Два дня, одна ночь

Deux jours, une nuit
год
страна
слоган-
режиссер Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
сценарий Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
продюсер Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Дэнис Фрейд, ...
оператор Ален Маркоэн
композитор-
художник Игорь Гэбриел, Майра Рамедан Леви
монтаж Мари-Элен Дозо
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  464.3 тыс.,    Нидерланды  49.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
30 октября 2014, «CP Дистрибуция»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время95 мин. / 01:35
Номинации:
Судьба Сандры зависит от решения нескольких человек, вынужденных выбирать между ней и деньгами. Пытаясь склонить людей на свою сторону, она ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (41 336)
ожидание: 97% (840)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
171 + 5 = 176
8.4
в России
83%
20 + 4 = 24
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Сцены с участием Марион Котийяр снимались семиминутными дублями. Максимальное количество дублей, потребовавшихся, чтобы снять одну сцену, составило 82.
    • Марион Котийяр согласилась сниматься в фильме еще до того, как прочитала сценарий.
    • Марион Котийяр впервые встретилась с режиссером Жан-Пьером Дарденном в 2011 году на съемочной площадке фильма «Ржавчина и кость» (2012). Дарденн был продюсером этого фильма. Их встреча произошла случайно, когда Котийяр выходила из лифта со своим ребенком. Тогда Дарденн и предложил ей поработать вместе.
    • Сцены фильма снимались в хронологическом порядке.
    • Съемки фильма проходили в Серене, Бельгия. Это промышленный город во франкоязычном регионе Бельгии, где родились и выросли Жан-Пьер и Люк Дарденны.
    • В своем интервью братья Дарденн рассказали, что черпали вдохновение в фильме «12 разгневанных мужчин» (1957), когда готовились к съемкам фильма «Два дня, одна ночь». Когда их спросили о сходствах с фильмом «Ровно в полдень» (1952), они ответили, что, возможно, персонаж Марион Котийяр и похож на Грейс Келли из этого фильма, но во время написания сценария они даже и не думали об этом.
    • еще 3 факта
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Знаменитые бельгийцы братья Дарденн, которые стремительно ворвались в европейский кинематограф, получив Золотую пальмовую ветвь Канн уже за свой второй полный метр, к 2014 году стали настоящими классиками. У них устоявшийся стиль, который за 15 лет трансформировался лишь немного.

    Дарденны снимают социальное кино про проблемы простых европейцев. В их фильмах почти нет музыки и как правило играют непрофессиональные актеры. Повествование максимально сухое и реалистичное. Однако именно такая манера приводит восторг критиков и киноманов и отталкивает массового зрителя. В их фильмах нет сложных философских завихрений и длинных задумчивых планов, здесь дрожащая камера и «живые» актеры. И при этом никто не скажет вам, что Дарденны снимают простое кино. Просто объект их исследования — человек в конкретную экономическую эпоху.

    «Два, дня, одна ночь» — лента о девушке, которая за пару дней должна убедить своих коллег отказаться от премии в тысячу евро и сохранить ей работу. В роли той самой девушки оскароносная Марион Котийяр, от пышных и нарядных образов прошлых проектов которой, не остается ничего. Перед нами измученная депрессией, сложными отношениями с мужем и воспитанием двух детей женщина, которая пытается спасти свое рабочее место, чтобы прокормить семью. За выходные ей предстоит просить каждого коллегу по работе и каждому посмотреть в глаза. Такое не под силу даже многим людям с устойчивым психикой, не то, что больному человеку.

    Несмотря на монотонность повествования, оторваться от экрана решительно невозможно. Интрига сохраняется до самого конца и надо отдать должное режиссерам, они не стали оставлять открытый финал, а с достоинством закончили картину. Отличная игра Котийяр, занимательный портрет региональной европейской жизни и вечный вопрос морали в конце. Братья Дарденны не потеряли хватку, однако 3 победы в Каннах было бы слишком. Впрочем, все еще у них впереди впереди.

    7 из 10

    29 ноября 2014 | 02:46

    Главная героиня Сандра (Марион Котийяр) и ее семья испытывают на себе экономический кризис во всей его красе. Ее коллегам предлагается сделать выбор между премией и сохранением за Сандрой рабочего места с зарплатой, такой незамысловатый выбор между человеком и деньгами.

    Обласканные критиками и щедро награжденные Братья Дарденны в очередной раз сняли прекрасное социальное кино, которое рассказывает не столько об экономическом кризисе, сколько о кризисе душевном, а он многолик. Здесь очень легко найти главного виноватого — это работодатель, который поставил людей в такую ситуацию, когда они вынуждены выбирать между собственным выживанием или, пусть даже, собственным благополучием, и тем же самым, но для другого человека, то есть просто возьми и отдай. Сандра ходит по квартирам своих коллег, пытаясь узнать, на ее ли они стороне, насколько в них осталось человечности. Подобно Чичикову она собирает коллекцию характеров: кто-то жадный, кто-то эгоистичный, кто-то жестокий, кто-то трусливый, кто-то сочувствующий, кто-то добрый, но слабый…

    Однако малодушие в этом кино свойственно почти каждому, но для кого-то это образ жизни, а для кого-то минутная слабость. Главную героиню, мать двоих маленьких детей, пытавшуюся покончить с собой, оправдывает разве что ее болезнь — депрессия, но психологические проблемы стали так модны в последнее время, что перестали вызывать сочувствие, потому что никогда не знаешь, действительно ли это проблема или выращенное до непомерных размеров самолюбие. Интересно то, что сочувствие здесь вызывает не столько героиня и ее семья, сколько сама ситуация, которая проста как яблочный пирог, с одной стороны, а с другой, распадается на такое количество составляющих, что не успеваешь зацепить каждый важный момент, чтобы составить мнение о нем, лишь чувствуешь, что здесь что-то не так. Это то кино, которое надо пересматривать и обдумывать по кусочкам, чтобы понять, как нынче устроен мир и победить в себе слабости, которые отделяют человека от человека.

    Простота формы и реалистичная игра актеров создают атмосферу присутствия зрителя в кадре. Драматизм не нагнетается музыкой, тенями и хмурой погодой, а создается игрой и смыслом.

    Дарденны снимают будничное кино, которое при этом вполне может стать хрестоматией, да и учебником жизни.

    Проблема выбора оказалась проблемой человечности.

    5 ноября 2014 | 17:10

    Я знал завязку сюжета этого фильма перед просмотром: героиня будет обходить своих коллег по работе, чтобы уговорить их проголосовать за то, чтобы её не увольняли, но при этом голосующие отказываются от премии. Мои ожидания были примерно таковы: она будет навещать коллег, будут завязываться интересные диалоги, возможно будут вставки из прошлого главной героини или этих самых коллег, чтобы зритель мог прочувствовать ситуацию. Но этого не было, не было и какого-то другого развития. «Мы с Жульет видели Дюмона (начальник), он согласился провести новое голосование в понедельник. я хотела попросить тебя проголосовать за меня.» — вот какую речь произносила Сандра (главная героиня) 16 раз. Простите, что рассказал все извилины и повороты сюжета, потому что больше ничего не будет. Люди отвечают тоже предсказуемо.

    Все сцены фильма затянуты: героиня просто едет в автобусе и это показывают секунд 30. И так в течение всего фильма. Моя любимая сцена: Сандра говорит, что пойдёт в магазин за бутербродами; она идет, идет, идет, заходит в магазин. Коней сцены. Прочувствовали глубину. Без этой сцены фильм явно бы не удался.

    Образ главной героини постоянно давит на жалость. Она пытается сдаться. На это тоже надоело смотреть.

    Ах да. Забыл сказать про саундтрек. Его просто нет. Но это вам не «Старикам тут не место», где отсутствие музыки придавало некий шарм, сцены смотрелись напряженнее. Здесь же и так затянутые сцены становились еще длиннее.

    В общем я с каждым разом разочаровываюсь современными фильмами. Смотрел из свежего ещё «Люси», но там и говорить не о чем. На фоне просмотренного мной накануне «Танцующий с волками» этот фильм кажется каким то беспомощным ребёнком, который хочет что-то сделать, но у него не получается, не хватает сноровки, но всё же думает, что у него выходит неплохо.

    Не кому не советую смотреть данную кинокартину (слово то какое), вы не узнаете ничего нового. Интересный на первый взгляд сюжет, и на этом всё, достаточно прочитать описание, и ты получаешь исчерпывающие знания по этому фильму.

    5 из 10

    30 января 2015 | 23:05

    Сандра возвращается на работу после длительного больничного. Руководители предприятия по производству солнечных батарей (на котором она работает), заметили, что её отсутствие никак не повлияло на производительность труда. Поэтому Сандру можно безболезненно (для остальных) сократить, и выплатить оставшимся премию в размере тысячи евро на человека. Уплата премии зависит от согласия работников на увольнение Сандры, согласие выясняется самым демократическим способом — голосованием. Только двое коллег Сандры против её увольнения. Остальные бескорыстно выбирают деньги. Сандра опротестовывает итоги голосования, и добивается повторной процедуры. Для того, чтобы изменить мнение коллег у неё есть два дня, и одна ночь…

    Чего боится современный западный обыватель? Атомной бомбы? Лихорадки Эбола? Увольнение — вот слово которое превращает спелых девушек в депрессивных старух, и превращает упругие мужские чресла в морщинистые финики безвольно вытянувшиеся в южном направлении. Каким отвратительным местом был СССР с его сверхзанятостью, и принуждением к труду. Ласковый оскал капитализма, при котором над каждым висит дамоклов меч увольнения, несомненно имеет большую привлекательность.

    Чего боится Сандра? Голодной смерти? Имея мужа — повара, это по крайней мере странно. Остаться на улице? Она живёт в двухэтажной квартире, имеет неплохой автомобиль — в чём проблема? Ипотека — вот ответ, муженек не в состоянии налепить столько пирожков, чтобы оплатить очередной взнос. Семья переедет в социальное жильё, ужас какой! Останется Сандра в своей роскошной квартире или нет, зависит от того, прониклись ли её коллеги протестантской этикой или остались людьми. Гнутая как клюшка Котийяр в застиранной розовой кофточке (вспоминается феерическая пресс -конференция одного болгарского исполнителя в Ростове) уныло обходит своих коллег по цеху, уговаривая оставить её на работе, а значит потерять тысячу евро. Время идёт, а она всё обходит, обходит… Выражаясь языком Вильяма нашего Шекспира — круговые объезды по кишкам нищего, продолжаются все полтора часа экранного времени. Увлекательное, и поучительное вышло зрелище.

    Дарденны ставят проблему морального выбора в обществе, которое давно свой выбор сделало. Интересно наблюдать как отказывают Сандре те, кого она считала друзьями. Между двумя вежливыми поцелуйчиками — Чмок — Чмок, извини я рассчитываю на эти деньги — повторные чмоки, увидимся. Не все оказываются суками бездушными, и развязка наступит в самом конце. С экономической точки зрения проблемы здесь никакой нет. Всё происходящее называется законом убывающей отдачи, суть которого в том, что увеличение количества работников при сохранении количества станков уменьшает добавочный продукт, ради которого и затевается любое предприятие. Иначе говоря, Сандра с её депрессией, лишняя на этом предприятии, её увольнение — это способ сокращения издержек.

    «Старожилы» наверняка помнят замечательный советский фильм «Премия» с Леоновым в главной роли. Бригада строителей отказывается от премии, считая её незаработанной, и требуя взамен навести порядок со снабжением. Как ответили бы на вопрос герои этого фильма — что вам ближе: тысяча евро или сохранение за вашим товарищем рабочего места? Ответ очевиден, но это же были бездушные советские времена, а теперь времена душевные, антисоветские, и ответ тоже очевиден. «Два дня, одна ночь» — это «Премия» вывернутая наизнанку. Дарденны сняли мини — пугаловку для представителей жирного, буржуазного класса — вот что капитализм животворящий с людями делает! Человек человеку — волк! Батюшки мои, вот это новость, а мы вот ездим за границу, там люди не такие, все улыбаются и говорят Хелло!

    Возможно для благополучной Бельгии этот фильм настоящая революция, но в России, где треть населения живёт за чертой бедности, он выглядит как насмешка. Сопереживать бедам бабёнки из двухэтажного пентхауса?

    Мимо мой Мио.

    8 из 10

    13 октября 2014 | 20:59

    От фильма у меня осталось смутное впечатление.

    Проблема, затрагиваемая в фильме, может появиться у каждого из нас, ведь все мы люди. В фильме показывается насколько у людей разные понятия и ценности. Фильм может понравиться тем, что в нем находится вся правда нынешней обычной жизни, в которой мы пытаемся найти что-то невероятное в самых нелепых и неприятных ситуациях.

    О плюсах:

    Мне понравился сюжет фильма. Он необычен своей концепцией. Идея фильма хорошо передана, чем заставляет переживать за дальнейшее развитие событий. Сюжет совершенно не клише, чем вызывает уважение к создателям.

    Актерская работа сделана на высшем уровне. Весь фильм и держится на актерах, сумевших в столь обыденных ситуациях раскрыть характеры и ценности персонажей. Марион Котийяр по праву заслужила номинацию на Оскар, ведь она отдала всю себя, выдавая эмоции одну за другой. Это невероятная актриса сумела покорить меня своей искренностью и добротой в этой незамысловатой роли. Второстепенные персонажи ничем особенно не запомнились, да от них никто ничего сверхъестественного и не ждал.

    О минусах:

    В фильме мне не понравилась излишняя затянутость фильма, которая заставляет, порой, заскучать. Эта затянутость может показаться одним из важнейших атрибутов фильма, но это я отнес к минусам.

    Некоторые моменты просто притянуты за все места, за которые только можно притянуть. Фильм идет полтора часа, но из этого и так небольшого хронометража много сцен, никак не влияющих на развитие сюжета вообще.

    Еще мне не понравилась концовка, которая должна быть, как мне кажется, более насыщенной. Я ожидал чего-то большего от столь интересного на первый взгляд содержания.

    Итог:

    Подытожив, хочется сказать, что фильм мне в принципе понравился, но лишь из-за Марион Котийяр. В фильме есть некоторые недостатки, которые ухудшили общее впечатление от фильма. Посмотреть фильм можно, но ничего грандиозного не ждите, так как толком он ничему не учит.

    6 из 10

    24 июля 2015 | 12:12

    Братья Дарденн со своими драмами уже давно являются постоянными фаворитами на Каннском кинофестивале. Прославившийся с «Розеттой», «Дитя» режиссёры не изменили своим прежним темам гордо обнажая сущность обитателей старого света.

    Первое впечатление от фильма желает только ожидать лучшего, но в принципе, этим и воспользовались Люк и Жан-Пьер взяв под прицел быт европейского среднего рабочего класса в поисках место под солнцем. Тему выбрали не с проста как бы так не утрировать сюжетную линию исчерпавшую уже свою актуальность как в кино так и в литературе. Режиссеры и не собирались изобретать велосипед. Из истории кино и литературы мы прекрасно знаем тему дилеммы — остаться человеком или продать душу дьяволу. Эта и есть та изюминка тандема Дарденнов — минимум контента, максимум посыла.

    Героиня Марион Котийяр, Сандра страдает хронической депрессией хотя в фильме ударение на этот порок подаётся уже в готовым виде и неким последственном характере.

    Наблюдая за картинной происходящей не сложно предугадать развязку, но именно что процесс действия показывается как конечный результат для переломного момента для героини в пути к преодолению депрессии и достижение поздней самоидентификации.

    Немаловажным мэсседжом от французских создателей послужил субъективной показ нынешней современной среды до сих пор последующий пословице «Человек человеку волк».

    Круговорот с маленькими полётами и личными падениями демонстрировал идею индивидуума зависающий от происков корпорации показано в миниатюрном облики Сандры и её семьи. Но разменной монетой стало то, что твёрдый характер всего на всего сильнее если человек уже обрёл чувство собственного достоинство.

    Фильм снимался в хронологическом порядке что и делает картину смотрибельный и не докучающей. Как любитель европейских драм, полагаю что эта далеко не самая сильная картина Дарденн но стоит посмотреть, хотя бы ради Марион Котийяр.

    7 из 10

    20 ноября 2014 | 12:57

    Первое знакомство с творчеством братьев Дарденн произошло не самым теплым образом, титулы двух режиссеров и просто зашкаливающая положительная критика на фильм оставляют меня с ощущением, что я что-то существенное в драме «Два дня, одна ночь» пропустил.

    Если говорить простым языком, то композиционно фильм похож на «Развод Надера и Семин», сухое жизненное полотно, только немного эмоций на физиономии героев и полное отсутствие музыкального сопровождение. Вот только в случае с иранским фильмом каждый последующий кадр это открытие основной истории, а в сюжете «Два дня, одна ночь» каждый последующий кадр это испытание зрителя.

    Испытание черствостью и скукотой, где главный посыл авторов в полную силу себя проявляет только в последние пять минут экранного времени фильма. Главная героиня ставшая пятым колесом отправляется коллективом в «отставку», и тут она решает провести очную беседу с шестнадцатью коллегами, с надеждой изменить их мнение, хотя это грозит им лишением премии в тысячу евро.

    Ловкий ход главной героини, показанные все коллеги нуждаются в этой премии как рыба воды, но персональная беседа обиженной и обидчиков кидает петлю на шею последних, которые свое человеческое достоинство оценивают больше тысячи. Во всяком случае так считают некоторые из них. И в контексте менеджмента главная героиня предлагает также хитрую уловку — получи свою «внутреннюю» награду удовольствия от доброго поступка и откажись от материального блага.

    Концовка говорит о том, что главная героиня настоящий лидер, умело использующий средство коммуникации для достижения результата. Все это отлично если рассматривать фильм как учебный материал для образовательной программы МВА, но для посиделок на диване — унылое и скучное зрелище.

    4 из 10

    28 декабря 2014 | 08:36

    Каждый человек имеет право, быть глух к чужим бедам.

    С нравственной точки зрения, это конечно не приемлемо, но мы свободные люди и наше выбор делает нас теми, кто мы есть. Бывают ситуации, при которых общественное мнение заставляет нас делать, то, что противоречит нашим подлинным желаниям, это меняет нашу природу. Оправдания, которыми мы себя успокаиваем, за сделанное или не сделанное — это лицемерие и по отношению к окружающему миру и по отношению к себе. А в мире построенному на лжи, нет места настоящему искреннему чувству, будь-то счастье, печаль, сострадание, любовь и т. д. Принуждать человека быть тем, кем он не является, по крайней мере не гуманно если не безнравственно.

    О, фильмах братьев Дарденн всегда говорят в контексте человечности, их кино взывает к гуманности, обращается к морально-этическим проблемам общества. В новой их работе «Два дня, одна ночь» через социальную тематику вскрывается проблемы человеческих взаимоотношений, поднимается один из главных философских вопросов, вопрос свободы выбора, который дарован каждому из нас. Главную героиню фильма Сандру, изначально лишают права выбора, она вынуждена просить своих коллег, отказаться от заслуженной ими премии, в пользу того что бы она осталась на работе. По мере ее «странствий» от дома к дому, нарастает конфликт не только внутри коллектива, но и в ней самой. Идея того что нужно бороться за работу, изначально была чужда героине Котийяр, ей ее навязали. На протяжении всего фильма мы видим, как она преодолевает саму себя и каких усилий ей это стоит. Своими действиями она ставит других в такое же положение, в каком находиться сама. Именно потому, что главная героиня боролась не за работу, а сама с собой, она терпит поражение. В этом «навязывании» суть вопроса поставленного Дарденнами, имеет ли право Сандра просить, и имеют ли право ей отказать? В итоге для каждого ответ свой, для братьев Дарденн ответ прозвучал в последней фразе Сандры «Я сегодня же начну искать работу. Мы мужественно боролись». Главная героиня прошла долгий путь, прежде чем осознала, что выбор есть всегда и что он должен зависеть только от ее желаний и не может быть ни кем навязан.

    Фильмы братьев Дарденн — это всегда психологический эксперимент, показывающий сложность человеческой организации, взаимоотношения человека и социума. Но если в ранних работах, Дарденны, говорили об этих проблемах, немного однобоко, с позиции «угнетаемого», то в фильме «Два дня, одна ночь», мы видим все с другого ракурса.

    О художественной составляющей фильма, говорить не приходиться, братьев Дарденн интересует только мир человеческих взаимоотношений. Психологические дилеммы, которые они решают в картине не нуждаются в художественном оформлении. Экран — это операционный кабинет, где все стерильно, где каждый инструмент (реплика, действие) находиться на положенном ему месте, но на операционном столе разрезают не тело человека, а его разум.

    17 октября 2014 | 21:39

    Этот фильм вынудил меня написать рецензию. Чего ранее я никогда не делала и, в общем-то, не собиралась. Конечно же, я видела фильмы и похуже, но этот — классическое понятие фразы «впустую потраченное время». Героиня фильма так же впустую тратит своё и моё время на протяжении всего «действа».

    Нет, понятно, что это бытовая повседневная драма и не нужно ожидать динамики действий, крутых сюжетных поворотов и т. д., но это кино не вызывало даже никаких эмоций: диалоги скучные, актёры неубедительны. Даже Марион, которая мне очень нравится, не смогла. Да, не смогла. Она играет депрессивную женщину с тонкой организацией, шатким внутренним миром и должна вызвать сочувствие или раздражение чрезмерной слабостью духа, например, а в идеале симпатию, ну хоть немного. Но нет, ничего этого и близко не было продемонстрировано.

    Очевидно, что эта история не про потерю работы, но про моральные ценности, про потерю себя, своего места в своей же голове, про общество людей, до сих пор вынужденных жить по принципу естественного отбора, среди которых ещё остались добрые люди. Но типаж героини настолько уныл ("заслуга» ли это Марион или сценариста), что там трудно увидеть трагедию или красоту души. Иногда я ловила себя на мысли, что не зря её уволили. Ей словно нравится быть такой.

    Если и попытаться найти в этом большую актёрскую работу Котийяр, то тогда она отлично сыграла эгоистичную дамочку, повёрнутую только на своих интересах и желаниях, поглощённая гордыней настолько, что как же она будет что-то у кого-то просить. Действительно, проще проявить слабость и наесться таблеток, не подумав ни о ком. Тогда не совсем понятно откуда такое проявление человечности в конце. Разве что от того, что, наступив с помощью своего бедного мужа (Фабрицио Ронджоне) себе на гордыню, познала на себе что же это за беда такая — равнодушие. Тогда ставлю 5 из 10 за это и за любовь к актрисе.

    P.S. Создалось впечатление, что даже любые два дня и одна ночь среднестатистической домохозяйки куда интересней того, что я увидела.

    5 из 10

    6 мая 2015 | 22:03

    Сандра, работница небольшой компании, где, помимо нее, трудятся еще 16 рабочих, возвращается с длительного больничного и узнает о своем сокращении, поскольку фирма справлялась с объемами работы и без нее. Западная демократия границ не знает, поэтому решение о том, остаться ли Сандре на работе или получить премию в 1000 евро, лежит на ее коллегах. Первое голосование сложилось не в ее пользу, но есть 2 дня и 1 ночь, чтобы переубедить сослуживцев и остаться в компании…

    Братья Дарденн — известные мастера сооружения простых историй из жизни современных пролетариев, люмпенов, мелких воришек и прочих обитателей если не социального дна, то ненамного выше… Но если вы еще не знакомы с их фильмами, то не думайте, что Жан-Пьер и Люк — рьяные обличители язв современного западного общества. Точнее, обличение в их фильмах найти можно, но абсолютно лишенное пафоса и видимого невооруженным глазом надрыва. Это тихие и даже невзрачные истории.

    Но простота не только в рассказанной истории, которая в общем-то и уложилась в краткую аннотацию, аскетичен и художественный метод Дарденнов, напоминающий «Догму», но не совпадающий с ней абсолютно. Ручная камера, но не дрожащая в руке, отсутствие закадровой музыки, но наличие музыки в кадре… Но самое главное отличие от датских «догматиков», что Дарденны ставят острые темы, но добавляют им действительно больше реализма, нежели провокации.

    Поэтому, несмотря на прогрессивность и даже определенный авангардизм в плане метода, Дарденны едва ли не главные традиционалисты в европейском кино, которые умудряются соединить в своих фильмах социальное и глубоко личное в рамках гуманистической традиции. Поэтому и вспоминаются классики неореализма — прежде всего, ранний Феллини. Но реализм Дарденнов иной. Все-таки кино 60-70-х зарождало антиклерикальный бунт, а бельгийские режиссеры выступают в качестве апологетов христианских ценностей. «Два дня…» тому подтверждение. Более того, в фильме рупором христианского гуманизма становится афробельгиец, пусть и несмело, но декларирующий христианское человеколюбие. Поэтому и антибуржуазный пафос незаметен.

    Впрочем, стоит заметить, что «Два дня и одна ночь» — фильм не столь здорово выстроенный драматургически, как, к примеру, «Дитя» или «Сын», да и стиль уже хорошо знаком почитателям Дарденнов и серьезных художественных открытий здесь, скорее, нет… Но кое-что новое примечается. Прежде всего, тема: фильм, что называется, на злобу дня. Ведь несмотря на приметы времени в каждом из своих творений, темы в них были из разряда вечных. В «Двух днях…» актуальности больше, чем непреходящего. К тому же раньше режиссеры больше обращались к теме индивидуальности и семьи и даже библейским мотивам. А тут видны мотивы социальные, да еще и относящиеся к эпохе глобального экономического кризиса… Хотя и относятся они к частной истории.

    А значит «Два дня и одна ночь», как и предшествующие фильмы Дарденнов, о пробуждении человека, не о борьбе за свое существование, в том числе классовой, а сражение за христианские принципы или возвращение к ним, к примеру, открытие христианства в себе… На этот раз в рабочей среде братья открывают личность женщины и человека. Перекличка с Феллини особенно видна в финале. Не раскрывая его, скажем лишь, что человеческое лицо в нем важнее ценностей потребления и выживания. Мало кто сегодня в искусстве высказывается столь ясно, просто и талантливо на темы, которые касаются всех. Но «Два дня и одна ночь» — это простота, залог которой гениальность.

    17 ноября 2014 | 02:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: