всё о любом фильме:

Кояанискатси

Koyaanisqatsi
год
страна
слоган«Until now, you've never really seen the world you live in»
режиссерГодфри Реджио
сценарийРон Фрике, Михаэль Хёниг, Годфри Реджио, ...
продюсерГодфри Реджио, Френсис Форд Коппола, Мэл Лоуренс, ...
операторРон Фрике
композиторФилип Гласс
монтажРон Фрике, Элтон Валпоул
жанр документальный, музыка, ... слова
сборы в США
зрители
США  547.3 тыс.
премьера (мир)
время87 мин. / 01:27
Номинации:
«Koyaanisqatsi» — с языка индейцев племени хопи — это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
16 + 2 = 18
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм «Кояанискатси» создавался 6 лет. 3 года ушло на съемки. Остальные три года были потрачены Годфри Реджио и Филипом Глассом на написание музыки к фильму, на монтаж и на подгонку их друг к другу.
    • Годфри Реджио изначально хотел пригласить Филипа Гласса в качестве композитора фильма. Он вышел на Гласса через общих знакомых, но композитор заявил: «Я не пишу музыку для фильмов». Однако после долгих уговоров и специального закрытого показа пробного монтажа фильма с использованием музыки Гласса, тот в конце концов согласился написать саундтрек к фильму. Это вылилось в первый коммерческий успех композитора, который в последствии написал музыку для всех последующих фильмов трилогии «Катси».
    • Изначально Реджио хотел вставить в титры аутентичный символ, плохо поддающийся трактовке, но потом решил, что никто не поймет и не оценит.
    • Филип Гласс условно разделил фильм на 12 примерно равных частей и написал для каждой индивидуальную музыкальную тему. Когда Реджио увидел и услышал конечный результат, он пришел в ужас от подобного прагматизма и заново перемонтировал фильм, чтобы картинка соответствовала звуку.
    • Поначалу права на фильм принадлежали кинокомпании Фрэнсиса Форда Копполы «American Zoetrope». Когда компания обанкротилась, права перешли компании «PolyGram». Но и «Полиграм» недолго просуществовала. Сейчас права принадлежат корпорации «MGM».
    • В фильме есть одна сцена, изображающая горную цепь. Она была отдана режиссеру кинокомпанией MacGillivray-Freeman Films. Это сцена, оставшаяся после съемок «Сияния» (1980).
    • еще 3 факта
    Трейлер 02:16

    файл добавилaaa1

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Появление этой ленты 42-летнего Годфри Реджо, который снимал её полулюбительски, в течение шести лет, и лишь на финальной стадии получил поддержку Фрэнсиса Форда Копполы, благословившего фильм к выпуску в прокат, было почти подобно пришествию инопланетян или же людей из прежней «высокой цивилизации». Словно произошло открытие «суматошной жизни, потерявшей равновесие, расколотой на куски, или совсем иного способа жизни». Всё это как раз и означает слово «кояанискатси», позаимствованное у индейцев племени хопи, которые некогда жили на юго-западе нынешней территории США. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Save the Planet — Kill yourself !» или «Выводы по фильму Koyaanisqatsi»

    Фильм начинается с красивых показов жизни нашей планеты. Показаны многовековые горы и ландшафты, созданные матушкой природой на протяжении многих миллионов лет. Очень захватывает воспроизведение в ускоренном режиме течения облаков. Красивые съёмки пейзажей, рек, водопадов, озёр, гор, островов, каньонов и т. д. Фильм пытается показать нам насколько красива наша Планета, и насколько она многогранна, что всё в ней не случайно, всё имеет своё предназначение. А самое главное — как же всё красиво и гармонично в ней!

    Затем фильм резко переключается на людей. Это переключение сопровождается и зловещей музыкой. Ведь человек показан как губитель природы: огромные машины создают искусственные ландшафты, озёра, взрывают горы и роют карьеры. Человек уродует Землю и делает это сугубо в своих интересах. Он строит плотины, электростанции, заводы, фабрики и т. д. Человек придумывает оружие (атомные и водородные бомбы), войны, уничтожение себе подобных! Затем нас ждёт нарезка кадров из жизни мегаполисов. Должен признаться, очень понравились именно эти съёмки. Они тоже воспроизведены в ускоренном режиме и это создаёт эффект улья или муравейника. Но с одним существенным отличием: человек в отличие от насекомых, приносящих пользу природе, занят только собой и думает только о себе! Koyaanisqatsi переводится как: сумасшедшая; несбалансированная жизнь. Очень подходящее название.

    В фильме показано всё: нищета, безработица, богатство, роскошь, вредные привычки, проституция, зависимость от азартных игр и развлечений. И как же всё это смешно и одновременно тошно выглядит. Мы придумываем электронику, технологии, ракеты, самолёты, строим целые города, хитросплетённые автострады, промышленность… А какую пользу мы приносим природе? А можем ли мы защитить себя от самой природы? Ответ в конце фильма красноречив — НЕТ! Человек — ничто и всегда им было. Планеты жила без нас и с удовольствием бы так и жила дальше. И пока человек это не поймёт и не начнёт понимать и уважать природу, добра и благодати ему от неё ждать не стоит…

    А досмотрев фильм до конца, понимаешь, что можно было и не писать выводы. Они и так написаны:

    Если мы стираем с лица земли её же ценности — мы приглашаем несчастье!

    В день ритуального очищения небо основательно затянется.

    Однажды небо может струсить пепел, который сожжёт землю и вскипятит океаны.

    10 декабря 2009 | 00:04

    Люди, ну не полтора же часа смотреть на заевшую пластинку. Никак не смог разглядеть никакой гениальности, ни на какие мысли меня эта картина не наталкивает и особого смыла не увидел — проспал пол фильма, потом выключил, тягомотина страшная.

    Может если скомпоновать весь фильм в минут шесть, ну от силы в десять, то тогда это произведение представляло из себя некое поучительное наводящее тоску зрелище.

    Но если авторы считают, что они затратили на вынашивание данного произведения 6 лет (блин это ШЕСТЬ лет безмолвных сухих документальных кадров) то и зрители должны выкинуть полтора часа своей жизни. Нет. Я пас.

    Хотя судя по отзывам — почти всем понравилось, не знаю, может мода такая…

    24 апреля 2013 | 15:34

    Технический прогресс. Повышение комфорта, безопасности жизни. Симфония разрушения. Процесс пиления сука, на котором сидим мы с вами. Процесс, составляющие которого, чуть больше, чем за час, блестяще показаны нам Годфри Реджо под соответствующее музыкальное сопровождение, созданное Филипом Глассом.

    Освещенные солнцем облака, внезапно практически полностью скрытые налетевшими черными рваными тучами. Залитые солнцем величественные стены каньона, минуту спустя осыпающиеся вниз под действием зарядов взрывчатки, оказывающиеся под колесами самосвалов и гусеницами экскаваторов. Лица людей, привыкших к окружающему хаосу, апатично наблюдающих за ним, будучи не в силах что-то изменить. Неморгающий взгляд пилота реактивного самолета. Позднее, не моргнув, он сбросит кассетные бомбы на города-микросхемы.

    Фильм, начинающийся с медитативного созерцания красот природы, ближе к концу скатывается в головокружительный водоворот сцен окружающего нас безумия.

    Финальная сцена. Икар, в своем стремлении к Солнцу, взлетел слишком высоко, и оно расплавило воск, скреплявший его крылья. Долгое падение вниз. Падение, свидетелем начала которого стал объектив кинокамеры режиссера. Падение, свидетелями начала которого являемся мы с вами.

    9 из 10

    16 апреля 2010 | 02:24

    Я видел лучшие умы моего поколения разрушенные безумием,

    умирающие от голодa истерически обнаженные… (А. Гинзбург «Вопль»)

    Уже много слов сказано о мире, прогрессе, войне, экологических бедах, социальных угрозах, неравенствах, о поколениях, павших от безумия — много красноречивых, пугающих, правдивых и не очень правдивых слов. СМИ атакуют нас каждый день новыми страшными новостями, вещают о передовых сверх-сверх-сверх открытиях, что человек «тонет» в болоте информации, не знает чему и кому верить. А верить нужно всегда своему сердцу и интуиции.

    Годфри Реджио — фигура в кинематографе особенная. Во-первых, ему потребовалось 6 лет терпения, чтобы выпустить «Койяанискацци»: чуть ли не до последних моментов снимая полулюбительски, лишь в самом конце он получает поддержку Ф. Ф. Копполы. Во-вторых, режиссер долго уговаривать Филиппа Гласса, чтобы именно этот композитор написал музыку к ленте. В-третьих, итог получился очень впечатляющий и «галлюциногенным», Годфри Реджио и его команда осуществили новаторскую идею, которая с годами стала только лучше, не потеряв «вкус» и актуальность.

    Картина, название которой с языка индейцев племени хопи переводится как «жизнь вне равновесия» или «сумасшедшая жизнь», вышла в свет в 1982 году. Она является первым из серии фильмов, которую негласно называют «Трилогия Кацци». У ленты есть свой определенный стиль: 1) она без закадрового текста и актерской речи, но с музыкальным сопровождением, которое играет немаловажную роль, 2) повествование в виде видеоряда.

    Сложно вписать «Койяанискацци» в какие-то определенные жанры. Картина, с одной стороны, документальная; с другой — музыкальная. Когда задаешься вопросом, «что автор хотел этим сказать», осознаешь, что это «поток мыслей», «поток сознания». Конечно, термин «поток сознания» применяют в литературе (один из ярчайших представителей Вирджиния Вульф), а не в кино, но именно это выражение лучше других подходит к «Койяанискацци» и другим подобным фильмам, если попытаться их классифицировать. Лента воспроизводит переживания, ассоциации, чувства, кадры, увиденные взглядом, запечатлевающим парадоксы, столь частые в нашем мире. Видно с первых секунд, что за этот фильм болели всей душой и взялись профессионалы, не лишенные эстетического чутья и понимания художника.

    Итог: Кинопоэма, построенная на контрастах, предлагающая посмотреть на эпический размах нашего мира, временами тошный, временами забавный, местами достойный слез и сожаления, порой и восхищения. Кино под совершенно другим углом — таким, какой не предложит ни Дискавери, ни БиБиСи.

    Присутствуют: ядерный взрыв, заброшенный город, каньоны, Лас-Вегас, привлекательная геометрия.

    Отсутствуют: любовный треугольник, машина времени, ангелы, эльфы, Том Круз и Джонни Депп.

    9 из 10

    9 августа 2014 | 21:55

    «Кояанискатси» — это фильм о жизни. Но для того, чтобы иметь о нём более-менее общее представление, этого знания будет очень мало. В конце концов, у каждого уважающего себя постановщика будет свой взгляд на то, как должен выглядеть фильм «о жизни». «Кояанискатси» относится к тем примерам этого мини-поджанра, которые показывают жизнь особняком от отдельных личностей. «Отрочество» (2014), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Легенда о пианисте» (1998), почему бы и нет, — тоже о жизни. Только там всё внимание отдано конкретным людям, событиям. В этих примерах видно искусство, творчество людей — режиссёра, актёров, оператора, сценариста, художников-гримёров и так далее, даже продюсеров. «Кояанискатси» же картина весьма необычная и представляет для киномана интерес больше научный, как невиданное животное, нежели интерес художественный.

    Занятно смотреть, что это такое, но совершенно не увлекательно наблюдать, как это происходит. Ведь по сути, при большом желании, чтобы увидеть мир таким диким и необъяснимым как он есть, достаточно выйти на улицу или поехать в какое-нибудь другое место: пройтись по центру Нью-Йорка, Токио, Гонконга или навестить Египет с его пирамидами. Просто открыть глаза пошире. Причём вы можете делать это с любой компанией, любым музыкальным сопровождением и в разные периоды вашей жизни, а соответственно настроение и мироощущение тоже будут разными. Но если вам нравятся путешествия, происходящие с одной точки зрения (режиссёрской) и загробными выкриками «кояанискатси!» под мрачную этническую музыку на заднем плане, от которой появляются неприятные чувства, что все мы скоро умрём, то лента Годфри Реджио придётся вам по вкусу.

    В заключение — я не хочу сказать, что «Кояанискатси» плохое кино и смотреть его невозможно, просто у каждого своё восприятие одних и тех же вещей. Я, например, однозначно предпочту хорошую прогулку угнетающему виртуальному трипу автостопом по планете.

    13 ноября 2015 | 20:27

    Человек, его эволюция — от гротескного наскального уродца первобытного автора и до грозного властителя планеты в зарисовках Реджио и Фрике — центральная ось, вокруг которой вращается эта удивительная картина. Красивый, завораживающий видеоряд, драматично усиленный музыкой Гласса, скользя по бескрайнему полотну человеческой жизни, дает (или пытается дать) некую оценку тому, чего человек достиг, и чем, в результате своего развития, он стал.

    Ракета, стартовавшая в первых минутах фильма, и олицетворявшая, на мой взгляд, непобедимое человеческое упорство в тяге к познанию, пролетев невредимой через полтора часа экранного времени, в конце фильма терпит крушение, взрывается, выражая тем самым весь скептицизм создателей-документалистов по отношению к человеческому способу бытия. Его болезненная упорядоченность, подчиненность прямым линиям, правильным формам, порабощает человеческий ум, становится неотъемлемой частью — признаком — его жизни, вступая, в итоге, в концептуальное противоречие с хаотичным течением природы.

    Перекрестки, светофоры, конвейеры, дома, в городах-микросхемах — люди-сосиски. Камера мечется от одного образа к другому, стараясь впитать как можно больше, никогда не успевая ухватить все, никогда не поспевая за человеком, всегда оказываясь там, где он только что был, но вдруг замирает, останавливается, и каким-то непостижимым образом выхватывает из безумной суматохи большого города ТО САМОЕ. Человек падает, и его падение — это падение в пустоту, долгое и бессмысленное.

    6 апреля 2008 | 16:07

    Сколько слов уже было сказано о бездонной яме, в которую человечество так упрямо старается угодить. Сколько противоречащих друг другу трактатов было написано. В искусстве удобрения почвы словами человек был, есть и будет вне конкуренции. «Ты от зверей отличен слова даром — но лучше зверь, коль ты болтаешь даром»

    Мне же посчастливилось посмотреть «Кояанискатси» именно в тот промежуток времени, когда слух мой просил и требовал таум-аут. Речь служит во благо лишь при правильном с ней обращении, слово испокон веков содействует человеку и как верный друг, и как оружие.

    За шесть долгих лет работы над фильмом Реджио не утратил самое важное для режиссера — способность видеть. Кропотливо собирая из мельчайших деталей свое творение, он узрел то, что кому-то не дано заметить и с помощью микроскопа. Легко ли собрать многотысячный пазл, не имея перед глазами образца собранной картинки?

    Работу оператора и композитора также нельзя обделить вниманием. Как алмазу необходима огранка, детищу Годфри необходимы были люди, способные продемонстрировать его подлинное сияние.

    За полтора часа зрителю не задается ни один вопрос, перед камерой не выступает седовласый ученый с речью под кодовым названием «Приплыли». Будто это какая-то ошибка: актерам забыли раздать текст, не заплатили гонорар, вот они и разбрелись кто куда.

    И в момент, когда зритель предоставлен самому себе, он имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны. Контраст между дикой природой и еще более диким мегаполисом.

    Это нужно видеть, ибо невозможно описать.

    Годфри Реджио создал нечто удивительное. Он не ошибся ни в чем. Его документальный фильм далекого 1982 года не только не «выцвел», а, напротив, приобрел новый, стойкий, насыщенный окрас, пройдя проверку временем. Не самый ли это подлинный знак качества? Кинокритики переводят прицел с одной картины на другую, войны сменяют друг друга как манекенщицы на подиуме. Жизнь все набирает обороты, мы по прежнему летим сломя голову, зачастую ничего и никого не замечая вокруг. Незнакомцы остаются незнакомцами.

    Ювелирная работа.

    9 из 10

    25 октября 2010 | 17:23

    Полтора часа… Полтора часа — сорок страниц «Войны и мира». Два сна. Полведерка попкорна. Прогулка пешком от Гостиного двора до Петропавловской крепости. Удивительный фильм «Коянискацци».

    Шесть лет… Шесть лет — 24 прочтения «Войны и мира». Сотни тетрадей, мелко исписанных сновидениями. Шесть лет жизни в кинотеатре, помноженных на 15 ведер попкорна в день. Прогулка пешком от мыса Рока до острова Диомида. Удивительный фильм «Коянискацци».

    Можно подарить историю одного человека, а можно — историю целого мира. Годфри Реджио на подарки не скупится. Его «Коянискацци» — фантастическая, феерическая картина, стоящая в моем личном списке эмоциональности естественной, не придуманной, пожалуй, даже выше «Броненосца Потемкина».

    Говорят, будто картина Реджио — на любителя… Вот уж не уверен. Неужели вас не завлекала слежка за невольными персонажами фильма? Неужели вам было неинтересно узнать, уйдет ли человечек, за которым вы наблюдаете, до смены кадра или нет? Неужели вас не поражали дивные, все превосходящие съемки бирюзово-лазурной скатерти моря? Неужели вы не замечали в бликах света лики неба, бога и чудес? Неужели не охали, когда вам демонстрировали мчащийся в бездну времени мегаполис? Если так, то мы никогда не поймем друг друга…

    Я люблю бродить в окрестностях морали фильма. Но есть ли тропинка для меня у Реджио? Кажется, есть. Только вряд ли смысл нужно искать в умопомрачительном видеоряде. Скорее, подобно пьесам Островского, он скрыт в названии. Наша жизнь вырвана из баланса, она безумна, беспрерывна… Однако я не уверен, что автор желал, чтобы она хоть на секунду остановилась. Да, может, ему и ближе то естество, изображенное на стенах пещер… Но вы поглядите, как Реджио и Фрике любуются крушениями небоскребов в кирпично-бурой сметанной пыли; как наслаждаются взрывом космического корабля, подобного бумажному самолетику, разорванному в детстве строгой учительницей; как блаженствуют, видя рождение нового смертоносного оружия из апельсиново-кровавого варева стали и меди. Для простого человека это страшно, жутко… А для художника? Вы видели работы Отто Дикса после Первой Мировой? Разве это не красиво?

    Увы, пора возвращаться, замолкать, закругляться (подобно замыканию жизни-смерти). Я, кажется, выпал из ритмичного безумия существования. Наверное, надо сказать о «Коянискацци» так, как сказал бы один из тех менеджеров, что спешил на одном из километров пленки Реджио — просто, быстро и ясно. (Господи, не смей позволить мне еще раз так написать о чем-либо!)

    Итак: музыка Гласса умопомрачительно-бесподобна (не знаю, было ли так задумано, но к концу фильма я действительно начал сходить с ума). Операторская работа Фрике — что и говорить?! Ну, а актерская игра? Нет актеров? О, нет! Человечество играло и играет так, как не снилось даже Станиславскому!.. Кажется, все. Все сказал. Стоит бежать… Хотя погодите. «Коянискацци» — это, несмотря ни на что, песнь уникального дара созерцания, подвластного только творцу… А вот теперь все!

    Беспрецедентно!

    24 февраля 2009 | 18:48

    Нестандартный для современного масс-культурного бэкграунда труд бывшего католического монаха Реджо демонстрирует нам приличное количество парадоксов, как по теме «труда», так и в содержании самого фильма.

    Безусловно, традиция культурного пессимизма далеко не нова, потому Реджо в общем-то становится на подготовленную и удобренную почву. Базовым становится подспудно распространенное в 70-80 гг. ХХ в. в русле наступившего философского постмодернизма разочарование в идеалах возрожденческого гуманизма. Идея о центральном положении человека в природе ставится в «Койаанискатси» весьма резко и не менее резко проблематизируется. Фильм собственно и является кинематографическим ответом на претензии этики и философии Ренессанса и т. д. Властитель природы от нее отрекся, создав свою собственную. При этом полагается, что человек потерял нечто важное со своим окончательным разрывом с природой.

    Но вот и первый парадокс Реджо: он, христианин критикует современную цивилизацию за забвение природы. Однако он позабыл, что важным шагом на этом пути было именно христианство, провозгласившее приоритет внутреннего самосовершенствования над всем остальным. В те времена идеалом было достижение личной святости. Данная идея в том числе, и привела впоследствии к невниманию человека христианского к природе как основе основ. Секуляризация христианства повлекла за собой современную идеологию «царя природы». Путь был долог, и здесь нет времени его описывать, но он был. Получается, что католик критикует современное человечество с не совсем христианских позиций. А если точнее, то скорее с неоязыческих.

    Другой парадокс заключается в следующем. Автор усиленно критикует иррационализм современного развитого капитализма, однако с «конструктивом» у него сложности. Что взамен — иррационализм Средних веков, первобытных времен, «развитого социализма»?.. Как написано в одной книге — «больная совесть просто болит, и все». Впрочем, некий идеал был нарисован в следующем фильме «Поваккатси». Неудивительно, что он типологически схож с идеалом руссоистским.

    Ну и еще один парадокс, очевидный. Критикуя массовое общество, его технологизм, уничтожение «духа» и души современного человека, Реджо пользуется, как принято считать, одним из самых мощных оружий в деле такого уничтожения — кино. Возможно поэтому «Койаанискатси» настолько пассивно-созерцательно. Автор словно смиряется с собственным диагнозом, понимая, что ничего нельзя изменить.

    Под стать идеям и методы. Выдерживание планов до одури, изматывающе-повторяющиеся фрагменты музыкальных композиций Гласса призваны истощить ресурсы восприятия зрителя. Реджо словно намеренно повторяет основные ритмы современной жизни в своем произведении, дабы не мытьем, так катаньем убедить смотрящего в своей правоте. Что ж, это получается, но ценой изматывания зрителя. Все-таки нехватка чисто киношного профессионализма сказалась. Хотя о необходимости катарсиса Реджо все-таки не забыл и последние минут 10 зритель расплывается как от внезапного «сброса давления», так и от нахлынувшей эмоциональной разрядки.

    Безусловно, режиссеру удалось попасть в тренд своего времени, о чем выше было уже сказано. Помимо постмодернистских идейных параллелей, «Койаанискатси» созвучно другому движению конца ХХ века — «нью-эйдж», возвестившему возврат к мистике, интерес к восточным духовным практикам и прочим атрибутам «несовременного» человеческого опыта. Также выход фильма по времени совпал с первыми политическими успехами экологизма на Западе.

    Собственно плюсы и минусы фильма очевидны. В непривычной манере подняты важнейшие вопросы человеческого существования. При всей спорности главное в данном труде Реджо, это конечно постановка вопроса, а не его решение. Но все-таки «Койаанискатси» в своей прямоте несколько примитивно. В нем нет намеренной провокативности, хотя она и достигается другими методами. Автор в «исполнении темы» излишне серьезен, и понятно почему. Однако проповеди читать с киноэкрана — способ не лучший. Всегда можно задать не менее провокационный вопрос: что такое «Койаанискатси» по сравнению с антропологическими исканиями Фейербаха и Фромма, Хайдеггера и Ницше?

    Впрочем, надо отдать и должное — многие чисто кинематографические методы Реджо вошли в арсенал многих документалистов. Свою роль сыграла и музыка. Самые чарующие её фрагменты сходны с церковными хоралами и словно звуком иллюстрируют скорбь по человеку. Поэтому для многих ищущих «Койаанискатси» наверняка станет откровением и приглашением в мир другого кино.

    8 из 10

    2 мая 2011 | 21:08

    В относительно далеком 2010-м году просматривая список новых добавленных в хостинг фильмов для скачивания, я обнаружил непонятные для себя названия трех фильмов с одинаковыми окончаниями. Втроем они образовывали так называемую трилогию «катси». Так как я любитель непонятного и неизвестного, долго не думая, решил посмотреть данную трилогию. Безусловно, предварительно я узнал общую информацию о трилогии. Что ж, конкретно и спокойно я решил ознакомиться с этими творениями Годфри Реджио только сейчас.

    Первый фильм — «Кояанискатси». Слово «катси» можно перевести как «жизнь». Да, жизнь, как она есть. И в первой части трилогии жизнь демонстрируется сумасшедшая. Жизнь беспокойная. Жизнь, выведенная из баланса. В погоне за прогрессом, за нескончаемым потреблением, за порабощением природы человек давно уже перешел всевозможные границы. Хоть картина и вышла в 1982-м году, и поныне Земля продолжает ощущать все небезопасные для неё деяния людей, как и в фильме того года. Взрывы гремят, реки загрязняются, деревья рубятся. Флора и фауна всё больше страдают от посягательств человека. На вопрос «когда же это всё закончится?» никто определенного ответа дать не сможет. Человек все равно и дальше будет потреблять, производить, разрушать, создавать, а еще и уничтожать.

    До сих пор нет официальной версии о том, как появились люди на Земле. То глина, то обезьяна, то Сила Божья. Но это как-то теряет свою значимость по сравнению с тем, что людям дарована возможность пользоваться разумом, то есть мозгами. И до чего только не додумаются же эти мозги…

    Годфри Реджио воистину создал уникальное кинополотно, которое без каких-либо слов понятно передает всё то, что оно хотело передать. Конечно, каждый зритель, сумевший достичь финальных титров и принять для себя «Кояанискатси», поймет фильм исключительно по-своему. Он, уверен, на то и создан, чтобы вызывать у зрителей эмоции, чтобы они не зевали во время просмотра, чтобы они чуть ли не с открытыми ртами наблюдали за ускоренными передвижениями объектов на экране. Не считаю, что «жизнь, потерявшая равновесие» стремится раскрыть всем глаза на то, что творит человек, и к чему это приводит. Фильм демонстрирует одновременно и страх, и трепет. И ужас, и восхищение. И оцепенение, и возбуждение. Нет никакого покоя — есть лишь эмоции. А свои эмоции вряд ли будут обманывать вас.

    6 лет. Это время, потраченное на создание данного документального кино. Только вдумайтесь! В наши дни студии-мэйджоры стремятся так поспеть к своим срокам, что требуют от режиссеров «скороспелый продукт». Не всегда приводит это к ожидаемому успеху. Но все-таки до чего нужно быть таким вот профессионалом, чтобы терпеливо и кропотливо собирать по кусочкам фильм, идущий всего лишь 1 час и 22 минуты! Много ли таких преданных своему делу мастеров, не ждущих от своих творений многомиллионных кассовых сборов, а ожидающих обратной связи от зрителей, которые сумели выстроить «диалог» с создателем произведения?

    Признаюсь, я действительно сидел с раскрытым ртом, когда, не моргая, наблюдал за тем бешеным ритмом жизни этаких цивилизованных людей, показываемой по ту сторону экрана. Люди каждый день так копошатся по огромным мегаполисам, что аналогия с цивилизацией муравьев всплывает разом. Люди успевают делать всё. Вот абсолютно всё. Передохнув всего ничего, они дальше продолжают что-то создавать да что-то и разрушать. Эпизоды со взрывом огромных пустых многоэтажек пугают хорошенько так своей масштабностью. А также своим лейтмотивом, заключающимся в следующей простецкой фразе: не парься. Современная западная модель постоянно выдает свои постулаты о том, что нужно успевать везде и всегда. Успеть позавтракать, успеть узнать новости, успеть отвезти детей в школу, успеть посидеть в туалете, успеть пообедать, успеть поработать, успеть заняться с кем-нибудь сексом, успеть на презентацию, успеть оплатить счета, успеть заказать столик в ресторане. И все равно, что может возникнуть стресс. Важно успеть сделать всё до этого стресса.

    Выстроив себе бетонные джунгли в виде громадных мегаполисов, люди стараются отделиться от природы. Да чем дальше, тем лучше. Ведь в мегаполисных домах есть интернет, микроволновка, стиральная машинка, мобильная связь и много чего другого. И достигло человечество такого уровня, что без технологий никуда. Но об этом подробнее в третьей части трилогии — «Накойкатси». В таких закрытых инкубаторах люди стремятся рваться вперед, еще дальше за прогрессом, чтобы человечеству жилось легче. А не кажется ли вам, что с каждыми новыми десятилетиями людям живется не легче? И это не касается денежных вопросов.

    Фильм «Кояанискатси» создан для размышлений. Он создан для пробуждения эмоций. Он создан для людей. Прошло уже 30 лет с момента выхода фильма в прокат. Но в чем сомневаться не приходится, так это в том, что творение Годфри Реджио никогда не постареет и не покроется пылью. Никогда. И еще раз: никогда. Кинематографу нужны такие «детища». Они нужны и всему человечеству.

    10 из 10

    19 марта 2013 | 00:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>