К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Возможно, если бы я не читал 'К востоку от Эдема' и при этом посмотрел бы данный фильм в 1955 году, мое отношение к нему было бы немного лучше. Однако, как человек, дважды читавший эту удивительную книгу и уважающий Джона Стейнбека, я не могу не выразить свое возмущение по отношению к экранизации. Фильм даже не пытается отразить всю глубину книги и не поднимает практически ни один из философских вопросов, которые в первоисточнике подвергались активным дискуссиям.

Начну с того, что первая половина книги грубейшим образом выброшена из сценария, и, таким образом, в фильме вообще не представлен важнейший персонаж - Сэмюэль Гамильтон, чей образ был чертовски важен для сюжета. Персонаж Кэти преподнесен сухо, слишком мелко и до боли не точно, начисто лишён предыстории и не представляет совершенно никакого интереса для зрителя, не давая ему возможности не то что понять все мотивы её поступков и причины её ненависти по отношению к окружающим, но и в принципе создать в голове её приблизительный образ загадочной, озлобленной и непредсказуемой женщины с горсткой скелетов в шкафу.

Можно многое сказать и про бесхребетного Адама, про отсутствие в сюжете его отца и брата и про невозможность оценить развитие его отношений с ними, что, безусловно, формировало его противоречивый характер, сказавшийся впоследствии на отношениях с Кэти (о чём также ни слова в фильме).

Теперь самое ужасное. Калеб и Аарон. Два сына Адама. Персонажи, совершенно не раскрытые, включенные в фильм словно ради галочки, потому что этого требует сама суть экранизации произведения. И если персонажу Аарона в какой-то степени простительны определённые огрехи ввиду смещения с него акцента внимания, то Калеб получился совершенно странным. Я не могу отрицать тот факт (тот единственный факт, из-за которого я вообще поставил этому фильму хоть какую-то оценку), что Джеймс Дин был довольно харизматичным актером, наблюдать за игрой и мимикой которого было действительно увлекательно. Но его душевные терзания в поисках самого себя, попытках понять устройство своей души и соотношения в себе добра и зла могли бы выглядеть гораздо более эффектно, если бы были преподнесены не как сценарная данность, а в неотрывном взаимодействии с другими немаловажными аспектами, которые привели его к подобным размышлениям. Почему его метало из стороны в сторону? С чем связаны его, казалось бы, необъяснимые истерические выпады?

Даже если ненадолго оторваться от книжной основы (что даётся с большим трудом), то фильм выглядит слабо, карикатурно, и, несмотря на определённую динамику, не создаёт целостного действия и не пытается заставить зрителя сопереживать героям. А самое ужасное состоит в том, что концовка здесь серьезно искажает тот сильнейший посыл, который был проложен через весь роман и леденящим кровь образом олицетворен в финальной сцене. Именно поэтому, на мой вкус, это вовсе не экранизация шедевра, а лишь мучительное и болезненное разочарование.

3 из 10

12 октября 2023 | 20:45
  • тип рецензии:

Я отношусь к тем людям, которые решили посмотреть этот фильм не из-за того, чтобы оценить экранизацию известной одноименной книги Джона Стейнбека, а исключительно в целях интереса, интереса связанного с Джеймсом Дином. Просто не каждому актеру удается стать легендой столь рано снявшись лишь в трех фильмах, в двух из которых Джеймс номинирован на Оскар. И Джеймс Дин в этом фильме действительно хорош.

Именно из-за того, что я не читал книгу и мне не с чем сравнивать, у меня будет положительная оценка. Потому что, как я заметил, именно те, кто сравнивают фильм с книгой, клеймят картину отрицательной или нейтральной оценкой.

В центре сюжета семья Трасков. Адам - глава семейства, фермер, цель в жизни для него заключена в помощи людям, чрезмерно религиозен, этакий 'ходячий катехизис', когда-то давно от него ушла жена и это является для него самым большим переживанием в жизни. У Адама есть два сына Кэл и Эрон. Кто хотя бы вкратце знаком с содержанием Библии, проведет параллель между Адамом из фильма и Адамом из Библии. И эта параллель здесь не случайна. Кэл - представляет из себя полную противоположность отцу и, как его нам представляют на протяжении всего фильма, является 'плохим'. Эрон - имеет характер отца, 'сын маминой подруги', в фильме преподносится, как 'хороший'.

К сожалению, 'плохие' и 'хорошие' характеры сыновей представлены зрителю лишь на словах. Ни по каким особым действиям героев этого невозможно понять вплоть до конца фильма. Да, Кэл немного странный, рад войне и лезет в драку, но все это не делает его каким-то 'плохим'. Странность его является следствием того, что отец все свое внимание переключал на Эрона и у Кэла развился комплекс, стал завидовать своему брату. Радость войне вызвана тем обстоятельством, что теперь он сможет помочь отцу возместить убытки после его неудачи в стезе новатора по заморозке овощей. Ну а активность в драке не делает Кэла плохим персонажем точно так же, как и пассивность Эрона не делает его положительным. Только к концу фильма проявляется по настоящему злая сущность Кэла, но, как мне кажется, это вызвано тем, что столкнувшись в очередной раз с отцовской моралью, ощутив толчок отцовского безразличия к стремлению Кэла помочь, психологическое равновесие парня пошатнулось и проблемы, как снежный ком, начали нарастать в жизни семьи Траск.

На протяжении всего фильма разворачивается серьезная семейная драма. По началу мне показалось, что эта драма смазана, не понимал в какую сторону режиссер тянет одеяло, на что нужно обращать внимание. Лишь к середине фильма стал понятен основной посыл этого фильма. Быть плохим или хорошим - этот выбор зависит только от тебя самого. Это твое самое главное сокровище - свобода выбора. И от того, как ты распорядишься своим выбором, будет зависеть вся твоя жизнь и жизнь близких тебе людей.

7 из 10

24 декабря 2020 | 13:50
  • тип рецензии:

Книга американского писателя Джона Стейнбека 'К востоку от рая' настолько монолитна и изобилует таким количеством аллегорий и аллюзий на библейские сюжеты, что снимать фильм на основе такого материала дело само по себе нелегкое. Видимо, руководствуясь этим фактором, режиссер Элиа Казан отлистал книгу на последние страницы и соорудил сюжет, который имеет отношение к первоисточнику весьма отдаленное.

Нет, имена героев те же, и биографии у них вроде бы похожи на свои книжные прототипы. Но, главный смысл романа затерялся где-то на полпути между Салинас-Валли и фермой в штате Коннектикут...

Претензий к фильму так много, что пожалуй, стоит перечислить их последовательно:

1) В фильме полностью вырезано семейство Гамильтонов, особенно обидно за Сэма Гамильтона - самого яркого персонажа книги Стейнбека. А ведь он фактически вернул к жизни Адама Траска, став его 'ангелом - хранителем'.

2) Такая же судьба постигла слугу Адама Траска - китайца Ли. Его гениальные философские рассуждения о смысле бытия и предназначении человека в этом бренном мире прошли мимо фильма.

3) Полностью исключены библейские мотивы, поэтому борьба между Кэлом и Ароном носит всего лишь личный характер. В книге их соперничество объяснялось гораздо глубже. Оно было основано на человеческих грехах и амбициях.

4) Арон Траск здесь больше похож на мажора - студента, чем на верующего и подверженного сомнениям человека. А сцена с его отъездом в армию не выдерживает никакой критики.

5) Адам Траск в фильме не центральный персонаж, а лишь добродушный отец своих сыновей. В творении Стейнбека же показано как он сначала достигает высшей точки земного блаженства (жизнь с любимой женщиной), а затем падает вниз (предательство и трагедия), что и находит отражение в его характере, придавая образу внутренний трагизм и обреченность. Поэтому изображать Адама кукурузным фермером, который только и занят тем, чтобы заработать еще больше денег (в книге же он ищет спасение в бизнесе) довольно нелепо и неправильно.

6) Кэти Эймс - это просто тихий ужас. Нет, понятно, что ко времени, описываемому в фильме ей уже хорошо за 40, но зачем изображать ее такой отвратительной? Если это попытка показать ее демоническую сущность, зачем так коверкать первоисточник? У Стейнбека она даже в зрелом возрасте сохраняла привлекательность и обаяние, с помощью которых и крутила людьми, обстряпывая свои грязные дела. То есть внешнее у нее абсолютно не сочеталось с внутренним.

Но, даже все эти минусы можно было бы понять (но не простить), если бы был сохранен главный смысл, заложенный Стейнбеком. Напомню его: 'Ты можешь творить добро или зло и это зависит только от тебя. Ты можешь ВЫБИРАТЬ'. В фильме этого нет совсем, потому что режиссер, по-видимому, увлекся личными судьбами героев картины.

Из плюсов отмечу игру Джеймса Дина, великолепно сыгравшего Кэла Траска, и отражение атмосферы и быта Сша периода Первой мировой войны.

К великим книгам нужно относиться весьма трепетно. И выдергивая из нее отдельные куски, стоит помнить, что общая картина от этого может получиться неполноценной и сиротливой.

В итоге, имеем поверхностное изложение книги 'К востоку от рая', состоящее из бесконечных бытовых конфликтов, личных переживаний и социальных противоречий, и полностью упускающее философские воззрения и экзистенциальные искания Человека.

Из-за великого Джеймса Дина ставлю

5 из 10

19 января 2018 | 18:13
  • тип рецензии:

В юности в жизни любого человека может наступить критический момент, когда он не может разобраться в себе, когда окружающие постоянно тычут в него пальцами, критикуя за «неподобающее» поведение, которые якобы испортит всю жизнь. В попытке доказать всему миру, что это не так, человек старается совершать только хорошие поступки, но и это не помогает. Возможно, человек просто всегда нуждался в обычной человеческой любви, которой его намеренно лишали. Такая идея лежит в психологической драме культового режиссера Элиа Казана «К востоку от рая».

Синопсис Молодой парень Кэл отчаянно старается найти свое место в этой жизни и завоевать любовь и уважение строго отца, который всегда отдавал предпочтение старшему брату Кэла Арону. Пытаясь причину своих неудач, Кэл решает узнать больше о своей родной матери, которая бросила его, когда он был еще ребенком. И вскоре ему выпадает шанс познакомиться с его матерью лично.

Как и каждая картина Элиа Казана, «К востоку от рая» отличается незабываемой и эмоциональной игрой актёров. Прежде всего, хотелось отметить загадочного и неповторимого Джеймса Дина в роли Кэла, юного бунтаря, не привыкшего подчиняться общепринятым правилам, но подвергнутого тяжелейшим душевным терзаниям из-за полного отсутствия родительской любви, в которой он так нуждался всю свою жизнь. Также следует выделить Джо Ван Флит в роли таинственной Кейт, матери Кэла, бросившей семью, потому что она никогда не была создана для этого, а всегда стремилась к свободе и независимости, в особенности от мужчин.

Режиссёр Элиа Казан – это один из тех редких случаев, когда творчество режиссера сложно описать, его можно только почувствовать. «Трамвай “Желание”», «В порту», «К востоку от рая» - все эти фильмы объединяет одно – глубокая эмоциональная составляющая. Герои в фильмах Казана буквально оживают на экране, это реальные люди. Так в этом фильме Кэл – это не просто бунтарь, а обычный человек, который из-за отсутствия отцовской любви вынужден «вести себя плохо», чтобы хоть как-то привлечь внимание. Герой считает виновником его положения свою мать, которая оказывается жестокой и развратной женщиной, не испытывающей никаких теплых чувств ни к бывшему мужу, ни к родному сыну. Все это Казану удается передать с поразительным успехом, но описать в рецензии – не значит почувствовать это во время просмотра.

Сценарий фильма представляет собой адаптацию романа Джона Стейнбека. Действия разворачивается в Калифорнии в 1917 г., перед вступлением США в Первую мировую войну. Начинается фильм с того, как Кэл преследует некую женщину в черном, которой оказывается владелица борделя Кейт, приходящаяся матерью Кэла. Причина желание поговорить с Кейт раскрывается позже, когда мы узнаем подробности о семейных отношениях Кэла. Мы видим, что у главного героя нет ничего общего с отцом, которому он, несмотря ни на что, все равно пытается угодить, чтобы получить в ответ хоть чуточку его любви. Масло в огонь подливает роман старшего брата Кэла Арона с Аброй, которая нравится главному герою. Сюжет фильма может показаться сумбурным и непонятным, однако цель сюжета – показать трансформацию главного героя, который становится более жестоким и бессердечным к окружающему миру.

Я редко описываю в своих рецензиях технические характеристики, но восхищенный «К востоку от рая» я не мог не поделиться впечатлением от работы оператора Теда Д. МакКорда. Он внес существенный вклад в построении эмоциональной фабулы фильма, используя прием наклоненной камеры, которая придавала к подобных сценах больше напряжения. Так, например, впечатлила сцена с чтением Библии, когда главный герой специально раздражал своего отца.

Итог «К востоку от рая» - можно смело назвать одной из лучших работ Казана, который вновь погружает зрителя в проблемы человеческих отношений, показывая их через призму чувств и эмоций, которые испытывают главные герои. Конечно, фильм стоит увидеть хотя бы ради знакомства с уникальным Джеймсом Дином, положившим начало культовому образу.

10 из 10

03 октября 2016 | 10:27
  • тип рецензии:

К фильму по просмотру двоякое отношение. С одной стороны это зрительский, вполне себе массовый продукт широкого потребления для своего времени. Он наполнен и штампами, и аллюзиями своего времени (пусть действие его и разворачивается в 1917-1918 гг.) и призван выполнить совершенно обыденные задачи драматического кино 50-х. Но с другой - он отнюдь не плоский, он не теряет своей актуальности и разворачивается на таком количестве уровней восприятия, что у меня резонно возникает вопрос: а в 2050, скажем, году, какая-нибудь средней руки, а лучше сказать, совершенно ширпотребная драма наших 90-х или начала 2000-х также будет восприниматься потомками? Этот вопрос, пожалуй, провисает в воздухе для меня сейчас.

Многоуровневое кино.

В первую очередь бросается в глаза тема, проработанная в американской литературе Стейнбеком (по сюжетам книги которого и снимался фильм) и потерянного поколения американцев.

Что здесь важно, так это та чудная, исключительно качественно выстроенная, очень тонкая игра со зрителем с хронологией и аллюзийностью ленты. Фильм снят в 1955г., когда основные, шоковые, исторические американские кризисы прошли. Режиссёр отсылает нас в 1917г. Ему ничего не мешает сделать ленту ближе к зрителю - поменять детали прогоревшего бизнеса, сменить машины и одежду героев. Но нет! И, мне кажется, здесь гениальная задумка создателей фильма - поколение, которому впервые был представлен этот фильм, должно было помнить все эти кризисы (и две войны, и великую депрессию) и анализировать эту, по сути маленькую, трагедию через призму своего гигантского исторического опыта периода с 17 по 55гг.

Зная, в том числе и из Стейнбека, что и как было в Америке в этот период, ты оцениваешь личный излом в душе героя совершенно по-иному. И поэтому первый уровень для меня это тема внутренне изувеченного поколения - когда отец семейства - он ещё столп, он ещё оплот, он ещё скала, а два его сына, уже даже вдвоём не наберут на одного цельного человека (как кричала девушка Абра в одной из финальных сцен 'I want him to be whole..').

И отсюда перекидывается логический мосток к другому уровню. Здесь мы воспринимает героя глубоко лично. Мы оцениваем фильм с точки зрения одного человека, одной личности. И погружаемся в мир, этого исковерканного парня, где силимся вместе с ним открыть его мотивы и суть его Я. Я не скажу, что Дин гениальный актёр - многое добавляет флёр его блестящей и короткой судьбы, ну и, конечно, созданный в 2006г. Джеймсом Франко образ - но то, как актёр погружает нас в героя, как создаёт палитру своего мира, перед тем как начать писать цельную картину - это очень и очень хорошо. И весь фильм можно просмотреть, оценивая только его внутреннюю драму, представляя всю ленту обрамлением к личному катарсису Калеба.

От имени героя я проведу ниточку к третьему уровню. Уровню религиозного восприятия. Отца семейства в кино зовут Адам, имена двух его сыновей издалека и аллитерированно созвучны библеским Каину и Авелю - Калеб (он, если оценивать хрестоматийно, типичный bad guy) и Арон (идеальный сын, 'he's bright' коротко характеризует его Калеб в разговоре с матерью). Мать, пусть и прозвана прозаично Кейт, но какое-то время назад сделала что-то настолько ужасное своему роду, что даже не живёт с семьёй, презираема бывшим мужем, а дети от неё тщательно оберегаются отцом. Аллюзий на историю Каина и Авеля - полно в фильме: Калеб занимается земледелием, а Арон вечно пропадает в поле; оба брата приносят свои дары отцу (да, не жертвоприношение, а простой подарок, но тем не менее, обе подаренные вещи колоссальной значимости для героев), и он (отец) принимает дар Арона (Авеля) и отвергает калебов (каинов); а в одной из финальных сцен Калеб напрямую отвечает отцу словами Каина: 'разве я страж брату моему'. И если начать раскручивать дальше религиозный уровень фильма, то можно прийти к очень неоднозначным выводам и только подивиться умелой проработке библейской темы и мастерскому переиначиванию режиссёром классического каново-авелевого парадокса. И на этом уровне, пожалуй, 'залипнуть' можно дольше всего.

С четвёртым уровнем мне было легче справится. Это классическая психологическая заморочка. Американское кино 50х-60х наполнено площадным фрейдизмом. И этого не отнять ни у времени - тогда это было очень модно и очень востребовано в Америке, ни у ленты - в ней классические фрейдовы схемы, классические конфликты, довольно изящная художественная проработка невротизма у Калеба, его страдания от своего комплекса, нахождение его истоков и конечное разрешение его комплекса. Тут вполне себе классически снято, и я это раньше встречал, например, у Хичкока, когда он заигрывал с фрейдизмом в некоторых своих лентах. 'Один человек - один комплекс' - я бы это назвал. Похвальбы создателям фильма, что они не превратили эти игры в квинтэссенцию всего фильма, как часто бывало в других лентах того же периода.

Пятый уровень для меня остаётся во многом неоткрытым, но во многом от этого чудесным и очаровывающим. Вопрос гендерный, и в частности - тема женщины. Они доведены в некоторой степени до абсурдного великолепия. Во-первых, контрастностью характеров двух наличествующих в фильме женщин - Кейт и Абры, а во-вторых существованием дома без женщины. Вот уж где можно покопаться и поискать. Почему Кейт не живёт с семьёй? Кто она и что она? Откуда в невзрачной Абре столько проницательности и понимания? Какова её судьба до событий в ленте? То, как прописана тема гендерного взаимодействия в фильме поражает меня больше всего. И я напомню здесь, что действие фильма это 17г., а вышел он в 55-м, это не наши бурлящие гендерным равенством двухтысячные. Для сравнения берём образы барышень из 'Трамвая Желания' или 'Кошки на раскалённой крыше', и всё будет совсем неоднозначно.

И сюда же, в эту копилку, создатели фильма накидывают нам: буквально в двух строках тему Войны, её бессмысленности и громадной обезличивающей силы. Тему расизма/нацизма - довольно топорно с немцем, но очень тонко с негритянским мотивом (буквально двумя-тремя штрихами, но очень впечатляюще).

И тему противостояния личности, традиционности и прогресса (к слову, гораздо выразительнее раскрытую для того же периода истории в современном нам Нефть/There Will Be Blood).

Не могу совершенно не отметить, что сделано всё в нём до смешного просто. Ясно. Понятно. Вплоть до языка героев - вот чуть ли не деревенские дурачки разговаривают - простые слова, простые диалоги, никакой зауми. И вместе с этим громадная проработка материала по всем уровням, что меня заинтересовали.

Это на самом деле прекрасное и достойное кино.

19 февраля 2016 | 18:46
  • тип рецензии:

У его матери красивые, изящные руки, за которыми она очень следила и справедливо гордилась. Не слишком важная информация о той, кого с детства считал умершей, но молодой человек по имени Кэл Траск жадно хватается за эти слова, произнесенные отцом, ведь в них смысла больше, чем во всей текущей жизни. Юноша постоянно именует себя плохим, испорченным, но обделенным лаской – никогда. Он просто привык, что вся родительская любовь отправляется по адресу брата Арона, а ему, Кэлу, обычно достаются скупые, вечно раздраженные реплики. И теперь он хочет встречи с матерью, воочию увидеть ее руки, а вместе с ними и глаза, в которых, быть может, осталась хоть крупица заботы и нежности к брошенному сыну. Что он будет делать, когда узнает правду о родительском разрыве – юноша еще не решил, но чувствует исключительную значимость своего открытия, могущего завоевать отцовскую любовь. Или хотя бы купить ее.

У него красивое дерзкое лицо, которое вызывало учащённое сердцебиение многих девичьих сердец, и деловая хватка, нуждавшаяся в достойном применении. Заявленный библейским Каином, Джеймс Дин играл самого себя. Свободолюбивый, ветреный, непослушный, этакий дрянной мальчишка с издевательской легкостью становился центром притяжения. Словно шутя, он взбирался по лестнице жизни, но как и собственный герой, не находил услады в вечном движении. Кэл в экранизации Казана заметно отличается от Кэла романа Стейнбека, и повышенная значимость его фигуры среди разворачивающихся событий обусловлена не столько адаптацией сюжета, сколько фактурой самого Дина. Постановщику знаменитого «Трамвая «Желание»» оказалось проще развивать характерные качества прирожденного бунтаря, но в том и состоит уникальность актерского исполнения, что Кэл Траск - не второй Стэнли Ковальски, а порывистый Каин без вины и раскаяния, которого породила житейская несправедливость. Было у отца два сына, но один из них всю жизнь знал лишь суровый характер родителя, которого по иронии судьбы все считали самым человечным калифорнийцем.

У его отца обширные владения, а Кэлу нужен был один кусок поля, на котором он бы взращивал уважение и любовь. Но родительские чувства сложнее сельскохозяйственной культуры, и та чрезмерная старательность, которая сопровождала Кэла в его преисполненном горечью предприятии, изначально была плохим попутчиком. Элиа Казан не слишком трепетно обошелся с первоисточником, но пасторальные пейзажи, ставшие немыми свидетелями семейной драмы, это наследие самого Стейнбека, без которого немыслимо ни одно его крупное произведение. Американский писатель уделял много внимания земле, подчеркивал значимость аграрного труда, который и закалял характер, и способствовал налаживанию связей между людьми. Попытка Кэла предстать перед черствым родителем в непривычном качестве представляется слишком бесхитростной и определяет грядущее разочарование. Взволнованный разговор в клубах легкого тумана между ослепленным обидами юношей и его матерью дает лишь часть ответа о возможности изменить свою жизнь. Обманчива эта идеализированность светлого и темного начал в двух братьях. Что свойственно одному, вполне может сотворить и другой, для чего достаточно кокетства невесты Арона. Абра светится волнительной заботой обо всех троих мужчинах семейства Траск, но ее безрассудство ничуть не менее болезненно, чем невысказанные слова о любви.

У него сформировалось твердое суждение о категоричности характеров обоих родителей, но оно не приближало Кэла к обретению душевной теплоты. Миф о том, что папа очень добрый, а мама самая злая, развенчивается Казаном поэтапно, но каждый штрих к портрету ослабляет зависимость этой драмы от библейских прототипов. Заливающейся красным цветом трагедией пропитан калифорнийский воздух, шумящая фоном война в Европе дает толчок к нарастанию накала событий, но подлинной эволюции персонажей не происходит. Элиа Казан ловко управляется с яркими типажами, но не выступает им ни судьей, ни защитником, подчеркивая необходимость человеку самостоятельно набивать шишки и оглядываться в прошлое, чтобы яснее глядеть в будущее. Насыщенное цветами визуальное оформление фильма отлично подошло бунтарскому духу Джеймса Дина, который в простом переложении сюжета Каина и Авеля рисковал остаться невостребованным. Имея в руках такую личность, Казан смог наполнить картину яркой импровизацией. Явственный отказ от христианского канона позволил режиссеру оттолкнуться от исходной точки и дать возможность своим героям находиться на символической высоте, с которой четко просматривается прожитая жизнь, и не ясно лишь, в какую сторону направить руль. Сбивчивый диалог Кэла и Абры на колесе обозрения говорит о природе многолетней драмы много лучше неохотных объяснений недовольного отца и деспотичной матери. Как бы ни прожил свои годы ревнивый юноша, а спускаться ему все равно придется, стать счастливым никогда не поздно. Маленькой точкой рай маячит где-то вдалеке, а достучаться до сердца близкого необходимо здесь и сейчас, ибо жизнь переменчива и второго шанса не будет.

12 ноября 2015 | 07:38
  • тип рецензии:

Достаточно скучная и заунывная экранизация Стейнбека. Элиа Казан неторопливо и достаточно напряженно показывает нам все степени отчуждения, которые испытывает главный герой - молодой человек, который не может примириться с тем, что его отец замечает менее, нежели старшего брата. Тонко и элегантно нам показывают множество эпизодов из которых складывается атмосфера отсутствия душевной близости при внешнем благополучии и достатке. Возможно дело в черствости духовной а может и в неприятии собственного ребенка - о таких вещах ранее говорили мало. Но герою Джеймса Дина понадобиться пройти многие испытания. Например, отец откажется принимать от сына финансовую поддержку и сделает это настолько грубо... Впрочем, находясь у смертного одра у него будет шанс пересмотреть свои поступки.

Ну и ладно. Этот небогатый на события и чрезмерно нервный фильм не показался мне особо интересным или сбалансированным. Актеры были далеко не всегда тут на высоте, нередко чрезмерно выражая собственные эмоции. Ну а Дин, конечно был хорош и харизматичен, предложив неприкаянный и рефлексирующий образ полностью соответствующий ему.

Наверное на этот фильм нужно настраиваться особым образом, подробно изучать творчество Стейнбека и немного переоценивать творчество Джеймса Дина. У меня так не получилось. Я увидел обычную американскую мелодраму, которая в сравнении с похожим 'Шумом и яростью' выглядит попроще.

5 из 10

20 декабря 2014 | 23:01
  • тип рецензии:

«Если хочешь что-то подарить мне, подари мне свою честную жизнь Это я оценю». Но за выспренными фразами часто скрывается всего лишь внешняя лакированность и солидность. И может, гораздо порядочнее окажется тот, кто поймёт: «Ты не любишь меня за то, что я похож на неё. Ты так и не смог простить себя за то, что любил её».

Несмотря на то, что это такая своеобразная трактовка истории Каина и Авеля, огромную роль играют приметы времени, в особенности война. Пусть на экране нет боевых действий непосредственно, но война врывается в жизнь семьи заметно и ужасающе... Парады в звёздно-полосатых и статуи Свободы костюмах не могут этого скрыть. И всё-таки это невероятно камерный фильм.

Тут есть много о чём задуматься родителям, которые разделяют детей на «плохих» и «хороших», и причём не основываясь на их поведении, а исключительно на большей приязни к одному из детей, чем к другому. Но в итоге тот ребёнок, которого травят, и впрямь начинает совершать удручающие поступки. Этого не принято признавать, но в жизни-то встречается сплошь и рядом. Взрослые часто даже не замечают этого, но тем не менее, это так. Не говорят ребёнку, что любят его... не стремятся к тому, чтобы и он им это говорил. Потом же ещё досадуют, если ребёнок скажет: «Мне больше не нужна ничья любовь. Она не окупается».

Эдипов комплекс тоже во всей красе — проблемы с родителями есть и у героини, а из-за этого и в личной жизни подвохи, она колеблется, кого же из двух юношей ей выбрать в любимые... Итак, этот фильм для каждого поколения, и о крайне актуальных семейных темах.

Каннская веточка, Оскар за лучшую женскую роль второго плана Джо Ван Флит... И Джеймс Дин, трагически погибший молодым, но успевший превратиться в легенду, получить номинации на Оскар посмертно, в частности одну за данный фильм. И чьи импровизации и находки во время сьёмок превратили эту ленту в нечто изумительнее, чем то, что сначала присутствовалао в сюжете!

18 мая 2014 | 23:22
  • тип рецензии:

'К востоку от рая' - этот фильм был создан для того, чтобы его полюбили зрители. Неувядающая актуальность этой семейной драмы, которая проносится сквозь века, была понята и принята и зрителям того времени, и зрителями современности, а флёр растиражированной личности-загадки Джеймса Дина, притягивает лишнюю аудиторию к своим фильмам, поднимая их на ступень классики, хотя и весьма справедливо.

Герой Джеймса Дина - Кэл Траск, так любимый всеми типаж, ведь добро и зло сочетаются в нем в равных пропорциях, а борьба двух противоположностей будет нестись главной темой в развитии его героя весь фильм, окутанная различными внешними событиями и предпосылками к дальнейшим действиям. Он привык быть нелюбим. Он взлелеял в себе собственную ненужность миру, ведь больше всего он не нужен своему собственному отцу. Более того, у него нет видимых причин упрекать своего отца, ведь отец олицетворяет собой сущую добродетель, образец, картинку. Кэл непримиримо очарователен; его тонкая натура, которую он охарактеризовывает штампом 'плохой' с долей отчаянной усмешки на губах, на самом деле отражение тех бесполезных попыток стать для отца хотя бы вровень по важности со своим братом. В какой-то степени он по-ребячески неуклюж, застенчив, а его манеры, особенно в начале фильма, угловаты и нескладны, но в то же время в некоторые моменты он потрясающе уверен в себе, если не сказать, что нагл. По сути, его личность - не однобокое врожденное зло, пусть и было для этого много предпосылок, а следствие, приобретенный характер под воздействием ярких факторов, конечно же, чувство отчужденности от своего отца, в первую очередь.

Его рост идет на протяжении всего фильма, достигает апогея, но под конец фильма обрушивается обыкновением: он тихо-тихо превращается в такого же, как все. Он не остается феноменом, чем-то удивительным, чем казался до этого, но в этом и проявляется даже скрытая сила этого фильма - в реалистичности, в тонкой психологии человеческого поведения.

Этот фильм неоднозначен. Как и неоднозначна моя оценка ему. Высший уровень актерской игры не только Джеймса Дина, но и Джули Харрис и Рэймонда Мэсси, а также Бёрла Айвза, Ричарда Давалоса и Джо Ван Флита, которые хорошо, пусть и не всегда блестяще вписались в общую картину фильма, редко, но все же выделяясь моментами-жемчужинами актерской игры. Съемки и их способ обычны, консервативны, присущи Америке того времени.

Но все же это однозначная классика цветного кино. Для желающих хорошего и качественного, сильного и прочувствованного, но не душераздирающего и сложного к просмотру для неподготовленных, как кое-что из черно-белого или немного кино, к примеру.

8 из 10

28 марта 2014 | 21:03
  • тип рецензии:

«К Востоку от Рая» - фильм режиссёра Элиа Казана. Фильм снят по мотивам романа Джона Стейнбека. Юноша по имени Кэл пытается найти смысл жизни и завоевать любовь отца, который отдаёт предпочтение его брату Арону. Сюжет напоминает версию истории Каина и Авеля.

Элиа Казан - один из самых талантливейший режиссеров в истории кино. Он открыл миру такого актера, как Марлон Брандо. Его работы всегда показывают несчастных людей, которых не понимает мир. Взять ту же Бланш Дюбуа из «Трамвая „Желание“». Есть такие люди и по сей день, они просто напросто другие, не злые и не добрые, просто другие. Этот фильм как раз о таком человеке - его зовут Кэл Траск. Он не ладит с людьми, у него нет друзей, даже отец отдает предпочтение другому сыну. Все мы когда-нибудь ревновали. Кэл Траск одержим ревностью. Он хочет быть любим. Единственная кто его понимает - это девушка по имени Абра. Она видит, что Кэл очень добрый и ранимый, Абра понимает, что Кэлу необходима любовь и ласка. Она старается его поддерживать во всех его начинаниях. Брат Кэла считает его неудачником и всегда смеется над ним. Они совершенно разные люди. Кэл пытается найти свою мать, которая бросила семью, когда он был маленький. Но и тут его ждет разочарование, мать оказывается очень жадной и озлобленной женщиной, которой плевать на него и его семью. Кэл понимает, что вся ненависть и ревность досталась ему по материнской линии.

Роли в фильме сыграли: Джеймс Дин, Джули Харрис и Рэймонд Мэсси. Джеймс Дин один из моих любимых актеров. В его фильмах чувствуется, что образы героев взяты из его собственного опыта. Дин мастерски показывает всю ненависть, злость и ревность человека. Его героя почти никто не понимает. Он сам по себе. В фильме «К Востоку от Рая», Дин сыграл свою важнейшую роль в карьере. Образ Кэла - это один из самых мощных образов в истории кино. Джеймса Дина будут помнить и восхищаться его мастерством. Джули Харрис тоже великолепная актриса. Ее персонаж один из самых добрых и чувственных, она во всем помогает и поддерживает Кэла. Мне она очень понравилась.

«К Востоку от Рая» - это классика кинематографа и главный фильм одного из лучших актеров в истории кино - Джеймса Дина. Я советую всем посмотреть этот фильм, таких больше не снимают.

9 из 10

09 марта 2014 | 20:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: