всё о любом фильме:

Последний император

The Last Emperor
год
страна
слоган«He was the Lord of Ten Thousand Years, the absolute monarch of China. He was born to rule a world of ancient tradition. Nothing prepared him for our world of change»
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийМарк Пиплоу, Бернардо Бертолуччи, Энцо Унгари, ...
продюсерДжереми Томас, Джон Дэйли, Франко Джовале, ...
операторВитторио Стораро
композиторДэвид Бирн, Рюити Сакамото, Цун Су
художникФердинандо Скарфьотти, Мария-Тереза Барбассо, Джанни Джованьони, ...
монтажГабриэлла Кристиани
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  10.8 млн,    Франция  4.73 млн,    Германия (ФРГ)  3.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время166 мин. / 02:46
Он был повелителем миллиарда человек. Ему было уготовано «десять тысяч лет счастья». Но мир древних традиций рухнул под напором века перемен… В 1908 году трехлетний Пу И, последний из династии, тысячи лет правившей «Поднебесной империей», был возведен на Трон Дракона.

К императору-ребенку относятся как к божеству. Он может делать все, кроме одного — покидать пределы своего дворца. В Запретный город не долетают «ветры перемен», сотрясающие мир за его стенами. Но жизнь последнего императора Китая оказывается частью всей великой истории XX века.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
54 + 5 = 59
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 219 минут.
    Трейлер 01:03
    все трейлеры

    файл добавилWatanabe

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Разочаровавшись в современной политике и культуре Европы, не желая даже работать на этом континенте, выдающийся итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи отправился в Китай, к тому же заручившись поддержкой британского продюсера Джереми Томаса, на счету которого была такая заметная лента «азиатской тематики», как «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» японца Нагисы Осимы. А Бертолуччи решил перенести на экран историю жизни последнего китайского императора Пу И, написанную им самим, а также воспоминания англичанина Реджиналда Джонстона, который был учителем и советником властителя, в общем-то, никогда не обладавшего реальной властью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 68 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эпическая сага о последнем китайском императоре Пу И (1905 — 1967), пережившем три исторические эпохи и проведшем в застенках 44 года из 62-х лет своей жизни. Сначала в Запретном городе, затем в роли правителя в Манчьжоу-Го, потом в советском плену и плюс в китайском концлагере. Драматизм особого рода судьбе Пу И придавал тот факт, что он стал императором в 1908 году, то есть в возрасте трёх лет. А уже в шесть лет Пу И пережил первую эпохальную революцию, когда в Китае была провозглашена республика.

    Подробно показывая именно детские годы, предшествовавшие появлению государства нового типа, Бертолуччи будто стремится проникнуть в тайну «утраченного времени». Ибо потом наступает эпоха, когда всё обретает свою полную противоположность, всё, кроме осознания внутренней свободы. На примере судьбы Пу И режиссёр стремится утвердить тезис о тщетности и бесплодности человеческих усилий как приспособиться к ходу истории, так и самому что-либо в ней изменить.

    Сопоставление глобальных исторических катаклизмов с судьбой «вечного» затворника давало Бертолуччи возможность, с одной стороны, продолжить разработку ключевой темы своего творчества, посвященного анализу влияния революционных преобразований на ход истории. А с другой — отразить тот непреложный факт, что, несмотря на множество глобальных социальных изменений, Китаю удалось сохранить непрерывность многовековых традиций.

    Задействовав едва ли не рекордное в истории кино число статистов — 19 тысяч человек и 60 актёров только лишь на основные роли, великий итальянец снял фильм, в первую очередь, о конкретной человеческой судьбе, чему и была подчинена вся глобальность этого суперколосса. Бертолуччи вполне достойно распорядился огромным для неголливудского производства капиталом, сняв по книге воспоминаний англичанина Реджиналда Джонстона величественную эпопею.

    Уже после объявления претендентов на «Оскар» стало понятно, что главным фильмом года академики назначили «Последнего императора», выдвинутого по максимальному числу номинаций. Всё потому, что картина наилучшим образом отвечала представлениям о так называемом «большом стиле». Четыре оставшихся претендента на главную статуэтку — «Роковое влечение», «Теленовости», «Надежда и слава», «Очарованные луной» — на его фоне выглядели явно неконкурентоспособными.

    11 июня 2014 | 07:50

    Фильм о непростой жизни последнего императора Китая. Императора существующего, как символ. Жизнь в закрытом городе, где каждый угождает Пу И, ведь император — это ребёнок-божество.

    Но им манипулировали сначала евнухи, а повзрослев управление переняла на себя Японская империя, жаждущая власти. Роль марионетки преследовала его на протяжении большей части жизни.

    И лишь под конец своего жизненного пути, он казалось бы обрёл свободу, освободившись из тюрьмы он вошёл в мир простым садовником без почтенного статуса.

    Данная картина требует осознанного подхода зрителя, понимания, что тот собирается смотреть. Это удивительная история, трагичная и изматывающая, неуклонно поражающая собой. Я и не вспомню, сколько раз пыталась посмотреть «Последнего императора», хотя фильм ожидал давно, но до определённого момента это было не возможно. Так и должно было быть. В свои 15-16 лет я бы его просто не оценила и пропустила мимо, на него попросту не хватило бы сил.

    Главный актёр «император» — Джон Лоун сотрясает душу свои героем. В лице молодого императора вы видите самоуверенность, но в то же время в этих глазах видна та тяжесть, которая прилагается к статусу фактически «несуществующего» императора. Каково понимать, что твоё величие раздуто, ровно до размеров закрытого города? С правдой тяжело сталкиваться, тяжело начинать жить по-новому, потерянность и наивность очень часто сопровождают Пу И. Запоминается его лицо в конце картины, его состояние — спокойствие, его оставили в покое, наконец-то. А трогательный момент, где он возвращается на трон, будто все трагедии были не в этой жизни.

    Ещё хотелось бы отметить Питера О`Тула. Он играет Джонстона, воспитателя Пу И и выглядит как истинный англичанин. С ним маленький император приобретает помимо воспитателя ещё и единственного надёжного человека, можно даже сказать друга, т. к. евнухи стремились лишь набить свои карманы. Джонстон в свою очередь всячески помогал и поддерживал Пу И.

    О`Тул крайне очарователен, его игра узнаваема и каждая роль самобытна. Джонстон — человек уверенный, спокойный и стремительный. О`Тул прекрасно с этим справился.

    Фильм несомненно красивый, атмосфера, костюмы, обычаи и музыка забирают на время к себе, желая погрузить в одновременно удивительную и печальную историю.

    Это не простое кино, оно требовательно к зрителю и пускай местами может показаться, что оно затянуто, но после просмотра об этом даже как-то не особо вспоминаешь. Остаётся только осознание, что это действительно стоящая картина.

    9 из 10

    30 августа 2013 | 13:00

    Представьте себе идеальное государство с монархическим режимом. Люд носит императора и его имя на руках, видит его по праздникам, а слышит о нём каждый день, люди ему покланяются, выходят на улицы отмечать его день рождение и всё это под (условно) синими флагами.

    А теперь представьте себе идеальное государство коммунистического режима с культом личности. Общество одетое как один, носит своего лидера насажденного как культ личности на руках, видит его портрет каждый день, а слышит о нём каждую минуту, люди ему поклоняются, выходят на улицы отмечать его день рождение и день труда, и всё это под (условно) красными стягами.

    Разница во взглядах на эти два режима у простых смертных представителей общества велико? Да не очень-то. И вот Китай прошёл через это за короткое время, изменив свои взгляды, складывающиеся тысячи лет, правда, до идеального мира не дошло, не до не после революции и свержения императора.

    Об этом-то императоре Пу И, и снял когда-то в 80-х годах прошлого века свой фильм «Последний император» итальянский кинорежиссёр и поэт Бернардо Бертолуччи, фильм, который удостоился 9 Оскаров, в том числе и за лучший фильм и режиссёру, согласитесь впечатляюще.

    Фильм рассказывает об истории жизни последнего китайского императора, о том, как он, ещё не научившись завязывать себе шнурки, был провозглашён императором, о том как, уже не научившись завязывать себе шнурки был свергнут, обвинён в военных преступлениях и арестован.

    Повествование фильма режиссёром была проведена вообще выше всяких похвал, начало: тюрьма — заключенный N831 — уборная — перерезанные вены — отражение в зеркале. И, не говоря ключевой фразы: «говорят, перед смертью проносится вся жизнь», перед глазами героя проносятся ключевые эпизоды жизни, а позже возвращают его в настоящее, в камеру, где есть те, кто всегда поможет завязать шнурки, в комнату допросов, где перед следователем нужно рассказать о своём прошлом, и снова в прошлое, где осталась жизнь или же не осталась.

    Детство у Его Величества было тяжелое, оторвав от матери, его отправляют в закрытый для посторонних город, где молодой император должен править, не покидая пределов города. Однако, странно, монарх не видит и почти не слышит ничего о своём народе, а растёт он быстро, тут же появляется наставник для Его Величества шотландец, в исполнении Питера О` Тула, который никогда не бывает лишним, особенно в историческом фильме. Он становится для императора лучшим другом, возможно даже единственным другом, а то вокруг одни женщины и евнухи, которые только и думают, что бы стащить из императорского склада.

    А жизнь за стеной тем временем бурлит рекой, революции, новое руководство у нового государства, император остаётся руководителем уже почти не существующего государства (привет Михал Сергеевичу), но, как известно пришедшие во власть из «ниоткуда» люди быстро становятся жертвами своего положения, и уже набив карманы сами должны бежать, а тут как некстати, и международные конфликты, и император уже не маленький.

    Но, даже став взрослым, он остается марионеткой в руках других, если сначала им управляла армия евнухов, то теперь настал черед Японской империи, став у руля такого же государства — Маньчжоу-го, на северо-востоке Китая, которое просуществовало 13 лет, под фактическим руководством Японии и освобождённое от него только благодаря нашей Красной Армии.

    Несмотря, что рядом постоянно проходят разные военные конфликты, в фильме их нет, за все два с половиной часа, пару выстрелов и немного хроники, это хорошая находка, не представляю, как Бертолуччи удержался от соблазна показать ужасы революции и войны, могло получиться очень эффективно.

    Сцены с главным героем превосходны, актёр очень натурально играет, на его лице вся боль власти, ослепление этой властью, отсутствие ненависти к революционерам, благодарность другим людям. Человек, привыкший с детства командовать, научился с годами быть благодарным, может, это ему и не легко далось, всё-таки жизнь у него была тяжелая, у него было счастья обреченностью власти и несчастья лишения её, а позже и свободы.

    А всё-таки, потеряв свою свободу, он был свободнее, чем когда правил целым государством.

    Очень хороший фильм, несмотря на вяло текучесть, и долгий хронометраж фильм должен был понравиться тем, кому нравится драма одной личности. А тут ещё и красивая китайская музыка не говоря уже про декорации, в очень красивом китайском стиле. Фильм завораживает, но очень уж устаёшь при его просмотре, а к концу становится жаль, что всё прошло.

    25 октября 2006 | 13:12

    Эта биографическая драма стала, безусловно, классикой жанра. Мало кому удается снять биографию «в меру»: не затянуто, но и скрыв от зрителя половину жизни главного героя. Тем более если главный герой — Последний Император Китая.

    За крупной исторической фигурой мы наконец-то видим человека таким, каков он был на самом деле. Бертолуччи удалось полностью «обнажить» персонажа, показав его с той позиции, с какой мы не привыкли оценивать Вершителей Истории, показать его мир изнутри.

    Запретный город — место, в котором был коронован Император, в котором он жил и откуда правил своей страной. Запретный город — место, которое он не имел права покидать. По сути, Запретный город перестал быть географическим понятием в фильме. Запретный город — это то, что Император носил в себе, куда бы он ни поехал, где бы он не оказался: в самом ли городе, на троне Маньчжоу-Го или в тюрьме. Ворота перед ним были всегда закрыты, решения приняты, а ему оставалось только смириться и «подписывать», пребывая в святой уверенности, что он лучший (что же еще мог думать о себе человек, которого обожествляла целая нация едва ему исполнилось 3). Но вот стена пала, он наконец-то покинул свой собственный Запретный город, обрел свободу. Как долго он к этому шел, какой трудный был путь… все это прекрасно освещено в фильме.

    Не могу не отметить глубоко поразившую меня игру Джоан Чэнь. Она была нежной и любящей, верной и понимающей, растоптанной и брошенной, сломанной и потерянной. И все это отражалось в ее глазах. Мне кажется, такое не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Вообще, актерская игра в фильме на высшем уровне. Каждый из актер вобрал в себя своего персонажа, прожив его жизнь на экране, им нельзя не верить.

    И, конечно, не могу не воздать должное декорациям. Уникальная атмосфера, вся самобытность китайской культуры, столь сложно поддающейся пониманию и трактовке западного человека, переданы просто идеально. Безусловно, количество задействованных актеров массовки, убранство комнат и роскошные костюмы впечатлят любого.

    Несмотря на достаточно большую длительность, фильм смотрится на одном дыхании, 3 часа пролетают совсем незаметно. Браво режиссеру, словом!

    10 из 10

    13 ноября 2011 | 04:12

    Прошли те времена, когда кинематографисты в амбициозной попытке брались за масштабные исторические фильмы, не жалея времени, денег и сил, снимали в натуральных локациях и добивались поразительных кадров грандиозных сцен. Величественная картина выдающегося итальянского визионера Бернардо Бертолуччи «Последний император» явилась одной из последних искусно выполненных исторических фильмов конца прошлого столетия.

    Бертолуччи в соавторстве с Марком Пиллоу решился на эпическую экранизацию биографии последнего правителя Китайской империи, Пу И, в некоем смысле используя жизнь императора как рефлексию знаменательных событий ХХ века. Преподнеся повествование в прижившейся форме без зачина, постановщик разбавляет развязку множественными флешбэками, отражающими жизнь Пу И. Бертолуччи не спешит сыпать сценами действий и накаленных конфликтов, предпочитая весьма размеренное и неспешное повествование, потихоньку затягивая зрителя в жизнь-ловушку главного героя. Произвольные эпизоды из рутинной жизни молодого императора, вроде купания при помощи слуг или несбыточность желания прокатиться на велосипеде за границами дворца, подчеркивают его несостоятельность и участь заложника своей судьбы. Манера изложения режиссера спасает фильм в плане смотрибельности, позволяя зрителю наслаждаться вовсе не героическими подвигами протагониста, как положено в исторических фильмах, а портретом жизни необычайной личности.

    Возвращаясь к отображению прошлого столетия, стоить заметить, как искусно Беролуччи сплавляет богатую китайскую культуру с наступающим прогрессом и напряженностью войны. Бесподобной красоты полотно китайского дворца и аутентичных одеяний постепенными мазками и штрихам оборачивается мрачной картиной о разрушительном влиянии войны на страну. Появление героя Питера О’Тула, английского учителя, во дворце влечет за собой как противопоставление, так и слияние новшеств и традиций: обученный тонкостям западного этикета, юный император, уже по привычке поправляя новехонькие очки, теперь играет в теннис, сменив многослойное кимоно на белый спортивный костюм, и, выгнав слуг-евнухов, отныне предпочитает блестящие импортные машины старомодным носилкам. Постановщик размеренно добавляет сюжетные изменения, словно позволяя им незаметно подкрасться и видоизменить общее настроение фильма.

    Маэстро Бертолуччи непревзойденно рассказывает свою историю. Размашистая манера повествования, состоящая из панорамных или обзорных планов, перетекающих в приближение, или съемка статичной камеры, следующей за действием, обеспечивает масштабность изложению. Довольно редкий монтаж, в обычных случаях обрекающий нарратив на затянутость, придал картине нужную тягучесть, словно напоминая, о ком идет речь. При широком охвате камеры трудно не заметить малочисленность крупных планов: постановщик словно обуславливает для зрителя вуйаристкую позицию, тщательно избирая сцены, в которых позволяет на секунду подобраться к зрителю, чтобы через недолгий крупный ракурс заглянуть к персонажу в душу. Такая едва ощутимая дистанция в какой-то момент даже намекает на высокоэстетическую и искусную документалистику.

    Подчерк Бертолуччи вкупе с высококачественными второстепенными составляющими не только подчеркивает прекрасную китайскую культуру, но и представляет историю борьбы человека с собственной судьбой. Император Пу И был узником уготованной ему роли, стремящийся, будучи ребенком, вырваться за пределы замка, и, став мужчиной, принявший непомерную ношу. Он боролся за свою страну и ускользнувший титул, мимикрировал под иностранцев, распевая «Am I blue?» в костюме-тройке, стал политической куклой, преследуя устаревшие идеалы, оказался в переполненной тюремной камере и, наконец, обрел счастье, став обычным невзрачным садовником. Бертолуччи деликатно раскрывает тему развития и обучения императора, от бытового до душевного: научившись завязывать шнурки лишь в тюрьме, взрослый Пу И изменяется до неузнаваемости, избавляясь от последних тягот судьбы и традиций, присущих Сыну Небес, примеряясь с собственными ошибками и обретая долгожданное спокойствие.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 09:29

    За что дали фильму столько Оскаров — не очень понятно, ибо сюжет довольно затянут и если бы я не был любителем Китая, вряд ли бы досмотрел до конца. А так смотришь — все сплошь знакомые детали: красные колонны, монахи в жёлтых шапках, красивые китаянки, толпы на велосипедах, вывески с иероглифами…

    7 из 10

    29 марта 2007 | 01:25

    Изумительный по зрелищности и эпической силе фильм. Он охватывает столетие и показывает грани между прошлым и настоящим, и то как эти грани столкнулись творя историю современности.

    Это история, это трагедия, это любовь и это непонятные нам, но прекрасные и утонченные традиции Азии. Какой может быть рецензия, если они описаны с такой точностью и красотой что дух захватывает, если происходящее на экране охватывает тебя даже если ты смотришь сквозь маленький экран старого монитора, если слезы бегут против воли и законов физики… только положительная.

    Знакомые с моими комментариями люди знают, что я не питаю уважения к награде американской киноакадемии, но когда их 9 и когда они были и номинированы и выиграны, все же это впечатляет, особенно если учитывать что в 87 году были представлены такие титаны кинематографа как Империя Солнца С. Спилберга, Роковое Влечение с Дугласом и Г. Клоуз, а также Неприкасаемые Б. де Пальма с Шоном Коннери и Кевином Костнером. Уверен все эти фильмы вызвали большой интерес у читателей данного комментария, ведь Последний Император эстетический шедевр, а вышеупомянутые фильмы принадлежат к тому же классу.

    Итак Китай. ПОднебесная, Запретный Город, и новый император, у ног которого склонилась в поклоне самая большая нация на планете. Ему 3 года, и он еще не знает, что ему суждено стать последним Императором старых традиций, которые длились почти 5000 лет, увидеть и пережить весь тот ужас, который страна пройдет на пути модернизации.

    Шедевр

    Здесь в принципе можно бесконечно долго писать. О том как правильно и аккуратно собран по эпизодам сюжет, его нелинейная подача. Можно хвалить изумительные костюмы и грим, который заставляет верить в то, что мы сейчас там, в Запретном Городе, вместе со всеми персонажами вдыхаем воздух Манчжурских гор. Можно бесконечно вслушиваться в звуки музыки, уникально подобранной и мелодичной, можно отметить танец коммунисток на площади или любоваться на чувства, связывающие английского патрона и его молодого ученика. Здесь блистает буквально все.

    Одним из интересных нонсенсов картины — ее малая популярность в России. Несмотря на солидные награды и золотых актеров и режиссера, она по-прежнему мало кому известна. Чтож, в кругах которые интересны не для всех, я хочу объявить о моем огромном уважении картине и ее режиссеру, и поставить единственно возможную оценку.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 01:56

    Одним из страшнейших проклятий в Китае является пожелание: «Чтоб ты жил в интересные времена» и в 1908 году, когда двухлетний Айсин Гёро Пуи стал императором Китая, ничто не предвещало перемен. Но уже через четыре года империя Цин рухнула и Пу И стал номинальным императором, запертым в Запретном городе, и Китай все глубже и глубже погрязал в революциях и гражданских войнах…

    Бернардо Бертолуччи сделал себе имя картинами с коммунистически-фрейдистским подтекстом, такими как «Перед революцией», «Конформист», «Двадцатый век», и заклейменным порнографией на момент выхода «Последним танго в Париже». Но после выхода не очень удачных «Луны» и «Трагедии смешного человека» и неудавшейся попытки снять экранизацию «Кровавой жатвы» Дэшила Хэммета Бертолуччи снимает фильм о последнем императоре государства Цин.

    В трактовке Бертолуччи Пу И, как и Марчелло Клеричи из «Конформиста» и Альфредо Берлингьери из «Двадцатого века», является прежде всего конформистом, неспособным вырваться из своего податливого состояния. Как в «Конформисте» и «Двадцатом веке», в данном фильме отчетливо проступают мотивы платоновского мифа о пещере. Главным постулатом мифа о пещере является неспособность людей воспринять истинную реальность, поскольку с детства заключены в определенные оковы, они могу быть любыми, которые не позволяют видеть только вещи перед глазами, а настоящие вещи и явления являются лишь тенями в глазах узников пещеры. И первой пещерой Пу И в трактовке данного фильме является Запретный город, в котором все остается по-прежнему на протяжении тысяч лет. Все происходящие бурные события за стенами Запретного города являются для обитателей этой пещеры лишь дальними отголосками, ничуть не затрагивающими их существование до определенного момента.

    Автор развивает миф о пещере после сцены изгнания Пу И из Запретного города в 1924 году, с него насильно срывают все оковы и позволяют увидеть все вещи и события в реальном свете и по сюжету у главного героя есть возможность окончательно порвать с пещерой и сбежать в Европу или США. Но Пу И, как истинный узник пещеры, недолго может находится вне пещеры и сломя голову бежит стать узником новой пещеры, в данном случае стать марионеточным правителем Маньчжоу-го. Данная пещера оказывается намного более жестокой, чем предыдущая, но Пу И, с детства привыкший быть игрушкой в чужих руках, после первоначального сопротивления снова становится покорным узником.

    Однако Бертолуччи более милостив к Пу И, чем к Марчелло Клеричи, он все-таки позволяет ему вырваться из оков пещеры в самом, на первый взгляд, неподходящем для этого места, а именно в тюрьме. Поначалу Пу И снова заточает себя в новую пещеру чувства вины и попытки возобновить отголоски прежнего образа жизни, но в роли освободителя в данном фильме выступает начальник тюрьмы. И он начинает с самых простых вещей, переведя Пу И из камеры, где он находился с родственниками и слугами в камеру к бывшим членам его марионеточного правительства, чтобы научить его выполнять элементарные вещи самостоятельно, начиная с завязывания шнурков. Начальник тюрьмы даже осуждает Пу И за самооговор («Почему ты признался в каждом пункте обвинения? Ты знал о многих вещах, происходящий в Маньчжоу-го, но никак не мог знать об испытаниях биологического оружия в Харбине! Ты только ответственен за то что ты сделал непосредственно!»), чтобы научить его видеть вещи в их реальном свете.

    После освобождения из тюрьмы Пу И, несмотря на нищенскую существование садовника, становится внутренне свободным, поскольку пещера разрушена. И во время Культурной революции, он уже видит узников новой пещеры, хунвейбинов, пытающихся заточить в нее начальника тюрьмы, обвиненного в ревизионизме и контрреволюции. И в финальной сцене, когда Пу И приходит в запретный город в качестве посетителя, он уже является лишь сторонним наблюдателем и он обрел внутреннюю гармонию.

    Это является одним из вариантов прочтения трактовки фильма, как и «Конформист», его можно прочитать с совершенно разных позиций: марксисткой, фрейдисткой, исторической и т. д. Благодаря этому, «Последний император» является фильмом, который всегда будет интересно смотреть и пересматривать и он не устареет.

    10 из 10

    31 июля 2013 | 16:04

    Есть император и есть новый Китай, сохранивший монархию, но только как символ. Императору отводят закрытый город как резиденцию и он заперт в этом закрытом городе как политическая сила, изолирован. Китай более не монархия, его монарх номинален, но существует. Казалось бы, можно остановиться на идее монарха-номинальной фигуры, но судьба императора оказывается жестче к нему. Что это — быть номинальной фигурой? Легко провозгласить это, но, задумавшись над этим, оказывается, что это невыносимо. Император в Китае — сакральная фигура и, как у сакральной фигуры, каждый чих императора политизирован. Его не просто отстраняют от власти — его отстраняют от всего китайского, ибо что он не делай по-китайски — все политика. Это не английский король — императора прячут от китайцев, запирая в его резиденции. Жить взаперти там и не дышать по-китайски — вот удел императора. Все китайское закрыто для него, ибо что он не делай по-китайски, все будет политикой. На самом деле это страшно, это полная изоляция от родины. Чтобы как-то скрасить его кошмар, ему выписывают говорящую игрушку из Америки — мистера Джонстона, который знакомит императора с западной культурой, поскольку любое участие императора в китайской культуре нежелательно. Как сегодня в компьютерных играх, императору создают альтернативную виртуальную реальность в которой можно играть, удовлетворяя любознательность и склонность к играм. Процессор этой игры — мистер Джонстон. Он то и интересует меня более всего.

    Каково это — быть человеком-приятным развлечением, человеком-суррогатом жизни, быть носителем альтернативной, эфемерной реальности как мистер Джонстон? Надо понять, что он не учитель. Императора не берутся обучать американской культуре и мистер Джонстон не держит над его задницей розги, вдалбливая ему «a, b, c, d». Мистер Джонстон приглашен не за этим. Он приглашен к императору как развлечение, как человек, способный создать для него вторую реальность взамен той таинственной и сакральной — реальности Китая, — которая для императора всегда закрыта. Роль эта требует поразительных деликатности, кротости.

    Как вам мистер Джонстон? Человек- «on», человек- «off», человек — «pause»? Удивительно, что мистер Джонстон — этот человек-игра — оказывается единственным добросердечным человеком при императоре при дворе — сочувствует ему и борется за его благополучие. Этот американец не унижен и не чувствует себя униженным, сохраняя чувство собственного достоинства, а именно добрую волю, которая и является показателем наличия чувства собственного достоинства в любой ситуации. Кажется, что у него на родине все вот так же вот играют друг в друга, так что это удивительное состояние человека-qwest, «веселой фермы», «warcraft» — для него естественно. Во всяком случае мистер Джонстон — любопытный пример западного культуртрегера, сумевший не на шутку увлечь императора западной культурой, вырабатывая рефлекс, что западное — любопытно и приятно. Этим вот «любопытно и приятно» удили и советских в «холодную войну». Все китайское, советское — норовисто, ответственно, закрыто, запутано, темно и тут просвет — игра, Запад, мистер Джонстон, который всему учит шутя и не докучает строгой моралью, понявший, еще Иисусово, «иго мое легко, а бремя мое сладость». Бертолуччи снимает фильм и, думаю, не скрывает желания выйти на гигантский китайский рынок, выставляя как наживку мистера Джонстона — прекрасного психолога и дипломата. Остается распахнуть ему объятия, так как он, в отличие от окружающих императора фанатиков, единственный, кто способен предложить … прекрасное приключение, чего, собственно, единственно разумно ожидать от жизни.

    20 февраля 2011 | 17:49

    Фильм-биография о жизни последнего императора Китая с рождения и до самого конца. Уже одно описание может вызвать или дичайший интерес или зевок. Но огромное количество Оскаров всё-таки склонили меня к любопытству.

    Фильм очень длинный, что, в принципе, закономерно, все-таки исторический; очень атмосферный, все-таки Китай; очень красивый, опять-таки — Китай. Но при этом бесконечно сухой, ибо история; скучный (опять же, история); местами непонятный и сбивчивый, как мне показалось, так как история чуждой страны, которая далека от меня духовно настолько же, насколько и физически.

    Да, как и любого другого человека, меня интересует Китай и Восток в целом, ибо это совершенно другие традиции, устои, образ жизни, и прочее и прочее, но, по моему мнению, создателям фильма не удалось сделать из картины нечто захватывающее, интересное, где-то таинственное, где-то сакральное. Я наблюдала за жизнью обыкновенного мальчика в стенах Запретного города, с которым странно обращались окружающие, но, в целом, ничего необычного или выдающегося в его жизни не было, кроме как титула.

    Я не увидела абсолютно ничего особенного, выдающегося, запоминающегося. Просто длинный фильм об исторической личности. Поэтому если вы не фанат истории, Востока и политики, фильм смело можно пропустить, не взирая на количество наград.

    6 из 10

    24 июня 2016 | 11:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>