всё о любом фильме:

Бёрдмэн

Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)
год
страна
слоган-
режиссерАлехандро Гонсалес Иньярриту
сценарийАлехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис, ...
продюсерДжон Лешер, Арнон Милчен, Джеймс В. Скотчдопоул, ...
операторЭммануэль Любецки
композиторАнтонио Санчес
художникКевин Томпсон, Стивен Х. Картер, Альберт Вольски, ...
монтажДуглас Крайс, Стивен Миррионе
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  380.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время119 мин. / 01:59
Номинации (5):
В центре сюжета бывший актер, некогда сыгравший роль популярного супергероя Бёрдмэна, и теперь, переступая через свое эго, он решает принять участие в новой бродвейской постановке с целью вернуть себе былую славу, блеск и величие.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (442 830)
ожидание: 94% (15 888)
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
265 + 25 = 290
8.5
в России
88%
22 + 3 = 25
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене, где герой Майкла Китона стоит на крыше, можно вдалеке заметить постер фильма «Человек из стали» (2013) Зака Снайдера.
    • Фильм был снят менее чем за месяц.
    • Большая часть съемок проходила в театре Сент-Джеймс на Бродвее — Майклу Китону и остальным актерам пришлось приспосабливаться к строгому стилю съемок Алехандро Гонсалеса Иньярриту, так как от них требовалось заучивать до 15 страниц диалогов для сцен, которые снимались одним дублем.
    • Из-за необычного стиля съемок с длинными дублями, Эдвард Нортон и Майкл Китон решили вести подсчет количества ошибок, совершаемых актерами. Больше всех ошибок сделала Эмма Стоун, а меньше всех — Зак Галифианакис.
    • Майкл Китон сказал, что личность Риггана является наиболее несхожей с ним самим по сравнению со всеми остальными его ролями.
    • Перед началом съемок Алехандро Гонсалес Иньярриту отправил актерам фото Филиппа Пети, где он ходит по канату между Башнями-Близнецами. Он сказал им: «Ребята, это кино, которое мы делаем. Если мы упадем, мы пропали».
    • По словам Алехандро Гонсалеса Иньярриту, он обедал с режиссером Майком Николсом в Нью-Йорке за две недели до начала съемок в фильме. Иньярриту рассказал Николсу о его плане снимать фильм одним длинным дублем. Николс предсказал, что это будет катастрофа, потому что отсутствие возможности использовать различные дубли при монтаже будет препятствовать созданию комедии. Иньярриту сказал, что встреча не остановила его от задуманного, а наоборот помогла в понимании сложности того, что он собирался сделать.
    • Благодаря тому, что весь фильм был тщательно отрепетирован и снят последовательно, процесс монтажа занял всего две недели.
    • Музыкальное сопровождение фильма композитора Антонио Санчеса, исполненное практически полностью на ударных инструментах, было дисквалифицировано из номинации на Оскар.
    • Книга, которую Майк Шайнер (Эдвард Нортон) читает в солярии, когда он сталкивается с Ригганом Томсоном (Майкл Китон) является сборником рассказов «Лабиринты» аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса.
    • Эмма Стоун снималась в «Бёрдмэне» (2014) во время перерыва в съемках фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014), которые также проходили в Нью-Йорке.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе интервью в раздевалке у Риггана (Майкл Китон), он говорит, что он не играл Бёрдмэна с 1992 года. В этом же году был выпущен фильм «Бэтмен возвращается» (1992) — последний фильм про Бэтмена, в котором главную роль исполнил Майкл Китон.
    • Сцена, где Ригган проходит через Таймс-сквер в одном нижнем белье, была снята за 4 дубля, начались съемки вечером в 8.30. В более раннее время был неподходящий свет, в более позднее время толпа начинала бы расходиться. Съемочная группа — минимальная, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Перемещение Китона сопровождалось только 4 людьми: оператором Любецки, фокус-пуллером, бум-оператором и техником цифровой визуализации. Восемь помощников производства работали над контролем толпы. Иньярриту был неподалеку; первые два дубля он снимал Китона на смартфон. Записанное им видео использовано в следующей сцене, когда Эмма Стоун смотрела происшествие на смартфоне через Youtube. Чтобы отвлечь внимание от камеры, Иньярриту нанял группу уличных барабанщиков, которые танцевали и играли, привлекая внимание туристов на площади.
    • На 00:20:16 минуте фильма, когда Ригган говорит «отлично» и улыбается, Джейк говорит «хватит лыбиться, ты меня пугаешь» — это отсылка к фильму «Битлджус» (1988), где снимался Майкл Китон.
    • еще 11 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В кадре перед премьерой одна и та же девушка появляется несколько раз: первый раз она идет со своей подругой, а второй — вместе с парнем.
    • В первой сцене на крыше Майк Шайнер курит нескончаемую сигарету: за всю сцену уголек не продвинулся и на миллиметр.
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2072 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    С чего начинается театр? С прокуренной гримёрки, с захватанного пальцами зеркала, с вкрадчивого шёпота актрисульки — у меня задержка, наконец — то мы станем родителями.. С первого кадра зрителя буквально ведут, тащат по театральным коридорам, выволакивают на сцену — смотри! Камера кружит, назойливо сопровождает актёров, нахально лезет прямо в их пористые, бугристые от долгого использования грима рожи. Оператору Любецки стоит попробовать себя в порно, его навыки могли бы оживить этот застоявшийся жанр.

    В самом начале фильма мы наблюдаем немолодого мужчинку, зависшего на расстоянии метра от пола (кажется это называется левитацией), Ригган (так зовут героя) парит, а если есть взлёт, то неминуемо и падение, не так ли? Проблема Риггана в том, что взлетел он однажды (сыграв роль Бёрдмена), а падение продолжается всю жизнь. Актёр одной роли в поисках идентичности — я есть, или меня нет? Театральная постановка на Бродвее, как способ ухватить склизкую Фортуну за тощую, вертлявую задницу.

    Порочный театральный мирок, тупые, самодовольные актёришки, завистливые ничтожества, страстно желающие популярности, денег и любви (при том, что сами они любить не умеют), продюсеры готовые угробить своего подопечного ради известности, зависимость актёрских судеб от рецензий написанных бездарными критиками, оперирующими набором штампов — всё это тонко подмечено, и умело встроено в основную ткань пьесы.

    Сознание Риггана разрывается на части — он слышит голос своего второго — я (Бёрдмена), его медленно испепеляют неудовлетворённые актёрские амбиции, доченька — торчок из поколения 2,0 считает что папы вообще нет: если у тебя нет страницы на Фейсбуке, то тебя не существует! Принятый в последнюю минуту актёр с говорящей фамилией Shiner оказывается мастером гонзо, и весело помахивает стояком во время предпремьерного показа, завоёвывая любовь публики — это моё шоу, я здесь главный, выдаёт подсознание Риггана.

    Конфликты служат источником развития, треугольник — кино(Бёрдмен) — театр(пьеса) — больное сознание(Ригган) натягивается всё сильнее по мере приближения ко дню премьеры. Сознание Риггана знает ответ — зритель любит кровь, мясо, надо окропить сцену красненьким, а после наступит такая лёгкость, что впору взлететь.

    Иньярриту выворачивает наизнанку блестящую, видимую всем, целлулоидную оболочку актёрской профессии, и из её подкладки сыпятся такие клопы и тараканы, что вспоминается «когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Крупные планы неоднократно и безжалостно показывают жуткое лицо Китона. Лицо старого мима, тонкая, будто пергаментная кожа, исчерченная диагональными и вертикальными морщинами. «Не улыбайся, это — жутко» — говорит ему продюсер. Навсегда застывшая маска старого фигляра, при этом в эпизоде с феерической прогулкой в несвежих, старческих подштанниках по Таймс — сквер, мы видим что тело Китона довольно молодое, морщинистый добрый лобик — издержки профессии.

    Демоны рвут сознание Риггана на части, будоражит звук несмолкающего барабана за кадром, то тише, опускаясь до ненавязчивого рокота, то громче — подобно низвергающемуся водопаду. Убогая позолоченная статуэтка — слабая награда за наслаждение, полученное в ходе просмотра этого фильма.

    10 из 10

    25 января 2015 | 15:58

    Некогда популярный актер, а ныне — постаревший и неудачливый Ригган — лелеет осуществить свою мечту в виде постановки пьесы. Все потому, что очень давно автор книги, по которой ставится пьеса, в поддатом состоянии подсунул Риггану салфетку с пожеланиями великой карьеры. Куда ни глянь — везде неприятности: кто-то явно не доигрывает роль, кто-то пытается перетянуть на себя одеяло, любимая дочка предпочла папе нирвану, а тут еще внутренний голос в лице Человека-птицы, то смешивающий Риггана с дерьмом, то пытающийся напомнить ему о том, кто он есть на самом деле. Без хорошей дозы виски, барабанной аранжировки и отличного полета над Манхэттеном с этими вопросами явно не справиться.

    Неповторимый, ироничный и запоминающийся экспрессивной и насыщенной актерской игрой «Бёрдмэн» ставит во главе оптимистичный стиль повествования, несмотря на планомерное схождение с ума главного героя и событий, приведших к этому. Как и пьеса Риггана, этот фильм создает новый жанр в кино, которому на данный момент нет названия, однако используется стилистика комедии, драмы, паранойи и эффект специфического театрального действа (шикарная работа и стилистика оператора Любецки тому подтверждение). А актеры, играющие в нем главные роли, восхищают своим мастерством, хотя истинное наслаждение получаешь исключительно от игры Китона и Нортона, составляющих дуэт персонажей, «мерящихся палками» в плане истинного руководителя сцены.

    Помимо стиля и актеров, у «Бёрдмэна» отличный сценарий, обыгрывающий многие театральные вопросы, которые легко проецируются на кинематограф. Особенное впечатление произвела сцена скандала в баре, где в одной стороне ринга стояла театральный критик Табита, испытывающая личную неприязнь к Риггану и намеренная «завалить» спектакль разгромной рецензией, а на другой — Ригган, из кожи вон лезущий, чтобы спектакль состоялся.

    В целом, этот фильм, «мейнстримный арт», можно рекомендовать широкому кругу зрителей, ценящих фильмы прежде всего за интеллектуальность, а не количество взрывов на экране.

    7 марта 2015 | 15:54

    И создатели «Бёрдмэна» раскрепостились на полную катушку. Мне даже, кажется, что режиссер и вся команда, приложившая руку к созданию сего шедевра, осознано или бессознательно, открыли новый жанр в кино, где главным является не содержание фильма, а то, как он снят…

    Сюрреализм, психологизм, жизненная философия и театральное закулисье Бродвея — вот, пожалуй, основные эпитеты, которыми можно охарактеризовать новую картину режиссера Алехандро Г. Иньярриту. Чтобы понять, как всё это может ужиться в одном фильме и сотворить гениальное произведение киноискусства, надо смотреть и слушать — словами не передать блестящую работу оператора, снявшего двухчасовой фильм практически одним кадром, и саундтрек, наполнивший картину невероятной глубиной и атмосферностью. Помимо этих двух достоинств картины отдельного внимания и восхищения заслуживает гениальнейшая актерская игра, на мой взгляд, в первую очередь со стороны Эдварда Нортона (но тут я могу быть слегка пристрастна, потому как речь об одном из моих любимых актеров) и Майкла Китона, с которым до этого фильма я не была особо знакома.

    По сюжету картины бывший голливудский актер Рейган Томас (Майкл Китон), в 90-х сыгравший на большом экране первого супергероя Бёрдмена, переживает не лучшее время — ему уже под шестьдесят; богатство, слава и звездная жизнь давно в прошлом, и чтобы напомнить о себе миру, он решает поставить спектакль в театре на Бродвее, выступая одновременно автором адаптации пьесы, режиссером и исполняя в ней главную роль. На протяжении всего фильма актера преследует его прошлое — его внутреннее «я» говорит с ним голосом Бёрдмэна, навязчиво доказывая, что ушедшие богатство и популярность еще можно вернуть; ошибки прошлого, из-за которых распалась его семья, а единственная дочь стала наркоманкой, и сейчас проходит реабилитацию, находясь под присмотром отца в качестве его личного помощника. Философские вопросы, на которые Рейган ищет ответы, пытаясь осознать, что ничего хорошего в его прошлой «голливудской» жизни не было, и сейчас первый раз в жизни он хочет сделать что-то правильно, поставив спектакль по произведению автора, из-за которого он когда-то решил стать актером, и сыграв в нем роль, доказать, что он настоящий актер, а не только человек в костюме птицы, принёсшем ему популярность двадцать лет назад.

    Фильм прекрасная сатира на направление, которое сегодня избрало голливудское «кино для масс» — комиксы и спецэффекты, масштаб и экшн, без какой-либо мысли и намека на искусство или талант «актёров», направленные лишь на рейтинги и кассовые сборы. Кого-то вполне устроит и такое «кино», но Рейган, как и вся его «театральная команда» все-таки настоящие актёры, и они заняты постановкой пьесы, в которой есть возможность показать «комплекс сложных эмоций», и отдельные сцены которой мы наблюдаем по ходу фильма, но нет никакой возможности понять, о чем эта пьеса. Это неудивительно, ведь она называется «О чем мы говорим, когда говорим о любви».

    Гениальная актерская работа Майкла Китона, с творчеством которого я не была близко знакома до этого фильма, — он отвечал за весь драматизм картины, а вот комедийная составляющая, в основном, значилась за ролью неподражаемого Эдварда Нортона, который играл манерного театрального актера Майкла — реально живущего только на сцене, а в жизни человека фальшивого и пустого.

    По части актерской игры дуэта Нортон-Китон особо впечатлили две сцены — пробы Майкла на роль в пьесе и потасовка главных героев в подсобке после второго предпоказа спектакля. Актеры выдавали такой комплекс сложных эмоций, что в дрожь бросало — колоссальное психологическое и физическое напряжение чувствовались сквозь экран и передавались зрителю. Также хочу отметить игру Эммы Стоун, которая исполняла роль Сэм, дочери Рейгана, у нее также было пару монологов, оставивших очень сильное впечатление.

    На фоне всех плюсов картины, которую действительно стоит посмотреть (это один из тех случаев, когда первое впечатление, сложившееся от трейлера или сюжета может показаться ошибочным), замечу один недостаток, который проявляется в философии фильма. Кино не отвечает на собственные поставленные вопросы, но это беда большинства произведений кино и литературы, не являющихся классикой. Все отдано на откуп зрителя, который найдет и определит собственную мораль, но назначение искусства, включая кино, на мой взгляд, заключается в том, чтобы обозначить тематику произведения, поставив волнующие вопросы, и ответить на них, или хотя бы предложить свою версию их решения. Развязка фильма и финальная сцена, к сожалению, не дают таких ответов ни для зрителя, ни для главного героя этой картины.

    9 из 10

    11 февраля 2015 | 10:41

    Я давно ждал этот фильм. После просмотра трейлера, номинации на различные награды, не оставалось сомнения, что фильм будет на все 10 баллов, так и оказалось.

    Фильм затягивает с первых минут. Главный герой Ригган Томпсон, в лице Майкла Китона, ставит свой спектакль на Бродвее. Он хочет получить ту же славу, которую он получил после знаменитой франшизы про супергероя Бердмена, которого он сыграл в начале 90х. Он отдает все свои силы, вложил последние деньги, чтобы возродить всеми забытую пьесу, а заодно и напомнить о себе. В этом ему активно помогает, наставляет на верный путь, так сказать, известный всем по ролям в различных комедиях, его лучший друг и агент Джейк (Зак Галифианакис).

    Майк, которого отлично играет Эдвард Нортон, любимец публики и критиков. Он полностью выкладывается на сцене, отдает всего себя ради роли, но из-за этого не остается сил на «свою роль» в жизни.

    Эмма Стоун, со своими большими, красивыми и яркими глазами, играет дочку Риггана. Она бывшая наркоманка, находилась в реабилитационном центре, после которого отец взял её, как личного помощника. Бывшая жена Риггана, мать Сэм (Эммы), обвиняет его в том, что он очень много времени уделяет своему спектаклю, нежели дочке и остальным своим близким, он это сам понимает, но ничего не может поделать с этим.

    Отдельно хочу выделить работу оператора. Весь фильм снят, как будто без монтажа, камера всюду, без остановки ходит за актерами, что больше погружает зрителя в сам фильм. Думаю, за это смело можно давать «Оскар» оператору.

    Фильм обязателен к просмотру, желательно смотреть одному, чтобы полностью окунуться в этот суматошный актерский мир.

    10 из 10

    7 февраля 2015 | 22:13

    Ну какой киноман не слышал о создавшем шуму на Оскаре «Бёрдмэне»? Если отбросить все личные оценки и предпочтения и судить объективно, то да, этот фильм действительно выделяется из всех, снятых в Голливуде за последнее время. Причём выделяется как и в плане сюжета, так и с технической стороны: вас не оставят равнодушным эти длинные кадры под захватывающую барабанную мелодию; идеальная операторская работа и полу-мрачная атмосфера.

    Сюжет же с одной стороны прост и предсказуем, с другой — больная тема для всего современного кинематографа. Талантливые актёры одной роли, как и глупое, бессмысленное, но дорогое кино сейчас не редкость.

    «Бёрдмэн» — как глоток свежего воздуха: он высмеивает всю эту голливудскую фальшь, продажных деятелей искусства, не привередливых зрителей, которым нужно лишь шоу.

    Очень символично, что Майкл Китон, сыгравший много лет назад бетмена уже так же забыт, как и его герой, игравший бёрдмена.

    Это кино цепляет прежде всего тем, что оно настоящее, оно правдивое: общество потребления не нуждается в искусстве, ему необходимо зрелище и чем ярче и масштабнее оно будет, тем больше оно понравится людям.

    10 из 10

    10 мая 2015 | 13:00

    Вспоминая прошлые работы Алехандро Гонсалеса Иньярриту, в первую очередь думаешь о таких фильмах, как «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон». Все они, так или иначе, имеют не одну сюжетную линию, а несколько, которые, в свою очередь, переплетаются между собой, причем порой все это идет ещё и в обратном порядке. Таким образом, зритель задумывается не только о том, что собственно заложил в свой фильм Иньярриту, но и в том, в каком порядке происходит повествование. И в уже недавней работе «Бьютифул» Иньярриту отступает от такого повествования, ориентируясь только на одну сюжетную линию. К слову, она и несет в себе намного больший философский смысл, чем в его ранних работах. Исключением не стал и «Бердмэн».

    Он выйдет на сцену, чтобы рискнуть всем…

    В центре сюжета бывший исполнитель роли всеми любимого супергероя Бердмэна, а теперь вновь жаждущий славы Ригган Томпсон (Майкл Китон). Он ставит бродвейскую постановку с целью собственного признания. Фильм открывает то, что творится в душе Риггана и в душе каждого из нас. Кто не хочет признания, кто не хочет славы? И кого внутри не подначивает голос: «Давай вернемся…»

    Почему же Ригган лишь теперь хочет славы, хотя 20 лет он жил с жалким клеймом «этот сыграл когда-то Бердмэна»? Возможно, Иньярриту специально умалчивает об этом. Но в любом случае мы видим, что желание постановки пьесы для Риггана — это не попытка зарекомендовать себя, как прекрасного деятеля искусств.

    Ты затеял это не ради искусства, а потому что ты, как и мы все, боишься, что ты просто пустышка…

    И Китон прекрасно справляется с этой ролью. Он не переигрывает, когда это было теоретически возможно, его персонаж смешон, когда это действительно нужно. Ничего лишнего. И ничего недосказанного.

    Такие же слова я могу сказать и в адрес других актеров. Эдвард Нортон просто великолепен. Да и Эмме Стоун многочисленные номинации на награды тоже не за красивые глаза дали. Просто дело в том, что ты действительно веришь этим людям на экране. Они для тебя не пластиковые лица, а реальные персонажи, в которых порой легко можно узнать себя. Ведь, конечно, не об актере здесь речь, но о жизни человеческой…

    Нельзя не отметить (хотя уже очень много поэтому поводу сказано), безусловно, работу оператора и звуковое оформление. Удивительно, но барабанная тема отлично подходит этому фильму. Она создает нужную нагнетающую атмосферу, местами (удивительно, как это удается ей) наоборот выводит из ненужного напряжения. А каков Эммануэль Любецки! Одним словом, с технической точки зрения претензий ни найдется, мне кажется, ни у кого.

    Также в картине присутствует тонкий, казалось бы несвойственный Иньярриту юмор. Если, конечно, не считать то, что весь фильм — это одна большая ирония над падкими человеческими стремлениями. Так что и здесь зритель останется довольным.

    Да и в целом, даже не хочется искать минусы у этого фильма. Он настолько идеален в целом, что придираться к деталям в данном случае — просто несерьезно.

    Итог: несмотря на то, что фильм вышел в России только сейчас, я скажу, что это один из лучших фильмов 2014 года. Хоть в этом и нет особой разницы…

    «Бердмэн» — удивительный фильм, заставляющий покапаться в себе, думая о том, что же нам все-таки нужно от этой жизни. Или быть может, вы, как и герои этого фильма, найдете «неожиданные достоинства невежества»…

    Как мы здесь оказались? Ну и дыра…

    P.S.: безусловно, «Бердмэн» не могли не включить в список номинантов на «Лучший фильм года». И, как ни крути, Ричард Линклейтер (режиссер фильма «Отрочество»), конечно, проделал колоссальную работу, достойную уважения (именно поэтому награду в номинации «Лучший режиссер» можно не разыгрывать), но я думаю справедливо будет, если «Бердмэн» возьмет эту заслуженную награду. Почему? Потому что все сделано тонко, необычно и со вкусом… Такое зрелище пропускать нельзя…

    Приятного просмотра…

    10 из 10

    25 января 2015 | 21:45

    Нельзя смотреть этот фильм бывшим актерам. Сразу вылезает из тебя все припрятанное, проплаканное, давно забытое и похороненное. И ты не можешь адекватно оценивать актерские работы, изумительную (правда!) работу оператора и интересные монтажные ходы. Тебе только того и хочется, чтоб на сцену, да хорошо выученную роль и купаться в ней. И чтоб даже если закрыли под дождем на улице — пройти в трусах по Бродвею и отыграть, будто так и надо. Потому что профессия — это святое. У артиста может быть только одна уважительная причина неявки на спектакль — смерть.

    Иньяритту вкупе с Китоном пытаются объяснить, понять и простить всю ту актерскую братию, которая, казалось бы, совершенно напрасно продает дома в Малибу ради завалящих пьес. Ну как не продать, если душа просит на сцену. Я бы сама продала, если бы был.

    Я не знаю, насколько интересен этот фильм людям, которые в театр ходили и ходят только посмотреть. Говорят, что многим нравится. И Оскара дали. Эх, нужно бы пересмотреть, только как окончательно отключить актерство, знает кто?

    7 марта 2015 | 03:03

    «Бердмэн» — это фильм, в котором явно можно выделить как тему, так и идею. К сожалению, в авторском кино режиссеры часто пытаются завуалировать, скрыть основные мотивы и значения картины, привнося недосказанность, символизм, загадочность. По-моему, в большинстве своем эти художественные средства лишь пускают пыль в глаза: непрофессионалы используют их не к месту и вызывают у зрителя недопонимание. Еще Тарковский говорил: «Необходимо свести на нет всяческие туманности и недоговоренности, все то, что принято называть «поэтической атмосферой» фильма. Такую атмосферу обычно как раз и стремятся старательно и специально создать на экране. Атмосферу не нужно создавать. Она сопутствует главному, возникая из задачи, которую решает автор». У Гонсалеса-Иньярриту как раз получается создать эту самую атмосферу, не применяя намеренно никакой таинственности. Да, глубину его кино невозможно понять сразу же, не задумываясь; однако к смыслу, в конце концов, все-таки приходишь.

    Возвращаясь к раскрытию темы, следует сказать, что она уже не новая. Взаимоотношения человека искусства и окружающего мира освещаются в кинематографе с давних пор: от «8 с половиной» Феллини и «Андрея Рублева» того же Тарковского до «Черного лебедя» Аронофски и «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн. И, несмотря на отсутствие новизны, тема эта еще не исчерпана и не изъезжена. Яркий тому пример — «Бердмэн». Имея в себе некоторые биографические черты исполнителя главной роли Майкла Китона, фильм повествует о давно потерявшем популярность актере, который мечтает вернуть себе славу с помощью новой Бродвейской постановки. На пути к созданию театрального шедевра у него встает множество обстоятельств: тяжелые отношения с родными, финансовые проблемы, разногласия между актерской труппой и, конечно, общество. Персонаж Китона чувствует, что нынешним зрителям ближе по духу блокбастеры, нежели настоящие произведения искусства. Поэтому, наверное, тема «душа поэта против общества» безгранична. Люди меняются, их вкусы и взгляды не стоят на месте; то, что когда-то порицалось, сегодня имеет восторженные отзывы, и наоборот. В этом и кроется идея фильма — выразить настороженность по поводу культурной деградации людей. А как тут не беспокоиться талантливым кинематографистам (в числе которых, безусловно, Гонсалес-Иньярриту), если «Трансформеры» и «Мстители» преодолевают в прокате планку в миллиард долларов, а такие достойные авторские картины, как «Охотник на лис» и «Небраска» едва окупают себя?

    В отличие от предшественников режиссер сделал из своего произведения не жесткую драму с трагичным финалом, а черную комедию, иногда переходящую в фарс. Запутанность и нерешительность главного героя передается здесь с помощью виртуознейшего мастерства Эммануэля Любецки, снявшего картину с минимальным переходом кадров. Особое место в фильме занимает звук барабанов на заднем плане — то нагнетающий, то вызывающий улыбку. И, конечно, нельзя не сказать о раздвоении личности персонажа Китона на Бердмэна (олицетворяющего популярность и богатство, но отсутствие силы искусства) и человека, пытающегося создать нечто прекрасное. На протяжении фильма герой будет метаться с одной стороны на другую, сопровождая это яркими внутренними диалогами с двумя собственными эго.

    Кульминация картины кроется ближе к финалу. На Бродвейской сцене неуклюже выплясывают трансформеры и супергерои. Зрелище набирает гротескно-анедкотические обороты, но современным зрителям это и надо. Искусство в образе кометы стремительно летит вниз, обреченное на столкновение, но никто этого не видит — все наблюдают над триумфом зрелищного, но бестолкового кино.

    И все же зря кто-то думал, что Гонсалес-Иньярриту в конце убьет главного героя. Намек на это присутствует в каждом его фильме, но даже в знаменитой трилогии о смерти («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон») сама смерть всегда витает над головами главных героев, но никого из них не губит. У режиссера обязательно присутствует светлый финал; его персонажи, испытав настоящий катарсис, духовно возвышаются, а в случае с «Бердмэном» в буквальном смысле взлетают. И комета-искусство хоть и терпит крушение, но еще не все потеряно: не выродились еще одаренные режиссеры, существуют еще разборчивые зрители, ценится еще полет мысли и нестандартные, нешаблонные сюжеты.

    После просмотра «Бердмэна» появилась наивная надежда, что зритель одумается и перестанет посещать дурные безвкусные фильмы, делая им кассу. Однако пару недель спустя в прокат вышли «50 оттенков серого», уничтожившие все надежды на этот счет. Благодаря богатым кассовым сборам такое бездарное кино обязательно получит продолжение, тогда как эти же деньги могут быть потрачены на интересный проект из черного списка сценариев. Но будем смотреть в будущее позитивно, как это делает Алехандро Гонсалес-Иньярриту; в фильме «21 грамм» присутствовала цитата, которая, на мой взгляд, удачно вписывается в финал данной рецензии: «Ибо когда все сгорело, на пепелище зазеленели поля».

    8,5 из 10

    24 февраля 2015 | 16:40

    Мне нравятся фильмы Бэтмен 1989 г. и его продолжение 1992 г. Это были первые фильмы, снятые по комиксам в серьёзной манере, нацеленные скорее даже на взрослую аудиторию, чем на детей. Снял их гениальный режиссёр Тим Бёртон, а в главной роли снялся замечательный актёр Майкл Китон, известный также по роли… Постойте, а где ещё он играл? Большинство (в том числе и я сам) помнит его именно по роли Бэтмена. Далее — читаем синопсис к фильму «Бёрдмэн», смотрим кто играет главную роль… В общем, не буду дальше расписывать очевидные аналогии.

    Итак, первое достоинство фильма — сплетение фактов и вымысла, здесь полно отсылок к современному кинематографу, упоминания имён известных актёров. Здесь не только Майкл Китон отчасти играет сам себя (хоть и носит в фильме другое имя), то же самое делает Эдвард Нортон, известный своим темпераментом, скверным характером и постоянными конфликтами со съёмочной группой и в первую очередь — с режиссёром, которого здесь играет Майкл Китон.

    И здесь мы проходим второй слой реальности, потому что актёры, играющие фактически сами себя, одновременно играют в фильме пьесу. В которой опять же играют сами себя, пусть не сюжетно, но проявляя присущие им черты характера. И если для героя Эдварта Нортона это — эпатаж, стремление переделывать фильм под себя, то для Майкла Китона такой отличительной чертой здесь помимо всего остального является нарастающее безумие.

    И здесь мы погружаемся в третий слой реальности. Главный герой одержим персонажем, принёсшим ему известность. Бёрдмэн стал его второй личностью, персонаж и актёр срослись, да так, что сверхспособности этого супергероя стали проявляться в реальной жизни. Это можно понимать с одной стороны — как игру воображения актёра, с другой — как метафору его зависимости от человека-птицы.

    Эта многогранность интерпретаций, глубина сюжета завораживает, заставляет напрячь мозг, постоянно анализировать многообразие образов. Фильм держит в напряжении до самого финала, который ставит жирную точку в сюжете. Катарсис. Занавес. Аплодисменты.

    Хотелось ещё много всего написать. Упомянуть тонкий стёб над современными блокбастерами с засильем ребят в плащах и цветном трико. Выразить восторг по поводу операторской работы, а именно — кажущейся непрерывности сцен, отсутствии монтажных склеек (это надо видеть, словами сложно описать эффект от такого приёма). А уж какие здесь диалоги! Так бы и разобрал половину на цитаты.

    Итог: На мой взгляд, это лучшая работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Об этом фильме можно говорить бесконечно. Но лучше просто его посмотреть.

    9 из 10

    15 февраля 2015 | 19:55

    Это шедевр и как любое подлинное произведение искусства он смотрится на одном дыхании, несет в себе море смыслов и подтекстов и не отпускает зрителя с первых кадров и до самого финала. На первый взгляд это простая история о том, как немолодой актер, находящийся на закате карьеры пытается сделать нечто большее, чем роль супергероя, которая много лет назад подарила ему славу и деньги, вместе с тем отняв нечто куда более важное. Он хочет чтоб его запомнили не только как «парня, который играл Бердмэна», мечтает сказать людям, что — то куда более важное, чем взрывы и экшен. Однако перед нами тот случай, когда за очевидным кроется нечто большее.

    Весь сюжет строится вокруг одного спектакля, который главный герой пытается поставить на сцене небольшого театра. Когда зритель идет в кино или театр он видит лишь конечный результат. Ему не понять, через что прошли актеры, перед тем, как выйти на сцену или появится на большом экране. Конфликты между звездами, разгромленные гримерки, отчаяние людей, которые положили жизнь на алтарь искусства и не получив признания стали чувствуют себя мелкими и никому ненужными. Все это скрыто от зрителя кулисами или затемнением после финальных титров. Данный фильм слегка приоткрывает дверь в этот странный и защищенный от чужих глаз мир, делая это искренне и честно. Дверь приоткрыта, вот только многие ли захотят в нее войти? Большая часть публики не хочет знать всех этих проблем. Им подавай глянец и желтые сплетни о том, кто с кем спит. Толпа требует хлеба и зрелищ, не утруждая себя даже попытками заглянуть глубже и увидеть за маской вымышленного персонажа живые глаза реального человека, который рискнул вывернуть свою душу наизнанку перед всем миром и рассказать, возможно, свои самые сокровенные мысли, выдав их за строки сценария. Увы, но слезы клоуна мало кому интересны.

    Кроме всего изложенного выше эта картина успевает за два часа осветить такие вечные темы, как отношения отцов и детей, мужчин и женщин, безумие и гениальность, а так же обсудить зависимость современного общества от сети интернет, беззлобно поиздеваться над супергеройским кино и поднять еще множество интересных вопросов. Это крайне многослойное и необычное произведение.

    Перед нами камерная история, зритель крайне редко выходит на свежий воздух, покидая маленький театральный мирок. Замкнутость придает событиям, происходящим на экране интимность, правдивость, в какой — то мере даже таинственность. Мне показалось, что в фильме полностью отсутствует монтаж: каждая сцена настолько плавно перетекает в следующую, что создается небывалое ощущение целостности повествования, такого я раньше не видел, браво Эммануэль Любецки.

    Актеров в фильме мало, но все сыграли блестяще. Будто и нет никакого сценария. Майкл Китон, Эмма Стоун, Наоми Уотс, Эдвард Нортон, Зак Галифианакис, словно вспомнили, заново пережили и рассказали зрителю то, что испытали на личном опыте, в реальной жизни. Настолько искренняя игра — это большая редкость. Хочется сказать всем актерам спасибо за то, что на два часа пустили зрителя в свой мир и без капли фальши раскрыли публике свои души. Разумеется, огромное спасибо Алехандро Гонсалесу Иньяриту, за то, что рискнул написать и снять такое кино.

    Это определенно один из лучших фильмов, что я видел. Весь наградной сезон прошел под знаком дуэли «Отрочество» против «Бердмэна». Совсем скоро грядет «Оскар — 2015», на котором эта дуэль, скорее всего, продолжится, не знаю как вы, а я точно определился со своим личным фаворитом в этом противостоянии.

    P.S. Это было сильно. Мои слова относятся не только к этому фильму, но и ко всему 2014 году в волшебном мире кино.

    10 из 10

    2 февраля 2015 | 16:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>