всё о любом фильме:

Андеграунд

Underground
год
страна
слоган-
режиссерЭмир Кустурица
сценарийЭмир Кустурица, Душан Ковачевич
продюсерКарл Баумгартнер, Макса Катович, Пьер Спенглер
операторВилко Филач
композиторГоран Брегович
художникМильен Крека Клякович, Бранимир Бабич, Властимир Гаврик, ...
монтажБранка Чеперач
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
$14 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время194 мин. / 03:14
В дни Второй мировой войны в Белграде подпольщики-антифашисты организовали целую фабрику по производству оружия. Война давно закончилась, а они продолжают свою деятельность. И все эти годы «наверху» жизнь течет своим чередом, а в «подполье» — своим.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
24 + 6 = 30
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Душана Ковачевича «Весна в январе».
    • Телевариант имеет хронометраж 300 минут и разделен на 6 серий.
    • Съемки фильма растянулись по всей Восточной Европе. Эмир Кустурица снимал на знаменитой чешской студии «Баррандов», затем переместился в Белград, работал в Праге, Софии, Берлине и болгарском городке Пловдив. Фильм снимали также близ Рейхстага.
    • Члены Югославской Киноакадемии проголосовали за «Андеграунд» как за третий лучший сербский фильм, созданный в период с 1947 по 1995 годы.
    • В двух эпизодических ролях в фильме снялись сам Эмир Кустурица и «Доктор» Нелле Карайлич, лидер группы «The No Smoking Orchestra», в которой на гитаре играет Кустурица.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:03

    файл добавилEvgeniyaKudrayvceva

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта лента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1995 году (благодаря чему Эмир Кустурица стал всего лишь третьим по счёту — после Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста — дважды лауреатом высшей награды одного из самых престижных кинофестивалей мира), обладает всеми признаками вольного и неудержимого таланта режиссёра из Сараева. Сам он упорно продолжает именовать себя югославским (а не боснийским) постановщиком, хотя единой страны СФРЮ уже не существует, и даже название Югославия, ещё несколько лет использовавшееся в Сербии и Черногории, теперь вообще исчезло с карт. Действительно случилось так, как это напророчил Кустурица в символическом финале своего «Подполья», когда показал, что от большой территории остался после происшедших разломов только жалкий кусок суши, дрейфующий в мировом пространстве. И кончилось то эпическое неделимое время, которое длилось и длилось для обитателей подполья, устроенного ещё в годы второй мировой войны, когда всем югославам, без деления на отдельные национальности, пришлось выживать в условиях немецкой оккупации. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 390 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Гениальная трагикомедия Эмира Кустурицы, грандиозная лента, охватившая целую эпоху. История страны, уже не существующей на карте, и людей, живших там, явленная миру в столь оригинальном жанре, отличающего этого великого режиссера.

    В «Андерграунде» Кустурице удается удивительно гармоничным образом совместить трагическое и комическое. Гротеск и ирония, причем проникновенно светлая, а не едкая и не язвительная, становятся единой призмой, сквозь которую и раскрываются печальные военные события. При этом можно четко проследить эмоциональную градацию киноповествования, тон ее меняется, происходит нагнетание.

    В ходе этого процесса гротеска становится меньше, его сменяет усиливающаяся тенденция реалистичности, а в момент кульминации остается лишь сюр. Эти перемены сопровождаются невероятно красивой музыкой Горана Бреговича, которую регулярно исполняет оркестр, участвующий наравне в другими персонажами со всех сценах. Этот саундтрек вместе с комическими приемами, доходящими до абсурда, создает особую энергетику фильма, некую отчаянную радость, веселье и неудержимость карнавала, что дополняет и динамичность картины. Финал же ленты также преисполнен света и яркости жизни, несмотря на «контекст» происходящего.

    Картина очень символична, в ней много метафор, отсылающих к реальным политическим и общественным событиям. Также символы раскрывают многослойную трактовку происходящего с точки зрения самого режиссера.

    «Андерграунд», на мой взгляд, не заслуживает находиться в конце списка лучших фильмов, это шедевральное произведение киноискусства, что подтверждает и «пальмовая ветвь» 95 года, хотя для этой картины мало и этого.

    16 февраля 2013 | 15:54

    Сказка про искусство жить в Белграде. Сказка про искусство жить это действительно штука вечная и бесконечная. Жить это вообще искусство. И все мы там актёры. Хотя вопрос о том, что если все на сцене, значит в зрительном зале пусто — остаётся открытым.

    А ещё сказка аллегорична всегда. Аллегорий тут куча. Намёков. Начиная с названия. Вообще аллегории и карикатуры воспринимаются не всегда положительно. Под настроение. И если честно субъективно к авторам. Автора! Автора! Но здесь такие темы и такие страницы истории, и такие как ртуть, как пульс, как скрипки, трубы и цимбалы актеры, что под конец обязательно в глазах будут стоять слёзы.

    И пока не погаснет экран, вы будете двадцать раз умирать, и ещё двадцать раз потом вспоминая фильм. Потому что вспомните и свою молодость, и свою Родину. А ещё все сказки и все истории, наверное, так или иначе, о любви. В данном случае о любви к Родине.

    10 из 10

    13 декабря 2008 | 22:01

    «Всегда с болью, печалью и радостью мы будем вспоминать нашу страну и будем рассказывать нашим детям, нашим внукам бесконечные сказки с одним и тем же началом… Жила-была одна страна…»

    Жила-была одна страна. Жила-была одна война. Жил-был один творец. Жил-был один режиссер… И имя этому молодцу, рассказавшему миру об одной войне одной страны, — одной единственной борьбе одной единственной планеты — Эмир Кустурица.

    Стоит узреть пару картин Кустурицы, чтобы понять: сердце творца больше не может сдерживать переполняющую его боль и страдание за Отчизну, за свою колыбель, за Родину, за Отечество, чей дым, увы, не сладок и не приятен. Сердце разрывается и выплескивает на забывающего свои корни рассеянного зрителя потоком хлынувшую реку человеколюбивой жестокости. Зритель пугается, боясь, что не сможет найти, понять и принять истоки этой реки, и закрывает глаза, не в силах глядеть на собственное безрассудное жестокосердие. «Но, — будто говорит нам режиссер, — хотите вы того или нет, вам придется смотреть, ибо эта река — поток не одной страны, а целого мира»…

    А смотреть, впрочем, как и писать, действительно трудно, потому что «Андеграунд» — это, как отозвались в «Cadrage», «больше, чем жизнь». Уж столько смешано всего: и богатый национальный дух, и фантасмагорическое художество создателя, и жизненно-примитивный ужас кровопролития, — что разобраться, где кончается придумка и начинается история почти невозможно… А может, так и должно быть. Ведь люди, вкусившие и отравившиеся войной, не знают, где кончился мир и началось безумие.

    Я долго не решался начать писать отзыв на «Андеграунд» Эмира Кустурицы, ибо для собирания в единый отзыв такого колоссального количества разношерстных и разнокалиберных идей, навеянных фильмом, мне потребовалось гораздо больше времени, чем три часа хронометража. Одно обустройство в голове философии этакого «бессердечного гуманизма»/«человеколюбивой жестокости», о которой я уж упомянул, требует немалого времени, а понимание и применение на практике… Ну, согласитесь, не умеем мы еще принимать чужие ошибки без злобы и скабрезности, с отеческой улыбкой и мудрым всепрощающим спокойствием. Это дано лишь богам… Но, к счастью, боги существуют и на земле…

    …Может, есть и под землей? Недаром же сотворено «Подполье» — история превращение людей в слепых кротов, которые однажды выбираются на поверхность земли; которыми правят лишь животные инстинкты; которые готовы убивать своих сородичей ради грязного опарыша. Да, «просветление» и «рождение» героев, «по-кустуровски» шедеврально исполненных Ристовски, Манойловичем, Тодоровичем и Штимацем, есть ничто иное как «отрыжка» мира, более не способного терпеть внутри себя людей. Рассказ Кустурицы глазами Филача и ушами Бреговича о губительности акселерации человека и его деятельности — глухая пощечина всему обществу, данная без театрального пафоса, но за дело. Это урок. Урок всем людям. Урок всем детям, которые еще не знают, и, дай бог, никогда не узнают солено-сладкий вкус войны с пороховой иль ядерной отдушкой.

    Но бог не был бы богом, не умей он прощать и любить пусть грешных, но все же своих детей, каждый раз снова и снова выстраивающих стену слепой беспощадности. Три части «Андеграунда» — это три первых тома «Войны и мира» с их многообразием героев и философских проблем. Мир Эмира скрывается лишь в последней, начатой, но недописанной режиссером четвертой части. Четвертый том, бесконечный и неизъяснимый, — в гениальном конце, который может принадлежать только Кустурице… Четвертый том — это рай, к которому стремятся кроты, убивая на пути своих родных. А рай — это традиция, это история, это человеческое единство, которого никогда не будет на земле… Запомните зрители, именно так выглядит то «мы всегда будем вместе», которое так любит дешевая попса. Запомните и не верьте другим. Верьте Кустурице, посвятившему сей мысли неописуемый фильм «Андеграунд» и весь свой талант. Верьте ему, ибо он точно знает, о чем говорит…

    P.S. «Война — еще не война, пока брат не поднимет руку на брата». Да, правда… Только все мы на этой планете — братья.

    11 ноября 2008 | 21:29

    Гениальное кино, которое мог снять только Кустурица. Смешной, грустный, страшный, добрый фильм. После просмотра этого шедевра тебя словно выворачивает наружу, хочется все переосмыслить. Игра актеров завораживает, они не играют, они живут полноценной жизнью. Отдельно спасибо Горану Бреговичу за убойный саунтрек! После фильмов Кустурицы хочется радоваться жизни! Браво, мастер!

    10 из 10

    1 июля 2007 | 09:10

    В фильме «Андэграунд» Эмир Кустурица опять забавляется и издевается над действительностью. Но, при этом, снимает он свои невообразимые истории вполне натурально, без спецэффектов. И создаётся ощущение, что всё это могло бы быть взаправду.

    Сюжет фильма условно разделён на три части и вертится вокруг двух друзей — Чрного и Марко. Сначала они в оккупированном Белграде подпольно снабжают партизан оружием и строют всю местную мафию под себя. Потом оказывается, что процесс налажен настолько грамотно, что нет смысла его прекращать и после окончания войны. Но, чтоб издержки были минимальными, Марко запирает Чрного и остальных подпольщиков под землёй и кормит их 20 лет сказками о продолжающейся борьбе с фашистами и собачьими консервами, в то же время зарабатывая на поставках оружия огромное состояние. Так же между делом, ему достаётся и женщина Чрного — актриса Наталья.

    В решающий момент, во время свадьбы сына Чрного, обезьянка Сони, заботливо спасённая Иваном из разбомбленного зоопарка, устраивает в подполье заварушку, в результате которой Чрный с сыном оказываются на воле с полной уверенностью, что Белград всё ещё оккупирован фашистами, и совершенно случайно попадают на съёмки фильма про фашистов и про самого Чрного. Во что это вылилось может предположить любой мало-мальски знакомый с творчеством Кустурицы. Тем же, кто не знает почерк мастера, не буду портить просмотр спойлерами. И так много рассказал.

    Кстати, во всех фильмах Кустурицы кто-либо из ГГ нянчится с каким-нибудь зверем. В данном случае — это Иван и обезьяна Сони. И этот зверь всегда вносит свой вклад в развитие сюжета. В «Андеграунде» этот вклад решающий.

    У Кустурицы как всегда история получилась громкой, музыкальной, разношёрстной и похожей на дебош. Нормальное дело, когда в кадре на фоне духового оркестра разговаривают одновременно, громко и на эмоциях несколько нетрезвых человек, а потом они ещё и начинают драться. Причём концентрация сумбура и невообразимости возрастает к концу фильма в несколько раз и разрешается вообще каким-то неземным финалом.

    Этот фильм Кустурицы и смешной и грустный, и комедийный и трагический, и реальный и фантастичный, и понятный и, в то же время, с невообразимым количеством намёков и метафор, преимущественно пацифистского толка. Так же стоит отметить, что это очень смелое в историческом смысле кино. Ведь Кустурица умело встраивает свою нереальную выдумку в реальную историю, и в фильме даже можно увидеть кадры официальных исторических кинохроник, в которые вмонтирован Марко.

    Про музыкальное сопровождение фильма сказать стоит отдельно — все любители балканских мотивов будут очень довольны. Ведь над саундтрэком работал сам Горан Брегович. И духовых инструментов в фильме очень много. И все они играют горячо, заводно и бойко, усиливая острый восточноевропейский колорит фильма.

    10 из 10. Это определённо Киношедевр.

    26 февраля 2010 | 14:26

    Дюжина эмоций!«Война еще не война, пока брат не поднимет руку на брата».

    -Его немцы забрали, немцы. Клянусь Мамой!
    -Никогда не клянись Мамой. Ясно?

    Фильм в прошлом году порекомендовала однокурсница Изабелла (спасибо ей). Скачал, но продолжительность в 194 минуты заставляло каждый раз смотреть другие фильмы. Оказалось, лучше смотреть 194 минуты, чем многие фильмы вдвое короче. Все эти минуты очень насыщены, никакой скуки или затянутого сюжета.

    «Мы все сумасшедшие, Наталия, просто мне пока не поставили диагноз».

    География фильма впечатляет — Белград, Прага, София, Берлин, Пловдив. В этом фильме можно увидеть весь талант Кустурицы. Такой сюжет показывать в сопровождении удачных и многочисленных смешных деталей — это талантливо! В первой части в какой-то момент даже забыл, что в этом фильме есть что-то про войну!

    Полный оптимизм. Идёт война, а Отец с сыном смотрят на закат и Отец говорит «-Как прекрасен этот мир». Падают бомбы, а они танцуют, спрашивая: «Ты боишься?»

    «3 года спустя Белград страдал от открытого перелома души».

    Последний монолог несёт в себе очень много, комментировать и нечего!

    Здесь мы построили новые дома с красными крышами и трубами, на которых будут гнездится аисты. Наши двери всегда широко открыты для дорогих гостей. Мы будем блогодарны нашей новой стране, которая нас кормит, и солнцу, которое нам светит, и цветущим полям, которые будут напоминать нам о прежней жизни. С болью, грустью и радостью мы будем вспоминать о нашей стране, когда будем рассказывать своим детям истории, которые всегда начинаются со слов «Жила-была одна страна…»

    В конце поразил отколовшийся остров, символизирующий раскол Югославии.

    10 из 10

    4 декабря 2010 | 11:33

    Его фильмы на любителя. И как же я счастлива, что вхожу в эту категорию.

    Я смотрела лишь несколько фильмов этого Гения, но этот фильм, конечно, надолго останется в памяти.

    Смотря его долго не покидало чувство, что это комедия: все тот же почерк Кустурицы, цыганские пляски и песни, пьяные и неунывающие герои. Но чем дальше фильм шел, тем яснее понималось, что это уже немного «другое». И непонятно: все продолжает шутить Кустурица или все-таки это все серьезно.

    К сожалению, это далеко не комедия. Да тут все тот же юмор. Но какой же он грустный…

    Все трогает до глубины души. Каждому герою сочувствуешь по своему.

    Хочется, конечно, сказать — must see или нечто подобное. Но данный фильм я считаю нужно понять и понимать, что здесь уже не комедия, здесь история. История страны, которой будто и не было…

    27 сентября 2008 | 16:25

    Даже не знаю как начать рецензию на «Андеграунд».

    Пожалуй это единственный фильм, который вызывает у меня столь много противоречивых эмоций одновременно. После первого просмотра фильм не зацепил, но почему то спустя некоторое время появилось желание его пересмотреть. На второй раз фильм понравился. И только после третьего просмотра я поняла, что это пожалуй лучшее что я когда-либо видела.

    «Андеграунд» это не просто:«После каждого просмотра открываешь что-то новое.» Это многогранное кино после каждого последующего просмотра которого, оно открывается тебе с новой стороны. Я считаю это одной из прелестей фильмов Кустурицы. Его творения невозможно до конца прочувствовать с первого раза. К его историям и героям этих историй хочется возвращаться вновь и вновь. Хочется вмести с ними напеваться, петь, плакать, танцевать, плакать, обманывать, иногда прощать и снова напиваться. Хочется жить! Не смотря на то что перед нами разворачивается настоящая трагедия. Трагедия одного человека, одной семьи, одной страны. И после последних слов фильма хочется разреветься от несправедливости и боли, хотя на экране люди счастливы. Это я считаю настоящим мастерством!

    10 из 10

    27 февраля 2010 | 03:46

    Очень сильный фильм. Единственное, что меня чуть покоробило — довольно резкое перемещение типичного для Кустурицы замотанного в цыганские тряпки трагифарса в жесткий социально-политический контекст.

    Я бы пустила титры на полчаса раньше. Хотя тогда шла война, для Югославии не менее жестокая и разрушительная, чем Вторая мировая. Именно этой войне, как мне кажется, и посвящен фильм.

    17 октября 2005 | 17:37

    Славный мир Кустурицы, где движения достигают безумства, выдумки превращаются в реальность, и непохожий на всепринятые каноны подход к показу событий. События, которые 9 из 10 режиссёров очертили бы по-своему, придав картине привычные, обыденные рамки, следуя тому «как надо», находится 1 такой как Кустурица, который раздвигает эти рамки, переносит реальность, перешагивает поверхность квадрата, раздвигая его до объёма. Он стремится к нетривиальности, причём во всём. Мысленно плюя в небо наугад, с шерстяной повязкой смелости на глазах, слепо веруя, что получится, он стремится, он гнёт свою линию, он хочет претворить всё в шедевр. Каждый кадр пропитан пьянящей гениальностью, смехом, трагедией. И мы видим Плач Смеющегося Пьерро. Каждый момент наполнен саркастическими усмешками, пронизывающими раз и навсегда. И мы чувствуем, как наш сосуд эмоций перетекает из бесконечно смешно в бесконечно больно.

    Он видит по-своему, так, наверно, как никто не видит. Более того, он пытается чувствовать, сострадать и видеть смешное в казалось бы той трагичности, в которой большинство режиссёров захлёбываются.

    Стоит отменить сербов. На сегодняшний день я посмотрел более 30 процентов фильмов Кустурицы. Во всем из них играли сербы. Великолепный Славко Штимац! Я влюбился в его игру после «Помнишь ли ты Долли Белл?». Великолепный Кустурица! Не тот ли человек уже выдающийся, который заставляет влюбляться, уважать, культуризовать свою национальность, как это делает Эмир? Мы не смотрим фильм, мы порхаем в образах, мы смеёмся, расцветая, и не верим, что такое возможно.

    Особый мир. Выдуманный, местами наигранный, местами мы верим, а иногда видим очевидные промахи, но почему мы не ставим это ему в упрёк? Потому что это чудо. Потому что Жизнь — Это Чудо. И для Кустурицы — это очевидная аксиома.

    Только у Кустурицы с потолка в доме может сыпаться побелка и куски рушащегося дома, а двое будут танцевать дурманящий вальс, только у него человека-пленного могут незаметно проносить в чемодане, а он мало того что этому бы не сопротивлялся, а вдобавок просил гранату на «всякий случай». И после её разрыва он бы ни умирал, а оставался жить и делался героем. Только у него чтобы осветить роды в тёмной помещении смотритель зоопарка крутит педали велосипеда, заставляя лампочку гореть, а другой персонаж поднимает груз как на тренажёре, чтобы обеспечить подачу воды в душе.

    Нельзя не отметить животных в фильме Эмира. Начинаю с ослицы в «Жизнь как чудо», которая страдала от неразделённой любви до всеобъемлющего зоопарка в «Андеграунде» во время бомбардировки, животные ставятся чуть ли не на одну ступень в людьми, иногда играя свою «лучшую роль второго плана». Она бегут в хаосе и панике, им больно, они страдают из-за того, что их город, хоть это зоопарк, бомбят. Шимпанзе сидит во время застолья в середине стола вместе с людьми. С животными разговаривают, раздвигая привычные рамки. Здесь они страдают, они тоже живут. И они тоже живые.

    Подполье, Андеграунд — это словно отдельный, обособленный мир. Здесь люди борются и веселятся. Они производят оружие и гордятся тем, что смогли достань танк, «потому что теперь мы победим врага». Она сражаются, они смеются, веселятся. Они живут. Без веселья мы умрём. Нужно бороться, живя. Нужно прожить жизнь, боровшись.

    Лучезарная, прекрасная, очаровательная Наташа, грациозный, кастильской внешности с усиками Дали Марко, писатель, герой и революционер. Безбашенный чёрный, хорохорящийся, праздный, экстравагантный, в конце концов, Чёрный! Смешной, юный и боящийся всего его сын Йован. И это только малая часть героев подполья.

    «Если бы не война, я бы была ведущей актрисой московского театра», — говорит Наталья.
    «Если бы не война, я бы стал Югославским Маяковским», — глаголет Марко.

    «Нет веселья без русской песни»

    «Война ещё не война, когда брат не убьёт брата». Какими сплочёнными они были во времена второй мировой и какими озлобленными друг на друга из-за междоусобиц они стали. И как не стало единой Югославии.

    - Я вам не товарищ, господин.
    - А я вам не господин, товарищ.
    - А в какой армии вы служите?
    - В своей собственной.

    В конце фильма комок, длиною в целую жизнь, подкатываем к горлу, комок эмоций, скорби и печали. И не знаешь, чего здесь больше: радости или печали, смеха или грусти, жизни или смерти? Знаешь только одно: это — жизнь.

    Великолепная музыка, колорит эмоций, поступков и событий, великолепный сербский язык в котором некоторые слова русским людям близки, великолепные сербы. Великолепный Кустурица!

    Кажется, восхищение перекрыло здравый смысл. Но я не могу не восхищаться этим безумством, иногда отсутствием всякой тривиальности, этой игрой, этой жаждой жизни, борьбы! стремлением, красотой людей и чудовищностью войны.

    Потому что это — жизнь. А Кустурица — один из лучших её художников.

    А знаете, почему стоит посмотреть этот фильм? Потому что согласно Кустурице Жизнь — это Чудо.

    29 марта 2009 | 23:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>