К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Три с половиной часа просмотра фильма и 60 лет жизни императора безответно канули, оставив ни с чем. Вернее они оставили гораздо больше, чем ничего. Они оставили вопрос. И, кажется, единственным кто ответ нашел был тот самый, последний сын Неба.

Всю жизнь Пу И был в поиске. Возведенный на престол и свергнутый, воспитанный в лучших традициях китайской педагогики, он не мог смириться с тем, что его народ стал марионеткой амбициозных дилетантов. Все играли вокруг него – в запретном городе, снаружи него. И до самой смерти. Понявший императора, ни в коем случае не станет его осуждать, хотя тот и ошибся, предал. Фильм заставил меня испытать самые разнообразные чувства. Думаю, трагедия так и не реализовавшегося правителя стала личной трагедией каждого, посмотревшего это гениальное произведение.

Пу И – безусловно, ключевая фигура, но творение Бертолуччи не фильм-биография. Фильм совсем не об императоре. Император лишь линза, через которую мы, близорукие европейцы, наблюдаем конец того самого, великого, драгоценного Китая, той исключительной во всех смыслах страны, о которой теперь мы только из книжек узнать можем.

Решительно не советую этот фильм неподготовленному зрителю - не оценит. Фильм интересен деталями, замечать которые для хоть немного разумеющего в истории Поднебесной, ее традициях и философии, человека – непередаваемое удовольствие.

11 декабря 2015 | 01:17
  • тип рецензии:

Замечательная картина мастера кино Беррнарда Бертолучичи. Помимо удивительных декораций, костюмов и огромной актерской, режиссёрской, операторской работ, фильм радует вдохновляет своим сценарием и драматургией.

Император - кто он в первую очередь? Мы видим, что император это человек, который, так же как и все, всю свою жизнь делает ряд правильных и неправильных выборов, переживает ряд счастливых и не счастливых моментов и если подумать более глубоко, то на через императора показана игра судьбы человека.

До определённого возраста, мы и сами как будто сидим в закрытом замке, откуда нас не выпускают для нашей же собственной безопасности, но вот, открывая нам постепенно глаза на мир, имея учителя в жизни, который рассказывает и подаёт пример, в один день, мы получаем свободу, мы выходим за 'ворота', и начинаем делать свой собственный выбор, вершить свою судьбу и, естественно, нести ответственность за свои поступки. Ответственность перед самим собой, близкими, всеми людьми, перед Богом. А весь окружающий мир,'вселенная' начинает реагировать на это, начинает давать или забирать, одевать или обнажать. Показывать на роковых примерах к чему приводит мнимый успех, подчинение воле других, позиция жертвы... Уроки боли, хлёсткие, жёсткие. Кем мы выходим после них - человеком в покое, человеком в себе, человеком...?

У нас не всегда есть выбор как поступить, иногда мы 'пассажирим' в обстоятельствах, но как же важно отслеживать эти моменты и поступать так, как важно нам самим, нам истинным, поступать с позиции любви, общего и личного счастья.

Спасибо большое мастеру за эти мысли, благодаря этому фильму.

9 из 10

22 декабря 2019 | 15:50
  • тип рецензии:

История – это такая вещь, которая замечательна тем, что оставляет в памяти огромное количество личностей, чья жизнь и судьба поражают нынешнее поколение и по сей день. Кто-то из них запомнился своими подвигами, кто-то – своей деятельностью, а кто-то – просто необычной судьбой. К последним можно отнести последнего императора Китая Пу И, чья история нашла свое воплощение в знаменитой картине Бернардо Бертолуччи «Последний Император».

Сюжет

В начале XX века в результате решения «Вдовствующей императрицы» престол достается трехлетнему Пу И. Первые двадцать лет своей жизни он живет исключительно в своем дворце в Запретном городе, не имея права покидать его. Но под напором перемен, происходящих за стенами дворца, император Пу И вынужден покинуть свой дом, чтобы потом вершить историю всего Китая.

Игра актеров

Конечно, одно из главных достоинств фильма – это, конечно, игра актеров. Азиатский актер Джон Лоун, исполнивший роль необычного императора Пу И, пытающегося вернуть своей семье прежнюю власть и влияние, воплотил на экране специфического персонажа, отличающегося и умом и наивностью одновременно. Особо сильное впечатление произвела китайская актриса Джоан Чэнь, сыгравшая жену императора Ван Чунг, которая воплотила на экране само несчастье быть женой человека, обладающего лишь номинальной властью.

Режиссура

Знающие люди поймут, когда кто-нибудь скажет, что Бернардо Бертолуччи – своеобразный режиссер из-за своих любимых вставок в фильмах, когда что-нибудь социально-важное тесно переплетается с интимными желаниями человека. Однако ничего такого нет в «Последнем императоре», который напыщен лишь трагедией судьбы человека, который по несчастливому стечению обстоятельств оказывается пешкой в игре политиканов. Стоит также отметить тот факт, что, несмотря на то, что действие фильма происходит в Китае, сам фильм англоязычный.

Сценарий

Сюжет фильма представляет собой набор флэшбеков, каждый из которых является воспоминанием Пу И во время жестоких допросов. История Пу И начинается, когда его по неясным причинам отнимают от матери и отправляют с нянькой в Запретный город, в котором императрица передает ему по наследству трон. Далее мы наблюдаем взросление Пу И, его познание жизни. Особенно интересно наблюдать за тем, как из самого значимого человека в Китае Пу И превращается в рядового гражданина-садовника, который имеет войти в Запретный город только по билету.

Работа оператора

Из технических сторон фильма особо потрясла работа оператора под эгидой Витторио Стораро, который, играя со светом и тенью, сумел придать фильму некую волшебную ноту. Так, например, особо сильное впечатление произвели сцены в Запретном городе, в которых мы смогли увидеть мир глазами главного героя в детстве и юношестве.

Саундтрек

Музыкальное сопровождение представляет собой эдакий синкретизм Запада и Востока. Поскольку действие происходит исключительно в Китае, то преимущественно используются национальные ноты, которые как открывают фильм, так и закрывают. От Запада фильму достался драматизм симфонического оркестра, слушая ноты которого вы словно сами невольно становитесь участником и свидетелем событий, происходящих с главным героем.

Декорации

Думаю, после просмотра у многих зрителей возникнет вопрос, а где проводились съемки фильма. Хотя отдельные сцены происходили в самом Запретном городе, но эпизоды в помещениях, наверняка, были отсняты в каком-нибудь павильоне. Полагаю, ценители настоящего искусства будут поражены детальным воссозданием внутренних убранств дворца, при виде которых вам легче погрузиться в национальную атмосферу Китая.

Костюмы

Из художественных достоинств фильма выделяется дизайн костюмов. Главный художник по костюмам поразил своей фантазией, так как ему удалось увлечь зрителя в необычный мир героев. Сначала все в фильме предстает чисто китайским, но вдруг спустя время происходит переход от китайского к западноевропейскому, что тоже поражает глаз зрителя.

Итог

Меня всегда привлекали художественные фильмы на историческую тематику, хотя я и отношусь к ним в большинстве с критикой. Однако «Последний император» - такой фильм, что его хочется смотреть снова и снова. Фильм поразит зрителя своей искренностью и приближенностью именно к жизни, отчего он воспринимается легко и непринужденно.

10 из 10

03 мая 2013 | 14:16
  • тип рецензии:

Фильм о непростой жизни последнего императора Китая. Императора существующего, как символ. Жизнь в закрытом городе, где каждый угождает Пу И, ведь император - это ребёнок-божество.

Но им манипулировали сначала евнухи, а повзрослев управление переняла на себя Японская империя, жаждущая власти. Роль марионетки преследовала его на протяжении большей части жизни.

И лишь под конец своего жизненного пути, он казалось бы обрёл свободу, освободившись из тюрьмы он вошёл в мир простым садовником без почтенного статуса.

Данная картина требует осознанного подхода зрителя, понимания, что тот собирается смотреть. Это удивительная история, трагичная и изматывающая, неуклонно поражающая собой. Я и не вспомню, сколько раз пыталась посмотреть 'Последнего императора', хотя фильм ожидал давно, но до определённого момента это было не возможно. Так и должно было быть. В свои 15-16 лет я бы его просто не оценила и пропустила мимо, на него попросту не хватило бы сил.

Главный актёр 'император' - Джон Лоун сотрясает душу свои героем. В лице молодого императора вы видите самоуверенность, но в то же время в этих глазах видна та тяжесть, которая прилагается к статусу фактически 'несуществующего' императора. Каково понимать, что твоё величие раздуто, ровно до размеров закрытого города? С правдой тяжело сталкиваться, тяжело начинать жить по-новому, потерянность и наивность очень часто сопровождают Пу И. Запоминается его лицо в конце картины, его состояние - спокойствие, его оставили в покое, наконец-то. А трогательный момент, где он возвращается на трон, будто все трагедии были не в этой жизни.

Ещё хотелось бы отметить Питера О'Тула. Он играет Джонстона, воспитателя Пу И и выглядит как истинный англичанин. С ним маленький император приобретает помимо воспитателя ещё и единственного надёжного человека, можно даже сказать друга, т. к. евнухи стремились лишь набить свои карманы. Джонстон в свою очередь всячески помогал и поддерживал Пу И.

О'Тул крайне очарователен, его игра узнаваема и каждая роль самобытна. Джонстон - человек уверенный, спокойный и стремительный. О'Тул прекрасно с этим справился.

Фильм несомненно красивый, атмосфера, костюмы, обычаи и музыка забирают на время к себе, желая погрузить в одновременно удивительную и печальную историю.

Это не простое кино, оно требовательно к зрителю и пускай местами может показаться, что оно затянуто, но после просмотра об этом даже как-то не особо вспоминаешь. Остаётся только осознание, что это действительно стоящая картина.

9 из 10

30 августа 2013 | 13:00
  • тип рецензии:

Эта биографическая драма стала, безусловно, классикой жанра. Мало кому удается снять биографию 'в меру': не затянуто, но и скрыв от зрителя половину жизни главного героя. Тем более если главный герой - Последний Император Китая.

За крупной исторической фигурой мы наконец-то видим человека таким, каков он был на самом деле. Бертолуччи удалось полностью 'обнажить' персонажа, показав его с той позиции, с какой мы не привыкли оценивать Вершителей Истории, показать его мир изнутри.

Запретный город - место, в котором был коронован Император, в котором он жил и откуда правил своей страной. Запретный город - место, которое он не имел права покидать. По сути, Запретный город перестал быть географическим понятием в фильме. Запретный город - это то, что Император носил в себе, куда бы он ни поехал, где бы он не оказался: в самом ли городе, на троне Маньчжоу-Го или в тюрьме. Ворота перед ним были всегда закрыты, решения приняты, а ему оставалось только смириться и 'подписывать', пребывая в святой уверенности, что он лучший (что же еще мог думать о себе человек, которого обожествляла целая нация едва ему исполнилось 3). Но вот стена пала, он наконец-то покинул свой собственный Запретный город, обрел свободу. Как долго он к этому шел, какой трудный был путь...все это прекрасно освещено в фильме.

Не могу не отметить глубоко поразившую меня игру Джоан Чэнь. Она была нежной и любящей, верной и понимающей, растоптанной и брошенной, сломанной и потерянной. И все это отражалось в ее глазах. Мне кажется, такое не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Вообще, актерская игра в фильме на высшем уровне. Каждый из актер вобрал в себя своего персонажа, прожив его жизнь на экране, им нельзя не верить.

И, конечно, не могу не воздать должное декорациям. Уникальная атмосфера, вся самобытность китайской культуры, столь сложно поддающейся пониманию и трактовке западного человека, переданы просто идеально. Безусловно, количество задействованных актеров массовки, убранство комнат и роскошные костюмы впечатлят любого.

Несмотря на достаточно большую длительность, фильм смотрится на одном дыхании, 3 часа пролетают совсем незаметно. Браво режиссеру, словом!

10 из 10

13 ноября 2011 | 04:12
  • тип рецензии:

Китай; начало и середина XX века.

Пу И /Джон Лоун/ – стал императором Китая в три года, всё детство провёл в закрытом Запретном городе, в роскоши и в окружении огромного количества слуг. Был изгнан из города после прихода к власти коммунистов.

Джонстон /Питер О`Тул/ – воспитатель императора, англичанин. С интересом наблюдает за традициями Китая, испытывает симпатию и сочувствие к императору.

Ар Мо /Джейд Го/ – кормилица императора, заменившая ему мать и любящая его, как своего сына.

Вань Жун /Джоан Чэнь/ – первая жена императора, красивая и образованная девушка, разделяющая интерес мужа к европейской культуре.

Вэнь Сю /Вивиан У/ – вторая жена императора, подруга Вань Жун, тихая и исполнительная.

Начальник тюрьмы /Ин Жочэн/ – справедливый мужчина, сострадательный.

Этот фильм – огромное красочное историческое полотно. Он получил множество наград, в том числе 9 статуэток Оскар. Картина снята по мемуарам Пу И, но насколько они соответствуют исторической действительности, многие историки спорят до сих пор, предполагая, что кое-что последний император недосказал или изменил, чтобы выставить себя в более выгодном свете. В фильме показана вся его жизнь: от детских лет до самой смерти.

Картина очень яркая, красочная и действительно красивая. Культура Китая самобытна, а некоторые традиции шокируют и не поддаются пониманию: ситуация с матерью императора, с его кормилицей и с его жёнами, к примеру. Длится лента больше трёх часов, но этого времени совершенно не замечаешь, потому что происходящее тебя медленно затягивает в свою чарующую атмосферу и отвлечься от просмотра невозможно. И хотя некоторые моменты упущены, как к примеру, наличие третьей жены императора и многочисленных наложниц, фильм рекомендую всем любителям истории и неспешного детального повествования.

10 июля 2023 | 07:09
  • тип рецензии:

Государство в государстве - Запретный Город, в котором вот уже десять тысяч лет существует отдельная жизнь, но жизнь не менее захватывающая, чем за пределами стен этого города...

'Последний император' цепляет абсолютно всем. Сюжетом: жизнь последнего монарха Китая с раннего детства до самой смерти, увидевшего, как стены Запретного Города перестали быть границей с внешним миром. Декорациями и пейзажами: зрителю, привыкшему видеть на экране американскую провинцию и мегаполисы, особенно приятно наблюдать за экзотикой Азии. Актёрской игрой: поначалу кажется, что её недостаёт, но понимаешь, что это фильм о хладнокровном и немного жестоком человеке, что фильм о китайцах - эмоционально сдержанном народе. И, конечно, потрясающая режиссура Бертолуччи сделала своё дело.

Единственный минус - картина получилась несколько затянутой. Без некоторых моментов 'Последний император', как мне кажется, ничего бы не потерял.

Но в целом это завораживающий и потрясающий фильм. Его обязательно стоит посмотреть всем!

9 из 10

10 ноября 2013 | 20:28
  • тип рецензии:

Мне понравился этот фильм на столько что я решила даже разрекламировать его рецензией. Кроме удивительной судьбы человека о котором рассказывается в фильме, мне очень понравился смягчённый сценарий относительно исторических данных, все герои в позитивном свете представлены.

Понравилась игра главного актёра. И его собственная судьба тоже очень необычна !Масштабные съёмки в Закрытом городе его детства тоже впечатляющи. Я до сих пор думаю каково это за одну жизнь побывать императором и садовником, что должно быть в душе этого человека...Много эмоций вызывает этот фильм. Для любителей истории народов Азии особенно он интересен будет мне кажется.

25 августа 2013 | 17:13
  • тип рецензии:

Есть император и есть новый Китай, сохранивший монархию, но только как символ. Императору отводят закрытый город как резиденцию и он заперт в этом закрытом городе как политическая сила, изолирован. Китай более не монархия, его монарх номинален, но существует. Казалось бы, можно остановиться на идее монарха-номинальной фигуры, но судьба императора оказывается жестче к нему. Что это – быть номинальной фигурой? Легко провозгласить это, но, задумавшись над этим, оказывается, что это невыносимо. Император в Китае – сакральная фигура и, как у сакральной фигуры, каждый чих императора политизирован. Его не просто отстраняют от власти – его отстраняют от всего китайского, ибо что он не делай по-китайски – все политика. Это не английский король – императора прячут от китайцев, запирая в его резиденции. Жить взаперти там и не дышать по-китайски – вот удел императора. Все китайское закрыто для него, ибо что он не делай по-китайски, все будет политикой. На самом деле это страшно, это полная изоляция от родины. Чтобы как-то скрасить его кошмар, ему выписывают говорящую игрушку из Америки – мистера Джонстона, который знакомит императора с западной культурой, поскольку любое участие императора в китайской культуре нежелательно. Как сегодня в компьютерных играх, императору создают альтернативную виртуальную реальность в которой можно играть, удовлетворяя любознательность и склонность к играм. Процессор этой игры – мистер Джонстон. Он то и интересует меня более всего.

Каково это – быть человеком-приятным развлечением, человеком-суррогатом жизни, быть носителем альтернативной, эфемерной реальности как мистер Джонстон? Надо понять, что он не учитель. Императора не берутся обучать американской культуре и мистер Джонстон не держит над его задницей розги, вдалбливая ему «a, b, c, d». Мистер Джонстон приглашен не за этим. Он приглашен к императору как развлечение, как человек, способный создать для него вторую реальность взамен той таинственной и сакральной – реальности Китая, – которая для императора всегда закрыта. Роль эта требует поразительных деликатности, кротости.

Как вам мистер Джонстон? Человек- “on”, человек- «off», человек - “pause”? Удивительно, что мистер Джонстон – этот человек-игра – оказывается единственным добросердечным человеком при императоре при дворе – сочувствует ему и борется за его благополучие. Этот американец не унижен и не чувствует себя униженным, сохраняя чувство собственного достоинства, а именно добрую волю, которая и является показателем наличия чувства собственного достоинства в любой ситуации. Кажется, что у него на родине все вот так же вот играют друг в друга, так что это удивительное состояние человека-qwest, “веселой фермы”, «warcraft” – для него естественно. Во всяком случае мистер Джонстон – любопытный пример западного культуртрегера, сумевший не на шутку увлечь императора западной культурой, вырабатывая рефлекс, что западное – любопытно и приятно. Этим вот «любопытно и приятно» удили и советских в «холодную войну». Все китайское, советское – норовисто, ответственно, закрыто, запутано, темно и тут просвет – игра, Запад, мистер Джонстон, который всему учит шутя и не докучает строгой моралью, понявший, еще Иисусово, «иго мое легко, а бремя мое сладость». Бертолуччи снимает фильм и, думаю, не скрывает желания выйти на гигантский китайский рынок, выставляя как наживку мистера Джонстона – прекрасного психолога и дипломата. Остается распахнуть ему объятия, так как он, в отличие от окружающих императора фанатиков, единственный, кто способен предложить … прекрасное приключение, чего, собственно, единственно разумно ожидать от жизни.

20 февраля 2011 | 17:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: