всё о любом фильме:

Андеграунд

Underground
год
страна
слоган-
режиссерЭмир Кустурица
сценарийЭмир Кустурица, Душан Ковачевич
продюсерКарл Баумгартнер, Макса Катович, Пьер Спенглер
операторВилко Филач
композиторГоран Брегович
художникМильен Крека Клякович, Бранимир Бабич, Властимир Гаврик, ...
монтажБранка Чеперач
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
$14 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время194 мин. / 03:14
В дни Второй мировой войны в Белграде подпольщики-антифашисты организовали целую фабрику по производству оружия. Война давно закончилась, а они продолжают свою деятельность. И все эти годы «наверху» жизнь течет своим чередом, а в «подполье» — своим.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
25 + 6 = 31
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Душана Ковачевича «Весна в январе».
    • В двух эпизодических ролях в фильме снялись сам Эмир Кустурица и «Доктор» Нелле Карайлич, лидер группы «The No Smoking Orchestra», в которой на гитаре играет Кустурица.
    • Члены Югославской Киноакадемии проголосовали за «Андеграунд» как за третий лучший сербский фильм, созданный в период с 1947 по 1995 годы.
    • Съемки фильма растянулись по всей Восточной Европе. Эмир Кустурица снимал на знаменитой чешской студии «Баррандов», затем переместился в Белград, работал в Праге, Софии, Берлине и болгарском городке Пловдив. Фильм снимали также близ Рейхстага.
    • Телевариант имеет хронометраж 300 минут и разделен на 6 серий.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:03

    файл добавилEvgeniyaKudrayvceva

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта лента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1995 году (благодаря чему Эмир Кустурица стал всего лишь третьим по счёту — после Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста — дважды лауреатом высшей награды одного из самых престижных кинофестивалей мира), обладает всеми признаками вольного и неудержимого таланта режиссёра из Сараева. Сам он упорно продолжает именовать себя югославским (а не боснийским) постановщиком, хотя единой страны СФРЮ уже не существует, и даже название Югославия, ещё несколько лет использовавшееся в Сербии и Черногории, теперь вообще исчезло с карт. Действительно случилось так, как это напророчил Кустурица в символическом финале своего «Подполья», когда показал, что от большой территории остался после происшедших разломов только жалкий кусок суши, дрейфующий в мировом пространстве. И кончилось то эпическое неделимое время, которое длилось и длилось для обитателей подполья, устроенного ещё в годы второй мировой войны, когда всем югославам, без деления на отдельные национальности, пришлось выживать в условиях немецкой оккупации. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 390 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что это мы всё «Голливуд да Голливуд»? Конечно, там, пусть их немного, работают настоящие мастера своего дела, способные до сих пор утолять зрительский голод по хорошим фильмам. Но ошибочно полагать, что Голливуд — это последняя инстанция в создании различных фильмов. Кино снимают в любой точке Земли. За смехотворные деньги, с непрофессиональными актерами и с парой цифровых камер. Сами знаете, порой такое кино трогает душу намного сильнее, чем голливудские продукты.

    Но Эмир Кустурица умудрился создать настолько масштабный фильм, что меня почему-то переполняет гордость. Но не личная гордость, а та гордость сербов за своего классика. Нашему казахстанскому кинематографу такого бы…

    Под нескончаемую музыку великолепного Горана Бреговича перед зрителями проносится целая эпоха. Эпоха невероятного обмана и поразительного неверия. Обман в том, что война еще продолжается, и неверие в то, что больше нет твоей страны. Впечатляет вообще сама работа опытного на тот момент Эмира Кустурицы. Главная управляющая идея фильма «Андеграунд» проходит сквозь тернистый путь и, в конце концов, обретает для себя позитивную ценность, заключенную в теплые и искренние слова героя Ивана.

    Нелегко понять человека, у которого нет дома, который не может найти дом. Эмир Кустурица выстраивает огромнейший дом в виде Родины. При всей серьезности темы режиссеру ловко удается встраивать в сюжет нелепые, но очень смешные сцены, неустанно подливающие иронию. Никогда не забуду, как Чёрный вытирал свои туфли чёрной кошкой; как он же по неосторожности выдернул чеку из гранаты, находясь при этом в чемодане; как обезьяна выстрелила из танка и попала в чемодан с деньгами; как Чёрный с Марко всадили несколько пуль в ожившую вроде рыбу на столе; как маленький оркестр продолжал дуть в свои трубы даже под водой. И ведь нельзя назвать всё это сортирным юмором. Чему я рад, признаюсь.

    Отношения двух главных героев расчерчены таким образом, что они друг другу братья или друзья, несмотря на все обстоятельства. Ведь не зря чуток злой Чёрный ответит Марко так: «простить не смогу, но забыть — забуду». Дружба всяко лучше денег, женщин и власти. Весьма отличные персонажи делают историю гомерически смешной и до боли интересной, которая, в свою очередь, пылает, стреляет, бомбит по умам зрителей. Кино без границ и без цензуры.

    Все-таки нельзя недооценивать европейский кинематограф XX века. В некоторых случаях он не для массового зрителя, но что точно — он всегда найдет любителей и ценителей. «Андеграунд» Эмира Кустурицы заставляет путем многочисленных улыбок и неуправляемых положительных эмоций передать миру послание о том, что нельзя провоцировать войны и тем самым рушить судьбы миллионов людей. Мир прекрасен, когда мы можем видеть войну и разруху только на экранах наших телевизоров.

    9 из 10

    9 января 2015 | 14:42

    Ну что ж, Бреговича и Кустурицу знаю давно, и вот, наконец решился посмотреть этот фильм.

    Потрясающе. — Скорее только это слово подходит к описанию этого фильма.

    Долго вдумываясь над названием «Андерграунд», почему не «Югославская История» или что-то т. п., понял что оно Имеет двойной смысл:

    Андерграунд конечно же само подполье, и Андерграунд, подземелье из которого не выберешься, а именно СФРЮ.

    Особенно тронул момент: «Югославии Больше Не Существует» — Как…?

    Преклоняюсь перед Эмиром и этим фильмом, ибо это лучшее что я видел на сегодняшний день.

    Саундтрек заслуживает тоже «Золотую Ветвь», Mesecina и Kalsnikov — Мои любимые песни лет с 8. Советую Посмотреть кино, и купить диск Бреговича.

    Браво! Мир, Труд, Кустурица!

    Оценка: 10 из 10

    14 декабря 2009 | 18:11

    Честно сказать, я в настоящем шоке. Будто до сегодняшнего момента кинематограф выглядел как-то по другому. Сказать, что ничего подобного я никогда не видел, значит ничего не сказать. Фильм просто ворвался в мое сознание и почти на три часа овладел всеми моими чувствами.

    Я даже представить не мог, что гротеск в кино может быть настолько сильным приемом. От начала до конца фильм пронизывает комическая нота, но чем ближе к финалу, тем грустнее она становится. Когда дело доходит до третьей части, юмор не то что не веселит, он режет острой бритвой по сердцу. Реальность и вымысел смешиваются, а то, что казалось незначительным в какой-то момент, становится самым главным.

    Я не буду касаться исторического момента ленты, но она остро дала почувствовать состояние людей, прошедших то время.

    В общем «Подполье» — один из сильнейших фильмов, что я когда-либо видел, настоящая жемчужина современного кино.

    10 из 10

    11 ноября 2012 | 00:40

    «Подполье» Э. Кустурицы подводит к маркузианскому концепту «репрессивной толерантности», терпимости к обезображенному, лишенному своей сущности Другому, к его иллюзорному наслаждению. Наслаждение Другого дает прозрение балканских настроений. Кустурица представляет «деполитизированную» эстетическую позицию. «Подполье» предстает как бы субъективистским экзистенциальным опытом, продуцируя внеполитическую фантасмагорию, репрезентируя оборотную сторону югославской резни.

    Кустурица деконструирует мифологию балканизма, — той хаотичной территории, где война оказывается чуть ли не природным действом. Балканы — то сказочное пространство, на которое Запад проецирует свои фантазмы. Классический западный либерализм фиксирует в балканской войне жизненный круговорот из хаоса эмоций и беспорядка страстей, — той мифологической компоненты, отсутствующей в безжизненном пространстве декадентствующего запада. «Андеграунд» открывает непристойную изнанку тоталитарного режима (югославский коммунизм времен Тито), пусть и на основании мифологического компонента, включенного в киноповествование. «Подполье» функционирует как гимн модернисткой до-потребительской оргии (трапеза, музыка, секс), происходящей в приостановленном времени и вне рамок существующего социума. «Первобытная» этническая оргия, функционирующая в мифологической синхронности, осуществляется под прессом мифологически растянутой войны.

    «Подполье»… Это — и оргиастическая, непристойная, глубинная изнанка цивилизованного Запада (сатиричная и экстатичная отповедь всемогущему европоцентризму). Это — иллюстрация коллективного бессознательного о работающем народце подземелья: трудолюбивые сказочные «гномы войны», вкалывающие на тоталитарного Другого, коммунистическую «усатого чародея» (напомним, бандит и мошенник Марко содержал подпольный цех по изготовлению оружия, обнадеживая обманутых и изолированных от социума рабочих, что тяжкий конвейерный труд — помощь красной армии в период продолжающейся Второй Мировой войны).

    Фактически взаимоотношения хаотичного манипулятора Марко и его подпольных рабов артикулируют древние мотивы о порабощенных массах, трудящихся во благо высшего класса. В этой видео-артикуляции интересна двойственная фигура «большого Другого»: Марко, с одной стороны, в публичном пространстве осуществляет властные полномочия партийного функционера, а с другой — становится харизматичным (в действительности, его харизма — фикция, следствие глобального мошеннического акта) лидером мифического подполья. В обоих случаях Господин наделен символической властью. Но в первом случае, это влияние символической институции, социального места, связанного с отправлением власти. Во втором — призначный господин как непристойная изнанка официального властного дискурса; действуя в тени, вне социального паноптикума, авантюрист излучает иллюзорное всемогущество. Марко — локальный мифологический двойник Тито, официального представителя Власти, символического Господина.

    Итак, «Подполье» Кустурицы вскрывает потаенный Фантазм, продуцирующийся в хаосе боснийской резни, — архаичная безудержная трата и непрекращающийся темперированный цикл Оргии.

    7 мая 2012 | 18:22

    Старое кино, старые воспоминания. И помню касета с саунтреками в далеком прошлом, помню почти все песни и музыку, а фильм оказывается стерся из памяти, как приятно освежать красивое смешное и талантливое, орашенное печалью, грустью и даже трагедией.

    Кустурица, ну как всегда своей жизненностью и естественностью поражает, восхищает, влюбляет… Как большой букет цветов, жизни его героев, где смешно, где грустно ты уже не понимаешь, есть только постоянное изменение настроения, и это здорово! Его фильмы так и хочется пересмаатривать, пересматривать…

    14 марта 2007 | 14:08

    Я знакома с тремя названиями этого фильма: «Андеграунд», «Подполье» и «Подвал». Но для меня не имеет значения, как перевели название, правильно или нет. Мне важно то, что внутри…

    В фильме затронута болезненная для миллионов людей тема — война. Но война не только конкретная — война вечная. Война против фашистской Германии, гражданская война в Югославии и война… Та война, где «брат убивает брата».

    Амбициозный Марко, выстраивая свой гениальный план пробиться в политические верха и получить всенародное признание, решает пойти на крайние меры для достижения своих целей — запереть неугодных ему людей в подполье. (В том числе и своего кума, славой которого Марко и проложил себе дорогу). И в течение двадцати лет он обманывает людей, и тех, которых «спрятал», и тех, кто жил «на воле». Но сколько веревочке ни виться…

    В дальнейшем в сюжете появляются очень печальные эпизоды, они наполнены невероятной болью и тоской — и это, несомненно, частичка боли и самого Кустурицы… Концовка хоть и не радует, но вселяет некоторую надежду, и имеет большой философский смысл.

    Этот фильм не из тех, что смотрят, чтобы убить время, а сразу после окончания закидывают диск на дальнюю полку, и забывают. Это фильм, в который словно входишь, и выходишь гораздо позже, чем он заканчивается.

    Я переживала за всех героев, но не так, как переживают в обыкновенных боевиках с экшеном за главного героя — нет, здесь было волнения совсем другого рода. Я снова вжилась в этот фильм, и словно непосредственно стояла рядом с героями, и чувствовала их.

    Посмотрите этот фильм, если вы хотите почувствовать что-то в глубине себя, а не просто скоротать пару часов у экрана.

    За этот прекрасный фильм самого лучшего режиссера в мире, оценка — 

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 08:27

    Эмир Кустурица необычайно живо передал всю грязь военного времени. Взаимоотношения между близкими людьми переданы с ювелирной точностью. Предательство особенно тяжело пережить, когда оно от близкого человека. В такие тяжёлые времена для большинства людей, некоторые умудрялись жить на широкую ногу. Поразила, гениально провёрнутая, афера со временем. С одной стороны, даёшь людям надежду, с другой же — используешь их для того, чтобы набить собственные карманы.

    Эмир передаёт всю алчность и подлость человеческой души, всю грязь и зловоние, исходящее от людей, которые готовы на всё, ради благоустройства собственной жизни. Следует отметить, народ, живущий столько лет в подполье, кажется действительно чудным — он не представляет, что разворачивается там, наверху. Они даже не предполагают, что война уже закончилась, и, всё ещё продолжают жить прошлым, сами того не подозревая. А всё «благодаря» их лидеру.

    Мелодия, периодически звучавшая на протяжении всего фильма, завораживает! Разыгранные сцены, игра героев, постановка режиссёра и работа всей съёмочной команды, трудившейся над фильмом, получили соответствующие результаты своей деятельности.

    С одной стороны это было тяжёлое время, когда люди думали только о том, как бы им укрыться от бомбёжек и преследования, где бы найти еды и переночевать, но с другой стороны — была музыка, хорошая еда, были пляски и посиделки. Одним словом, картина очень контрастна.

    24 августа 2013 | 14:54

    Поначалу история двух друзей, Марко и Черного, влюбленных в одну женщину, выглядит вполне правдоподобной, и лишь постепенно начинает превращаться в аллегорию. В первой части, датированной 1941-м годом, во время оккупации Югославии фашистами, Марко прячет Черного и еще пару десятков стихийных партизан в своём подвале, чтобы те избежали наказания за убийство немецкого офицера. Устранив таким образом друга-соперника, Марко принуждает стать женой их общую с Черным возлюбленную. А «подпольщики», стращаемые Марко возможной расправой, всю войну так и не показывают носа из подвала. И если бы только войну…

    Вплоть до заключительной третьей части фильм остается жизнерадостным и сохраняет ироничную интонацию, как бы вторя бесшабашности персонажей. В финале режиссер собирает за одним праздничным столом всех героев — как погибших, так и оставшихся в живых. Но и здесь, будто распираемый собственной гениальностью, он не ограничивается лишь одной метафорой, а добавляет к ней еще более звучный образ. Огромный кусок земли, на котором гуляет веселая свадьба, отрывается от суши и уплывает в неизвестном направлении, отражая тем самым зыбкую иллюзию человеческого счастья в этом безумном мире.

    Пожалуй, ни один фильм 1990-х не показывал с такой мощью протест против братоубийственной войны. Былинная притча «Подполье» стала самым грандиозным и амбициозным проектом Кустурицы — великого поэта и варвара. Даже наиболее ярых поклонников режиссера эта картина может смутить и подавить обилием теснящих друг друга метафор, не представленных в таком изобилии, пожалуй, ни в одном «авторском блокбастере» конца ХХ века.

    Похоже, что режиссер здесь не только ни в чем себе не отказывает, но будто бы стремится каждым новым кадром превзойти предыдущий. Он словно вступает в соперничество как со своими прошлыми работами, всегда отличавшимися изобразительной «пышностью», так и с мировым кинематографом в целом. Игнорируя сложившиеся представления о сюжете, стиле, жанре, он переступает в этой работе, казалось бы, через все мыслимые художественные границы.

    Сняв фильм о людях, которые несколько десятилетий проводят в подвале, режиссер недвусмысленно выразил своё отношение не только к событиям, происходившим на Балканах в 1990-е годы, но и к войне, как таковой. При сопоставлении «Подполья» с другими антивоенными лентами, например, с выверенным аскетизмом притчи «Перед дождем», появившейся годом раньше в Македонии, фильм Кустурицы поражает барочностью формы и при этом выглядит почти ангажированным и плакатным.

    С Underground «балканский принц» во второй раз стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» в Канне: 10 лет назад он её уже получал за «Отца в командировке».

    3 октября 2012 | 21:13

    В фильме «Андэграунд» Эмир Кустурица опять забавляется и издевается над действительностью. Но, при этом, снимает он свои невообразимые истории вполне натурально, без спецэффектов. И создаётся ощущение, что всё это могло бы быть взаправду.

    Сюжет фильма условно разделён на три части и вертится вокруг двух друзей — Чрного и Марко. Сначала они в оккупированном Белграде подпольно снабжают партизан оружием и строют всю местную мафию под себя. Потом оказывается, что процесс налажен настолько грамотно, что нет смысла его прекращать и после окончания войны. Но, чтоб издержки были минимальными, Марко запирает Чрного и остальных подпольщиков под землёй и кормит их 20 лет сказками о продолжающейся борьбе с фашистами и собачьими консервами, в то же время зарабатывая на поставках оружия огромное состояние. Так же между делом, ему достаётся и женщина Чрного — актриса Наталья.

    В решающий момент, во время свадьбы сына Чрного, обезьянка Сони, заботливо спасённая Иваном из разбомбленного зоопарка, устраивает в подполье заварушку, в результате которой Чрный с сыном оказываются на воле с полной уверенностью, что Белград всё ещё оккупирован фашистами, и совершенно случайно попадают на съёмки фильма про фашистов и про самого Чрного. Во что это вылилось может предположить любой мало-мальски знакомый с творчеством Кустурицы. Тем же, кто не знает почерк мастера, не буду портить просмотр спойлерами. И так много рассказал.

    Кстати, во всех фильмах Кустурицы кто-либо из ГГ нянчится с каким-нибудь зверем. В данном случае — это Иван и обезьяна Сони. И этот зверь всегда вносит свой вклад в развитие сюжета. В «Андеграунде» этот вклад решающий.

    У Кустурицы как всегда история получилась громкой, музыкальной, разношёрстной и похожей на дебош. Нормальное дело, когда в кадре на фоне духового оркестра разговаривают одновременно, громко и на эмоциях несколько нетрезвых человек, а потом они ещё и начинают драться. Причём концентрация сумбура и невообразимости возрастает к концу фильма в несколько раз и разрешается вообще каким-то неземным финалом.

    Этот фильм Кустурицы и смешной и грустный, и комедийный и трагический, и реальный и фантастичный, и понятный и, в то же время, с невообразимым количеством намёков и метафор, преимущественно пацифистского толка. Так же стоит отметить, что это очень смелое в историческом смысле кино. Ведь Кустурица умело встраивает свою нереальную выдумку в реальную историю, и в фильме даже можно увидеть кадры официальных исторических кинохроник, в которые вмонтирован Марко.

    Про музыкальное сопровождение фильма сказать стоит отдельно — все любители балканских мотивов будут очень довольны. Ведь над саундтрэком работал сам Горан Брегович. И духовых инструментов в фильме очень много. И все они играют горячо, заводно и бойко, усиливая острый восточноевропейский колорит фильма.

    10 из 10. Это определённо Киношедевр.

    26 февраля 2010 | 14:26

    «Андеграунд» — отображение полувековой военной истории Югославии с начала Второй Мировой войны до её развала в начале девяностых годов.

    Картина пронизана сатирой и трагедией, а сухая документальная хроника является связующим звеном между ними, мостиком между «театральным действием» и тяжёлой исторической действительностью, правящей человеческими судьбами народов Балкан.
    Эмир Кустурица сравнивает две войны: Вторую Мировую и войну 90-х годов.

    В той первой войне Белград, да и в целом Югославия, претерпели многое: сначала немецкие бомбёжки, потом разрушения от собственных союзников, после чего — возникновение режима Тито.

    Главные герои фильма являются борцами с фашизмом. Это «настоящие герои» коммунистической Югославии, которые с течением времени слишком сильно и слепо увлекаются сопротивлением с воображаемым противником… Они пятнадцать лет безвылазно живут в Подполье и не видят для себя иного существования. Этот бесконечный конвейер с оружием представляет для них настоящую жизнь.
    Выход из Подполья дается тяжело. Их дети, взращённые на «святом» духе патриотизма, увы, нежизнеспособны: они не отличают солнца от луны, не умеют плавать и хотят вернуться «назад в подвалы».

    «Война — еще не война, пока брат не поднимет руку на брата», — говорится в фильме… Эти горькие слова отражают нечеловеческую боль целого поколения многих югославов, которые не в силах понять происходящую мясорубку и смириться с развалом их общего, некогда счастливого государства. Герои подполья Кустурицы и есть эти люди. Спустя полвека они и не представляли, насколько жестокой и нестерпимой бывает горечь, не придуманной ими, а НАСТОЯЩЕЙ войны!

    Часто повторяющаяся в течение всего фильма фраза «мать твою фашистскую» принимает иной смысл. Кто же «фашист» теперь? В новой войне трудно признать то, что «фашистом» являешься сам.

    «Хорваты убивают сербов, сербы — хорватов», — говорит солдат-ООНовец. Ему всё равно кто кого! Но для истинных патриотов — это сердечная рана смертельна. Ее ТАК ТРУДНО пережить.

    Выживает только обезьяна Сони. Все остальные в реальности — мертвецы. Они тонут в своем же «подпольном» колодце, в колодце своих грёз, и выплывают в утопический финал действия… Они снова в атмосфере «вечного» праздника… счастливы, слепы и готовы к новым подвигам… Близкое сердцу, ностальгическое прошлое взяло-таки бразды правления в свои руки. Эти люди уже не в Подполье, но не случайно, что они снова «откололись» от берега действительности…

    Возможно, что на территории бывшей Югославии сейчас немало тех, кто хотел бы повернуть время вспять, возвратить всё на прежние места, загладить боль и обиды. Но, как говорится, нельзя войти в одну реку дважды. Life is going on!
    «У этой истории нет конца»! Эта финальная фраза имеет, несомненно, двойной смысл.

    Браво, маэстро!

    12 августа 2008 | 00:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>