К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Восторг, вызываемый уже одним фактом существования такого произведения, сложно передать. По всей видимости, это действительно первый видеоролик, снятый человеком Российской империи и внутри самой империи. Уникальность его заключается в том, что произошло его создание не просто раньше того момента, который принято считать стартом российского кинематографа, но и до общепринятой даты рождения кинематографа вообще — в 1893 году.

Но для начала требуется небольшой исторический экскурс. Первый кинопоказ, организованный братьями Люмьер, состоялся 28 декабря 1895 года, но это не означает, что фильмов не существовало раньше. Первым полноценным видеороликом стала снятая в 1888 году 'Сцена в саду Роундхэй', однако ещё раньше существовал предшественник видео — хронофотография. Первым произведением, которое при помощи современных технологий можно воспроизвести как хронофотографию, можно считать созданный Надаром в 1865 году 'Вращающийся автопортрет', однако древнейшим из несомненных анимированных фильмов всё-же стал 'Транзит Венеры' 1874 года, за которым четыре года спустя последовала 'Салли Гарднер в галопе' — серия фотографий скачущей лошади. Такой была ситуация в большом мире. А что тогда происходило в Российской империи?

На территории будущего СНГ рос механик-изобретатель Иосиф Тимченко, который после существенного вклада в области астрономии, медицины и метеорологии приложил руку к скачковому механизму, который позволил быстро проигрывать кадры в стробоскопе. Грубо говоря, это огромное колесо, которое работает по принципу мотка киноплёнки, только в широкой плоскости. Поперёк, если так будет понятнее. Способ показа изображения таким образом, конечно, не самый удачный, ибо ограничен размерами прибора, но ценность вклада Тимченко от этого не становится меньше. В 1893 году на одесском ипподроме он снял первые в истории России видеозаписи — «Копьеметателя» и «Скачущего всадника», который стал отличной аналогией 'Салли Гарднер'.

Под шум аппарата видеозапись начинает проигрываться, и мы действительно видим всадника в светлых брюках, который во весь опор несётся на лошади по широкому пространству. Несколько секунд из жизни 1893 года. Но какие же это ценные секунды! И хотя размер кадра, как и детали окружающего всадника мира, не позволяют что-либо судить о давно прошедшем XIX веке, мы всё-таки видим двух живых существ, которые когда-то жили в том мире, совершенно непохожем на наш. Жаль, что у нас нет сведений о том, кем является этот первый в нашем кинематографе актёр. Качество сохранившегося материала, к сожалению, не позволяет рассмотреть его лицо. И пускай это только хронофотография, которая уже не могла тогда удивить продвинутых иностранцев — для Российской империи это действительно был первый шаг, который потом, правда, забудется, так как в 1896 году в нашу страну внедрится уже готовая технология съёмок полноценных фильмов. Увы, старт, заданный Тимченко, останется в прошлом.

Но помнить этот вклад необходимо. Между тем, к 2021 году ситуация складывается обидная, если не сказать преступная. В то время как снятые за рубежом старейшие киноленты и хронофотографии давно выложены на всеобщее обозрение, колоризованы и даже отреставрированы до разрешения 4K, российские видеоролики досоветского периода как будто никому не нужны. Их не показывают по ТВ, о них мало говорят, утерянные экземпляры не ищут, а имеющиеся не восстанавливают. Что касается «Скачущего всадника», то его вообще можно посмотреть лишь внутри видеороликов, снятых в 2013 году в Одессе, где чудом сохранившийся оригинал, видимо, до сих пор ждёт, когда же его представят большому миру в достойном виде. Будем надеяться, что это произойдёт как можно скорее.

10 из 10

29 декабря 2020 | 04:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: