всё о любом фильме:

Экзистенция

eXistenZ
год
страна
слоган«Где кончается реальность... и начинается игра?»
режиссерДэвид Кроненберг
сценарийДэвид Кроненберг
продюсерДэвид Кроненберг, Андрас Хамори, Роберт Лантош, ...
операторПитер Сушицки
композиторГовард Шор
художникКэрол Спайэр, Тамара Деверелл, Денис Кроненберг, ...
монтажРональд Сандерс
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  610.7 тыс.,    США  530 тыс.,    Великобритания  380 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время97 мин. / 01:37
Номинации (1):
На закрытой презентации игры виртуальной реальности под названием «Экзистенция» на ее великолепную создательницу Аллегру Гелла совершает покушение сумасшедший убийца, который хочет уничтожить и ее игру! Вынужденная спасаться бегством, Аллегра подключает младшего сотрудника к тестированию поврежденной системы тем, что … убеждает его сыграть в Экзистенцию вместе с ней! События разворачиваются так, что угроза их реальной жизни пересекается с виртуальными событиями в игре.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
71%
45 + 18 = 63
6.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене, где представляют игру «Экзистенция», надпись на ID-карточке доктора Ноеля Дихтера сделана на древневавилонском языке.
    • Некоторые сцены фильма содержат ссылки на старый фильм Кроненберга «Видеодром» и психоделический роман Филиппа Дика «Стигматы Палмера Элдрича».
    • В сцене, где Кири возится с «портом» Аллегры, он бормочет на венгерском языке «спасибо, спасибо, спасибо».
    • Буквосочетание «isten», запрятанное в названии фильма между заглавными «X» и «Z», означает на венгерском «бог».
    • Ради «Экзистенции» Дженнифер Джейсон Ли пожертвовала ролью в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами».
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1022 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Думаю, на пороге нового тысячелетия многие творческие люди задавались вопросом: а каким оно будет? Что нас ожидает нас там, в будущем? И конечно, многие не смогли обойти столь благодатную тему как компьютерные игры и виртуальную реальность.

    Кроненберг один из первых показал погружение в мир игры — такой игры, которая очень похожа на нашу реальность. Мы можем так же чувствовать, ощущать запахи и вкусы, видеть, слышать. Только вот события, творящиеся вокруг, на порядок страннее, чем в обычной жизни.

    Если бы такие игры существовали в действительности, то каким стало бы возвращение в реальность? Тед, главный герой в исполнении Джуда Лоу, понимает, что не может (или не хочет) отличать жизнь от игры. Ведь обыденное существование слишком серо и пресно. Игра же переворачивает привычный уклад с ног на голову.

    Режиссер проводит нас по психоделическому миру Экзистенции, легко играя с им же придуманными правилами. Интересно, что проводниками в виртуальный мир являются не голографические шлемы, а непонятные существа, которых нужно подключать к себе — находка Кроненберга.

    Отдельный респект за сцену с «блюдом дня». Это самые запоминающиеся минуты в фильме.

    9 из 10

    14 мая 2011 | 15:59

    Вариаций «Матрицы» в мире действительно много. Тем приятнее было обнаружить фильм, достойно воплощающий пусть не весь спектр проблем, связанных с виртуальной реальностью, но хотя бы часть.

    Кронненберг не создаёт «новый техногенный мир» и не вырисовывает перед зрителем философские глубины. Но фильм обладает особым обаянием и непретенциозностью артхаусного проекта. К тому же, Кронненберг явно не страдает отсутствием оригинальности — пусть его фильм не такой «крутой» и кое-где даже смешон — тем не менее, этот светящийся кусок пластилина вместо мобильника и игровая приставка, похожая на преждевременно вынутого из утробы матери ребёнка, запомнятся ещё надолго. Они на удивление органично вписываются в общую картину, «аналоговый», скажем так, мир, созданный режиссёром. Здесь нет крутых пушек, бронированных машин и зелёных циферок, бегущих по стенам. Потому что чем, на самом деле, реальность отличается от виртуальности? Правильно, ничем.

    Фильм отлично разыгран и снят. Несмотря на внешнее отсутствие экшена, просмотр затягивает, как компьютерная игра. Иногда замечала, что просто сижу с открытым ртом. Хотя вроде бы не из-за чего — потому что идея не новая, и понятно, к чему всё идёт. Но сделано хорошо, поэтому от просмотра получаешь удовольствие. Например, как Кронненберг раскидал по всему фильму практически идентичные сцены и диалоги, отображает логику компьютера. Мы в школе ещё на информатике создавали циклы — повторение определённой операции энное количество раз с небольшими изменениями параметров. Так вот, «Экзистенция» — это такой цикл в формате кино. Где каждый последующий уровень внешне повторяет предыдущий, одновременно что-то добавляя в содержание.

    В общем, очень неплохой фильм. Даже удивительно — для ещё одной вариации на тему «Матрицы».

    23 октября 2009 | 21:28

    Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.

    Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки — вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные «био-порты», вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.

    В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья «деревянность» отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением — всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно — поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.

    9 из 10

    3 декабря 2014 | 22:25

    Дэвид Кроненберг — странный режиссер, который снимает странные фильмы. Одним они нравятся, другие и вовсе отмахиваются от них рукой, называя бредом, третьи, хоть и относятся к ним скептически, но пытаются найти скрытую философию, однако очень малое количество людей могут назвать фильмы Кроненберга любимыми. Как бы там ни было, а творения режиссера, зачастую, стараются донести до зрителей некую актуальную своему времени идею, правда, в несколько изощренной форме. Почему «своему времени»? Потому, что проблемы, показанные Кроненбергом, несмотря на то, что имеют под собой вселенскую почку, между тем быстро теряют свою злободневность. «Экзистенция» — как раз такой фильм.

    В 90-е годы, когда волна виртуальности захватила просвещенный мир, такое кино, если и не было открытием, то, во всяком случае, одним из первых поднимало данную тему. Сегодня же, во всех смыслах нестандартная «Экзистенция», предупреждающая нас о пагубном влиянии компьютерных и прочих игр, оставляет после себя только один вопрос: «Ну и что? И где мы этого еще не видели?». Более того, поскольку «Экзистенция» культовым фильмом (как та же «Матрица») не стала, то может вообще показаться жалкой, дешевой пародией (или хуже того, плагиатом) на вышеупомянутую «Матрицу» и прочие подобные блокбастеры. И все же «Экзистенция» ни на один из них не похожа, так как это не фантастика, с будоражащим воображение будущим и дорогими декорациями, а скорее, постмодернистский фарс, показывающий зрителям, что вымышленный опасный мир ни где-то там, а рядом с нами, в нас самых, в нашем безграничном разуме.

    Безумие, на мой взгляд — это то слово, что целесообразнее всего применить к данному фильму. Сумасшествие видно во всем, начиная с того, что герои намереваются убить друг друга, и заканчивая вызывающими отвращение и мерзость реалиями их жизни. Мерзкие джойстики, изготовленные из лягушек (если я правильно поняла), тошнотворные гнилые объедки, из которых герой собирает подобие пистолета, сам пистолет, стреляющий зубами — все это абсурд, символизирующий невозможность существования параллельной реальности, ее неизбежную смерть, которую и встречают один за другим персонажи в ходе игры. Если красивая природа, добрые и красивые ее обитатели (имеется в виду животные), адекватное поведение людей — есть жизнь, то, что же тогда может населять мир, если эти люди каждую секунду, не моргнув глазом, готовы кого-то убить? Ведь виртуальное убийство — это тоже убийство, так как оно уже совершилось в сознании, а значит, уничтожило то хорошее, что было в нем. Поступки людей в этом вымышленном мире исказили его до неузнаваемости, сделали его гадким и уродливым, как те существа, что их окружат и та еда, которой они питаются. Когда Тедд спросил Аллегру о странного вида рептилии, похожей на мутанта, она ответила, что это «признак времени», то есть, как я подразумеваю, аллегория крушения нормального уклада жизни и мира в целом.

    «Экзистенция» — это своего рода предостережение, и возможно, лишенная эстетики форма повествования продиктована тем, чтобы люди поняли, что к такому будущему нельзя стремиться. Впрочем, я думаю, каждый найдет в нем свою философию.

    Говоря о самом фильме, стоит отметить, что снят он действительно довольно просто, без мишуры, а потому любители спецэффектов, очевидно, будут разочарованы. Тем не менее, притом, что «Экзистеция» местами кажется полнейшим маразмом, ее не хочется выключить, так как динамичное и не скучное действие приводит к довольно неожиданной развязке (в которой, однако, многие, тоже могу узреть элемент дежавю).

    Что же касается актеров, то тут основной интерес (для меня, во всяком случае) представляет Джуд Лоу. Роль у него в этом фильме с одной стороны типичная, а с другой нет, потому что трусливых дурачков ему, ни до, ни после играть не приходилось. Справился он, безусловно, хорошо, однако, зная, на что он способен в принципе, я бы не стала излишне хвалить его здесь — в конце концов, кроме неизменной естественности, он ничего особенного не показал. Пусть не покажется кому-то, что я его недооцениваю, напротив, слишком ценю, чтобы превозносить за простую роль. Его партнерша, Дженнифер Джейсон Ли, которую, к сожалению, в последние годы что-то совсем не видно, сыграла свою героиню ярко и бойко, однако сложно судить о способностях актрисы в ненапрягающей, по большому счету, роли. Приятно было видеть так же неподражаемого в образах злодеев Уиллема Дефо, исполнившего маленькую, но очень запоминающуюся роль, и Иена Холма, который навсегда останется для многих Бильбо Беггинсом, но вместе с тем являющегося без сомнений непосредственным актером.

    Достойную игру актеров гармонично дополняет тревожная музыка Говарда Шора, композитора многих фильмов Дэвида Кроненберга.

    Так что же «Экзистенция» — фантастика, фэнтези, пародия или абсурдный каламбур? Стоит ли такое смотреть? Во всяком случае, я бы не рискнула советовать, но и не вольна отговаривать.

    3 марта 2012 | 21:01

    Один из лучших фильмов Кроненберга.

    С помощью нового биологического изобретения люди научились погружаться в виртуальный мир «Экзистенция». Достаточно распространенный сюжет. Если вспомнить самый известный фильм того времени и жанра — «Матрица». Но в «Экзистенции» этот сюжет раскрыт с абсолютно другого ракурса.

    Фильм арт-хаузный, поэтому боевика и веселых гонок, с быстро развивающимся сюжетом здесь не будет. За то в «Экзистенции» есть неповторимая атмосфера, которая складывается из невероятных художественных находок — они выглядят омерзительно, но от них не возможно оторваться. Денис Кроненберг часто работает режиссером, и благодаря этому во многих его фильмах есть этот необыкновенный стиль.

    Так же атмосферу фильма дополняет прекрасная музыка, создающая дополнительную напряженность.

    В актерской игре здесь нет ничего выдающегося, но все актеры очень органично передают отмороженную стилистику этого фильма. Все эмоции выглядят как эмоции компьютерных героев, что и требовалось от актеров.

    Даже спустя более чем десять лет фильм смотрится очень необычно. Но скажу что для восприятия он достаточно сложен (хотя что еще ожидать от Кроненберга). Советую всем, кто любит качественный и неторопливый арт-хауз. Фильм оставляет странное послевкусие — неприятное ощущения познания неприятной истины. Так что если хотите интеллектуально пощекотать сознание, то советую посмотреть.

    9 из 10

    31 января 2012 | 17:43

    Описание фильма сильно меня заинтриговало и я нашел пару часов, чтобы уделить внимание этой картине. Вспоминая описание и жанр (триллер, фантастика), и смотря первую сцену, я задумался: а не пародия ли это?

    Количество идиотизма просто зашкаливает. Совершенно глупые диалоги, которые сопровождаются немыслимо тревожной музыкой, что, видимо, должно создавать напряжение и страх. У меня вызывало лишь смех. Игра главной героини создает такое впечатление, что эта девушка либо слишком неустойчива на ногах, любопытна и наивна, либо просто ходит постоянно под кайфов. Признаться, я искал и ждал ту сцену, когда она вмажется, чтобы хоть как-то аргументировать ее положение, но тщетно.

    Сюжетные повороты, объекты и персонажи — система абсурда, нелогичности и насмешки над жанром триллер. Ничего страшного и давящего на психику в этом фильме не было. Из ниожиданного только глубина несерьезности, который так усердно копали создатели.

    Отдельное слово хочется сказать про предметы и животных, наполняющих фильм. Дабы не делать спойлер, расскажу коротко. Люди погружаются в виртуальный мир через некую пуповину в спине, которая подсоедина в лепешку органического происхождения, кнопками которой являются то ли соски, то ли еще что-то. Эта связь с сексуальностью проявляется не только в этом. Например, сам вход представляет собой отвертвие, очень похожее не женские органы. Кроме того, чтобы «вставить» пуповину, перед этим нужно промочить это дело слюной или специальной жидкостью. Иногда герои делает отчаянные попытки залезть туда языком, что, опять же, подчеркивает сексуальный характер.

    Что касается животных, то мир, созданный режиссером, наполнен только амфибиями. Здесь нет других животных, кроме уродов-бедняг, которые так или иначе идут на создания чипов для игры.

    Сама атмосфера фильма — бесконечна суета на пустом месте. Все персонажи имеют какой-то подтекст и тайну, которая мало чем может быть мотивирована. Создатели пытаются решить проблему через диалоги, но мне, как зрителю, хочется только закрыть лицо руками и грустно посмеяться.

    Меня очень расмешил тот факт, что актриса отказалась от съемок фильма «С широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика.

    За актерский состав и комедию ставлю

    4 из 10

    16 ноября 2014 | 00:10

    Не отрицаю: в картине «Экзистенция» сюжетная мысль присутствует и ого-го какая. Итак, в нашем недалёком будущем порталы для подсоединения к играм будут проходить через наш спинной мозг и мы, как на яву, будет участвовать в игре, стирая грани реальности с фантазией разработчиков игры. Заманчиво, да только вот вмешательство в наш организм откровенно смущает.

    Продолжу по поводу сюжета: действительно интересная задумка, а развернуть её поручили Дэвиду Кроненбергу. Я не против этого режиссёра, что вы! В его картинах никогда нет повторений, но вот всё-таки его индивидуальный почерк присутствует везде, этого тоже отрицать нельзя. Но вот в «Экзистенции», как по мне он перестарался: визуальная стилистика была больше противной, чем поглощающей. Мне откровенно неприятны были фрагменты, когда игровые джойстики представляли из себя живую субстанцию, какую-то желеобразную, но плотную, честное слово неприятно. Моменты на каком-то перерабатывающем заводе с непонятными морскими моллюсками или что это было — также представляли из себя далеко не великолепное зрелище. Есть ещё несколько сцен, которые были не по душе, да ещё к тому же всё происходит в затуманенном виде, как будто «Экзистенция» — попытка Кроненберга отнести себя к артхаусу. До конца этого уж точно не вышло. Для меня это больше халтура, чем неореалистическое гениальное полотно.

    Если брать актёров, то в дуэте Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли могли бы и получше сыграть. В них я не увидел единого духа. Часто ловил себя на мысли, что Джуд Лоу словно отворачивается постоянно от Дженнифер Джейсон Ли, как бы не чувствует коллегу или же она ему не нравится? Что-то не так было внутри съёмочного процесса? Не знаю, не слышал, но именно таковое чувство всенепременно витало вокруг эпизодов, когда актёры оказывались вместе, а их в ленте львиная доля. Вот ещё один неприятный прецедент, который повлиял на моё отношение к ленте.

    Да и другие актёры, второго плана, меня ничем не удивили, скорее даже наоборот. Выскочка (по фильму) Уиллем Дэфо. Я устал от его ролей негативных образов, уровень его таланта достоин того, чтобы играть хотя бы разносторонние роли второго плана, а тут он вновь безумный негодяй, у которого только алчность на уме. Иэн Холм не впервой исполняет роли мягкотелых, добродушных старичков… Думаете, в «Экзистенции» что-то новенькое прибудет от этого актёра? Он похож сам на себя, что уже скоро и оскомину набьёт, к сожалению. Все остальные вообще не запомнились ничем абсолютно.

    Я бы поставил ниже оценку «Экзистенции», но вариативность финала как бы заинтересовала, проснулось наконец-то любопытство, сменившее унылый настрой при просмотре «Экзистенции». Вялый ход действия, слабое исполнение, «липкая» и от того неприятная атмосфера, пыльные краски в фильме, да и сумбура многовато — всё это мне не по душе, красочности очень уж не хватило.

    В общем и целом, если Вы не против неожиданной фантастики, то можете посмотреть «Экзистенцию», если же намерения есть взглянуть на добротный блокбастер, то уж лучше отказаться от просмотра этой ленты.

    4 из 10

    31 октября 2012 | 19:29

    Человеку свойственно бояться чего-то нового и неизведанного. Этим и обусловлено желание поддать объяснению весь окружающий мир через определенный свод законов физики и математики. Главным источником страха для наших предков являлись природные явления, но с техническим прогрессом стали появляться новые, чаще всего абсурдные, теории о влиянии этих самых новшеств как на организм, так и на психику человека. За теориями последовали различные домыслы, получившие благодаря возведению в абсолют, свое отражение в киноиндустрии. Результатом одной из таких теорий о развитии от телевизионного сигнала опухоли мозга, стал выпуск в 1982 году канадским кинорежиссером Дэвидом Кроненбергом «Видеодрома» — одной из стилеобразующих лент десятилетия. Последующий успех киноленты «Муха» окончательно закрепил за ним звание мастера ужасов в жанре «боди-хоррор».

    По прошествии пятнадцати лет на смену тематики вреда телевидения пришла игровая индустрия, в частности, влияние виртуальной реальности на психику человека и способность индивидуума различать что реально, а что — нет. В Голливуде решили подойти к данному вопросу с несколько иной точки зрения. Концепция влияния игр на мозговую активность сменила подход и предстала перед зрителями в виде того, что весь окружающий мир и есть виртуальной реальностью. И на рубеже веков данная тематика получила настолько широкое развитие, что сразу три киноленты, объединенные схожей тематикой появились в течении нескольких месяцев: «Экзистенция», «Тринадцатый этаж» и «Матрица». Как известно, последняя стала наиболее успешной как в коммерческом, так и оскароносном плане, заслужив сразу 3 золотых статуэтки и безумную любовь со стороны зрителей. Причина, по которой кинолента Кроненберга «Экзистенция» не снискала лавров «Матрицы», ясна — не каждый сможет, да и, вероятно, захочет наблюдать за обилием телесных и мутационных превращений, сопровождающих практически каждый его фильм.

    Но это, отнюдь, не является недостатком. Более того, именно это является характерной отличительной особенностью «Экзистенции» среди своих вышеперечисленных «одногодок». Кроненберг, в свойственной ему манере, демонстрирует технологический процесс не через кремниевые чипы, вживленные в мозг или тело, но посредством повсеместного использования генной инженерии и модификаций, что позволяет лицезреть хоть и сюрреалистичное, но оттого, не менее захватывающее зрелище. По сути, кинолента является первым настоящим примером жанра биопанк на большом экране. В центре всех событий — виртуальная реальность Экзистенция, вокруг которой и происходят приключения программистки Аллегры Геллы (Дженнифер Джейсон Ли) с её охранником Тедом Пикулом (Джуд Лоу). С развитием событий та тонкая, едва осязаемая грань перехода между реальным и виртуальным миром расплывается, посредством чего Кроненберг, вот уже в который раз, заставляет зрителя единолично принять решение, что реально, а что — нет.

    А вот персонажи получились какими-то невзрачными, блеклыми и, в отличии от самого мира, едва способны запечатлеться в памяти. Но это не столь страшно, ибо и нареканий вызвать они также не могут. А вот чего действительно не хватает «Экзистенции», так это масштабности. При таком построении теории заговора и иллюзорности виртуального мира вкупе с вышеописанными «органическими» сценами, это звучит подобно приговору для широких масс зрителей. Но при таком относительно небольшом бюджете ожидать иного развития не представляется возможным.

    Возможно «Экзистенция» и не вошла в анналы истории киноиндустрии, как основополагающий тренд общего мышления и теорий о нереальности окружающего мира, как это случилось с «Матрицей». Но общая маргинальность и отсутствие страха быть не понятой наверняка позволит найти своих почитателей, хотя бы среди ценителей необычного взгляда на развитие новых технологий.

    22 февраля 2012 | 01:05

    Память об органических джойстиках хранится у меня еще с детства. Без осознания, сюжета, смысла — лишь этот момент.

    Не знаю, чего я ожидал от фильма. Попался на глаза мне, и я решил, что нужно его посмотреть.

    С самого начала фильма, не оставляли мысли о нелепости происходящего: органические джойстики (символически связываемые с человеком посредством пуповины, при том на одном уровнем с пупком, но с обратно стороны: со спины), обращение с которыми сводится лишь надавливанию на одну его часть; люди трогают, гладят их, хотя те и выглядят отвратительно. Органический же совершенно немыслимый телефон Пикула. Костяной пистолет, стреляющий человеческими зубами, который совершенно не должен функционировать. Создается впечатление альтернативной вселенной похожей на нашу, но с новыми законами, которую однако принимаешь.

    Вообще, фильм, как и «Начало» Нолана, затрагивает проблему виртуализации общества. Кроненберг боится, что человек запутается в своих играх с разумом, не распознает реальность. И чтобы посеять мысль в голове, в конце загадывает зрителю: была ли реальность реальностью? Скажу лишь, что в последней версии реальности я не заметил нелепостей.

    Порадовали меня моменты с «подвисанием» других персонажей, ожидавших ответ от вашего, что является отсылкой к современным играм. Это привносит неидеальность, и отличает игры от нашего мира, в котором обычно нет времени на раздумье и кнопок «пауза», «сохранить», «загрузить». А жаль.

    Картина не произвела на меня особого впечатления, как пресловутое «Начало» (которому к слову я поставил 10 из 10), но за идею и некоторые моменты оценю в 

    8 из 10

    2 октября 2011 | 17:19

    Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга — «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.

    Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт — просто потому что так положено их персонажам.

    В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» — с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» — Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты — разъёмы — находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.

    Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране — бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.

    8 из 10

    28 апреля 2013 | 18:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>