1902-х годах. И это уже был эпизод, который состоял из двух серий. А фазу так и назвали - 'Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей'.

На этот раз сценаристом стал сам Игорь Масленников, а некоторую помощь ему оказывал Юрий Векслер, который был оператором всех предыдущих серий, но по состоянию здоровья вынужденный был оставить свой пост. Надо добавить, что 'Собака Баскервилей' многими литературными критиками признавалась одной из лучших классических детективных повестей, поэтому Игорь Масленников не мог сбавить обороты. И даже наоборот - двухсерийная экранизация должна была стать одной из лучших фаз отечественной экранизации, что, в общем-то, получилось. Для этого как раз для 'Собаки Баскервилей' был собран самый звёздный актёрский состав. Помимо выдающихся Василия Ливанова в образе Шерлока Холмса, Виталия Соломина в образе доктора Джона Ватсона и Рины Зелёной в образе миссис Хадсон, здесь задействованы Никита Михалков, Александр Адабашьян, Светлана Крючкова (кстати, она кратко появляется в серии 'Король шантажа' - первый эпизод второй фазы), Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Стеблов, Алла Демидова, Сергей Мартинсон, а также Борислав Брондуков в укрепившемся за ним образе активного, но немного глуповатого и самоуверенного инспектора Скотланд-Ярда Лестрейда. Голова кругом от такого сочетания великолепнейших актёров старой школы.

Сложилось такое впечатление, что на создание 'Собаки Баскервилей' повлияло творчество самого Эдгара Аллана По, ведь в сюжетную канву вложена некая локальная фольклорная легенда о мистическом чудовище, а Эдгар Аллан По любил пугать своего читателя таким образом, что ранее не было замечено у сэра Артура Конан Дойла. А вот сам сеттинг, где происходит действие, возможно, что повлияло на творчество ещё одного гения - на Говарда Филлипса Лавкрафта. Ведь поместье Баскервилей находится в уединённых местах, тщательно скрытых от наступления цивилизации, с их болотами, топями и холмистым рельефом местности. И всё это в совокупности действительно вызывает мистический ужас. А когда это всё подчёркивается бесподобной музыкой от композитора Владимира Дашкевича, то суеверный ужас окутывает ещё сильнее. При этом поведение многих обитателей самого поместья и близлежащих домов вызывает огромное подозрение. И это всё сматывается в запутанный клубок, который распутать может только, естественно, самый гениальный ум самого гениального детектива. Но первоначально расследование ведётся, как это ни странно, доктором Ватсоном, ведь Холмс занят каким-то другим делом...

Но помимо того, что двухсерийный эпизод 'Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей' обладает удивительной мистической аурой в нём ещё и оказалось достаточно юмора, если не сказать гротеска. И обязанность внести юмор в классическую детективную историю взвалил на себя Никита Михалков. И, надо сказать, сделал это блистательно. У него превосходно получилось воплощение образа североамериканца, который больше предрасположен свободе нравов, что явно контрастирует на фоне архаичной британской чопорности. Но сцены, когда герой Никиты Михалкова стучит себе башмаком по лбу, или же когда они с доктором Ватсоном в состоянии явного алкогольного опьянения решают изловить чудовище, или же когда его кормит овсянкой героиня Светланы Крючковой - это вне всяких сомнений одни из лучших сцен всего цикла отечественной экранизации о Шерлоке Холмсе. Но и, конечно, все остальные актёры и актрисы выступают на высоте - это великолепное зрелище и настоящее наслаждение. И пускай, что общий хронометраж 'Собаки Баскервилей' длится более двух с половиной часов - это время пролетает незаметно, потому что всё поставлено так увлекательно, так интригующе и так таинственно, что оторваться невозможно.

10 из 10

18 августа 2022 | 09:11
  • тип рецензии:

Фильм-легенда, сильно выделяющийся из остальных серий 'Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона' с Леоновым. Среди всех экранизаций 'Собаки Баскервилей' - однозначно лучший, единственно аутентичный вариант.

Если говорить о всей серии нашего, советского Шерлока, целиком я ее смотрела пару раз. Как по мне, она скучновата и бледновата. Ее спасают актеры: Леонов, Соломин и Рина Зеленая. Также незабываема музыка к кинофильму, как мы сейчас сказали бы, саундтрек.

В 'Собаке' к чудесному актерскому трио добавились еще мэтры советского кино, невероятные, харизматичные красавцы, актеры от Бога - Михалков и Янковский.

Кроме того, именно в этом фильме создателям удалось создать точную обалденную атмосферу. Мрачные, пасмурные съемки, тоскливая, жутковатая местность с болотами, каменистостью и скалистостью, обшарпанной архитектурой.

Если честно, долгое время смотрела этот фильм именно ради этого - сцен с любимыми актерами и атмосферы. Сюжет как-то долго шел мимо меня. Всё-таки этому фильму лет больше, чем мне.

Со временем полюбила фильм целиком, оценив весь актерский тандем, в котором каждый актер великолепен в своей роле. Ну а сюжет здесь передан идеально, если сравнивать с книгой.

К восхитительному саундтреку именно в этом фильме добавляется другая отличная жутковатая музыка, уникальная именно для 'Собаки', и 'звук болот'.

Я понимаю, что начало 80-х для кинематографа - это очень древние времена. Технологии были на уровне палки-копалки, а для СССР это были не лучшие времена. Видимо, поэтому весь фильм целиком создает впечатление очень бюджетного. Скудные 'лондонские' локации, максимально дешевые костюмы и интерьеры. Не впечатляющая операторская работа.

По последнему пункту не берусь судить в полной мере. Возможно, для того времени, операторы сделали максимум возможного, и профессионалы, напротив, могут отметить гениальность съемки. Но на сегодняшний день много крайне темных сцен при просмотре, когда в принципе тяжело что-либо разобрать на экране. И много статики при съемке.

Обожаю этот фильм. Смотрела множество раз и, безусловно, буду смотреть еще. Но всё-таки

8 из 10

06 июня 2021 | 15:01
  • тип рецензии:

Современное положение вещей в мире действует и на киноманов, когда каждый в отдельности любитель кино должен решить для себя - как ему пережить этот сложный период для киноискусства. Кто-то с головой окунается в мир сериалов и пытается там найти для себя удовлетворение, а кто-то, среди которых и я, пытаются утолить кинематографический голод при помощи возвращения к истокам и пересмотру классики.

Конечно же, я видел практически все классические фильмы - от 20х годов до 00х, от 'Касабланки' до 'Психо' и от 'Броненосца Потёмкина' до 'Сталкера'. Однако, если бы мне необходимо было до конца жизни смотреть только один фильм, то я абсолютно точно выбрал бы этот - 'Собака Баскервилей' Масленникова.

На протяжении наверное последних 10 лет, этот фильм у меня крутиться в плеере. Да-да, именно в плеере! Мне уже не надо его смотреть для впечатлений, а одной звуковой дорожки достаточно для того, чтобы я визуализировал себе историю и полноценно проникся атмосферой одного из самых лучших детективных фильмов прошлого века.

Режиссер Игорь Масленников, который кроме серии фильмов о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе ничего толком стоящего и не снял, создал невероятный фильм, который может служить образцом фильмов про эпоху конца 19го века, про джентльменов, манеры, честь, достоинство и невероятные преступления, которые сегодня абсолютно считаются нелепыми, но их так приятно разгадывать.

Наверное нет человека на планете, среди тех, кто читает, кто не слышал бы про выдающегося писателя Артура Конан Дойля и о его уникальном герое Шерлоке Холмсе. И скорее всего, среди тех, кто прочитал и полюбил этого героя нет тех, кто не считал бы экранизацию Масленникова лучшей в своем роде, а роль Ливанова лучшей ролью Шерлока Холмса в истории кинематографа в целом. И это абсолютно заслуженно!!!

Итак, серия 'Собака Баскервилей' погружает нас в 1888 год и знакомит с доктором Мортимером, который приходит на приём к известному сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному напарнику Доктору Ватсону. Мортимер рассказывает про ужасную смерть сера Чарльза Баскервиля, о древнем проклятии рода Баскервилей и про скорый приезд наследника Генри Баскервиля. Знаменитый сыщик решает принять участие в расследовании, а дальнейшее развитие событий хоть и неспешно, но неминуемо ведет к трагической развязке, где мы с вами узнаем, кто же стоял за проклятием Баскервилей и какую роль во всей истории сыграл беглый каторжник.

Я думаю, что в 21 веке абзац с синопсисом 'Собаки Баскервилей' абсолютно бесполезен, но... вдруг. Итак, почему же я слушаю этот фильм в плеере? Ребята, насколько же невероятный саундтрек у фильма! А какие великолепные голоса у актёров? А вся эта манерность и язык? Прям дух захватывает. Но, не стоит умолять и заслугу визуальной стороны этой киноленты - Англия смотрится достоверно, все персонажи невероятно харизматичны и колоритны, вся обстановка создана с невероятной тщательностью проработки. В общем, когда звук встречается с картинкой, то я вообще не могу. противиться и не успокоюсь, пока не досмотрю фильм до конца.

Вот поверите - смотреть 'Собаку Баскервилей' - это невероятное киношное удовольствие какого-то запредельного уровня! Соломин просто завораживает своей игрой, Михалков с его напущенной американской несерьезностью чётко попадает в типаж своего героя, Ливанов, который невероятно органичен в этой роли, Крючкова, которая доказала, что она может одинаково круто сыграть и королев и служанок и все-все-все! Каждая роль в этой картине, каждый герой - это как живой памятник эпохе, когда не только преступники обладали благородством и переживали за свою честь, но и фильмы снимались невероятно душевные!

Сегодня подобных фильмов/сериалов не найти. Как-то все более поверхностно что ль. Не чувствуется у произведений сегодняшнего дня киношной души, которая помогает картинам становиться бессмертными и нестареющими. Поэтому, я советую 'Собаку Баскервилей' к просмотру всем начинающим киноманам - вы сразу получите лекало, на которое можно будет ровнять все костюмированные детективные фильмы о викторианской эпохе. Фильм шедевральный! Что тут добавить?

10 из 10

21 ноября 2020 | 17:49
  • тип рецензии:

- Я борюсь со злом по мере моих скромных сил, но выступать против самого прародителя зла было бы несколько самонадеянно с моей стороны.

Шестая часть телевизионного сериала по мотивам произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, и его не менее знаменитого друга и соратника. Я не читал первоисточник, так что сравнивать мне не с чем. По этому при оценке буду отталкиваться от этой экранизации. Это наверно самое известное расследование Шерлока Холмса как в литературе, так и в кинематографе. Но большую часть истории на себе тянет доктор Ватсон в одиночку.

Тут даже обсуждать в принципе нечего. В этом фильме ловко переплетается множество компонентов, за которые я собственно и люблю подобные фильмы. Главный козырь — интрига, сохраняющаяся на протяжении всей картины. Я бы даже сказал, что она больше склоняется в сторону саспенса (тревожного ожидания).

Основа сюжета запутана насколько это возможно. Я далеко не являюсь поклонником жанра, но так наверно это и должно быть в настоящем детективе. Тем более как еще показать самый совершенный ум в действии, если ему приходится расследовать прямые как палка дела. Но именно в этом деле большое количество мелких деталей, за которые зритель даже взглядом не зацепится, а Холмс их с легкостью подмечает. Поначалу все путано, немного бессвязно, но как только появляются первые подробности, картина потихоньку начинает складывается. И вот уже некоторые вещи не кажутся бессмысленными. Все это показано естественно и с долей невинной простоты, так что в фильме нет ничего лишнего.

По ходу развития истории подбрасываются новые элементы, и зрители сами начинают их додумывать, постепенно принимая неизбежность финала. И вот он наступает… Не знаю как остальные, но я немного не такой развязки ожидал. Но это наверное можно отметить в качестве плюса, как непредсказуемость.

Думаю по актерке бессмысленно что то уже говорить - все сказано до меня. Да и наверно нет такого человека, который бы не видел Василия Ливанова и Виталия Соломина в образе величайших детективов. Но если вдруг такой найдется, то бегом смотреть! Классика.

9 из 10

23 июня 2017 | 17:54
  • тип рецензии:

Где-то рядом с определением «британские легенды» вырисовывается громоздкая фигура Лох-несского чудовища. Однако уроженец шотландского Эдинбурга, Конан Дойль задумал свою повесть, когда пресса еще не тиражировала «шокирующие свидетельства ископаемого наших дней». Писатель обратился к более древним источникам национальных загадок, и тут ему пригодилась дурная слава, витающая (кстати, и в наши дни тоже) над топями графства Девон. Едва ли не в каждом местном поселении можно услышать леденящие кровь байки о неприкаянных созданиях, чьи тени скрываются в смрадных болотных испарениях или же о местном дьяволе, имеющем не меньше десятка словесных описаний – одно несуразнее другого. Ну а про собаку Баскервилей, думается, никому лишний раз рассказывать не требуется: легенда о ней сравнялась по популярности с самим Холмсом. Почему так произошло, что именно это расследование признается пиком «шерлокианы»? Очевидно, все дело в духе старой Англии, ее исконной природе, в которой не слишком много романтики, но при этом достаточно авантюрных приключений и увлекательного риска. Перенос событий с деловитых лондонских стрит на неприветливые девонширские пасторали придал им особенный шарм, а талант советских кинематографистов – еще и комедийный.

Если предыдущие серии цикла Масленникова оказывались достойными прародителя, то «Собака Баскервилей» сумела его превзойти, что редкость для любого жанра. Конан Дойлю не пришло в голову красочно описывать тяжесть похмелья, с одинаковой неотвратимостью завладевшего наследным сэром Генри и доктором Ватсоном. Но это так по-русски, не правда ли?! А некто, предпочитавший носить цилиндр и выкуривать по сигаре в день, еще имел наглость толковать об «исторической разнице между народами». Искусство импровизации – вот что по-настоящему сближает. Вызывающий смех при каждом своем появлении в кадре Михалков ни в одной роли не был настолько естественен и обаятелен. А Соломин! Лишь с шестой попытки ему удалось вырваться из тени Ливанова-Холмса и доказать, что интеллигент Ватсон вполне состоятелен на ниве самостоятельного сыска. Об актерском составе, украсившем «Собаку», вообще можно рассказывать долго, достаточно сказать, что такого звездного ансамбля в советском сериале не было ни до, ни после. И ведь никого не заподозришь в стереотипности изображения подданных английской королевы. А в те годы, между прочим, Железный Занавес еще дырами не обзавелся! Достойный первоисточник, скрупулезное следование его деталям и привнесение русской обаятельности, помноженной на фантастический (а иного слова, памятуя о нынешнем положении дел в нашем кино, не подберешь) талант – основа основ увлекательного фильма.

Так уж получилось, что великому сыщику нечасто удавалось соприкасаться со старинными преданиями. Прожженный прагматик, он предпочитал мышление современными категориями. Проклятие рода Баскервилей изначально не вписывалось в привычный холмсовский канон, но наделило историю столь яркой самобытностью, что центральный персонаж получил возможность примерить на себя роль «позднего» Пуаро. Участие самого Холмса в девонширском деле получилось менторским, как будто он переквалифицировался в кукловоды и на расстоянии наблюдал, как его знакомые справятся с самой страшной загадкой в их жизни. Именно в этой серии сполна раскрывается английский антураж как великолепная основа для любых мифов, в сумраке ночи и на гнилых трясинах обретающих правдоподобие. На месте собаки могла быть абсолютно любая тварь, или какое-нибудь привидение – результат остался бы неименным, ибо людям слишком скучно бы жилось без страхов перед таинственной опасностью. Изюминка противостояния Холмса, Ватсона, Генри Баскервиля с мистификатором – еще одно подтверждение известной теории, что каждый человек способен быть хозяином положения, если сумеет грамотно распорядиться имеющимся у него ресурсами. И наблюдать за такой вариацией игры в «кошки-мышки» - одно удовольствие даже на десятый просмотр.

И все же кое-где нам британцев не понять. Не любим мы (ну, большинство, во всяком случае) овсянку по утрам и раздражающую манерность. Как же проникнуться заморскими традициями? Ответ прост: надо найти в своих рядах, например, прирожденного дворецкого, каким стал Адабашьян. Его исполнение роли Бэрримора – самый верный ключ к установлению дипломатии в отношениях между разными народами. Речь не о том, что любые вещи лучше обсуждать за столом, а о настоящем, нелицемерном уважении и желании постичь чужую душу, как свою собственную. «Собака Баскервилей» с удивительным обаянием сочетает в себе чисто британскую педантичность с международной страстью к приключениям и розыском преступников. Как ни крути, сообща любое дело распутывать веселее. Превосходный детектив убеждает, что все и у всех будет хорошо. Девонширское болото примет в свое нутро очередного негодяя, и расцветут орхидеи из пламенного михалковского монолога.

13 марта 2017 | 16:17
  • тип рецензии:

Наконец, я добралась до серии, которая более всего будоражит умы миллионов зрителей и вызывает наибольший интерес. И вызывает его по праву. Эта серия - наиболее интригующая, наиболее пугающая из всех просмотренных.

Мне, конечно, очень жаль, что я не видела старину Шерлока бОльшую часть времени, но потом он с лихвой компенсировал время своего отсутствия. Сюжет интересный. И хоть я и знала, кто там и что, всё равно было интересно, ведь всех деталей не помнишь, а они у Конан Дойла особенно важны, как вы знаете.

Снято очень достойно: это зловещее болото, нагнетающая страху атмосфера, знаки... Мистика да и только. Единственное - портил мне картину переигрывающий Михалков, но, Слава Богу, Соломин, постоянно находящийся в кадре рядом с ним, отвлекал на себя внимание. Повторюсь, не хватало Шерлока-Ливанова, но это не экранизация, конечно, виновата.

До просмотра думала, ну, зачем растягивать историю на два с половиной часа, но, посмотрев, поняла, что там ничего не затянуто: действия на экране либо имеют динамику, либо имеют целью показать нам те детали, которые будут важны для разгадки, так что смотрите внимательно и наслаждайтесь!

7 из 10

27 октября 2016 | 21:03
  • тип рецензии:

Сложно написать что-то новое о мини-сериале Масленникова, который знаком большинству российских любителей кино и заслуженно считается одной из лучших экранизаций захватывающей повести из цикла, посвященного Шерлоку Холмсу. Это не первая советская адаптация – как известно, пальма первенства здесь принадлежит Антонине Зиновьевой, которая, впрочем, сняла телеспектакль, а не фильм в привычном понимании этого слова. Но и обойти вниманием «Собаку» 81-го года, берясь за задуманный марафон, тоже нельзя. Поэтому извечный шекспировский вопрос по отношению к рецензии на этот фильм все-таки имеет ответом «быть!».

Проблему избыточного для экранизации относительно небольшой повести хронометража Масленников и его команда решили вполне изящно, не выдумывая явной отсебятины, но разбавляя действие различными штрихами. В частности, появилось множество диалогов между сэром Генри и Бэрримором, да и взаимоотношения новоиспеченного лорда с Уотсоном (который здесь, как известно, Ватсон) раскрыты с новой стороны – наследник титула и коллега знаменитого сыщика не чураются вечерних возлияний, после которых храбро носятся по болотам. Михалковский Генри – определенно комедийный персонаж с лишь небольшим налетом драматичности, причем весьма приятно видеть, как он преображается в обществе красавицы Бэрил. Пожалуй, он чуть экспрессивнее, чем этого хотелось бы (скажем, в Мортимере такая же экспрессивность более к месту), но нельзя сказать, что образ баронета от этого сильно пострадал.

Как бы ни отжигали Михалков и Адабашьян, жемчужиной фильма, разумеется, является Василий Ливанов, настолько тесно нынче связанный в сознании нашего зрителя со своим персонажем, что возвращаться к нему актеру пришлось еще не раз – от озвучки квестов до рекламы керамической плитки. Блестящие манеры, спокойные и логичные рассуждения, отсутствие какой-либо напыщенности и в высшей степени интеллигентное лицо – пожалуй, именно таким рисовал портрет Холмса в своем воображении Конан Дойль. Я вполне могу понять тех, кто называет Ливанова лучшим Холмсом в истории – право, у них есть для этого все основания. Под стать ему и коллега: возможно, Соломин и не вылитый англичанин, однако на его фоне сыщик выглядит настолько рельефным, насколько это вообще возможно.

Картина вообще примечательна своим кастингом – так, в роли Стэплтона блистает Олег Янковский, о котором англоязычная Википедия отзывается как о, ни много, ни мало, Russian movie legend. Очаровательна Ирина Купченко, больше похожая на англичанку, чем на костариканку. Не уступает ей и звезда Таганки, организатор собственного экспериментального театра Алла Демидова. Глядя на актерский состав, трудно удержаться от восклицания «Это просто праздник какой-то!».

Хотя лента снималась в Эстонии, пейзажи не сильно отличаются от тех, что можно увидеть в британских экранизациях: болота – они и в Африке болота. Баскервиль-холл хоть и не тянет на Зимний дворец, но всё же производит впечатление крепкого и надежного семейного гнезда, соответствуя английской пословице «Мой дом – моя крепость». Еще бы добавить туманов и дождей, и получилась бы вылитая родина Шекспира. Конечно, есть мелочи вроде костюмов и интерьеров, выдающих происхождение картины, но это нисколько не портит общего впечатления.

Фильм абсолютно не затянут, смотрится на одном дыхании, чему немало способствуют качественные диалоги и яркий, легко узнаваемый саундтрек Дашкевича. Остается лишь пояснить, почему в моем марафоне Масленников попал на четвертое место; безусловно, это лишь дело вкуса, но версии Хикокса и Миллса ощутимо более британские, а у Зиновьевой удивительно точно переданы характеры. Впрочем, все четыре ленты я оцениваю одинаково, распределяя места в достаточной мере условно.

20 января 2016 | 19:34
  • тип рецензии:

У меня сложились неоднозначные впечатления после просмотра данного фильма. Когда я читал повесть 'Шерлок Холмс: Собака Баскервилей', то я понял, что эта повесть самая лучшая, по сравнению с другими (правда я не читал еще повесть 'долина ужаса'). Но во всяком случае, на данный момент я считаю повесть 'Собака Баскервилей' самая лучшая. На протяжении повести существует что-то пугающее и мистическое.

Спустя некоторое время я решил посмотреть советский цикл фильмов о Шерлоке Холмсе. И честно говоря был очень доволен фильмами. Смотрел по очереди с первой серии и ждал, когда наступит очередь посмотреть серию 'Собака Баскервилей'. Я не совсем ожидал того, чего хотел увидеть.

Во-первых мне кажется, что сер Генри (Никита Михалков) получился немного странным, чудаковатым. Понятно, что он приехал из Америки и у него другой образ жизни. Он не привык к английской интеллигенции. Но все равно я представлял себе сэра Генри серьезным человеком.

Поместье Баскервилей был мрачноват, но мне кажется можно было сделать ее еще мрачнее. А собака не произвела ужаса. Я думал, что она будет с огромной мордой, с красными глазами. Хотя у нее был фосфор на морде, но пугающего эффекта, по моему мнению, не было.

Я смотрел документальный фильм о Шерлоке Холмсе и режиссер фильма Игорь Масленников сказал, что у них не было задачи снять ужас. И в принципе у них это получилось. Я сам не люблю фильмы жанра ужас. Я не смотрю ужасы. Но в этом фильме мистики не хватило. И некоторые моменты могли бы подробнее показать. Например легенду о Собаке Баскервилей.

Смешные моменты в фильме тоже были. Но к сожалению мои впечатления от прочитанной повести не совсем сошлись с фильмом. Я ждал чего-то иного. Обычно я сначала смотрю фильм, а потом читаю произведение по поставленному фильму. В этот раз сделал наоборот. Как правило, произведение интереснее, чем поставленный по нему фильм, но для меня важнее получить в первую очередь впечатление от фильма. Василий Ливанов и Виталий Соломин как всегда на высоте. Виталий Соломен раскрылся в этой серии фильма. Советский цикл фильмов о Шерлоке Холмсе действительно лучше остальных экранизаций.

8 из 10

13 февраля 2015 | 20:44
  • тип рецензии:

Советский вариант экранизации приключений знаменитого дуета Шерлока Холмса и доктора Ватсона, до сих пор небезосновательно считается одной из лучших попыток оживить на экране культового сыщика и его компаньона. Учитывая же факт, что перед нами еще и самое известное произведение в цикле, если вы по каким-то причинам еще не испытали благоговейного ужаса от таинственных звуков на болотах Девоншира, поспешите исправить это упущение.

Важное, если не главное достоинство фильма, о котором хочется в первую очередь заявить – это непередаваемая на словах, тягучая, местами гнетущая, атмосфера присутствия. Туманный Альбион предстает перед нами во всем своем мрачном осеннем величие. И если начальные сцены в Лондоне радикально не выделяются на фоне ожиданий, то мрачная округа фамильного поместья Баскервилей встряхнет ваши нервы и придаст дополнительного эффекта присутствия. Шикарные усадьбы на удалении друг от друга, полная опасностей болотистая местность, отвесные скалы над дорогой, размытые дождями тропы. Отдельно, с предельной ясностью, запоминается родовое имение Баскервилей: темные холлы, гобелены и картины, потомственный дворецкий.

На протяжении всего просмотра хочется создать себе соответствующую домашнюю атмосферу с камином, теплым пледом и чашкой чая. Дух литературного оригинала передан очень эмоционально и у фильма, бесспорно, как принято говорить, книжная атмосфера. Солидный, по меркам советского кино, хронометраж был удачно разделен на две серии. При этом картина лишена изнурительного вступления, ведь зрителя окунают в омут событий уже с первых сцен и действие довольно быстро перемещается из шумного Лондона в уединенную провинцию.

Акцент здесь, наверно, к удивлению многих, смещен с незабвенного сыщика Холмса, и значимая доля экранного времени уделена доктору Ватсону. Ему предстоит обеспечить безопасность наследника состояния Баскервилей и провести предварительный этап расследования череды загадочных событий. Даже учитывая широчайший выбор актеров из других экранизаций Дойла, во время просмотра не под каким предлогом не хочется заменить Василия Ливанова и Виталия Соломина. Их присутствие и взаимодействие в каждой сцене выглядят настолько органичными, полными ностальгии, что два с лишним часа времени проходят буквально на нескольких вздохах. Отдельно хочется отметить блестящее появление на ролях второго плана таких звезд кино, как Никита Михалков, Олег Янковский и Евгений Стеблов. Таким образом, это, пожалуй, самая маститая на звезд советского кино часть киносерии.

9 из 10

01 августа 2014 | 21:19
  • тип рецензии:

Летние каникулы в 1981 г. один заурядный советский школьник решил провести под чтение книги 'Записки о Шерлоке Холмсе' (если мне не изменяет память 1957 г. издания). Интеллектуальное ознакомление с 'Пёстрой лентой', 'Человеком с рассечённой губой', 'Последним делом Холмса', 'Пустым домом' и прочими криминальными 'отчётами короля Артура' проходило ежедневно поздним вечером, превращаясь в подобие обязательного культритуала.

Таинственное и захватывающее чтиво (в смысле 'записки') упорно вторгалось на территорию времени обязательного сна и, несмотря на 500 страниц мелкого текста быстро подошло к концу. В финальной же части издания была размещена повесть Конан Дойла о собаке Баскервилей, которая по своим впечатлениям превзошла даже самые лихо закрученные 'записки'. Ударным полушоковым контрапунктом чтения о расследовании Великим Детективом истории о проклятии владельцев родового замка Баскервиль-холл, стала барабанная дробь резкого стука в окно прямо над моей кроватью (где я читал сию классику, около 23.00 по Москве).

Развязка 'оконного' форс-мажора оказалась прозаичной, но незабываемой.

Оказалось: рыбаки с берегов Днепра приехали так поздно к моему дяде - у которого я тогда гостил в селе Войсковое Днепропетровской области - только затем, чтобы сдать вечерний улов щук, окуней и карасей (мой родич тогда работал в должности начальника рыбного склада при местном колхозе). По сему, ту памятную ночь Ваш покорный слуга спал весьма проблемно. Тень 'Собаки Баскервилей' не иначе как устаканилась в моём каникульном детстве сезона-1981.

Только я одолел литературный оригинал Конан Дойла, как на следующей неделе 1-я программа Центрального Телевидения два вечера подряд (это был конец июля) удостоило миллионы простодушных совграждан очередным 'телевизионным худ. фильмом' о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. И я словно воочию получил визуальный эквивалент духа детективной мистерии, которую запоем прочёл неделю назад. И не беда, что сэра Генри я представлял себе более серьёзным (Михалков фирменно сыплет прибаутками), доктора Мортимера - более сдержанным (Стеблов фирменно чудаковат), Стэплтона из Мэррипит-хауса - более хромоногим и невзрачным (Янковский фирменно симпатичен и обаятелен), а Бэрил - по-латиноамерикански более смуглой и порочной (в отличие от белокожей славянки И. Купченко её героиня всё-таки является уроженкой Коста-Рики).

Но... харизма Ливанова, второплановая незаменимость Соломина и неожиданный киновыход сценариста Адабашьяна (в роли Берримора) в совокупности со стильной режиссурой и музыкой (И. Масленникову и В. Дашкевичу - отдельная хвала) - дало результат, простреливший зрительскую любовь к этому фильму на долгие годы вперёд. По какой-то малопонятной нам причине никто из актёров 'не нарушает обоймы'. (Хотя Михалков, чувствуется, как всегда попытался потянуть одеяло на себя, но в монтажном построении роли его органично 'охладил' постановщик). Режиссёрская изобретательность при выполнении весьма нелёгкого замысла, чёткая атмосферность в духе Конан Дойла, умело разыгранные всплески эксцентричного юмора (как бы рассекающие своими огоньками мрачный камертон заведомо инфернальной истории) и другие аспекты постановки дают основание полагать, что снятая на 'Ленфильме' советская 'Собака Баскервилей' до сих пор может дать фору многим британоязычным экранизациям этого произведения (несмотря на их чопорные амбиции, многомиллионные бюджеты и супертехнику).

Поступившая в прокат в 1985 году очередная американская киноверсия данной повести с малоизвестным Яном Ричардсоном в роли Холмса и Николасом Клэем в роли негодяя-Стэплтона, несмотря на показную яркость цветной картинки не выдержала сравнения с фильмом И. Масленникова, который к тому времени стал для нас уже классикой.

Одним словом, браво!

P.S. За последние 2 месяца я пересматривал отечественную 'Собаку Баскервилей' три раза. Конечно, это далеко не показатель. Но всё-таки...

26 декабря 2013 | 16:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: