Фехтовальщик мирового уровня приезжает в захолустную деревушку, скрываясь от политических гонений. Его берут на работу учителем физкультуры. В начале фильма хорошо показано, что несмотря ни на что - он берет рапиру и по-тихоньку продолжает заниматься сначала один, затем к этому искусству появляется интерес у детей. Отмечу, что в этом фильме фехтование стараются показать именно как искусство - в сочетании с великолепным саундтреком на фортепиано от Шольца младшего проводится некая аналогия. Очень понравилось, как показано взросление детей в плане фехтовального мастерства: показаны все этапы обучения, конфликты и т.д.
Особенно стоит отметить внутреннюю борьбу главного героя, эмоции детей, их взаимные сопереживания. Фильм психологический в этом плане. Дети - цветы жизни. И от того как за ними ухаживать, - получим соответствующее будущее.
Фильмов про фехтование вообще мало, а с таким сюжетом и подавно нет.
Однозначно к просмотру всем кто интересуется фехтованием или им занимался.
Эстония холодная балтийская страна, о которой не так много известно. Не так о стране, как о людях, которые там живут. И это вам не анекдоты об «ооочеень мееедленныыых эстооонцах». Хотя эти шутки, думаю, не беспочвенны. Они интроверты. Не все, наверное, но многие. Всё держат в себе: переживания, боль, радость – все эмоции. И режиссер передает это в фильме, который и получился «интровертный». То есть неспешный, размеренный, мало эмоциональный снаружи.
О сюжете: Главный герой – известный фехтовальщик Эндель Нелис. В бегах из-за непростого прошлого, он попадает в маленький эстонский город преподавать физкультуру. Он пытается внести в маленький городок разнообразие, и открывает кружок фехтования. И все дети откликаются на это занятие и стоят в очереди, что бы заняться неизвестным, но очень интересным для них спортом. Для них это важно.
Но главному герою не повезло с директором школы. Это мелкий человек, который очень хочет быть советским и следит, что бы его маленькая школа тоже была советской. И делает все, что бы прекратить занятия фехтованием, которые ему не нравятся.
В послевоенное время у многих детей родители работают сверхурочно. У многих из этих малышей нет отцов. 1952 год… война забрала самый главный пример и опору для каждого мальчика – его отца. И примером становится в новый учитель Эндель Нелис. Этот человек обращает внимания на детей, к которым никому не было дела. То, что поднимает режиссер в этом фильме – очень интересно, но глубоко «копнуть» не удается. Он не может дотянуть узел, и от этого появляется ощущение, что этой ленте не хватает чего-то, что бы она стала фильмом не на один раз. Может поэтому он и не взял золотой глобус.
Фильм достаточно живой, имеющий своё 'лёгкое дыхание'.
В основу положены мотивы биографии реального человека, которую изменили до неузнаваемости.
Всё выглядит так, как будто режиссер поставил себе задачу снять фильм про политику. Вернее, на биографию реального человека наложили сегодняшнее отношение определенных европейских товарищей к советскому союзу.
Из фильма мы узнаем, что герой воевал на стороне фашистской Германии, в конце войны дезертировал и сменил фамилию. Из-за чего им вяло интересуются специальные службы КГБ и 'кто-то ещё', по этому он прячется маленьком городке на периферии.
В этом городке детям, почти поголовно оставшимся без отцов (погибших на войне) он преподает фехтование.
При этом, режиссер намекает, что главный герой хороший, а люди, которые его подозревают в 'нехорошем' плохие. Что и показано весьма гротескно.
Если при этом добавить место действия сформулированное не иначе как 'Эстония, оккупированная Светским Союзом' и тому подобные комментарии, то фильм сразу занимает антисоветскую позицию.
Вы просто вдумайтесь, солдат, воевавший на стороне фашистов длительное время, убивавший отцов советских детей преподает им фехтование и демонстрируется как положительный герой. А Советский Союз, продемонстрированный как место, где запуганные люди боятся высказать собственное мнение, почему-то не очень спешит задержать главного героя для проведения следственных работ.
При этом, приглашение на всесоюзные соревнование, видимо, высылается в слепую, а компетентные органы, конечно же, не проверяют кого и куда они приглашают вместе с детьми, за которых он несет ответственность.
'Фехтовальных' фильмов крайне мало, и надо сказать, что фехтование в фильме показано неплохо. Но взаимоотношения героев, проблематика показана очень примитивно. То есть, мы не увидим ничего такого, что выходило бы за рамки шаблонов и штампов. Что опять же подводит к мысли, что основное в фильме - это продемонстрировать то, как было плохо в СССР.
В фильме есть как достоверные моменты, так и достаточно фантастические. Из аннотации к фильму ясно, что в 1950м году главного героя принимают на работу в школу. Мы видим, что в течении года он готовит своих подопечных (без разминки и ОФП). С точки зрения киноповествования - фехтовальный турнир в Ленинграде был не позднее 1951 года. Однако, электрифицированное фехтование, которое демонстрируется в фильме и в мире то было начало внедряться в 1955. Внедрялось не сразу, постепенно, у него были свои противники. Если допустить, что к 1957ому году, электрифицированное фехтование стало повсеместным и в СССР (что не так), то предполагаемый турнир проходит не ранее 57года. И откуда в школах союза новомодный инвентарь в таком количестве?
А ещё мы помним, что с 1955го идет волна реабилитаций осужденных в конце 30х годов. И если у нас в кадре 1957, то речь Хрущева о десталинизации на XX съезде уже произошла (в 1956) со всеми вытекающими потеплениями.
Актеры играют неплохо, работа оператора хорошая заслуживает внимания. Есть забавные решения. Например, когда поезд едет в Ленинград, из окна мы видим Петропавловскую крепость и Неву.
Если бы не вольное трактование истории и навязчивое навязывание определенной политизированной точки зрения, то фильм был бы любопытным. А так, оставляет ощущения очень неоднозначные. Если бы не интересовался фехтованием в кино, наверное пропустил бы. Потому что политизированная фантастика, под маской биографической истории.
Золотой Глобус марафон. Фильм тридцатый: 'Обычно думают, что фехтование - это умение уколоть противника. Но это не так. В фехтовании самое главное - держать дистанцию' (c)
Cегодня я вспомнила, почему когда-то решила не относиться предвзято к фильмам какой бы то ни было страны. Жемчужины бывают во всех концах света. Редко, но бывают. И я очень люблю их находить. Именно ради них я лопачу эти кинопремии. У меня всегда есть надежда найти. В течение этого марафона нашла две жемчужины: 'Комнату' и этот фильм.
Глаза были на мокром месте с самого начала, а уже в середине и конце я рыдала. Так со мной бывает не на драмах, отнюдь, так со мной бывает на фильмах, которые трогают до глубины души. Этот фильм очень тронул. Я даже не знаю, как описать то, что я чувствовала... Настолько я прониклась всем этим маленьким городком, страшной историей главного героя, замечательными детьми, которые обрели в итоге благородную цель и веру в себя. Очень понравилась любовная линия - с одной стороны, советский стиль 'встречалок', а с другой, глубокие отношения, включающие взаимопонимание и уважение выбора любимого человека. Этот фильм - яркий пример того, что не нужен огромный бюджет, чтоб тронуть людские сердца.
Сижу сейчас и пытаюсь проанализировать, почему меня настолько тронуло... Наверное, дело обстоит так: во-первых, у меня обострённое чувство справедливости, и когда творится беспредел, не могу спокойно смотреть; во-вторых, фильмы об учителях/тренерах по призванию - одни из любимейших; в-третьих, спортивные драмы - любимый жанр. Этот фильм собрал воедино три эти составляющие, приправив обильно 'настоящестью', искренностью и добрыми намерениями.
Фильмов про советский режим много. Да и все мы по рассказам бабушек-дедушек знаем, как несладко тогда жилось, как тяжело было иметь своё мнение, как за своё мнение приходилось платиться. Да и не только за это. За любую оплошность, мелкую ошибку и даже за вещи, которые ты совершал согласно закону того времени, впоследствии могли 'отплатить' Сибирью. В общем, фон до безумия знакомый, только дело происходит в Эстонской ССР. Фильм частично основан на биографии реального человека, фехтовальщика по имени Эндель Нелис. Отличие от реальной биографии, в том числе, в том, что гонений со стороны советских властей на Нелиса не было.
Фильм о выборе между инстинктом к выживанию и желанием не разрушать хрупкую веру детей. Фильм об обретении смысла жизни. Фильм с надеждой. Тяжёлый в каком-то смысле, но далеко не беспросветный. Свет там как раз в каждом окне. После него хочется переосмыслить многие вещи, стать лучше, иметь цель и иметь людей, в которых веришь ты и которые верят в тебя.
После него очень светло на душе. После него остаются правильные мысли. Я думаю, что именно такие вещи должны побеждать на кинопремиях, и тогда, уверена, мир станет чуточку лучше!