К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Каждый живущий человек рано или поздно сталкивается с необходимостью перемен в своей жизни ради исполнения собственных целей, которые ещё вчера были просто мечтами. Но что делать, когда на одной чаше весов оказывается, быть может, единственная в жизни возможность сделать достойную карьеру, а на другой – любовь дорогого человека? А если одно зависит от другого? Подобные вечные вопросы были, есть и будут актуальными для всех без исключения людей. В 1920 году, когда до появления полноценного звукового кино оставалось немногим меньше десятилетия, датский режиссёр-космополит Карл Теодор Дрейер снял в Швеции свой второй фильм «Вдова пастора» по мотивам рассказа норвежского поэта и священника Кристофера Янсона.

Дрейер, чьё режиссёрское наследие относительно невелико, почти никогда не снимал «случайных» фильмов и его фильмография, в которой нашлось место как средневековым страстям и отнологии экспрессионизма, так и вполне житейским картинам – яркое тому подтверждение. Он не боялся браться за сложные вещи и везде, где можно, искал и находил подтверждение своим собственным вопросам о человеке.

«Вдова пастора» – это воспоминание о давно минувшем времени, где ещё правили бал религиозные суеверия и архаические традиции, порождённые догматами Реформации. И кому, как не пасторам, об этом знать лучше всего. Особенно, если речь идёт о скромной норвежской деревушке, где все перед носом друг у друга. Когда же речь зашла об избрании нового пастора, претендентов оказалось не так уж много – всего трое. Самым молодым среди них был Софрен, весьма прыткий и самоуверенный человек, больше других желавший своей победы, ведь тогда он мог жениться на своей возлюбленной Мари. Ему-то и повезло. Вот только не учёл добрый молодец, что жениться ему придётся вовсе не на ней, а на далеко не молодой вдове прежнего пастора –леди Маргарет, пережившей трёх мужей и за глаза называемой ведьмой.

Дальнейшие события можно было показать с разных позиций – при помощи сказочно-мистического синтеза (а ля братья Гримм), либо же подвести их под современное словосочетание «брак по расчёту». Режиссёр пошёл по второму пути, но получилось вполне достойно. Без сильных бурь и потрясений или ломающего шаблоны откровения. Довольно простая, но вместе с тем, весьма поучительная и мудрая история с несколько неожиданным, но закономерным итогом, промелькнувшая под мелодичную инструментальную композицию.

Весьма осторожно подвергая здесь сомнению обрядовую сторону как свидетельство преданности Всевышнему членов религиозной сельской общины, датчанин, по сути, только репетировал, искал свою позицию, набирался сил для последующих гораздо более масштабных и глубоких постановок на тему религии. Он был одним из первых режиссёров, опустивших недосягаемую, казалось бы, планку практически до земного уровня.

Первый шведский фильм Дрейера, давно уже погрузившийся в необъятные глубины мирового кино, вряд ли когда-нибудь вознесётся на пьедестал почёта и будет интересен лишь самым отъявленным киноманам. Его можно посмотреть также тем, кто желает проникнуться неповторимым своеобразием скандинавского немого кино и, быть может, найти там самих себя.

10 марта 2014 | 14:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: