К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Честно говоря, с кином у меня сейчас прет какая-то черная полоса, несколько фильмов подряд с трудом досмотрел до конца, не то, чтобы еще что-то писать про них. В итоге выдохнул, и включил бессмертную классику, которая никогда не подведет.

На первый взгляд, «Особенности национальной охоты» выглядят как глуповатая комедия про мужиков, которые поехали на охоту и бухают без перерыва все полтора часа экранного времени. Все это сопровождается рубленным монтажом, из-за которого фильм иногда напоминает не фильм, а нарезку охотничьих баек и таким же грустным звуком. Однако, если абстрагироваться от технических возможностей Рогожкина в 1995 году, окажется, что это в фильме вовсе не главное. И даже не шутки главные. А главное – это изрядное количество метких метафор. Режиссер показывает уже Россию глазами финна, приехавшего в наши края, чтобы посмотреть на настоящую русскую охоту. В итоге как раз охоты он особо и не увидит, зато Россией насытится настолько, что они с Кузьмичом (по-настоящему культовый образ Виктора Бычкова) к концу фильма начнут понимать друг друга без переводчика. В комплекте идут обязательная русская баня, широкая русская душа с её порывами и терзаниями, прекрасные русские девушки, хоровое пение «Черного ворона», нецелевое использование военной техники, совсем нецелевое использование военной техники, лучшие и кратчайшие тосты в истории кинематографа, блюз на балалайке, поучения медведя о вреде алкоголизма и доброта.

Кроме шуток это фильм изменил в России культуру охоты, превратив её для многих мужиков из беспрерывной пальбы по живым существам в душевные выезды на природу, для любования жизнью в хорошей компании. Если для этого нужна водка – что ж, лучше уж так, чем никак. И как многие культовые фильмы, «Особенности…» буквально целиком разошлись в народе на меткие цитаты.

14 марта 2024 | 16:33
  • тип рецензии:

Черная комедия Александра Рогожкина - очень странное кино. Странное в том плане, что арт-хаусный фестивальный фильм смог выбиться в 'мейнстрим' и стать поистине 'народным'. Удивительно, и больше нет слов.

Начну с того, что мне, в целом, понравился сценарий. Изобилуя отличным юмором, скетчами, крылатыми фразами, ушедшими в массы, картина выдалась очень локальной и чересчур клюквенной, но если же Вы не против факта, что мы высмеиваем самих себя, то хозяин - барин. 'Охота' - это сценарий-анекдот, прикол, рассказанный за очередной попойкой бухим бывалым воякой, сборник небылиц и мифов, которые воплотились в реальность. Срез мужского общества того времени (1990-е), для которых важна не сама охота, а очередной беспричинный сбор пьянствовать и забыть про дичь вовсе. Так сказать, выпить есть - повод найдется. Думаю, что большинству новых зрителей будет не хватать контекста: как временного, так и социального, а про зарубежных людей я и вовсе молчу - слишком чужой 'культурный код'. Картина напрямую демонстрирует данное кредо: повествование ведется через призму приезжего финна, который поехал на охоту, но так ее и не дождался, зато сполна поболел 'с бодуна', послушал жизненные истории, которые не понял из-за незнания русского языка, а так же успел покуралесить с доярками. На контрасте мы можем видеть параллельно смонтированные кадры реальной охоты, которая происходила сто лет назад (наверняка, не позже), где охота - реально охота, процесс добычи пропитания. Как все поменялось за столь короткое время: подмена понятий в рамках чистой русской души.

Актерские работы хорошие: Хаапасало, Булдаков, Бычков, Стругачев, Куприянов, Русскин, Гусинский - все хайпанули на данной картине и стали 'мемными' в народе. Операторская и монтаж неплохие: приятно видеть пленочную картинку 90-х, но будучи в современном ремастере. Саунд-дизайн потерпел фиаско: очень плохой липсинк, который местами портит впечатление. Прямо-таки фишка нашего кинематографа ушедших лет.

'Особенности национальной охоты' - это та картина, у которой все хорошо, кроме странного и неудачного третьего акта, где открытая концовка ни к чему не приводит и не ставит точку в повествовании. Изобилуя действительно крутыми шутками и смешными ситуациями, фильм является очень узконаправленным в контексте всего остального мира. Далеко не универсальная история, которая будет жизой разве что для наших мам-пап-бабушек-дедушек, но если абстрагироваться от наполнения и оценивать чисто форму с прикладной точки зрения, то я, скорее, остался с прохладным послевкусием. Но чего греха таить: закрыл еще один Гештальт. Интересно ознакомиться с 'рыбалкой'.

6 из 10

09 января 2024 | 04:19
  • тип рецензии:

Что ж, это еще один закрытый киногештальт - в детстве я видел тысячу отрывков из 'Особенностей', до ощущения необъятности фильма (бытовая киномифология, кстати). И вот до 31 годика я дорос с ощущением, что 'Особенности' - нечто фундаментальное, неисчерпаемое и почти артхаусное, вшитое в культурный кинокод нации так же, как в мой (за счет мифологии).

Но нет, это просто забавный фильм про бухающих мужиков. Ничего сверхъестественного, ничего, например, Ерофеевского. И, кажется, я отрывками в детстве весь фильм целиком и посмотрел - возможно, не раз.

Так что я был, конечно, разочарован - но это вопрос исключительно завышенных ожиданий.

Хотя если смотреть отстраненно, комедия симпатична и колоритна (а ход с царской охотой и вовсе суть лучшая находка картины), хорошо сыграна и так далее. Генерал, одаривший целое поколение ГОСТом на тосты, и вовсе шикарен (а за счет того, что замечательный Алексей Булдаков с какого-то момента замелькал на рекламных баннерах 'Брянскпива' и 'Заводских баров', воспринимается почти родным).

Но, повторюсь, ничего особенного - девяностые видали сабантуи и поэпичнее.

В общем, история про то, что мечте иногда лучше оставаться мечтой, а мифу - мифом.

18 сентября 2022 | 19:24
  • тип рецензии:

В эпоху, когда в нашей стране на фоне творящегося хаоса отечественный кинематограф и телевидение стали показывать всё больше мрачных криминальных постановок, зритель, несомненно, скучал по старым добрым наивным фильмам, в которых нет злобы и мрака, а только позитив - по фильмам, которые в изобилии дарил советский кинематограф. В 1993 году уважаемый советский актёр Михаил Кокшенов выступил в качестве режиссёра, представив на суд публики злободневный 'Русский бизнес', который многих рассмешил до слёз, но у остальных вызвал лишь жалость и желание махнуть рукой на умершее российское кино. В 1996 году вышла семейная комедия 'Котёнок', вызвавшая море умиления у всей страны, но даже в этом фильме присутствовала угнетённая обстановка и элемент криминала в виде рэкета, что в стране и наяву творилось сплошь и рядом. Нужен был фильм без всякого напоминания о том, что на данный момент гложет страну (как сейчас мы ценим каждое новое произведение искусства, в котором нет ни слова о коронавирусе), и вот выходит совершенно непринуждённая, не претендующая на лавры чего-то грандиозного, но направленная исключительно на душевный и зрительный отдых комедия, персонажи которой словно и не слышали о победившем капитализме, задержанных зарплатах, рэкете и всём прочем зле, охватившем Россию - эти бравые русские мужики просто собрались поохотиться, но какая русская охота без водки и развесёлых баек - именно эти два критерия выходят на первый план и оставляют фильм без сцен убийства диких животных - и перед нами комедия разговорно-ситуационного направления, поскольку здесь случится несколько из ряда вон выходящих ситуаций, виной которым отчасти (если не по большей части) станет привязанность русского человека к неограниченной выпивке.

В отличие от некоторых наших комедий последних лет, в которых тоже на первый план выводится пьянка, в первых 'Особенностях' (которые, как мы знаем и видели, были далеко не последние) не демонстрируется моральное уродство и отвратительный пьяный дебош. Русский человек любит выпить, но показать это на экране можно с умом, а можно с извращённым видением русской души (отдыхай, Жора) - в фильме 1995 года, когда Россия и не слышала о компьютерной графике, а видела её только в видеосалонах в американском экшне, сумели показать весьма приличную картинку, хоть и без всякой зрелищной 'движухи', но с грамотно снятыми живописными русскими пейзажами и с отличной операторской работой. Конечно, такое кино прежде всего оценила мужская часть населения, это само собой разумеется (многим жёнам восторженных русских мужиков, узнавших себя на экране, каковы они есть наяву или только в глубине души, приходилось ждать окончания 'этой пьянки' на экране и включать 'Санта-Барбару'). Фильм, может, и не блещет интеллектом и огромным количеством убойных шуток и ситуаций, но таковые здесь есть, хотя и порой теряются на фоне размеренной демонстрации отдыха русских охотников, для которых главный атрибут активного отдыха - это водка, и в этом, возможно, единственный изъян фильма, который показывает слишком много подробностей пьянки: в этом плане выигрывает сюжет третьего по счёту фильма в данной серии - 'Особенности национальной охоты в зимний период' 2000 года, в котором, сократив хронометраж, авторы показали более живое и динамичное повествование с большим количеством убойного юмора, но, судя по рейтингам, в сердцах публики именно первый фильм, а также второй, посвящённый рыбалке, остались теми легендарными комедиями из 90-х, которые смотрели весёлой компанией и хохотали, завидуя персонажам, которые наплевали на творящийся в стране хаос и сумели позволить себе столь развязный отдых, о котором мечтает любой исконно русский мужик, который 'зашивается' на работе и терпит дома попрёки от жены и тёщи. А, если в фильме есть душа, то это главное для искусства.

28 декабря 2020 | 23:55
  • тип рецензии:

«Особенности национальной охоты» это кино из разряда «чтобы было». Сам Рогожкин говорил, что хотел сделать «ни чем не загружающую картину» и у него это получилось с отдачей. Собственно, и сюжета, как такового, фильм не имеет. Просто ситуативный набор гротескных баек про русскую душу, водку и шапки ушанки, в которые накапали «чуток» откровенного сюра. И почему именно эта интерпретация возымела успех у публики в своё время, догадаться не сложно - та самая вылазка финского парнишки в чуждую среду обладает атмосферой. Атмосферой честной, притягательной и совершенно знакомой «мужицкой» части аудитории. Да и само кино - мужское. Мужские шутки, мужские жаргонизмы, Михалычи и Кузьмичи, списанные с доброй части сильного, по природе, населения.

Но до чего-то полноценного и завершенного ОНХ не дотягивают. Видно это и по обрывистому монтажу и самой скорости происходящих событий, где герои пьют, вляпываются в приключение, похмеляются и по новой. Можно, конечно, привлечь автора за пропагандистские наклонности в отношении алкоголя и культивировании не совсем «опрятных» образов, но кто же скажет, что всё это совсем не так?

Это не хорошо, но и не плохо. Просто это есть и ничего уже не поделать.

5 из 10

18 января 2020 | 19:44
  • тип рецензии:

Кто там сказал что мы не умеем снимать комедии? Мол, русские комедии это вонючие и отвратительные, мерзопакостные фильмы? Человек который сказал это, знаком с русскими комедиями нашего, XXI века, которые, мягко сказать, очень и очень плохие. Но он точно не видел этот Шедевр мирового искусства, возможно, лучшую комедию снятую после развала СССР. 'Особенности национальной охоты.

Собрались наши чисто русские мужики на охоту. Взяли водку, ОЧЕНЬ много водки. И фина, Райво, на всякий случай. И понеслось..

Более подробно сюжет я пересказывать не буду по двум причинам. Первая, самая вероятная, вы уже смотрели фильм и знайте его на из суть, как впрочем, 99c/o россиян, (тогда не понято, зачем вы читайте рецензию, ну да ладно). Вторая, не поддающаяся логике причина, вы не смотрели фильм (как так то, блин) и я не хочу портить впечатление о нём.

Стоит ли говорить об актерах? Думаю, вряд ли. Все и так знают, что Алексей Булдаков (вечная память), Семён Стругачёв и компания справились на столько хорошо, что им всем полагается Оскар.

Но, конечно, главная жемчужина фильма - Виктор Бычков, сыгравшего, пожалуй, лучшего комедийного персонажа на постсоветском пространстве. Этот шедевральный персонаж сделал этот фильм. Вся русская, непонятная душа в одном персонаже.

Фильм может по соперничать с любой советской комедией по уровню цитат, ушедших 'в народ'. '-Семёнов, водку будешь? -Водку?' 'Буду!'

' Какая сволочь стреляла?' И, наконец бессмертное 'Жить захочешь, не так раскорячишься!' Фраза - жизненная позиция русских, е моё.

А фильм то, в принципе, об этом. О том, что никакому иностранцу, никакому 'Райво', нас не понять, нашу туманную, загадочную русскую душу, можно лишь догадаться о нашей жизненной позиции, да и то, её знает только истинно русский человек...

Фильм о том, что нужно ценить, любить друзей, быть с ними. Иначе пропустишь много интересного. Пьяного медвежонка в бане, например...

Итог: Какой, к чёрту, итог? Всем и так понятно, что это культовая классика отечественного кинематографа, жемчужина нашей комедии. Это вам не 'Корпоратив' и не ' Война полов', блин. Это философское рассуждение о поиске разгадки русской души, завёрнутое в обёртку комедии про алкашей, что бы ' тупо поржать'. Но люди, будьте умнее. Рогожкин не умеет снимать тупое кино (максимум - спорное, 'Кукушка'. Ну не понимаю, почему все считают фильм гениальным. Фильм, если разобраться, не о чём. Ну да ладно, это уже вкусовщина, и по сути, тема для отдельной рецензии...). Он надевает маску тупой и пьяной клоунады. Он вас разводит. Ну, а для людей, которые кричат о пропаганде пьянства... 'Ну вы блин даёте!'

P.S. Булдаков - гениальный актёр, вечная ему память, вечная.

10 из 10

20 сентября 2019 | 13:43
  • тип рецензии:

Феноменальный фильм, до 100 % точности показывающий 'яму во времени' - 90-е годы со средневековым бытом. Молодой финн (Вилле Хаапасало) решает принять участие в охоте. Его сопровождают парочка алкоголиков, которым всегда нечем закусить, а финну ещё лучше, так как можно ничего не делать.

Каждый герой - некий прототип русского нрава. Человек произносящий тосты - идеальная пародия на Ельцина. Старенький егерь (Е.Стругачев) - охотник со стажем, но всегда промахивающийся в цель. Их друзья не настолько старательны, чтобы очаровать финна, но всегда попадающие в разные неурядицы. Охота в поле заканчивается посиделками и выпивкой.

Итог: смотреть такое смешное кино спокойно дано не каждому. Перед нами шедевр уровня комедий Гайдая. Та же сатира, чёрненький юморок, местами фривольно законсервированный. Актёрское мастерство на уровне Голливуда.

10 из 10

19 февраля 2019 | 12:16
  • тип рецензии:

Алкоголизм является переходным строем между нашим социализмом и коммунизмом. Эта шутка говорит в первую очередь о том, что никакого коммунизма и не предполагалось. На самом же деле, пьем мы в таких количествах исключительно из-за особенностей нашего менталитета. Тяжелый практицизм повседневности, то, что герои наших сказок так радостно задвигают, выдавая все это за духовность, на самом деле постоянно довлеет над нашим человеком и требует хотя бы иногда скинуть эту тяжесть. А поскольку жизнь чуть менее, чем целиком состоит из материального, то и скидывать все это приходится ежедневно. Плюс, ни много, ни мало, сверху это подкреплено государственной религией, постоянно напоминающей о том, что жить нужно в бедности и не стремиться к бездуховному. Ну, а поп, это всего лишь служащий, не обращайте внимания на его лимузины. То есть, по сути, инструкция о применении спиртного нам дана свыше.

Фильм когда-то привел массы в дикий восторг, такой, что они до сих пор в нем прибывают, когда каждое утро выстраиваются в очередь за пустырником, дал послабление спивающемуся народу в сложную годину середины 90-х (я сам был тогда в рядах), но, конечно, никого от пьянства не излечил, напротив, кого-то даже поддержал, дескать, ты не один такой алкоголик, не стесняйся, тебе нечего стыдиться своих корней. Проклятая наследственность виновата, традиции, финны, что понаехали со своими долларами.

Нужно ли говорить о том, что «Особенности национальной охоты» невероятно органично и естественно передали народную психологию, нужно лишь было выдрать из реалий кусок нашей повседневности, немного его подкрасить и выпустить в люди. Фильм я давно боюсь пересматривать, потому что даже в меня, человека, который так и не смог спиться, несмотря на серьезные попытки быть вместе со своим народом, тут же вселяется какой-то мистической потусторонний дух. Со всем нездоровым неистовым рвением моя рука начинает рефлекторно нащупывать стеклянные грани стакана.

Фильм невероятно смешной, более того – в нем истинный юмор, касающийся только наших аборигенов, никакой несчастный заграничный гусь не поймет всей глубины этого горького юмора. При этом он еще и оригинальный, патриотический (даже пистолетик по ходу сюжета имеется, чтобы эту родину защищать), философский и деградационный. Но, как сказал кто-то из великих, куда бы мы не двигались, мы все равно движемся к богу, даже если выбираем дорогу в обход или дорог у назад. Ну вот. Выпить захотелось.

Черный ворон, что ж ты вьешься. Водку буду. Русский слон - лучший друг финского слона. Сам я на охоте был только один раз и все было примерно также, как в этом фильме. Только еще хуже. В общем, не вижу смысла ехать незнамо куда, чтобы напиться, если до ближайшего бара три минуты пешком.

24 ноября 2018 | 02:40
  • тип рецензии:

Фильм вне времени и пространства. Он из 90-х, но совсем не о 90-х. И 13-й кордон может находится где угодно на этой планете, пересекаясь с мистическими пространствами и параллельными мирами.

Фильм о пережитом вместе приключении, которое сближает незнакомых до этого людей. Приключение далеко не всегда смешное. Порой оно грустное, как похмелье после очередного дня пьянки. Порой страшное - попробуйте представить себя в чём мать родила наедине с медведем или в неравной схватке со спасательной техникой, когда помощи ждать неоткуда, т. к. помощи ждут как раз от тебя.

Фоном фильму служит беспорядочно упорядоченное употребление алкоголя всегда и везде. Авторы не дают оценок моральному облику героев. Не пропагандируют, как считают некоторые неокрепшие умы, распитие спиртных напитков. Но и не осуждают его. Скорее вплетают в повествование притчу о вреде и сомнительной пользе пьянства, оставляя зрителю пространство для размышлений.

Кажется, что фильм совсем не про охоту. Но по рассказам охотников, часть поездок на охоту проходит примерно так же, только с меньшей концетрацией приключений. Во время ужина, когда охотник угощает тебя дичью, спроси у него об охоте - впервую очередь услышишь байки, из которых и сделан фильм. А о том, как убил он утку, зачастую и не услышишь - выстрелил и убил, больше разговоров, чем дел.

В фильме полно несуразностей ляпов, плохого монтажа - корова в самолёте просто ужасна. Но как ни странно всё это не портит фильм, а дополняет его. Атмосфера несерьёзности и абсурдности на 13-м кордоне мистическим образом передалась съёмочной группе и не покидала её до конца монтажа, что позволило достичь гармонии формы и содержания.

Да, фильм не об охоте. Фильм про тот промежуток во времени и пространстве, который был у каждого человека, и врезался в память. Когда судьба свела вместе людей и заставила пережить что-то незабываемое, а порой и невспоминаемое. Что-то смешное, что-то грустное и что-то страшное. Прошли события и никогда больше не повторятся, как нельзя повторить этот фильм, просто пересняв его. Остались воспоминания и ностальгия. И пусть приключение у каждого своё, воспоминание о важном, тёплом для души, моменте можно подытожить фразой героя Хаапасало: 'Хорошая охота была'.

03 апреля 2018 | 16:19
  • тип рецензии:

Кино 90-х это уникальный пласт, сумасбродный кусочек истории нашей великой страны. Отойдя от канонов советских картин и жесткой цензуры, режиссеры пустились во все тяжкие...опять же вопрос - плохо ли? Нет, просто каждому времени своё кино, да и в целом своя культура. Поэтому кино, как зеркало отражало итоги падения железного занавеса, но надо отдать должное, в отличии от сегодняшнего 'сытого' времени, бедное и голодное время девяностых и начало нуливых, родило множество качественных картин, существенно отличавшихся друг от друга, каждая со своей идеей и воплощением, в отличии от сегодняшнего ширпотрепа под кальку, все одинаковое...меняется только количество денег и фамилия режиссёра, хотя и последние становится редкостью(в блокбастерах Бондарчук, в комедиях Вайсберг или Андреасян). Конечно можно долго упрекать фильмы 90-х в излишней вульгарности, бандитизме, карикатурности и тд, но мало кто поспорит в их самобытности, и вот довольно самобытный режиссёр Андрей Рогожкин явил новой России довольно простую комедию о друзьях собравшихся на охоту, ну и соответсвенно немного выпить...немного...в итоге получалась легендарная комедия о национальном русском характере, культуре пития и охоте.

В чем же секрет успеха?

Рогожкин грамотно подошёл к теме охоты и национального вопроса, вроде бы пьют мужики и все, ну с кем не бывает? А все потому, что по сути он ничего и не придумал, лишь приправил классическую пьянку на охоте несколькими уморительными историями соединив при этом классическую русскую охоту(как её представляют другие) с обычной охотой в России, получилась игра на контрасте, через призму воображения финна, картинка так и манит пойти с двухстволочкой в лес. Многие осуждают этот фильм за пропаганду пьянства, за ярлык медведи-баня-водка, за отсутствие юмора и ещё много чего. Как говорится на вкус и цвет...но в чем точно не упрекнёшь фильм, то это качество юмора, оно на высоте, причём самого разного сорта, так что если Вы не смеялись хотя бы раз, то это что-то про Вас. Хотя лично Я не понимаю зрителя который приходит на ужастик чтобы испугаться, а на комедию поржать, а если не испытал ожидаемого чувства значит фильм отстой, но оценивается фильм как целостное произведение, а не как жанровый канон т.е. и комедия может быть драматичной и умной, а не обязательно только ржач. В особенностях все сбалансированно, есть и где посмеяться и где подумать. В целом получается добрая комедия с абсолютно особенной атмосферой и воспринимать этот фильм нужно так же правильно, люди отдыхают на охоте, пьют, гуляют, веселиться и травят разные истории, на фоне красивой природы!

Подводя итог, как говорится все гениальное просто, главное снимать с душой и удовольствием, так и делалось кино 90-х на энтузиазме и любви к своему делу, денег тогда не было, а артисты зачастую неизвестные широкому зрителю, становились народными любимцами! Ругать или не ругать фильм за водку, пропаганду пьянства и прочие ярлыки...ну Я отписался чуть выше об этом, добавлю что важно правильное восприятие, а докапаться можно и до столба!

Спс, за добрую ностальгию и то, что даже в беспредельное время 90-х у людей находилось свободное время без злобы и зависти, на равных отдохнуть, выпить и поговорить, не важно кто генерал, а кто простой мент...все друзья, все равны!

10 из 10

16 октября 2017 | 21:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: