всё о любом фильме:

72 метра

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВалерий Залотуха, Александр Покровский
продюсерКонстантин Эрнст, Сергей Гуревич, Алексей Карпушин, ...
операторИлья Дёмин
композиторЭннио Морриконе
художникКонстантин Мельников, Людмила Плетникова, Сергей Стручев
монтажОлег Раевский, Светлана Тарик
жанр боевик, триллер, драма, ... слова
бюджет
$1 600 000
сборы в России
$2 640 000 сборы
зрители
Россия  853 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время115 мин. / 01:55
Рассказ «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки, был написан Александром Покровским задолго до того, как произошла трагедия «Курска». Это не пророчество и не совпадение, а, к сожалению, логика вещей.

Самые суперсовременные самолеты падали и будут время от времени падать. Самые надежные корабли и подводные лодки тонули и, увы, еще будут тонуть. Но речь не об этом…

Бывает так, что в критической ситуации люди, считавшиеся слабыми, становятся сильными, а те, кто казался твёрдыми, как скала, смертельно слабеют. Но все вместе они — герои. Эта история не о том, что надежда умирает последней, а о том, что она не умирает никогда…
Рейтинг фильма
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
pixel
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по заказу «Первого канала», одновременно с прокатной версией делалась и телевизионная. Рабочее название картины — «Прощание Славянки».
    • В фильме присутствует продакт-плейсмент компании Nemiroff.
    • Кроме истории с «конфискованными» фашистскими часами в фильме присутствуют и другие мистические элементы: например, в торпедном отсеке осталось 13 человек.
    • Существует, как минимум, две версии фильма: первая, вышедшая на DVD и вторая, которая обычно транслируется Первым каналом. Разница заключается в том, что из первой версии вырезаны многие флешбеки.
    • В роли ДПЛ «Славянка» в съёмках участвовали лодки проекта 877 и 877В — Б-471 «Магнитогорск» Северного флота и Б-871 «Алроса» Черноморского флота России.
    • Фильм снимался в городах Полярный, Североморск, Гаджиево и Севастополь.
    • Полная режиссерская версия фильма имеет хронометраж 137 мин.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Съемки проходили на побережье Баренцева моря. Финал — взрыв лодки на глубине 72 метра — снимали на «Мосфильме».
    • Как и во многих других фильмах с участием Андрея Краско, актёр сам доработал некоторые реплики и характер своего персонажа. Одним из таких эпизодов стало поведение Янычара на пирсе, когда после грозного отчитывания мичмана Легкоступова командир корабля чуть ли не на полусогнутых бежит к своей жене.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В моменте, где капитан первого ранга Янычар отчитывает мичмана Легкоступова за рапорт, написанный бедным языком, мы можем увидеть, что первый держит в руках лист с этим рапортом. Если присмотреться, то видно, что на листе написан монолог капитана Янычара.
    • При первом погружении Славянки показан 5-лопастной винт. На ДЭПЛ проектов 877 и 636 устанавливались 6-ти, а после 92 года 7-лопастные винты.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    Вероятно, создателей этой российской ленты даже обидит косвенное сравнение с «народной комедией» Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки». Однако и сам Рогожкин, когда снимал более серьёзные по тематике картины «Блокпост» и «Кукушка», старался сохранить на экране присутствие порой ядрёного юмора, без которого остродраматические моменты в поведанных историях воспринимались бы явно иначе. Как раз и в данной работе Владимира Хотиненко наиболее удачные сцены получились в том случае, когда режиссёр доверяет своему мужскому актёрскому ансамблю, действительно производящему впечатление одной слаженной команды подлодки. Герои «травят морские байки», в том числе в опасные часы, когда решается их общая судьба после потопления «Славянки» в результате столкновения с миной времён второй мировой войны. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1064 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Во всех аннотациях к фильму тщательно твердится, повторяется, вдалбливается: это не «Курск»! Потому что «легший в основу сюжета» рассказ современного автора, экс-военного моряка Александра Покровского «72 метра» — о погибшей подлодке — был написан задолго до трагических событий 12 августа 2000 года.

    Так что от «Курска» усилием воли нужно отвлечься. Но от этого, честно говоря, может стать еще горше. Из-за обобщений. Мол, понятно, что утонуть теоретически может каждая лодка — подводный флот дело рисковое, но стародавнее наше разгильдяйство при этом не оставляет практически никаких шансов любому экипажу.

    Режиссер Владимир Хотиненко в своем новом «зеркале для героя» собрал на площадке практически весь цвет молодых современных киноактеров. Для поддержания романтического духа нужны красивые мужественные персонажи. Однако горькая ирония в том, что как раз романтики в фильме меньше всего.

    «72 метра» сделан весьма причудливо: этакая гремучая смесь эстетики безбашенного сериала «ДМБ» и клипа знаменитого хита Николая Расторгуева «Там, за туманами» (помните, где задыхающиеся подводники сидят в подтопленной ПЛ и тратят драгоценный воздух на бесполезные песняки).

    Смеху в ленте поначалу очень много. Шутки юмора разные — от довольно забавных и удачных розыгрышей (к примеру, гражданского героя Маковецкого перед выходом в море отправляют на склад за… латексными куклами для капитана и старпома), до откровенно примитивных и избитых (рядовой матрос с востока красит резиновый коврик).

    Есть старая примета: много смеёшься — будешь много плакать. И российская подводная лодка «Славянка» выходит в море на рядовые учения. Этот выход в море должен стать крайним для сурового, но в душе доброго капитана по прозвищу Янычар. Но не даром военные люди суеверны, и слово «крайний» выручает не всегда…

    Вообще отваливание «Славянки» от бортика сопровождается настолько избыточным количеством дурных примет и предзнаменований, что задумываешься — а не внести ссылки на них во флотский устав. Капитан выбросил фуражку… Чайку окропили красным… А одному из главных героев снятся настолько красноречивые и зловеще раскадрованные сны, что сценаристам нужно бы поставить кол по психологии, но четверку за красивую невозмутимость. Чего только стоит одна сцена, где весь экипаж в белоснежной парадной форме выполняет приказ о срочном погружении, но без подлодки — четким пешим строем уходит в море на манер богатырей-черноморцев.

    Они, кстати, и были черноморцами, но потом почти в полном составе отказались присягать новому украинскому флоту, некоторое время мыкались на суше, ради пропитания копали в колхозе картошку и потешно валили коров направленными взрывами. Но в конце-концов прибились к хладному брегу Баренцева моря и получили свою «Славянку».

    Вообще «Славянка» — это большая лодка. И, судя по обрывкам горделивых разговоров ее экипажа, это довольно современное малозаметное судно. Однако в фильме, во-первых, нет ни одного упоминания атомных реакторов, а во-вторых, видок плавсредство имеет довольно влажный и ржавый, оборудование из разряда «ой, держите меня» — в общем, та еще посудина…

    Зато экипаж крепкий, сбитый, веселый. Несмотря на сюжетообразующий конфликт — молодые офицеры Орлов (Марат Башаров) и Муравьев (Дмитрий Ульянов) когда-то были не-разлей-забортная-вода-друзьями, но потом не поделили Чулпан Хаматову и смертельно рассорились до полного отворачивания козырьков. И разговаривать они начинают только при форс-мажорных обстоятельствах.

    В принципе, не стоит даже извиняться за столь подробное вскрытие фабульных «секретов», потому что никаких секретов нет в помине. Времена счастливых и пафосных фильмов о размеренных нетрагических буднях отечественных подводников уже прошли и еще не вернулись, посему, раз на афише появляется перископ, сразу понимаешь — лодке кердык.

    Так и выходит. Старая ржавая мина разворачивает бочину «Славянки», она ложится на грунт на обозначенной в названии фильма глубине, а лисья хитрость капитана, умело убежавшего от противолодочной погони, играет дурную шутку — судно бедствует почти у самого берега, но аварийный буй оторвало, и спасатели не могут обнаружить источник сигнала SOS.

    По всему выходит, что тем немногим выжившим после взрыва матросам и офицерам несказанно повезло: они оказались в неповрежденном первом отсеке, у них есть воздух и даже апельсины, а главное — возможность выйти наружу через торпедные аппараты.

    Банальная спасательная процедура, сотни раз отрепетированная на земных тренажерах. Кабы не одно раздолбайское обстоятельство, из-за которого выйти наружу может только 1 (один) человек. Просто идеальное драматическое обострение.

    Которое, на удивление, отыграно без чрезмерного надрыва. Сознательно или нет, но в «72 метрах» пафоса — едва ли на сантиметр набежит. С одной стороны, это даже неплохо. Голливуда на то хватает.

    Но есть и издержки. Кажется, что фильм получился всё-таки несколько суховатым эмоционально. Слезу из нас жать не надо, но трагические мизансцены обходятся даже без намека на влагу в глазах. Не трогают. Будто бы зритель в толстом гидрокостюме сидит.

    …А финал фильма откровенно подвесили. Вроде бы и все понятно, однако ж ни на откровенный хэппи-энд, ни на однозначную расправу со своими героями авторы фильма не решились.

    Военные люди так не юлят!

    23 ноября 2009 | 19:24

    Суббота. Вечер. Я с чертежами на полу напротив телевизора. Что-то сосредоточенно строю циркулем, высунув от усердия язык. Ящик тем временем стрекочет о чём-то своём. Лепота, как говорится.

    М-м-м, а тут — анонс. За полночь предлагают кино посмотреть, любопытное, про бравых подводников. Неплохо так фильм для рекламки порезали, что зацепило меня, решила дождаться.

    О, и как всякий посмотревший этот фильм наивный гомосапиенс часа четыре ждала. Честно ждала.

    Так вот: три часа ночи, два часа я разменяла на «72 метра» сама не заметив, как увлеклась, и отложила чертёжные инструменты. Опомнилась лишь на титрах, встряхнулась как старая собака, и двинула отзыв писать….

    В качестве небольшого лирического отступления скажу, что давно и прочно, извиняюсь, что при дамах, «забила» на русский кинематограф. По той простой причине, что хорошего от него не дождаться. То ли отсырел порох в пороховницах, то ли и не было его, пороха-то… Не знаю в чём дело — вариантов — масса. Но факт остаётся фактом: катастрофическая нехватка действительно стоящих картин.

    Ну-у-у, есть-то и исключения из общих правил.

    Радовала меня и давала надежды композиция фильма — общая печальная история приправлена этаким «кусочковым» отображением ключевого прошлого главных персонажей. Грешна, люблю такое. Вот создатели этим и воспользовались вероломно.

    А в чём-то дело? Дело в следующем: подводники погрузиться-то погрузились, а вот вынырнуть…. С этим посложнее будет.

    Если даже предполагать о сюжете фильма, то вариантов немного, согласитесь. Ну, о чём можно слагать эпики по ключевому слову «подводники»? Правильно, любовь и…. Нет, не голуби. Посмотрите, узнаете.

    Определённо, фильм можно подвести под события «Курска», что непременно мной — натурой изредка отличающейся излишней впечатлительностью и было сделано. Но это всего лишь рок… Роковое стечение обстоятельств. Ведь и вправду: самолёты падали, поезда сходили с рельс, автомобили врезались в бетонную изгородь, и, сними кто-то об этом фильм, такие же впечатлительные натуры подвели бы всё под «предзнаменование Божье». А ведь это жизнь…. В ней безграничное счастье чередуется с отчаяньем и болью…

    Но их не станет, а солнце по-прежнему будет светить, и день сменится очередной ночью, и люди так же будут ходить по земле, разве что.… Станет чуть-чуть холоднее в сердце их близких и друзей. Но только потому, что им нужно дальше жить, оно не заледенеет навечно.

    Трагично, что молодые люди оказываются пленниками терпящей бедствие посудины. Изолированные от окружающего мира, им остаётся лишь надеется на спасение. А последнее сомнительно. Впереди только боль.

    Настоящие «демоны» характеров открываются именно в страхе, в невозможности больше прятать рвущуюся наружу панику. И в этих чудных «кусочках» прошлого.

    Все «пленники» — парни, в принципе хорошие, и всех их, пусть и в разной мере, но жалко. Одного дома ждёт жена, другой, как в чёрном анекдоте, любит эту самую жену лучшего своего друга, третий вообще невесть как затесался в команду бравых ребят. И у каждого, у каждого своя история, свои проблемы и свои недосказанные слова…. И каждому есть о чём сожалеть.

    Но картина нам показывает именно мужчин. Мужчин с поднятой головой, не покорившихся не духом, не сердцем…

    Отличные мужские партии сыграны Андреем Краско (что уже в неком роде история) и Дмитрием Ульяновым. Не разочаровали.

    Ну и Чулпан Хаматова — женщина весьма хрупкой наружности, что создало ещё пущий эффект её незащищённости, растерянности…. Одна, беременная, с ещё двумя детьми… Женщина-страдалица. Жаль её становится безумно.

    Ах, как грело моё израненное всяческими голливудскими белозубыми «принцами» сердце участие в картине Марата Башарова. Как идут ему вот такие «истинно русские» парни. Которые любят чужих жён, хранят её фотографию у себя под сердцем, выглядят щеголевато и улыбаются самой озорной своей улыбкой. Которые влюбляют в себя женщин, но сами любят лишь одну…. Интрига, чёрт возьми, но как несправедливо в жизни…

    Боевик и триллер? Сомнительно. Драма по-русски? Да.

    Он ушёл, чтобы вернуться,

    Возвращался, чтобы любить….

    Засыпал с мыслью: «Лишь бы проснуться»…

    Лишь бы с нею одной рядом быть…


    P.S. Настоящему мужчине.

    16 ноября 2008 | 23:12

    Честно говоря, к моменту выхода «72 метра» я глубоко было разочаровался в российском кинематографе. Мне казалось, что русское кино не поднимется уже выше дешевой бригады, или не менее дешевого бумера. Но «72 метра» убедил меня в том, что не все еще потеряно. Фильм подкупает во первых тем, что в нем нет никаких бандитских разборок, криминала и прочей чернухи, что захлестнула российские телеэкраны. Во вторых — это абсолютно неповторимая душевная атмосфера фильма, прекрасная игра актеров, блестящая режисура. Чулпан Хаматова абсолютно очаровала меня в роли Нелли. Покойный Краско просто замечательный в роли капитана подлодки. Марат Башаров тоже отлично смотрится на своем месте.

    В центре картины отнюдь не катастрофа субмарины «Славянки», что отличает данный фильм от «К-19» и прочих аналогичных лент. Главный лейтмотив фильма, на мой взгляд, заключается в том, что даже простой, незаметный и серый человек в экстремальных условиях может стать героем и совершить Подвиг. В этом главное отличие «72 метра» от голливудских блокбастеров, где герои с перекачаными от анаболиков мышцами крошат своих врагов направо и налево. Сергей Маковецкий на мой прекрасно справился с ролью недотепы доктора Черненко.

    Любовная сюжетная линия в фильме тоже заслуживает высшей похвалы. С неподдельным переживанием следил за развитием отношений героев в рамках казалось бы тривиального любовного треугольника.

    И наконец хотелось бы сказать про неповторимую атмосферу холода в фильме, холода, который создает ледяной и безжалостный как сама жизнь океан. Еще долго, после того как я вышел с кинотеатра, я ощущал этот холод, несмотря на летнюю жару. Редко какие фильмы способны так зацепить душу, как «72 метра».

    10 из 10

    1 июня 2008 | 02:24

    Фильм В. Хотиненко именно то наглядное пособие, которое должно являться частичкой того нравственного воспитания, которую мы просто обязаны показывать нашим детям и внукам, если хотим и дальше хотим жить на своей Земле и гордиться ею. Эта история экранизирована как раз в то время, когда совсем недавно вышел американский «К-19» (с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном в главных ролях), и не так давно после гибели экипажа подлодки «Курск». Сам рассказ был написан задолго до этих 2-х событий, но экранизирован именно после создания американской драмы и крушения атомной подлодки. И «72 метра» являются достойным ответом в двух ипостасях: в первом — на очередную американскую выдумку, подкрепленную историческим событием; во-вторых — ответом памяти членов погибшего экипажа атомной подлодки «Курск», их матерям, родным, близким и всем нам.

    Владимиру Хотиненко удалось собрать настоящую звездную команду. Владислав Галкин, Марат Башаров, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Игорь Ливанов, Чулпан Хаматова и конечно же, Андрей Краско. За исключением Хаматовой и Маковецкого, экипаж подводников играют «настоящие мужчины» российского кинематографа, чьи образы в кинофильмах большей частью являют собой достойных мужей Земли русской. И по суровости (в хорошем смысле этого слова) здесь не хватает разве что Балуева и Пореченкова.

    Главный духовный лидер кинокартины это капитан Гена в исполнении великолепного Андрея Краско. Несмотря на то, что являешься обыкновенным гражданским человеком и не имеешь понятия о воинской службе, за такими командирами, как герой Краско, хочешь идти вслепую, даже под пули. Ведь точно знаешь, что плывя на старой советской подлодке этот человек сделает все возможное, чтобы защитить свою Родину, свой народ, пускай и ценою своей жизни. Он вжмет из подлодки все, что можно, он погибнет, но свою боевую задачу он выполнит! Ему указкой в военных действиях служит не воинский устав, а сама жизнь и жизненный опыт, которые все расставят по местам. Уважение и почитание среди коллектива, индивидуальность, мудрость — его основные черты и достоинства. Он является тем ядром, тем оплотом, который из всей разношерстной команды создает одно целое, одну боевую единицу — Экипаж, готовый умереть за своего товарища, как за брата. За такую актерскую работу Андрею Краско нужно аплодировать стоя!И в то же время и Хотиненко за блестящий подбор актера на главную роль.

    Весь фильм пронизан Верой. Верой, ту которой нам сегодня с Вами не хватает. Здесь существует вера в дружбу, вера в товарищество, вера в любовь, вера в Родину, вера в себя, вера в светлое будущее, вера в человека. И именно вера и самые светлые чувства человека помогают этим разным людям бороться до конца.

    Неизвестно как закончились судьбы тех, оставшихся в подлодке подводников. Мертвы ли они, или же живые нам неизвестно. Вероятнее всего они погибли. Ведь, согласитесь, пока герой Маковецкого добежит в защитном костюме до спецслужб, пока начнут искать подлодку и пока начнут спасательную операцию, пройдет не один час и даже не одни сутки. А ведь даже найдя подлодку, каким образом эвакуировать экипаж с такой глубины и под таким давлением — большая загадка. Ну а пока люди с суши буду думать, как спасти людей в подлодке, в самой подлодке и кислород закончится, и уровень воды поднимется к самому верху.

    Никто не хотел умирать и никто из них этого не заслуживал, но море рассудило иначе…

    P.S. Всего лишь 10 лет прошло с момента создания фильма, а двоих главных и самых ярких героев этой драмы, молодых и талантливых актеров уже нет в живых. Андрей Краско и Владислав Галкин. Смерть действительно забирает лучших…

    10 из 10

    5 августа 2014 | 17:05

    Фильм, просмотренный несколько раз достаточно давно, вызвал достаточно противоречивые чувства. Прочитав всего А. Покровского ещё задолго до начала съёмок фильма пребывал в недоумении:как можно было всё собрать в кучу при этом практически убрав тонкий юмор горячо любимого и уважаемого мною писателя?

    Понял несколько позже. В. Хотиненко, несомненно талантливейший режиссёр(уважаю начиная с «Макарова»),снимал драму и «по мотивам»,не преследуя цели рассмешить военно-морским юмором зрителя. Мощнейших, тяжёлых и трагических моментов в фильме много. Показан период, далеко не лучший для флота. Герой С. Гармаша, продающий серьги, вызывает скорее злость на тех, кто его довёл до этого. Кап раз Гена Янычар в исполнении Андрея Краско-человек своего дела с понятием о чести и достоинстве, вызывающий только гордость и радость, что да, он таким будет при любых обстоятельствах, режиме, зарплате. Когда смотрел фильм, представлял, что и «Курск» и другие ПЛ уходили на дно с такими же экипажами, которые понимали что всё,не спастись. И до последнего боролись. Офицеры бодрили матросов и друг друга и вспоминали семьи.

    Пусть так, пусть без особого юмора по книгам. Режиссёр показал то, как он видел гибель людей и лодки.

    9 из 10

    25 марта 2014 | 03:02

    Мда. Может я так сильно разочаровался в Российском кинематографе, что 72 метра для меня Хороший фильм или это кино действительно стоит внимания.

    Честно, что раскричались? Да, это не К-19. Хотя что-то здесь есть. Даже U-571 мне нравится намного больше, но все же, результат получился удовлетворительный. Если бы другие режиссуры, Бондарчук младший в частности, брали пример с Хотиненко, то такой лажи с Ротой и Жарой не было бы. 

    Сюжет неплохой, но и не гениальный. Шутки присутствуют, смешные. Я смеялся. Многие из них горькие, плакать охота. Показали как тяжело жить в наше время. Ой, опять слеза наворачивается.
    Состав актерский понравился. Краско — супер. Жаль, что умер. Был самым харизматичным со времен Папанова. Маковецкий удивил. Башаров молодчик. Даже Галкин не раздражал. Сыграли хорошо. Вот твердную 4 ставлю. без всяких минусов.

    Музыка хорошая, навевает грусть. Даже некоторым может показаться, что фильм пафосный и слезливый, я соглашусь. Да чересчур перегнули палку со слезами. Но все-таки так и надо, не радоваться же. Нужно как-то подтолкнуть зрителя к нужным эмоциям. А то многих в кинотеатрах во время серьезных драм пробивает на Ха-Ха. Грустно от этого.

    Пафос — отдельный разговор. Есть такое. Но я его не замечал. Для меня он смотрелся органично. короче нареканий нет.

    В итоге за маленькие деньги сняли фильм, который меня очень сильно порадовал. Настоящая драмма. Таких в нашем кино по пальцам пересчитать можно(имею в виду после СССР).

    8 из 10

    11 мая 2007 | 00:28

    Только сейчас просмотрела этот фильм и не пожалела. Думала, что какой-то очередной и скучный фильм, на котором я сейчас буду медленно засыпать. Я ошиблась! Причем сильно ошиблась! Фильм превосходный. Сидела и переживала вместе с героями. Мне было жалко главного капитана это Гена. Я думала, что зарыдаю сейчас, но… Держалась.

    Спецэффекты впечатлили. Актёрская игра — ПРЕВОСХОДНАЯ, как и сам фильм. Я ВЕРЮ! Всему, что происходило в фильме. То, что было во время катастрофы, шутки и т. п. Это даже хорошо, что они шутят. Почему? Потому что это отвлекает хотя бы на секундочку. Если тупо сидеть и смотреть в одну точку, то психологически в конечном итоге сорвешься, возьмешь пистолет и застрелишься или же истерика начнется. Так, что… Молодцы они, что не унывали.

    25 сентября 2009 | 01:11

    Во всем фильме мне нравятся не декорации, не пафосные речи и военные субординация, а отношения — отношения личные, внутрисемейные. Это ожидание и тревога беременной героини Чулпан Хаматовой, потрясающая сцена прощания Краско с женой, когда она принесла ему кружку.

    Такие короткие кадры, но насколько они характеризуют жизнь!

    3 февраля 2008 | 14:03

    Хорошее кино. Шикарный подбор актеров, отличные диалоги и мощный финал. Три основные составляющие успеха, на мой взгляд.

    Единственный, наверное, момент, который мне не совсем понятен — это «лишние» кадры о поиске пропавшей подлодки. То есть, не нужно было, конечно же, лишать фильм даже упоминания об этом — возникли бы вопросы и т. д., но смысла в сцене «Мы вместе учились, я хорошо его знаю» я, если честно, не вижу. Какова цель эпизода? Подарить зрителю надежду? Но после перемещения фишки на стенде на «72 метра» режиссер к теме помощи утопающим руками, отличными от их собственных, не возвращается. Тогда зачем вообще было заводить разговор? Пара кораблей на экране, разговор в наушниках — за глаза. Тем более что запись в журнале: «запасов кислорода осталось на 12 часов» с лихвой кроет и «бегемота на стометровке» С. Маковецкого, и любые другие (потенциальные!) чудеса сноровки спасателей.

    Однако повторюсь, это единственная, по сути, претензия к картине. В остальном всё очень даже неплохо.

    Противостояние героев М. Башарова и Д. Ульянова: путь от «Баб много, а друг — один! — Она тоже одна» к «Есть такой человек: капитан-лейтенант Петр Орлов». Блестящая работа С. Маковецкого — сочетание комедии и драмы: «По мустингам, по мустингам?!» и «Простите, что иду я, а не Вы». Яркие и запоминающиеся персонажи второго (а то и третьего) плана: герои В. Галкина («Тут нам по ленд-лизу…»), С. Гармаша («Докладываю: продать не успел…») и пр. И, конечно же, Гена Янычар — одна из самых запоминающихся ролей А. Краско. Тут тебе всё: и «А рога у коровы есть… Это плохо», и «Желающие принять украинскую присягу — выйти из строя! Остальные — айда за мной», и коротенький, но такой емкий эпизод прощания с женой перед походом. Глыба!

    Хороший фильм. Почему-то всегда вспоминается одним их первых, когда речь заходит о периоде, так называемого, возрождения отечественного кино (после «смутного времени 90-х»).

    9 из 10

    23 марта 2010 | 16:51

    Первый канал (по заказу которого и поставлены «72 метра») и сам господин Эрнст лично наконец-то обратили внимание на тот факт, что отечественный кинематограф воспрянул духом и может приносить реальный доход. Имея в активе такие капиталы можно попробовать себя и в большом кино. Появилась некоторая система: снимается трех-четырехсерийный фильм, из него монтируется полный метр для широкого проката, а телеверсия (спустя прокатный срок) показывается в прайм-тайм по Первому.

    Назвать рассказы Александра Покровского «подходящим материалом» язык как-то не поворачивается, но госзаказ на военно-патриотические фильмы по-прежнему существует.

    Хотиненко, в свою очередь, подошел к постановке со все присущим ему талантом. Самое главное, что режиссер идеально адаптировал свое дарование для современного российского кинорынка, создав добротную, качественную и актуальную картину. Он отошел от прямой пропаганды патриотического духа, обратив внимание на специфику русского менталитета. После просмотра сразу ощущаешь себя частью этой загадочной, умом-не-понимаемой России. Это положительно скажется (и уже сказывается) на российском прокате картины, но, боюсь, за границей возникнут определенные трудности ее восприятия иностранцами.

    По жанру «72 метра» — фильм-катастрофа о крушении подводной лодки во время плановых учений. Случайная мина — эхо войны — и происходит непоправимое. Здесь следует сразу заметить, что технически картина сделана на очень высоком уровне (там, где не хватило денег на спецэффекты, помогла находчивость режиссера и всей съемочной группы), и смотрится она даже «вооруженным» глазом киноведа очень достойно. Фабула почти классическая: подготовка к погружению (знакомство с персонажами, завязка их повествовательных линий), непосредственно сама катастрофа, перспективы спасения, открытый финал (пожалуй, только здесь Хотиненко проявил инициативу, обычно такие истории заканчиваются однозначно).

    Весь фильм прорезан флэшбэками из жизни героев: для женской аудитории — любовная коллизия, для молодежи — забавные случаи из жизни моряков на суше; впрочем, жесткой градации тут нет: замечательный «украинский» эпизод понравится большинству зрителей вне зависимости от их половой или возрастной принадлежности. Относительно юмора в картине — отдельный разговор. Авторы удивительно, без скабрезности и туалетного юмора (вспомните отвратительный опус «ДМБ») изобразили армейские будни и праздники — это очень интересно и действительно смешно (не забывайте, что комичность основана на русском мироощущении).

    Но вместе со всеми шутками-прибаутками показана и суровая действительность Российского флота. Влияние бедственного положения нашей армии показано как на судьбе как отдельной личности (персонаж С. Гармаша), так и в более глобальном масштабе (инцидент с дыхательными аппаратами и др.). Все это делается ненавязчиво, преподносится как данность, что тоже положительно сказывается на художественном уровне картины, не давая ей превратиться в жалобную песню-призыв перечислить N-нную сумму денег на такой-то расчетный счет.

    Конечно, есть моменты, которые смущают. Вездесущая птичка с окровавленной шейкой, как предзнаменование великой трагедии, чересчур пафосна, но в массах это может показаться даже интересным. Да и участие великого Морриконе в проекте вызывает недоуменный вопрос: «А зачем это надо?» Ничего специфического его музыка не привнесла (кроме увесистого пиар- компонента), в России есть композиторы ни в чем не уступающие (а в чем-то и превосходящие) знаменитого итальянца. Тем более его конек- это вестерны, к фильмам других жанров он не написал шлягерных мелодий (исключение — лишь тема из «Профессионала»). Судя по саундтреку, особо маэстро и не напрягался — музыка не запоминающаяся, без особой глубиноемкости восприятия. Самое забавное, как его композиции сочетаются с другим лейтмотивом фильма — песней Децла (поклонником его творчества является один из персонажей — курсант, для кого это роковое погружение было первым и сразу боевым крещением). Диск выглядит примерно так: Морриконе, Децл, Морриконе, Децл, Децл, Морриконе и т. д. 

    Но это уже не существенные придирки. Главное, что у нас есть режиссеры-мастера, которые, даже получив конкретный заказ, не поступаются своими творческими принципами, вкладывая в каждое свое творение частичку себя, своей души. Владимир Хотиненко никогда не снимет «галочкин» фильм.

    Пусть «72 метра» не войдут в сокровищницу мирового кинематографа, но в новой истории русского кинематографа этот фильм уже занял далеко не 72-е место. Это как минимум 72 плюса из ста возможных. Режиссерский опыт Хотиненко может служить хорошим примером не только подрастающему кинопоколению, но и мастерам старой гильдии, не сумевшим пока найти себя в новой кинематографичной реальности.

    7 из 10

    6 января 2016 | 15:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>