всё о любом фильме:

Человек без прошлого

Mies vailla menneisyyttä
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Эйла Вернинг
операторТимо Салминен
композиторЛеэви Мадетоя
художникМаркку Патила, Оути Харюпатана
монтажТимо Линнасало
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$50 000
зрители
Франция  602.7 тыс.,    Германия  315.4 тыс.,    Италия  296.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время97 мин. / 01:37
Номинации:
Безработный и безымянный мужчина, обитатель финской провинции, едет в Хельсинки с единственной надеждой — найти работу. Но не успеет он сойти с поезда на вокзале, как тут же будет жестоко избит местными хулиганами, избит буквально до смерти. Его доставят в больницу, где он умрет. Умрет, чтобы тут же воскреснуть и, полностью потеряв память, обнаружить себя в совсем другом, нежном Хельсинки. Чтобы забыть прошлое, отказаться от него и получить от судьбы новый шанс. Этот шанс — встреча с Ирмой, женщиной в форме офицера Армии спасения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
91 + 2 = 93
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В последних кадрах фильма в исполнении Анникки Тяхти звучит проникновенная песня о выборгском парке Монрепо. Именно там встретились родители режиссёра.
    Трейлер 02:06

    файл добавилMatveiOrehov1993

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой лишь в Европе, а в Америке мало кому известен, осенью 2002 года непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух АК (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации. Между тем, с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и — более того! — котироваться в качестве одного из главных претендентов, принимая во внимание то, что испанцы, вдруг разлюбив Педро Альмодовара, вообще вывели его ленту «Поговори с ней» из конкуренции. А ведь именно она обыграла «Человека без прошлого» и на церемонии Европейского киноприза, и на вручении французских «Сезаров». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 302 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Совершенно неожиданно, как-то вдруг посмотрела этот фильм Аки Каурисмяки. Можно сказать, что эта лента открывает мне финский кинематограф.

    Во время просмотра я испытывала смешанные чувства, поскольку персонажи фильма — это представители самого низшего слоя финского общества, по сути, бомжи. Только, в европейском цивилизованном понимании. При этом герои живут обычной жизнью — работают, стирают, готовят, слушают музыку и даже больше — они думают и чувствуют, переживают.

    Несмотря на то, что внешность главного героя (актер Маркку Пелтола) пришлась мне не по душе, в фильме есть что-то что цепляет, заставляет задуматься и не жалеть о просмотре. Кроме того, режиссер заставляет зрителя опуститься вниз, чтобы ему было удобнее следить за развитием сюжета, пусть и неторопливым.

    Некоторых смущает наивность и неправдоподобность ситуации, мол в жизни так не бывает, но для меня все в фильме органично и последовательно сложилось в еще одну историю, судьбу.

    Нечто своеобразное, наводящее на размышления

    6 из 10

    21 декабря 2009 | 14:12

    Это кино перевернуло все мое представление о кинематографе. С первых минут я ждала какого-то экшна, подвоха, взрыва и супергероев. Но ничего, ровным счетом ничего.

    Простая жизнь, простого человека, обычная реальность и это стало шоком. Почему то такая простая откровенность сковала с первых и до последних минут фильма.

    Сразу виден типично финское кино: медленное, плавное, тщательное. Герои говорят мало и медленно, но со смыслом. Ограбление банка, которое типично предстает как выстрелы, крики, погони и куча полиции, здесь простое событие ни звуком, ни поведение героев, не отличающееся от других.

    Картину нельзя отнести к широкоформатным, человек должен сам захотеть ее смотреть. Вдумываться, размышлять и спокойно наблюдать, как-будто за горящей свечой или течением реки. Полный штиль.
    Этот фильм стал первым для меня из картин Каурисмяки, но он точно завоевал место одного из уважаемых мною режиссеров.

    10 из 10

    24 июня 2009 | 10:56

    Фильм Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» лишний раз подтверждает неопровержимый факт — финны жутко флегматичны. В этом фильме — особенно. Грабители избивают главного героя как-то лениво, врачи ждут его смерти тоже без особого энтузиазма, а собака Ганнибал вместо того, чтоб есть людей, просто облизывает их. 

    Флегматичностью объясняется и то, как живут люди на окраине Хельсинки. В ангарах, среди мусора, а им как-то все равно. Возможно, Каурисмяки образом такой окраины только насмехается над благополучием финской жизни.

    Да и романтика здесь сонная. Герои влюбляются друг в друга как-то сразу и без особых эмоций, а перед тем, как поцеловаться, строят такие кислые мины, что днем с огнем не сыскать. Но, четно говоря, выглядит это довольно естественно.

    Выражения лиц в фильме играют куда большую роль, чем диалоги, которые отличаются краткостью, но остроумием. Если юмор вас особо не интересует, можете диалоги не слушать: они все равно потом подтверждаются действием. Но звук выключать не стоит. В фильме отличная музыка, да и редко где услышишь романтическую песню на финском языке в исполнении финской Армии Спасения.

    13 августа 2007 | 10:00

    Сойдя с поезда в Хельсинки, мужчина, дожидаясь рассвета, засыпает на скамейке в парке. Заприметив одинокого путника местная шпана обирает беднягу и избивает до полусмерти. В больнице, куда попадает пострадавший тщетно пытаются что-либо сделать, но помочь ему они уже не могут и безымянный путник умирает, что бы через несколько секунд после того, как выйдут врачи, встать с больничной койки, под непрерывный писк кардио-монитора. Именно так начинается самая титулованная лента Аки Каурисмяки «Человек без прошлого».

    Буквально восставший из мёртвых мужчина не в состоянии даже вспомнить собственное имя из-за перенесённой травмы. Он помнит лишь малозначительные детали — всё его прошлое стёрлось из его памяти. Безымянный (или «М» как он указан в титрах) вынужден начать новую жизнь и этот «второй шанс», полученный малоприятным способом, оказывается довольно удачным — он обретает новый дом, друзей, преданное домашнее животное, влюбляется и сам становиться объектом любви (даже первой любовью, словно не он один начал новую жизнь).

    Мир, в котором для «М» безграничное количество путей (ведь он не знает, на каких путях он уже успел себя попробовать), не встречает героя враждебно — напротив, мир, созданный Каурисмяки, пусть и несколько идеализированный, но не является чем-то отторгающим жизнь, тем более только что начавшуюся. Грабитель в этом мире совершает набег на банк лишь для того, что бы не оставить своих работников, выполнивших обязательства, без достойной оплаты (да и крадёт-то он свои собственные деньги, не желая брать лишнего); здесь люди действительно следуют «золотому правилу» и поступают с ближним так, как хотели бы, что б поступали с ними; здесь не остаётся вражды между людьми после всех трудностей личных отношений — пусть даже закончились они разрывом и разводом; даже суровый делец, беспрерывно сыплющий угрозами, оказывается на деле совершенно безобидным, как и его «кровожадный пёс», не способный причинить вреда человеку. Порой может показаться что происходящее несколько «сказочно», но ведь ни капли фантастики в показанном нет, и ничто не мешает нам самим сделать так, что бы подобный мир существовал — сказки в этом фильме столько, сколько её есть а реальной жизни, и лишнего Каурисмяки не даёт.

    Однако жизнь, которая началась у «М», не отменила его прошлой жизни — и она неизбежно находит героя. Но недаром он «человек без прошлого» — даже вспомнив по частям свою жизнь он поймёт, что прошлого у него действительно нет, есть лишь настоящее, которое он обрёл и будущее, которое он строит сейчас.

    2 февраля 2010 | 23:44

    Отличное кино, в котором показаны не только «не туристические» виды Хельсинки, но также вся суть характера настоящего северного человека, который понимает и принимает природу, людей и их жалкие законы и невольно облагораживает тем самым этот жестокий мир

    15 ноября 2006 | 23:47

    «Человек без прошлого» — фильм финского кинорежиссера Аки Каурисмяки, снятый в 2002 году, является вторым по счету из трилогии «Финляндия».

    Главный герой фильма принадлежит к излюбленной Каурисмяки касте неудачников:он приезжает в Хельсинки, чтобы найти работу, но в парке рядом с вокзалом его жестоко избивают хулиганы, вследствие чего он теряет память. Не помня даже своего имени, главный герой начинает жизнь с нуля: у него появляются новые знакомые среди жителей трущоб, он заводит отношения с женщиной, устраивается на работу, и вроде бы жизнь начинает налаживаться, но тут вдруг появляется жена из прошлой жизни…

    Главная линия картины — напряженный поиск собственного я, своей идентичности. Отчасти именно поэтому в фильме многое построено на молчании: чтобы детально показать рождение личности заново, с нуля.

    Действия фильма происходят в вымышленном мире бомжей, который нереален, да и сама картина не привязана ни к какому определенному времени, так как мы можем увидеть вещи из совершенно разных десятилетий.

    Главный герой-человек без социального прошлого, именно поэтому Каурисмяки помещает его на задворки города, чтобы оградить от любых социальных наслоений.

    Режиссер ясно дает нам понять, что сейчас у людей все вертится вокруг социальных стандартов: если ты жив, то тебе недостаточно просто иметь биологическое тело, ты так же обязан облечить его в стандартную социальную анкету(имя, фамилия, адрес, профессия, номер медицинской страховки).

    Своеобразный финский арт-хаус. Советую смотреть только в бодром состоянии, имея при этом хоть долю заинтересованности в просмотре конкретно этого фильма. Иначе неминуемо либо уснете либо выключите.

    И все же никто не может описать картину лучше самого автора: «Человек без имени приезжает в город, где его сразу же забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма — фильм или то, что мы можем назвать грезой одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними — большое небо, где наш Господь или, лучше сказать, птицы»

    6 из 10

    25 апреля 2013 | 03:05

    Очень спокойный и умиротворенный фильм талантливого скандинавского режиссера Аки Каурисмяки. Фильм про нашу обыденную жизнь, про то, что в жизни есть место любым поворотам судьбы, любым нестыковкам или, наоборот, удачным случайностям.

    Главный герой — безымянный мужчина попадает в тяжелую жененную ситуацию, его избивают до полусмерти, отбирают все деньги и документы, да еще и в чужом городе. В результате, очнувшись в больнице, герой ничего не помнит и в буквальном смысле не понимает. Жизнь начинается с круглого нуля!

    Вообще, фильм очень сильно напомнил картины Федерико Феллини. Такая же спокойная размеренная, иногда даже с простотой доходящей до абсурда, как в сцене с собакой по кличке Каннибал. Но смотрится эта картина хорошо. Заставляет задуматься над обыденностью жизни и над поворотами, которые могут круто ее изменить. Человек — такое животное, которое приспосабливается ко всему. Собака и та не всегда сможет ужиться с человеком, который ей не по душе. А люди могут. Это и доказывает главный герой. Его прошлое мы узнаем лишь в самом конце фильма, хотя, Аки говорит нам, что и ему, и зрителю имя героя, которое употребляется 1-2 раза, и его прошлое совсем не интересно. У мужчины новая жизнь, новая любовь, новый дом. И судя по тому, как он справлялся со всеми невзгодами, все у него будет хорошо. Концовка позитивна. Сам режиссер всегда положительно настроен, показывает, что абсолютно все люди обладают добродетелями. Многие помогают друг другу, причем абсолютно бескорыстно!

    - Как мне тебя отблагодарить за это?
    - Увидишь, что я лежу лицом в луже — переверни.


    Фильм посмотреть стоит, но все-таки, что-то ему не хватает. Вот только что? Может быть, динамики, диалогов. Решать вам, но полтора часа приятного спокойного времяпрепровождения под классную музыку обещаю.

    11 июня 2010 | 14:33

    Вот смотрю уже 4-й по счету фильм Каурисмяки, и словно в завораживающий и тонкий мир попадаю. Вроде бы все реалистично — человека ударили по голове, он потерял память, попал в неизвестный поселок, был принят новыми друзьями…

    Но это не мелодрама или трагедия, жанр сразу определить сложно. Каурисмяки талантливо рисует повседневность, в его меланхоличных героях, молча попивающих пиво гораздо больше чувств и эмоций, чем в каком-нибудь заправском психологическом триллере. А все от того, что Каурисмяки «режиссер корней», ему не чуждо существование обычных людей, как их принято называть «представителей дна».

    Очень хорошее музыкальное оформление, остроумны диалоги. И главное, что дает зрителю фильм — веру в лучшее. Иногда потерять память даже к лучшему, ведь это помогает обрести настоящую жизнь. А та, что стерта, как оказалось, была и вовсе искусственна.

    10 из 10

    31 мая 2009 | 23:03

    Второй по счету фильм, входящий в трилогию под названием «Финляндия» финского же режиссера Аки Каурисмяки, и первый из его фильмографии, что я посмотрел. Хочется сказать, забегая вперед, что если в таком же духе выполнены и другие киноленты известного в Европе режиссера, то с творчеством его дружить мне долго и счастливо.

    В основе киноленты лежит сценарий самого Каурисмяки, который содержит в себе довольно простую в плане развития историю, не лишенную, однако, сильной драматизации и трогательности. Интерес, вопреки этой банальности, которая присутствует на протяжении всего фильма, и к героям, и к их жизни, и к развивающимся событиям, и к фильму в целом, как по волшебству, поддерживается на довольно высоком уровне, заставляя зрителя внимательно следить за действиями и сопереживать героям.

    Наверное, такой вот простотой в постановке фильм и берет зрителя, хотя с другой стороны она обычно кажется наивной и раздражительной. Зритель ждет от каждого фильма определенного режиссера его особых приемов, которые добавляют фильму ярких оттенков и изящества. «Человек без прошлого» практически не имеет каких-то неожиданных сюжетных поворотов, а где-то наоборот — предсказуем, диалоги сводятся к простым односложным предложениям, игра актеров кажется неказистой, как будто они не уверены в том, что делают. Однако все это вместе создает эмоциональную оболочку, которая постепенно обволакивает зрителя, и так до тех пор, пока либо фильм не закончится, либо зритель полностью не окунется в созданную на экране атмосферу.

    Стоит упомянуть о музыкальном сопровождении, которое добавило фильму нужное настроение как на фоновом плане, так и на первом, чтобы зрителю полностью передавался неспешный ритм жизни Финляндии. В целом же, за вычетом мелких технических погрешностей, фильм получился чувственным и трогательным, как ни крути. Хоть и прост, как говорят, «до безобразия».

    9,5 из 10

    13 марта 2010 | 19:09

    Безработный финский провинциал средних лет приезжает в Хельсинки с целью найти в столице работу. Однако неподалеку от вокзала его жестоко избивают местные молодчики. В больнице приборы зафиксируют полную остановку сердца. Однако пациент встанет с больничной койки и с головой, полностью замотанной бинтами, совсем как у детища доктора Франкенштейна, отправится на берег озера, чтобы красиво откинуться на пленере.

    Все дальнейшие события в равной степени можно отнести как к реальной, так и к загробной жизни. Воскресший провинциал полностью потеряет память, но обнаружит себя в совсем другом — добром Хельсинки. Лишенный прошлого, он получит от судьбы новый шанс. Этим шансом станет встреча с Ирмой, женщиной из местной Армии спасения. Эти двое заметят друг друга, очумеют и теперь уже не смогут жить раздельно.

    «Человека без прошлого» стал квинтэссенцией творчества «финского Джармуша», выбирающегося, согласно легендам, из-за стойки бара только тогда, когда приходят продюсеры и говорят, что пришло время снимать очередную картину. Это кино, сделанное, казалось бы, из сплошных банальностей, совмещает в себе и абсурд по-фински, и нежную грусть, и светлую печаль, трогательность и искренность ни живых, ни мертвых героев.

    Оно неожиданно перекликается с другим знаковым фильмом того же года — «Поговори с ней» Педро Альмодовара. В обоих случаях речь идёт о преодолении ущербности, рецептом от которой является простое человеческое общение. И ещё неизвестно, какое из воскрешений более чудесно: испанской красавицы Алисии, которая воспрянула от летаргического сна, или заторможенного финского парня, практически вернувшегося с того света.

    Единственный, знаменитый во всем мире финский режиссер, слывущий певцом бомжовых городских окраин, двадцать лет шлифовал свой собственный стиль, чтобы в 15-м фильме достичь совершенства. Его картины всегда рассказывают об изгоях и лузерах, его юмор грубоват и почти первобытен, артисты заданно неартистичны, — но всё это как раз и образует его специфический национальный «неореализм». Однако в разреженном — эмоционально и ритмически — пространстве фильмов Каурисмяки есть драйв, влиянию которого не боишься поддаться.

    Неуклюжий роман двух немолодых людей, сопровождаемый наивным танго, вроде бы представляет кино в духе советской оттепели. Но демократический дух стиля, который исповедует режиссёр, вовсе не означает, что это народное кино. Вот и аудиторией этого — первого финского — фильма, попавшего в российский прокат, стали немногочисленные эстеты, способные тащиться от экзотичного похмельного «перегара» финского уникума.

    9 октября 2012 | 21:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>