всё о любом фильме:

Андеграунд

Underground
год
страна
слоган-
режиссерЭмир Кустурица
сценарийЭмир Кустурица, Душан Ковачевич
продюсерКарл Баумгартнер, Макса Катович, Пьер Спенглер
операторВилко Филач
композиторГоран Брегович
художникМильен Крека Клякович, Бранимир Бабич, Властимир Гаврик, ...
монтажБранка Чеперач
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
$14 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время194 мин. / 03:14
В дни Второй мировой войны в Белграде подпольщики-антифашисты организовали целую фабрику по производству оружия. Война давно закончилась, а они продолжают свою деятельность. И все эти годы «наверху» жизнь течет своим чередом, а в «подполье» — своим.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
25 + 6 = 31
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Душана Ковачевича «Весна в январе».
    • Телевариант имеет хронометраж 300 минут и разделен на 6 серий.
    • В двух эпизодических ролях в фильме снялись сам Эмир Кустурица и «Доктор» Нелле Карайлич, лидер группы «The No Smoking Orchestra», в которой на гитаре играет Кустурица.
    • Съемки фильма растянулись по всей Восточной Европе. Эмир Кустурица снимал на знаменитой чешской студии «Баррандов», затем переместился в Белград, работал в Праге, Софии, Берлине и болгарском городке Пловдив. Фильм снимали также близ Рейхстага.
    • Члены Югославской Киноакадемии проголосовали за «Андеграунд» как за третий лучший сербский фильм, созданный в период с 1947 по 1995 годы.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:03

    файл добавилEvgeniyaKudrayvceva

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта лента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1995 году (благодаря чему Эмир Кустурица стал всего лишь третьим по счёту — после Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста — дважды лауреатом высшей награды одного из самых престижных кинофестивалей мира), обладает всеми признаками вольного и неудержимого таланта режиссёра из Сараева. Сам он упорно продолжает именовать себя югославским (а не боснийским) постановщиком, хотя единой страны СФРЮ уже не существует, и даже название Югославия, ещё несколько лет использовавшееся в Сербии и Черногории, теперь вообще исчезло с карт. Действительно случилось так, как это напророчил Кустурица в символическом финале своего «Подполья», когда показал, что от большой территории остался после происшедших разломов только жалкий кусок суши, дрейфующий в мировом пространстве. И кончилось то эпическое неделимое время, которое длилось и длилось для обитателей подполья, устроенного ещё в годы второй мировой войны, когда всем югославам, без деления на отдельные национальности, пришлось выживать в условиях немецкой оккупации. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 390 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    « — Все мы сумасшедшие. Только не всем нам поставили диагноз.» (с)

    В пышном и чрезвычайно богатом на выдумки творчестве югославского (как он до сих пор продолжает себя называть, хотя нет уже больше такой страны) режиссёра Эмира Кустурицы — есть несколько выдающихся картин. Эта же лента является его лучшим произведением, продолжая выработанный постановщиком стиль, в тоже время доведя его до невероятной эксцентрики, превратив серьёзную вещь в фарс. На первый взгляд кажется, что автор переборщил с комедией, заслонив ею драму. Но ведь и сам Кустурица неоднократно говорил, что в жизни слишком много всего плохого, от чего трудно не плакать. Поэтому он предпочитает не заливаться горючими слезами — а сознательно уходить в гротеск и буффонаду. Потому что когда смешно — тогда не страшно. И этот фильм — пожалуй лучшее тому доказательство. Впрочем, очень трудно классифицировать данное творение строго по канонам определённого жанра. Ибо Кустурица со свойственной ему щедростью смешал в «Андеграунде» казалось бы вовсе не сочетающиеся жанры. Тут и драма разбавленная комедией и откровенный символизм — которым пропитана вся картина, эксцентрические геги перемежаются с убийствами, а реальность подчас неотличима от вымысла. Не относя этот фильм к какому то конкретному жанру, пожалуй можно охарактеризовать его как «народное придание», ибо для сказки показанное на экране всё таки больно мрачно. Да и сама картина начинается титром, словно режиссёр посредством кино собирается рассказывать своему зрителю сказку: « Жила была одна страна»…

    Перед тем как говорить о сюжете картины, стоит сказать о том как именно он появился у её автора. Замысел о большой киноленте о народе бывшей Югославии, который находился тогда на пороге Гражданской войны — имевший территориальные и религиозные предпосылки, которые сам автор впоследствии назвал нелепыми. Ведь в его краю, на одном поле всегда стояли — мусульманская мечеть, православный храм и синагога. И вдруг, в один миг все словно по сходили с ума — начав убивать вчерашних соседей, сжигать их дома и обвинять в каких то абсурдных и невероятных вещах. Тогда сам режиссёр находился во Франции, на съёмках «Аризонской Мечты» — своей первой западной картины с голливудскими звёздами и большим бюджетом — который не позволил нарушить контракт и вернутся на родину. Где уже начинались первые бои, которые конечно же не могли оставить такого патриота и гражданина как Кустурица в стороне. Он часто связывался по телефону с Балканами, его показывали в прямом эфире. Он обращался к тем или иным лидерам политических и военных активистов, с просьбами отложить или вовсе прекратить боевые действия в том или ином районе. В то время Кустурица был уже очень большим художником, самым знаменитым представителем своей родины и в глазах её народа авторитет его был необычайно высок. Кто то даже пустил слух, что дескать известный режиссёр тайком перебрался через границу и уже воюет на стороне ополченцев. Хотя сам Эмир Кустурица высказался по этому поводу довольно однозначно, заявив о нежелании вступать в братоубийственную войну. Впрочем по политическим взглядам он был един с тогдашним главой государства Слободаном Милошевичем — делавшим всё возможное, что бы не допустить распада страны на несколько государств. Что конечно же не могло обойтись без большого количества жертв и крови…

    Вот тогда то Эмир Кустурица и захотел снять фильм о своём народе, попытаться показать весь творящийся в его стране абсурд, который был и в её советском прошлом. Желая заставить зрителя и попытаться самому поразмышлять о дальнейшем пути бывшего единого народа и распавшегося государства. Вместе с талантливым и самобытным сценаристом Душаном Ковачевичем они написали фантасмагорическую историю, в которой рассказали о политических и исторических преобразованиях и событиях на территории их родины за последние полвека. Действие берёт своё начало в 1941 -ом, с начала Великой Отечественной и завершается в 1992 — в начале югославской Гражданской войны. На всём протяжении повествования действуют одни и те же исполнители, которые иногда играют разных героев. Если пересказывать сюжет очень — очень сжато, то невозможно будет передать весь аромат и сложность задуманной Кустурицей «мистификации» (как обозвали его творение на одном из фестивалей). В сюжете проводится аллегория персонажа Мики Манойловича — коммунистического активиста и «героя войны и поэта» товарища Марко с многолетним главой государства — Тито. Который обманом и посулами долгое время дурил и эксплуатировал собственный народ, держа его в полнейшей изоляции. Так же поступает и Марко со своим кумом Петром Папери «Чёрным» (Лазарь Ристовски) — когда обманом удерживает того в подземном бункере, где тот с кучкой партизан со времён войны изготавливает оружие. Которое, как считают неутомимые жители подполья пойдёт на фронт — на погибель фашистов, хотя на самом деле Вторая Мировая давно закончилась а их продукция стараниями оборотистого товарища Марко идёт на чёрный рынок. Отставая на десятки лет от реальной жизни, замкнутые в тесном бункере партизаны однажды выбираются на поверхность. И от избытка эмоций, боясь в мирной цивилизованной жизни буквально всего — ведь многие из них ушли в подполье ещё детьми — «партизаны» хотят обратно в своё убежище…

    Невероятно ловко обращаясь с драматургией построения сюжета, с небывалой лёгкостью перемежая драму и комедию, делая практически фарс — в финале же, авторы достигают почти что эпической трагедии. Поэтому последние минуты картины невозможно смотреть равнодушно, без слёз… Сложная, но смотрящаяся на удивление легко и непринуждённо картина, в которой сложились многие творческие удачи: от безупречной актёрской игры на грани эксцентрики, до операторской работы Вилко Филача и запоминающегося саундтрека Горана Бреговича. Будучи впервые показанным на Каннском фестивале в 1995 — ом, «Андеграунд» Эмира Кустурицы принёс ему вторую Золотую Пальмовую Ветвь — введя тем самым в круг классиков мирового кино, уровня Скорсезе и Копполы. Правда не всегда фильм принимали с восторгом, нашлись и те, кто усмотрел в «Андеграунде» провокацию или же пропаганду в пользу сербов. Сам автор как мог отмахивался от подобных обвинений, заявляя что ему прежде всего больно за распавшуюся и истекающую кровью родину. Даже хотел после этой кино — фрески покинуть кинематограф, но к счастью потом изменил своё опрометчивое решение. Были у Эмира Кустурицы и после интересные, яркие картины. Взять хотя бы всеми любимую цыганскую комедию «Чёрная Кошка, Белый Кот» (1998) или мелодраму «Жизнь Как Чудо» (2004), да взять хотя бы только что вышедшую, замечательную ленту «По Млечному Пути». Но «Андеграунд» — так и останется для автора непревзойдённой, эпохальной работой.

    14 января 2017 | 11:45

    К просмотру этого фильма я подошел с опаской — все таки, у Кустурицы я до этого видел только его «Невесты приходят» — его дебютную картину, которая меня, мягко говоря, не привлекла и можно даже сказать, что не понравилась. И поэтому я боялся что и этот фильм, который расхваливают все без исключения мне тоже не понравится. Но, скажу заранее, от этой картины я пришел в неописуемый восторг!

    Первое, что привлекает в картине — оригинальнейший, пуская и навеянный историческими событиями, сценарий. Кустурица показал нам очень точно через кинематографический язык современную историю страны, которой больше нет. Он самым удачным образом совместил в своем фильме все возможные жанры, выдав нечто неповторимое и незабываемое. Перед нашими глазами развертывается пятидесятилетняя история Югославии, от начала Второй Мировой войны до начала Балканской. И причем, все что мы видим в фильме — это своего рода иносказание. Подполье — это Югославия, которую Тито и его соратники держали взаперти страны и никуда не выпускали, давая в новостях о Западе ложные сведения. Жители подполья — это жители Югославии — такое же большое количество национальностей и такой же сумбур в жизни. И именно этим символизмом и привлекает фильм в первую очередь. Это не обычная фарсовая комедия Кустурицы, это серьезнейший фильм, который стоит посмотреть чтобы понять, каково же было людям жить в той Югославии, особенно при правлении Тито. Но как бы критично Кустурица не относился к Тито и его политики, но тем не менее он показал жизнь народа после смерти Тито еще худшей — война, разруха, нищета, грязь, убийства, распад Великой страны, народ, уверенный, что воюет с фашистами, убивая своих земляков, где друзья готовы предать своих друзей и родных людей, дабы получить побольше денег. А ведь когда то был сильный и могучий духом народ, и когда то была страна… В общем, чтобы понять фильм, желательно хотя бы немного знать об новой истории Югославии. В общем, в фильме нет явного политического настроя, но есть критику к высшим чинам страны, мол, посмотрите, до чего вы страну довели.

    О финальной части картины стоит поговорить отдельно. Кроме разрухи и войны, на бывший народ Югославии обрушилось еще несколько несчастий. Стоит вспомнить сцену, когда по приказу Черного были расстреляны два его лучших друга (как он считал) и в кадре в этот момент появляется перевернутая фигура Христа, что говорит о том, что Бог или отвернулся от этого народа, или просто покинул его. А вокруг Черного, облокотившегося на большой крест, разъезжает коляска, которую обволокло адское пламя, что говорит о пришествии на эту землю Адских сил. А церковный колокол, этот символ воодушевления звонит только потому, что на нем повесился отчаявшийся во всех людях Иван, а единственное существо, которое не предало Ивана и сохранило человеческие качества вообще не является человеком, а лишь обезьяной. И стоит ли после такого доверять людям, даже тем, которых знаешь всю жизнь?

    А концовка фильма гениальна до безобразия. В каком-то месте вновь собираются все герои картины, которые погибли. Они снова все молоды и счастливы. Они танцуют, радуются, прощают друг друга, философствуют. Они наконец то, хоть и на том свете, обрели счастье, которого им так не хватало живя в Подполье. И даже предатели, которые предали и своих друзей, и свою страну предстают перед нами такими же, как и в молодости — добрыми, жизнерадостными и дружелюбными. И они танцую на куске земли, отделившемся от всего мира и именно на этом небольшом кусочке земли они по настоящему счастливы. Но вот только этого куска их родной земли уже нет и нет больше той самой страны…

    Несмотря на весь символизм и серьезность картины, она ценна также своим настроением, духом, который она несет. Фильм просто переполнен живительной силой и просматривая его настроение поднимается просто фантастическим образом! Особенно стоит отметить многие драматические моменты, представленные в комедийной оболочке, что заставляет смотреть на них совсем с другой стороны. Ну не могу же Кустурица сделать весь фильм чересчур серьезным, иначе бы он потерял всю свою привлекательность и ценность. Ну конечно же этот самых дух обеспечивается прекрасной цыганской музыкой и оригинальными мотивами Горана Бреговича. И также без прекрасных актеров фильм был бы не таким замечательным, какой он есть.

    В общем, картина гениальная во всех отношениях.

    10 из 10

    6 августа 2010 | 12:09

    Даже не знаю как начать рецензию на «Андеграунд».

    Пожалуй это единственный фильм, который вызывает у меня столь много противоречивых эмоций одновременно. После первого просмотра фильм не зацепил, но почему то спустя некоторое время появилось желание его пересмотреть. На второй раз фильм понравился. И только после третьего просмотра я поняла, что это пожалуй лучшее что я когда-либо видела.

    «Андеграунд» это не просто:«После каждого просмотра открываешь что-то новое.» Это многогранное кино после каждого последующего просмотра которого, оно открывается тебе с новой стороны. Я считаю это одной из прелестей фильмов Кустурицы. Его творения невозможно до конца прочувствовать с первого раза. К его историям и героям этих историй хочется возвращаться вновь и вновь. Хочется вмести с ними напеваться, петь, плакать, танцевать, плакать, обманывать, иногда прощать и снова напиваться. Хочется жить! Не смотря на то что перед нами разворачивается настоящая трагедия. Трагедия одного человека, одной семьи, одной страны. И после последних слов фильма хочется разреветься от несправедливости и боли, хотя на экране люди счастливы. Это я считаю настоящим мастерством!

    10 из 10

    27 февраля 2010 | 03:46

    Также как Вторая Мировая Война когда-то разделила мир на до и после, разделён на две разных части сюжет фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Своё начало кино берёт за несколько дней до полноценного вторжения немецких войск в 41-м году на территорию Югославии, посвящая теме второй мировой чуть более трети от общего хронометража. В центре сюжета оказываются два закадычных друга — Марко и Петар, в которых стойкость и изворотливость соединялись вместе в на редкость эффективное сочетание. Эти двое изначально не чистых на руку и далеко не безгрешных человека оказываются на удивление приспособленными к военным условиям — в результате чего им в кратчайший срок удаётся сколотить вполне эффективное подпольное сопротивление. Впрочем, собственно сам процесс борьбы с захватчикам режиссёра вовсе не интересует, вместо подрывной деятельности перед взором зрителя разворачиваются череда откровенно нелепых сцен, в которых легкомысленность персонажей в целом, и Петара (имеющего кличку «Чёрный») в частности приводит к немалому количеству сдобренных изрядной долей абсурда обстоятельств.

    К сожалению, планка юмора в фильме на проверку оказывается изогнутой в нескольких местах кривой, которую автор никак не может зафиксировать в относительно устойчивом положении. Постепенно наращиваемое остроумие грозит вот-вот вновь затупиться в каждой последующей сцене, а прямолинейная карикатурность на пару с несмешной клоунадой регулярно грозятся выбить из обширной конструкции фильма все важные подпорки. Не то чтобы с юмором в фильме все было плохо, но на каждое «героическое» убийство недожаренной рыбы здесь найдётся как минимум одна совершенно несмешная сцена в театре, а за каким-нибудь удушением жертвы стетоскопом с периодической проверкой пульса им же может последовать до ужаса мультяшный и предсказуемый гэг со случайным взрывом гранаты. Использование контраста с, казалось бы, абсурдными и легкомысленными действиями, происходящими на фоне разрушительной войны, может быть сильным приёмом, но представьте, что этот самый «сильный приём» вам с завидной регулярностью и упорством демонстрируют на протяжении часа (а счастливым обладателям полной 6-серийной версии — и того больше) — причём не всегда в наилучшем исполнении. На пользу фильму не идёт и встраивание некоторых фрагментов с документальными кадрами, особенно когда в них начинают мелькать умело (с технической точки зрения) встроенные главные герои — ощущения от этого, словно мультяшный персонаж вроде Багза Банни вдруг вторгся в материальный мир — например, чтобы сыграть в баскетбол с Майклом Джорданом.

    Однако всё меняется, когда войне наступает конец, а фильм после этого неожиданно прибавляет в серьёзности. Расчётливый и жестокий Марко оборачивает ситуацию в свою пользу, оставляя своего друга Чёрного и всех подчинённых ему людей в подполье, постоянно обманывая их насчёт продолжающейся оккупации. Примерно в этот самый момент человеческая драма, гротескная комедийность и пространство для трактовки происходящего в качестве одной большой метафоры начинают смешиваться вместе в по-настоящему изысканный и сбалансированный коктейль, распробовав который трудно не присоединиться к чествующим фильм критикам. Не то чтобы персонажи окончательно смывают с себя нарисованный в первой половине фильма клоунский грим, но его количество на лице заметно уменьшается, да и круглый красный нос перестаёт издавать нелепый пищащий звук при нажатии. Тем не менее, внутренние переживания людей, неспособных адаптироваться к быстроменяющемуся миру всё ещё волнуют режиссёра не так сильно (за более личностными переживаниями по теме следует обращаться к «Гуд бай, Ленин»), их доля в повествовании значительно возрастёт лишь в последней трети фильма. И несложно догадаться, что именно момент долгожданного выхода из подполья оказывается кульминацией фильма. Подобно животным в зоопарке, которые сумели выбраться на волю из-за немецкой бомбардировки в начале повествования, люди вышли за пределы своего маленького мира — и точно также не все оказались готовы к принятию той свободы, которой их когда-то лишили.

    Ну а чем дальше в лес, тем плотнее концентрация многозначительных сцен и иносказательность происходящего. Кино, вместо фарсовой комедии, окончательно оборачивается эдаким тоскливым взглядом режиссёра на распад Югославии и на превратности истории. И то, что многие метафоричные моменты данной обширной эпопеи начинают бить в самое сердце — заслуга не только их грамотного вплетения в нить повествования, но и сильнейших визуальных образов. В конце концов, «Андеграунд» обладает всеми признаками значимого и, можно даже сказать, «эпохального» фильма — большой охват событий, жанровая эклектика, обилие метафор и аналогий способны восхитить многих зрителей. С другой стороны, планомерно вытекающая из перечисленных свойств перегруженность, дополненная внушительным хронометражем и не всегда удачным оперированием комедийной составляющей в первой части фильма способны точно также отпугнуть. Но разве подобное могло было иначе?

    7 октября 2015 | 22:31

    «Андеграунд» — отображение полувековой военной истории Югославии с начала Второй Мировой войны до её развала в начале девяностых годов.

    Картина пронизана сатирой и трагедией, а сухая документальная хроника является связующим звеном между ними, мостиком между «театральным действием» и тяжёлой исторической действительностью, правящей человеческими судьбами народов Балкан.
    Эмир Кустурица сравнивает две войны: Вторую Мировую и войну 90-х годов.

    В той первой войне Белград, да и в целом Югославия, претерпели многое: сначала немецкие бомбёжки, потом разрушения от собственных союзников, после чего — возникновение режима Тито.

    Главные герои фильма являются борцами с фашизмом. Это «настоящие герои» коммунистической Югославии, которые с течением времени слишком сильно и слепо увлекаются сопротивлением с воображаемым противником… Они пятнадцать лет безвылазно живут в Подполье и не видят для себя иного существования. Этот бесконечный конвейер с оружием представляет для них настоящую жизнь.
    Выход из Подполья дается тяжело. Их дети, взращённые на «святом» духе патриотизма, увы, нежизнеспособны: они не отличают солнца от луны, не умеют плавать и хотят вернуться «назад в подвалы».

    «Война — еще не война, пока брат не поднимет руку на брата», — говорится в фильме… Эти горькие слова отражают нечеловеческую боль целого поколения многих югославов, которые не в силах понять происходящую мясорубку и смириться с развалом их общего, некогда счастливого государства. Герои подполья Кустурицы и есть эти люди. Спустя полвека они и не представляли, насколько жестокой и нестерпимой бывает горечь, не придуманной ими, а НАСТОЯЩЕЙ войны!

    Часто повторяющаяся в течение всего фильма фраза «мать твою фашистскую» принимает иной смысл. Кто же «фашист» теперь? В новой войне трудно признать то, что «фашистом» являешься сам.

    «Хорваты убивают сербов, сербы — хорватов», — говорит солдат-ООНовец. Ему всё равно кто кого! Но для истинных патриотов — это сердечная рана смертельна. Ее ТАК ТРУДНО пережить.

    Выживает только обезьяна Сони. Все остальные в реальности — мертвецы. Они тонут в своем же «подпольном» колодце, в колодце своих грёз, и выплывают в утопический финал действия… Они снова в атмосфере «вечного» праздника… счастливы, слепы и готовы к новым подвигам… Близкое сердцу, ностальгическое прошлое взяло-таки бразды правления в свои руки. Эти люди уже не в Подполье, но не случайно, что они снова «откололись» от берега действительности…

    Возможно, что на территории бывшей Югославии сейчас немало тех, кто хотел бы повернуть время вспять, возвратить всё на прежние места, загладить боль и обиды. Но, как говорится, нельзя войти в одну реку дважды. Life is going on!
    «У этой истории нет конца»! Эта финальная фраза имеет, несомненно, двойной смысл.

    Браво, маэстро!

    12 августа 2008 | 00:38

    Честно сказать, я в настоящем шоке. Будто до сегодняшнего момента кинематограф выглядел как-то по другому. Сказать, что ничего подобного я никогда не видел, значит ничего не сказать. Фильм просто ворвался в мое сознание и почти на три часа овладел всеми моими чувствами.

    Я даже представить не мог, что гротеск в кино может быть настолько сильным приемом. От начала до конца фильм пронизывает комическая нота, но чем ближе к финалу, тем грустнее она становится. Когда дело доходит до третьей части, юмор не то что не веселит, он режет острой бритвой по сердцу. Реальность и вымысел смешиваются, а то, что казалось незначительным в какой-то момент, становится самым главным.

    Я не буду касаться исторического момента ленты, но она остро дала почувствовать состояние людей, прошедших то время.

    В общем «Подполье» — один из сильнейших фильмов, что я когда-либо видел, настоящая жемчужина современного кино.

    10 из 10

    11 ноября 2012 | 00:40

    Я знакома с тремя названиями этого фильма: «Андеграунд», «Подполье» и «Подвал». Но для меня не имеет значения, как перевели название, правильно или нет. Мне важно то, что внутри…

    В фильме затронута болезненная для миллионов людей тема — война. Но война не только конкретная — война вечная. Война против фашистской Германии, гражданская война в Югославии и война… Та война, где «брат убивает брата».

    Амбициозный Марко, выстраивая свой гениальный план пробиться в политические верха и получить всенародное признание, решает пойти на крайние меры для достижения своих целей — запереть неугодных ему людей в подполье. (В том числе и своего кума, славой которого Марко и проложил себе дорогу). И в течение двадцати лет он обманывает людей, и тех, которых «спрятал», и тех, кто жил «на воле». Но сколько веревочке ни виться…

    В дальнейшем в сюжете появляются очень печальные эпизоды, они наполнены невероятной болью и тоской — и это, несомненно, частичка боли и самого Кустурицы… Концовка хоть и не радует, но вселяет некоторую надежду, и имеет большой философский смысл.

    Этот фильм не из тех, что смотрят, чтобы убить время, а сразу после окончания закидывают диск на дальнюю полку, и забывают. Это фильм, в который словно входишь, и выходишь гораздо позже, чем он заканчивается.

    Я переживала за всех героев, но не так, как переживают в обыкновенных боевиках с экшеном за главного героя — нет, здесь было волнения совсем другого рода. Я снова вжилась в этот фильм, и словно непосредственно стояла рядом с героями, и чувствовала их.

    Посмотрите этот фильм, если вы хотите почувствовать что-то в глубине себя, а не просто скоротать пару часов у экрана.

    За этот прекрасный фильм самого лучшего режиссера в мире, оценка — 

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 08:27

    Сказка про искусство жить в Белграде. Сказка про искусство жить это действительно штука вечная и бесконечная. Жить это вообще искусство. И все мы там актёры. Хотя вопрос о том, что если все на сцене, значит в зрительном зале пусто — остаётся открытым.

    А ещё сказка аллегорична всегда. Аллегорий тут куча. Намёков. Начиная с названия. Вообще аллегории и карикатуры воспринимаются не всегда положительно. Под настроение. И если честно субъективно к авторам. Автора! Автора! Но здесь такие темы и такие страницы истории, и такие как ртуть, как пульс, как скрипки, трубы и цимбалы актеры, что под конец обязательно в глазах будут стоять слёзы.

    И пока не погаснет экран, вы будете двадцать раз умирать, и ещё двадцать раз потом вспоминая фильм. Потому что вспомните и свою молодость, и свою Родину. А ещё все сказки и все истории, наверное, так или иначе, о любви. В данном случае о любви к Родине.

    10 из 10

    13 декабря 2008 | 22:01

    Гениальная трагикомедия Эмира Кустурицы, грандиозная лента, охватившая целую эпоху. История страны, уже не существующей на карте, и людей, живших там, явленная миру в столь оригинальном жанре, отличающего этого великого режиссера.

    В «Андерграунде» Кустурице удается удивительно гармоничным образом совместить трагическое и комическое. Гротеск и ирония, причем проникновенно светлая, а не едкая и не язвительная, становятся единой призмой, сквозь которую и раскрываются печальные военные события. При этом можно четко проследить эмоциональную градацию киноповествования, тон ее меняется, происходит нагнетание.

    В ходе этого процесса гротеска становится меньше, его сменяет усиливающаяся тенденция реалистичности, а в момент кульминации остается лишь сюр. Эти перемены сопровождаются невероятно красивой музыкой Горана Бреговича, которую регулярно исполняет оркестр, участвующий наравне в другими персонажами со всех сценах. Этот саундтрек вместе с комическими приемами, доходящими до абсурда, создает особую энергетику фильма, некую отчаянную радость, веселье и неудержимость карнавала, что дополняет и динамичность картины. Финал же ленты также преисполнен света и яркости жизни, несмотря на «контекст» происходящего.

    Картина очень символична, в ней много метафор, отсылающих к реальным политическим и общественным событиям. Также символы раскрывают многослойную трактовку происходящего с точки зрения самого режиссера.

    «Андерграунд», на мой взгляд, не заслуживает находиться в конце списка лучших фильмов, это шедевральное произведение киноискусства, что подтверждает и «пальмовая ветвь» 95 года, хотя для этой картины мало и этого.

    16 февраля 2013 | 15:54

    «Андеграунд» — это первая картина Эмира Кустурицы, которую я смог воочию увидеть. Она повествует о людях, которые создали во времена Второй мировой войны подполье, в котором большинству из них придется провести против своей воли много лет. И о стране Югославии, которая претерпевала не только от войны с фашизмом, но после нее еще и от внутренних распрей.

    Эмир Кустурица разделил свой фильм на несколько частей с прологом и эпилогом. Пролог развивается в комедийном жанре, знакомя нас с действующими лицами фильма. Однако с началом первой части, которая начинается войной, ознаменованной как Вторая мировая, в повествование вкрадываются драматические нити, которые становятся все толще и толще, пока не превращаются в полновесную драму, практически вытеснившую комедию, которая однако до конца не покидает фильм, оставаясь в виде иронических образов. Под конец фильма в последней части, а затем в эпилоге нам раскрывается уже вся трагичность не только жизни людей этой страны, но и самой Югославии, которой со временем и на карте-то не осталось.

    Фильм показывает две различные жизни — подполья, которое живет под землей, скрываясь от уже закончившейся войны, и реально существующую в стране. И сравнивая их, режиссер в итоге приходит к выводу, что несмотря на кровопролитную войну с немецкой оккупацией, а после победы над ней и провала в создании единого государства, которое пришло к краху, там, в подполье, оно реально и оно до сих пор существует. А что такое подполье, как не память человеческая? В эпилоге нам ясно дано понять, что страна Югославия хоть и прекратила свое существование как таковое, все же осталась существовать в памяти и сердцах ее граждан.

    Манера постановки режиссера несказанно удивила и порадовала. Кроме смены жанровых категорий (хотя обычно экспериментируют с их смешением), интересной является идея использования документальной хроники и наложение на нее кадров фильма самого режиссера.

    Так же порадовала игра актеров, которые играли просто потрясающе. Особенно впечатлила забавная манера актерской игры Мики Манойловича, осознанно несколько переигрывающего, что мне лично представлялось более естественным, чем обыкновенное создание сценического образа, и актерская игра Миряны Йокович, которая прекрасно смотрелась на экране.

    Плюс оркестровое звучание музыки, по пятам следующей за главными героями, задавая темп развитию событий и придавая некоторую веселость и динамику, пришлось по вкусу. Единственно, что смутило, так это неточное отражение прошедшего времени на его героях, которые за истекшие за время фильма 50 лет практически не менялись, и некоторая присущая постановке сумбурность.

    Поэтому ничего удивительного в том, что картина пришлась по вкусу многим зрителям, а в добавок еще и получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале. Скандал вокруг картины, вызванный политическими убеждениями, только подогревал интерес к картине. На данный момент фильм входит в число 50-ти лучших фильмов «90-х годов, которое основано на базе IMDb.

    8 из 10

    22 декабря 2009 | 02:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>