Зловещий анекдот или современный кайдан? И то и другое.
Настоящий, по-японски добротный ужастик. Никаких внезапных бледных лиц из темноты, страх нагнетается постоянно и настойчиво с самых первых сцен и до последнего кадра. Опасность везде, в каждом следующем мгновении, за каждым поворотом, в каждом незнакомце, и при свете дня не становится легче. Есть пара моментов, когда мне, взрослому и довольно искушенному в ужастиках человеку, было откровенно стремно, жутко за персонажей. Это вам не генеричные голливудские сказки про харизматичных монстров, обличающих человеческие пороки, тут никаких соплей, никакой уверенности в хэппи-энде и вообще надежды на благополучный исход. Характерный японский взгляд на ценность человеческой жизни, а точнее на ее отсутствие, будто пронизывает всю ткань повествования не очень приятным привкусом, полным букетом раскрывающимся в кульминации всей истории. В фильме не так уж много интриги, по форме повествования это скорее обычный кайдан (а может за основу и была взята какая-та народная история, во всяком случае очень похоже), но парочка неожиданных финтов вас ожидает. Любители нестандартного самобытного ужастика, не проходите мимо. Выключить фильм на половине вам скорее всего не захочется.
Я люблю японские фильмы ужасов. И я не мог перечислить среди них ни одного, который мне прямо-таки не нравился до тех пор, пока не посмотрел «Любимую мозоль». Режиссёр – Тосикадзу Нагаэ, известный многим по фильму «Паранормальное явление: Ночь в Токио», но я сильнее всего ценю его первую работу – «Призрачная система», в которую он вложился по полной программе. Как ни прискорбно признавать, но Нагаэ, похоже, стал ещё одним режиссёром, от которого отвернулся успех.
Как и в перечисленных мною выше фильмах, в «Любимой мозоли» фигурируют призраки, отвечающие за страх. И выглядят они не просто страшно, но и мерзко. Любого, кто решит посмотреть этот фильм, сразу же стоит предупредить, что страха здесь столько же, сколько и безумия, предвестниками которого уже с первых минут становятся… глаза. Просто глаза. На протяжении всего просмотра невольно чувствуется, что к фильму приложил руку создатель «Призрачной системы», что, казалось бы, должно радовать, но в «Любимой мозоли» всё предстаёт в более извращённом виде, и потому отталкивающем.
Возможно, я бы смирился со всякими уродливыми монстрами и оторванными конечностями, если бы на должном уровне были раскрытие персонажей и операторская работа, но здесь нет ни того, ни другого! Йоко весь фильм невероятно раздражает: то она пытается спасти друзей, то вдруг выходит из себя. Главный герой вроде бы и ведёт себя адекватно, но иногда совершает такие глупые поступки, что ему не хочется сопереживать. За окном поджидает монстр, а на свалке мусора валяется кусок человеческого тела? Разумеется, нужно пойти и удостовериться, что снаружи действительно небезопасно. А оператор, судя по всему, не понимал, как обращаться с камерой, потому что иногда изображение переворачивается, а иногда становится ужасного качества. Развивая мысль, замечу, что и спецэффекты использованы на редкость убого и там, где без них можно было обойтись. К графике я всегда стараюсь быть снисходительным, но в этом фильме с ней совсем плохо. Последние минуты уже воспринимаются как первосортный трэш, лишённый здравого смысла.
Сильно расстраивает и сбивчивый ход повествования. Едва мотоциклист приехал, как уже решил, что этот город странный, хотя ещё ничего подозрительного не увидел. Флешбэки вставлены неумело, поэтому сложно понять, в каком временном промежутке происходят те или иные события, а эмблема, вокруг которой поднимается столько шума, выглядит совсем не страшной. Что было пугающего в этой безобидной наклейке, для меня осталось тайной.
При всём при этом грустно было видеть в фильме такого талантливого актёра как Кандзи Цуда. Хорошо хоть, что его персонажу уделено не слишком много внимания.
Что ж, Тосикадзу Нагаэ совершил обидный промах. Вдохновлённый «Призрачной системой» и неплохим спин-оффом «Паранормального явления», он не особо старался при создании «Любимой мозоли», и в мире стало одним скатившимся режиссёром больше. Если «Любимую мозоль» и можно посоветовать, то только в качестве издёвки.