всё о любом фильме:

Человек без прошлого

Mies vailla menneisyyttä
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Эйла Вернинг
операторТимо Салминен
композиторЛеэви Мадетоя
художникМаркку Патила, Оути Харюпатана
монтажТимо Линнасало
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$50 000
зрители
Франция  602.7 тыс.,    Германия  315.4 тыс.,    Италия  296.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время97 мин. / 01:37
Номинации:
Безработный и безымянный мужчина, обитатель финской провинции, едет в Хельсинки с единственной надеждой — найти работу. Но не успеет он сойти с поезда на вокзале, как тут же будет жестоко избит местными хулиганами, избит буквально до смерти. Его доставят в больницу, где он умрет. Умрет, чтобы тут же воскреснуть и, полностью потеряв память, обнаружить себя в совсем другом, нежном Хельсинки. Чтобы забыть прошлое, отказаться от него и получить от судьбы новый шанс. Этот шанс — встреча с Ирмой, женщиной в форме офицера Армии спасения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
91 + 2 = 93
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В последних кадрах фильма в исполнении Анникки Тяхти звучит проникновенная песня о выборгском парке Монрепо. Именно там встретились родители режиссёра.
    Трейлер 02:06

    файл добавилMatveiOrehov1993

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой лишь в Европе, а в Америке мало кому известен, осенью 2002 года непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух АК (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации. Между тем, с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и — более того! — котироваться в качестве одного из главных претендентов, принимая во внимание то, что испанцы, вдруг разлюбив Педро Альмодовара, вообще вывели его ленту «Поговори с ней» из конкуренции. А ведь именно она обыграла «Человека без прошлого» и на церемонии Европейского киноприза, и на вручении французских «Сезаров». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 302 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Отличное кино, в котором показаны не только «не туристические» виды Хельсинки, но также вся суть характера настоящего северного человека, который понимает и принимает природу, людей и их жалкие законы и невольно облагораживает тем самым этот жестокий мир

    15 ноября 2006 | 23:47

    Фильм Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» лишний раз подтверждает неопровержимый факт — финны жутко флегматичны. В этом фильме — особенно. Грабители избивают главного героя как-то лениво, врачи ждут его смерти тоже без особого энтузиазма, а собака Ганнибал вместо того, чтоб есть людей, просто облизывает их. 

    Флегматичностью объясняется и то, как живут люди на окраине Хельсинки. В ангарах, среди мусора, а им как-то все равно. Возможно, Каурисмяки образом такой окраины только насмехается над благополучием финской жизни.

    Да и романтика здесь сонная. Герои влюбляются друг в друга как-то сразу и без особых эмоций, а перед тем, как поцеловаться, строят такие кислые мины, что днем с огнем не сыскать. Но, четно говоря, выглядит это довольно естественно.

    Выражения лиц в фильме играют куда большую роль, чем диалоги, которые отличаются краткостью, но остроумием. Если юмор вас особо не интересует, можете диалоги не слушать: они все равно потом подтверждаются действием. Но звук выключать не стоит. В фильме отличная музыка, да и редко где услышишь романтическую песню на финском языке в исполнении финской Армии Спасения.

    13 августа 2007 | 10:00

    Очень спокойный и умиротворенный фильм талантливого скандинавского режиссера Аки Каурисмяки. Фильм про нашу обыденную жизнь, про то, что в жизни есть место любым поворотам судьбы, любым нестыковкам или, наоборот, удачным случайностям.

    Главный герой — безымянный мужчина попадает в тяжелую жененную ситуацию, его избивают до полусмерти, отбирают все деньги и документы, да еще и в чужом городе. В результате, очнувшись в больнице, герой ничего не помнит и в буквальном смысле не понимает. Жизнь начинается с круглого нуля!

    Вообще, фильм очень сильно напомнил картины Федерико Феллини. Такая же спокойная размеренная, иногда даже с простотой доходящей до абсурда, как в сцене с собакой по кличке Каннибал. Но смотрится эта картина хорошо. Заставляет задуматься над обыденностью жизни и над поворотами, которые могут круто ее изменить. Человек — такое животное, которое приспосабливается ко всему. Собака и та не всегда сможет ужиться с человеком, который ей не по душе. А люди могут. Это и доказывает главный герой. Его прошлое мы узнаем лишь в самом конце фильма, хотя, Аки говорит нам, что и ему, и зрителю имя героя, которое употребляется 1-2 раза, и его прошлое совсем не интересно. У мужчины новая жизнь, новая любовь, новый дом. И судя по тому, как он справлялся со всеми невзгодами, все у него будет хорошо. Концовка позитивна. Сам режиссер всегда положительно настроен, показывает, что абсолютно все люди обладают добродетелями. Многие помогают друг другу, причем абсолютно бескорыстно!

    - Как мне тебя отблагодарить за это?
    - Увидишь, что я лежу лицом в луже — переверни.


    Фильм посмотреть стоит, но все-таки, что-то ему не хватает. Вот только что? Может быть, динамики, диалогов. Решать вам, но полтора часа приятного спокойного времяпрепровождения под классную музыку обещаю.

    11 июня 2010 | 14:33

    Безработный финский провинциал средних лет приезжает в Хельсинки с целью найти в столице работу. Однако неподалеку от вокзала его жестоко избивают местные молодчики. В больнице приборы зафиксируют полную остановку сердца. Однако пациент встанет с больничной койки и с головой, полностью замотанной бинтами, совсем как у детища доктора Франкенштейна, отправится на берег озера, чтобы красиво откинуться на пленере.

    Все дальнейшие события в равной степени можно отнести как к реальной, так и к загробной жизни. Воскресший провинциал полностью потеряет память, но обнаружит себя в совсем другом — добром Хельсинки. Лишенный прошлого, он получит от судьбы новый шанс. Этим шансом станет встреча с Ирмой, женщиной из местной Армии спасения. Эти двое заметят друг друга, очумеют и теперь уже не смогут жить раздельно.

    «Человека без прошлого» стал квинтэссенцией творчества «финского Джармуша», выбирающегося, согласно легендам, из-за стойки бара только тогда, когда приходят продюсеры и говорят, что пришло время снимать очередную картину. Это кино, сделанное, казалось бы, из сплошных банальностей, совмещает в себе и абсурд по-фински, и нежную грусть, и светлую печаль, трогательность и искренность ни живых, ни мертвых героев.

    Оно неожиданно перекликается с другим знаковым фильмом того же года — «Поговори с ней» Педро Альмодовара. В обоих случаях речь идёт о преодолении ущербности, рецептом от которой является простое человеческое общение. И ещё неизвестно, какое из воскрешений более чудесно: испанской красавицы Алисии, которая воспрянула от летаргического сна, или заторможенного финского парня, практически вернувшегося с того света.

    Единственный, знаменитый во всем мире финский режиссер, слывущий певцом бомжовых городских окраин, двадцать лет шлифовал свой собственный стиль, чтобы в 15-м фильме достичь совершенства. Его картины всегда рассказывают об изгоях и лузерах, его юмор грубоват и почти первобытен, артисты заданно неартистичны, — но всё это как раз и образует его специфический национальный «неореализм». Однако в разреженном — эмоционально и ритмически — пространстве фильмов Каурисмяки есть драйв, влиянию которого не боишься поддаться.

    Неуклюжий роман двух немолодых людей, сопровождаемый наивным танго, вроде бы представляет кино в духе советской оттепели. Но демократический дух стиля, который исповедует режиссёр, вовсе не означает, что это народное кино. Вот и аудиторией этого — первого финского — фильма, попавшего в российский прокат, стали немногочисленные эстеты, способные тащиться от экзотичного похмельного «перегара» финского уникума.

    9 октября 2012 | 21:04

    С точки зрения моих представлений о кино не вижу в данном произведении чего-то особенного, несмотря на то, что в картине есть, несомненно, и стиль, и душевность, что, как мне кажется, очень важно, и некоторая оригинальность. Больше всего привлекает скандинавская заторможенность, какая-то положительная заунывность и отлично сочетающаяся с ней юмористичность, и несколько абсурдная атмосфера радости от ситуации, невероятной позитивности всех героев по отношению к друг другу: нет документов, денег и памяти — ничего, главное голова на месте; другой герой: нет денег на оплату контейнера — ничего, приду в понедельник, отдашь.

    И так везде, главному герою помогают, всячески идут навстречу, все эпизоды от этого, от того, что практически нет сопротивления, а развитие идет вверх по дуге, все эпизоды приобретают какой-то угловатый характер. Это забавно, потому что обычно это не смотрится, а тут картина настолько извращенно позитивна (может это мой русский менталитет говорит, что такого не могло произойти…у нас, по крайней мере, и так красиво), что кроме как улыбки не вызывает. Но это на лице. В голове немного иначе. Вообще, по сути, это сказка с одной стороны, сказка не в том, что это не правда, а в том, что все происходит как в потустороннем мире. И, с другой стороны, действительность таких людей, которые теряют все враз и некоторыми из которых и являются люди без жилья. То, что касается сказки я уже озвучил, здесь вам полный набор — и любовь, и друзья, и приключения своего рода, и эта добрая абсурдность.

    На счет действительности. Вот здесь режиссер и выразил себя и эту самую действительность. Счастливы могут и те, кому, казалось бы, и нечему радоваться. Счастье ведь не в деньгах и не в их окружении, а в дружбе, в любви, в довольствовании малым (это мнение режиссера). И, используя способность иронизировать в лице персонажей, режиссер отстаивает свой взгляд, точнее преподносит. Выглядит это, наверное, чудесно и забавно. И мало, наверное, кому фильм не понравится, но в тему ли этот социальный посыл, ибо движет то жизнью не кино, и будет ли это кино иметь больший смысл, чем просто положительно эмоциональный всплеск на тему «забытых людей» или индивидуальное, какое-то личностное воздействие, думаю, нет. Так что это просто отличный фильм для удовольствия. Никакой социальной силы…

    26 ноября 2007 | 23:49

    Второй по счету фильм, входящий в трилогию под названием «Финляндия» финского же режиссера Аки Каурисмяки, и первый из его фильмографии, что я посмотрел. Хочется сказать, забегая вперед, что если в таком же духе выполнены и другие киноленты известного в Европе режиссера, то с творчеством его дружить мне долго и счастливо.

    В основе киноленты лежит сценарий самого Каурисмяки, который содержит в себе довольно простую в плане развития историю, не лишенную, однако, сильной драматизации и трогательности. Интерес, вопреки этой банальности, которая присутствует на протяжении всего фильма, и к героям, и к их жизни, и к развивающимся событиям, и к фильму в целом, как по волшебству, поддерживается на довольно высоком уровне, заставляя зрителя внимательно следить за действиями и сопереживать героям.

    Наверное, такой вот простотой в постановке фильм и берет зрителя, хотя с другой стороны она обычно кажется наивной и раздражительной. Зритель ждет от каждого фильма определенного режиссера его особых приемов, которые добавляют фильму ярких оттенков и изящества. «Человек без прошлого» практически не имеет каких-то неожиданных сюжетных поворотов, а где-то наоборот — предсказуем, диалоги сводятся к простым односложным предложениям, игра актеров кажется неказистой, как будто они не уверены в том, что делают. Однако все это вместе создает эмоциональную оболочку, которая постепенно обволакивает зрителя, и так до тех пор, пока либо фильм не закончится, либо зритель полностью не окунется в созданную на экране атмосферу.

    Стоит упомянуть о музыкальном сопровождении, которое добавило фильму нужное настроение как на фоновом плане, так и на первом, чтобы зрителю полностью передавался неспешный ритм жизни Финляндии. В целом же, за вычетом мелких технических погрешностей, фильм получился чувственным и трогательным, как ни крути. Хоть и прост, как говорят, «до безобразия».

    9,5 из 10

    13 марта 2010 | 19:09

    Вот смотрю уже 4-й по счету фильм Каурисмяки, и словно в завораживающий и тонкий мир попадаю. Вроде бы все реалистично — человека ударили по голове, он потерял память, попал в неизвестный поселок, был принят новыми друзьями…

    Но это не мелодрама или трагедия, жанр сразу определить сложно. Каурисмяки талантливо рисует повседневность, в его меланхоличных героях, молча попивающих пиво гораздо больше чувств и эмоций, чем в каком-нибудь заправском психологическом триллере. А все от того, что Каурисмяки «режиссер корней», ему не чуждо существование обычных людей, как их принято называть «представителей дна».

    Очень хорошее музыкальное оформление, остроумны диалоги. И главное, что дает зрителю фильм — веру в лучшее. Иногда потерять память даже к лучшему, ведь это помогает обрести настоящую жизнь. А та, что стерта, как оказалось, была и вовсе искусственна.

    10 из 10

    31 мая 2009 | 23:03

    Сойдя с поезда в Хельсинки, мужчина, дожидаясь рассвета, засыпает на скамейке в парке. Заприметив одинокого путника местная шпана обирает беднягу и избивает до полусмерти. В больнице, куда попадает пострадавший тщетно пытаются что-либо сделать, но помочь ему они уже не могут и безымянный путник умирает, что бы через несколько секунд после того, как выйдут врачи, встать с больничной койки, под непрерывный писк кардио-монитора. Именно так начинается самая титулованная лента Аки Каурисмяки «Человек без прошлого».

    Буквально восставший из мёртвых мужчина не в состоянии даже вспомнить собственное имя из-за перенесённой травмы. Он помнит лишь малозначительные детали — всё его прошлое стёрлось из его памяти. Безымянный (или «М» как он указан в титрах) вынужден начать новую жизнь и этот «второй шанс», полученный малоприятным способом, оказывается довольно удачным — он обретает новый дом, друзей, преданное домашнее животное, влюбляется и сам становиться объектом любви (даже первой любовью, словно не он один начал новую жизнь).

    Мир, в котором для «М» безграничное количество путей (ведь он не знает, на каких путях он уже успел себя попробовать), не встречает героя враждебно — напротив, мир, созданный Каурисмяки, пусть и несколько идеализированный, но не является чем-то отторгающим жизнь, тем более только что начавшуюся. Грабитель в этом мире совершает набег на банк лишь для того, что бы не оставить своих работников, выполнивших обязательства, без достойной оплаты (да и крадёт-то он свои собственные деньги, не желая брать лишнего); здесь люди действительно следуют «золотому правилу» и поступают с ближним так, как хотели бы, что б поступали с ними; здесь не остаётся вражды между людьми после всех трудностей личных отношений — пусть даже закончились они разрывом и разводом; даже суровый делец, беспрерывно сыплющий угрозами, оказывается на деле совершенно безобидным, как и его «кровожадный пёс», не способный причинить вреда человеку. Порой может показаться что происходящее несколько «сказочно», но ведь ни капли фантастики в показанном нет, и ничто не мешает нам самим сделать так, что бы подобный мир существовал — сказки в этом фильме столько, сколько её есть а реальной жизни, и лишнего Каурисмяки не даёт.

    Однако жизнь, которая началась у «М», не отменила его прошлой жизни — и она неизбежно находит героя. Но недаром он «человек без прошлого» — даже вспомнив по частям свою жизнь он поймёт, что прошлого у него действительно нет, есть лишь настоящее, которое он обрёл и будущее, которое он строит сейчас.

    2 февраля 2010 | 23:44

    «Человек без прошлого» — фильм финского кинорежиссера Аки Каурисмяки, снятый в 2002 году, является вторым по счету из трилогии «Финляндия».

    Главный герой фильма принадлежит к излюбленной Каурисмяки касте неудачников:он приезжает в Хельсинки, чтобы найти работу, но в парке рядом с вокзалом его жестоко избивают хулиганы, вследствие чего он теряет память. Не помня даже своего имени, главный герой начинает жизнь с нуля: у него появляются новые знакомые среди жителей трущоб, он заводит отношения с женщиной, устраивается на работу, и вроде бы жизнь начинает налаживаться, но тут вдруг появляется жена из прошлой жизни…

    Главная линия картины — напряженный поиск собственного я, своей идентичности. Отчасти именно поэтому в фильме многое построено на молчании: чтобы детально показать рождение личности заново, с нуля.

    Действия фильма происходят в вымышленном мире бомжей, который нереален, да и сама картина не привязана ни к какому определенному времени, так как мы можем увидеть вещи из совершенно разных десятилетий.

    Главный герой-человек без социального прошлого, именно поэтому Каурисмяки помещает его на задворки города, чтобы оградить от любых социальных наслоений.

    Режиссер ясно дает нам понять, что сейчас у людей все вертится вокруг социальных стандартов: если ты жив, то тебе недостаточно просто иметь биологическое тело, ты так же обязан облечить его в стандартную социальную анкету(имя, фамилия, адрес, профессия, номер медицинской страховки).

    Своеобразный финский арт-хаус. Советую смотреть только в бодром состоянии, имея при этом хоть долю заинтересованности в просмотре конкретно этого фильма. Иначе неминуемо либо уснете либо выключите.

    И все же никто не может описать картину лучше самого автора: «Человек без имени приезжает в город, где его сразу же забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма — фильм или то, что мы можем назвать грезой одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними — большое небо, где наш Господь или, лучше сказать, птицы»

    6 из 10

    25 апреля 2013 | 03:05

    Совершенно неожиданно, как-то вдруг посмотрела этот фильм Аки Каурисмяки. Можно сказать, что эта лента открывает мне финский кинематограф.

    Во время просмотра я испытывала смешанные чувства, поскольку персонажи фильма — это представители самого низшего слоя финского общества, по сути, бомжи. Только, в европейском цивилизованном понимании. При этом герои живут обычной жизнью — работают, стирают, готовят, слушают музыку и даже больше — они думают и чувствуют, переживают.

    Несмотря на то, что внешность главного героя (актер Маркку Пелтола) пришлась мне не по душе, в фильме есть что-то что цепляет, заставляет задуматься и не жалеть о просмотре. Кроме того, режиссер заставляет зрителя опуститься вниз, чтобы ему было удобнее следить за развитием сюжета, пусть и неторопливым.

    Некоторых смущает наивность и неправдоподобность ситуации, мол в жизни так не бывает, но для меня все в фильме органично и последовательно сложилось в еще одну историю, судьбу.

    Нечто своеобразное, наводящее на размышления

    6 из 10

    21 декабря 2009 | 14:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>