К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Хаусдорфово паракомпактное топологическое пространство называется n-мерным топологическим многообразием, если оно 'локально евклидово', то есть если каждая его точка обладает окрестностью (называемой координатной окрестностью, или картой), гомеоморфной топологическому пространству. БСЭ

Профессор астрономии Армин Джозеф Дойч помимо научной деятельности увлекался написанием фантастических произведений. Рассказ 'A Subway Named Moebius', переименованный в русском переводе в 'Лист Мёбиуса', был номинирован в 1951 году на премию Хьюго, однако получил её лишь по прошествии аккурат полувека. Этот рассказ лёг в основу сценариев нескольких фильмов, но СССР здесь оказался впереди планеты всей, что приятно,- короткометражка 'Лист Мёбиуса' вышла в свет в 1988 году, на Свердловской киностудии, в разделе научно-популярных фильмов.

Сценарист В. Грибанов перенёс действие в один из советских городов с неизвестным названием (пусть будет город Б), но сюжетная линия осталась почти нетронутой, разве что метод поиска, использованный в рассказе математиком Роджером Тьюнело отличался свойственной науке системностью, приведшей в итоге к ожидаемому результату, а его советский коллега из фильма Константин Михайлович Малышев пришёл к тому же результату волей слепого случая. Художник, рисовавший схему метро, слегка переусердствовал. Она значительно превосходит по сложности московскую, но городов, даже близких Москве по размеру, в нашей стране просто не существует, и тем более с такой неповторимой архитектурой в виде расходящихся из центра лучей проспектов и соединяющих их кольцевых дорог. Финал рассказа вполне логичен, да и вообще, сам рассказ читается легко и с интересом, а вот про фильм этого не скажешь, лёгкости-то в нём и нет.

Режиссёр Леонид Партигул представил своё прочтение, отразив в нём некоторые недостатки, присущие советской системе, но его подход к решению поставленной задачи вызывает уважение. К примеру, в качестве научного консультанта был приглашён доктор физико-математических наук, профессор В. Александров, предваривший картину своим вступлением. И это настоящий профессор, а не те шарлатаны, которые ныне несут бред с умными лицами на телеканалах РенТВ и ТВ-3.

Всё началось со строительства новой соединительной ветки метро. С неё таинственно пропал поезд. Вроде ничего удивительного, в лихую годину перестройки его запросто могли сдать на металлолом или продать за тридевять морей, но вместе с поездом пропали и пассажиры. Случайно узнавший об этом молодой математик Костя (А. Пономарёв), вызвался помочь в поисках поезда. Из его объяснений следовало, что из-за нового строительства образовался узел - полюс высшего порядка, система метро утратила управляемость и, возможно, состав ушёл по листу Мёбиуса в четвёртое измерение, но в то же время он находится на линии, поскольку система замкнута. Начальник метрополитена Алексей Николаевич (В. Бреславский) был добрейшей души человек, а посему скорую помощь из Кащенко вызывать не стал, но от предложенной помощи, на всякий случай, отказался, а зря - с наукой не поспоришь, тем более, если эта наука именуется топологией и оперирует определениями, понятными лишь посвящённым.

Актёры, как впрочем и остальные члены съёмочной группы, абсолютно неизвестны широкому зрителю, да и здесь они себя никак не проявили, но даже на фоне их серой игры сюжет всё же остаётся довольно интересным, а потому явные недостатки не воспринимаются за критические. Этот фильм стал некой начальной вехой для последующих адаптаций весьма неплохого рассказа.

3 из 10

21 января 2014 | 09:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: