всё о любом фильме:

Братья Ч

год
страна
слоган-
режиссерМихаил Угаров
сценарийЕлена Гремина
продюсерАлександр Миндадзе, Лиза Антонова
операторАлишер Хамидходжаев
композиторАлександр Маноцков
художникМария Утробина
жанр драма
бюджет
$1 300 000
зрители
Россия  1.1 тыс.
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время90 мин. / 01:30
В основе сюжета фильма — события одного летнего дня из жизни семьи Чеховых на даче в середине 80-х годов 19 века. 26-летний Антон самоотверженно, с трудом содержит большую и неблагополучную семью: разорившегося отца, болезненную мать, сестру, старших и младших братьев.

С утра до вечера он занят поденной литературной работой — пишет короткие комические рассказы в дешевые журналы. Антон Чехов, будущий великий писатель, в фильме только осознает собственный дар.

Рядом с Антоном его старшие братья — Николай, талантливый художник, так и не написавший своего живописного шедевра, и Александр, ближайший друг и отчаянный завистник Антона, одаренный писатель, «профукавший» свой талант.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.40 (11)
ожидание: 94% (177)
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Основой для фильма послужила одноименная пьеса, написанная Еленой Греминой несколько лет назад по заказу Чеховского фестиваля.
    • Для съемок фильма было выбрано знаковое место — родовое имение графов Толстых — Никольское-Вяземское.
    • Для съемок был переделан фасад усадебного дома, в котором уже около 30 лет располагался музей Льва Толстого.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 34 поста в Блогосфере>


    Фильм неплохой, чеховский. В том смысле, что звучат в нём мотивы, которые в творчестве писателя занимали центральное место. Жалостливо и скучно рефлексирующая интеллигенция, мало что делающая для преодоления «временных трудностей», которые постепенно становятся хроническими. Впустую потраченные таланты и способности. Плаксивое тунеядство, постоянно впадающее в обличительный тон по отношению к своему благодетелю, который, оказывается, загубил, не дал, и вообще, во всём виноват. Раб, крепко засевший внутри и которого, чтобы он не напоминал о себе, требуется давить, давить и давить. Целый калейдоскоп, в котором мелькают темы и образы чеховской литературы. Чехова нам показывают в момент накопления критической массы, накануне превращения Антоши Чехонте в Антона Павловича Чехова. Всего один день из жизни будущей знаменитости. Пока ещё он пишет юморески в журнал «Осколки», умудряясь на гонорары содержать двух братьев и родителей. Уже чувствует, что созрел для серьёзных вещей, что пора, осталось только решиться, но есть ещё и близкие люди, зависящие от него. Так что, авторы выбрали для своей картины богатый потенциальными возможностями момент из жизни Чеховых и, на мой взгляд, успешно наполнили его драматургией. И всё было бы хорошо, если бы не одно но. Куда же без «но» в разговоре о Чехове?

    Волшебная сила искусства такова, что оно (искусство) оставляет след в памяти человека. У многих, например, представления о войне 1812-го года складывались, а то и формировались, под впечатлением романа «Война и мир». Во всяком случае, художественные образы, созданные Толстым, оказывают заметное влияние на восприятие Отечественной войны 1812-го года. «Братья Ч», конечно, не столь масштабны и эпичны, скорее камерны, но эффект осадка действует и в этом случае. Надеюсь, что сценарист и режиссёр, конструируя мир своего фильма, основывались на документах и сюжетные линии, а также факты из жизни, базируются на достоверных источниках. Но даже если это так, то всё равно мы имеем дело с субъективной интерпретацией прошлого, с выдуманными диалогами и монологами, с расстановкой акцентов в характерах, основанных на личных способностях и предпочтениях создателей картины. Я вообще неоднозначно отношусь к подобного рода историческим реконструкциям в кино (да и в литературе). Но если кино исторической или биографической тематики всё-таки находится в рамках общеизвестных или подтверждённых сведений, то фильмы, подобные «Братьям Ч», практически целиком являются плодами фантазий их авторов. Мы видим, с одной стороны, вроде бы и реальных людей, а, на самом деле, это мираж, выдумка, которая, тем не менее, откладывается у зрителя в закоулках памяти. И, парадокс, чем талантливее авторы и чем качественнее их продукт, тем больше возникает вопросов. Например, такой: что лучше — незнание, или ложные образы, накрепко увязанные с конкретным человеком? Ещё раз повторю — нам предлагают субъективные мнения и оценки, превращённые средствами искусства в устойчивые картины и занесённые в сознание зрителя. Теперь его картина мира дополнилась, скорректировалась, стала иной. Такой ли был Чехов в свои 25 лет? Или его братья? А отец? И если сам Антон Павлович ещё более-менее верифицируем, то с его ближайшими родственниками дело обстоит хуже — набор зрительных образов, для меня, во всяком случае, сформирован исключительно «Братьями Ч» и наклеен на них, как маска. На тех, которых я теперь буду видеть так. По крайней мере, некоторое время. К тому же, оба брата и отец наделены характерами, их взгляды выражены ясно, а поступки понятны и логичны. А вот насчёт Антона я так сказать не могу — сознательно, или случайно, это персонаж прописали не так чётко, как остальных. Он как будто наблюдатель, стоящий в центре сцены, и без особого успеха пытающийся управлять действиями своего окружения.

    Снижает эффект воздействия некоторая холодноватость фильма. Я бы даже сказал, проглядываемая искусственность конструкции, что не умаляет достоинств, среди которых отмечу качество сценария, игру актёров и, конечно, операторскую работу, чему помогла и природа — для съёмок было выбрано Никольское-Вяземское, родовое имение графов Толстых. А о минусах не буду, не хочу. Будем считать, что их почти нет. Разве что сделаю предупреждение — эффекта разорвавшейся бомбы и эмоционального насилия не ожидайте, фильм, скорее, зарисовка. Лирическая, не побоюсь этого слова, несмотря на элементы надрыва и истеричности в характере некоторых персонажей.

    30 августа 2016 | 23:26

    Первое, что бросилось мне в глаза: у Антон Палыча Чехова очень уж поставленный спортивный кроль. Впрочем, какой он Палыч! Будущему (ещё будущему!) великому писателю в фильме «Братья Ч» лет всего 25-26. Но, в любом случае, я сомневаюсь, что молодых интеллигентов из обедневшей семьи купцов II гильдии в XIX веке где-то учили правильно опускать голову в воду при гребле руками. А в остальном — фильм просто удивительный!

    Итак, известный театральный режиссёр Михаил Угаров решил снять кино. И, видимо, как истинный мастер сцены и кулис, решил покуситься на одну из театральных икон — на Чехова. Ведь перед нами совсем не биография великого писателя и драматурга (а местами — и врача). Нет, это картинка — практически зарисовка — одного дня жизни Антона Чехова. Заботливого брата, неудачливого жениха, бывшего любовника, сына купца и внука крепостного. И лишь где-то там — далеко-далеко — начинающего литератора.

    Неожиданный ракурс, да? Мы-то не воспринимаем их всех людьми. В наших головах Чехов (как и любой иной писатель, художник… ваятель) — это астральное надчеловеческое существо, которое одарило нас когда-то своими духовными ценностями. И живут они исключительно в рамочках в кабинете литературы. А это — живые люди. У которых — проблемы на работе, долги за газ и свет, неприличные болезни или проблемы с гопниками со двора, наконец.

    У Чехова — семья. И это его очень большая проблема.

    В фильме показана не вся семья: отец и два брата. Но для сюжетных болей начинающему писателю хватило с лихвой. С самого начала видно, что Антон Чехов — самый правильный в семье. Практически зануда, пытающийся направить своих братьев на путь истинный. Он не только заботливый, но и жестокий. Потом становится яснее — откуда эта злоба.

    Фильм течёт размеренно. Даже слишком. В жизнь, в общем-то, похожую на нашу, внезапно входят такие дикие и вымершие архаизмы, как незаконнорожденные дети, которые для деда Чехова все равно, что мертвы. Или невозможность жениться на еврейке, пока она не сменит веру. Или крестьяне, которые уже пытаются отстаивать свои права, но все равно словно полулюди.

    Постепенно ритм фильма становится ломанным. В размеренное течение действа резким всплеском врывается драматизм. Он раскручивается с полуоборота. Кому-то для эмоционального взрыва нужны «километры» хронометража, а в «Братьях Ч» это будто походя делают.

    Смотришь на конфликты, вспоминаешь какой-нибудь «Вишневый сад» Чехова. И ясно понимаешь, что любое творчество — это во многом плод тараканов в голове автора. Постепенно атмосфера всеобщего безумия опутывает всех героев фильма, Антон Павлович — не исключение.

    Это стало так похоже на пьесы самого Чехова, что я вдруг понял: автор фильма решил запрятать драматурга в его собственное произведение. Не конкретное, а вообще. Условия очень похожи: ограниченные время и место действия, малое число персонажей (всего восемь, а активных — шестеро). И совсем как в «Вишневом саду» и «Трех сестрах» — за ширмой внешнего благополучия, скрывается море драмы, внутренних психологических конфликтов, комплексов.

    Каждый персонаж фильма ярок до гротеска, но при этом настоящий. Главный нерв картины — старший брат Александр, на которого поначалу возлагались основные надежды семьи, не оправдал их и полон зависти к Антону. А потому пьет, купается в жалости к себе. Младший, Николай — художник. Возможно, талантливый. Но он совершенно не хочется трудиться. Хиппи XIX века. Ему хочется просто жить, получать сиюминутные радости, находить красоту в мире, но не воплощать ее на холсте, пытаясь продать эту красоту продать. Сам Антон с трепетом уже начинает осознавать свой писательский талант. Он понимает, что семья паразитирует на нем и не дает ему развиться, погрузиться в писательскую работу с головой. Он теряет время на журнальных халтурах, чтобы прокормить родню, которая, к тому же, ест его поедом. Но бросить их он тоже не может. А тут еще и старорежимный отец, разочаровавшийся в своих сыновьях и попрекающий их. Наталья Гольден, готовая на унижения, лишь бы вернуть себе Антона.

    Букет полный. Сцена сменяет сцену, и ты уже невольно думаешь: а где же сад, который в конце будут вырубать? Ощущение чеховского театра так сильно, что не понимаешь, то ли все пьесы Чехова порождены его жизнью, то ли он стал пленником своего творчества.

    Эпилог картины немного портит впечатление. Рассказ о судьбе каждого из героев фильма снова переводит картину в категорию биографического произведения. А я уже привык считать Чехова персонажем его же пьесы…

    Прежде, чем умолкнуть совсем, стоит сказать пару слов о фильме в целом. Проект минималистичен: восемь актеров (недорогих!), несколько площадок в загородной усадьбе плюс съемки на натуре. Бюджет — чуть более миллиона долларов. При этом фильм не выглядит дешевым, малобюджетным. Съемки очень качественные. Но главное преимущество картины: литературная основа и качественная игра актеров. Не то, чтобы последние поражали своей гениальностью. Состав весьма неопытен: есть дебютанты, основная часть успела попробовать себя только в сериалах. Егор Корешков, сыгравший самого Антон Палыча, мог вам запомниться по роли жениха в мрачной комедии «Горько!».

    Но хорошо видна качественная работа режиссера с артистами. Чувствуется, что выверялось каждое слово, любые передвижения актеров в кадре. Очень много игры лицом. Играют почти по театральному, но гротескной фальши нет. Наоборот, эмоции передаются очень точно.

    Переживаешь за героев. И возникает множество вопросов, требующих ответа. Как к писателю Чехову, о котором мы, оказывается, ничего-то и не знали. Так и к себе: а как я живу? И какое место занимаю в мире людей, сосуществующих со мной?

    15 сентября 2014 | 04:32

    «Братья Ч» — одна копия в Петербурге, в «Родине»

    В этом фильме всё прекрасно: сценарий (в том числе пьеса Елены Греминой), режиссура, актёры, оператор, музыка. И главное — Чехов. Один день из жизни нашего самого. Без претензии на биографический фильм. Эскиз, тихий и нежный, как его проза. Фильм для тех, кто знает наизусть его пьесы и готов играть в «угадайку». Фильм о художнике, которому одиноко. О том, как и откуда появляется дядя Ваня, Аркадина, «из какого сора». Актёр Егор Корешков лишает Чехова трепетного сияния и показывает нам человека живого, страдающего, трудолюбивого, художника.

    Я не помню ни одного российского современного фильма, в котором режиссёру удалось бы добиться от актёров такого правдоподобного пребывания в кадре. Они все молоды, но такие точные и настоящие. Все, и Корешков, и Артём Григорьев, и Александра Ребенок. Слышно, как муха прожужжит. Театр в кинематографе — за что спасибо. Театральный режиссёр Михаил Угаров дебютировал в большом кино — и надо продолжать.

    3 февраля 2015 | 14:13

    Молодой писатель Чехов (и его фамилия, которую приходится делить на троих) — человек равнодушный и сильно пострадавший от тоталитарного отца, провозгласившего себя помещиком, ловит рыбку, нюхает цветы, мечтает жениться. Невеста Дуня приезжает к нему в деревню погостить и находит его, двух братьев, отца, подругу семьи, и от удивления (антисемитским шуткам отца, укладу жизни) переходит сначала к нежности («я вас люблю»), потом к благородной миссии («я вас спасу»). Это не слишком помогает, Чехов распят между желанием поддержать всех в семье и всех же убить, в какой-то момент теплый день становится невыносимым.

    Сценарий Елены Греминой, изначально сделанный по заказу чеховского фестиваля — попытка достичь совершенно честной исторической справедливости, восстанавливающей образ Чехова в глазах потомков. Иначе говоря: сброшены очки, маска интеллигента и бледность чахотки, вместо этого — вечная энергия семейных конфликтов и человек, доведенный до точки, без принципов, без идеалов, замороженное нечто, вроде бы благородно восставшее за семью, и в то же время не слишком успешно упорядочивающее что-то кроме самого себя. Сделано это так, будто единственный в кадре день — граница апокалипсиса и типичная зарисовка: утренняя свежесть, дневная жара и так далее; все говорят не цитатами, но как бы цитатами; вроде очевидные моменты из дневников и писем кажутся выдуманными; семейные перебранки очевидно повторяются.

    То и дело становится смешно: брат Чехова рассказывает, что он — позор семьи, отец настаивает, что евреи тоже люди, остальные ведут себя «как молодые», периодически охлаждаясь в воде. Все это в высшей степени занятно, снято так, будто прожито (Хамидходжаев — гений), но все равно слишком академично — Чехов может быть каким угодно, хотя об этом никогда не расскажут в школе, но выбранный день лишен относительного конфликта, переломного момента. Отсутствие его заменяется семейной драмой, которой не хватает упругости и, да, михалковщины, ее какой-то странной, нервической нагруженности, кажущейся бесконечной пляской на костях. Чехов — эта, в общем, монолитная фигура — терпит духовные перерождения, «повлиявшие на», «приведшие к», но все, что из этого исходит — уставшие братья, подбитые энциклопедией. Она, конечно, стреляет метко.

    8 мая 2015 | 09:38

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>