История песни «Лили Марлен» чем-то напоминает сказку о Золушке. Она была впервые исполнена в 1939 году и начала своё триумфальное шествие по Европе в разгар Второй мировой войны, когда немецкая армия находилась на пике могущества. Этот солдатский шлягер, написанный композитором Норбертом Шульце на стихи поэта Ганса Ляйпа и спетый певицей Лале Андерсен, стал невероятно популярен не только в Германии, но и по другую сторону фронта. Радиостанции по просьбам солдат транслировали эту песню по несколько раз в сутки. Существует почти полсотни версий этой песни на разных языках мира, а в самой Германии, как ни удивительно, эта аполитичная и сентиментальная песня вызывала у нацистской пропаганды даже определённое раздражение.
Среди множества солдат, которым песня «Лили Марлен» напоминала о доме и любимой девушке, был и талантливый скрипичный мастер Франц Бруггер. Незадолго до войны он познакомился с симпатичной девушкой по имени Криста Шмидт. Они влюбляются друг друга, но вскоре Франца призывают в армию и отправляют на фронт. Перед расставанием Франц и Криста признаются друг другу в любви и клянутся встретиться после войны. Но Франц сначала четыре года сражался на Восточном фронте, а затем попал в плен к советским войскам. Криста убеждена, что Франц погиб, долго не хочет верить в это, но со временем находит себе нового мужчину и собирается выйти за него замуж. А в это время Франц, которого спустя десять лет наконец-то освободили из плена, возвращается в Берлин и пытается отыскать прежнюю возлюбленную.
Советские и американские кинематографисты начали создавать фильмы о возвращении солдат с фронта к родным и близким сразу же после окончания войны, а в Германии режиссёры долго не решались касаться этой темы, предпочитая снимать чисто развлекательные картины. Это было в первую очередь связано с тем, что война принесла немцам не только множество бед и лишений, но и разгромное поражение, после которого им пришлось воссоздавать государство почти с нуля. Данный фильм является одним из немногих исключений, реалистически показывая повседневную жизнь Германии в военные годы с переполненными трамваями, воздушными тревогами и толпами горожан в бомбоубежищах. Многие зрители фильма хорошо знали эти реалии на собственном опыте, поскольку война закончилась совсем недавно. Нельзя не заметить, что мелодрама Пауля Ферхёвена и сюжетно, и стилистически напоминает советские и американские фильмы того же времени. И, наверное, это не случайно, ведь во все времена и в любых странах войны, которые начинают безумные политики, приносят простым людям только горе и страдания.
Стоит отметить и ещё один любопытный факт: спустя четверть века исполнитель главной роли в этом фильме Адриан Ховен сыграл одну из ролей в фильме Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен», который стал одной из последних работ и для того, и для другого.
7 из 10