всё о любом фильме:

Кояанискатси

Koyaanisqatsi
год
страна
слоган«Until now, you've never really seen the world you live in»
режиссерГодфри Реджио
сценарийРон Фрике, Михаэль Хёниг, Годфри Реджио, ...
продюсерГодфри Реджио, Френсис Форд Коппола, Мэл Лоуренс, ...
операторРон Фрике
композиторФилип Гласс
монтажРон Фрике, Элтон Валпоул
жанр документальный, музыка, ... слова
сборы в США
зрители
США  547.3 тыс.
премьера (мир)
время87 мин. / 01:27
Номинации:
«Koyaanisqatsi» — с языка индейцев племени хопи — это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
16 + 2 = 18
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм «Кояанискатси» создавался 6 лет. 3 года ушло на съемки. Остальные три года были потрачены Годфри Реджио и Филипом Глассом на написание музыки к фильму, на монтаж и на подгонку их друг к другу.
    • Годфри Реджио изначально хотел пригласить Филипа Гласса в качестве композитора фильма. Он вышел на Гласса через общих знакомых, но композитор заявил: «Я не пишу музыку для фильмов». Однако после долгих уговоров и специального закрытого показа пробного монтажа фильма с использованием музыки Гласса, тот в конце концов согласился написать саундтрек к фильму. Это вылилось в первый коммерческий успех композитора, который в последствии написал музыку для всех последующих фильмов трилогии «Катси».
    • Изначально Реджио хотел вставить в титры аутентичный символ, плохо поддающийся трактовке, но потом решил, что никто не поймет и не оценит.
    • Филип Гласс условно разделил фильм на 12 примерно равных частей и написал для каждой индивидуальную музыкальную тему. Когда Реджио увидел и услышал конечный результат, он пришел в ужас от подобного прагматизма и заново перемонтировал фильм, чтобы картинка соответствовала звуку.
    • Поначалу права на фильм принадлежали кинокомпании Фрэнсиса Форда Копполы «American Zoetrope». Когда компания обанкротилась, права перешли компании «PolyGram». Но и «Полиграм» недолго просуществовала. Сейчас права принадлежат корпорации «MGM».
    • В фильме есть одна сцена, изображающая горную цепь. Она была отдана режиссеру кинокомпанией MacGillivray-Freeman Films. Это сцена, оставшаяся после съемок «Сияния» (1980).
    • еще 3 факта
    Трейлер 02:16

    файл добавилaaa1

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Появление этой ленты 42-летнего Годфри Реджо, который снимал её полулюбительски, в течение шести лет, и лишь на финальной стадии получил поддержку Фрэнсиса Форда Копполы, благословившего фильм к выпуску в прокат, было почти подобно пришествию инопланетян или же людей из прежней «высокой цивилизации». Словно произошло открытие «суматошной жизни, потерявшей равновесие, расколотой на куски, или совсем иного способа жизни». Всё это как раз и означает слово «кояанискатси», позаимствованное у индейцев племени хопи, которые некогда жили на юго-западе нынешней территории США. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Технический прогресс. Повышение комфорта, безопасности жизни. Симфония разрушения. Процесс пиления сука, на котором сидим мы с вами. Процесс, составляющие которого, чуть больше, чем за час, блестяще показаны нам Годфри Реджо под соответствующее музыкальное сопровождение, созданное Филипом Глассом.

    Освещенные солнцем облака, внезапно практически полностью скрытые налетевшими черными рваными тучами. Залитые солнцем величественные стены каньона, минуту спустя осыпающиеся вниз под действием зарядов взрывчатки, оказывающиеся под колесами самосвалов и гусеницами экскаваторов. Лица людей, привыкших к окружающему хаосу, апатично наблюдающих за ним, будучи не в силах что-то изменить. Неморгающий взгляд пилота реактивного самолета. Позднее, не моргнув, он сбросит кассетные бомбы на города-микросхемы.

    Фильм, начинающийся с медитативного созерцания красот природы, ближе к концу скатывается в головокружительный водоворот сцен окружающего нас безумия.

    Финальная сцена. Икар, в своем стремлении к Солнцу, взлетел слишком высоко, и оно расплавило воск, скреплявший его крылья. Долгое падение вниз. Падение, свидетелем начала которого стал объектив кинокамеры режиссера. Падение, свидетелями начала которого являемся мы с вами.

    9 из 10

    16 апреля 2010 | 02:24

    «If we dig precious things from the land, we will invite disaster»

    На протяжении всей своей сознательной истории человечество постоянно приходило к попыткам осознания собственного пути к намеченной цели и цены, которую оно собирается заплатить в своём стремлении. Ответственны ли мы за свершаемое? К чему мы стремимся? Что, в итоге, есть человек на этом пути?

    В 14-летнем возрасте Годфри Реджио принимает постриг и на четырнадцать следующих лет своей жизни становится членом монашеского ордена. Итогом этого жизненного периода стала активная общественная деятельность, а его вновь обретённые идеалы нашли воплощение в известной экспериментальной документальной трилогии «Кацци», которая представила его взгляд на природу современного мира, живущего технологическим прогрессом.

    «Near the day of Purification, there will be cobwebs spun back and forth in the sky.»

    «Коянискацци» представляет собой полноценный и оригинальный фильм-противопоставление. Начавшись с кадров наскальной живописи — первого проявления творческого потенциала человечества, и взлёта ракеты — вершины человеческой изобретательности, картина завершается практически той же сценой, замыкающей магический круг. Начало и финал связывают около полутора часов документальных и архивных съёмок. Основная идея ленты — взлёт и падение — подводит под ними черту.

    Основным инструментом режиссёру послужили приёмы ускоренной и замедленной съёмки. Реджио показывает привычные нам вещи в необычном течении времени, тем самым обращая внимание на детали, подчёркивая величие, грандиозность или красоту явлений жизни. Природа противопоставляется военной машине. Бесконечный поток машин и людей — механической рутине конвейера. Подчас подобные сравнения заставляют усмехнуться, иногда — ужаснуться, но обнажающие боль несовершенного в социальном плане мира кадры трущоб и пустых городских кварталов, идущих под снос, лица людей из бесконечного людского потока подталкивают к осознанию собственной жизни и к переосмыслению ценностей, выводящих её из изначального равновесия.

    «A container of ashes might one day be thrown from the sky, which could burn the land and boil the oceans.»

    Многие годы фильм не издавался ни на каких носителях, а исполнялся в живую, как концерт Филипа Гласса, ставшего к настоящему времени живым классиком. Это как нельзя лучше представляет огромную, можно даже сказать фундаментальную роль, которую играет музыка в данной картине. Минималистский саундтрек представляет собой живое дополнение к визуальному ряду, производя подчас гипнотический эффект, иной раз создаёт невыносимо напряжённую обстановку. Звук и видео в этом произведении находятся в настоящем симбиозе и рассматривать их по отдельности представляется практически невыполнимой задачей.

    «Коянискацци» — фильм-эксперимент, порой тяжёлый, но несомненно заслуживающий внимания. Он пытается показать нам наш мир со стороны, глупо не дать ему шанс.

    «Вы никогда до этого не видели мир, в котором живёте.»

    25 декабря 2008 | 00:52

    Save the Planet — Kill yourself !» или «Выводы по фильму Koyaanisqatsi»

    Фильм начинается с красивых показов жизни нашей планеты. Показаны многовековые горы и ландшафты, созданные матушкой природой на протяжении многих миллионов лет. Очень захватывает воспроизведение в ускоренном режиме течения облаков. Красивые съёмки пейзажей, рек, водопадов, озёр, гор, островов, каньонов и т. д. Фильм пытается показать нам насколько красива наша Планета, и насколько она многогранна, что всё в ней не случайно, всё имеет своё предназначение. А самое главное — как же всё красиво и гармонично в ней!

    Затем фильм резко переключается на людей. Это переключение сопровождается и зловещей музыкой. Ведь человек показан как губитель природы: огромные машины создают искусственные ландшафты, озёра, взрывают горы и роют карьеры. Человек уродует Землю и делает это сугубо в своих интересах. Он строит плотины, электростанции, заводы, фабрики и т. д. Человек придумывает оружие (атомные и водородные бомбы), войны, уничтожение себе подобных! Затем нас ждёт нарезка кадров из жизни мегаполисов. Должен признаться, очень понравились именно эти съёмки. Они тоже воспроизведены в ускоренном режиме и это создаёт эффект улья или муравейника. Но с одним существенным отличием: человек в отличие от насекомых, приносящих пользу природе, занят только собой и думает только о себе! Koyaanisqatsi переводится как: сумасшедшая; несбалансированная жизнь. Очень подходящее название.

    В фильме показано всё: нищета, безработица, богатство, роскошь, вредные привычки, проституция, зависимость от азартных игр и развлечений. И как же всё это смешно и одновременно тошно выглядит. Мы придумываем электронику, технологии, ракеты, самолёты, строим целые города, хитросплетённые автострады, промышленность… А какую пользу мы приносим природе? А можем ли мы защитить себя от самой природы? Ответ в конце фильма красноречив — НЕТ! Человек — ничто и всегда им было. Планеты жила без нас и с удовольствием бы так и жила дальше. И пока человек это не поймёт и не начнёт понимать и уважать природу, добра и благодати ему от неё ждать не стоит…

    А досмотрев фильм до конца, понимаешь, что можно было и не писать выводы. Они и так написаны:

    Если мы стираем с лица земли её же ценности — мы приглашаем несчастье!

    В день ритуального очищения небо основательно затянется.

    Однажды небо может струсить пепел, который сожжёт землю и вскипятит океаны.

    10 декабря 2009 | 00:04

    Название для своего дебютного фильма Годфри Реджио позаимствовал в языке индейцев племени Хопи. Koyaanisqatsi имеет несколько похожих переводов, их значением режиссер обозначил современное общество в его многообразии. Речь пойдет не только о губительном взаимоотношении Индустрии с Природой, но и безумном, постоянно ускоряющемся темпе, о беспощадности развития, о разрастающемся производстве и, главное, о роли человека в построенном им мире. Несмотря на то, что работа над лентой велась почти тридцать лет назад, она до сих пор актуальна, просматривается на одном дыхании и остается шедевром документальных фильмов. Проблемы, поднятые в ней, никогда не устареют, и вряд ли что-нибудь еще сможет так подтолкнуть к размышлениям о современном мире, как этот полуторачасовой музыкальный фильм без слов.

    Назвать фильм документальным можно, но это будет не совсем верно. Работа, проделанная режиссером с оператором, колоссальна, в ней нет лжи, все это самая что ни на есть реальность, но она не анализируется, такое право оставляется за зрителем — обдумать то, что он увидел. Нет здесь и четких цифр, нет рьяного доказательства собственной правоты. Прием режиссера куда более тонок — он заставит задуматься над происходящем на экране. Только не стоит полагать, что это случайный набор кадров и музыки, здесь имеет место хорошо продуманная постановка, словно пьеса в пяти актах, каждый из которых начинается спокойно, с мягкого знакомства с ситуацией, постепенно погружается все глубже и выливается в кульминацию, развязку конфликта. Каждый из актов по-своему самобытен и развивает основной конфликт все дальше, заставляет продолжать размышления, демонстрируя все новые и новые ракурсы.

    Музыка задает темп и тон мыслей, подготавливает, увлекает. Так в одном из эпизодов мы видим жилой район и, внешне, он кажется вполне нормальным, разве что чуть пустынным, немного замусоренным… Внезапно, музыка наполняется тревогой и зрителю демонстрируется тот же район с обилием многоэтажек. В них приходится всматриваться внимательнее, подмечать детали, и на определенном этапе, когда станут отчетливо видны выбитые окна во всех домах, сквозные просветы пустынных комнат, находится ответ всей этой странной пустынности. И на следующих кадрах, один за другим, каменные громады обращаются в пыль, будто карточные домики. И так целые районы, отжившие небоскребы, внешне кажущиеся вполне пригодными для жизни. Это заставляет задуматься о том, насколько безжалостна индустрия к отжившим своим творениям. Поражает и сам масштаб этого зрелища. Разрушается уже созданное, чтобы создавать новое.

    Один из излюбленных Реджио приемов — ускорение. Так часы съемок пролетают в несколько минут, огни движущихся автомобилей сливаются, образуя обозначенный светом маршрут. Зрелище завораживающее. Особенно, когда в мириадах движущихся огоньков прослеживается определенный порядок. Никакого хаоса — стремительная жизнь также имеет регламентированный уклад. Так, например, при съемках пешеходного перехода то и дело кажется, что люди бросаются под колеса машинам, но это лишь иллюзия — на деле все отрегулировано. Однако даже в этой слаженной системе прослеживается что-то неуловимое, особенное, пожалуй, тот самый человеческий фактор. И, тем не менее, все эти снующие человечки подчиняются системе. Режиссер специально затягивает сцены, чтобы зрителю хватило времени вглядеться и задуматься.

    По настоящему шокирует фильм ближе к концу, когда станет ясна еще одна его цель. Показать виновника торжества. До этого нам продемонстрировали величественные города, кишащие муравейники жизни, огромную индустриальную систему, мощь и могущество. А на заднем плане всегда мелькало что-то незримое. Может, это тот человек с фотоаппаратом или женщина с ребенком на пляже. Что-то, что до финального акта еще незримо, но уже чувствуется, подготавливает. И почему, когда мелькают панорамные съемки, на которые тратились целые ночи и дни, режиссер отводит внимание на группку людей, специально стоящих и долго смотрящих в камеру? Приходится вспоминать, что, поглядывая на кишащий людьми аэропорт, глаз то и дело останавливался на ком-то одном, будь то уборщик, или задержавшийся на несколько минут человек, или кассир.

    Ведь общество состоит из таких единиц — маленьких, неприметных в толпе, но каждым из них прожита целая жизнь. И вот последний акт пьесы, Годфри Реджио больше не снимает города и толпы — он показывает людей, вырванных из той могучей системы, что мы называем обществом. И только в этот момент предстоит понять, как мал, как незначителен, как одинок человек в том, что создало общество. Показывали конвейеры, производственные линии, на которых трудились люди, и среди этих отлаженных, идеально выверенных механизмов люди кажутся чем-то лишним, не таким совершенным, не таким быстрым.

    Человек, поставивший на колени этот мир, перестроивший его под себя, тот самый Царь Природы и Высшая Ступень Развития, этот Человек с большой буквы опровергнут Реджио. Весь фильм он вел к тому, чтобы показать, как на самом деле выглядит каждый отдельный человек с его внутренним миром, желаниями, нуждами, страхами. И этот человек — каждый из нас. Сколько людей говорили о том, что современное общество поработило человека? Множество.

    Годфри Реджио не сказал ни слова, за полтора часа — он показал это, и не в далеком будущем, а здесь и сейчас (т. е. на сегодняшний день — в прошлом). За этими полутора часами кроются шесть лет работы, но если через двадцать пять лет человек все еще может посмотреть этот фильм и, прослезившись, сказать, что он гениален, то наверняка можно утверждать, что те шесть лет не были потрачены впустую. Это последний акт пьесы, здесь больше не будет нарастающей тревожной музыки, ведь все что надо было сказать — сказано.

    А под занавес идет последняя сцена — падает обломок взорвавшейся ракеты. Этот мир все еще не совершенен, он будет развиваться дальше.

    Итог: из всего лишь нарезки кадров и музыки Годфри Реджио сделал поистине потрясающий фильм, с интригой, с сюжетом, с диалогом; без слов, без обвинений, без утверждений он рассказал о главной проблеме современного общества; дал увидеть фантастические идеи антиутопий без выдумки. Если не это называется Искусством, то что?

    14 июня 2009 | 14:14

    Кояанискатси (ko.yaa.nis.qatsi) на языке индейцев хопи означает: 1. сумасшедшая жизнь. 2. жизнь в беспорядке. 3. жизнь вне равновесия. 4. разрушение жизни. 5. состояние жизни, которое диктует новые условия существования.

    В своё время Тайлер Дёрден продвигал в народ смелые идеи о том, что будет, если стереть большую часть человечества с лица земли и насладиться матушкой природой в её привычном состоянии; дать волю растениям, стихиям и животным, проснуться однажды утром и обнаружить себя в девственных джунглях, получивших наконец-то полную и заслуженную свободу. Никаких пыльных дорог и заблеванных переулков, никаких неоновых огоньков и пестрых вывесок, полное отсутствие шума машин и вечного людского нытья. Земля, такая, какой она, в общем-то и должна быть.»- Представь, — говорит Тайлер, — лося, бредущего мимо разбитых витрин супермаркета и гниющих куч красивых платьев и фраков на плечиках. Мы будем носить одну одежду из кожи, которой нам хватит на всю жизнь, и карабкаться по стволам лиан толщиной с руку, которые обовьют небоскребы. Как в сказке о Джеке и волшебном горошке. Вскарабкаешься выше крон влажного леса, а там воздух такой чистый, что можно рассмотреть крошечные фигурки людей, молотящих зерно и раскладывающих полосы кабаньего мяса вялиться на протянувшейся на тысячи миль и раскаленной августовским солнцем пустой восьмирядной скоростной автострады.» (с) Тайлер Дёрден

    «Кояанискатси» — это взгляд не с чьей-то определенной стороны, это просто камера, повисшая где-то в вечности и сухо показывающая метаморфозы, происходящие на нашей планете. От обычных пейзажей до впечатляющих потоков облаков, которые ласково обволакивают вершины гор, от невероятно чистых озер до плотных туманов. Зритель просто погружен в этот волшебный и молчаливый мир, очарован и поглощен великолепным музыкальным сопровождением, которое, пускай, и представляет из себя всего одну тему, но здорово обыгранную в нескольких вариациях. Можно пойти дальше и представить себе нашу планету ещё во времена динозавров — с огромными хищными цветами, стрекозами длиной в метр и невероятными пейзажами, которые сейчас подойдут только в качестве декораций к фантастическому триллеру. А потом все резко меняется — появляется человек, который, само собой, начинает все портить. Заново отстроенный мир и красив и знаком, но он так сильно портит впечатление от тех минут, когда мы смотрели на нетронутые людьми места, живущие своей прекрасной, гармоничной жизнью. шум и развлечения, реклама и азартные игры, прогресс и техника — все это представляет собой медленный процесс саморазрушения. Простая истина, преподанная под необычайным соусом.

    »- Представь себе, что ты сажаешь редиску и картошку возле пятнадцатой лунки заброшенного поля для гольфа. Или охотишься на лосей в сырых лесах на склонах каньона вблизи от развалин Рокфеллер-центра, или собираешь корнеплоды возле каркаса Космической Иглы, наклонившейся под углом в сорок пять градусов. Мы распишем фасады небоскребов и превратим их в наши гигантские тотемы и вампумы. Каждый вечер то, что уцелело от человечества, будет собираться в пустых зоопарках и запираться в клетках, чтобы не подвергнуться нападению медведей, диких кошек и волков, которые будут по ночам взирать на нас через прутья решеток.» (с) Тайлер Дёрден

    Проект все-таки заинтересовал аудиторию, ибо каждый отзыв полон восхищения и едва ли не поклонения этой картине, которая не сказала ничего нового, но зато отразила крик души очень многих людей. Я по окончанию просмотра лишь вернулась мыслями к диалогу Мистера Дёрдена и подумала, что, наверное, не отказалась бы от того, чтобы снова увидеть Землю в первозданном состоянии. «Кояанискатси» не предъявляет претензий, а просто показывает, не обвиняет и не уличает, а ставит перед фактом. Может, поэтому, каждый пускается в свои размышления после этого чувственного и красиво сделанного кино.

    10 из 10

    25 августа 2011 | 16:20

    Ознакомился с этим фильмом после того, как посмотрел Накойкаци (2002). Из трилогии каци этот фильм наиболее новаторский и интересный. Вместо того, чтобы поступать, как режиссёры своего времени — просто снимать природу, людей, что можно увидеть в фильм Барака (1992) — Годфри вложил свои чувства в фильм, то, как он видит мир. И, фактически, в фильме мы смотрим на мир глазами одного человека.

    Этот мир ускоренного движения, несущийся в ведомом лишь ему направлении. А режиссёр, как улитка, медленно за ним наблюдает со стороны. Иногда, действительно, со стороны виднее.

    Впервые посмотрел на Староместскую площадь с башни Астрономических часов, внизу были люди. Что понял, не нужно знать каждого человека, чтобы увидеть, куда они идут. С высоты было прекрасно видно, куда они направляются, и где они будут.

    И вот, смотря фильм, видишь, что режиссёр говорит: «У вас два пути, либо вы одумаетесь, либо погибнете». Собственно, это прямиком заимствовано из верований хопи, небольшого народа на северо-востоке Аризоны.

    Бенджамин Уорф, лингвист, занимался изучением языков индейцев и написал интересные статьи о непосредственном влиянии языка на мышление.

    «Нам, для которых время есть движение в пространстве, кажется, что неизменное повторение теряет свою силу на отдельных отрезках этого пространства. С точки зрения хопи, для которых время есть не движение, а «становление более поздним» всего, что когда-либо было сделано, неизменное повторение не растрачивает свою силу, а накапливает её. В нем нарастает невидимое изменение, которое передается более поздним событиям. Это происходит так, как будто возвращение дня воспринимается так же, как возвращение того же самого лица, ставшего немного старше, но несущего все признаки прошедшего дня».

    В русском языке что-то подобное так же есть: «повторение — мать учения».

    То есть можно сказать, в том, что их цивилизованные соседи делают день ото дня, хопи видят накопление несущее угрозу. Но, кроме того, видят и второй путь. Так же можно отметить, что режиссёр недопонял этого момента, хопи не говорят: «будет либо то, либо это». Они говорят: «будут два пути, одни пойдут по одному, другие по другому».

    Финальная сцена, кстати, очень запоминающаяся — отклонение ракеты от курса, и её уничтожение — под музыку, словно от Ханса Циммера для Интерстеллар (2014).

    4 апреля 2016 | 16:36

    «Кояанискатси» — это фильм о жизни. Но для того, чтобы иметь о нём более-менее общее представление, этого знания будет очень мало. В конце концов, у каждого уважающего себя постановщика будет свой взгляд на то, как должен выглядеть фильм «о жизни». «Кояанискатси» относится к тем примерам этого мини-поджанра, которые показывают жизнь особняком от отдельных личностей. «Отрочество» (2014), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Легенда о пианисте» (1998), почему бы и нет, — тоже о жизни. Только там всё внимание отдано конкретным людям, событиям. В этих примерах видно искусство, творчество людей — режиссёра, актёров, оператора, сценариста, художников-гримёров и так далее, даже продюсеров. «Кояанискатси» же картина весьма необычная и представляет для киномана интерес больше научный, как невиданное животное, нежели интерес художественный.

    Занятно смотреть, что это такое, но совершенно не увлекательно наблюдать, как это происходит. Ведь по сути, при большом желании, чтобы увидеть мир таким диким и необъяснимым как он есть, достаточно выйти на улицу или поехать в какое-нибудь другое место: пройтись по центру Нью-Йорка, Токио, Гонконга или навестить Египет с его пирамидами. Просто открыть глаза пошире. Причём вы можете делать это с любой компанией, любым музыкальным сопровождением и в разные периоды вашей жизни, а соответственно настроение и мироощущение тоже будут разными. Но если вам нравятся путешествия, происходящие с одной точки зрения (режиссёрской) и загробными выкриками «кояанискатси!» под мрачную этническую музыку на заднем плане, от которой появляются неприятные чувства, что все мы скоро умрём, то лента Годфри Реджио придётся вам по вкусу.

    В заключение — я не хочу сказать, что «Кояанискатси» плохое кино и смотреть его невозможно, просто у каждого своё восприятие одних и тех же вещей. Я, например, однозначно предпочту хорошую прогулку угнетающему виртуальному трипу автостопом по планете.

    13 ноября 2015 | 20:27

    Мчится бешеный шар и летит в бесконечность,
    И смешные букашки облепили его,
    Бьются, вьются, жужжат и с расчётом на вечность
    Исчезают как дым, не узнав ничего.
    А высоко вверху Время, старый обманщик,
    Как пылинки с цветов, с них сдувает года…
    Замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
    Этой песни нам лучше не знать никогда, никогда!
    (Вертинский)

    Пожалуй, один из самых потрясающих и самых близких к мировосприятию документальных картин из всех, какие мне довелось увидеть.

    Until now, you`ve never really seen the world you live in. Думаю, так и есть — многие и вправду никогда по-настоящему не видели того мира, в котором живут, этого чудовищного противоречия с самой природой, частью которой мы являемся и не являемся в то же самое время, бессмысленный изнуряющий бег жизни, ведущей в никуда, саморазрушительность цивилизации. Чтобы увидеть такое, как следует прочувствовать и задуматься, нужен неординарный взгляд со стороны. И режиссёр даёт нам такую возможность.

    Понравилось как первые и последние кадры фильма, перекликаясь, придают ему завершённость. Мы видим самые ранние свидетельства нашей цивилизации (наскальные рисунки наших древних предков), внезапно прерываемые рёвом и пламенем двигателей ракеты, взмывающей ввысь для покорения космоса. В конце фильма ракета взрывается, и камера долго фиксирует в замедленной съёмке её падающие обломки. Весьма символично! Предки оставили наскальную живопись, а мы — гору обломков. Человек создал свалку, как говорит один из героев апокалиптического опуса К. Лопушанского «Посетитель музея».

    Картина состоит из двух частей, крайне резко контрастирующих друг с другом. Величественные картины природы, вечного безмолвия и шёпота вечности внезапно прерываются грохотом взрывчатки и рёвом строительной техники. Постоянно задавая себе вопрос «как?» (как покорить природу, космос, расщепить атом и т. д.), человечество как-то совсем позабыло куда более важный вопрос — «зачем?». Результат налицо — неведомо кем направляемый (как вы думаете кем?) бессмысленный бег людей, словно электронов по проводникам в бездушных, грохочущих городах, похожих на изделия электронной промышленности. Это очень удачно иллюстрируется съёмкой с вертолёта и со спутника — города удивительно похожи на печатные платы, а бешеный бег жизни — на какую-то компьютерную гонялку, которой от нечего делать забавляются дети у игровых автоматов. А зачем бежим, всю жизнь суетимся, производим весь этот бесполезный шум, если сами себя давно загнали в ад и не видим выхода? Что ж, если говорить и думать о жизни действительно глубоко и серьёзно, весело на душе не станет. Нет ничего страшнее жизни, если подлинный смысл её давно потерян.

    10 из 10

    26 декабря 2015 | 16:22

    Коянискатси — фильм о двух мирах. Первый в нем — первозданный, созданный природой, а возможно, и богом. По другую сторону — мир, где правит человек, главным образом за счет природы. Мир человека, человечества — урбанизированный муравейник, где преобладает сумбур на фоне автомобильных огней и зданий до неба, похожих на зияющие блеском микросхемы.

    Масштаб взгляда режиссера — невероятен. Уникальные ракурсы, контраст картинки приводит зрителя в транс. Вот умиротворенное отражение облаков на лицах каменных джунглей — мгновенье, и в кадре уже целые кварталы-призраки, готовые уйти под землю, оставив после себя лишь облако пыли. Самоубийство цивилизации в угоду техническому прогрессу — перед вами на сцене, в голубых полутонах…

    И как же тонко показана безнадежно падающая на глазах публики ракета «Атлас», так напоминающая шаттл «Челленджер». Она, как и тот самый первозданный мир, потоптанный человеком — танцует вальс и медленно умирает, срывая с себя металлические куски, будто плоть.

    Все это, от начала и до конца — под аккомпанемент Филипа Гласса, флагмана минимализма. Удивительно, насколько складно эти протяжные, повторяющиеся мотивы неспешно разыгрывают партитуру медитативного транса.

    Это уникальнейшая авторская работа, склеенная, как мозаика, из тысячи кадров, снятых на пленку. Каждый отдельный ракурс — самостоятельное произведение искусства, достойное самых высоких оценок в журналах типа National Geographic. Таких фильмов больше не будет. Коянискатси — отпечатанный намертво рисунок человечества, как и те каменные джунгли, что они сами себе возвели.

    27 ноября 2013 | 00:24

    Этот фильм с первого же кадра вводит зрителя в состояние какого- то необъяснимого, даже пугающего транса. Небольшая проблемка в том, что, наверное, не все смогут СРАЗУ настроится на «нужную волну» или поймать правильный ритм. Со мной было именно так: после действительно впечатляющих первых трёх минут фильма (где нам показывают какую- то пещеру с древними рисунками под напевы сурового, если не угрожающего, голоса «кояанискатси», что приблизительно переводится как: «жизнь, дошедшая до той точки, на которой непременно надо остановится, если не хочешь погибнуть») я погрузился, минут на двадцать, в скуку… Казалось, чего я здесь не видел? Всяких документалок, иллюстрирующих близкий крах земли, пруд-пруди (да и какое, в принципе, мне дело, что появились они после этого фильма?)! Глаза начали слипаться, но фильм я не выключил…

    После первых двадцати минут, посвящённых жизни на земле, какой она была до появления человека, начинается ДЕЙСТВИТЕЛЬНО шедевр… Машины мельтешат туда и сюда (но, глядя глазами вселенной, только бросают хаотичные, бессмысленные, разноцветные блики фар, в кругу себе подобных), люди, в какой- то нереально быстрой, едва уловимой для глаза перемотке, зачем- то бегают, как муравьи, с левой части экрана в правую и наоборот (а, глазами какого- нибудь Бога или Рока, мы, конечно, действительно ничем не отличаемся от стаи муравьёв); нам показывают взрывы, понатыренные ото всюду, откуда только можно (как минимум четверть хроникальных кадров, представленных в этом фильме, я уже где- то видел раньше, но дословно припомнить могу только финальную сцену со взрывающейся меблировкой под незабвенных Pink Floyd из Антониониевской «Забриски Пойнт») и самое что ни на есть бессмысленнейшее прожигание жизни миллионов людей. Самое страшное (и забавное!), что один из них- ТЫ… Ни одним, даже самым напыщенным, словом не отобразить то, что происходит в уме зрителя в этот момент! Подобный катарсис может сравниться только с… нет, пожалуй, ни с чем (из продуктов кинематографа) и не сможет, ибо «Кояанискатси», ни с того-ни с сего, как-то стал лучшим фильмом, который я когда-либо видел (может, не любимым, но точно самым глубокомысленным, философским и открытым на различные интерпретации, что, по- умолчанию, делает его, наверное, и лучшим!).

    Особенно меня впечатлил один эпизод. В кадре мельтешат (а почти весь фильм состоит из ускоренных раз в десять кадров) человек пять-шесть учёных и что-то анализируют. Зритель, конечно, думает, что объект их мыслей, как минимум, глобален. И вот они отходят в сторону и мы видим, что всё это время они обдумывали… какие-то принципы нового конвейерного приготовления сосисок и прочих колбас! ЧЁРТ, НА ЧТО МЫ ТРАТИМ НАШУ ЖИЗНЬ!

    Причём (есть в фильме и такой момент), люди совершенно утратили возможность радоваться обычному и подмечать необычное: по дороге проезжает самолёт, но этого в упор никто не замечает, несмотря на несколько тысячную толпу и ещё больший поток машин; какой-то китаец внезапно начинает бриться среди улицы — всем, также, всё равно…

    Но больше всего в этом фильме убивает то, что как бы ты ни старался, а ничего в этой жизни, увы, не изменится. Автор безжалостно открывает глаза и удаляется за кулисы. В реальной жизни фразу «кояанискатси» больше никто под ухом не пропоёт, а жаль, ведь стоило бы…

    10 из 10

    21 января 2014 | 18:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>