всё о любом фильме:

Дурацкое дело нехитрое

Kraftidioten
год
страна
слоган-
режиссерГанс Петтер Моланд
сценарийКим Фупц Окесон
продюсерФинн Гьердрум, Стейн Б. Квае, Рой Андерсон, ...
операторФилип Огаард
композиторБрайан Батц, Каспар Каа, Коре Вестрхейм
художникЁрген Стангебай Ларсен, Анна Педерсен, Зольфрид Кьетса
монтажЙенс Кристиан Фодстад
жанр триллер, криминал, драма, ... слова
бюджет
NOK 35 304 282
зрители
Норвегия  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время112 мин. / 01:52
Номинации:
Норвегия. Зима. Трудолюбивый Нилс управляет мощным плужным снегоочистителем, который очищает дороги и горные проходы негостеприимного обледенелого ландшафта местности, где он сам живёт. Совсем недавно он был признан жителем года за свои старания, а теперь получает известие о том, что его сын погиб в результате передозировки героина. Отказываясь верить в правдивость официальной версии смерти своего сына, он начинает тайное расследование с целью найти предполагаемых убийц парня. Однако дальнейшие события разворачиваются самым непредсказуемым образом, и ему приходится стать таинственным героем, внушающим страх в преступном мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (10 728)
ожидание: 98% (541)
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
24 + 4 = 28
6.6
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 146 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Нильсен Дикман («прямо как «член» по-английски! наградил же Бог фамилией!») старик-снегоуборщик, «человек года», получает известие о смерти своего сына посредством передозировкой наркотиков. Знакомые разводят руками, жена мало-по-малу сходит с ума, и только Нильсен не верит в случившееся: «Ингмар не был наркоманом!» Идя по следу убийц сына, старик оставляет свой собственный, кровавый след, истребляя всех членов нарко-кортеля, и насилие, порожденное насилием, становится неостановимым.

    Перебирая в голове похожие сюжеты, сразу же вспоминается «Бомж с дробовиком». Вот и получилась этакая смесь бомжа, Карателя, и, как ни странно, ворошиловского стрелка. Однако все происходит более сдержанно, холодно, если хотите, и цепочка смертей в заснеженной Норвегии более всего напоминает «Фарго», который совсем недавно эволюционировал (или же наоборот?..) до сериала.

    Несмотря на преимущественную статичность камеры, действие разворачивается весьма интенсивно: только и успевай следить за тем, как интертитры фиксируют убийства, которые сначала скрываются скидыванием трупов в водопад (здравствуй, Лора Палмер), а после перерастают в бесстыдную и бессмысленную вакханалию. Визуальная изящность и грамотная стилистика создают именно ту атмосферу, что присуща современным криминальным драмам/комедиям.

    Праздник смерти будет преследовать Нильсена на протяжении всей истории, но старик останется тем же человеком, словно грязь убийства к нему совсем не липнет. Насилие породит еще больше насилия, разразиться настоящая война: старик, один, против всех — словно герой вестерна — тихо скроется в безмолвии снегов Норвегии и больше никого не побеспокоит.

    14 февраля 2015 | 15:29

    Скандинавский кинематограф холодный, более расчётлив в плане диалогов, так ведь по самому климату у них так и сложилось. Из-за этих климатический условий скандинавское кино теряет темперамент, но выигрывает в своём свойственном только одному ему — хладнокровному неспешному повествованию истории.

    Не буду заходить в дебри, так как фильм «Дурацкое дело не хитрое» если прочитать описание от прокатчиков картины, это типичный пример жанра — «я им всем отомщу». На эту тему довольно много уже снято, во всё мире, чего уж там вскрывать. Так вот, тема известна, популярна и уже слегка надоела, но всегда находятся исключения из этого рода, которые стоят выше по своей значимости. Гансу Моланду, каким-то образом это удалось, что он сделал, это просто не передать словами. Построенная на слегка абсурдном сценарии, наличие абсурда я вам гарантирую, что самое странное ему каким это образом удалось в этот абсурд пропихнуть и логику, наличие её здесь не так велико, могу выразить одним словом — фильм оригинальная находка.

    Лучше я поговорю об актёрах, часть из них мне мало известна, из более известных присутствует Стеллан Скарсгард — а он просто харизматический, тактичный, от его героя(здесь он играет отца, который потерял сына из-за бандитов) несёт справедливостью и решимостью, а ещё смелостью и хорошим чувством юмора.

    Операторская работа слегка подлаживает — я там замечал слегка небольшие ошибки ещё в действиях героях, наверняка это было сделано намеренно, но я могу лишь догадываться.

    Наличие чёрного юмора гарантирую, фильм под могу рекомендовать любителям такого жанра, в чём-то для меня он стал похожим на фильмы Балабанова, приблизительно это «Жмурки» на скандинавский лад. Только в отличие от фильма Балабанова, фильм сделан со скандинавской самобытностью.

    Музыка прекрасна.

    Отличная находка для всех ценителей чёрного, криминального, серьёзного жанра.

    17 февраля 2015 | 01:40

    Четвертый совместный фильм Ганса Петтера Моланда и Стеллана Скарсгарда рассказывает историю о том, что глупость способна разрушить даже одну из самых общественно опасных организаций, а именно — мафию. А честность и порядочность в свою очередь являются качествами определяющими успешность достижения абсолютно любой цели.

    Англоязычное название, которое звучит как «In order of disappearance» очень точно передает суть происходящего в картине, и одновременно идеально вписывается в стилистику черного юмора, который Ганс Петтер Моланд сочетает с реализмом и драмой. Оригинальным изобретением относительно визуальной стороны фильма, является своеобразное декларирование каждой смерти, происходящей на экране, путем демонстрации имени, а также ключевого символа религии, к которой принадлежал убитый. Моллад при этом не выказывает жалости или же сожаления. Из всех 22-х понесенных (а именно столько раз на экране покажется соответствующая заставка) в «Kraftidioten» потерь, режиссеру претит только лишь ключевая для сюжета, но совершенно бессмысленная с точки зрения справедливости, смерть сына главного героя, что дает старт двухчасовому повествованию.

    Следуя заветам Итана и Джоэла Коэнов, сценарист Ким Фупц Окесон ищет и находит экшн и неожиданные приключения в обыденности. Ничем непримечательный, кроме хорошо выполняемой работы по уборке снега, пожилой Нильс ведет размеренный образ жизни в одной из норвежских деревень. Весть о гибели сына приводит Нильса в состояние отчаянное и даже суицидальное, но как только наш герой понимает, что полиция не собирается заниматься расследованием, то выходит из уныния и берет дело в свои руки. Чтобы описать дальнейшее потребовались бы десятки страниц, так как на сцене появляются наркодельцы, мафиози различной этнической принадлежности и даже похищение. Причем выстраивая общий узор, режиссер не забывает и о деталях, подробно вырисовывая образ главного антагониста картины — Гревена, достоинство которого, при всем внешнем великолепии, с каждой секундой будет уменьшаться относительно простака Нильса.

    Месть и возмездие не интересуют создателей «Kraftidioten», гораздо более важны условия, при которых возможна реализация этих вариаций установления справедливости, а также случайные жертвы, без которых не обойтись. Ганс Петтер Моланд совсем не считает человеколюбие основополагающей ценностью, гораздо важнее, чтобы Нильс все-таки выяснил правду и заставил виновных в гибели сына заплатить по счетам. Никакого сентиментализма, лишь отсчет убийств, большинство из которых случайны и непредсказуемы, а виной тому шаблонность мышления в сочетании с отрицанием закона и порядка. Жизнь, к несчастью, не стоит ничего, а в смерти нет ровно никакой логики, констатирует «Kraftidioten». И это, пожалуй, нельзя опровергнуть.

    При всей очевидной направленности на создание фильма броского и запоминающегося неожиданными сюжетными поворотами, режиссер не забывает и о таких, казалось бы, простых вещах, на которых базируется социум, как трудолюбие и целеустремленность. Величественные пейзажи заснеженной Норвегии совсем не интересуют Ганса Петера Молланда, важен лишь водитель снегоуборочной машины Нильс, он единственный кто может проехать по снегу и единственный кто способен дать отпор несправедливости. Именно несправедливости, так как криминал, согласно «Kraftidioten» тоже имеет свои представления о чести (в доказательство здесь будет представлена сербско-албанская община).

    Единственным минусом, который лишает «Kraftidioten» почти совершенного лоска, является финальная сцена, точнее один из ее нюансов. Режиссер, блестяще подведя свой рассказ к громкому финалу (и сделав Нильса эпическим героем, среди окружающего его человеческого мусора), вдруг забывает о том, что «Kraftidioten» это в первую очередь серьезное драматическое кино и решает бросить в зрителя последнее конфетти в виде не очень удачного сюрреалистического юмора. В остальном же фильм Молланда безупречен.

    Особенного внимания и признания в актерском составе помимо Стеллана Скарсгарда (играющего одинаково превосходно как в непотребных фильмах вроде «Нимфоманки», так и в блокбастерах Marvel), заслуживает Пол Сверре Хаген, исполнивший роль главного злодея фильма. Хаген некоторым образом делает то же, что Эндрю Скотт в сериале «Шерлок». В своем персонаже он сочетает абсолютно уравновешенное поведение с полным безумием, его Гревен мгновенно приходит в ярость и совершенно не видит противоречия в том, чтобы держать в одной руке коробку с пирожными, а в другой пистолет, снятый с предохранителя. Пол Сверре Хаген многообещающе великолепен как относительно внешних данных, так и в плане актерской игры. Кроме известного на весь мир Скарсгарда в картине сыграл такой мастодонт кинематографа, как Бруно Ганц. Возможно имя герра Ганца и не на слуху у массового зрителя, но хотя бы один фильм с ним видел каждый, так как фильмография этого актера необычайно обширна и разножанрова.

    Режиссер из Норвегии, сценарист из Дании и центральный актер из Швеции продемонстрировали не только единство европейского кинематографа, но и его бесспорное качество. «Kraftidioten» при всех своих неоспоримых технических достоинствах и умелой кинематографии, прежде всего является значимым с точки зрения гуманизма, так как история уборщика снега по имени Нильс это ода человеческой честности, которая даже при нарушении закона не становится качеством отрицательным, а только лишь более праведным.

    13 декабря 2014 | 00:30

    Однажды в студеную зимнюю пору, крепко сложенный и всеми уважаемый житель одного крохотного норвежского поселка у живописного водопада Нильс Дикман, плодотворно трудящийся на ниве уборки снега, узнал трагическую новость, разделившую его жизнь на «до» и «после». Его сын, порождение его чресел, ушел в мир иной от передозировки наркотиками. Дуболомно-прямолинейный в своей искренности герой встает на тропу безжалостной мести сербской наркомафии, даже не предполагая, какие ужасающие последствия будут ждать не только его, но и всех окружающих.

    Фильм-участник конкурсной программы прошлогоднего Берлинского кинофестиваля, «Полный идиот» 2014 года, также известный как «В порядке исчезновения» и «Дурацкое дело нехитрое» является седьмой по счету крупной полнометражной работой известного норвежского режиссера и сценариста Ганса Петтер Моланда, четыре года назад завоевавшего Золотого Медведя за свою грустно-ироническую и меланхолическую криминальную драму «Довольно добрый человек», и по сути своей новая лента режиссера тематически и идеологически сильно переплетается своей тканью с той приснопамятной зарисовкой 2010 года из жизни глубоко несчастного и неудачливого гангстера.

    Не в меньшей, а, может, даже в большей степени, чем Ульрик, довольно добрым человеком по жизни является герой картины «В порядке исчезновения» водитель снегоочистительной машины Нильс, живущий исключительно ради собственного нерадивого дитяти, и явно неслучайно, что этих равных между собой по психотипу, собственной моральной целостности и крутости характера героев Моланд доверил многоликому Стеллану Скарсгарду, объединив тонкой нитью семантики фильмы, формально не относящиеся к категории дилогий, но фактически уже таковой являющиеся. Первоначально линейный сюжет с множеством постмодернистских поддакиваний и Гаю Ричи, и Тарантино и иже с ним Рефну с Балабановым кажется не более чем приманкой для зрителей, как и жанровость фильма, поскольку «В порядке исчезновения» едва ли классический рэвендж-фильм, хотя он и украшен эксплуатационной перчинкой, это отнюдь и не гангстерская комедия или криминальная драма.

    Очистившись от шелухи жанровой принадлежности, фильм Ганса Петтера Моланда является чистым кино, в котором первична идея и стиль повествования, играющий всеми оттенками нуара и пряной иронии. Но если в «Довольно добром человеке» доминирующей была тема истового человеческого желания преодолеть тяжесть обстоятельств, возвыситься над миром и уйти за пределы криминальной гопоты, которая как трясина стремится утянуть и утопить, то «Полный идиот» — картина обратного порядка, в которой обычный, среднестатистический человек, волей рокового случая и все тех же обстоятельств втягивается в криминальный водоворот, желая лишь одного в своей жизни — мести, право на которую он выстрадал и отвоевал. Его методы брутальны, в них нет изысканности, этакого эффектного танца на костях — Ник мстит даже не столько восточноевропейской мафии, сколь новым правилам жизни, которые идут вразрез и вразнос с его собственными — простыми, чуть наивными, местами даже аляповато-глуповатыми, но такими, что сохраняли в нем до роковой поры облик человечности. Ник — герой откровенно архаичный, старомодный, практически сошедший со страниц древних норвежских мифов и легенд, и бунт его это бунт старого против нагло навязываемого ему и всему остальному обществу(Моланд чрезвычайно успешно в своей ленте прибегает к взгляду микрокосма на макрокосм, обобщая до тотальной метафоричности место действия своей картины) нового, для которого пути развития давно завершились в тупике. А тупик этот означает всеобщую слепоту, немоту, глухоту, всеобщее равнодушие и клинический идиотизм, когда лишь Нильс видит очевидное, зримое в своей отталкивающей уродливости, а все остальные просто не хотят прозреть, ибо будет больно, плохо, мучительно. Нильс — идиот, но достоевского разлива; он чужой среди своих и плевать, что признан был «Гражданином года», но и не свой среди чужих, которых он истребляет с неистовым садистским удовольствием, превращая месть в самое вкусное из всех существующих искусств. Его месть априори праведна и правильна, хотя на своего персонажа режиссер смотрит без налета излишней трагичности, а скорее с иронией и даже гротеском, ибо по Моланду в современном мире нет героя нашего времени, а есть лишь невесомые тени, не заслуживающие на героизм. Нильс — из породы таких теней, призрак неумираемого и неубиваемого прошлого, которое еще живо на просторах Скандинавии.

    Однако тема мести в «Полном идиоте» является лишь первой и более всего проступающей на поверхности фильма, ибо с гораздо большим рвением Моланд подхватил актуальную для всего современного европейского кинопространства тему деструкции мультикультурализма, не забыв и про политические инвективы и резкие по тональности обличения, ибо центральный антагонист божественной волей сценаристов оказывается и пешкой в политической игре, удобным выразителем недоверия ко всем, кто чужд европейской демократии, ее ценностям и достижениям. Столкновение западноевропейских и восточноевропейских взглядов на жизнь в картине обретает черты рельефные, подчас прямые в своем символическом рисунке, когда отсчет жертв превращается в отсчет православных крестов, а финалом выбранного героем пути насилия и мести становится окончательное его расчеловечивание.

    20 июля 2015 | 15:21

    Каждый новый фильм Молланда как праздник, хотя я не живу в Норвегии, и потому лично оно меня не касается. С другой стороны, это наши соседи, а соседей надо знать, тем более что за последнее время норги сильно изменились. Давным давно они угоняли нас в рабство, потом мы подружились и стали проводить регулярные соревнования по литроболу, а теперь вот снова врозь. Ультралевые ценности, комфортная жизнь, высокий уровень жизни. Викинг раздобрел и стал европейцем-размазней, ему больше не по пути с варварами из Гардарики.

    Молланду не впервой исследовать политическую и общественную жизнь своего народа через черный юмор — в Товарище Петерсене поиздевался над образом борца с системой, в своей новелле из Folk flest bor i Kina подписал приговор старой гвардии и всей рабочей партии. Идиотское дело сперва кажется обычным фильмом о мести, но талисман режиссера Стеллян Скарсгаард любит Ганса за сценарии и умные темы, значит все не так просто.

    Иммигрант из неизвестной страны Нильс Дикман приехал в Норвегию за лучшей долей. Он водит снегоуборочный комбайн, получает грамоты от администрации и приглашение в аграрную партию ролевой моделью эталонного иммигранта. В этой стране приятно жить и растить детей, но именно жизнь сына и отбирают местные отморозки. Коренной норвежец остановился бы на похоронах и звонке в полицию, но в иммигранте еще таится сила, он идет мстить.

    В нынешних реалиях некогда самой мононациональной страны в Европе, где теперь живут шведский парень по имени Финн, наемный убийца японец из Копенгагена по кличке Китаец, а местные парни все имеют придурковатые западные прозвища, произрастает стихийный конфликт, от которого у полицейских, до того обленившихся при нулевой преступности, выворачивает желудок.

    Нынешний норвежец образца Молланда — слабак, отгородившийся пластиком и кирпичом своего уютного домика от родного снега, который за него чистит Нильс. В Графе, несмотря на статусное прозвище, не осталось ничего мужского — женоподобный слизняк, стреляющий в безоружных. Веган, утративший связь с природой, неспособный контролировать ничего из того, что досталось ему в наследство от отца. Даже время с единственным сыном ему выделяет бывшая жена -датчанка, смотрящая на него не иначе как с презрением, что подмечают даже не особо умные сербские бандиты:

    - а вот ты бы стал сына с женщиной делить?

    - стыдоба, это не мужик.


    Об этом писал и Варг Викернес в связи с террактами на острове Утойя. Северный варг стал сытым, довольным и превратился в пуделя. Жизнь в Норвегии перестала быть вызовом — холод побежден, голода нет, безработицы нет, нет вообще никакого конфликта. В результате 100 человек не смогли сдержать одного Брейвика и умирали без сопротивления, ведь они с детства не приучены постоять за себя и вообще выживать.

    Немудрено, что Нильс в итоге косит «бандитов» одного за другим, он ведь еще не стал таким, он все еще мужчина. Позже в дело вступают те самые сербы с их Папой, и получается уже треугольник сил, где сербы (не исключаю такой параллели) выступают в роли русских — православных варваров, честных соседей, но готовых рвать глотки при атаке на своих людей и территорию. Конец фильма, напоминающий мем про Поросенка Петра, ставит неутешительный диагноз для нации — надо наверное и что-то менять?

    Взгляд этот не новый, но при нынешней толерантной позиции партии власти почти запретный, что кстати делает его еще привлекательнее для режиссера и зрителя. Вести с полей (форумов) доносят: все больше норвежцев проникаются идеей возвращения к истокам, недаром Брейвик за свой мессадж вместо веревки получил пятизвездочный отель со всеми удобствами.

    Если же не считывать подтекст и просто следовать сюжету, перед нами классическая для северной Европы черная комедия с лирическими и драматическими нотками. Каждый кадр просчитан до деталей, а пейзажи неимоверны красивы.

    7,5 из 10

    28 февраля 2015 | 16:32

    А этот фильм — и есть сказка. Добрая и немного смешная сказочка для взрослых про то, как простой ЛОХ (т. е. человек, никаким боком не относящийся к преступному миру и с которым поэтому даже мелкий преступник управляется как повар с картошкой) оказывается тем ещё чистильщиком, одного за другим убирающим людей хлебопекарного монополиста, который по совместительству является шефом норвежских ганстеров…

    Не зная норвежских реалий и наивно полагая, будто только в нашей многострадальной России да в разных там америках, мексиках и бразилиях существует оргпреступность, раздираемая этническими противоречиями и обожающая пужать друг друга отрезанными частями тела провинившихся шестёрок, непросто разобраться в калейдоскопе языков, культур и конфликтов этого довольно нашумевшего норвежского фильма. По счастью, автор этих строк в некотором роде связан с Норвегией (ибо имел удовольствие прожить там полгода), а кроме того, убеждён, что не США и Россией едиными жив мировой кинематограф, поэтому всё-таки худо-бедно понял эти шуточки среди заснеженных селений в Норвежских горах.

    Итак, шведский эмигрант (а в Норвегии, которая в последние десятилетия переживает наплыв пронюхавших, какая это классная страна, и пытающихся там пустить корни, шведы по численности уступают только полякам) тихо-мирно пашет свою борозду. А точнее, расчищает глубокие снега на дорогах своей новой родины. За это местные ему благодарны — делают почётным гражданином приютившего его посёлка. И это при том, что в Норвегии в ходу анекдоты типа. «Ты что от меня отсаживаешься, норвежец? Я не заразен, я всего лишь швед!» «А это одно и то же!»

    Но человеку не до улыбок: его юного сына нашли мёртвым на вокзальной скамейке. Передоз в теле. Местная полиция горазда только парковочные штрафы выписывать — дядя швед, вот вам тело вашего сына, наши вам соболезнования, и мы пас, ибо он сам себя угробил наркотиками… Его жена, кажется, слишком быстро примирилась с потерей сына: в конце концов, у него уже была своя взрослая жизнь, мы могли и проморгать, что он стал наркоманом… Отец же не смирился с той «правдой», что его сын наркоман, и уже засунул было ствол винтовки себе в рот, как вдруг ему сообщают, кто именно стоит за смертью парня…

    И будет месть, и месть эта будет страшна! Как гласит книга о вкусной и здоровой пище норвежского криминала, «месть — блюдо, которое подают холодным». Вот и прольются реки крови не на глинку мексиканской пустыни, не в опилки за гаражами где-то в русском городке Шатуре, а в девственно чистый снег Норвежских гор. А босс норвежской мафии долго будет недоумевать, за что ж такая немилость со стороны конкурирующей мафии сербской, если они, даром что местные, уступили понаехавшим честную половину своего кокаинового «дела». То, что сербы сами не при делах, ему и в голову прийти не может: разве может кто-то, кроме сербов, мочить его товарищей?! Вот и убирает чистильщик не только снег, но и убийц своего сына, пользуясь тем, что никто на него подумать не может и что мафиози сами себя неплохо отстреливают, приближая его к «программе-максимум» — всех убить, одному остаться!..

    Почему же я искренне убеждён, что этот методично избавляющийся от своих персонажей фильм — на самом деле не беспросветный и неумолимый экшн, а довольно милая и наивная сказочка? Да потому, что я чувствую этот тонкий абсурдистский юморок скандинавского кино. Если хотите, ощущаю его духовную связь с одной из самых известных трагикомедий мирового кинематографа — с немецким фильмом «Достучаться до небес»! Получаю нескрываемое удовольствие от нелогичных и гипертрофированно предсказуемых действий и колорита героев! Вот почему при таком-то числе трупов и при, нельзя не признать, не самых тривиальных способах убийств в некоторых случаях, а также при тревожной, давящей музыке, фильм не кажется злым и пугающим. Когда я смотрю (вернее — прохожу мимо телевизора, когда кто-то смотрит) русский криминальный сериал или фильм, мне хочется поскорее отвернуться от изрыгаемых проклятий, чистки морд и насаживаний на ржавую арматуру. Американские «чистые» боевики тоже стараюсь избегать, после того как я увидел, что творится в «Рэмбо-4» и «Чёрном Ястребе». Разборки же норвежские (а это для меня, после «Охотников за головами», уже второй норвежский остросюжетный фильм, не считая «Макса Мануса», но то военно-исторический байопик) не вызывают во мне психологического дискомфорта, а наоборот — радуют и заряжают позитивом. Мне нравится, что здесь норвежские братки разглагольствуют насчёт невозможности построения в жарких странах цивилизованного общества, в отличие от их холодной родины. Что босс норвежской мафии смешно путает сербов с албанцами (сколько его ни поправляют его подручные) и на чём свет стоит ругает «Восточную Европу, родину непуганых мусульман» (хотя сербы вообще-то — это Европа Южная, и не мусульмане они, а православные). И то, как он делит своего сынишку с ушедшей от него женой-датчанкой, ругая ювенальную юстицию своей страны (я лично переводил судебные документы нашумевших дел об изъятии норвежским государством детей из семей русских эмигрантов), не может не вызывать у меня улыбки. И даже, казалось бы, лишний эпизод с целующимися мужиками — норвежскими геями, любящими друг друга и вместе работающими в мафии, кажется мне абсолютно естественным и органичным в этой современной скандинавской атмосфере.

    И это при том, что я теперь уже далёк от восторженности от всего норвежского, как в первые годы после возвращения из Норвегии. Развивается моё мировоззрение, да и мир во 2-е десятилетие XXI в. стал, несомненно, хуже, чем он был в самые первые годы XXI в. И я уже отдаю себе отчёт, что когда страны мира, как люди, схватываются между собой, пытаясь захватить себе место под солнцем новых реалий, Норвегия больше не хочет быть по сути ещё одним штатом США, а предпочитает сама на глазах превращаться в этакие «мини-США», благо нация давно уже принимает в себя целые легионы эмигрантов, а не варится в собственном соку как отсталые рыбаки и фермеры… Но одной из духовных скреп этой крепнущей и подпитываемой эмигрантской кровью нации является, мягко говоря, не особо большая любовь к России… Поэтому я теперь считаю когда-то горячо любимую Норвегию — просто одной из стран Запада, где есть свои проблемы и свои грехи. И сужу её искусство уже не как что-то априори льющее мне бальзам на душу, а как нечто чуждое, что ещё должно постараться заслужить моё расположение.

    Давненько не смотрел ничего норвежского — и вот, фильм «Kraftidioten» (название буквально переводится как «Форменный идиот», т. е. тот самый лох, каким был для криминальной братии главный герой), при своей абсурдности, дико порадовал меня.

    3 марта 2016 | 11:42

    Фильм — хороший!

    Во-первых, отличная работа оператора. Некоторые кадры сами просятся на открытки. Монтаж на уровне, сцены не провисают.

    Во-вторых, элементы черного юмора, удачно сочетающиеся с вроде бы серьезным повествованием о мести. Хотя их не то чтобы много, но они приходятся, как правило, к месту. Эпизоды, вызывающие улыбку, подаются как бы мимоходом и на них не акцентируется внимание (например диалог двух бандитов о тюрьме, или «сказка», которую главный герой читает ребенку). И, конечно, их наличие не дает повода отнести фильм к жанру комедии, но они запоминаются.

    Здесь нельзя не вспомнить последние кадры, которые стали, на самом деле, в чем-то логичным завершением всей череды жизненных и потому по-своему абсурдных зарисовок, которые можно лицезреть на протяжении всей картины.

    В-третьих, персонажи весьма колоритны — что стоят хотя бы два гангстера-гея, сам Граф, ну и эпизодические персонажи на уровне.

    Саундтрек на уровне. О нем практически не задумываешься во время просмотра, но свою роль в создание общей атмосферы он вносит.

    Из минусов, наверное, можно отметить некоторую затянутость. Но, с другой стороны, ни одна из сцен не кажется лишней, все они очень хорошо подогнаны между собой. Я не видела других фильмов этого режиссера, но, мне кажется, за его последующими работами стоит следить.

    В целом, это, конечно, не фестивальное кино (для этого оно слишком хорошо смотрится). Это весьма приятная в плане картинки драма с элементами триллера и комедии, заставляющая вспомнить коэновское Фарго.

    13 ноября 2014 | 00:29

    Определенную изюминку в жанр черных криминальных комедий этот фильм вносит, пусть и движется в своем сценарии также медленно как и снегоуборочная машина, но коэффициент полезного действия высок. Только название фильма подталкивает на мысль, что события в фильме будут явно за пределами нормального.

    Ненормальное в фильме все — норвежцы высмеивают свою страну, поддевают датчан, шведов, дико ругают сербов, албанцев и азиатов. Даже погода лютует, но ничто не остановит главного героя в желании отомстить за убийство сына. Причем в эту разборку вовлекаются на отдельные личности, а целые разные преступные группировки.

    Фильм нетипичен в построении сюжета как для такого жанра, «Дурацкое дело нехитрое» абсолютно никуда не спешит, эксцентричных персонажей по минимуму, а диалоги в основном лишены эмоциональной окраски. Но таков суров скандинавский юмор, который хоть и не бодрит зрителя безумными диалогами, но они все-равно вызывают улыбку на устах.

    Считаю что своей географической особенностью сатиры фильм и находит скромное место в жанре черных комедий, не став уподобятся известным жанровым приемам и ровняться на другие фильмы, работа режиссера Ганса Петтера Моланда безусловно найдет своего зрителя и подарит хорошее времяпровождение у просмотра.

    7 из 10

    10 ноября 2014 | 03:48

    Скромного водителя огромной снегоуборочной машины в деревушке на севере Норвегии только что выбрали человеком года. На следующий день его сына находят погибшим от передоза и всё, жизнь кончилась, депрессия, жена ушла. Только вскоре выяснилось что мальчик не был наркоманом, а просто имел друга-мудака, насолившего местной мафии. Ну и что делать человеку, которому нечего терять? Брать обрез и идти мстить конечно же.

    Очередная отличная драма от норвегов. Даже пожалуй драмеди, над фильмом особенно не поржёшь, но вкрапления чёрного юмора несомненно имеются (а закончили вообще фарсом и вот это они зря). Снято в лучших традициях скандинавов: снег, кровь и придурки. Примерно как в Лиллехаммере и экранизациях Ю Несбё, только тут юмора поменьше, а драмы побольше. Но так же стебутся на тему «понаехавших» и местного криминалитета, который не выдерживает проверку на прочность от одинокого мстителя. Ну и Стеллан Скарсгард очешуительно хорош.

    8 из 10

    1 апреля 2015 | 12:40

    Вы когда-нибудь смотрели датское кино, читали финские книжки? Знаете тогда про суровый скандинавский юмор, родившийся под северным сиянием в снегах Лапландии? В странах, где уровень жизни также высок, как и количество самоубийств, принято шутить в основном о боли и смерти, причем это вовсе не похоже на американский черный юмор про живых мертвецов и съеденные мозги, от шуток скандинавов хочется завыть от тоски, но все равно смешно.

    Жанр этого фильма Ганса Петтера Моланда определяют как боевик, криминал, комедия: морды бьют, есть трупы и мафия, только вот шуток, произнесенных ртом, почти вовсе нет, но все равно смешно.

    Так к чему это все? У Нилса (Стеллана Скарсгарда) — оператора снегоуборочной машины и человека года — умер сын, говорят, от передозировки, но Нилс не верит и правильно делает. Око — за око, зуб — за зуб. Но торжество справедливости тут ни при чем, так как справедливость в нашем мире становится вполне условным понятием, которое у каждого, как выясняется, свое и каждый готов его отстаивать практически до последней капли крови, но все равно смешно.

    Смешно потому что фамилия у главного героя Дикман (если кто не в курсе — посмотрите в словаре Dickman), помимо неприличного значения, есть и другие довольно подходящие по сюжету, например, «сыщик», «детектив». Смешно потому что смеется Нилс единственный раз в фильме, перед тем как прострелить голову рыжему чуваку, смешно, потому что и среди мафии есть брутальные скандинавское геи, смешно потому что похищенный ребенок рассуждает о стокгольмском синдроме, смешно, потому что «маленький человек» берет в руки обрез, но его все равно никто не замечает а жизнь становится полным абсурдом.

    А еще в фильме очень красивые пейзажи — горы снега и ледяной водопад, в который Нилс сбрасывает трупы в сетке, чтобы рыбы их ели сквозь ячейки.

    «Золотого медведя» в Берлине фильм не получил, может быть, потому что показался кинокритикам слишком легкомысленным…



    Дурачиться надо уметь!

    5 ноября 2014 | 16:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>