Чем хороши фильмы ужасов, так это тем, что фантазия их создателей не ограничивается какими-либо пределами. Постановщики вправе создавать все, что им заблагорассудится, не оглядываясь при этом на мнение окружающих, воплощая все, даже наиболее сумасшедшие идеи на экране, не переживая при этом за критические отзывы. В худшем случае их ленту могут посчитать шлаком и сразу же после просмотра о ней забыть. Однако бывает и так, что недорогая поделка может обернуться настоящей сенсацией, позволяющей своему автору заполучить желанный доступ в мир большого кино и приличных бюджетов. Неизвестно, как сложиться судьба молодого и пока что безвестного режиссера и сценариста Майкла Медальи, но можно смело сказать, что он не боится заигрывать со специфическими идеями, позволяя им каким-то чудом превращаться из рядовой выдумки в полноценное кино. Выбрав жанр фильмов ужасов в качестве отправной точки карьеры, Медалья честно постарался сделать все возможное, чтобы его дебют не прошел незамеченным хотя бы по части синопсиса, который в действительности интригует. Заполучив на главную роль Шона МакГрата, постепенно превращающегося в ощутимую величину современного кино после эпизодического участия в первых двух частях 'Сумерек', Майкл Медалья вполне справедливо рассчитывал на то, что его творение посмотрят поклонники хоррора посмотрят всему миру, и не прогадал. 'Глубокая тьма' на поверку оказалась вполне приличной историей, просмотр которой сложно назвать пустой тратой времени. Не так страшный, как находчивый сказочный хоррор в первую очередь порадует знающих жанр зрителей, но в тоже время и случайная аудитория сможет найти здесь определенные особенности, ради которых историю стоит досмотреть до конца, каким бы спорным он не был.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с бесталанным скульптором Германом Хэйгом (МакГрат), с малых лет страстно желающим стать одним из величайших мастеров современности. Из года в год герой оттачивает навыки создания скульптур, нисколько не продвигаясь в заданном направлении. Пока Герман учился в школе, его увлечение не приносило никому вреда, но когда он превратился во взрослого мужчину, то стало понятно, что одним увлечением семье не поможешь. Одинокая мать в поте лица зарабатывает деньги, стараясь не отказываться от любой работы, в то время как сын днями напролет проводит в своей комнате, пытаясь выстроить очередную скульптуру, с которой он думает покорить ценителей искусства. Однако что бы Герман ни делал, все получается наихудшим образом. Не имея ни друзей, ни связей, ему приходится жить лишь одной мечтой. Но когда ситуация в родном доме накаляется до предела, парню приходится убраться восвояси и на некоторое время переехать в старенькую студию, в надежде, что в ее стенах к нему таки придет вдохновение...
Эта история могла бы стать очередной зарисовкой на тему того, в каких муках порой приходится существовать человеку от искусства, дабы выстрадать долгожданный шедевр, способный обессмертить имя своего творца. Однако у Майкла Медальи были совсем иные планы относительно 'Глубокой тьмы'. Уделив совсем немного экранного времени метаниям главного героя, который готовился было покалечить себя, лишь бы муки принесли хотя бы какой-то результат, режиссер знакомит нас с изюминкой повествования, на которой и будет строится дальнейшее действие. Речь идет о некой таинственной дыре, обнаруженной Германом в стене студии. Поначалу не придав отверстию никакого значения, герой затем осознает, что это не просто повреждение в стене, а вполне осмысленное создание, общающееся с людьми приятным женским голосом. Но и на этом чудеса студии не оканчиваются. Оказывается, что дыра обладает уникальным даром творить гениальные произведения искусства. Причем она одинаково хорошо разбирается, как в музыке и живописи, так и скульптуре, к которой тяготеет Майкл. Пребывая долгое время в заточении, дыра искренне привязывается к новому другу, пытаясь помочь ему во всех начинаниях. Неожиданная помощь приносит плоды - Майкл стремительно взлетает на Олимп популярности, перед ним открываются все двери, а красотки, которые еще недавно не замечали о его существовании, без раздумий падали в объятия героя. Однако как и следовало ожидать, ничто не приходит в руки за просто так. Майклу приходится столкнуться с неприятностями, запутавшими не только его недоброжелателей, а и его самого.
Снимая данный фильм, режиссер совершенно не собирался пугать зрителей. 'Глубокую тьму' сложно назвать полноценным фильмом ужасов. Данная история вполне бы могла обитать на страницах сказок для взрослых, так как в ее основе лежит неуемная фантазия, но никак не желание во что бы то ни стало заставить аудиторию в ужасе наблюдать за происходящим. Сюжет полностью отдан на откуп общению дыры и Германа. Пребывая в постоянном контакте они понемногу сближаются друг с другом, что постепенно приводит к неестественному влечению взрослого парня к необъяснимому существу. Никакой лишней грязи и откровенного трэша при этом не наблюдается. Режиссер снял ленту максимально аккуратно, что не может не удивлять, ведь у него были все возможности выйти за рамки и снять все, что угодно. Майкл Медалья постарался сохранить трезвый рассудок и себе, и зрителям невзирая на безумную основу 'Глубокой тьмы', воспринимать всерьез которую без оглядки просто не получится. Тем не менее неординарные приключения Германа Хэйга порой заставляют задуматься о том, стоит ли идти за мечтой до конца? Детские мечты во взрослые годы должны переместится на дальний план, если они мешают близким. А если они таки смогли воплотится в жизнь несмотря на все сложности, то стоит оценить ситуацию со стороны и понять для себя, стоило ли достижение приложенных усилий. Это сложные вопросы, которые может и не раскрыты в 'Глубокой тьме' на должном уровне, но уже радует то, что лента заставляет зрителей думать, что немаловажно.
В итоге хочу сказать, что 'Глубокая тьма' не собирается вас пугать, да и шокировать не намерена. Майкл Медалья придумал вполне интригующую сказку о волшебном существе, более всего на свете мечтающем обрести друга. Сложные взаимоотношения с неудачливым скульптором, ревность, боль и эгоизм смешиваются здесь в гремучую смесь, способную стать для зрителей важным уроком. И если бы не загубленное окончание, разбившие весь драматизм в клочья, 'Глубокая тьма' могла бы побороться за более высокий статус, нежели маргинальная поделка, поставленная для ценителей чего-то необыкновенного.
Неплохой атмосферный фильм. Во многом напоминает раннюю новеллу 'Банка' Тима Бёртона из сериала 'Альфред Хичкок представляет' и ещё какой-то фильм, который в юности весьма впечатлил меня. В основе лежит легенда о злом домовом (злыдне или лихе), в исламском мире представленная мифическими персонажами - джиннами. Джинны исполняют желания человека, доводя тем самым желающего до полного саморазрушения.
Неплохо подобранные актёры вполне выпукло сыграли. Концовка, правда, подвела, хотя выполнена она весьма небанально.
В фильме нет 'бу-хоррора' заполонившего современные ужастики. Здесь есть о чём подумать - о наших желаниях, из которых мы сотканы и осуществления коих жаждем, именуя жизнью вечную беготню за осуществлением вожделений.
Бойся своих желаний, потому что они всегда сбываются!
Счастье - в пустоте, в полном отсутствии страстей. Только в этом - свобода.