'Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами' имеет реальных прототипов. Его главными героями являются Паисий Святогорец, живший в 1924-1994 г., и причисленный к лику святых, а также юный послушник монастыря. Иеромонах по имени Христодул Агиорит записал рассказы, описавшие жизнь старца Паисия. И именно на их основе Александр Столяров создал свой фильм.
Александр Столяров играет в этом фильме абсолютно со всеми составными частями кинопроизведения. Он миксует операторские ракурсы. Играет с хронологией событий, то убегая вперед повествования, то возвращаясь далеко назад. Он ломает сценарную структуру фильма, постоянно переключая внимание зрителя с одной притчи на другую, с одного главного героя на другого. Он играет с жанрами, то предлагая нам понаблюдать за игривой комедией в стиле немого кино, то погрузиться в реалистичную и обыденную жизнь, то посмотреть 'найденную пленку', то вслед за игривой музыкой и яркой картинкой воспринимать ленту как комедию, то вслед за речами старца погружаться в драму.
Из такого обилия стилистических приемов, к тому же опирающихся на повествование о смысле жизни и вере в божественное, вполне мог получиться несмотрибельный балаган, но получился шедевр. Фильм, который рассказывает мировоззренческую глубокую историю с помощью простых кинематографических приемов.
'Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами' - это яркий образчик русского кино, хоть он снят в Украине и посвящен греческому монаху. В фильме есть слова 'От отца Паисия ждали чуда. Но он схитрил'. Этот фильм тоже чудесная хитрость - яркая обыденная комедия, погружающая зрителя в мир возвышенного.
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал»
Два монаха, старый и молодой в исследовании и постижении окружающего мира. Опытность одного в противопоставлении постоянно вопрошающему. Мудрость сединами бороды задиристостью недоверия с лукавством во взгляде. Вера повелевающая и сомнения одолевающие. Начало пути и его окончание. Ступени постижения и алтарь возвышенности. Двое, как единое целое мира вокруг нас. Что истина? Что правда? Что явь? Каждый выбирает по себе. Вера и сомнения словно два полюса единого целого.
А как бы пощупать? А как бы попробовать? Ощутить, а ещё лучше - увидеть. Тогда и устои укрепятся необычайно. Тогда и прозрения никакого не надо. Знаю - потому как зрил... Или может быть и тогда, враг рода человеческого станет нашёптывать в ухо капризы рационального? Обознался, мол. Обвели тебя вокруг пальца словно ребёнка. Обмишурился ты здесь. Ну и глупец же...
Недаром говорят - необходимо съесть пуд соли... И какая разница по какому поводу, в контексте чего именно это звучит. Или иное - постичь, через набивание шишек. Разве и здесь не то же самое? Ничто в этом мире не даётся даром. Всё приходит через уроки. Ознакомился? Преломил в себе? Усвоил? Затвердил как строевой устав? Тогда и вопросы иссякают сами собой. Нет надобности в них. Открываются ворота мудрости. Иная форма усвоения картой жизненного движения. Всё просто. Всё ясно. Лишь услышал и, готов ответ.
Монастырские будни с живительными практиками в приобщении всех страждущих. Никому ничего не навязывается. Никому ничего не втолковывается. Неудивительно. Ведь каждый готов к грузу только своей ноши. И именно поэтому, одному - слово в укор, - Пора бы уже о душе подумать ( а ты, дескать всё... бюстгальтеры, бедолага, стираешь...). Или вразумление заблудшего через коленку, а то и меж ног, и всё исключительно по любви, по излечению души брата - не заносись, смиренничай, не дурствуй потворствуя низменному в себе, отринь гордыню... - и ведь это лучше чем. ..сдать в 'психушку'. Да, уж... И так далее о том же.
Когда же миряне просят - они что дети, словно только-только народившиеся на свет. И разговаривает с ними, то подобно Иисусу притчами, то радостями обретения и прозрения - птичка из ушка, дождливая туча растаявшей дымкой, цыганка с деньгами покаянием. Чудо ли это? Благодать ли обретённая в награду за праведность? Или умелые фокусы-манипулирования? Верить? А может быть. .. как-то проверить всё это... И уж тогда, окончательно и бесповоротно повернуться к Отцу Небесному - да, верю. Теперь, точно верю!
Перед нами 'более мягкая' форма 'Острова' Павла Лунгина, если хотите. Предтеча ли это? Или послесловие? У одного 2006 год, у второго 2012-й в 'указнике'. Да, вообщем то, какая разница. Один фильм перетекает в другой гармонией мелодичности истории. И смотреть можно 'в очередь' обе картины. Удивительной доброты лента перед нами. Лишённый пафоса схоластики. Тут зеркальное отображение каждого из нас в кадрах. Не находите? А во избежании уныния (от серьёзности темы) - комедийные вкрапления для улыбок.
...Протяни мне руку,
Распахни мне грудь
И вложи мне в сердце,
Боже, что-нибудь.
Радость, чтобы ты
Радужным дождём,
Словно свет звезды
Искупалась в нём.
Если света хотите, чистого, яркого, Вам сюда. Кино Александра Столярова живительной влагой жаждущему.
Александр Николаевич Столяров скоропостижно скончался утром 26.07.2017. Ему было 57 лет. Должно быть у Создателя свои планы на личность.
И 40 дней не прошло ещё со дня внезапной смерти режиссёра, поэта, человека театра и кино Александра Столярова. Украинец, глубоко верующий человек, он был «глубоко влюблён в русскую литературную культуру»(с). За свою отнюдь не такую уж долгую жизнь он умудрился снять огромное число картин, в подавляющей массе документальных. По отзывам лично знавших его людей, это был невероятно светлый, добрый и талантливый человек. И самой знаменитой, пожалуй, его работой является как раз фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Это очень своеобразный художественный фильм, в котором переплелись драма, комедия, притча, а также элементы биографии реально жившего человека. С полным на то правом можно назвать это кино «православной комедией». При этом никакой пропаганды религии в картине нет и в помине, скорее это просто фильм о жизни. О жизни двух монахов, точнее, старого старца (чей образ навеян жизнью афонского старца, причисленного недавно к лику святых, Паисия Святогорца) и молодого послушника, бывшего студента.
Старый монах явно прожил нелегкую жизнь, поэтому он смотрит на всё одновременно просто и в то же время мудро. А молодой всё ищет видений и зримых чудес. И вот чуть ли не юродство одного и юношеский максимализм второго и образуют порою забавные коллизии… Иногда смешно, порою грустно. Простая история. При этом разыгранная совершенно малоизвестными актёрами. На фоне прекрасной украинской природы. В обрамлении игры народных музыкальных инструментов. Снятая явно за совершенно смешные деньги и на голимом энтузиазме. И говорит этот фильм нам о радости бытия.
В чём-то эта картина напоминает старые итальянские комедии про деревенского падре дона Камилло.
А в общем и целом, получилось просто очень хорошее, душевное (и духовное) кино. Комедия. Притча. Рассказ о круговороте бытия. Хорошее получилось кино.
Удивительный фильм, я рад что случайно увидел его...
Фильм снят в виде притчи. Манера съемки застилизована под съемку бытовой видеокамерой с прицелом под документальный фильм. Фильм удивителен своей необыкновенной и непохожей манерой изложения. После просмотра я 2 дня находился под впечатлением от просмотра. Если хоть раз вас посещали вопросы зачем вы живете, и вопрос веры заставлял вас задуматься - этот фильм для вас.
После нашего Российского телевидения образца 2014 года с сериалами про ментов, домом 2 и новостями про взбесившийся принтер ощущение такое после просмотра, что как будто из родника напился. Желаю приятного просмотра.
Я знаю, что не сумею написать правильную рецензию к этому фильму, поэтому пусть это будут только мысли вслух в форме краткого отзыва.
Если вы хотите на какое-то время стать лёгкими - посмотрите эту киноленту. Заботы оставят ваши головы не только на время просмотра, поверьте. Даже сконцентрировавшись, я не могу назвать ещё какую-либо картину, которая будет такой же светлой, прозрачной, доброй и душевной.
- Фильм не учит, не настаивает и не отстаивает. Он существует сам по себе, как мы с вами. И не важно, к каким взглядам мы принадлежим, тут дело в другом.. А именно - кто мы такие, сами для себя. Для близких и.. не совсем близких. Подобного рода вопросы встают после просмотра, но самое главное - чувствуешь, что можешь ответить себе на них. По крайней мере, у меня так.
- Фильм нестандартен, чем уникален и, соответственно, привлекателен. Нестандартен одной лишь только задумкой, идеей! И том, как она воплотилась - операторская работа, музыка.
- Фильм красив - пейзажами в кадре, притчами, и, опять же, необычайной лёгкостью. Особенную красоту, изюминку добавляет игра Сергея Соколова.
- Фильм добр и светел, за что благодарю режиссера Александра Столярова.
Завидую тем, кто ещё не видел это кино! И приятного полёта.