всё о любом фильме:

Мебиус

Moebiuseu
год
страна
слоган-
режиссерКим Ки Дук
сценарийКим Ки Дук
продюсерКим Сун-Мо, Ким Ки Дук, Ким У-тхэк
операторКим Ки Дук
композиторПак Ин-Ён
художникХонг Зи, Ли Джин-Сук
монтажКим Ки Дук
жанр драма, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Корея Южная  22.2 тыс.,    Россия  2.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время89 мин. / 01:29
Жена, которой долгое время изменял муж, все свои жизненные силы потратила на ненависть к нему. И однажды вечером, увидев, как он занимается любовью в машине с продавщицей из соседнего магазина, она окончательно потеряла контроль над собой. Ночью, взяв нож, она подобралась к спящему мужу, но тот проснулся и прогнал ее, и тогда она направилась в комнату сына-подростка и нанесла ему страшное увечье…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (3145)
ожидание: 97% (446)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
28 + 8 = 36
6.0
в России
86%
12 + 2 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 178 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Преподобный Макарий Египетский (33, 16).

    Ким Ки Дук. Мёбиус. Рецензия.

    Про него говорят «Язык его кино — это язык жестокости. Между героями его фильмов невозможна романтическая любовь, со вздохами на скамейке, только мучительная близость, появляющаяся вследствие насилия. Однако зритель, принявший правила этой игры, увидит в этом нечто иное, как поиск человеческого тепла и понимания. Ким Ки Дук очень остро чувствует грань между жизнью и смертью, его герои постоянно ходят по краю пропасти, их смерть не где-то впереди, но постоянно рядом. Сюжеты его фильмов — суть танцы на лезвие бритвы. Он не устаёт рифмовать любовь и кровь, но получается у него это небанально».

    Всякий раз, когда кажется, что режиссеру больше нечем шокировать публику, он находит что-то новое, еще более жуткое, омерзительное и отталкивающее.

    После трёхлетнего перерыва его стиль изменился. «Мебиус» наглядно демонстрирует, что новый период в творчестве Ким Ки Дука — это подчеркнутая простота, почти доведенная до примитива. Из фильма выброшены все слова. Только действия, мимика, жесты, а больше всего глаза, взгляд передаёт переживания и мысли героев, они понимают друг друга на каком то особом, интуитивном уровне. Зритель сосредоточен на происходящем, а идеально подобранный музыкальный фон призван усилить наши эмоции и обострить чувства.

    Сам Ким Ки Дук говорит про этот фильм:" Всю свою жизнь мы находимся в плену своих плотских желаний. И поэтому мы либо занимаемся самобичеванием, либо ограничиваем общение с другими, либо с нами ограничивают общение. В основе всей этой лжи — наши гениталии. Вопрос о том, что есть гениталии, является отправной точкой для этого фильма. Каким-то образом фильм стал для меня очень личным. Например, в фильме персонаж испытывает оргазм, натирая кожу грубым камнем. Во время службы в армии у меня было серьёзное грибковое заболевание ног, и я натирал кожу камнем, пока она не начинала кровоточить. С одной стороны это было больно, но с другой — я чувствовал странное наслаждение от процесса, прямо как в фильме. В конце, конечно, боль была ужасна. Я осознал, что всё наше тело — это сексуальный орган… мне кажется, что Мёбиус — это приключение пениса.»

    Мне кажется, мастер немного лукавит, либо сознательно ничего не рассказывает о глубоком подтексте, предоставляя зрителям самим вникнуть в его суть и постичь заложенный смысл. Как и во всех фильмах эпатажного режиссера, зрители и при повторном просмотре откроют для себя новые грани этой киноленты, только ли много найдется способных окунуться в него дважды?

    Исполнитель главной роли в «Мебиусе» Чо Чжэ Хён снимался во всех ранних фильмах Ким Ки Дука. Затем были несколько лет перерыва, после чего новая совместная работа, оказавшаяся очень удачной. То ли режиссеру так удачно удаётся заставить передать нужную эмоцию, то ли за время совместной работы они научились понимать друг друга с полувзгляда, но создаётся ощущение эмпатической связи между режиссером и актером. Веришь каждому взгляду, каждому жесту и движению Чо Чжэ Хёна, видишь и понимаешь каждую эмоцию, каждое чувство, боль персонажа ощущаешь как свою собственную. И пусть эти движение, этот взгляд еле уловимы, но ты всё понимаешь, и слова кажутся лишними, они бы только всё испортили, нарушив эту атмосферу интимности и внутреннего диалога. Глазами не обманешь, а словами?

    Ведущая актриса «Мебиуса» Ли Ын У сыграла и жену главного героя, и его любовницу. Некая двоичность женской сути. Женщина, выступающая в двух ипостасях сразу, жена/ любовница… Однако она так загримирована, что сразу этого не понять.

    Совсем молоденький, но уже имеющий свой «послужной» список Со Ён Чжу, на момент съёмок ему было всего 15. Но как по взрослому он сумел подойти к роли и передал чувства, так резко повзрослевшего от тяжести произошедшего, парня. Как из «правильного» мальчика родился совсем другой человек, когда слом устоев, принципов, всего, чем он жил раньше совершенно изменил его личность. Когда вырвались наружу звериные инстинкты, те, что современный человек так умело прячет за воспитанием, нормами морали и прочей красивой и на 100% правильной атрибутикой.

    Понравился ли фильм??? Мне кажется этот вопрос неуместным для данного него, это совсем другая категория кино. Сказать нравится или нет про эти фильмы не возможно. Как может нравиться жестокость? Садизм? Извращенность происходящего? Даже психика отказывается местами воспринимать увиденное и блокирует наше сознание, вызывая истерический смех. Слишком жестока реальность происходящего ТАМ, за тонкой гранью экрана, что бы мы могли это принять. Смех, как защитная реакция, это не страшно, это смешно, это невозможно…

    Смогу ли я вернуться к нему? Наверное, нет. И одного раза более, чем достаточно.

    Советовать; смотреть или нет, тоже не стану. Это дело выбора каждого.

    Стала бы я его смотреть, если бы не имя великого мастера? Не знаю…

    P.S. Выражаю свою благодарность Troike за помощь в переводе статей о Ким Ки Дуке, спасибо большое, ты меня очень выручила, на русском языке не так то много про этого человека.

    24 марта 2016 | 12:38

    Моё знакомство с Ким Ки Дуком началось далеко не с «Мебиуса», за это время я успела искренне полюбить его фильмы и оценивать работы других режиссеров через призму азиатского кинематографа. Размеренность, символизм, культура, которую нам наверное никогда не понять до конца — все это является визитной карточкой любой его картины. Почитав комментарии предшественников о том, что это полный провал и пасть ниже просто некуда, конечно же подготовила себя к худшему. А что же я увидела на самом деле?

    На экране перед нами предстает семейный конфликт (ну если это конечно можно так назвать) который заканчивается кровавой расправой над не в чем неповинным подростком. Дальше больше: сцены насилия над любовницей отца семейства, попытки найти действенный способ удовлетворения сексуальных потребностей и всякие другие разные разности не укладывающиеся в моей голове. Хотелось бы немного заострить внимание на том, как и чем можно заменить обычный и ни чем непримечательный секс.

    Ведь не каждый бы на такое решился! Не говорит ли нам это о гипертрофированности сексуального влечения главных героев? Но в «Мебиусе» не только с этим перебор… Все краски настолько сгущены, что может даже показаться, что Ким Ки Дук и в самом деле был немного не в себе когда писал сценарий и снимал всю эту вакханалию. Конечно первое впечатление после просмотра желает лучшего… Но, зная любовь автора к символизму я не могла выбросить этот фильм из головы! Конечно же, я не думала о нем 24 часа в сутки, но периодически какие-то идеи и мысли все-таки возникали. И вот через некоторое время на меня нашло прозрение! Когда это наконец произошло, многое в фильме стало на свои места, то, что казалось лишним, пошлым или непонятным на самом деле — являлось ключом к разгадке! А разгадка настолько прекрасна, что возникает желание пересмотреть этот фильм еще не раз и еще не раз удивиться его глубине.

    Вот такая моя история, в которой осознание увиденного и его суть приходит далеко не сразу, кстати, «Мебиус» один из немногих фильмов Ким Ки Дука к разгадке которого я смогла хоть немного приблизиться.

    Хотелось бы добавить, что я отдаю себе отчет в том, что в этом фильме каждый увидит свой смысл и двух одинаковых мнений здесь быть не может!

    10 из 10

    P.S. Пусть все живые существа избавятся от страданий и примут прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе!

    26 июля 2014 | 19:46

    Это в высшей степени странное кино. Странное, потому что трудно не только определить свое отношение к нему, но даже его жанр. В фильме присутствует драма, чем дальше тем больше набирающая обороты черного юмора, психология, авторский вымысел и даже буддийская философия, но больше всего в нем неоправданной жестокости. Я не большой поклонник жестоких сцен в кино, когда тошнотворный комок подкатывает к горлу, хотя и могу принять тот факт, что для выражения мысли автора в некоторых случаях это даже необходимо. Но такую дикую концентрацию сцен насилия, страдания и боли трудно оправдать благородной истиной в финале. Большинство зрителей, не искушенных просмотром фильмов такого рода, просто не увидят за всей этой чернухой вообще никакого замысла. Фильм очень сильный по вызываемым эмоциям, но жестокостью вызвать эмоции не трудно. Труднее было бы выразить идею другими, менее эпатажными и отталкивающими средствами, но тогда, видимо, не так выделялось бы это кино из общей массы.

    И все же, несмотря на мое внутреннее неприятие откровенной жестокости фильма, я не могу не признать его исключительность. В первую очередь это оригинальная фантазия, события в которой, по большей части, имеют мало отношения к реальности и существуют вне времени и логики, подчиняясь лишь воле автора. Но в этом выдуманном мире герои испытывают самые настоящие эмоции, возведенные в абсолют полным отсутствием речи. При отсутствии характеров героев, без сопереживания их судьбе, без эстетической красоты картинки, абсурдности происходящего, из зрителя тем не менее вытягивают целый спектр чувств, от откровенного ужаса до нервно-истерического смеха и под конец умиротворения.

    Спустя несколько дней после просмотра, когда спала острота переживаний от увиденного, появилось чувство некоторого восхищения болезненно-изощренной фантазией режиссера. Обойдясь без рек крови и вида истерзанных тел, он заострил внимание на чудовищности действия, происходящего в кадре, собрав воедино многие из человеческих извращений и пороков, сделав их основными действующими лицами. И только поборов в себе низменные человеческие желания, ставшие причиной семейной трагедии, главный герой обретает душевное равновесие. Сомнительное отречение конечно, ведь главный герой пришел к нему в состоянии психологической нестабильности и крайнего эмоционального потрясения, а не путем просветления и познания истины вследствие духовной работы над собой. Тем не менее, видимо к этой мысли и подводит режиссер в финале своей жутковатой фантазии. Еще одна мысль родилась у меня при просмотре этого фильма — насколько условны моральные и этические нормы, воспитанные в человеке с детства. Стоит поместить его в определенные условия, и он извернется любым из самых отвратительных способов, лишь бы удовлетворить свои физиологические потребности.

    Можно конечно сколько угодно изобретать красочные эпитеты, изящные словесные обороты и петь дифирамбы оригинальности и откровенности режиссера, но факт остается фактом — он использовал весьма действенные и эффективные, но грубые средства для достижения своей цели. Нужны ли такие фильмы — основной вопрос, который крутился у меня в голове на протяжении сеанса. А если нужны, то кому?

    Впечатлительным и ранимым натурам смотреть строго воспрещается, так же как и закостенелым консерваторам, любителям романтических комедий и т. д. А вот циникам, извращенцам, обладателям крепкой нервной системы, немногим поклонникам откровенного азиатского кино — веселого просмотра.

    13 ноября 2013 | 09:23

    Это был второй фильм корейского режиссера, который я посмотрел. Чисто случайно, надо сказать. После просмотра у меня возникло желание ознакомиться со всеми работами Ким Ки Дука. Даже больше — лучше узнать особенности корейского, да и вообще, азиатского кинематографа.

    И это не удивительно. Показываемый им мир, разительно отличается от привычного европейскому мышлению: логикой, формой подачи, визуализацией, психологией персонажей, композицией, драматургией. Особенно это заметно, как водится, на контрасте, который мне как раз удачно подвернулся, так как предшествующим просмотренным фильмом была новинка Вуди Аллена «Иррациональный человек» (последнее время, мое мнение об американском режиссере катится по наклонной).

    Сюжетная линия картины обескураживает с самого начала. Казалось бы, типичная ситуация — измена мужа. Что будет за ней? Безумная реакция любящей жены, скандал, истерика в состоянии помешательства. По такой схеме написана не одна дюжина сценариев. Линейное развертывание, детерменизм сюжетных поворотов, направленность к финалу.

    Перед нашими глазами же встает совершенно иное (не хочу пересказывать сюжет, потому ограничусь только завязкой) — жена в порыве бешеной ярости решает отрезать мужу в отместку детородный орган (уже неплохо, да?), однако, ей это не удается, муж просыпается. Тогда, она переносит свой праведный гнев на сына…

    Дальнейшие сюжетные повороты уже к середине вызывали вопрос: «Как? Как такое возможно?». При всем этом, здесь нет абсурда, это не треш, более того, я бы скорее отнес по европейским меркам этот фильм к «бытовой драме» (очень условно). Контраст обыденной картинки (просто люди, просто семья, просто их жизнь) и жесточайшего содержания — и это работает.

    А теперь вопросы: как воплотить такую предельно тяжелую эмоционально ситуацию на экране? Как подобрать слова, выстроить диалоги? Какого решения ожидать от актеров? Весь фильм идет при полном молчании героев, в нем вообще нет вербальных диалогов. Хочу подчеркнуть, именно вербальных — движения, взгляды, действия персонажей всегда говорят. Вообще нет ощущения тишины. Часто, когда подразумевается какой-то диалог, мы оказываемся либо в самом его начале, когда еще ничего не сказано, либо в самом конце, когда все уже сказали. Не слышим слов, но знаем, о чем они. И это работает.

    Контраст заложен в идее фильма и ее воплощении. Если максимально упростить, то это оппозиция плотское — духовное. Все кинополотно насыщенно плотью. Половое влечение,

    жажда телесного наслаждения лежит в основе всех взаимоотношений персонажей, и это активно акцентируется режиссером. Палитра этого явления здесь чрезвычайно богата — от естественного желания до получения оргазма без гениталий (но как это отличается от, например, «Нимфоманки»! целый сравнительный анализ можно выстроить).

    Затрагивается даже тема взаимного влечения матери и сына, чему, наверняка, несказанно рад был бы Фрейд. И этот сгусток сексуальности приводит в итоге к полному отказу от материального мира вообще и от плотского удовольствия в первую очередь. Многим так и захочется сказать в конце: «Вот до чего хождение налево доводит!»

    Композицию фильма довольно точно отражает название — «Мебиус». Сюжет словно движется по этой поверхности, периодически вновь оказываясь в исходной точке, но в новом качестве. Зацикленность здесь довольно ясно прочитывается за счет повторяющихся мотивов (скажем, револьвер), однако статичность отсутствует, что, казалось бы, парадоксально. И, один из самых, на мой взгляд, интересных моментов — завязка запускает развитие сюжета по кругу, система персонажей замкнута, они заперты в этом бесконечном самоповторяющемся мире. Финал же освобождает героев, выпускает на волю, в другую бесконечность, уже разомкнутую.

    Фильм жесткий, местами шокирующий (кто-то даже сравнил с «Зеленым слоником», но не совсем удачно, мне кажется). Персоны с предвзятым отношением к тематике картины скорее всего будут разъярены. Остальным же настоятельно рекомендую к просмотру.

    23 февраля 2016 | 18:41

    «Мебиус», Ким Ки Дука — глубочайшее без наркозное исследование человеческой сексуальности, крайне натуралистичное размышление о боли, как о единственной константе человеческого существования.

    Творчество Ким Ки Дука близко к творчеству Достоевского — он ничего не объясняет, он работает напрямую с ощущениями и чувствами человека. Так и в «Мебиусе» — Ким Ки Дук не пытается рассказывать о боли, он просто погружает зрителя в боль, он бьет ножом и весь фильм пошевеливает им внутри раны. Весь фильм зритель ощущает боль, то ноющую, то резкую, но одинаково невыносимую. Ощущение от фильма — как будто ты полтора часа натираешь свежую рану пемзой.

    Ким Ки Дук заходит далеко даже для современного авторского кино. В 2012, в Пьета он показал зрителям бездну. В 2014 он уже внутри этой бездны и манит зрителя за собой. Это та территория, куда боятся заглядывать даже наиболее экстремальные арт-хаусные режиссеры. Та темная сторона человеческой природы, в которую уже какой фильм подряд так пристально вглядывается Ким Ки Дук. Именно в этой закрытой зоне существуют «Сало или 120 дней Содома», Паоло Пазолинни, «Странный цирк», Соно, фильмы Люцифера Валентайна, книга Джеймса Хэвока, «Мясная лавка в раю».

    При всем при этом, фильм ни в коем случае нельзя отнести к категории эпатажных. Фильм искренний, жестокий, натуралистичный, зараженный бешенством, но искренний. Художник Ким Ки Дук в «Мебиусе» предстает во всем своем неистовом могуществе. «Мебиус» — абсолютно цельное, законченное и необходимое произведение искусства.

    Ким Ки Дуку, как всегда, свойственно самоцитирование. Молчание и гольф — явные указатели на «Пустой дом». Ожесточенное терзание греховного физического начала — тема, так хорошо знакомая по «Острову». Инцест — один из лейтмотивов «Пьеты». Женская жестокость в ответ на мужское равнодушие — «Вздох». Есть и явные внешние аллюзии. Если «Пьету» просто невозможно было не проассоциировать с «Олдбоем», то в «Мебиусе» прослеживается четкая ассоциация с «Антихристом», Ларса фон Триера.

    Меня всегда восхищало умение Ки Дука рассказывать сложные истории вообще без слов. Он всегда молчалив, но в этом фильме нет ни единого слова и практически нет музыки. Молчание — сложный тест, который могут пройти только по-настоящему великие режиссеры. К которым, как ни крути, нужно отнести Ким Ки Дука.

    P.S. Если Вы не смотрели Ким Ки Дука раньше — не начинайте с «Мебиуса». Для того, чтобы понять глубину этого фильма нужно понимать и чувствовать контекст Ки Дука как такового. Начните с «Весна, Лето, Осень, Зима… и снова Весна», «Пустого дома» или «Пьеты». И если посмотрите все три, то потом уже не остановитесь. И не сможете вернуться обратно. Никогда.

    16 февраля 2014 | 13:04

    И действительно, слов в «Мебиусе» нет. Ни одного. Такой эксперимент. Зачем слова, если у тебя есть глаза? Смотри, всё понятно без слов. Слова — обманщики. Называя, лишают смысла. Да и всё ли можно — в слова?

    С болью иначе. Без боли не мыслим ни один филь Кима Ки Дука. Без боли не мыслима сама жизнь. Боль разлилась по просторам. Растворилась в воздухе. Её мы впитали с материнским молоком. Она — часть сущего, самосущая, само сущее. Люди, люди, люди! Мы не можем не причинять боли друг другу, мы не можем не причинять её самим себе. Но что боль? В конце концов, и она может принести удовлетворение. Стать желанной, вожделенной. Ким Ки Дук знает. «Мёбиус» полон боли.

    Но боль может возникнуть и по эту сторону экрана, поскольку «Мёбиус» едва ли станет тем фильмом, про который зритель скажет, что именно его он и ждал после «Пьеты». По формальным признакам новый фильм напоминает не «Пьету» и тем более не докризисные фильмы режиссера, а все-таки «Ариран» и «Аминь». Формы как таковой нет. Полное пренебрежение картинкой и звуком — практически домашнее видео. Изобилующее насилие и отсутствие какой-либо логики во многих действиях героев.

    Тем не менее. Ки Дук ставит проблему, гиперболой и гротеском доводит её до абсурда. Сексуальная закомплексованность и попытки её преодолеть оборачиваются озабоченностью, изощренными экзерсисами и извращениями. Проблема современной семьи, человеческого отношения друг к другу, когда собственное эго заставляет причинять боль близким, а неизбежное душащее чувство вины за все и перед всеми доводит до ручки. Человек! Лишь марионетка, заводной клоун, заложник собственных комплексов, инстинктов и аффектов.

    Но выход есть. И здесь Ким Ки Дук не открывает ни Америк, ни Азий. Продолжая начатую в «Ариране» песнь, он высвечивает в темноте лик Будды. И лицо человека светлеет, следы страданий стерты. Боли больше нет.

    Как бы то ни было, сегодня дело второе, что именно снимает корейский режиссер и как он это делает. Важно другое: ни у кого больше ничего подобного вы не увидите. Вот только нужно ли вам это — вопрос отдельный. Одни, вне зависимости от того, понравится ли им «Мёбиус», скажут «Ай да Ким! Что творит?!», другие удивятся, как их вообще угораздило это посмотреть, третьи… Неважно. Сегодня, наверное, можно уже говорить, что его новые фильмы интересны и ценны прежде всего как фильмы Кима Ки Дука, нежели сами по себе. И нет смысла давать этому оценку. В любом случае, это имя стало в кино большим, чем просто имя, а каждый новый его фильм — событие, которого по-прежнему ждут.

    24 сентября 2013 | 01:09

    Ты плачешь, скрипка Паганини?
    О чем рыдаешь на плече?
    О чем ты, скрипка Паганини?
    - О гениальном скрипаче.
    Был скрипач страшён, как демон зла,
    Но в него влюбилась красота.
    И стала скрипкой Паганини…

    Это старая песня. Ее когда-то исполнял Карел Готт. Его чудный акцент добавлял стихам Андрея Вознесенского мягкого обаяния. А ведь если вдуматься, они ж страшные — эти стихи. Красота, влекущая зло и влекущая злом, им одержимая, — источник творчества магнетической силы. С жутковатым маэстро Ки Дуком, не первый раз уже собирающим «цветы добра» на ядовитом поле зла, все так же, как в этой песне. В его утрированно-жесткой и не менее утрированно-красивой киноэстетике, в его на последнем дыхании звучащей музыке трудно оторвать демонизм от чистой красоты, осветляющий талант — от тяжелого дыхания смерти, созидание — от мрака уничтожения, а зов жизни и небес — от зова ада и небытия.

    Есть целая линия в искусстве, имеющая романизм своим истоком, в которой ночное, сонное, хаотично-неопределенное, неуспокоенное сознание художника ближе к абсолютной реальности, чем бодрствующее дневное, пышущее здоровьем и трезвостью восприятий и оценок. Ки Дук всегда на стороне хаоса, мрака, ночи, чего-то непрерывно текущего, спонтанного, нелепого, рассудку не подчиненного. («Там, где мрак и тлен, Ищи получше, мальчик. Есть резон!» Эзра Паунд). Часто он с диким восторгом и яростью неистового сатирика нападает на то, чем подменена подлинная жизнь. В том числе — на житейский здравый смысл.

    В центре художественной вселенной Ки Дука самое «нездравое» — Боль. И та, про которую в народе говорят «больно, значит живой», и та, про которую невозможно не сказать «смертельная». Если предыдущие работы режиссера, включая предпоследнюю «Пьету», были живым доказательством мысли Айхенвальда о том, что «мир облюбован страданием», посмотрев «Мебиус», хочется сказать, что мир страданием оплеван, облеван, изгажен… Затоплен, словно нечистотами, мороком страха, ужаса, спермы, крови. «Голос сильный, но противный» (А. Чехов); вправе ли быть настолько грубым большой талант? Может быть, выбирая путь прямого демонстрирования (оргазма без члена, члена без оргазма и т. п.), Ки Дук окончательно заблудился в собственном аду?

    Ну, а вдруг это слабость? Малодушный защитный эффект — осудить его за это кино, отшатнуться? Да, даже понимая всю силу дара, которым за что-то наказан неистовый корейский гений, хочется отвернуться, а не всматриваться. Уж слишком явным ядом идет под кожу каждый его кадр, каждый звук, но особенно каждый незвук. Правда, как бы ни было страшно (до смеха ли, до слез ли), стоит сказать, какая все же удача, что кино немое. Самые жуткие истерики — молчаливые, как самая страшная любовь — немая, та, что без шанса высказать себя, объяснить, излить. «Лучше открытая ненависть, чем скрытая любовь» (царь Соломон), Ки Дук яростно кричит об этом во многих своих фильмах.

    Сначала было слово. Только не у Ки Дука! У него — крик… Крик, в котором беспокойно сцеплены сразу смерть и рожденье ему одному, наверное, известной истины. Сцеплены столь же неотделимо, зловеще и вечно, как начало и конец ленты Мебиуса, как в финале «Мебиуса» сцеплены (не слиты) три человека — семья, с азартом маньяка-мясника изничтоженная режиссером ради молчаливого спокойствия истины, ради смиренного поклона, ради счастья встать на колени перед тем, кто спасет… Ради тотального преображения плоти в дух. Духа — в трепет самоотречения. В невидимую вибрацию улыбки Будды. В чистую, незапятнанную телесностью гармонию молитвы. В идеал?

    Пусть каждый сам решит, насколько легкая и невесомая, или, наоборот, слонопотамно тяжелая, топорно прямая, невыносимо нарочная или (не дай Бог) ядовито ироничная аллегория кровью добытой правды/истины — кастрированный мальчик, чьи родители отдали свою неуемно-неумелую любовь и опасную, как катастрофа, жизнь, чтобы он потом тихонечко и отрешенно стоял на коленях (Бог появляется там, где и когда надежды уже не осталось). Пусть каждый сам ответит, что есть финал фильма «Мебиус» — истинная жизнь или искусственная схема в железной решетке авторской идеи. Для меня финал его — весы. Невольный тупик (темница страсти, тюрьма плоти, чудовищное напряжение похоти, несвобода желаний, месть, отчуждение, смерть) — на одной чаше и вольный выход (свобода от страстей, прощение, примирение, гармония) — на другой. И чаши эти в настолько тяжелые, что даже неинтересно, какая перевесит. В темных погребах личности, которые Ки Дук лицезрит и показывает ярко без всяких фонариков и свечей, хватает и того, и другого. Ну, и не надо забывать, что даже в реализме, где все погреба да подвалы оснащены лампочками, истина таится не в ответе, а в противоречии, рождаемом несколькими ответами. А уж в метафизически заряженном, притчевом мире Ки Дука, бегущем безнадежной лентой Мебиуса из рая в ад и вновь назад, подавно.

    Плавая в крови и нежности этого фильма, я ловила себя на мысли, что в Ки Дуке стало больше рационального, расчетливого что ли, и если впрягать в объяснение мои филологические причуды, то он почти как Леонид Андреев, у которого «сатира и мораль — смысл всего», красота страдания доведена до абсурда, повсюду этические парадоксы, например, такой: жизнь — не самая явная ценность в мире, а метафизика (или лучше — метафизическая этика) важнее психологии.

    После просмотра «Мебиуса», несмотря на все сомнения и вопросы, высказанные и не высказанные в этом тексте, для меня остается бесспорным одно. Ки Дук — большой талант (был и есть), а талант, в конечном счете, всегда прав. Тем более, если он честен, честен стихийно, не умом, а как не доросшее до лжи дитя, как дикарь, как Ариран-отшельник. Этой дикостью он продолжает тревожить все привычное, закосневшее, обрюзгшее в нашем мировоззрении, направляя — при всем обилии ответов и приемов — всегда в одну сторону — к самому главному в жизни. Мучая искренностью, цедя кровь из сердца…

    28 января 2014 | 20:55

    «Получение собственного удовлетворения любой ценой!» — вот о чем на мой взгляд этот фильм. Не важно на что придется пойти, неважно какие жертвы придется принести, даже физическая боль не останавливает, а скорее подстегивает героев. Желание обладать здесь переходит все границы, нет предела человеческой жадности и жестокости. В основе всего, как и обычно это бывает у Ким Ки Дока — противостояние мужчины и женщины, доведенное до крайности. Когда смотришь на всё это, невольно думаешь: «Да нет, это точно не обо мне, что за извращение, наверно режиссер чем-нибудь болен!!!». Но… болен не режиссер, а общество, которое кастрирует само себя, возводя в культ свои потребности, какими бы низменными они не являлись. До Южной Кореи эта болезнь уже давно дошла, они заразились от запада и лечение дается с трудом.

    Я сначала не могла понять, почему именно «Мебиус»? Лента Мебиуса — простейшая неориентируемая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Находясь на поверхности ленты Мебиуса, можно было бы идти по ней вечно. Вот так и люди, вечно озабоченные одним и тем же, не замечают как из раза в раз теряют душу и разрушают себя, пытаясь насытить тело. Показанное в картине Ким Ки Дока, разумеется слишком откровенно, жестоко и отвратительно. Но возможно ли это? Да, к сожалению возможно, и сейчас возможно как никогда раньше.

    Разумеется я могу ошибаться, но в рамках работ этого режиссера ошибки восприятия не редкость, поэтому он мне и нравится. В заключении скажу, если это Ваш первый фильм Ким Ки Дока — не смотрите его, а иначе рискуете понять все слишком буквально.

    19 ноября 2015 | 12:05

    Мое знакомство с творчеством Ким Ки Дука началось именно с этого фильма. На том момент я уже был закален фильмами Пак Чхан Ука и наивно полагал, что готов ко всем особенностям корейского кино. Ан нет, у данного кино особенностей нет, оно само собой являет особенное Совершенство. Совершенство не красоты истории и героев, а тонкой, и одновременно огромной кроваво-красной, драмы.

    Это фильм-притча, без единого слова, но красноречива, почище самых лучших диалогов. Трагедия маленькой семьи, папы, мамы и взрослеющего сына. Папа нашел себе радость в объятиях молодой девушки, мать пытается бороться с депрессией и отчаянием с помощью алкоголя, сын между ними, переживают свою трагедию распада семьи и ценностей. Депрессия матери приводит за собой помутнения рассудка и она пытается решить проблему отсеканием причинного места у мужа-изменника. И промахивается… Затянувшийся алкогольный угар после неудачной попытки приводит ее в комнату к собственному сыну.

    Далее начинается страшный период в жизни отца и сына, поиск решения, метания, повороты сюжета настолько не реалистичны, и в то же время — пугающе реальны, ибо не верить в то, что в таком состоянии герои способны на все, невозможно.

    Это история метания, история изменения, даже мутации, и осознания. Она полна аллегорий и потайного смысла, ее невозможно воспринять однобоко, она многогранна и остается в памяти навсегда. Кульминация — идеальна. Она подводит итог не только материализованному, но и духовному, и только тогда тогда понимаешь, к чему и для всего все это шло. А пришло к тому, к чему должно было прийти.

    Любителям метафоры и аллегорий, философам и тонким ценителям — бальзам на душу.

    10 из 10

    5 июня 2015 | 21:41

    Ким Ки-дук сошёл с ума

    Минут через семь после начала я понял, что серьёзно встрял. Встрял по самое «не могу». Как раз в это время мама засовывала в рот и пыталась проглотить половой член, отрезанный ею у собственного сына. Сидя в полном одиночестве в самом маленьком кинозале города, я начал потихоньку сходить с ума… вслед за режиссёром. То, что с Ким Ки-дуком явно что-то приключилось, полагаю, заметно и без сдачи анализов. В таком состоянии уже вряд ли поможет психолог, и обычно надо идти дальше по коридору, прямиком в кабинет психиатра.

    На это имя повелись все: ладно бы только я, но и наши прокатчики, единственные в мире, рискнувшие показать это кино публике, причём без купюр, в отличие от Южной Кореи. Повелся и венецианский фестиваль, который хоть и не в конкурс, но всё-таки взял в одну из программ это корейское безумие, от которого сносит не только крышу, но и фундамент вместе со стенами. Если это самопародия, то слишком беспомощная, если просто шутка мастера, то слишком неостроумная, если провокация, то слишком запоздалая. Провокации — удел молодых неофитов, а в зрелом, 52-летнем возрасте — это уже отдаёт маразмом и клиникой. Хотя возможно, что мы имеем здесь дело с каким-то недоразумением, когда обычно говорят «бес попутал».

    То, что душу корейского режиссёра рвут на части демоны, заметно было уже давно, но что они так серьёзно за него взялись, стало явным только сейчас. По-хорошему, Ким Ки-дуку надо было уходить из кино ещё 10 лет назад, когда он закончил «Весну, лето, осень…». Всё, что было снято после неё — это медленный спуск с горы, неожиданно завершившийся падением в пропасть. В пропасть неприкрытого идиотизма. Пожалуй, никто из культовых фигур, поднявшихся в 1980-90-е годы (Альмодовар, фон Триер, Гринуэй, Кустурица, Озон…), не падал так низко в новом столетии, как Ким Ки-дук, свалившийся в какой-то беспросветный трэш. Из которого, мне кажется, ему уже не выбраться — слишком явственно потерян контроль: чувство вкуса не может настолько сильно и внезапно изменить его обладателю. Хотя вот ведь сумело же… И уже только поэтому данный случай достоин пристального изучения у специалистов в белых халатах. Кажется, я перехожу на личности. Довел-таки меня кореец…

    Зависть к пенису, о которой говорил Фрейд, относилась исключительно к женщинам, которые из-за его отсутствия, по мнению венского доктора, так сильно порой переживают, что могут покуситься на мужское достоинство. Знаменитая «Коррида любви» не просто касалась этой темы, но и отчасти закрывала её. Ким Ки-дук предлагает в «Мебиусе» запредельный случай перверсии: жена, мстя мужу за измену, пытается лишить его детородного органа, но, не сумев справиться с бдительным супругом, направляет свою ненависть на сына. Пока тот спокойно почивает в постели, отрезает проклятый отросток. Так юноша с лицом корейского херувима становится не только калекой-инвалидом, но и посмешищем для сверстников.

    Ким Ки-дук намешивает в сценарии бессчетное количество опять же чисто трэшевых извращений, среди которых можно отметить ещё как минимум два оскопления, беготню по городу с отрезанным пенисом и его дальнейшим исчезновением под колесами машин… В этой связи риторический вопрос: «Что же он такое курил накануне?», — кажется уже некорректным, ибо над больными шутить не принято. Этот кореец ещё никогда не был столь выраженным и законченным «радикалом». Ради кала он пошёл тут на всё, и, получив фекалии патологически-вычурных «образов», разбросал их по экрану, как безумные клиенты психдиспансеров размазывают по бумаге гуашь на занятиях арт-терапией.

    Если снятая годом раньше «Пьета» ещё как-то — порой из последних сил — удерживалась в границах допустимого приличиями вкуса, то «Мебиус» переступил через все красные флажки даже в той зоне, куда отваживаются ходить лишь самые отвязные эстеты. Кореец, как мог, попытался облагородить свой перформанс, во-первых, назвав его в честь создателя одноименной ленты, вроде как символизирующей бесконечность, а, во-вторых, лишив героев дара речи, и переведя повествование в утрированную — немую — форму условности. Но и это не помогло. Вроде как бы и понимаешь, что всерьёз к этому относиться нельзя, но не всерьёз не получается. Рекордное количество перверсий слишком кардинально нарушает пропорции — дуальность между плюсами и минусами, добром и злом. Членовредительство сменяется тут членолишательством, а абсурд обращается умопомешательством.

    Прокат «Мебиуса» завершился полнейшим провалом: две с небольшим тысячи наших зрителей (антирекорд посещаемости ки-дуковских картин в России), надо полагать, как и я, пришли на брендовое имя, рассчитывая, в худшем случае, посмотреть кризисный фильм корейца, но вместо этого попали на его клинический фильм. А это, я вам скажу, две большие разницы. Дальше уже сработало сарафанное радио: категорически не рекомендующее «туда ходить». А поскольку мне сарафанное радио — не указ, то я поплатился сполна, сглотнув эту паранойю, с которой (как бы ни подталкивали меня к этому пробитые защитные механизмы) задним числом уже бессмысленно сводить счеты. И чувствую, что пенисы кровавые во рту теперь мне будут сниться до скончанья века.

    Едва дождавшись финальных титров, я выскочил из зала и тут же лицом у к лицу столкнулся с двумя «корейцами»-гастарбайтерами, вооруженными мётлами и совками. Перекрестившись наотмашь, я припустил вверх по лестнице, к выходу…

    30 декабря 2013 | 17:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>