«Ворчун» - последний на данный момент полнометражный фильм Доме Карукоски. Финский режиссер является одним из самых перспективных режиссеров в своей стране. Все его 6 первых полнометражных работ номинировались на награды у себя в стране, и некоторые даже зарабатывали призы. Карукоски в интервью позиционирует свой новый фильм, как комедию, хотя при просмотре больше поводов погрустить, нежели посмеяться. Возможно, в Финляндии подобные фильмы и воспринимаются, как комедии, но все-таки следует назвать «Ворчуна» в большей степени драмой.
Доме Карукоски не самый известный у нас в стране режиссер, поэтому необходимо добавить несколько любопытных штрихов к его портрету. В возрасте 5 лет его семья переехала из Кипра, где он родился, в Финляндию. Его отец – американский актер Джордж Дикерсон, а мать финская журналистка. В школе молодой Томас (это настоящее имя режиссера) подвергался постоянным насмешкам от сверстников. В том числе одноклассники коверкали его имя, что в итоге переросло в прозвище - Доме, которое, в свою очередь, закрепилось за ним в качестве имени и осталось напоминанием о непростом детстве. Детские переживания и накопленный за жизнь опыт отражаются на творчестве Карукоски, который снимает фильмы о жизни простых людей, стараясь добавлять в них частичку своеобразного финского юмора. Наиболее известные из его прежних фильмов - «Сердце Льва» и «Лаллаландская одиссея».
«Ворчун» рассказывает нам историю жизни одного, как не сложно догадаться из названия, ворчливого старика, в исполнении Антти Литья. Этот пожилой финский актер известен только у себя на родине, но даже там, судя по всему, не является большой звездой. Однако же участие в фильме Карукоски не требовало от него звездного статуса, а как раз наоборот, было вполне достаточно эмоций и переживаний простого человека. Пожилой актер со своей задачей справился отлично. Герой Антти Литься вынужден на время оторваться от привычной жизни в деревне и приехать в город к сыну на медицинское обследование.
В большом городе его персонаж сталкивается с казалось бы банальными трудностями, такими как запуск микроволновки или открытие дверного замка. Также старику не просто дается контакт с жителями города, не говоря уже о членах семьи. Своим прямолинейным поведением он становится причиной разногласий сына с его женой, а также всплывают из прошлого обиды сына на отца.
При этом «ворчун» не упускает возможности сделать ценный совет или покритиковать окружающих, за неправильное с его точки зрения поведение или поступок. Порой, даже комплемент из уст старика превращается в обидные слова для близких. В этом аспекте герой из фильма «Карукоски» сильно напоминает Уве из нашумевшего фильма «Двойная жизнь Уве». Кстати, менее известный «Ворчун» был снят чуть раньше, чем более раскрученный фильм-побратим из Швеции.
Отдельной линией в фильме идут отношение главного героя с женой, которая вот уже несколько лет прикована к кровати и не подает признаков понимания происходящего вокруг. При этом упрямый старик не доверят медсестрам, а ухаживает за своей супругой самостоятельно. Отношения между пожилыми супругами чем-то напоминают трогательную любовь в фильме «Любовь» Михаэля Ханеке.
За комедийную составляющую в фильме отвечают, как сами финские персонажи (кстати, по словам режиссера, умение смеяться над самими собой характерно финскому зрителю), так и гости из России. Эпизоды с приемом русских бизнесменов в Финляндии являются в фильме наиболее веселыми.
Как результат, мы имеем неплохой фильм, затрагивающий тему семейных взаимоотношений, а также имеем возможность примерить на себя костюмчик «ворчуна». Тем самым взглянуть на мир глазами старого человека. В чем-то узнать поступки своих бабушек и дедушек, родителей, а быть может и самих себя. Рекомендую к просмотру всем тем, кто любит простое доброе кино о простых людях. И не стоит забывать, что комедия по-фински, это не совсем комедия.
7 из 10