всё о любом фильме:

Ничья земля

No Man's Land
год
страна
слоган-
режиссерДанис Танович
сценарийДанис Танович
продюсерМарк Башет, Фредерик Дюма-Зайделья, Седомир Колар, ...
операторВальтер ван ден Энде
композиторДанис Танович
художникДушан Милавец, Звонка Макуч
монтажФранческа Кальвелли
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  489.3 тыс.,    Италия  267.3 тыс.,    Испания  142.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время98 мин. / 01:38
Взвод боснийских солдат заблудился в ночном тумане и к утру, к ужасу своему, обнаружил, что оказался прямо перед сербской передовой, под огнем противника.

После завязавшегося скорого, но жестокого боя, в траншее на нейтральной полосе оказались три раненых — серб и два боснийца. Один из боснийцев лежит на мине: если попытаться снять его с этой адской машины — она сработает.

Что делать заклятым врагам, оказавшимся в такой абсурдной и жуткой ситуации?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
91 + 7 = 98
7.8
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:10

    файл добавилAloneCity1991

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Широкое признание номинально боснийской (фактически же — общеевропейской) ленты «Ничья земля» 32-летнего Даниса Тановича не может не радовать: сначала премия в Канне и Европейский киноприз за сценарий, потом — «Золотой глобус», «Сателлит» и «Оскар» за лучший иноязычный фильм, «Сезар» за дебют и премия Французского синдиката критиков, а также масса иных наград по всему миру. Картина Тановича действительно оригинально придумана и временами изобретательно, с чёрным юмором реализована. Разумеется, только тот, кто на себе испытал ужас гражданской войны между народами, которые раньше жили вроде бы дружно в единой многонациональной семье, мог решиться на антивоенную абсурдную трагикомедию. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 162 поста в Блогосфере>


    Земля действительно никому не принадлежит. И не только кусочек, использованный в данном фильме. Приобретая себе тот же дачный участок, Вы по сути становитесь лишь арендатором. Ведь с собой землю в могилу не утащишь…

    Парадоксально, что тысячелетия именно за земляной ресурс проливалось больше всего крови. Войны, ядерное применение оружия, экономические блокады — везде первоисточник проблем надо искать в земляном вопросе. И это при том, что тысячелетия назад людей было чуть ли не в миллионы раз меньше! То есть толком землями даже и не пользовались! Просто правителям (хозяевам) нравилось чувство обладания.

    Теперь вернемся к фильму, суть конфликта которого вряд ли кто-то помнит. И еще меньше людей смогут толком объяснить причины вражды между воюющими группировками. Зато цель — это земли.

    Авторы кино интересно передали именно эффект возникновения вражды между двумя людьми. На пустом месте рождаются смерти, когда, казалось бы, и причин-то особых нет. Неужели это в наших генах, мозгу, в менталитете: хотеть вражды и победы над всяким, кто нам не понравился чем-либо?

    20 сентября 2016 | 12:00

    Порой тема фильма становится более мощным средством воздействия на зрителей, нежели драматургия или стиль. Поэтому общечеловеческая мораль, постулирующая бессмысленность войны, выраженная через балканский конфликт Боснии и Сербии в фильме «Ничья земля», во многом определила и внимание к этой картине, и ее успех. Режиссер благоразумно отказался от тошнотворного пафоса и никому ненужного нравоучения, направив творческие усилия на облачение повествования в ироничные формы и развитие художественной идеи по законам трагикомедии. А критическое содержание оказалось обращенным в иносказание, срифмованным с забавным сюжетом и растворенным между словами, которые оборвались печальными взглядами и безмятежным закатом. Впрочем, фильм легко удержится между глубокой метафоричностью и осязаемой жизненностью, поэтому подтекст скорее аккомпанирует истории, а ведущим мотивом выступает сама бессердечная реальность военного времени, смехотворная в своей безумной жестокости.

    Сюжет парадирует трагедию народов, и страшная бойня вдруг уменьшается до случайного происшествия, которое житейской курьезностью, пронизывающей общее драматическое полотно и незаметно высыхающей до немого страдания, олицетворяет парадоксальность масштабной исторической ошибки. Так режиссер, используя классический арсенал искусства, способного образностью усилить ощущение реальности, и онтологическую сущность кино, показывающего действительность и время в их фактических проявлениях, распространяет проблему за пределы политики и проникает в сферу нравственного сознания, предлагая зрителям во всем мире сопереживать троице главных героев. Почувствовать тугой узел противоречий, сплетенный из пороков, гуманистических стремлений, личных терзаний и национальной борьбы, в которой люди оказываются ничтожными винтиками, теряя свое человеческое величие и подменяя его мелочной яростью.

    Вручение этой ленте награды Каннского фестиваля за лучший сценарий и тогда, в 2001-ом году, и сейчас кажется неизбежным, ибо режиссеру удалось создать произведение, органичное во всем своем построении, сконструированное словно по закону золотого сечения, когда любая сколь угодно малая часть отражает общую форму. И здесь комичность сюжета перетекает в жанровую парадоксальность, соединяющую серьезность с юмором. Отрешенное, печально бессильное ощущение финала находит себя в фигуре одного из героев, вынужденного быть похороненным на мине, и растерянности ООН, благие намерения которой упираются в невозможность что-либо изменить. А в тирах из художественной ткани фильма неожиданно возникает критика всего западного общества: как и создатели фильма, многочисленные международные организации способны лишь констатировать, говорить праздные слова, но война не останавливается и, подобно киноэкрану, оставляет им пассивную роль зрителя.

    «Ничья земля» каким-то неведомым способом иллюстрирует очевидное, однако одним лишь изображением позволяет разглядеть сущность явления. Посему так предсказуема и вопреки всему заслужена награда Американской киноакадемии, которая, отличаясь известной конъюнктурностью, осознает и принимает на себя гражданскую роль, стремясь отметить те фильмы, которые имеют, может быть, приходящее значение, однако настолько важное в данный момент, что на него нужно сделать особый акцент. И если на художественном поле «Амели», соперничавшая тогда с боснийской картиной, равна ей или даже обыгрывает ее, то с точки зрения общественного мышления, «Ничья земля» занимает совершенно иную позицию. Французскую ленту, безусловно, и без помощи киноакадемиков смогла бы увидеть вся западная аудитория, однако ее куда более камерный противник был обречен на ограниченный прокат. Поэтому выбор «оскоровского» жюри кажется достаточно разумным, ведь таким способом оно затрагивают неудобные, кровоточащие проблемы современности, которые должны быть решены в том числе и с помощью искусства.

    8 декабря 2010 | 19:26

    «Ничья земля» отличается от всех известных мне картин о войне, прежде всего, тем, что сценарий, диалоги и музыка созданы самим режиссером Данисом Тановичем. Он ушел в боснийскую армию с кинокамерой с мизерным опытом учебы в Киноакадемии в Сараево — и годы войны отснял 300 часов материала на линии фронта для киноархива боснийской армии, которым руководит до сих пор.

    В эту первую свою полнометражную картину он вложил личный опыт и переживания, которые знает не из рассказов очевидцев, поэтому в фильме напрочь отсутствует даже флер фальши, вторичности и плакатного пафоса. Однако сама фабула выдумана и, хотя в нем нет компьютерных примочек, фильм изобилует художественными метафорами и символами. Их понимаешь на интуитивном уровне.

    По окончании продолжаешь думать о причинах этого характерного для нашей современности конфликта. Что такое нейтралитет ООН и какова роль великих держав в разруливании подобных конфликтов? Как должны вести себя журналист на современной войне и для чего они туда едут? Можно ли, снимая самые вопиющие ситуации для новостей и концентрируясь на настройках камеры, не утратить чувств сопричастности происходящему за объективом?..

    В каком-то интервью Танович признался, что испытывал куда больше страха, отсматривая материал. Во время съемки камера была как бы фильтром между ним и реалиями войны, а типично боснийское чувство юмора, близкого к цинизму, густо перемешанного с самоиронией, — единственной защитой психики…

    Все остальное гораздо лучше расскажет вам сам фильм-победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на «Оскаре», «Золотом глобусе». Данис Танович награжден также «Сезаром» за «Лучшую дебютную работу», номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, где получил главную награду за «Лучший сценарий» — редчайший случай, когда такую награду получает режиссер.

    Однозначно, это лучшая трагикомедия о гражданской войне, которую я видела в жизни.

    Глубокий, умный и, по большому счету, очень серьезный фильм, который приобретает особую силу воздействия, прежде всего, потому, что вызывает живые эмоции. Смех помогает сопричастности происходящему, а после просмотра острее осознаешь всю трагичность войны.

    И больше я вам ничего не скажу. Хотя очень хочется…

    10 из 10

    21 ноября 2009 | 17:14

    Для боснийцев тема гражданской войны до сих пор настолько острая, что они только о ней фильмы и ставят. И Кустурица, и Ясмила Жбанич со своей Грбавицей, а вот и Данис Танович тоже отличился. И, надо сказать, хорошо. Тут нет никакой романтики и абсурдизма как в «Жизнь как чудо» и никаких семейных кризисов как в «Грбавице».

    Нет, тут другое. Тут кризис и абсурд во всем мире, который весь погряз в бюрократии и жажде наживы. Фильм показывает нам, что польза гуманитарной помощи, миротворческих контингентов и т. п. сомнительна, так как должна перестроится сама природа человека. Дружба невозможна. Любовь невозможна. Так как каждый считает себя правым. Нам сложно признать победу другого, даже победу третьего лица. Даже ничью победу. Победа нужна нам самим, но не каждая победа приносит счастье.

    10 из 10

    27 июня 2007 | 11:51

    Война — вещь страшная и жестокая. Но еще страшнее, когда это война — гражданская. Именно о такой войне — сербско-боснийском конфликте 1992 — 1995 гг. — снял свой фильм босниец Данис Танович.

    Сюжет фильма строится вокруг трех человек — двух боснийцев и одного серба, попавших на нейтральную территорию между воюющими сторонами. При этом один из героев, раненный босниец, лежит на мине, которая, как оказывается впоследствии, не подлежит разминированию. Мина сразу же взорвется, если или сам раненный сдвинется, или кто-то попытается сдвинуть его с места.

    Несмотря на сложную ситуацию, из которой совместно пытаются выбраться бывшие граждане еще вчера единой страны, их конфликт не прекращается. Конфликт, который соткан из мелочей, разрастается и заканчивается в результате трагично. В какой-то момент кажется, что все можно остановить, делаются шаги к примирению… Однако нет, страшный механизм уничтожения запущен. Здесь можно провести аналогию с миной, которую также нельзя обезвредить. Этот механизм был запущен давно и он, как бы нам ни хотелось это признавать, приведет к взрыву.

    Режиссер, он же автор сценария, занимает нейтралитет по отношению к сторонам конфликта. Герои фильма — жертвы этой бессмысленной войны, войны, в которую они, возможно, были втянуты не по своей воле. Показательно, что во время спора ни серб Нино, ни босниец Чики не хотят признавать, кто из их народов виновен в распаде Югославии и кто первым начал эту войну. Никто не хочет уступать в споре и только тот, у кого в данный момент есть весомый аргумент в виде оружия, «выигрывает» его.

    К сожалению, режиссер фильма, на мой взгляд, не сумел или не захотел найти причины, которые привели к трагическим страницам в истории двух народов. Где кроются зерна конфликта, и что дало живительную силу для его роста и превращения в войну? Вместо попытки ответить на этот вопрос Танович смещает акценты в фильме на события вокруг главных героев — роли злодеев исполняют журналисты и миротворческие силы ООН. Тем самым, Данис Танович выбрал для себя более простой путь, ведь найти внешнего врага намного проще, чем искать его внутри себя.

    6 июля 2012 | 18:58

    Не помню уже кто это сказал, но это выражение прям является миниатюрой сценария данной картины. В ней много ненависти, и есть мина, которая может взорваться в любой момент, и уничтожить тех, кто так люто ненавидит друг-друга. Волею судьбы в окопе на нейтральной территории между двумя противоборствующими сторонами, оказались серб и два боснийца. Они ранены, а один из них лежит на «лягушке» — противопехотной мине, которая взрывается, подпрыгивая, на высоту 1 м, и начинена поражающими элементами, разлетающимися в радиусе 50 метров, убивая все живое в зоне поражения. Так что они повязаны накрепко, оказавшись в «одной лодке», и усугубляет ситуацию то, что «свои» с той и другой стороны не прочь уничтожить их что бы быть полностью уверенным, что это не враги. Такая ситуация заставляет на время примириться заклятых врагов, и искать сообща выход из сложившегося положения. Однако, эмоции контролировать очень трудно, тем более, что у каждого из них есть автомат, и закончить жизнь «друга по несчастью» кажется порой непреодолимым соблазном.

    В общем, сюжет нетривиален. Режиссер Данис Танович босниец, но он не занимает ничью сторону в данном конфликте, а вместо этого пытается разобраться в его коренных причинах. Это необычное киноисследование заводит зрителя в дебри психологии, которая приводит в движение механизм машины войны — ненависть. Он показывает ясно какую разрушающую силу она имеет. Если запустить этот механизм, то его уже не остановить, как ту мину, которая приведена в действие. Ненависть не щадит никого, ни друзей, ни врагов. Она убивает всех. Эта настоящая психологическая драма, очень талантливо поставленная и сыгранная. Снять это мог только тот, кто видел оскал войны лично. Очень интересный фильм! Любителям жанра военной драмы смотреть настоятельно рекомендуется.

    9 из 10

    9 июля 2012 | 11:00

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>