всё о любом фильме:

Последний император

The Last Emperor
год
страна
слоган«He was the Lord of Ten Thousand Years, the absolute monarch of China. He was born to rule a world of ancient tradition. Nothing prepared him for our world of change»
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийМарк Пиплоу, Бернардо Бертолуччи, Энцо Унгари, ...
продюсерДжереми Томас, Джон Дэйли, Франко Джовале, ...
операторВитторио Стораро
композиторДэвид Бирн, Рюити Сакамото, Цун Су
художникФердинандо Скарфьотти, Мария-Тереза Барбассо, Джанни Джованьони, ...
монтажГабриэлла Кристиани
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  10.8 млн,    Франция  4.73 млн,    Германия (ФРГ)  3.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время166 мин. / 02:46
Он был повелителем миллиарда человек. Ему было уготовано «десять тысяч лет счастья». Но мир древних традиций рухнул под напором века перемен… В 1908 году трехлетний Пу И, последний из династии, тысячи лет правившей «Поднебесной империей», был возведен на Трон Дракона.

К императору-ребенку относятся как к божеству. Он может делать все, кроме одного — покидать пределы своего дворца. В Запретный город не долетают «ветры перемен», сотрясающие мир за его стенами. Но жизнь последнего императора Китая оказывается частью всей великой истории XX века.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
54 + 5 = 59
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 219 минут.
    Трейлер 01:03
    все трейлеры

    файл добавилWatanabe

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Разочаровавшись в современной политике и культуре Европы, не желая даже работать на этом континенте, выдающийся итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи отправился в Китай, к тому же заручившись поддержкой британского продюсера Джереми Томаса, на счету которого была такая заметная лента «азиатской тематики», как «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» японца Нагисы Осимы. А Бертолуччи решил перенести на экран историю жизни последнего китайского императора Пу И, написанную им самим, а также воспоминания англичанина Реджиналда Джонстона, который был учителем и советником властителя, в общем-то, никогда не обладавшего реальной властью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 68 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Охват и объем этой картины столь велик, а хронометраж столь длителен, что писать отзыв об этом великом творении Бертолуччи тяжело, но вместе с этим приятно.

    Впадая в эйфорию от красоты и насыщенности блеска, богатого убранства помещений и декораций, невольно вливаешься в атмосферу фильма.

    Марионеточное государство Маньчжоу-Го, основанное в 1932 году, входило в состав Маньчжурии, но контролировалось Японией, т. к. Япония аннексировала эту территории Северо-Восточного Китая.

    Картина повествует о жизни последнего императора солнечного Царства — Ай Син Гиоро Пу И.

    С самого раннего детства его приучили к роскошной жизни. Не зная бед и ненастий, юный Пу И учится и взрослеет под руководством своего учителя — шотландца Джонстона.

    Находясь в своем маленьком «мире», в своей маленькой Империи, Генри (так он называл себя в общении с европейцами) и не подозревает, что является всего-лишь марионеткой в руках японских властей.

    В 1988 году «Последний Император» Бернардо Бертолуччи заслуженно получил 9 статуэток «Оскара в номинациях: лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, работа оператора, работа художника, дизайн костюмов, звук, монтаж, музыка (обойдя «Неприкасаемых» Эннио Морриконне).

    9 номинаций и 9 Оскаров.

    Спасибо Бертолуччи за этот великолепный полноценный фильм.

    26 августа 2008 | 15:44

    Фильм-биография о жизни последнего императора Китая с рождения и до самого конца. Уже одно описание может вызвать или дичайший интерес или зевок. Но огромное количество Оскаров всё-таки склонили меня к любопытству.

    Фильм очень длинный, что, в принципе, закономерно, все-таки исторический; очень атмосферный, все-таки Китай; очень красивый, опять-таки — Китай. Но при этом бесконечно сухой, ибо история; скучный (опять же, история); местами непонятный и сбивчивый, как мне показалось, так как история чуждой страны, которая далека от меня духовно настолько же, насколько и физически.

    Да, как и любого другого человека, меня интересует Китай и Восток в целом, ибо это совершенно другие традиции, устои, образ жизни, и прочее и прочее, но, по моему мнению, создателям фильма не удалось сделать из картины нечто захватывающее, интересное, где-то таинственное, где-то сакральное. Я наблюдала за жизнью обыкновенного мальчика в стенах Запретного города, с которым странно обращались окружающие, но, в целом, ничего необычного или выдающегося в его жизни не было, кроме как титула.

    Я не увидела абсолютно ничего особенного, выдающегося, запоминающегося. Просто длинный фильм об исторической личности. Поэтому если вы не фанат истории, Востока и политики, фильм смело можно пропустить, не взирая на количество наград.

    6 из 10

    24 июня 2016 | 11:08

    Не в первый раз я попадаюсь на крючок, интересуясь фильмом, вызвавшим такую тотальную похвалу у критиков и получившим безумное количество наград. Нажав на play, я ждала ошеломляющих видов, костюмов, хотелось окунуться в другой мир, сложный, красивый, таинственный и манящий своей загадочностью. После просмотра у меня остались смешанные чувства, возникли вопросы к сценаристам, гримерам и постановщикам массовых сцен, но по порядку!

    Фильм основан на реальных событиях и уже хорошо, что благодаря создателям у нас появилась возможность заглянуть в «Запретный город» мальчика Пу, пострадавшего ровным счетом из-за своей наследственности. Именно пострадавшего — великий император предстает перед нами нежным, хрупким человеком, лишенным всяческих человеческих радостей, но имея при этом весь мир у своих ног. Классическая история про «Золотую клетку» удовлетворила мои запросы на виды, костюмы, таинственный мир Китая. Но, к сожалению, сказка заканчивается и мы видим серые будни, мужчину загнанного в угол и весь мир, стоявший когда-то у ног, готов обрушиться, дай только слабину. В череде переплетающихся событий между прошлым и настоящим теряются многие детали, ускользнувшие не только от зрителя, но видимо и от режиссера. Присутствует ощущение торопливости что ли. Как будто в ограниченный период времени создатели хотели охватить как можно большее количество важных событий, не заботясь о деталях. Так, например многие сюжетные линии в фильме возникают быстро, спонтанно и, к сожалению, так же быстро заканчиваются, оставляя зрителя в недоумении. Новые персонажи вводятся резко и без прелюдий, так сказать. Сумбурно дело обстоит и со сценами массовой народной любви или же наоборот ненависти. Чего-чего, а отточенности и синхронности в действиях Китаю всегда было не занимать, к сожалению, с экрана не передались, те завораживающее эмоции, возникающие при виде всеобщего поклонения или массовых танцев. Кажется, что опять не хватило времени. И наконец грим. Я конечно не профессионал и кино смотрю исключительно с целью развлечения и познавания нового. Но в 52 года стареющий император смотрится на все 30! Несуразная старческая походка добавляет больше иронии, нежели косвенно указывает на возраст. А волосы актеру не потрудились даже как следует «сседить». Возможно все это придирки, и тогда в 1987г. на такие мелочи не обращали внимания и зритель был не избалован качеством создания киношедевров, но торопливость работы над лентой прослеживается на протяжении всего фильма, поэтому 9 Оскаров — это невероятно, но недостаточно для всеобщей любви!

    6 из 10

    12 марта 2012 | 23:11

    Одним из страшнейших проклятий в Китае является пожелание: «Чтоб ты жил в интересные времена» и в 1908 году, когда двухлетний Айсин Гёро Пуи стал императором Китая, ничто не предвещало перемен. Но уже через четыре года империя Цин рухнула и Пу И стал номинальным императором, запертым в Запретном городе, и Китай все глубже и глубже погрязал в революциях и гражданских войнах…

    Бернардо Бертолуччи сделал себе имя картинами с коммунистически-фрейдистским подтекстом, такими как «Перед революцией», «Конформист», «Двадцатый век», и заклейменным порнографией на момент выхода «Последним танго в Париже». Но после выхода не очень удачных «Луны» и «Трагедии смешного человека» и неудавшейся попытки снять экранизацию «Кровавой жатвы» Дэшила Хэммета Бертолуччи снимает фильм о последнем императоре государства Цин.

    В трактовке Бертолуччи Пу И, как и Марчелло Клеричи из «Конформиста» и Альфредо Берлингьери из «Двадцатого века», является прежде всего конформистом, неспособным вырваться из своего податливого состояния. Как в «Конформисте» и «Двадцатом веке», в данном фильме отчетливо проступают мотивы платоновского мифа о пещере. Главным постулатом мифа о пещере является неспособность людей воспринять истинную реальность, поскольку с детства заключены в определенные оковы, они могу быть любыми, которые не позволяют видеть только вещи перед глазами, а настоящие вещи и явления являются лишь тенями в глазах узников пещеры. И первой пещерой Пу И в трактовке данного фильме является Запретный город, в котором все остается по-прежнему на протяжении тысяч лет. Все происходящие бурные события за стенами Запретного города являются для обитателей этой пещеры лишь дальними отголосками, ничуть не затрагивающими их существование до определенного момента.

    Автор развивает миф о пещере после сцены изгнания Пу И из Запретного города в 1924 году, с него насильно срывают все оковы и позволяют увидеть все вещи и события в реальном свете и по сюжету у главного героя есть возможность окончательно порвать с пещерой и сбежать в Европу или США. Но Пу И, как истинный узник пещеры, недолго может находится вне пещеры и сломя голову бежит стать узником новой пещеры, в данном случае стать марионеточным правителем Маньчжоу-го. Данная пещера оказывается намного более жестокой, чем предыдущая, но Пу И, с детства привыкший быть игрушкой в чужих руках, после первоначального сопротивления снова становится покорным узником.

    Однако Бертолуччи более милостив к Пу И, чем к Марчелло Клеричи, он все-таки позволяет ему вырваться из оков пещеры в самом, на первый взгляд, неподходящем для этого места, а именно в тюрьме. Поначалу Пу И снова заточает себя в новую пещеру чувства вины и попытки возобновить отголоски прежнего образа жизни, но в роли освободителя в данном фильме выступает начальник тюрьмы. И он начинает с самых простых вещей, переведя Пу И из камеры, где он находился с родственниками и слугами в камеру к бывшим членам его марионеточного правительства, чтобы научить его выполнять элементарные вещи самостоятельно, начиная с завязывания шнурков. Начальник тюрьмы даже осуждает Пу И за самооговор («Почему ты признался в каждом пункте обвинения? Ты знал о многих вещах, происходящий в Маньчжоу-го, но никак не мог знать об испытаниях биологического оружия в Харбине! Ты только ответственен за то что ты сделал непосредственно!»), чтобы научить его видеть вещи в их реальном свете.

    После освобождения из тюрьмы Пу И, несмотря на нищенскую существование садовника, становится внутренне свободным, поскольку пещера разрушена. И во время Культурной революции, он уже видит узников новой пещеры, хунвейбинов, пытающихся заточить в нее начальника тюрьмы, обвиненного в ревизионизме и контрреволюции. И в финальной сцене, когда Пу И приходит в запретный город в качестве посетителя, он уже является лишь сторонним наблюдателем и он обрел внутреннюю гармонию.

    Это является одним из вариантов прочтения трактовки фильма, как и «Конформист», его можно прочитать с совершенно разных позиций: марксисткой, фрейдисткой, исторической и т. д. Благодаря этому, «Последний император» является фильмом, который всегда будет интересно смотреть и пересматривать и он не устареет.

    10 из 10

    31 июля 2013 | 16:04

    На заре нового века в далекой Поднебесной был коронован новый император. И это история о нем.

    Бернардо Бертолуччи создал по настоящему масштабный и значимый фильм. Он увековечил жизнь последнего императора династии Айсин Гёро- Пуи. Целая веха современной истории уместилась в 219 минут. Кому-то этот хронометраж покажется чудовищно большим, но фильм развивается абсолютно естественно, и он не кажется затянутым. Не будем забывать о том, что речь идет об истории растянувшейся на шестьдесят лет.

    Отлично передана культура Китая того времени. В первой половине фильма Бертолуччи отводит этому главную роль. Внимание уделяется как общим планам, так и мелочам. Картинка насыщена танцами, костюмами, массовкой и декорациями. Все это сопровождается грамотно подобранной музыкой.

    Но, главной заслугой режиссера является то, как он сумел рассказать обо всех тяготах и лишениях Пуи, а также всей противоречивости того времени. На начало века приходится огромное количество событий, порой ужасных. Бертолуччи виртуозно объясняет все происходящее абсолютно понятным всем языком, без применения каких либо кровавых и душещипательных сцен. Все это происходит за кадром, и режиссер лишь только отсылает нас к ним. В фильме нет недосказанности, но в тоже время он пропитан философским отношением к жизни.

    Что касается актеров, то тут все справились на «Ура». Не хочу особенно кого-то выделять, лишь скажу что в очередной раз было приятно видеть Питера О’Тула.

    Отличный фильм. Всем рекомендую.

    8 из 10

    14 августа 2012 | 13:50

    Думаю, что каждый из нас в детстве мечтал, чтобы всю работу делали за него, чтобы не было никаких обязанностей, иметь полную свободу действий. У последнего императора Китая, который взошел на престол в возрасте 3-х лет, все это было. Даже более того ему поклонялись как богу, носили его на руках, ему служило несколько сотен человек, которые ежедневно оберегали его и не отходили от него ни на шаг. Но за все это он поплатился свободой. Причем в прямом смысле этого слова. Он был обречен сидеть в запретном городе до конца жизни. При этом, будучи императором, он был отстранен от политики и не совершал никаких политических действий.

    Император Пу И провел в закрытом городе огромную часть жизни. Попытки сбежать не удавались, и он смерился со своей судьбой. Но позже его арестовали и вывезли из его «тюрьмы». И как бы странно это не звучало, попав в настоящую тюрьму, он стал свободным. Он смог рассказать историю своей жизни. О том, что же на самом деле произошло между ним и японским правительством, о годах, которые он провел в заточении, о дружбе с шотландским учителем Джонстоном, который значительно повлиял на жизнь императора.

    В картине Бернардо Бертолуччи очень красиво и изящно передана китайская культура, что сделать очень сложно из-за того, что она очень изящна и абсолютно уникальна. Здания в закрытом городе где Пу И провел огромную часть своей жизни, одежда слуг, которые всегда окружали императора. И конечно наряды самого монарха, в которые его одевали с 3-х лет. Мебель и другие предметы восхитительно предавали атмосферу и дух китайской культуры.

    Картина «Последний император» затрагивает всю жизнь Пу И, с самого вхождения на Трон Дракона и до конца его жизни, когда он был выпущен из тюрьмы и стал свободным человеком. Конечно картин, которые рассказывают о всей жизни одного человека очень много, но этот фильм кардинально отличается от всех подобных.

    В общем «Последний император» это идеальная биографическая драма. Сложно найти минус в этом фильме. Потрясающая актерская игра, великолепные костюмы и декорации, интересная история, которую изобразил Бернардо Бертолуччи, и все происходящее на экране сопровождается хорошей музыкой. «Последний император» получил 9 статуэток Оскар, в том числе и главную за Лучший фильм. Это еще больше подчеркивает, что еще более подчеркивает то, что этот фильм является шедевром.

    11 ноября 2011 | 16:38

    До пяти лет относись к ребенку как к богу, с пяти до пятнадцати — как к рабу, после пятнадцати — как к равному (псевдояпонская мудрость)

    Начало двадцатого века стало для Китая чем-то сродни эпилептическому приступу, череде болезненных бесконтрольных судорог перемен. Трескалась нефритовая скорлупа империи, изнутри рвалось нечто новое, кто бы еще знал, что именно. Повелители Войны, окровавленными руками рвавшие друг у друга страну, были солидарны в части разрушения до основания «мира насилья», под которые каждый новый временщик понимал предыдущий режим. До построения мира нового руки не доходили, в отдалении уже снова слышались выстрелы и топот сапог. Недалек тот час, когда за стол военной политики сядет Япония и, невозмутимо улыбаясь, урвет богатый северо-восток. Манчжоу-го — социально-политический эксперимент не на «десять тысяч лет счастья», но на скорбную чертову дюжину. Благо, государь под рукой: хранимый китайцами про запас обломок династии Цин, мальчик, приученный повелевать живыми игрушками и танцевать, когда дернут за нитку.

    Восклицанием в начале (конце?) сюжета — сцена неудавшегося самоубийства. Вода в раковине наливается цветом темного рубина, таким ярким в этом выхолощенном мире победившего хаки. В зеркале — половина бледного лица, взгляд, обращенный вовнутрь, к давнему дню, когда трехлетнего Пуи привезли посмотреть на бабушку, хрипло смеявшуюся и умиравшую на своем пышном ложе в окружении собачек, евнухов и курятника из жен былых правителей. Отсюда и далее вся обозреваемая реальность предстает в отражениях, на перекрестье взглядов героев. Китай существует вовне истории, отдельно, бьется тяжелыми приливными волнами в стены дворцов и тюрем, гремит далекими оружейными залпами, ликует обрывками революционных песен. И мы вместе с Пуи прижимаемся ухом к брусчатке, пытаясь понять, что происходит, угадать истину за всеми этими отредактированными новостями, почтительными советами, отеческими наставлениями, пропагандистскими уроками. Всегда ошибочно. Всегда невпопад. За исключением двух коротких периодов, его (и наша) наша ойкумена замкнута стенами. Здесь не рождаются, сюда входят. Персонажи объявляются в сюжете незваными и нежданными, решительно распахивают дверь и так же, не спросясь, уходят: с пулей в виске, с расширенными от опиума зрачками, с отравленным развращенным сердцем.

    Их тени ложатся на лицо императора. Сам же он предстает всегда извне. Питер О’Тул сардонически поднимает бровь: его герою, воспитателю м-ру Джонстону, только что пожаловали «красную шапку, личный стул и четырех носильщиков». За изумлением — смех, за смехом — печаль, а под ней — тот же политический расчет и продиктованное им принятие вещей. Пусть при виде плачущего мальчишки, мчащегося на велосипеде мимо коленопреклоненных слуг-тюремщиков, в горле встает комок, венценосный узник должен оставаться таковым. Из куколки выходит бабочка, но есть коконы-матрешки, из которых не вырваться. Череда тел, актеры разного возраста, уходящие вглубь ступени осознания своего положения: всегда «бог», всегда «раб», никогда «равный». Улыбчивый малыш сосет палец, пока полторы тысячи актеров Запретного театра отбивают поклоны. Высокомерный подросток безразлично разглядывает забытое лицо матери. Юноша подбрасывает теннисный мяч, в то время как волна штурмующих пустые покои солдат смывает остатки его призрачной империи. Через полжизни настигнет дежавю: все те же стены, все тот же вопль: «Откройте двери!». Поставленный над человеком бездушный эксперимент демонстрируется столь полно, в таком богатстве психологических нюансов, что манчжурский и постманчжурский периоды жизни героя, не смотря на блестящую игру Джона Лоуна, по контрасту во многом теряют свою выразительность.

    Ближе к последней трети фильма есть момент, когда начинает казаться, что Бертолуччи ошибся, попытавшись втиснуть в ленту всю жизнь Айсиньгеро Пуи. Если разложить перетасованные карты сюжета по порядку, перевернув рубашкой вверх жизни второстепенных персонажей, видно, что основу пасьянса составляет своеобразная педагогическая парабола. Полжизни люди и обстоятельства калечат последнего императора, вливают его в «правильную» форму, подобно тому, как в прежние века китайских девочек лишали возможности ходить, бинтуя им ступни. Девять лет суровые воспитатели Фушуньской тюрьмы для военных преступников вновь ломают уже сросшееся, декодируя Пуи в надежде, что он научится завязывать себе шнурки, нести ответственность за свои поступки, быть достойным гражданином. Но если первую ломку удается выразить вполне, вторая подана пунктирно, с утратой важных смысловых звеньев… Впрочем, а не в том ли самом и был замысел? Старея, герой Лоуна все больше замыкается в себе, своем прошлом. И рядом с ним уже нет никого, кто увидел бы его таким, каков он есть. Кадр обретает болезненную избирательность старческой памяти: одни эпизоды поданы ярко и выпукло, другие подернуты дымкой или вовсе утрачены. Разворачивающаяся перед глазами жизнь подходит к своему концу. Еще несколько мгновений — и обрыв пленки.

    30 марта 2014 | 16:35

    Изумительный по зрелищности и эпической силе фильм. Он охватывает столетие и показывает грани между прошлым и настоящим, и то как эти грани столкнулись творя историю современности.

    Это история, это трагедия, это любовь и это непонятные нам, но прекрасные и утонченные традиции Азии. Какой может быть рецензия, если они описаны с такой точностью и красотой что дух захватывает, если происходящее на экране охватывает тебя даже если ты смотришь сквозь маленький экран старого монитора, если слезы бегут против воли и законов физики… только положительная.

    Знакомые с моими комментариями люди знают, что я не питаю уважения к награде американской киноакадемии, но когда их 9 и когда они были и номинированы и выиграны, все же это впечатляет, особенно если учитывать что в 87 году были представлены такие титаны кинематографа как Империя Солнца С. Спилберга, Роковое Влечение с Дугласом и Г. Клоуз, а также Неприкасаемые Б. де Пальма с Шоном Коннери и Кевином Костнером. Уверен все эти фильмы вызвали большой интерес у читателей данного комментария, ведь Последний Император эстетический шедевр, а вышеупомянутые фильмы принадлежат к тому же классу.

    Итак Китай. ПОднебесная, Запретный Город, и новый император, у ног которого склонилась в поклоне самая большая нация на планете. Ему 3 года, и он еще не знает, что ему суждено стать последним Императором старых традиций, которые длились почти 5000 лет, увидеть и пережить весь тот ужас, который страна пройдет на пути модернизации.

    Шедевр

    Здесь в принципе можно бесконечно долго писать. О том как правильно и аккуратно собран по эпизодам сюжет, его нелинейная подача. Можно хвалить изумительные костюмы и грим, который заставляет верить в то, что мы сейчас там, в Запретном Городе, вместе со всеми персонажами вдыхаем воздух Манчжурских гор. Можно бесконечно вслушиваться в звуки музыки, уникально подобранной и мелодичной, можно отметить танец коммунисток на площади или любоваться на чувства, связывающие английского патрона и его молодого ученика. Здесь блистает буквально все.

    Одним из интересных нонсенсов картины — ее малая популярность в России. Несмотря на солидные награды и золотых актеров и режиссера, она по-прежнему мало кому известна. Чтож, в кругах которые интересны не для всех, я хочу объявить о моем огромном уважении картине и ее режиссеру, и поставить единственно возможную оценку.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 01:56

    В жизни каждого случаются моменты, когда его ожидания оказываются чересчур завышены, и жестокая реальность их попросту обламывает. Каково же было столкнуться с действительностью человеку, которому с трёх лет внушалось, что он Повелитель Поднебесной, Сын Неба и Владыка Десяти Тысяч лет, а на деле оказалось, что он только марионетка, обладатель ничего не значащего титула, и принадлежат ему всего лишь 1200 евнухов, живущих в Запретном городе, за пределами которого находится необозримая Китайская Народная Республика.

    Есть в Китае страшное древнее проклятие, посылаемое злейшему врагу: «Чтоб ты жил в интересные времена!» Никто не желал зла маленькому мальчику Пу И, но лиха «интересных времён» он хлебнул сполна. Он был избалован и мог делать всё, что ему заблагорассудится, но не мог играть со сверстниками и даже видеть их, не мог вернуть родных людей, с которыми его разлучили, не мог выйти за пределы Запретного города, а когда вырос — то даже и жениться по своему усмотрению. Но самое печальное в том, что он не знал ничего о мире людей, его представления были о нём фантастически наивными. И если искать аналогии в мировой культуре, то одними из самых близких к нему по духу персонажей, окажутся не свергнутые цари и короли, а мальчик Маугли, которому комфортно в джунглях, но дико — с людьми, а также потерянный в бескрайнем космосе ребёнок из повести Стругацких «Малыш». Но как бы ничтожно мало ни значил Пу И в политике, ответственность за своё номинальное правление ему всё равно придётся понести, отсидеть десять лет в тюрьме и объяснять дотошным следователям то, о чём ему втайне мечталось:

    «- Я хотел ввести реформы.
    - А что ты хотел переделать, какие реформы?
    - Я хотел переделать всё».


    Для тоталитарной власти такое заявление выглядит угрожающе, но на деле склонность к реформаторству у Пу И была по-детски инфантильной. На что он замахивался? Вот его грандиозные достижения: он позволил себе ездить по Запретному городу на велосипеде, или обрезать традиционную императорскую косу, или надеть не положенные по рангу очки. А было то, что изменить он не мог:

    «- Я думаю о том, что если бы я был настоящим императором, я бы сейчас стал правителем Китая.
    - И что бы тогда император предпринял, если бы он действительно мог править?
    - Я бы все изменил. Даже то, как мы женимся, изменил бы. — Император против заранее подготовленных браков?
    - Унизительно не знать, на ком ты женишься».


    Так же наивно выглядят его попытки стать правителем Маньчжурии в период японской оккупации — он всего лишь пешка в чужой игре, даже правил которой ему никто не соизволил сообщить.

    Бертолуччи снял фильм об уникальном человеческом существе, уникальность которого вызвана его личностью и условиями, в которых он вырос, их можно было бы назвать жёстким экспериментом, если бы это и впрямь был эксперимент, а не местная традиция: Пу И всегда окружён людьми и находится в центре внимания, но он крайне одинок; он обладает властью, но беспомощен; он наделён восприимчивым живым умом и утончённой натурой, но его знания ограничены, а чувства не с кем разделить; он аристократичен, но простодушен.

    Картина получилась по-настоящему восточной. Не в смысле вычурности или этнографической детализации, но она изящна, тонка, построена на полутонах. Несмотря на эмоциональную отстранённость фильма, персонаж вызывает симпатию и сочувствие. И ещё: удивительно передана дистанция между Пу И и другими людьми: даже в условиях тюрьмы, когда ему вдалбливают, что он обычный человек (и чем больше вдалбливают, тем больше это чувствуется), он нисколько не выглядит обычным человеком:

    «- Вы преступник и должны понести наказание.
    Я — Владыка десяти тысяч лет».


    Бертолуччи позже снял другой фильм о востоке — «Маленького Будду», но тот гораздо более западный, дидактичный, в нём не хватает непосредственности, что свойственна «Последнему императору», восточная экзотика кажется гораздо менее естественной, и… ну, просто это, поверьте, совсем не то.

    «Последний император» получил множество наград, среди них девять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший адаптированный сценарий, операторскую работу, монтаж и саундтрек.

    Смотреть обязательно.

    10 из 10

    30 октября 2012 | 19:08

    Фильм — не много, не мало — уникален!!!

    Бертолуччи + Гениальный актёрский состав + Невообразимо красивая музыка Рюичи Сакамото + Древние истоки Китая = шедевр кинематографического искусства.

    Начала смотреть его совершенно случайно, в основном из-за Сакамото, так как нравится его произведения. В начале было нудновато малость… Но потом…, постепенно втянулась и получила воистину сильное наслаждение от просмотра.

    «Последний император» пролетает на одном дыхании, как будто проживаешь жизнь, вместе с героями фильма, это чудесные ощущения.

    Было очень много трогательных моментов, когда слёзы катились не останавливаясь.

    Фильм неоспоримо — гениален и бесподобен — второго подобного — нет и не будет !

    А особая изюминка в том, что полностью погружаешься в атмосферу Древнего Китая, переживаешь все эмоции вместе с жизнью Императора… и буквально ничего не замечаешь вокруг.

    Хотелось бы особый акцент обратить на музыкальное сопровождение. Оно просто бесподобно. Очень в тему, полностью подходит под данный фильм. Оттеняет его прелесть и красоту пейзажей…

    Оценка соответственно самая высокая. И это абсолютно адекватно. Это кино заслуживает Всех своих наград!

    10 из 10

    7 августа 2010 | 21:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>