Наверное самое значимое кино в кинематографе Нидерландов 60-х. Это у нас, к величайшему сожалению, роман Херманса 'Темная комната Дамокла' так и не переведен. А в послевоенных Нидерландах он стал одним из бестселлеров. Ну а персонаж Дорбека стал именем нарицательным.
В своем романе Херманс уводит нас в интеллектуальную игру с участием двойника. А пока зритель следит за взаимодействием бравого бойца Сопротивления и скучного продавца мы сталкиваемся с рядом парадоксов. Эти парадоксы выводят нас к тому, что не было особых механизмов выявления тех, кто поддерживал фашистов. Радемакерс заставляет зрителя запутаться и перестать отличать Дакера от Дорбека. А пока мы следим за взаимодействием героев тонкая грань между хорошим и плохим теряется. Оказывается, что не так уж и легко распознать - сотрудничает человек с фашистами или все это оперативная игра и он всецело разделяет идеалы Сопротивления. И мы понимаем, что свидетели тут лишь сбивают с толку.
Хорошие или плохие? Радемакерс затрагивает очень болезненную для голландцев тему, облекая все повествование в сюрреалистическую интеллектуальную притчу. Позже этот прием великолепно освоит Пол Верхувен: 'мы смотрим сугубо жанровую историю и вскоре начинаемпонимать, что правда отошла на второйплан и герои лишь думают, что творят добро'.
Сейчас, в 2023 году, эти вопросы двойственности, выявляющие ворох неразрешенных послевоенных проблем, смотрятся уже совсем иначе. Радемакерс с подачи Херманса показывает нам болезненные и так до конца и не решенные противоречия Европы. Это не обличительный тон 'Лакомба Люсьена', и не печальный набат в 'До свидания, дети'. Это существенно повышает интерес к ленте
Главный герой - Дакер - торговец сигаретами из Нидерландов, слабохарактерный молодой человек, который не обращает вниманию на мировую войну, разразившуюся на всех континентах, пока война не приходит в его двор - в буквальном смысле. К нему на задворки приземляется английский парашютист, как две капли воды похожий на него, но абсолютная его противоположность. Когда обыватель Дакер лишь мечтает о подвигах, парашютист совершает их. Теперь простой парень начинает выполнять его задания и все глубже погружается в Голландское Сопротивление. Незаметно для всех Дакер меняет свою внутреннюю сущность...
Перед нами экранизация одноименного романа Виллема Фредерика Херманса - нидерландского писателя, одного из самых важных в послевоенной литературе страны, чей стиль весьма мрачен и склонен к экзистенциализму, то есть идеей преодоления человеком собственной сущности, где он описывает психологическую ситуацию, в которой находится человек и трудности с которыми он вынужден столкнуться.
Тема двойников и раздвоенности личности всегда очень интересна и часто используется как в кино, так и в литературе, вот и в данном случае данная тема реализовалась в очень сильное и интересное кино, где на выходе получилась очень атмосферная и немного кафкианская притча, где реальность и фантазия сплелись воедино, как и главный герой фильма, который с каждым днём погружаясь всё больше в атмосферу тайных явок, убийств, спец-операций и прочих составляющих работы агента меняется и преображается прямо на глазах и держит вас в неведении до самого финала, вымысел ли все это его воображения или сущая правда...
Для времени появления фильм был совершенно необычным и непривычным. Его сюжет можно охарактеризовать как смесь 'Бойцовского клуба' с 'Лакомбом Люсьеном' - знаменитыми фильмами, снятыми много, много позже. Ровная интонация начала фильма сменяется вполне себе компенсируется лихорадочной напряженной концовкой, сохраняющей до последнего кадра интригу относительно главного героя. К концу фильма Лекс Схорелл вполне себе разыгрался.
Все же надо отметить, что центрального персонажа фильма сложно отнести к героям - скорее он задавленный бытом обыватель, которого стечение обстоятельств заставляет сменить маску, открыть внутреннюю сущность, вполне себе темную. В этом смсыле и помимо интересного сюжета фильм занимателен как очередная инвариантная притча на анер доктора Джекилла и мисера Хайда.