Джон /Питер Гэллахер/ - муж Энн, успешный адвокат, потребовавший от жены, чтобы та не работала; лжец и изменник
Синтия /Лора Сан Джакомо/ - сестра Энн, официантка, с ней Джон изменяет своей жене; девушка раскрепощённая и даже несколько вульгарная
Грэм /Джеймс Спэйдер/ - друг юности Джона, признаётся Энн в том, что импотент, имеет странное хобби, которое изменяет жизнь всех участников событий
Дебютная картина Стивена Содерберга понаделала в своё время много шума. Считается, что она оказала громаднейшее влияние на такой пласт кинематографа, как американское независимое кино. В то время я никак не могла следить за происходящим, посмотрела фильм, уже увидев кучу лент, на которые эта картина оказала влияние. Потому сверхнового для себя ничего не увидела, но фильм определённо запал мне в душу и занял место в моём сердце.
Здесь мы видим людей двух полюсов. Сексуально-активный Джон и Синтия, готовые на подлость и не стесняющиеся лгать самому близкому человеку, и порядочная Энн, которая в чём-то похожа на Грэма. Грэм признаётся, что раньше был очень сильно похож на Джона, но после любовной драмы осознал, что так жить нельзя, изменился полностью и теперь всегда говорит правду, какой бы неприятной она не оказалась для собеседника. При этом он очень эмпатичный и деликатный.
Знаете, в Грэма я прям-таки влюбилась. Мне так нравится этот типаж: тихий, скромный, трогательный, душевный, раненный… Он не вызывает жалости, потому что в нём есть достоинство, но его хочется обнять и пожалеть, потому что чувствуется, насколько он одинок. Ну и молоденький Спэйдер это в принципе что-то прекрасное, как по мне…
Несмотря на название картины, секса как такового здесь нет. Здесь много разговоров о нём, проблем вокруг него. Но прям постельных сцен практически нет. Хотя и разговоров вполне хватает, чтобы вогнать в краску особо чувствительных натур.
Финал картины – это для меня отдельный вид искусства. Такое тепло и нежность во мне могли вызвать далеко не все когда-либо увиденные киносцены. Хотя ничего сверхудивительного и необычного там нет, всё очень даже обыденно. Это индивидуальная реакция, конечно. Фильм точно войдёт в мой личный топ в конце года.
Режиссерский дебют Содерберга, по совместительству три 'ветки' и гран-при на 'Sundance', - это то кино, которое нужно посмотреть в правильное время и в правильном месте. Если вам до 30 лет, то смело проходите мимо. Если же 50 и более - аналогично: опоздали, и уже поздно забегать на уходящий поезд. Авторский спич Стивена - тот случай, когда я отлично попал в целевую аудиторию и остался с приятным послевкусием, и дело тут вовсе не в пресловутом кредо 'кино своего времени'. Проблематика универсальна и вне 'таймлайна': секс и его роль в жизни человека, а так же рефлексия по межполовым отношениям в частности.
Автор выдает основополагающую притчу во языцех - плотские утехи и их влияние на нашу повседневную жизнь, при этом не скатываясь в откровенную эротику или тем паче в порно. Все чинно мирно и с прекрасной режиссурой, где секс только в названии, а все остальное - лишь устная рефлексия и диалоги-поединки между мужчинами и женщинами. Управляющая идея отличная: либидо каждого из нас зависит не только от нашей эндокринной системы, но и от людей, которые находятся рядом. Половая дисфункция зачастую идет под руку с ПТСР, а асексуальность - неудачный выбор партнера в прошлом.
Мне нравится, как написан сценарий: это от и до разговорная психологическая драма с оговорочками по Фрейду, где все отлично как с темпоритмом, так и с персонажами в частности. Мне нравится, как выглядит кино: приятная 'ламповая' пленочная картинка, удачный монтаж, хороший саунд-дизайн, ремастированный в DTS.
Актерские работы ок: Джеймс Спэйдер, Энди Макдауэлл, Питер Галлахер и Лора Сан Джакомо - все к месту и отлично двигают историю вперед. Пришлась по душе химия между первыми двумя, за которой интересно наблюдать на протяжении всей картины: два одиноких и грустных человека, которые встретились волей случая тогда, когда это было им необходимо.
'Секс, ложь и видео' вещает о нужном и важном: каждому из нас следует быть в полной эмоциональной синхронизации со своей второй половинкой, а если же этого не удалось добиться, то не стоит пребывать в токсичных отношениях до конца своих дней. Делая несчастным себя, ты делаешь таким же и партнера. Ведь недаром говорят, что с женой надо смотреть в одну сторону, а не в разные, а 'противоположности притягиваются' - это, имхо, все чушь собачья. Любовь и секс - разные понятия, но они действительно 'друзья', идущие рядом, и одно без другого не может существовать.
'Я не представляю, кто я такой, хотя знал себя всю жизнь. А как это объяснить постороннему человеку?'
Американского независимого режиссёра и сценариста Стивена Содерберга многие знают по биографической драме 'Эрин Брокович' (2000), позволившей Джулии Робертс взять свой единственный 'Оскар'; также по трилогии-ограблении про друзей Оушена, навсегда ставшей чуть ли не главным примером жанра. Но многие знают ещё и том, что Стивен Содерберг начинал свой путь к славе и известности с экспериментального фильма 'Секс, ложь и видео', к которому он сам написал сценарий и выпустил под эгидой компании 'Miramax Films' в 1989-ом году с минимальным бюджетом всего в 1,2 миллиона долларов, тогда как кассовые сборы в мире составили аж 36,7 миллионов. Но это не единственный успех Содерберга: лента 'Секс, ложь и видео' собрала ворох всевозможных наград, в том числе увезла главный приз из Канн.
Под знамёна 'Секса, лжи и видео' Стивен Содерберг позвал несколько весьма интересных исполнителей. Главную роль отвели под Джеймса Спэйдера. Это сейчас мы его знаем по большей части по картинам 'Звёздные врата' (1994) и 'Волк' (1994), но на момент съёмок в 'Сексе, лжи и видео' он только пробивал себе путь к славе и, надо сказать, сделал это очень успешно своим воплощением персонажа по имени Грэм, но об этом чуть позже. Актриса Энди МакДауэлл в 1989-ом тоже ещё не была известна широкой аудитории и её знаковые роли в фильмах 'День сурка' (1993), 'Четыре свадьбы и одни похороны' (1993) и 'Майкл' (1996) были только впереди. В 'Сексе, лжи и видео' она сыграла домохозяйку по имени Энн. Тоже самое можно сказать и про Питера Галлахера, которого все затем будут знать по роли в ромкоме 'Пока ты спал' (1995), но по сравнению со Спэйдером и МакДауэлл его карьера не так изобилует заметными ролями. Ему досталась роль авдоката по имени Джон, мужа Энн. И, наконец, четвёртое главное действующее лицо у Содерберга - сестра Энн и любовница Джона, которую зовут Синтия, а сыграла её Лора Сан Джакомо, о которой, если честно мало, что можно сказать по поводу дальнейшей кинокарьеры.
Содерберг придумал следующий сюжет для своей первой успешной картины. Энн занимается домом, посещает психолога, пока Джон находится на работе и бегает в постель к Синтии, которая и не чувствует чего-то особенного к Джону, это, скорее, соревнование между старшей и младшей сестрой, которое появилось из-за детских обид и ревности. Вскоре в доме Джона и Энн оказывается его старый друг по имени Грэм, который занимается странным делом: он ведёт видеозаписи, где люди в открытую говорят о сексе. И начинает складываться странный квадрат, где в углах находятся взаимосвязанные люди и постепенно в разговорах между ними стираются грани и каждый начинает понимать чего же он хочет от жизни и какие сложные шаги придётся предпринять, чтобы наконец-то обрести себя пока не поздно, чтобы трясина из лжи не затянула всех ещё сильнее, а лгут там практически все: кто-то сестре, кто-то жене, кто-то сама себе.
Снятый всего в нескольких локациях фильм, призывает в первую очередь зрителя отметить про себя актёрскую игру и попробовать задуматься по поводу собственной жизни, когда мы настолько запахнуты, что раскрывшиеся герои 'Секса, лжи и видео' нам видятся необычными, странными и даже несколько пошлыми, но с другой стороны мы понимаем, что тем самым они обретают долгожданную свободу. И импульсом к этому послужило неординарное занятие Грэма. То есть, Содерберг выставляет всё нам так, что мы можем долго и нудно скрываться, но однажды может произойти случай, который враз изменит абсолютно всё. И хотелось бы при этом отметить работу оператора картины Уолта Ллойда, который на практически носовом платке создал должную драматическую атмосферу. И, естественно, что этого нельзя было бы добиться без увлечённой талантливой игры. И каждый из актёрской труппы внёс свой вклад в то, что впоследствии 'Секс, ложь и видео' будут внесены в Национальный реестр фильмов США в библиотеке Конгресса. Особенно отличились Спэйдер, удостоенный нескольких крупных наград и номинаций за роль Грэма, а также Энди МакДауэлл за глубокую эмоциональную роль Энн.
Таким образом, в 1989-ом году родился не только один из самых значимых независимых фильмов в истории американского кинематографа (а, скорее, даже мирового в целом), но и мы получили самобытного и искусного режиссёра Стивена Содерберга, и узнали имена ярких представителей актёрской профессии в 90-х годах Джеймса Спэйдера и Энди МакДауэлл. А раз так, то любой синефил должен в обязательном порядке ознакомиться с 'Сексом, ложью и видео'. Другим же зрителям всё же советую подумать прежде чем начать просмотр, ведь данный фильм довольно оригинальный.
Пару лет спустя после выхода фильма Содерберг сам признавал, что фильм хочет показаться глубже, чем он есть. Однако по сути камерная пьеса задумана и сыграна настолько хорошо, что на мой взгляд, действительно превращает избитые (или вечные?) темы и предсказуемый (или неминуемый?) сюжет в нечто большее о любви, одиночестве и освобождении. Кажется, тут как раз проходит та точка, где 'старая искренность' встречает 'новую', что бы это ни значило.
Отдельная большая тема - как фильм стал прорывом для всей инди-индустрии. Вайнштейн, вроде, не продюсировал, но прокатывал. На постерах и в трейлерах стоят отзывы критиков и три цитаты из трех о том, что это уморительная и остроумная комедия. Факт, который сейчас вызывает недоумение, но можете убедиться сами. Можно было бы списать на маркетинговую уловку, но ведь цитаты критиков реальные.
С другой стороны, фильм выходил в разгар золотого века эротических блокбастеров - «9 с половиной недель», «Дикая орхидея» и «Роковое влечение» уже вышли и еще масса была на подходе. В этом контексте зритель получал завязку, выглядящую как микс знакомых предпосылок жанра, но дальше - сплошной ревизионизм типа горшка с фикусом в постели и пост-эротизмом между Спейдером и МакДауэлл. (И еще намеренный, мне кажется, прикол, когда представляя мужа-юриста, сначала показывают типичный киношный роскошный офис, а за гигантскими окнами вдруг не небоскребы, а луга и болота Луизианы.) Если критики это имели в виду, то да, забавно.
Именно благодаря ленте Стивена Содерберга 'Секс, ложь и видео' (1989) голливудское инди 90-х стало восприниматься как отдельное направление в истории кино. В последствие широкую известность на мировой арене получили многие независимые американские авторы, но именно Содерберг был первым. Так как же молодому (ему было всего 26 лет) режиссеру удалось добиться всего этого? Чем же его камерный фильм смог поразить Каннское жюри во главе с Фрэнсисом Фордом Копполой, которое присудило ему Золотую пальмовую ветвь? Попытаемся ответить на все по порядку.
Конец любого десятилетия - это всегда значительная веха, которая подводит итоги прожитого отрезка времени. У каждого такого десятилетия, есть свой негласный кинорупор, в котором отражаются все основные изменения эпохи, затронутые в данный период. Таким рупором эпохи 80-х-90-х и является 'Секс, ложь и видео'. Эта камерная психологическая драма рассказывает зрителю о непростых взаимоотношениях нескольких молодых людей среднего возраста.Главный герой картины - Грэм (приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль Джеймсу Спейдеру) - это человек без каких-либо твердых принципов, жизненных правил, живущий одним днем. Приезд Грэма к своему другу Джону, успешному адвокату, яппи, полностью изменит семейную идиллию последнего. Джон, в отличие от своего друга, соблюдает некоторые принципы, а его успешная жизнь, с любящей женой, достойной работой - это пример для подражания. Однако, за всей этой правильностью скрываются комплексы, страсти и желания, которые нормальному обществу совсем неприемлемы. Джон изменяет жене с ее сестрой – Синтией. Энн, жена Джона, является человеком правильным и скромным, особенно в вопросах секса, что ярко контрастирует с характером Синтии.
Итак, в эту псевдогармонию (ведь всех все устраивает) и вмешивается Грэм. Его секрет заключается в том, что, как уже было сказано, свободен от всех этих закостенелых принципов и условностей, навязанных общественной моралью. Он представляет собой человека нового поколения. Данное качество режиссер подчеркивает его странной особенностью - Грэм - импотент. Он записывает на камеру разговоры с разными женщинами об первом сексуальном опыте, тайных мыслях и желаниях, страстях. 'Жертвами' таких интервью становятся и Энн, и Синтия. Сначала они испытывают смущение, страх и стыд, однако потом 'входят во вкус' и их истории становятся все более откровеннее и откровеннее. Грэм и его камера - становятся лучшими психологами героев Между Грэмом и Энн даже вспыхивает чувство, однако оно не находит развития, потому что наш герой утверждает, что только благодаря этим записям он может испытывать и получать какое-либо удовольствие, а женщина тут увы лишняя.
Главный герой противостоит дискредитированным стандартам межличностных отношений: 'муж и жена', 'парень и девушка' и т.п. Он, своими записями и интервью, разрушает сложившиеся барьеры многовековых традиций.
Человек, по мнению режиссера, был стиснут и зажат этими рамками, и только лишь какое-то влияние извне способно что-либо изменить в его жизни. Тотальное одиночество и отчуждение - вот что окружает человека той, вроде бы успешной и благополучной американской эпохи. Чувство, когда даже самые близкие тебе люди, муж, сестра, психолог, все они не могут разделить это бремя, и понять эту сложную психологическую ситуацию. Только с камерой, только с экраном человек, наконец, обретает гармонию с самим собой. Наконец он тот, кем является на самом деле.Вот, что так четко увидел Содерберг еще 30 лет назад. Все это актуально как никогда. Люди 21 столетия настолько погружены в виртуальный цифровой мир, что он стал заменять им реальность. В интернете мы чувствуем себя свободнее, высказываем свою точку зрения, общаемся, признаемся в любви и (уж извините) занимаемся ей. Мы строим свой идеальный образ в сети, который настолько далек от того, какие мы в реальной жизни.
Таким образом, Стивен Содерберг еще в далеком 1989 году предвидел все те проблемы, с которыми столкнется общество уже в ХХI веке. Получается, что 'Секс, ложь и видео' - это рупор не только 80-х, но и последующих десятилетий, потому как вопросы, поднятые автором актуальны как никогда. И, я думаю, что жюри Канн поняли его задумку и справедливо наградили его главным призом.
Фильм произвёл на меня очень сильное впечатление. К этой картине я пришла, пытаясь расширить свой кинематографический кругозор и, честно говоря, раньше я была уверена, что только французы умеют не опошляя честно говорить о любви и влечении. Что, в прочем, не удивительно: первыми американцами были пуритане и это накладывает какой-то отпечаток на отношение к откровенности в целом и к сексу в частности. Не могу сказать, что теперь мои представления рухнули, но благодаря этому исключению по стене пошли трещины.
В первую очередь сюжет работает за счёт очень живых персонажей. Среди них нет безгрешных или беспроблемных, они не допускают случайных ошибок, нет, каждый их поступок, реплика помогают заглянуть в область сокровенного. Делает ли Энн что-то, что выводит её из состояния гармонии с собой? Нет, скорее её поступки служат достижению внутреннего равновесия и поискам себя. В начале фильма она совсем не знает себя, не может понять почему больше не хочет мужа, почему, имея по своим представлениям всё, она несчастна. Личные проблемы она сублимирует в переживания за растущее загрязнение планеты, за африканских детей. Она лжёт себе, но с окружающими она честна, для неё это естественно. Грэм стремится быть честным, но он скрытен, ему это не даётся так легко, как Энн. Он не лжет напрямую, но недоговаривает правды. Как-то герой говорит о том, что эти девять лет он пытался упорядочить свою жизнь, и видео ему в этом помогают. Однако он не пытается познать себя, в отличие от героини. Он цементирует себя самое и не подпускает людей достаточно близко, чтобы они смогли повлиять на него. Но пытаясь найти гармонию, он лишь позволяет закристаллизоваться тому хаосу, что рос внутри него. И только импульсивные действия, внутренние порывы, не подверженные анализу, вроде близости с Энн и разрушения коллекции, помогают герою обрести себя.
Интересна младшая сестра героини, Синти. Я не считаю её отрицательным персонажем. Она тоже по-своему честна. Я уверена, что, если бы Энн задала вопрос об измене ей, а не мужу, то она бы быстро получила правдивый ответ. Её восприятие лжи открывается через отношение к Джону – Синти он не интересен, скорее даже противен, но просто служит средством мести сестре. В целом, в этом состоит мотивация многих её поступков и поведения. Почему она пошла к Грэму после разговора с Энн? Не столько из-за того, что Энн была расстроена, скорее из-за того, что Синти раньше Энн разглядела её интерес к Грэму. Но напряженные отношения с сестрой не делают из неё антигероиню. Синти также пытается понять себя и ищет душевное равновесие. И, судя по последней встрече с сестрой, она его всё же находит.
Антигероем является только Джон. Он профессиональный лжец – адвокат, он не стремиться к самопознанию и пониманию окружающих. Всеми его поступками руководят эгоистичные желания обладания. Свою успешную работу и крепкий член он считает главными достоинствами, он искренне гордится ими. Внутри него бушует хаос также, как и в других героях, он знает его в лицо и не стремится к глубокому самоанализу: зачем, если его вполне всё устраивает. И если сюжет помогает нам засечь развитие других героев, то Джон остается неизменным.
Но вернёмся к началу, легко ли быть честным? Как оказалось, очень легко, а откровенность, словно чистый воздух – свежа и бодрит по утрам.
«Секс, ложь и видео» - предельно минималистичное кино: четыре персонажа, четыре интерьера и диалоги, диалоги, диалоги, вся откровенность которых с лихвой компенсирует почти полное отсутствие постельных сцен. Наряду с «Закатом американской империи» Дени Аркана - это всецело разговорный фильм о сексуальной стороне жизни человека, маркирующий эпоху «нового страха перед проблемами пола». Поначалу кажется, что противопоставление Содербергом раскрепощенной пары (Джон – Синтия) закомплексованным, но «хорошим» людям (Грэм – Энн) решается не в пользу последних – думаешь по ходу фильма, что вот опять перед тобой нравоучение эры психоанализа о том, что все сексуальные проблемы от излишней культуры, и более простые и грубые люди их не испытывают.
Однако, ближе к финалу понимаешь, что перверсивность Грэма и асексуальность Энн, их тотальная откровенность в проблемах секса делает их более человечными, чем раскрепощенных Джона и Синтию, совокупляющихся, как животные, и даже не способных поговорить друг с другом. Нательный крест, который носит героиня Энди Макдауэлл (то, чего сейчас бы не допустили на политкорректном Западе) косвенно намекает на ее убеждения, от которых проистекает способность слышать и чувствовать. Именно от нее исходит главный посыл фильма – «секс занимает в нашей жизни излишнее место».
Содерберг снимал свой дебют в конце 80-х, на излете эры неоконсерватизма и парадоксально, что при всей откровенности диалогов его мессидж вполне традиционен: секс без любви – нечто животное. Об этой картине, как и о лентах Эгояна рубежа 80-90-х, кинокритики говорят, как об эпохальной, потому что она показала, как новые технологии вторгаются в интимную жизнь человека, о том, как наступает эра тотальной публичности. «Секс, ложь и видео» порой кажется очень неудобным и скользким фильмом, способным вызвать гораздо большую краску стыда на лице, чем те же постельные сцены.
И в этом нет ничего удивительного, ведь Содерберг снимает во многом ленту о самой сути кино как такового, которое предполагает вуайеризм со стороны зрителя и эксгибиционизм (пусть даже только психологический) со стороны исполнителей и режиссера. Кино по определению – это извращенный взгляд на вещи, это болезненное опосредование очень личных, интимных проблем. И смена ролей в финале – также жест авторского обнажения Содерберга, смотрящего в суть проблемы: самые больше комплексы у того, кто смотрит, кто пассивно слушает и задает вопросы, а не у того, кто исповедуется.
«Секс, ложь и видео» - не случайно начинается с сеанса психоанализа, по большому счету Содерберг снимает кино о деформации психоанализа и мутации трансфера в эпоху новых технологий: ведь Грэм выступает как психоаналитик по отношению к интервьюируемым, как и сам режиссер по отношению к персонажам и самому себе. Но в любом случае в глазах режиссера те, у кого есть сексуальные проблемы, как бы они порой не были невротичны и заморочены, гораздо интереснее как люди и чувствительнее по характеру, чем те, у кого этих проблем нет.
Содерберг специально добивался от Спейдера и Макдауэлл, чтобы их персонажи были интереснее, чем у Галлахера и его напарницы, потому их игра, тонко передающая стеснительность, смущение, откровенность, выше всяких похвал и по праву заслужила все врученные актерам награды. В итоге скромный полуторачасовой фильм обозначил рубеж – исчезновение авторского модернистского кино и возникновение постмодернистского артхауса, исследующего темы «на грани».
Содерберг стал одним из первых режиссеров нового поколения, режиссеров-неавторов, способных снимать что-угодно, обнажаться перед зрителем, экспериментировать с формой, но при этом принципиально не создавая свою неповторимую вселенную. Уже «Секс, ложь и видео» показало, что при всей оригинальности подхода Содерберга к материалу и его исполнению, это именно так, а не иначе.
«Секс, ложь и видео» - дебютная работа тогда еще 26-летнего Стивена Содерберга, которая не только была очень тепло принята критиками, но еще и дала толчок развитию студии Miramax Films и всему независимому кинематографу. На Каннском кинофестивале картина удостоилась Золотой пальмовой ветви, а Джеймс Спейдер получил приз за лучшую мужскую роль. Помимо этих исторически важных событий все критики отмечали крепость и цельность сценария. «Секс, ложь и видео» - безусловно, картина о сексе, лжи и видео, но не в том смысле, как, скорее всего, вы об этом подумали. В большей степени фильм можно назвать разговорной драмой, с прекрасными актерскими работами не только Джеймса Спейдера, но и Энди МакДауэлл, Питера Галлахера и Лоры Сан Джакомо. В первую очередь именно поэтому данная картина абсолютно не утратила своей оригинальности и остроты, и смотрится так же свежо, как и 30 лет назад.
Не хочется углубляться в анализ «Секса, лжи и видео», потому что об этом фильме уже было написано достаточно много и скорее всего ничего нового я вам не скажу. Если же фильм вам не знаком, то лучше сперва его увидеть самому, а уж затем прочитать чье-либо мнение и сопоставить его со своим. Однако можно попытаться переложить действие картины на нынешнее время.
Секс. Секс, разумеется, никуда не делся, а в кинематографе, так и вообще его стало гораздо больше. И даже в стране, в которой в 89 году секса, как известно не было, в последнее время кадры с «занятием любовью» или же разговоры о сексе вставляются примерно так, как всем известная несуразная фраза «Anyway, how's your sex life?» из кинофильма «Комната». В европейском и американском кинематографе похожая вседозволенность тоже не всегда украшает фильмы. С другой стороны в картине Содерберга о сексе все-таки больше говорят, нежели его показывают, хотя в нем и есть несколько эротических сцен. И именно такие мудрые и правильные разговоры большая редкость.
Ложь. Ложь как была, так и осталась. Возможно, и ее стало больше. Как в кино, так и в реальной жизни. Да и люди врут не только друг другу, но и в первую очередь самим себе, то о чем, в общем-то, и говорит Содерберг в своем фильме.
Видео. К концу 80-х люди уже привыкли снимать себя на видео. В основном это были домашние празднества или путешествия, а также начинало появляться любительское кино (речь не о порно). Сейчас же, благодаря камере, встроенной в мобильный телефон, люди снимают гораздо больше и при этом куда как спокойнее делятся отснятым материалом со всем миром посредством различных социальных сетей.
В этом плане картина «Секс, ложь и видео» по-прежнему актуальна, хотя вместо слова «видео» можно было бы подставить «Айфон» и получить «Секс, ложь и Айфон». Кстати, во всей этой истории, весьма занимательно и то, что именно Стивен Содерберг, один из первых режиссеров (фильмы на камеру смартфонов снимали и до него, однако это пока что не стало общим трендом), кто целиком снял свою недавнюю работу «Не в себе» как раз-таки на Айфон.
Дебют Стивена Содерберга в большом кино стал по-настоящему сенсационным событием, привлёкшим своим вниманием не только зрителей, но и критиков, чем и удостоился от них пальмовую ветвь на международном Каннском фестивале. Содерберг снял психологическую социальную драму, затронув самые интимные человеческие темы, заострив внимание на сексе. Открывается фильм словами Энн (главная героиня), словами того, что прикосновение её мужа её раздражают, она ведёт беседу со своим личным психотерапевтом по поводу её интимной жизни. И Энн выдаёт в этот момент очень важную мысль — 'Я считаю, что секс переоценивают'. Это не такое и важное явление в человеческой жизни. Вот именно эти слова и являются центральной точкой опоры содержания.
Сюжет строится вокруг супругов Джона и Энн. В их дом на время переезжает давний друг Джона Грэм. С этого момента Энн и становится другой, весь её мир переворачивается вверх дном. Таково содержание этой картины. Вообще, всё выстраивание сюжетной структуры в повествовательном характере служит для начинающих кинематографистов не иначе как учебником по мастерству режиссуры. Честно сказать, даже и не верится, что данный фильм стал для Содерберга первой полнометражной работой. Настолько режиссёр выверил сценарий, передавая смысл одной репликой за другой, при этом не утрачивая внутренний ход времени, настолько отточил актёрские образы, что каждый актёр абсолютно подходит тому типажу, которого он и играет, а как здесь разложен сюжет, позавидовал бы самый видный авторский мастер.
Постепенно выворачивая наизнанку семейные ценности, интимности и любовь, Содерберг не тонет в примитиве и крайности, он управляет самыми интересными и глубокими темами, временами выезжая на отличный драматизм, передавая всё через самих актёров и повествовательный элемент. Именно благодаря Энди МакДауэлл (Энн), Джеймс Спэйдер (Грэм), Питер Галлахер (Джон), Лора Сан Джакомо (Синтия) мы можем наблюдать на экране совершенно разные, но в то же время интересные типажи сексуального характера, на которых Содерберг в своём сюжете и делает упор, заставляя каждого выдавать свои сильные стороны актёрского мастерства. Джон - это такой типичный представитель мужского пола, представление может создаться такое, будто ему неважно когда и с кем заниматься с любовью, он хочет этого всегда. Энн — жена Джона, более тонкая натура. В самом начале она говорит, что для неё секс, не является чем-то важным в жизни. Этакая противоположность Джону, но в браке вместе, такой парадокс. Грэм — друг Джона, больше похож на Энн, но так только на первый взгляд, в дальнейшем мы узнаём, что Грэм был кем-то похожим на Джона (не зря он и являлся его другом), но однажды встретил свою любовь и поменял отношение к сексу, как и поменялся физиологически сам. Синтия же, сестра Энн крайне вульгарная натура, одна сапога пара с Джоном. Своеобразная, дерзкая, такая же она и в сексуальном плане, по видимому, узнаём мы со слов некоторых персонажей.
Как мы видим, герои фильма выступает друг другу антиподами. Через некоторое время, сюжет раскрывает нам почему Грэм стал импотентом, а Энн не так и сильно хочет интимной близости. Не мог не заметить, Грэм это словно некая аллюзия на персонажа Томаса, исполненного актёром Дэвидом Хеммингсом в картине величайшего режиссёра Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Во время просмотра очень бросается в глаза. Да и хобби двух не сильно и отличаются. Только Томас фотографирует, а Грэм снимает видео. Снимает на камеру интервью очень интимного характера, расспрашивая исключительно женский пол об интимном опыте и его составляющем. Как и Томас, герой Грэма нашёл свою зону комфорта, где и предпочитает оставаться. Так и продолжает оставаться, пока Энн, так сказать, не выводит его мужское начало наружу. Она словно свет в конце тоннеля, разрушенная и опустошенная она становится этаким примером для Грэма, что и позволяет им вместе раскрепоститься и найти смысл в бессмысленности.
Стоит ли говорить, что Содерберг раскрывает подноготную брака и института семьи, родственных отношений и социальные стороны. Он идёт дальше, раз за разом подпитывая зрителя мощным психологическим накалом. Раскрывает буквально каждого персонажа, даёт ему дальнейшую мотивацию, тем временем не забывая о характерных особенностях. Что ж, не остаётся ничего, кроме громогласного «Браво!» Содербергу! Пусть, фильм всё ещё остаётся камерной драмой авторской руки, мало кому будет интересно наблюдать за американской семейкой, противостоящим своим собственным характерам или же напротив, за тонущими в своих индивидуальных принципах, обрывая душевные связи, всё же картина развивает самые личные и интимные темы, чего, по моему мнению, сделать мало кто может.
- Я не представляю, кто я такой, хотя знал себя всю жизнь. А как это объяснить постороннему человеку?(с) Грэм
Дебют Стивена Содерберга в большом кино стал по-настоящему сенсационным событием, привлёкшим своим вниманием не только зрителей, но и критиков, чем и удостоился от них пальмовую ветвь на международном Каннском фестивале. Содерберг снял психологическую социальную драму, затронув самые интимные человеческие темы, заострив внимание на сексе. Открывается фильм словами Энн (главная героиня), словами того, что прикосновение её мужа её раздражают, она ведёт беседу со своим личным психотерапевтом по поводу её интимной жизни. И Энн выдаёт в этот момент очень важную мысль - Я считаю, что секс переоценивают. Это не такое и важное явление в человеческой жизни. Вот именно эти слова и являются центральной точкой опоры содержания.
Сюжет строится вокруг супругов Джона и Энн. В их дом на время переезжает давний друг Джона Грэм. С этого момента Энн и становится другой, весь её мир переворачивается вверх дном. Таково содержание этой картины. Вообще, всё выстраивание сюжетной структуры в повествовательном характере служит для начинающих кинематографистов не иначе как учебником по мастерству режиссуры. Честно сказать, даже и не верится, что данный фильм стал для Содерберга первой полнометражной работой. Настолько режиссёр выверил сценарий, передавая смысл одной репликой за другой, при этом не утрачивая внутренний ход времени, настолько отточил актёрские образы, что каждый актёр абсолютно подходит тому типажу, которого он и играет, а как здесь разложен сюжет, позавидовал бы самый видный авторский мастер.
Постепенно выворачивая наизнанку семейные ценности, интимности и любовь, Содерерг не тонет в примитиве и крайности, он управляет самыми интересными и глубокими темами, временами выезжая на отличный драматизм, передавая всё через самих актёров и повествовательный элемент. Именно благодаря Энди МакДауэлл (Энн), Джеймс Спэйдер (Грэм), Питер Галлахер (Джон), Лора Сан Джакомо (Синтия) мы можем наблюдать на экране совершенно разные, но в то же время интересные типажи сексуального характера, на которых Содерберг в своём сюжете и делает упор, заставляя каждого выдавать свои сильные стороны актёрского мастерства. Джон это такой типичный представитель мужского пола, представление может создаться такое, будто ему неважно когда и с кем заниматься с любовью, он хочет этого всегда. Энн - жена Джона, более тонкая натура. В самом начале она говорит, что для неё секс не является чем-то важным в жизни. Этакая противоположность Джону, но в браке вместе, такой парадокс. Грэм - друг Джона, больше похож на Энн, но так только на первый взгляд, в дальнейшем мы узнаём, что Грэм был кем-то похожим на Джона (не зря он и являлся его другом), но однажды встретил свою любовь и поменял отношение к сексу, как и поменялся физиологически сам. Синтия же, сестра Энн крайне вульгарная натура, одна сапога пара с Джоном. Своеобразная, дерзкая, такая же она и в сексуальном плане, по видимому, узнаём мы со слов некоторых персонажей.
Как мы видим, герои фильма выступает друг другу антиподами. Через некоторое время, сюжет раскрывает нам почему Грэм стал импотентом, а Энн не так и сильно хочет интимной близости. Не мог не заметить, Грэм это словно некая аллюзия на персонажа Томаса, исполненного актёром Дэвидом Хеммингсом в картине величайшего режиссёра Микеланджело Антониони 'Фотоувеличение'. Во время просмотра очень бросается в глаза. Да и хобби двух не сильно и отличаются. Только Томас фотографирует, а Грэм снимает видео. Снимает на камеру интервью очень интимного характера, расспрашивая исключительно женский пол об интимном опыте и его составляющем. Как и Томас, герой Грэма нашёл свою зону комфорта, где и предпочитает оставаться. Так и продолжает оставаться, пока Энн, так сказать, не выводит его мужское начало наружу. Она словно свет в конце тоннеля, разрушенная и опустошенная она становится этаким примером для Грэма, что и позволяет им вместе раскрепоститься и найти смысл в бессмысленности.
Стоит ли говорить, что Содерберг раскрывает подноготную брака и института семьи, родственных отношений и социальные стороны. Он идёт дальше, раз за разом подпитывая зрителя мощным психологическим накалом. Раскрывает буквально каждого персонажа, даёт ему дальнейшую мотивацию, тем временем не забывая о характерных особенностях. Что ж, не остаётся ничего, кроме громогласного 'Браво!' Содербергу! Пусть, фильм всё ещё остаётся камерной драмой авторской руки, мало кому будет интересно наблюдать за американской семейкой, противостоящим своим собственным характерам или же напротив, за тонущими в своих индивидуальных принципах, обрывая душевные связи, всё же картина развивает самые личные и интимные темы, чего, по моему мнению, сделать мало кто сможет.