всё о любом фильме:

Дурацкое дело нехитрое

Kraftidioten
год
страна
слоган-
режиссерГанс Петтер Моланд
сценарийКим Фупц Окесон
продюсерФинн Гьердрум, Стейн Б. Квае, Рой Андерсон, ...
операторФилип Огаард
композиторБрайан Батц, Каспар Каа, Коре Вестрхейм
художникЁрген Стангебай Ларсен, Анна Педерсен, Зольфрид Кьетса
монтажЙенс Кристиан Фодстад
жанр триллер, криминал, драма, ... слова
бюджет
NOK 35 304 282
зрители
Норвегия  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время112 мин. / 01:52
Номинации:
Норвегия. Зима. Трудолюбивый Нилс управляет мощным плужным снегоочистителем, который очищает дороги и горные проходы негостеприимного обледенелого ландшафта местности, где он сам живёт. Совсем недавно он был признан жителем года за свои старания, а теперь получает известие о том, что его сын погиб в результате передозировки героина. Отказываясь верить в правдивость официальной версии смерти своего сына, он начинает тайное расследование с целью найти предполагаемых убийц парня. Однако дальнейшие события разворачиваются самым непредсказуемым образом, и ему приходится стать таинственным героем, внушающим страх в преступном мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (10 728)
ожидание: 99% (541)
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
24 + 4 = 28
6.6
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 146 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Четвертый совместный фильм Ганса Петтера Моланда и Стеллана Скарсгарда рассказывает историю о том, что глупость способна разрушить даже одну из самых общественно опасных организаций, а именно — мафию. А честность и порядочность в свою очередь являются качествами определяющими успешность достижения абсолютно любой цели.

    Англоязычное название, которое звучит как «In order of disappearance» очень точно передает суть происходящего в картине, и одновременно идеально вписывается в стилистику черного юмора, который Ганс Петтер Моланд сочетает с реализмом и драмой. Оригинальным изобретением относительно визуальной стороны фильма, является своеобразное декларирование каждой смерти, происходящей на экране, путем демонстрации имени, а также ключевого символа религии, к которой принадлежал убитый. Моллад при этом не выказывает жалости или же сожаления. Из всех 22-х понесенных (а именно столько раз на экране покажется соответствующая заставка) в «Kraftidioten» потерь, режиссеру претит только лишь ключевая для сюжета, но совершенно бессмысленная с точки зрения справедливости, смерть сына главного героя, что дает старт двухчасовому повествованию.

    Следуя заветам Итана и Джоэла Коэнов, сценарист Ким Фупц Окесон ищет и находит экшн и неожиданные приключения в обыденности. Ничем непримечательный, кроме хорошо выполняемой работы по уборке снега, пожилой Нильс ведет размеренный образ жизни в одной из норвежских деревень. Весть о гибели сына приводит Нильса в состояние отчаянное и даже суицидальное, но как только наш герой понимает, что полиция не собирается заниматься расследованием, то выходит из уныния и берет дело в свои руки. Чтобы описать дальнейшее потребовались бы десятки страниц, так как на сцене появляются наркодельцы, мафиози различной этнической принадлежности и даже похищение. Причем выстраивая общий узор, режиссер не забывает и о деталях, подробно вырисовывая образ главного антагониста картины — Гревена, достоинство которого, при всем внешнем великолепии, с каждой секундой будет уменьшаться относительно простака Нильса.

    Месть и возмездие не интересуют создателей «Kraftidioten», гораздо более важны условия, при которых возможна реализация этих вариаций установления справедливости, а также случайные жертвы, без которых не обойтись. Ганс Петтер Моланд совсем не считает человеколюбие основополагающей ценностью, гораздо важнее, чтобы Нильс все-таки выяснил правду и заставил виновных в гибели сына заплатить по счетам. Никакого сентиментализма, лишь отсчет убийств, большинство из которых случайны и непредсказуемы, а виной тому шаблонность мышления в сочетании с отрицанием закона и порядка. Жизнь, к несчастью, не стоит ничего, а в смерти нет ровно никакой логики, констатирует «Kraftidioten». И это, пожалуй, нельзя опровергнуть.

    При всей очевидной направленности на создание фильма броского и запоминающегося неожиданными сюжетными поворотами, режиссер не забывает и о таких, казалось бы, простых вещах, на которых базируется социум, как трудолюбие и целеустремленность. Величественные пейзажи заснеженной Норвегии совсем не интересуют Ганса Петера Молланда, важен лишь водитель снегоуборочной машины Нильс, он единственный кто может проехать по снегу и единственный кто способен дать отпор несправедливости. Именно несправедливости, так как криминал, согласно «Kraftidioten» тоже имеет свои представления о чести (в доказательство здесь будет представлена сербско-албанская община).

    Единственным минусом, который лишает «Kraftidioten» почти совершенного лоска, является финальная сцена, точнее один из ее нюансов. Режиссер, блестяще подведя свой рассказ к громкому финалу (и сделав Нильса эпическим героем, среди окружающего его человеческого мусора), вдруг забывает о том, что «Kraftidioten» это в первую очередь серьезное драматическое кино и решает бросить в зрителя последнее конфетти в виде не очень удачного сюрреалистического юмора. В остальном же фильм Молланда безупречен.

    Особенного внимания и признания в актерском составе помимо Стеллана Скарсгарда (играющего одинаково превосходно как в непотребных фильмах вроде «Нимфоманки», так и в блокбастерах Marvel), заслуживает Пол Сверре Хаген, исполнивший роль главного злодея фильма. Хаген некоторым образом делает то же, что Эндрю Скотт в сериале «Шерлок». В своем персонаже он сочетает абсолютно уравновешенное поведение с полным безумием, его Гревен мгновенно приходит в ярость и совершенно не видит противоречия в том, чтобы держать в одной руке коробку с пирожными, а в другой пистолет, снятый с предохранителя. Пол Сверре Хаген многообещающе великолепен как относительно внешних данных, так и в плане актерской игры. Кроме известного на весь мир Скарсгарда в картине сыграл такой мастодонт кинематографа, как Бруно Ганц. Возможно имя герра Ганца и не на слуху у массового зрителя, но хотя бы один фильм с ним видел каждый, так как фильмография этого актера необычайно обширна и разножанрова.

    Режиссер из Норвегии, сценарист из Дании и центральный актер из Швеции продемонстрировали не только единство европейского кинематографа, но и его бесспорное качество. «Kraftidioten» при всех своих неоспоримых технических достоинствах и умелой кинематографии, прежде всего является значимым с точки зрения гуманизма, так как история уборщика снега по имени Нильс это ода человеческой честности, которая даже при нарушении закона не становится качеством отрицательным, а только лишь более праведным.

    13 декабря 2014 | 00:30

    А этот фильм — и есть сказка. Добрая и немного смешная сказочка для взрослых про то, как простой ЛОХ (т. е. человек, никаким боком не относящийся к преступному миру и с которым поэтому даже мелкий преступник управляется как повар с картошкой) оказывается тем ещё чистильщиком, одного за другим убирающим людей хлебопекарного монополиста, который по совместительству является шефом норвежских ганстеров…

    Не зная норвежских реалий и наивно полагая, будто только в нашей многострадальной России да в разных там америках, мексиках и бразилиях существует оргпреступность, раздираемая этническими противоречиями и обожающая пужать друг друга отрезанными частями тела провинившихся шестёрок, непросто разобраться в калейдоскопе языков, культур и конфликтов этого довольно нашумевшего норвежского фильма. По счастью, автор этих строк в некотором роде связан с Норвегией (ибо имел удовольствие прожить там полгода), а кроме того, убеждён, что не США и Россией едиными жив мировой кинематограф, поэтому всё-таки худо-бедно понял эти шуточки среди заснеженных селений в Норвежских горах.

    Итак, шведский эмигрант (а в Норвегии, которая в последние десятилетия переживает наплыв пронюхавших, какая это классная страна, и пытающихся там пустить корни, шведы по численности уступают только полякам) тихо-мирно пашет свою борозду. А точнее, расчищает глубокие снега на дорогах своей новой родины. За это местные ему благодарны — делают почётным гражданином приютившего его посёлка. И это при том, что в Норвегии в ходу анекдоты типа. «Ты что от меня отсаживаешься, норвежец? Я не заразен, я всего лишь швед!» «А это одно и то же!»

    Но человеку не до улыбок: его юного сына нашли мёртвым на вокзальной скамейке. Передоз в теле. Местная полиция горазда только парковочные штрафы выписывать — дядя швед, вот вам тело вашего сына, наши вам соболезнования, и мы пас, ибо он сам себя угробил наркотиками… Его жена, кажется, слишком быстро примирилась с потерей сына: в конце концов, у него уже была своя взрослая жизнь, мы могли и проморгать, что он стал наркоманом… Отец же не смирился с той «правдой», что его сын наркоман, и уже засунул было ствол винтовки себе в рот, как вдруг ему сообщают, кто именно стоит за смертью парня…

    И будет месть, и месть эта будет страшна! Как гласит книга о вкусной и здоровой пище норвежского криминала, «месть — блюдо, которое подают холодным». Вот и прольются реки крови не на глинку мексиканской пустыни, не в опилки за гаражами где-то в русском городке Шатуре, а в девственно чистый снег Норвежских гор. А босс норвежской мафии долго будет недоумевать, за что ж такая немилость со стороны конкурирующей мафии сербской, если они, даром что местные, уступили понаехавшим честную половину своего кокаинового «дела». То, что сербы сами не при делах, ему и в голову прийти не может: разве может кто-то, кроме сербов, мочить его товарищей?! Вот и убирает чистильщик не только снег, но и убийц своего сына, пользуясь тем, что никто на него подумать не может и что мафиози сами себя неплохо отстреливают, приближая его к «программе-максимум» — всех убить, одному остаться!..

    Почему же я искренне убеждён, что этот методично избавляющийся от своих персонажей фильм — на самом деле не беспросветный и неумолимый экшн, а довольно милая и наивная сказочка? Да потому, что я чувствую этот тонкий абсурдистский юморок скандинавского кино. Если хотите, ощущаю его духовную связь с одной из самых известных трагикомедий мирового кинематографа — с немецким фильмом «Достучаться до небес»! Получаю нескрываемое удовольствие от нелогичных и гипертрофированно предсказуемых действий и колорита героев! Вот почему при таком-то числе трупов и при, нельзя не признать, не самых тривиальных способах убийств в некоторых случаях, а также при тревожной, давящей музыке, фильм не кажется злым и пугающим. Когда я смотрю (вернее — прохожу мимо телевизора, когда кто-то смотрит) русский криминальный сериал или фильм, мне хочется поскорее отвернуться от изрыгаемых проклятий, чистки морд и насаживаний на ржавую арматуру. Американские «чистые» боевики тоже стараюсь избегать, после того как я увидел, что творится в «Рэмбо-4» и «Чёрном Ястребе». Разборки же норвежские (а это для меня, после «Охотников за головами», уже второй норвежский остросюжетный фильм, не считая «Макса Мануса», но то военно-исторический байопик) не вызывают во мне психологического дискомфорта, а наоборот — радуют и заряжают позитивом. Мне нравится, что здесь норвежские братки разглагольствуют насчёт невозможности построения в жарких странах цивилизованного общества, в отличие от их холодной родины. Что босс норвежской мафии смешно путает сербов с албанцами (сколько его ни поправляют его подручные) и на чём свет стоит ругает «Восточную Европу, родину непуганых мусульман» (хотя сербы вообще-то — это Европа Южная, и не мусульмане они, а православные). И то, как он делит своего сынишку с ушедшей от него женой-датчанкой, ругая ювенальную юстицию своей страны (я лично переводил судебные документы нашумевших дел об изъятии норвежским государством детей из семей русских эмигрантов), не может не вызывать у меня улыбки. И даже, казалось бы, лишний эпизод с целующимися мужиками — норвежскими геями, любящими друг друга и вместе работающими в мафии, кажется мне абсолютно естественным и органичным в этой современной скандинавской атмосфере.

    И это при том, что я теперь уже далёк от восторженности от всего норвежского, как в первые годы после возвращения из Норвегии. Развивается моё мировоззрение, да и мир во 2-е десятилетие XXI в. стал, несомненно, хуже, чем он был в самые первые годы XXI в. И я уже отдаю себе отчёт, что когда страны мира, как люди, схватываются между собой, пытаясь захватить себе место под солнцем новых реалий, Норвегия больше не хочет быть по сути ещё одним штатом США, а предпочитает сама на глазах превращаться в этакие «мини-США», благо нация давно уже принимает в себя целые легионы эмигрантов, а не варится в собственном соку как отсталые рыбаки и фермеры… Но одной из духовных скреп этой крепнущей и подпитываемой эмигрантской кровью нации является, мягко говоря, не особо большая любовь к России… Поэтому я теперь считаю когда-то горячо любимую Норвегию — просто одной из стран Запада, где есть свои проблемы и свои грехи. И сужу её искусство уже не как что-то априори льющее мне бальзам на душу, а как нечто чуждое, что ещё должно постараться заслужить моё расположение.

    Давненько не смотрел ничего норвежского — и вот, фильм «Kraftidioten» (название буквально переводится как «Форменный идиот», т. е. тот самый лох, каким был для криминальной братии главный герой), при своей абсурдности, дико порадовал меня.

    3 марта 2016 | 11:42

    История, что будет рассказана в данном фильме, могла произойти в любой точке земного шара, но случилось это в Норвегии. Стране, где в снегах была закопана сумка, в которой лежала сумма в полтора миллиарда («Фарго»). Стране, в которую проживает бывший гангстер Фрэнк Тальято и пытается смириться с холодом, безработицей, пофигизмом окружающих, а также надоедливыми полицейскими («Лиллехаммер»). И эта та самая страна, о которой можно с уверенностью сказать — в Норвегии никто не услышит твой крик, потому что до ближайшего населенного пункта мили и мили пути. А коли так, то никто и не будет расследовать дело о смерти молодого человека в связи с передозировкой наркотиков. Во всяком случае, так думал Ули Форсби, по прозвищу «Граф» и он — ошибался. Ведь у юноши был любящий отец, который отказался признать тот факт, что его единственный сын умер от передозировки наркотиков, ведь в квартире ни следа белого порошка обнаружена не было, а раз так, то что-то тут нечисто и мистер Нилс начинает свое частное расследование, которое вскоре оборачивается вендеттой и количество людей умерших насильственной смертью в данном фильме грозит перевалить за пару десятков.

    Звучит, как типичный триллер, не так ли? И я так думал, когда только начинал просмотр, но каково же было мое удивление, когда выяснилось, что я ошибался и сей фильм способен преподнести несколько сюрпризов. Сюрприз первый: главным героем выступает «маленький человек» что ступил на стезю мстителя и всполошил осиное гнездо, но при этом он так и остается «маленьким человеком» и крупные мафиозные кланы, будь то норвежцы или сербы не обращают внимания на героя Стеллана Скарсгарда и продолжают мериться длинной стволов. Сюрприз второй: бандиты показанные в данной картине не являются идиотами, как это обычно бывает. Нет, вернее они ими являются, но в пределах разумного, пардон за тавтологию. То бишь глупость в фильме будет и если какой молодчик решит продемонстрировать, что он является умнее своего босса, то тут же получит пулю. Все правильно, зазнаек бандиты не особо любят, а шуты — пережиток прошлого. Сюрприз третий: фильм невообразимо циничен и жесток. Кровь хлещет фонтаном. Жизнь людская не стоит ни гроша. Атмосфера накаляется с каждой минутой и учитывая, то что многие вещи в фильме происходят спонтанно, то концовка может быть какой угодно. Сюрприз четвертый: актеры. Я уже упоминал, что количество трупов в данном фильме перевалит все мыслимые пределы (Для триллера разумеется), но не упомянул, что каждый персонаж, что появится в данной картине получился яркой и запоминающейся личностью. Что глава сербской мафии, которого все зовут Папа — суровый старик, у которого на шеи остался след веревки и это говорит о нем многое. Что его люди, которые большую часть времени ведут себя как существа без чести и совести, но оказавшись на склоне горы, где проходит соревнование лыжников, сербы сбрасывают с себя маски и начинают дурачится, благодаря чему их уже нельзя отнести к банальной массовке — это живые люди. Ну или жена Нилса — пожилая женщина, что потеряв сына утратила и веру в жизнь, а потому она смотрит на мужа с ненавистью, потому что последний не замкнулся в собственном горе, а что-то да делает. И так с каждым актером. Герои получились живыми, герои получились интересными и глядя на них нельзя оставаться равнодушным.

    Да, безусловно, была в этом фильме пара неприятных моментов и можно было бы сказать, что они подчеркивают нашу суровую действительность, но вот честно, я бы ничего не потерял если бы не увидел, как девушка подбирает фекалии собаки или как двое брутальных мужиков целуются в засос. О да, кино-академики в восторге, а что до зрителя, то зрителя никто не спрашивает.

    Как итог, я не уверен, что данную кинокартину можно отнести к разряду «черных» комедий. Да фильм пропитан цинизмом и жестокостью от и до, но желания похихикать над происходящем, как-то не возникает. В целом же данный фильм является цельным, интересным и неглупым продуктом своего времени, за просмотром которого можно смело скоротать вечерок, а большего по сути и не надо.

    7 из 10

    6 марта 2015 | 13:01

    Можно только позавидовать способностям и творческим порывам Стеллана Скарсгарда, известного актёра родом из Гётеборга, что в Швеции. Вот он только мелькнул в очередном экранном комиксе от студии Марвел «Тор», а также в «Мстителях», где сыграл доктора Эрика Селвига, а это многомиллионные проекты, как он он уже играет в «Нимфоманке» от независимого от всех и вся Ларса фон Триера. Но там он не имеет основных ролей, хоть и не отказывается от второстепенных, но довольно важных персонажей, а вот в творческом союзе с норвежским режиссёром Гансом Петтером Моландом актёр раз за разом получает главные роли. «Дурацкое дело нехитрое» — это уже четвёртая по счёту их совместная работа, причём даже последняя работа режиссёра, датированная 2010-ым годом, под названием «Довольно добрый человек» была также ознаменована главной ролью Стеллана Скарсгарда, а сам фильм получил особый приз на Берлинале.

    Как уже можно понять, в картине «Дурацкое дело нехитрое» Скарсгард опять на переднем плане. На сей раз датский сценарист Ким Фупц Аакесон, который также работал и над созданием сюжета «Довольно доброго человека», вручает в руки Скарсгарда уже немолодого (что и понятно, ввиду 63-летнего возраста самого актёра) шведа (тоже неудивительно), который приезжает на работу в Норвегию (вспомним откуда родом режиссёр). Там его постигает страшная беда: его сын мёртв и заключение патологоанатомов таково: передозировка наркотическими веществами. Отец семейства не верит в это и начинает собственное расследование, так как на его взгляд местные органы правопорядка явно не хотят заниматься этим делом. И детектив поневоле соприкасается с местной наркомафией, но чтобы добраться до главаря синдиката и самому не сесть в тюрьму он методично уничтожает не только злодеев, замешанных в наркобизнесе, но и попросту не оставляет следов, подчиняясь убийственной местью за сына.

    Жанр криминала для стран Скандинавии довольно редок, по крайней мере в наш прокат фильмы данного жанра весьма нечастые гости (на вскидку вспоминается трилогия «Миллениум»). Но у скандинавов есть собственный стиль и, да, он характеризуется «холодной» атмосферой, «заснеженной» съёмкой оператора и довольно «суровыми» героями кинокартин. Такие фильмы, которые надо посмотреть, чтобы ознакомиться со скандинавской стилистикой, «Зло», «Академия смерти», «Король чёртова острова» преотлично демонстрируют стиль стран с холодным климатом. И «Дурацкое дело нехитрое» неукоснительно продвигается по этому стилю. От видов вечного ветра и снегов хочется поёжиться и забраться под тёплое одеяло. Но вот когда наступают довольно-таки жестокие сцены насилия, то уже не хочешь тепла, ты уже наблюдаешь за местью оскорблённого невиновной смертью единственного сына. Ким Фупц Аакесон будто задаёт безмолвный вопрос: на чьей вы стороне — мстящего отца, но который стал жестоким убийцей, или же ему надо было отдать всё в руки купленного мафией правосудия? Риторический вопрос, ставший своеобразной философией картины «Дурацкое дело нехитрое», которая была номинирована на «Золотого медведя» в Берлине.

    Я не зря затеял первый абзац рецензии, посвящая его Стеллану Скарсгарду. Итак, в данном случае он — главный герой или же антигерой, каждый по-своему может интерпретировать его персонаж. Но тут дело в другом — Скарсгард отлично вписывается в скандинавский стиль кинематографа, практически не имея эмоций, мимики, он даёт им волю только в кульминационных сценах: вот он смеётся, лёжа весь в крови, а вот чуть ли не плачет, когда понимает, что зашёл слишком далеко, но обратного пути нет. В общем, не только благодаря стараниям сценариста главный герой представляет собою интересную персоналию для психологического разбора, но и благодаря хорошей, уверенной, чёткой игре Стеллана Скарсгарда. Не остаётся незамеченным присутствие талантливой 33-летней датской актрисы Биргитты Хъёрт Соренсен, которая уже начала всё чаще и чаще оказываться в заметных европейских проектах ("Кориолан» и, как ни крути, «Страховщик»). Роль не ведущая здесь у неё, но в агрессивном поведении её героини проглядывается та мощь, за счёт которой Соренсен вполне может себе обеспечить и голливудское будущее. И отлично исполнил роль антагониста ленты актёр с долгим именем Пал Сверре Валхейм Хаген, сыграв отнюдь не хуже выше указанных актёров.

    Фильм «Дурацкое дело нехитрое» представляет собой крепкую криминальную драму, произошедшую на заснеженных территориях Норвегии. Кого-то может удручить вид вечной мерзлоты, но то, что эта картина подчёркивает индивидуальность скандинавского кино — это точно, так что если Вам интересно раздвинуть рамки своего кинокругозора, то имейте ввиду, что данная лента отнюдь неплоха.

    7 из 10

    10 февраля 2015 | 14:39

    Скандинавский кинематограф холодный, более расчётлив в плане диалогов, так ведь по самому климату у них так и сложилось. Из-за этих климатический условий скандинавское кино теряет темперамент, но выигрывает в своём свойственном только одному ему — хладнокровному неспешному повествованию истории.

    Не буду заходить в дебри, так как фильм «Дурацкое дело не хитрое» если прочитать описание от прокатчиков картины, это типичный пример жанра — «я им всем отомщу». На эту тему довольно много уже снято, во всё мире, чего уж там вскрывать. Так вот, тема известна, популярна и уже слегка надоела, но всегда находятся исключения из этого рода, которые стоят выше по своей значимости. Гансу Моланду, каким-то образом это удалось, что он сделал, это просто не передать словами. Построенная на слегка абсурдном сценарии, наличие абсурда я вам гарантирую, что самое странное ему каким это образом удалось в этот абсурд пропихнуть и логику, наличие её здесь не так велико, могу выразить одним словом — фильм оригинальная находка.

    Лучше я поговорю об актёрах, часть из них мне мало известна, из более известных присутствует Стеллан Скарсгард — а он просто харизматический, тактичный, от его героя(здесь он играет отца, который потерял сына из-за бандитов) несёт справедливостью и решимостью, а ещё смелостью и хорошим чувством юмора.

    Операторская работа слегка подлаживает — я там замечал слегка небольшие ошибки ещё в действиях героях, наверняка это было сделано намеренно, но я могу лишь догадываться.

    Наличие чёрного юмора гарантирую, фильм под могу рекомендовать любителям такого жанра, в чём-то для меня он стал похожим на фильмы Балабанова, приблизительно это «Жмурки» на скандинавский лад. Только в отличие от фильма Балабанова, фильм сделан со скандинавской самобытностью.

    Музыка прекрасна.

    Отличная находка для всех ценителей чёрного, криминального, серьёзного жанра.

    17 февраля 2015 | 01:40

    Нильсен Дикман («прямо как «член» по-английски! наградил же Бог фамилией!») старик-снегоуборщик, «человек года», получает известие о смерти своего сына посредством передозировкой наркотиков. Знакомые разводят руками, жена мало-по-малу сходит с ума, и только Нильсен не верит в случившееся: «Ингмар не был наркоманом!» Идя по следу убийц сына, старик оставляет свой собственный, кровавый след, истребляя всех членов нарко-кортеля, и насилие, порожденное насилием, становится неостановимым.

    Перебирая в голове похожие сюжеты, сразу же вспоминается «Бомж с дробовиком». Вот и получилась этакая смесь бомжа, Карателя, и, как ни странно, ворошиловского стрелка. Однако все происходит более сдержанно, холодно, если хотите, и цепочка смертей в заснеженной Норвегии более всего напоминает «Фарго», который совсем недавно эволюционировал (или же наоборот?..) до сериала.

    Несмотря на преимущественную статичность камеры, действие разворачивается весьма интенсивно: только и успевай следить за тем, как интертитры фиксируют убийства, которые сначала скрываются скидыванием трупов в водопад (здравствуй, Лора Палмер), а после перерастают в бесстыдную и бессмысленную вакханалию. Визуальная изящность и грамотная стилистика создают именно ту атмосферу, что присуща современным криминальным драмам/комедиям.

    Праздник смерти будет преследовать Нильсена на протяжении всей истории, но старик останется тем же человеком, словно грязь убийства к нему совсем не липнет. Насилие породит еще больше насилия, разразиться настоящая война: старик, один, против всех — словно герой вестерна — тихо скроется в безмолвии снегов Норвегии и больше никого не побеспокоит.

    14 февраля 2015 | 15:29

    Скромного водителя огромной снегоуборочной машины в деревушке на севере Норвегии только что выбрали человеком года. На следующий день его сына находят погибшим от передоза и всё, жизнь кончилась, депрессия, жена ушла. Только вскоре выяснилось что мальчик не был наркоманом, а просто имел друга-мудака, насолившего местной мафии. Ну и что делать человеку, которому нечего терять? Брать обрез и идти мстить конечно же.

    Очередная отличная драма от норвегов. Даже пожалуй драмеди, над фильмом особенно не поржёшь, но вкрапления чёрного юмора несомненно имеются (а закончили вообще фарсом и вот это они зря). Снято в лучших традициях скандинавов: снег, кровь и придурки. Примерно как в Лиллехаммере и экранизациях Ю Несбё, только тут юмора поменьше, а драмы побольше. Но так же стебутся на тему «понаехавших» и местного криминалитета, который не выдерживает проверку на прочность от одинокого мстителя. Ну и Стеллан Скарсгард очешуительно хорош.

    8 из 10

    1 апреля 2015 | 12:40

    Определенную изюминку в жанр черных криминальных комедий этот фильм вносит, пусть и движется в своем сценарии также медленно как и снегоуборочная машина, но коэффициент полезного действия высок. Только название фильма подталкивает на мысль, что события в фильме будут явно за пределами нормального.

    Ненормальное в фильме все — норвежцы высмеивают свою страну, поддевают датчан, шведов, дико ругают сербов, албанцев и азиатов. Даже погода лютует, но ничто не остановит главного героя в желании отомстить за убийство сына. Причем в эту разборку вовлекаются на отдельные личности, а целые разные преступные группировки.

    Фильм нетипичен в построении сюжета как для такого жанра, «Дурацкое дело нехитрое» абсолютно никуда не спешит, эксцентричных персонажей по минимуму, а диалоги в основном лишены эмоциональной окраски. Но таков суров скандинавский юмор, который хоть и не бодрит зрителя безумными диалогами, но они все-равно вызывают улыбку на устах.

    Считаю что своей географической особенностью сатиры фильм и находит скромное место в жанре черных комедий, не став уподобятся известным жанровым приемам и ровняться на другие фильмы, работа режиссера Ганса Петтера Моланда безусловно найдет своего зрителя и подарит хорошее времяпровождение у просмотра.

    7 из 10

    10 ноября 2014 | 03:48

    Вы когда-нибудь смотрели датское кино, читали финские книжки? Знаете тогда про суровый скандинавский юмор, родившийся под северным сиянием в снегах Лапландии? В странах, где уровень жизни также высок, как и количество самоубийств, принято шутить в основном о боли и смерти, причем это вовсе не похоже на американский черный юмор про живых мертвецов и съеденные мозги, от шуток скандинавов хочется завыть от тоски, но все равно смешно.

    Жанр этого фильма Ганса Петтера Моланда определяют как боевик, криминал, комедия: морды бьют, есть трупы и мафия, только вот шуток, произнесенных ртом, почти вовсе нет, но все равно смешно.

    Так к чему это все? У Нилса (Стеллана Скарсгарда) — оператора снегоуборочной машины и человека года — умер сын, говорят, от передозировки, но Нилс не верит и правильно делает. Око — за око, зуб — за зуб. Но торжество справедливости тут ни при чем, так как справедливость в нашем мире становится вполне условным понятием, которое у каждого, как выясняется, свое и каждый готов его отстаивать практически до последней капли крови, но все равно смешно.

    Смешно потому что фамилия у главного героя Дикман (если кто не в курсе — посмотрите в словаре Dickman), помимо неприличного значения, есть и другие довольно подходящие по сюжету, например, «сыщик», «детектив». Смешно потому что смеется Нилс единственный раз в фильме, перед тем как прострелить голову рыжему чуваку, смешно, потому что и среди мафии есть брутальные скандинавское геи, смешно потому что похищенный ребенок рассуждает о стокгольмском синдроме, смешно, потому что «маленький человек» берет в руки обрез, но его все равно никто не замечает а жизнь становится полным абсурдом.

    А еще в фильме очень красивые пейзажи — горы снега и ледяной водопад, в который Нилс сбрасывает трупы в сетке, чтобы рыбы их ели сквозь ячейки.

    «Золотого медведя» в Берлине фильм не получил, может быть, потому что показался кинокритикам слишком легкомысленным…



    Дурачиться надо уметь!

    5 ноября 2014 | 16:51

    Кинематограф скандинавских стран уникален и неповторим. Он предлагает зрителю не только специфические работы Ларса фон Триера и Николаса Виндинга Рефна, но и вполне себе жанровые картины. Только скандинавы, существуя в четких жанровых ограничениях, умудряются повернуть правила на 360 градусов (не обходя стороной свой национальный колорит) и тем самым при наличии вроде бы вполне обыденного сюжета произвести на свет что-то запоминающиеся. «Дурацкое дело нехитрое» норвежца Ганса Питтера Моланда как раз такой случай.

    Нилс Дикмен живёт тихой и размеренной жизнью, каждый день работая на плужном снегоочистителе (за что получает районный титул «человека года»). Но в один ничем непримечательный день бандиты убивают его сына, служителя местного аэропорта. В Нилсе просыпается кардинально новая сущность, и он, движимый чувством мести, пытается найти и наказать виновников смерти своего сына. Нилс становится зачинщиком пролития литров крови в небольшом норвежском городе, окруженном грандиозными заснеженными пейзажами.

    Если читать синопсис фильма, то в голову сразу приходит отечественный «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Сюжет, написанный Кимом Фупцем Окесоном, не новый (можно даже сказать в чем-то банальный), но и не в этом его сила. Скандинавы, со свойственным им черным юмором, любую сцену с кровавым убийством превращают в комедийный фарс. Иногда лента взаправду кажется холодной и жестокой, ведь некоторые сцены сделаны по всем законам настоящего триллера (вдохновленного творчеством братьев Коэн), но история очень гибко переходит из одного состояния в другое.

    Жестокие бандиты, которых своими действиями потряс Нилс (они не знают, кто убивает их людей, и поэтому пытаясь найти виновника начинают войну с местной бандой сербов или албанцев), после кровавых разборок играют в снежки, или преследуя сына главаря враждующей банды напевают какую-то попсовую мелодию, доносящуюся из радиоприемника. В разговорах друг с другом они никак не могут не перевести с английского фамилию главного героя («Дикмен» — «человек-член»). Антагонист так и вообще иногда приобретает вовсе анекдотичный вид, особенно когда произносит монологи о важности здорового питания для своего сына.

    Самым не смешным и серьёзным в фильме вышел как раз главный герой. Ему уж точно не до шуток. Можно лишь поразиться его быстрому превращению из тихого водителя снегоуборочной машины в хладнокровную убийцу. Но в этом, я думаю, и заключается вся суть фильма: человек, движимый чувством кровной мести (будь он даже самый тихий и рядовой член общества) готов пойти до конца.

    «Дурацкое дело нехитрое» не открытие новых жанровых горизонтов, но это вполне себе качественный скандинавский фильм, который можно порекомендовать всем любителям бандитских боевиков с элементами черной комедии.

    8 из 10

    20 июля 2015 | 20:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>