всё о любом фильме:

Одиссей (мини-сериал)

The Odyssey
год
страна
слоган-
режиссерАндрей Кончаловский
сценарийГомер, Андрей Кончаловский, Крис Солимайн
продюсерФренсис Форд Коппола, Фред Фукс, Роберт Холми ст., ...
операторСергей Козлов
композиторЭдуард Артемьев
художникРоджер Холл, Джон Кинг, Анна Зейбель, ...
монтажМайкл Эллис
жанр фэнтези, драма, приключения, ... слова
бюджет
$40 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время176 мин.
Номинации:
Год за годом греки сражались под стенами Трои. Тысячи воинов полегли убитыми. Никто не знал, на чьей стороне боги. Греки роптали. Тогда их хитроумный царь Одиссей придумал, как проникнуть в Трою.

Через 10 лет осады они победили. А Одиссей возгордился и бросил вызов богам. Оскорбленный Посейдон, бог морей, обрек его на вечные блуждания по волнам морей, чтобы он никогда не смог достичь берегов Итаки, не увидел сына и жену.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Продюсеры всячески навязывали Кончаловскому сцену с сиренами. На роль сирен хотели пригласить знаменитых топ-моделей, таких, как Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд. Однако режиссер считал сирен жуткой банальщиной и упирался, как мог. Кончаловский откладывал съемки эпизода до последнего, пока бюджет не был исчерпан. Так «Одиссея» осталась без сирен.
    • Работа над картиной проходила в непростых условиях. Почти все время шли проливные дожди и дул пронизывающий ветер. Однако киногруппа вкалывала по телевизионному графику: по 70-90 часов в неделю. Результат — Арманд Ассанте схватил воспаление легких. А в один из съемочных дней за медицинской помощью обратилось сразу более ста человек.
    • Роль острова нимфы Каллипсо, где она держала Одиссея 7 долгих лет, играл турецкий источник Памуккале.
    • Открытые пространства снимались в Греции и Турции, океанские сцены — в специальном бассейне на мальтийском островке Гозо, павильонные эпизоды — в Англии. А царство Аида «поместили» в самый настоящий кратер потухшего вулкана.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Думается, Андрей Кончаловский оказался столь же хитроумен, как Одиссей. Летом 1996 года, давая на натуре на острове Мальта интервью Сергею Шолохову для телепередачи «Тихий дом», он лукаво уверял, что устал, как режиссёр, от поиска непременной сверхзадачи и на этот раз удовлетворится хорошим гонораром и замечательными съёмками на лоне средиземноморской природы. Однако от предложения Фрэнсиса Форда Копполы, одного из исполнительных продюсеров, Кончаловский всё же долго отнекивался: и сценарий не нравился, и вообще как-то странно снимать фильм на мифологический сюжет, от которого остались какие-то смутные детско-школьные воспоминания. По мгновенной ассоциации можно также припомнить иронические замечания в «Риме» Федерико Феллини по поводу всех этих навязших в зубах у не слишком усердных школяров античных мифов или крылатых фраз типа: «И ты, Брут!» (ситуация «остраняется» при помощи какого-то заурядного спектакля) и «Так был перейдён Рубикон» (и занудный учитель перешагивает еле заметный ручеек в окрестностях Рима). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, вернее мини-сериал, достаточно подробно раскрывает историю хитроумного Одиссея (А. Ассанте).

    В тот день, когда у царя острова Итака Одиссея рождается сын Телемах, к нему приходят воины Греции. Одиссей отправляется с древнегреческим войском воевать в Трою, под стенами которой прошли десять лет тяжелейших сражений. В фильме показаны лучший воин из греков — Ахилл, лучший воин из троянцев — Гектор, их личное противоборство. Затем Ахилл пал в бою. Тогда Одиссей идет на хитрость — постройка Троянского коня, который должен быть подарком от якобы побежденных греков троянцам. Троянцы закатывают огромного коня в город, считая себя победителями. Но ночью греки нападают на расслабленных троянцев и одерживают победу в многолетней кровопролитной Троянской войне.

    Но после победы Одиссей решил, что раз он победил в Троянской войне, он великий человек, помощь Богов ему больше не нужна. Он на утесе объявляет об этом Богам. Ответ Богов — Одиссей не сможет вернуться домой, на Итаку за свою дерзость, высокомерие.

    В фильме ярко, четко показан дальнейший путь Одиссея.

    Это и остров одноглазых циклопов, где Одиссей и его путники оказываются запертыми в пещере одноглазого циклопа Полифема, который непротив был употребить их в пищу. И хитроумный Одиссей находит выход из такой ситуации, правда Полифем, кидая вслед отплывающим путникам камень, кричит Посейдону: «Отомсти за меня»

    Одиссей попадает на остров к богу ветров Эолу, который вручает ему в мешке то, что должно помочь несчастным вернуться домой. Но порочные качества спутников, заснувшего после нескольких бессонных ночей Одиссея: жадность и любопытство вновь не дают вернуться на Итаку, которая уже была на горизонте.

    Корабль отнесен на другой конец земного шара на остров прорицательницы Цирцеи.

    Вызывает восхищение, восторг, изумление, та сцена, где Одиссей карабкается вверх на скалу, встреча с Гермесом, посланником Богов, его прекрасное парение в воздухе. Гермес дает советы.

    И вот Одиссей у прорицательницы Цирцеи. Пять лет прошли как пять дней. И вновь из уст богини Одиссей слышит как укор, необходимость признать власть Богов над собой.

    По совету прорицательницы Одиссей решает встретиться с умершим прорицателем Тиресием, кто укажет ему путь домой. Но для этого герою нужно спуститься в Аид — царство мертвых.

    Одиссей спускается и туда. Очень сильна сцена прощания Одиссея здесь со своими путниками, слова одного из них: «Твоя душа не сгорит».

    Он идет по тропе. К нему слетаются тени умерших — сцена вызывает мистический ужас.

    Ему удается встретиться с прорицателем Тиресием (Кристофер Ли, великолепно сыгравшего эту роль мудреца, философствующего перед бренностью вечности). Душераздирающая встреча Одиссея с матерью, ее рука сквозь огонь, которая машет герою. Да, теперь она здесь на веки. Ее предупреждение об опасности для царства Одиссея.

    И Одиссей с путниками, по совету прорицателя плывет через пролив между Сциллой и Харитой. С одной стороны страшное чудовище Сцилла, которое забрало себе в жертвы нескольких из путников героя.

    С другой стороны бездна, пропасть — Харита. Сумеют ли Одиссей со своими путниками выжить, переплывя этот пролив, или кто-то еще должен стать жертвой гордости Одиссея.

    Одиссей попадает на остров к нимфе Каллипсо, которая обещает ему бессмертие, если он останется и позабудет свой мир Итаку и свою жену Пенелопу. Одиссей делает свой выбор. Начинает упорно строить себе плот. Отплывает.

    Но поднявшаяся буря сметает плот в щепки. Одиссей оказывается беззащитен. И здесь с ним напрямую вступает в диалог Посейдон. Он утверждает, что Одиссей должен понять ту истину, от непонимания которой он до сих пор не может вернуться, на алтарь которой были принесены долгие годы его странствий, мучений, годы, когда страдала и его жена Пенелопа от притеснений непрошенных гостей, но кто сумеет защитить остров Итаку, Пенелопу от жестокости распущенных людей? Тот, кто сможет пропустить стрелу через двенадцать колец в облике немощного старца, который дала ему та богиня Афина, которая ему покровительствует.

    Фильм поставлен прекрасно, изумительно, восхитительно. Прекрасно показана та великая эпоха античности, быт, нравы, мировоззрение той эпохи.

    Прекрасно показаны и пейзажи: и море в разных его состояниях, небо, неприступная скала перед дворцом Цирцеи, острова, водопад на острове Эола.

    И как положительные, так и отрицательные качества многих людей. Прежде всего самого Одиссея: при его хитроумности, бесстрашии, ловкости, смелости, мужественности его не смогла обойти гордыня. При всей преданности лидеру, смелости, мужеству спутников Одиссея, в решающий момент они проявили отрицательные жадность, корысть, любопытство. Также неоднозначно показаны и боги. Несмотря на все свое могущество, бессмертие, они тоже не совершенны. И словно утверждается, что при несовершенстве свои отрицательные качества нужно исправлять. И тогда наступит гармония.

    Это прекрасная экранизация древнегреческого эпоса, одного из самых значительных памятников древнегреческой литературы, в которой та далекая эпоха оживает и предстает во всем своем величии, красоте, уникальности, но с другой стороны утверждая что некие ценности, идеалы, чувства не изменились сквозь тысячелетия.

    10 из 10

    4 апреля 2016 | 06:52

    На сей раз автор многих прославленных кинохитов ("Поезд-беглец»,«Романс о влюблённых») предлагает достаточно камерную и иллюстративную телеверсию знаменитейшего произведения народного древнегреческого эпоса.

    Судьба царя Итаки Одиссея, чья жизнь прошла как бесконечное испытание человеческих сил и духа (война с Троей, гнев бога морей Посейдона, десятилетнее скитание среди чудовищ) — служит ярким примером кратковременности пребывания человека на Земле, где счастье переходяще и хрупко, а борьба за него растягивается на всю жизнь.

    10 из 10

    22 ноября 2008 | 22:41

    С этим приключенческим двухсерийным фильмом я познакомился больше 10 лет назад, когда его ещё изредка крутили по ТВ, и конечно, он вызывает у меня ностальгию, особенно если учесть, сколько посредственности и порожняка на тему «античности» было снято в 2000-е и 2010-е. На фоне последнего «Одиссей» выглядит едва ли не шедевром, да и сама по себе он — действительно достойная кинокартина, крепкая и цельная экранизация поэмы Гомера.

    Чем подкупает «Одиссей», так это своим антуражем. Перед нами не пафосный и эпический пеплум, а очень даже уютная и близкая обычному человеку история, в которой, несмотря на мифологическую тематику, главными героями выступают люди, со своими проблемами и заботами — тоской по родине и по близким людям, нелёгким выбором между простой и беззаботной жизнью на чужбине до конца дней или продолжением тяжёлого, полного перипетий пути к дому, где не факт, что тебя ожидает радушный приём. Психологизм фильма подчёркивается и отличными актёрскими работами: Арманда Ассанте, сыгравшего главного героя с его мужеством, мощью эмоций и ироничной улыбкой; Греты Скакки, воплотившей свой образ Пенелопы — простой земной женщины, стойко ждущей своего любимого, олицетворяющей собой верность и домашний уют, и при этом — с поразительной силой характера; Изабеллы Росселлини в роли богини Афины, величественной и прекрасной, и в то же время доброй и заботливой; Эрика Робертса в роли харизматичного отрицательного персонажа, Эвримаха, соблазняющего женщин своим взглядом дьявола-искусителя, кошачьей грацией и пластикой движений.

    Естественность картины подчёркивается и превосходными съёмками, и визуальными эффектами, которые не режут глаз, подобно современной компьютерной графике, а смотрятся предельно реалистично. С любовью и старанием подобраны декорации и костюмы, и особенно — необыкновенно красивые пейзажи. Благодаря всему этому во время просмотра погружаешься в атмосферу Древней Греции, в атмосферу приключения, которое суждено было пережить главному герою.

    Единственным, хотя и довольно значимым недостатком фильма можно назвать то, что режиссёру не удалось передать весь масштаб истории об Одиссее. С одной стороны, это произошло из-за того, что полный кучи событий сюжет произведения Гомера попытались впихнуть в трёхчасовой формат (в сокращённой версии — и вовсе 2 с небольшим часа), из-за чего повествование фильма смотрится несколько сжато и скомкано. С другой, очевидно, что создатели картины явно сэкономили на гриме, из-за чего персонаж Греты Скакки в конце фильма выглядит практически так же, как и в начале — а ведь, по сюжету, прошло целых двадцать лет! Впрочем, всё это меркнет на фоне отменного реализма и замечательно перенесённого на телеэкран древнегреческого мифа.

    Вердикт — хороший мини-сериал с интересным и захватывающим сюжетом и поразительно качественной для телеформата режиссёрской и операторской работой.

    7 из 10

    31 июля 2016 | 18:29

    Помнится, ещё когда я был маленьким, когда этот фильм только вышел и произвёл фурор, мои родители имели неосторожность включить его при мне. Разумеется, в 5 лет такая жестокость на экране вызвала у ранимого ребёнка неадекватную реакцию. Им пришлось выключить, а уж когда они досматривали, я и не знаю. Прошло очень много лет. Побывав фанатом русских мелодраматических сериалов, не выносящим заграничные фильмы, я, наконец, нашёл свою настоящую стихию в виде мирового кино разных жанров. И особенно я пристрастился к эпическому фэнтэзи, снятому по старинным и новым мифам, в красочных декорациях да с дорогими спецэффектами. Стоит ли говорить, что шесть фильмов, составляющие Сагу о Средиземье, стали одной из моих любимых историй в кино? Некто осмелился заявить, что «Одиссей» превосходит по эпичности «Властелина колец» — я бы сказал иначе: в «Одиссее» больше смысла, в то время как «Властелин колец» является идеальным кино-аттракционом, а смысловая составляющая там проста — это банальная борьба добра со злом. Все части «властелина» и «Хоббита» хороши каждая по-своему, но «Одиссея» не за что ставить ниже этой саги. Это столь же идеальное кино, которое можно смотреть не один раз.

    «Одиссей» Андрея Кончаловского, имя которого давно не пустой звук для киноманов, как и фильмы о Средиземье, снят по бессмертному произведению, а именно по книге Гомера, написанной по древнегреческим мифам. Если бы этот российский режиссёр снял это кино в России с низкими технологическими способностями российского кино 90-х годов, то получился бы, может, и интересный фильм, но он бы не радовал глаз, в отличие от того, что получилось при съёмке с участием заграничных специалистов по спецэффектам. Может, получился не уровень того же «Властелина колец» (если уж сравнивать во всём), но на самом деле графика в фильме нешуточная, даже удивительно, что этот фильм не вышел на Blu-Ray. Разумеется, такое зрелищное кино было показано на большом экране, а мини-сериалом оно считается из-за наличия расширенной двухсерийной версии. И лучше смотреть именно этот вариант, чтоб ничего не пропустить. При общей продолжительности в три часа, фильм ни разу не дал заскучать, он смотрится на одном дыхании, и в его событиях всё понятно даже для тех, кто не читал «Одиссею» Гомера. Мне довелось читать это произведение ещё в школьные годы, и кое-что запомнилось, и было узнаваемо мной при просмотре данной его экранизации. Единственное, что авторы фильма забыли показать — это остров сирен, которые завлекали к себе путешественников своим пением. В остальном фильм слово в слово следует литературному первоисточнику, перекладывая на экран практически всю поэму Гомера. Схватки со Сциллой и Харибдой вызывают аплодисменты. Фильм от начала до конца радует своей эпичностью, разнообразными поворотами сюжета, захватывающим экшном, шикарными декорациями. Фильм начинается с того, на чём заканчиваются события фильма «Троя» 2004 года, с этого момента начинается ещё одна часть мифов Греции.

    На данный момент планируется ещё один международный проект: новая экранизация мифов об Одиссее, которую снимет Фёдор Бондарчук, так же в сотрудничестве с Голливудом, то есть, по той же схеме, что и данный фильм Андрея Кончаловского. Только вот вопрос — удастся ли ему повторить эпичность и масштабность фильма 1997 года? Лучше, чем этот фильм, снять уже нереально. «Одиссей» Кончаловского обязателен к просмотру всем ценителям жанра фэнтэзи.

    10 из 10

    23 марта 2015 | 10:02

    Сейчас, когда мода на фэнтези постепенно возвращается в кино и на телевидение, и навскидку можно назвать несколько отличных фильмов и сериалов о мече и магии, «Одиссей» Андрея Кончаловского может показаться слегка устаревшим. В самом деле, снимали его в далеком 1997 году, то есть, до «Матрицы», с которой принято начинать историю современных спецэффектов; актеры там сплошь европейские, не голливудские звезды; повествование неторопливое, даже по меркам телепостановок. Но этот фильм я обожаю с детства, хотя собрался пересмотреть только сейчас — с первого раза прошло, наверное, лет десять.

    Красивые средиземноморские виды, довольно простые декорации, впечатляющее для своего времени изображение сверхъестественного (например, эпизода со Сциллой и Харибдой) — пожалуй, не главное, почему телефильм по Гомеру так захватывает. Его очарование — в невероятно удачном подборе актеров. Одиссея играет великолепный Арманд Ассанте, Пенелопу — Грета Скакки, но центральным персонажем для меня оказалась Афина (Изабелла Росселлини). Хотя актрисе к тому времени уже минуло сорок пять, это была любовь с первого взгляда, переросшая в нежную привязанность, когда я увидел «Синий бархат» и «Диких сердцем».

    Но даже если отвлечься от бессмертного образа Изабеллы Росселлини, нельзя не признать — постановка исключительно удачная. Есть в ней что-то от древнегреческих мифов, и гораздо больше, чем в «300» или какой-нибудь «Битве титанов». А еще есть ощущение настоящего приключения и искусства, в отличие от большинства современных, даже неплохих, фильмов — эпос у Кончаловского, может, несколько, наивный, зато не рассчитанный до мелочей на компьютерах.

    23 октября 2011 | 22:50

    Пожалуй, точно, лучшая работа мастера от русской земли, Андрея Кончаловского, выполненная им на чужбине. Фактически достоверно сумевшая передать оригинальное содержание нетленной поэмы, опус-дань уважения великому слепому поэту-гению всей человеческой расы Гомеру. Одна из тех особенных работ, продолжительность, которая соизмерима средней продолжительности жизни комара (около трёх часов). И не смотря на её длину во времени, картину приятно пересматривать, как и увлекательно погружаться в приключения многострадального создателя Троянского коня. Да и для 90-ых годов работа была проделана основательная. Труд, прошедший в процессе своего создания немало проволочек и требований от студии, которые Кончаловский умело смог обойти, сумев предоставить свой немного альтернативный взгляд на историю скитаний величайшего путешественника из мифов. При этом, не тронув и сохранив атмосферу первоисточника.

    И благодаря всему тому, что было вложено в создание его, всё в результате вышло гармоничным, отдающим великолепием средиземноморской природой античных времен. Важно и то, что удалась здесь верная передача всех испытаний (кроме сирен, их Кончаловский убрал), выпавших герою Трои, Одиссею. Образ главного героя в картине подан по-настоящему Армандом Ассанте. Актер попросту живёт в ней, в роли хитреца, воина, царя Итаки и верного мужа своей жены, задержавшегося в командировке на лет так двадцать. По своей сути здесь больше будет рассказано о супружеской верности, и о том, как человека проходящего страшные и сложнейшие испытания, тянет к родным берегам (вполне очевидно, но всё же, тема эта тут обыгрывается, так как нужно). Имена Одиссея и Пенелопы будут надолго ассоциироваться с верностью и преданностью. Также мне хочется как раз выделить актрису, исполнившую жену царя Итаки, мудрую и сильную женщину Пенелопу, Грету Скакки, терпящую за время отсутствия своего мужа хамство набежавших авантюристов-женихов позарившихся на царский трон. В числе хамов смог засветится Эрик Робертс, неплохо отыгрывающий роль негодяя и интригана. А также мне хотелось отметить участие ныне отошедшего от нас в иной мир, гениального Кристофера Ли, играющего в картине только своим голосом, в сцене, которую снимали в кратере вулкана. Как и надобно отметить изумительно вошедшую в роль богини справедливой войны, Изабеллу Росселини, истинная мудрая Афина, в одном изречении, сказанном её, обнажается весь главный смысл всего этого произведения:

    «Боги не делают для людей того, что люди должны делать для себя сами».

    Восхитительная музыка нашенского Эдуарда Артемьева звучит одой всему великому эпосу, восхвалившего человека пошедшего против Посейдона, западающая своей мелодией в голову, остающаяся в памяти прекрасным звуком морского прибоя и морской романтики. Ещё следует отметить оператора Сергея Козлова, скрупулезно выведшего на экран замечательные пейзажи Средиземноморья.

    Немалый труд Кончаловского заслуженно получивший четыре «Эмми», своим наполнением являет нам одну из лучших экранизаций литературы Древней Эллады. Навечно оставшись на языке у каждого, синоним скитаний и долгого странствия по неизведанным мирам, она была перевоплощена ещё до Кончаловского Кубриком, ой это уже совсем другая история.

    Всем тем, кто желает ознакомиться с произведениями Гомера, рекомендую к просмотру, думаю, вам сможет прийтись по душе кино-поэма, действительно живая трактовка с мыслями, очень красиво сотканная, его нужно обязательно увидеть хотя бы один раз.

    9 из 10

    4 сентября 2015 | 16:56

    С одной стороны, экранизировать классику — всегда довольно рискованно. Всегда найдутся критики, которые будут искать несоответствия с книгой, а также со своими собственными представлениями о книге. С другой стороны, экранизировать древнегреческие мифы и легенды — вариант почти беспроигрышный, если подходить к делу с умом и сердцем. На мой взгляд, в случае с «Одиссеем» это удалось.

    Известный сюжет о великом скитальце и хитреце Одиссее, который все знают и любят. Режиссер, конечно, несколько изменил гомеровскую сюжетную канву, но, прямо скажем, не слишком критично. Характеры, на мой взгляд, прописаны просто идеально, снято отлично, и в целом фильм производит крайне приятное впечатление.

    Отдельно, разумеется, нужно сказать об актерской игре. Арманд Ассанте в роли хитроумного грека просто великолепен: сила и гибкость, ум и чувствительность, хитрость и при этом несгибаемые и нерушимые понятия о чести, — все это удалось ему блестяще, такого харизматичного и яркого Одиссея вы еще не видели, ручаюсь.

    Но прекраснее всего, конечно, Пенелопа в изображении Греты Скакки. Такое ощущение, что эта роль просто «родная» для актрисы, настолько искренне она играет, настолько тонкие струны души задевает этот образ прекрасной, любящей, ждущей женщины. Пожалуй, каждому хотелось бы иметь такую жену — но досталась она достойнейшему, и осталась навсегда ему верна. Лично для меня нет ничего романтичнее истории Пенелопы.

    Ну и Эрик Робертс в роли Эвримаха тоже запоминается. Ранее видела его еще в одном фильме Кончаловского — «Поезд-беглец». Что там, что здесь брат Джулии Робертс смотрится очень достойно.

    В целом же от фильма впечатление просто захватывающее: несмотря на немаленький хронометраж, смотрится легко и непринужденно, несмотря на отсутствие высококлассных спецэффектов, к которым нас приучают современные фильмы, экранизирующие древний эпос. Не в спецэффектах, как говорится, счастье. Великолепное кино, посмотрите — не пожалеете!

    10 из 10

    15 августа 2011 | 17:37

    « — И дым отечества нам сладок и приятен…» (с)

    Это разумеется не самый лучший фильм Андрона Кончаловского, но возможно один из самых попсовых и самых любимых. Ведь Андрон Сергеевич в основном снимает серьёзные, далёкие от развлечений и от приключенческой тематике фильмы. В его творчестве произошли сильные изменения лишь после того, как он эмигрировал в Америку и пытался покорить Голливуд. Именно тогда из его стана вышли такие жанровые хиты как «Поезд — Беглец» (в котором кстати, дебютировал ветеран треша Денни Трехо) и «Танго и Кэш» — в котором встретились звёзды экшен — картин 80-ых Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне. К этим же развлекательным фильмам вполне можно отнести и рассматриваемую в данной рецензии экранизацию классической поэмы Гомера. Снимать этот фильм Кончаловского уговорил продюсер проекта — Френсис Форд Коппола, до этого он долго отказывался. Ведь история странствий царя Итаки проходит по классу школьной литературы, а автор «Сибириады» если и экранизирует классику, то только «взрослую» — Чехова («Дядя Ваня») или Тургенева («Дворянское Гнездо»). Но в итоге знаменитый советский режиссёр всё же взялся за перенос на экран великого творения Гомера. По словам самого Кончаловского, снимать «Одиссея» он согласился дабы отдохнуть от постоянных поисков «авторского» кино, и немного расслабится на берегу Эгейского моря. К тому же компания собралась превосходная: Арманд Ассанте, Эрик Робертс и девушки — актрисы Грета Скакки, Изабелла Росселлини и Ванесса Уильямс (странно, что от услуг Наоми Кемпбел и Сидни Кроуфорд он отказался — они планировались продюсерами на роли сладкоголосых Сирен). А если говорить серьёзно, то вряд ли Кончаловскому пришлось на съёмках расслабиться, и уж конечно вряд ли такая роскошь коснулась занятых в ведущих ролях исполнителей. Ведь по задумке постановщика, нужно было показать древнюю Грецию максимально реалистично. Потому многие детали быта, в особенности походная экипировка героя и его товарищей — сняты предельно натуралистично. При кажущимся камерном видении сюжета, автор смог создать в итоге цельное, эпическое произведение, богатое на философские размышления и лирические отступления кино…

    Сюжет фильма более — менее подробно пересказывает основные перипетии «Одиссеи» Гомера. Правда Кончаловский позволил себе незначительные в общем то изменения. Так он исключил из повествования упомянутых выше Сирен (чарующее пение которых, герой слушал будучи привязанным к мачте, пока вся команда была с восковыми затычками в ушах), отца героя — одного из аргонавтов, старца Лаэрта. Так же, дабы иметь драматургическую завязку сюжета не вдаваясь в отвлекающие от него подробности, вроде ссоры Олимпийский Богов (Посейдон ополчился против Одиссея в веду того, что разругался с покровительствовавший ему сестрой Афиной), режиссёр ввёл в фильм сцену, которой не было в античной поэме. А именно то, как тщеславный Одиссей ссорится на берегу моря с Посейдоном, говоря ему, что помощь Богов человеку не нужна, он сам способен всего добиться. После чего морской Бог говорит герою, что тот больше никогда не увидит родную Итаку…

    Эти изменения были незначительны на фоне всей постановки в целом, а потому не у кого особых нареканий не вызвали. Увлекательная манера повествования (ведущаяся от самого Одиссея, его голосом, с размышлениями относительно происходящих вещей), качественные визуальные эффекты (с уже к тому времени оккупировавшей кинематограф компьютерной графикой), прекрасные исполнители, великолепный саундтрек (написанный постоянным композитором Михалкова — Эдуардом Артемьевым) и прекрасная операторская работа (за камерой стоял Сергей Козлов, ранее снимавший «Сибириаду») — всё вместе сложилось в удивительный, завораживающий не смотря на кажущуюся простоту изложения и саму подачу материала фильм, который можно отнести к разным жанрам: от банального приключенческого, до героического фэнтази и даже драмы. Сразу виден шарм картины, и то, что над её созданием работал крупный мастер, настоящий профессионал своего дела. Касается это и подбора актёров на те или иные роли. Все исполнители подошли на свои роли просто идеально! А для Арманда Ассанте роль хитроумного греческого героя — вообще стала лучший в карьере. К тому же не так много у него было главных ролей в крупнобюджетных постановках (к слову, мини — сериал Кончаловского снятый на деньги «Hallmark», имел огромный, на тот момент рекордный бюджет в 45 миллионов $!). Прочие исполнители смогли создать весьма колоритные, запоминающиеся образа классических героев. Так из Греты Скакки получилась прелестная Пенелопа — мягкая, олицетворяющая собой домашний уют женщина, ждущая своего мужа почти два десятка лет. Алан Стенсон сыграл юного Телемака — сына и наследника Одиссея, подал этот образ как вспыльчивого, отчаявшегося в поисках родителя человека, готового подобно отцу взяться за оружие, дабы защитить свой мир. А шикарный и фактурный Эрик Робертс как всегда купается в отрицательном амплуа — ему досталась роль Эвримаха — одного из непрошенных женихов Пенелопы, сильно «загостившихся» в осиротевшим без хозяина доме. Богини Афина, Калипсо и Цирцея были воплощены на экране такими разными по типажам актрисами как Изабелла Росселлини, Ванесса Уильямс и Бернадетт Питерс. Эпизодического, но важного для определённых событий героя — Ахиллеса сыграл Джейсон Льюис. Прочие персонажи, вроде царя Менилая, Агамемнона и др. — так же получились запоминающимися. Колоритный образ создала и Джеральдин Чаплин, сыграв Эвриклею…

    Несмотря на довольно сжатый график съёмок, и то, что созданию фильма мешала сама стихия — проливные дожди и холодные ветра (словно сами античные Боги мешали Кончаловскому завершить свою «Одиссею»), в результате которых исполнитель главной роли — Арманд Ассанте даже подхватил воспаление лёгких; картина была полностью закончена в срок, и в 1997 -ом, после широкой рекламы прошла премьерой по ТВ во многих странах мира, в том числе и в России (где мини — сериал поделили на 4 идущие по полчаса серии). Фильм собрал положительные отзывы критиков, удостоился нескольких престижных призов и двух номинаций на Золотой Глобус (за лучший фильм, и лучшую мужскую роль первого плана). Одно время «Одиссей» Кончаловского был довольно популярен, и даже породил на некоторое время моду на пышные приключенческие мини — сериалы по мотивам легенд и мифов Древней Греции (к примеру, в традициях новой экранизации «Одиссеи» был снят новый фильм о путешествии за Золотым Руном Ясона). Сегодня этот фильм является каноническим, и даже более знаменит чем предыдущие киноверсии поэмы. Наверное это был последний качественный, рассчитанный на широкого зрителя фильм именитого режиссёра (ибо от его блокбастера «Щелкунчик и Крысиный Король» волосы дыбом встают, и лучше его всуе не поминать, дабы не порочить как сказку Гофмана, так и репутацию Кончаловского)…

    10 из 10

    25 мая 2015 | 17:02

    Впечатления двоякие.

    Удачно, пожалуй, выбраны самые кинематографичные из приключений Одиссея. Но вот сшиты в единое повествование они так, словно ребята плавали по всему Океану в районе недельки-двух. Только Телемах рос, как на дрожжах, остальные же совершенно не изменились, не постарели — и не только Одиссей, который, благодаря фокусам со временем у Цирцеи, и, возможно, у Каллипсо, и не должен был особенно постареть, но и Пенелопа, для которой прошло двадцать лет. Нет ощущения целой жизни, прошедшей мимо.

    Отлично играют Скакки и Папас, жена и мать Одиссея, чудесный дуэт — и самый берущий за сердце момент, где невестка в отчаянии, беспомощным детским жестом расставляет руки, пытаясь не пустить свекровь, заменившую ей мать, в путь, откуда нет возврата… а вот про самого Ассанте я такого не могу сказать. Недоигрывает почти всегда, особенно не дается ему та самая хитрость. Благородная красота актера служит ему плохую службу, он словно бы всегда помнит, что в кадре он должен выглядеть хорошо. Одиссей ни разу не выглядит смешным, ни разу не теряет лицо, даже страдает он этак красиво. Герой. С проработкой мотивации тоже не все гладко. С чего он, вроде бы умный человек, точно знающий, что боги существуют, начал совершенно без повода оскорблять бога, который ему ничего дурного не сделал, причем именно Посейдона, по владениям которого на днях собирается плыть? И потом, эта зацикленность на «моем мире», который у него якобы кто-то хочет отнять. Да никто ничего подобного не хотел! Правильно спрашивал его Эвримах: «В чем наша вина?» — ну откуда женихам знать-то, что он жив, в самом деле?! По морали Древней Греции Одиссей в своем праве, но в XX веке финальный поступок Одиссея, так, как он представлен в фильме, выглядит совершенно иначе — циничным зверством.

    Великолепна Каллипсо. Уильямс выглядит в этой роли действительно более, чем смертной женщиной, и дело не только в ее красоте, не только в ее огромных серебряных глазах, но также и в движениях, подчеркнутых причудливым одеянием, в каком-то внутреннем состоянии. На ее фоне просто ужасна Цирцея, которая выглядит и ведет себя как дешевая куртизанка не первой молодости, считающая, что тонна косметики на лице и ужимки капризной малолетки ее красят. Бедная Питерс, дали бы ей сыграть настоящую Цирцею, великую чародейку-полубогиню, а не эту идиотку.

    Олимпийцы, кстати, средние. Гермес неплох лицом и поведением, но то, что он щеголяет в странных трусах под металл и сияет золотом, по-моему, крайне попсово. Афина дивно хороша только в одном моменте, в последнем своем появлении, а до этого не слишком впечатляет. Посейдон появляется только в виде волны-лица с вечной темой «Ты будешь страдать», что неплохо по задумке, но почему-то не цепляет по исполнению.

    Женихи хороши, особенно Эвримах (с него, что ли, писали принца Белена Эдукана? Что лицо с торчащими ушами и толстым носом, но при этом привлекательное, что характер, честное слово). Гад, но умен и обаятелен. Спутники Одиссея тоже неплохи, их боевое братство вполне достоверно и без лишних соплей, но ярких личностей среди них нет.

    Удивляет полное отсутствие в фильме отца Одиссея, Лаэрта, который, по Гомеру, вполне себе дождался сына. Но, впрочем, он мог бы снизить накал эмоций дуэта Пенелопы и Антиклеи, двух, в этой трактовке, осиротевших женщин, которым не на кого опереться.

    Спецэффекты по большей части видно, что и устаревшие, и не самые дорогие. Хотя вот Харибда меня очень впечатлила и сейчас.

    И не хватает еще фильму какой-то глубины, что ли. Рвался мужик к любимой жене, а что с другими тетками крутил, так это вынужденно, обе они его в плен взяли, она же стойко ждала и вообще ни-ни, любила-верила. Мы это все еще по Гомеру знаем. Нельзя ли было чего-то еще туда вложить? Богоборчество тут какое-то слишком ни к месту и непрописанное, а других крупных идей и нет.

    В целом, весьма неплохой фильм, но мог бы быть и лучше.

    28 августа 2014 | 07:58

    Картину Андрея Кончаловского «Одиссей» — кинематографическая интерпретация древнегреческих мифов, основанная на сюжетном наслоении двух эпосов Гомера «Илиады» и «Одиссея». Отдав определенную дань голливудским традициям в воплощении приключенческих лент, телевизионный мини-сериал «Одиссей» в лучшую сторону отличается от целого ряда подобных ему «мифозаветных» кинособратьев.

    Режиссеру удалось смягчить монументальность поэмы Гомера естественным визуальным рядом и эмоциональной проработкой характеров персонажей. Написанная торжественным гекзаметром, героическая поэма Гомера в режиссерской подаче Андрея Кончаловского превратилась в рассказанную «живым» камерным языком драму конкретного человека.

    Одиссей — уникальный герой древнегреческого эпоса, на несколько интеллектуальных шагов опережающий собственную эпоху. Его образ — символ перехода от общественной формации, основанной на применении грубой силы к цивилизованному типу общественных отношений, основанному на продуманном конструктивном подходе к решению большинства спорных вопросов. Оказавшись невольным участником троянской кампании, Одиссей и во время войны пытается избежать бесполезного кровопролития, используя собственные дальновидность и смекалку как наиболее эффективное оружие. По словам бога ветров Эола Одиссей — «первый из смертных, кто воспользовался своим умом и осознал, что ему есть чему учиться». Одиссей — один из наиболее влиятельных и могущественных греческих царей, не ставящий при этом целью завоевать или уничтожить чей то мир, а стремящийся построить, сохранить и защитить свой собственный.

    Итака — единственное место во всей Элладе, где каждый камень прижат к земле ладошкой его детских воспоминаний; каждое дерево с улыбкой прячет в своей кроне память о его подростковых ссадинах. Солоноватый бриз Итаки вобрал в себя вкус его первого поцелуя; а акварельная прозрачность линии горизонта до сих пор грезит его юношескими мечтами. Дыхание его мыслей и чувств живет в унисон с движением волн и ветра его родного острова. Мир, по крупице любовно выстроенный Одиссеем вокруг посаженного им дерева, с гордостью подаренный обожаемой жене и единственному сыну. Крохотный островок в Ионическом море, за 20 лет разлуки ставший мощнейшим магнитом для его тоскующей души…

    Армандо Ассанте (Одиссей) — это баланс между античным типажом мужественной внешности актера и свойственным ему рефлексирующим типом актерской игры. Тонкий аристократичный профиль, уверенная линия плеч и осанки, ироничная улыбка, выразительный взгляд, органичная мощь эмоций — главная роль в картине Кончаловского принадлежала Ассанте по праву. Он воплотил в кадре тот образ царя Итаки, которому невозможно не сопереживать и которым нельзя не восхищаться. Ассанте воссоздал на экране своего Одиссея, ничуть не уступающего гомеровскому прототипу.

    Ореол русых волос, усталая улыбка, мягкая теплота кожи и голоса — Грета Скакки, так трогательно и уютно воплотившая на экране образ жены Одиссея Пенелопы. Земная, домашняя, родная, мудрая — воплощение греческого идеала замужней женщины. Символ верности и неугасимой надежды, жена и мать воина. Как бережно подан российским режиссером в его картине этот образ. Протянутая режиссером невесомая паутинка ассоциативной связи с русскими женщинами, до последнего ждавших возвращения мужей с фронта второй мировой, словно живая иллюстрация симоновского стихотворения-заклинания «Жди меня, и я вернусь…».

    Изабелла Росселини (Афина) - божественно прекрасна в этой роли. Пленительная лукавая улыбка и огромные лучистые глаза цвета бирюзы. Загадочность ускользающей женственности и воплощение внутреннего достоинства. «Я являюсь к тому, кого сама выбираю». С Одиссеем ее связывают особые отношения покровительства и защиты. «Мой Одиссей» — сколько ласковой нежности и гордости за своего подопечного в этом обращении к нему богини мудрости. Афина в исполнении Росселини многогранна. Вот она теплая притягательная земная женщина, кокетливо и непринужденно беседующая с Одиссеем, которую можно коснуться рукой. Но буквально в следующую секунду она может стать величественной неприступной богиней, неумолимой повелительницей его судьбы.

    Эрик Робертс (Эвримах) — нагловатая циничная улыбка; привлекательная внешность знающего себе цену обольстителя; завораживающая пластика движений дикого хищника, змеиная гибкость этики и поступков. Один из аристократов Итаки, претендующих на царство Одиссея и его жену. Для того, чтобы образ главного положительного героя «выстрелил» должным образом в кадре — необходимо равновесие в виде равноценного ему по харизматичности отрицательного персонажа. Робертс был невероятно хорош в роли классического негодяя, не уступая своей вдохновенной актерской игрой Ассанте.

    Благодаря запоминающимся актерским работам второго плана и деликатности сценария в обращении с сюжетной линией первоисточника кинематографическое полотно Кончаловского приобрело свой законченный вид пронзительной жизненной драмы, ставшей когда то мифом.

    13 января 2011 | 17:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>