всё о любом фильме:

Хайтарма

Haytarma
год
страна
слоган«История одного народа»
режиссерАхтем Сейтаблаев
сценарийНиколай Рыбалка
продюсерЛенур Ислямов
операторВладимир Иванов
композиторДжемиль Кариков, Сергей Круценко
художникШевкет Сейдаметов, Надежда Кудрявцева
монтажСергей Клепач
жанр драма, военный, история
бюджет
$1 500 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время87 мин. / 01:27
Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Было несколько трагикомичных моментов при съемках эпизода на площади в Алупке, где НКВДшник говорит о том, что крымские татары — предатели. Когда сняли первый дубль, к режиссеру подошла одна из женщин и говорит: «Почему мы слушаем его, он же сволочь?». Он спросил: «А что вы хотите с ним сделать?». Она: «Что, наши деды так стояли и слушали?». Режиссер не знал, как точно было, но, судя по тому, что он лично читал из воспоминаний очевидцев — да. И тогда режиссер попросил Дмитрия Суржикова (исполнителя роли сотрудника НКВД) перед тем, как он начнет зачитывать, стрельнуть в сторону толпы, не предупредив. Естественно, патроны холостые. Когда сказали «мотор», офицер выстрелил… наступила гробовая тишина. Режиссер остановил съемку, подошел к этой группе людей и задал им вопрос: «А почему стоим? Почему не идем на баррикады?». Самый старший из них сказал: «Мы все поняли». А тогда стреляли не в воздух. Тогда стреляли в людей.
    • Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и выгонять, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но не уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй».
    Трейлер 02:29

    файл добавилMiroslavMishjenko

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 285 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Прошлое неуничтожимо; рано или поздно все повторяется, и одним из повторений есть намерение уничтожить прошлое…» -

    Хорхе Луис Борхес, «Натаниэль Готорн».

    В этом году мир увидел первый художественный игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма» (Qaytarma), который вызвал неоднозначные отзывы и даже дипломатическую войну между украинской и российской сторонами. А все только потому, что фильм, основанный на реальных событиях, слишком обличителен и иллюстративный насчет одной из величайших трагедий крымско-татарского народа — принудительного выселения из собственных земель, вошедшее в историю как Сюргюн (от крым. S?rg?n — изгнанник). Россияне до сих пор не хотят признавать своих преступлений времен Советского Союза (к которым, кстати, относится и геноцид украинской нации — Голодомор), и любые упоминания о тогдашних зверства воспринимают как провокации, таким образом провоцируя разве агрессию в свою сторону.

    Отступая от политической составляющей, ведь хочется все же говорить об искусстве, должен сказать, что фильм просто феноменальный! Нашим режиссерам стоило бы поучиться у съемочной группы «Хайтармы», как надо делать настоящее и хорошее кино! Это касается художественных фильмов как в плане построения, так и в плане смыслового наполнения, сюжетных поворотов и развязок. Оформить реальную историю в такие полусимволические образы, оснастить такими художественными средствами — и это в первой киноленте! Нашим кинематографистам, к сожалению, пока такое удается очень редко, если удается вообще…

    Как по мне, одна из самых удачных находок картины — это образ майора Кротова (Алексей Горбунов). Это один из главных героев, который на протяжении фильма переживает перевоплощение из крайне отрицательного персонажа в героя-спасителя (на самом деле, это происходит только в глазах зрителей, ведь отрицательным персонажем как таковым майор Кротов и не был — просто режиссер очень правильно подошел к показу героя с разных точек зрения).

    Относительно сюжета, то он почти идентичен в соотношении с настоящими событиями, которые имели место в мае 1944 года. Советский летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза по прозвищу «Король тарана» Амет-Хан Султан (Ахтем Сейтаблаев) во время краткосрочного отпуска вместе со своими боевыми товарищами приезжает к себе домой в Алупку. Его визит совпадает во времени с началом операции по выселению крымских татар. Перипетии, показанные в фильме, почти полностью соответствуют воспоминаниям и историческим фактам тех времен, в массовых сценах принимали участие тысячи крымских татар, многие из которых помнят события, изображенные в фильме, из собственной жизни. Амет-Хан, будучи крымским татарином, сам едва не погибает во время депортации его родителей и соседей, будучи спасен лишь усилиями его «белых» друзей и благодаря своему высокому званию. В конечном итоге, трагедия целого народа для отдельно взятой семьи заканчивается, если можно так высказаться, хэппи-эндом: родителей Амет-Хана не депортируют, сам Амет-Хан возвращается на службу и ведет бои до конца войны, после чего до самой трагической гибели 1 февраля 1971 года во время испытаний Ту-16ЛЛ он работает летчиком-испытателем.

    Фильм наполнен культурными и религиозными элементами крымско-татарского народа, поэтическим языком подачи и символизмом, героизмом местных жителей во времена оккупации, а также иллюстрацией истинного лица карательной машины НКВД. Вероятно, именно последнее и вызвало такую волну возмущения официальной Москвы.

    Насчет отдельных художественных достижений фильма я должен отметить, что меня поразили съемки полетов — это далеко от банальных русских фильмов, штампованных по заказу Кремля для прославления «героического советского народа». Ведь в нашем фильме видно, что актеры действительно садятся за настоящие штурвалы, самолеты являются действительными боевыми машинами того времени, а не нарисованными на компьютере игрушечными макетами, так же как и сами полеты сняты довольно искусно и они вызывают у меня восторг. Это далеко от дорогих лент Голливуда, но на ступень выше российского ширпотреба. Очень поражают своей красотой натурные сцены природы — красота крымских гор и лесов просто перехватывает дыхание, такое ощущение, будто ты действительно летаешь на параплане или самолете над всей этой красотой. Фильм приятно удивляет своей красотой, несмотря на свой тяжелый смысловой посыл.

    Единственное «но» (или, скорее, знак вопроса) вызывает неразбериха с социологией в конце фильма, ведь цифры выселенных, погибших и выживших не соответствуют друг другу. Дело заключается, как я понимаю, в том, что цифры взяты из разных источников. Дело в том, что официальные данные советской социологии поразительно занижены по сравнению с настоящими реалиями, тогда как цифры крымско-татарские могут быть несколько завышены. В фильме они становятся рядом, через запятую, и от того рождается непонимание, какие же цифры соответствуют действительности, а какие являются попыткой скрыть правду?

    Кому стоит смотреть: людям, которые умеют думать, лицам, которые любят документальные фильмы и кинобиографии, мелодрамы или военные фильмы; крымским татарам; россиянам, которые до сих пор не признают своих преступлений, или же преступлений своих отцов и дедов; украинским кинематографистам, лицам, интересующимся в подлинной истории Советского Союза. Фильм подойдет для семейного просмотра.

    Кому не стоит смотреть: коммунистам; человеконенавистникам; представителям российского посольства; шовинистам (простите за тавтологию).

    Ваш, Илько Билэнко-Шумахэр.

    14 ноября 2013 | 07:07

    Многочисленные исторические несоответствия и художественные ляпы где-то к середине просмотра приводят к тому, что фильм воспринимается как чистый вымысел. Сопереживать героям в конце все равно как сопереживать Василисе Прекрасной, изнемогающей под гнетом Кащея.

    Поделюсь некоторыми своими «открытиями:

    - летчик летит в гости на боевом самолете,

    - Алупка после оккупации смотрится достаточно богато. Жители упитанные, хорошо одеты, веселы. (Особенный контраст с разрушенными городами и изможденными жителями в центральной России). И еще там электричество в домах.

    Что касается идейного уровня фильма, то по фильму совершенно не понятно, почему одни хорошие советские люди (солдаты) обижают других хороших советских людей (татар). Человек не знакомый с историей совсем ничего не поймет.

    Отсутствие строгой (политической) позиции авторов по заявленной теме превращает серьезный фильм в слезливую попытку выжать рыдания жалостливых зрителей, которым просто «птичку жалко» (как говорил Шурик).

    2 из 10

    12 сентября 2013 | 23:53

    Сказать, что это фильм на реальных событиях-это ничего не сказать…

    В фильме снимались не только профессиональные актеры, но и большое количество массовых сцен был снято при участии непосредственных участников трагедии 1944 года, а также их потомков, впитавших с молоком матери всю глубину трагедии того дня, и несших бремя отторгнутого народа на протяжении всех последующих лет вплоть до сегодняшнего дня.

    Все сцены были старательно построены таким образом, чтобы максимально передать весь ужас произошедшего той ночью, всю нелепость и несправедливость ситуации, когда вся мужская часть населения воевала, отстаивая родину по призыву Сталина, а в это время глубокой ночью их жен, стариков и детей, по приказу того же Сталина, погрузили в скотские вагоны и отправили без еды, воды и даже возможности присесть во время нескольких суток пути-сотнями в каждом вагоне, давясь и задыхаясь без воздуха.

    Еще до начала премьеры началась едва завуалированная информационная война. Направленная на цель- недопустить к просмотру как можно более максимальное количество людей, доселе незнакомых с имеющимся историческим фактом, и с наличием крымскотатарского народа вообще как такового. Десятилетиями после депортации спецслужбами велась активная борьба с народом и преследовалась цель стереть его с лица земли-если не физически, то информативно уж точно. И сейчас мало кто знает о народе как таковом.

    Этот фильм не только отразил и раскрыл самую большую рану народа, он также вывел его в широкий мир, показал истину.

    Для многих это даже далеко не художественный фильм, а словно документальная хроника.

    На мой взгляд-единственным минусом фильм является его короткометражность- люди сидели в зале, с замершими сердцами и все без единого исключения не могли сдерживать слез — и 87 минут фильма было слишком мало, слишком коротко, чтобы передать все те ужасы, которые довелось испытать целому народу… Очень хотелось продолжения, еще больше подробностей и историй.

    То, каким образом передан колорит народа, его быт, устои, менталитет — просто нет слов, все настолько реалистично и честно.

    Понравились акценты на дружественность народа — на то, как за одним столом дружно сидят армяне, русские, евреи, украинцы и крымские татары. И как все дружны между собой.

    Увы, после депортации этого не стало — всем остальным народам крепко было внедрено в мозг, -что крымские татары — предатели.

    Очень красивые актеры, непередаваемые пейзажи, национальная музыка, это все надо видеть и слышать, словами не передать.

    Я — простой обыватель и кинолюбитель, и лично для себя я искренне ставлю фильм на один уровень с фильмами — Титаник, Невероятное, Мальчик в полосатой пижаме, Невозможное. Все эти фильмы разных жанров построены на реальных событиях, отражающих действительность, все они трогают до глубины души, и являются тем сортом фильмов, которые нацелены не на поверхностное восприятие картинки, а на глубокий смысл.. .

    10 из 10

    24 мая 2013 | 14:24

    Да это именно тот фильм который заставляет человека сострадать, переживать трагедию. Да именно трагедию, причем ни одного человека, а целого народа. Народа который почувствовал на себе, что такое быть оклеветанным, ради оправдания преступления-депортации. Весь мир уже приравнял сталинские репрессии с гитлеровской Германией.

    Но судя по негативным отзывам на данный фильм остались еще люди исповедующие фашизм, в их отзывах чувствуется злорадство и желчь.

    Под написанием негативной рецензии они пытаются дать фильму негативный отзыв, чтобы меньше людей его посмотрело.

    Почему история одного народа- потому что 18 мая 1944 года депортировали только Крымских татар.

    В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.

    Данные критики даже не удосуживаются прочитать сюжет фильма, не знают элементарных исторических фактов.

    Советую всем ПОСМОТРЕТЬ фильм «ХАЙТАРМА».

    И тогда вы увидите что всякие фразы типа: «Фильм на один раз, хоть фильм, не вжились актеры в свою роль, что сняли несколько отдельных кусков и склеили их в один — не чувствуется связи… плавности сюжетной линии, политич закаказ и. др.» НИЧТО ИНОЕ как полная чушь, провокация и глупость. Глупость людей пытающих очернить фильм который не видели и не собираются смотреть.

    Но я верю, что в наше время много благоразумных людей не в зависимости от национальности, которые могут отличить правду, от попыток оправдать сталинские преступления такие как Депортации, ГУЛАГи, раскулачивание, голодоморы.

    А на счет цен на билеты. Можете посмотреть в интернете такого ажиотажа в Крыму не припомнят даже руководители Кинотеатров.

    В Киеве после премьерного показа продлили прокат еще на две недели. Уже поступили заявки со всех крупнейших городов Украины. Точно известно, что фильм покажут в г. Донецке, Харькове, Одессе и др. городах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

    Так что успех у фильма «Хайтарма» есть и он будет только увеличиваться. Пусть критиканы не переживают окупиться он или не окупиться.

    10 из 10

    13 июня 2013 | 11:34

    Фильм действительно получился сильный и самобытный.

    Перед просмотром я боялся, что лента «Хайтарма» напоминает по стилю «Поводыря», с кучей недоделанных сюжетных ходов, попсовой подачей украинской истории, а также самой психологии персонажей, бессовестными кражами американского стиля кино и ненужными в фильме такого формата цитатами тех же американских лент.

    Нет! «Хайтарма» вышла довольно качественным продуктом. Конечно не без огрехов, но в конце у меня стоял ком в горле, я забыл обо всём, кроме ленты и трагедии, которая произошла 70 лет назад с крымскотатарским народом.

    Во-первых, хотелось бы отметить изысканную операторскую работу. Режиссеру (Ахтем Сеитаблаев, он же исполнитель главной роли) и оператору (Владимир Иванов) удается постепенно нагнетать сюжет ленты. Чего только стоит сцена, когда перед зрителем чередуется показ того, как едет Кротов на военном джипе, и параллельно семья и соседи Амет-Хана Султана (Героя СССР) празднуют его прибытие на «побывку». Или когда свет ночных фар легковушек, наполненных военными, рассекает ночную темноту сквозь окна спящих домов.

    Во-вторых, давно так не радовал красивый сюжет ленты (!), где правильно дозировано художественность и историчность событий.

    В-третьих, композиторы ленты (Джемиль Кариков и Сергей Куценко) постарались на славу. Очень качественный саундтрек, в котором синтезированы народные мелодии крымских татар и сопровождение симфонического оркестра.

    В-четвертых, игра актеров. Все постарались на славу, даже больше (отрывок из др. Статьи): «Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и Выгон, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но НЕ уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было Самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй»"

    Давно не видел отечественной ленты такого высокого качества, без преувеличений.

    А хуже всего то, что история повторилась через 70 лет. Страшно это все и гадко на душе от того, что мы допустили такое и допускаем вновь и вновь. Но это уже совсем другая история…

    14 июля 2015 | 19:27

    По совету друга ознакомился с этой картиной. И могу сказать, что такого давно не видел, пронзитильнейшая военная драма, давно такого не видел, я совершенно не пожалел полутора часов времени которое потратил на просмотр сей киноленты. История 1944 года о депортации Крымских Татар с родной земли одна из самых печальных и тяжёлых в этой главе Отечественной истории. К тому же в фильм основан на реальных событиях, в его основе лежит рассказ о судьбе дважды Героя СССР, летчика Амет-Хан Султана. Но по большому счёту этот фильм не о нём, просто события происходят на фоне его жизни. Данный фильм, я бы даже сказал, это больше просто драма нежели военная, это страничка жизни одного народа, одной нации, одной республики, одного полуострова. К сожалению учитывая и политическую линию в данном фильме, он запрещён к показу на Российском телевидении, хотя как мне кажется именно эта часть Отечественной истории осталась в тени, и для общего обозрения этот фильм не мешало бы посмотреть многим, но не стану здесь развивать эту тему подробным образом.

    Говоря же о достоинствах фильма, отмечу, что больше всего мне здесь понравилась операторская работа, много интересных ракурсов, сцены самолётов в небе просто шикарные, ну и Крымским пейзажам много внимания уделено, хотя это слабость почти всех операторов работавших в Крыму, но это и не удивительно, глядя на них, невозможно оторваться, и даже когда их видишь на экране отдыхаешь душой и телом.

    Далее не могу пройти мимо актёрской игры, мне очень понравился Ахтем Сеитаблаев выступивший и в главной роли Амет-Хан Султана и в роли режиссёра-постановщика, но больше всего зацепил своей игрой Алексей Горбунов в роли особиста Кротова, как по разному он раскрывается в фильме от момента к моменту, будучи казалось бы типичным НКВДшником в начале и в последний момент он приходит на помощь Амет-Хану ну и сцена с его расстрелом конечно сильна, жаль его было. Все остальные артисты тоже большие молодцы, столько эмоций, столько драмы и простой человечности, всем ставлю по пятёрке за этот фильм.

    Ну и конечно пронзительная музыка двух композиторов Джемиля Карикова, Сергея Круценко только придала особого колорита и драматизма картине.

    Подводя итог всему сказанному скажу так, как известно зрители делятся на две категории: те которые смотрят кино глазами, и те которые смотрят кино головой, так вот этот фильм скорее для тех, кто смотрит кино головой. Здесь нет ни боевика ни экшена Голливудского, излишней чернухи, и даже сцены насилия многие за кадром остались, этот фильм не похож на Советский «Они сражались за Родину» или американский «Перл-Харбор», здесь ставка больше делается на человеческие взаимоотношения и чувства. Отдельно хочу сказать, что мне понравились сцены где персонажи разговаривают на родном языке, как это глупо не звучит, в большинстве своём я не понимал о чём они говорят, поскольку не знаю их языка, но именно благодаря этим диалогам, было ощущение, будто я не кино смотрю, а там в Крыму, в центре событий оказался.

    Навязывать своего мнения не стану, сколько людей столько и мнений, кому-то это кино понравится, кому-то нет, кто-то вообще после просмотра может прийти к выводу, что это обыкновенная антисоветская агитка, но одно точно могу сказать, равнодушным этот фильм не оставит никого.

    9 из 10

    30 ноября 2014 | 20:26

    Фильм потрясающий. это правда так и было… И именно так все это дома я слышал от своих бабушек, а дедушка в то время сержант красной армии воевал в армии генерала Конева. Так оно и было пока наши деды воевали в рядах красной армии в труд армиях, их жен, матерей, стариков, детей, сестренок выселяли

    Сразу видно кто пишет негативные рецензии, сами не знают историю, не видели фильм, не способны понять трагедию другого человека.

    Они просто боятся того, что правда станет известна всему миру об их преступлениях, о желании, очернить и уничтожить весь крымскотатарский народ.

    Не надо забывать о том, что в Крыму живут те самые нкведешники которые выселяли наш крымскотатарский народ, их подонки, ой извините хотел написать потомки

    Они живут на чужой земле, в чужих домах незаконно, несправедливо и надо как то оправдать все это. А как ? Надо везде кричать, что крымские татары предатели, правильно что их выслали и т. п.

    Ими движет страх, тупой животный страх, что справедливость восторжествует, что мир узнает правду, что коммунисты ничем не лучше фашистов, а даже хуже, что нкведешники хуже эссесовцев, что придется отвечать за свои преступления и за преступление своих предков.

    Их последняя надежда те кто верит в сталинские сфабрикованные истории о предательствах, либо неграмотные необразованные люди т. е простым языком быдло(чего у нас в Крыму к большому моему сожалению хватает)

    Так исторически сложилось что у каждого народа есть своя родина у украинцев- Украина, у немцев- Германия, у русских — Россия, у крымских татар — Крым. Так что если живете на ЧУЖОЙ земле то уважайте коренной народ, а нет вперед на историческую родину, в Крыму никого не заставляют жить. Крымские татары никого насильно не звали на свою родину. Мы сами прекрасно обойдемся без ваших подтявкиваний и провокаторов. Не нравится вам жить рядом с Крымскими татарами, пожалуйста чемодан, вокзал- куда хотите (если не знаете езжайте за консулом РФ)

    Фильм покажут по всему миру, а вы: пишите что хотите сжимайте, в ярости свои кулаки, от вашего гнева результат ноль. Нет хотя есть — это увеличение канализационных отходов от страха. Вот так живете на нашей земле в Крыму и гадите и гадите.

    В общем бойтесь и дальше справедливость восторжествует, а вам остается жить в страхе за свое будущее и осознанием того, что за все нужно отвечать и если посчастливиться ни в этом мире то в другом каждый ответит за свои поступки

    11 июня 2013 | 11:18

    Фильм Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма».

    Историческая драма из новейшей истории, посвящённая трагедии крымско-татарского народа. Фильм страшный. Страшный, скрупулёзно отображённой реальностью и самой настоящей человеческой болью. Этот фильм просто необходимо посмотреть каждому порядочному, и считающему себя порядочным, человеку.

    Может, кто и подзабыл, а кто и не знал, но есть такая дата в истории нашей страны18 мая 1944,когда года по приказу Сталина была начата операция депортации крымско-татарского народа. Скорбная и позорная дата.

    В центре сюжета фильма судьба военного лётчика-истребителя гвардии майора, дважды Героя Советского Союза, Султан Амет-Хана и его семьи.

    Итак, 1944 год, Севастополь, советские войска ведут ожесточённые бои в борьбе за освобождение Крыма. В одном из таких ожесточённых боёв был убит Андрей, боевой друг Ахмет-Хана, а сам Ахмет-Хан попадает под прицел прикомандированного особиста. Дабы разрулить ситуацию, командир отправляет Ахмет-Хана в трёхдневный отпуск, домой в Алупку. И так получается, что первый день отпуска совпадает с началом операции по депортации всего народа.

    В фильме снимались непосредственные жертвы депортации и дети тех, кто выжил, и кто не выжил, те, кто у кого сохранились в памяти рассказы близких людей о том страшном времени. Скажу больше, в фильме снимались люди со всего Крыма. А ещё скажу, никогда раннее ни в советское время, ни после не снималось ничего подобного. Это первый фильм о депортации крымско-татарского народа снятый с громадным опозданием, только в наше время.

    Поверьте, этот фильм заставит не только сопереживать, он заставит сочувствовать, он заставит задуматься о том, что боль человеческая это действительно боль, это страшно, это жутко, это просто не должно повторится. Никогда. И нигде. И ни с кем.

    Но снова уже в наше время бедствия крымско-татарского народа продолжаются. Снова они лишние на земле предков. Почему так?

    В двадцать первом веке история делает крутой вираж. Неужели правители прогуливали уроки истории, или спали на уроках, или умышленно их игнорируют.

    Я не буду недоумевать, неужели?, я спрошу проще почему?, почему жизнь человеческая до сих пор гроша ломаного не стоит. Почему война на Украине каждый день забирает человеческие жизни? Жизни невинных людей?

    «Хайтарма», танец о возвращении. Но к чему мы возвращаемся? К прошлому. К советскому? К страху, ужасу и безысходности?

    Давайте, наконец, задумаемся, что за цифрами статистики стоит неподдельная боль человека. Каждого. Единственного. Неповторимого. Такого же, как мы с вами.

    Жизнь, это хорошо, да? А негатив, это плохо, да?

    Ну, убили где-то на Донбассе парочку, или какую тысячу человек, я то, при чём, Меня то за что? А не за что. Для ровного количества. Для того, чтоб снаряды зря не пропадали. Потому, что так в генеральном плане наступления прописали. Потому, что ты на земле этой лишний. Как крымско-татарский народ в 1944 году.

    13 декабря 2014 | 20:22

    Сегодня в Симферополе/Акмесджите представили первый крымскотатарский художественный фильм «Хайтарма» («Возвращение»).

    В премьере фильма приняли участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, заместитель председателя Меджлиса Рефат Чубаров, представители Меджлиса, были также представители власти — вице-премьеры крымского правительства Георгий Псарев и Азиз Абдуллаев, председатель Совета представителей Лентун Безазиев, представители крымскотатарской интеллигенции, приглашенные гости. Необходимо отметить, что на премьеру первого крымскотатарского фильма приехали и гости из Киева народный депутат Украины, председатель Комитета ВРУ по правам человека Валерий Пацкан. Символично, что на премьеру была приглашена внучка дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана Вероника Амет-Хан, ветераны Великой Отечественной войны, товарищи и коллеги знаменитого летчика.

    Перед гостями и зрителями выступили Мустафа Джемилев, Георгий Псарев, генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов, Вероника Амет-Хан. Не хватало только режиссера картины Ахтема Сейтаблаева, которые не смог приехать по причине болезни.

    В киноленте снялись известные актеры — Алексей Горбунов, Юрий Цурило, Андрей Саминин, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков.

    Сюжет разворачивается на фоне Второй мировой войны. По задумке создателей, картина раскрывает трагедию крымскотатарского народа — Депортацию. Главный герой — дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, которого сыграл режиссер картины Ахтем Сейтаблаев. По признанию самого режиссера, этот фильм — воплощение его большой мечты. Картина рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В мае 44-го года после освобождения Севастополя Амет -Хан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается Депортация крымских татар.

    Все зрители с замиранием смотрели первый фильм, который затронул болезненную тему крымских татар Депортацию 1944 года 18 мая. Фильм прошел на одном дыхании. Присутствовавшие не смогли сдерживать слез, ведь в премьере приняли участие старики, которые пережили эту трагедию и своими глазами видели Депортацию.

    После окончания показа генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов поделился впечатлением от показа фильма: «Я переживал все ли пройдет хорошо, но все прошло хорошо, премьера состоялась».

    Относительно бюджета фильма было отмечено, что наиболее затратной статьей расходов оказалось производство декораций времен Второй мировой войны, а также создание исторических костюмов. Кроме того, для съемок понадобилось оружие, поезда, автомобили и самолеты тех времен. В массовых сценах снимались более тысячи человек со всего Крыма. Большая часть из них — старики, пережившие трагическую ночь 18 мая 1944 года.

    Средства на съемки фильма выделил владелец телеканала АТР — Ленур Ислямов. Съемки велись в октябре 2012 года в Алупке, Бахчисарайском районе и Судаке.

    Режиссер фильма — Ахтем Сейтаблаев, оператор — Владимир Иванов (обладатель премии «Канские львы»), художник по костюмам — Надежда Кудрявцева, художник-постановщик — Шевкет Сейдаметов. Хронометраж картины составляет 87 минут -полнометражный, художественный фильм.

    Отметим, что фильм «Хайтарма» до выхода на телеэкраны покажут в кинотеатрах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

    10 из 10

    18 мая 2013 | 09:46

    «То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром. Атавизм старейшего идеала»

    Фр. Ницше

    Жил да был народ. Малый да удалый. Героев Стране Советов рожал видимо-невидимо, в войне праведной побеждал, житницы пред воинами-освободителями настежь отворял. Народ щедрый, народ гордый, народ справедливый. Так бы ему здравствовать и благоденствовать, но вероломный диктатор тёмной волею своей решает взять да и вывезти жён, детей и стариков с отчих земель в края далёкие и необжитые. С теми же, кто заартачиться вздумает — разговор короткий, аки очередь ППШ. И зачерпнул народ горя и хлебнул народ слёз.

    Отвечает ли отец за сына? Сестра за брата? Жена за мужа? В демократическом обществе, как правило, нет. Однако советское общество было так же далеко от народовластия, как Лаврентий Берия от Вацлава Гавела. Отчасти поэтому в суровую годину ВОв порядка 10 этносов СССР подверглись тотальным преследованиям и высылке далеко за районы многовекового проживания. Кинокартина «Хайтарма» целиком посвящена горестной судьбине крымскотатарской народности, которая пребывала на территории Тавриды и до рассматриваемых событий насчитывала около ста девяноста тысяч человек, а после — число, близкое к нулю. В чём состояла вина многотысячного народа перед кремлёвским горцем и его режимом, перед партией и государством в ленте не уточняется, а лишь мельком проскальзывает слушок, что был, мол, определённый процент предателей, отправившийся во служение к Адольфу Эффенди. Дело, однако ж, в цифрах. В цифрах и фактах.

    Мусульманское население Кавказа массово бойкотировало мобилизацию и уходило в горы, кабардинские аксакалы подарили рейхсканцлеру белоснежного красавца-скакуна, калмыки сформировали повстанческую дивизию. Треть мужского населения крымских татар ринулась служить в СС и Вермахт, тогда как до доблестных рядов Красной Армии было на первых порах рукой подать. По сути же в этой череде измен не было ничего из ряда вон выходящего. Подобным же образом поступали французы, голландцы, поляки и все те, кому не повезло очутиться под кованым нацистским сапогом. Понятное дело, что и среди славянских народов Советского Союза, русских, украинцев, белорусов, оказавшихся в зоне оккупации, были коллаборационисты в изрядных количествах. Но думается, что Верховным главнокомандующим двигали несколько иные цели, нежели слепая месть народу, породившему значительное число изменников. Однако ж фильм, естественно, не о том. Да и кому, вообще, интересно копаться в пыли прошлого? Вместо фактов предлагается лицезреть фатальные образы и бесчеловечные сцены, преисполненные трагизма и шагающего с ним рука об руку гротеска.

    В картине мы воочию наблюдаем красноармейцев и бойцов внутренних войск, готовых и мирных татар поубивать и друг друга прикончить — лишь бы выполнить приказ. Видим одухотворенный народ в ореоле героизма и мужества, с достоинством несущий своё мученическое бремя. Поражаемся бездушию советских офицеров, отдающих команду стрелять на поражение по старейшинам и проливающих в собственных кабинетах кровь своих же подчиненных, посмевших ослушаться и противодействовать суровой директиве Кремля. И печально взираем на шокирующую статистику, приведенную перед финальными титрами, прогнозируемо оказывающуюся лукаво двоякой: выпячивающей одно, замалчивающей другое. Фундаментальных причин этнической катастрофы в остродраматическом кинорассказе мы не обнаружим, сколько бы ни искали.

    Причины же, как видится, две. Никакими научными путями невозможно было предугадать, в какую сторону повернётся ход войны в сорок четвёртом и как поведут себя союзники после поражения Германии. Иметь в приграничной области потенциально враждебный ареал гражданского населения было, по меньшей мере, тактически неоправданно. Вторая же причина (и тут мы неизбежно уткнёмся в колючие иглы национального вопроса) состоит в том, что Сталин был последним лидером страны, пытавшимся заложить долгосрочный и прочный фундамент будущего политико-территориального пространства. Переселение отдельных народов и растворение их в генофонде титульной русской нации, ассимиляция малых этносов в русскоязычной среде и охлаждение очагов этнической напряженности на карте страны — вот тот геополитический итог, к которому, с высокой долей вероятности, стремился «отец народов». Однако ж благими намерениями, как известно, устлана дорога не в самое приятное место мироздания. Депортация по причине военного хаоса была организована из рук вон плохо, на отведенных для проживания местах подчас не хватало самого необходимого. Те же 110 тысяч несчастных и обездоленных, указанные в финальных хрониках ленты Ахтема Сейтаблаева в качестве погибших в результате насильственного переселения и мора, фактически пали жертвами последнего советского «царь-голода», унёсшего 1,5 млн. жизней по всей державе и спровоцированного послевоенной разрухой и нехваткой продовольствия.

    Немыслимо позволить, кому бы то ни было, оправдывать насильственное выдворение целого народа. Преступно и антигуманно говорить о том, что принудительная депортация имела хоть какое-то моральное право быть претворенной в жизнь. Сегодня. А вчера англичане сгоняли буров в концлагеря из уютных и теплых домов, французы увлеченно перечерчивали на свои лады карту племенного расселения Сенегала и добровольно отправляли тысячи евреев в гостеприимно приоткрытые ворота Аушвица и Майданека. Североамериканцы искушенно и азартно вели самый успешный геноцид в истории, сжигая вигвамы, топя каноэ и запуская порции свинца во след гонимым племенам сиу и чероки, которым не посчастливилось встать поперёк интересам белого человека. Но вот незадача. Голову пеплом никто не посыпает, в грудь рукой не бьёт, прощения не просит и покаянных фильмов, соответственно, не снимает. О, как же ты далёк, край заповедного оптимизма и блаженного забвения!

    20 августа 2013 | 01:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>