всё о любом фильме:

Последнее танго в Париже

Ultimo tango a Parigi
год
страна
слоган-
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийБернардо Бертолуччи, Франко Аркалли, Жан-Луи Трентиньян, ...
продюсерАльберто Гримальди
операторВитторио Стораро
композиторГато Барбьери
художникФилипп Тюрлюр, Джитт Магрини
монтажФранко Аркалли, Роберто Перпиньяни
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.4 млн,    Италия  15.2 млн,    Германия (ФРГ)  5.2 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг NC-17 лицам до 17 лет просмотр запрещен
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии.

Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Через десять лет после премьеры фильма, в 1982 году студия United Artists выпустила новую версию картины, которая получила рейтинг R, вместо рейтинга Х, который был присвоен фильму Бертолуччи в 1972 году. Интересно, что в новой версии фильм «Последнее танго в Париже» стал короче всего на одну минуту.
    • Актер Жан-Пьер Лео, сыгравший роль Тома, так волновался встретиться с Марлоном Брандо, что все сцены с его участием снимались по субботам, когда Брандо не работал. В итоге, за все время производства фильма Лео так и не познакомился с легендарным актером.
    • Первоначальная режиссерская версия фильма длилась более четырех часов.
    • Полный вариант фильма имеет хронометраж 136 минут.
    • Марлон Брандо после этого фильма 20 лет не разговаривал с Бернардо Бертолуччи.
    • Многие реплики Пола были импровизацией Марлона Брандо, которому не нравились фразы его героя, прописанные в сценарии.
    • На главные роли рассматривались Жан-Луи Трентиньян и актриса Доминик Санда, но оба актера отказались от участия в фильме.
    • Первоначально музыку для фильма должен был написать композитор Астор Пьяццолла, который даже написал для Бертолуччи демо-версию аргентинского танго. Но в итоге режиссер предпочел ему джазового композитора Гато Барбьери, посчитав его музыку более чувственной.
    • Любопытно, что образ Тома, Бернардо Бертолуччи намеренно создавал как пародию на одного из идеологов новой волны французского кино режиссера Франсуа Трюффо.
    • По словам режиссера Бернардо Бертолуччи, замысел картины родился из его собственной сексуальной фантазии — «встретить на улице прекрасную незнакомку и заняться с ней сексом без всяких обязательств, так и не узнав даже ее имени».
    • По словам актрисы Марии Шнайдер, самая известная эротическая сцена фильма была импровизацией Бертолуччи и Брандо, которые решили изменить сценарий в последнюю минуту и не стали ее предупреждать. Актриса призналась, что после съемки она находилась в состоянии шока, а ее слезы в кадре были настоящими.
    • Премьера фильма состоялась на фестивале кино в Нью-Йорке 14 октября 1972 года.
    • После того, как фильм «Последнее танго в Париже» вышел в Европе, в суде итальянского города Болонья за «распространение порнографии» было открыто дело на Бернардо Бертолуччи, Марлона Брандо, Марию Шнайдер и продюсера картины Альберто Гримальди. Вскоре все обвинения с кинематографистов были сняты, наказали лишь Бернардо Бертолуччи, который был лишен в Италии гражданских прав, включая право голосовать на выборах в течение пяти лет.
    • Шведский режиссер Ингмар Бергман после просмотра картины заявил, что вся история имела бы смысл, будь главными героями два гея. Бернардо Бертолуччи ответил, что считает эту критику заслуженной. Интересно, что вариант с гомосексуальными отношениями в центре фильма действительно мог состояться. Такая задумка была одной из альтернативных идей основной версии сценария фильма.
    • еще 11 фактов
    Трейлер 01:27
    все трейлеры

    файл добавилLowTable

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    «Последнее танго в Париже» принадлежит к небольшому числу тех произведений искусства кино, значение которых, наверно, только возрастает с течением времени — а прошло уже более 35 лет (кстати, на кинофестивале в Риме в октябре 2007 года устроили специальный показ фильма по случаю этой даты). Скандальная история конца 1972 года по поводу выхода в обычных, а не неспециализированных кинотеатрах ленты с откровенными эротическими сценами многим помешала верно и точно понять эту выдающуюся картину всего лишь 32-летнего итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи, который, впрочем, успел зарекомендовать себя за целое десятилетие работы в кино, а прославился двумя годами ранее замечательным «Конформистом». Однако и гораздо позднее некоторые англоязычные издания, подобно «Видео Муви Гайд» или «Хэллиуэллс Филм Гайд», твердили о «Последнем танго в Париже» лишь как о «претенциозной сексуальной мелодраме». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 168 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как человек неравнодушный к фотографии особенно отношусь к снимкам в формате ню. Ибо если хочешь увидеть внутренний мир мастера — посмотри его работы с обнаженной натурой. Это нам еще дедушка Фрейд завещал. Почему у одних снимки получаются нежные, наполненные восхищением человеческого тела, а у других выходит грязь и вульгарщина? Все дело в наших маленьких демонах, сидящих так глубоко, что мы порой и сами о них не подозреваем.

    Старик Бертолуччи о своих демонах знает, и не боится говорить о них. «Последнее танго в Париже» — это культ мужских комплексов. Фильм получился откровенным, отвратительным и невероятно честным.

    Для меня есть два Бертолуччи — один непревзойденный мастер философско-исторических драмм: «Маленький Будда», «Последний император», которого я обожаю, и второй, арт-хаусный Бертолуччи — цинник и провокатор, к которому я отношусь с опаской.

    Мужчина. Самец. Дикое животное, для которого секс — основополагающая жизни. Что ломает мужчину? Социум. В животном мире все просто, потому что секс, инстинкт продолжения рода и есть двигатель всего. Но в современном мире, чтобы заполучить «самочку» надо быть сильным, умным, обладать социальным статусом, обладать властью, деньгами… в погоне за всем эти у мужчин уходит так много сил, что на цель всего этого пути их уже не остается. Они прибегают к финишу выжатыми лимонами: «С геморроем и простатой величиной с индейский картофель».

    Бертолуччи говорит об одиночестве каждого из нас, о том, как социум, со всеми его ролями, масками и играми делает нас еще дальше друг от друга. Он рисует нам утопию которой грезит каждый мужчина — случайно встретить женщину, которая готова поддаться внезапному порыву, страсти, животному инстинкту, которой все равно, кто ты, сколько тебе лет, откуда ты, и как тебя зовут.

    Герои живут двойной жизнью — в нормальной жизни у нее: жених-режиссер, чудаковатый восторженный юнец, старая няня-расистка, отец, погибший в Маньчжурии, у него: жена-самоубийца, набожная теща, старенький отель и кризис среднего возраста. В другой жизни у них нет имен, есть только животные дикие вопли, у них нет прошлого, как нет и будущего, есть только огромная квартира в старом доме и животная страсть, которая как ржавчина изъедает обоим душу.

    Герой Марлона Брандо в начале вызывает неоднозначные чувства, в нем действительно что-то есть: мужчина, самец, грубый, нахальный, властный. И героиня Марии Шнайдер попадает по власть этой животной дикой силы. Но чем дольше развиваются их отношении, тем больше становится понятно — у них нет будущего. Ей 20, ему 45. Что может дать ему она? Молодость, красоту, жизненную энергию. Что может он? «Подсадить» ее на грязный, порочный извращенный секс. И он, и она упиваются взаимными унижениями, доходящими порой до патологии.

    Поль — вызывает отвращение все большее, которое к финалу фильма достигает кульминации. И если в начале он кажется нам действительно «настоящим самцом», то к финалу понимаешь, что он не более чем инфантил и компенстаторик, который вымещает свои комплексы на невинной молоденькой девушке.

    Финал фильма — истинно мужское разочарование. Чтобы претендовать на место «быка-передовика» — надо действительно обладать внутренней силой и на самом деле представлять из себя что-то, а не быть тряпкой, который прячется за маской «таинственного незнакомца», потому не справится таким с этой ролью.

    Любви в этом фильме нет, есть только инстинкты изуродованные социумом и доведенные до психо-сексуальных паталогий.

    Вердикт: фильм противопоказан феминисткам, восторженно-нежным юношам и девам верующим в светлое чувство любовь, рекомендую же циникам, девиантам и в особенности приверженцам BDSM-культуры.

    22 апреля 2011 | 21:08

    Посвящается моему отцу.

    Я могу смело сказать, что этот отзыв — самый вымученный и трудный и, в то же время, самый долгожданный для меня. Он создавался около года, печатался на клавиатуре, набирался на телефоне, был стерт, восстановлен, позже снова стерт… Эта бесконечная, казалось бы, дорога обрела конечную точку, лишь когда я понял, что подхода к написанию об этом фильме два. Один — взвешенное и монументальное обоснование значимости и уникальности этого творения для кинематографа. Второй — сумбурное и эмоциональное копание в своих чувствах и мыслях, которые это творение во мне породило. Не выбери второй способ, вряд ли б я когда-нибудь вышел на финишную прямую работы над этим текстом…

    Уставший человек. Что это такое? Человек — биосоциодуховное существо, сложное как по физиологическому, так и по психологическому строению. Усталость (применительно к человеку) — совокупность результатов физиологических и психологических нагрузок, отражающаяся, как правило, на духовном, внутреннем мире человека. Пол, главный герой фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», обычный уставший человек. Он измотан большим городом, в котором никому до него нет дела. Он разбит и уничтожен самоубийством жены. Он утомлен беспросветной путаницей во взаимоотношениях с людьми. Он разочарован в жизни и не может понять, чего от нее хочет и хочет ли чего-нибудь вообще.

    Каждый может занять свою позицию и в соответствии с ней высказаться. На мой взгляд, наиболее вероятны два типа мнений. Первый: бедняга, да на него свалилось столько, сколько на сотню таких не сваливается, врагу не пожелаешь такого… Второй: все, что нас не убивает, делает нас сильнее; Пол просто тряпка, надо было собраться, поднять голову и идти вперед. При своей противоположности каждая из возможных моделей мнений практически в равной степени подтверждает одну из основных задумок фильма. Люди не хотят понимать друг друга. Либо потому, что они недостаточно умны и чутки, либо потому, что они просто не хотят этим заниматься.

    Одиночество — это одна из тех вещей, которая гарантирована человеку в любом случае. Мы рождаемся и умираем одни; пусть в начале пути нам помогают молоком и советами, пусть в конце пути нас окружают заботой и траурной процессией, мы все равно есть ни что иное, как машины, выезжающие из разных гаражей и оказывающиеся на одной свалке. Дороги между этими двумя точками могут быть абсолютно непохожими и различными. Но разве имеет значение, сколько светофоров и разъездов ты минуешь, пока приближаешься от пункта А к пункту В? Только время, затраченное на дорогу, может существенно отличаться.

    А что будет потом? Мало кто знает. А те, кто знают, могут ошибаться или лгать. Неизвестно, что там такое нас ждет. Неизвестность пугает, она проникает сквозь кожу, втягивается через нос и уши, попадается на глаза и поглощается с пищей. Мы боимся смерти не совсем потому, что боимся неизвестности. Мы боимся потерять то, что есть, что известно и можно пощупать рукой, убедиться в его реальности.

    «Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир», — это сказал известный и мудрый писатель Габриэль Гарсия Маркес. Это изречение очень четко отражает сущности общества и человеческих душ. Как бы ничтожен ты ни был в скупом социуме и в огромной Вселенной, ты можешь найти того, кто будет познавать тебя и даст познать себя. Но что, если это оказывается невозможным? Пол, сидя перед своей мертвой и обложенной цветами женой, судорожно касается пальцами морщин на лбу и бегает глазами где-то по потолку темной комнаты, словно пытаясь что-то высмотреть. «Я полагаю, я мог бы постичь всю Вселенную, но я никогда не узнаю всю правду о тебе». Человек есть загадка, гениально-лаконичное и невероятно сложное наслоение совпадений и деяний, ошибок и побед, радостей и печалей. Пол — обычный человек, он снимал со своего лица защитную маску скептика и мизантропа лишь перед Розой, своей женой, но за то время, что мы наблюдаем за ним с помощью Бертолуччи, он мало что сказал о себе. Поэтому мы тоже не сможем его понять.

    Это так страшно… Никогда и никого не сможешь понять до конца, даже если очень хочешь и очень стараешься. Верно и обратное: разве кто-то сможет полностью понять тебя? Вряд ли. Люди поят друг друга иллюзиями и заблуждениями, в которых все достигают небывалых высот взаимопонимания в различных по численности группах. Когда это опьянение спадает, наступает похмелье. В нем трезвость взгляда беспощадна для опустошенных разума и души. Полу больно, он не только не смог понять самого близкого и дорогого человека на свете, он еще и обречен жить непонятым всю свою оставшуюся жизнь без возможности отдаться забвенью сладких иллюзий. Поэтому, попрощавшись с Розой, он возвращает на свое лицо маску цинизма, которая не даст понять, кто он такой…

    Некоторое время назад Жанна, молодая девушка, с которой Пол предавался безумным сексуальным играм после самоубийства жены, сдернула покрывало с бесформенной кучи, возвышавшейся в одной из комнат снимаемой ими квартиры. Там ведь мебель была, сваленная друг на друга? Или это чья-то душа? Дотронешься — рассыплется? Может, права была Жанна, когда еще немного раньше запретила Полу поднимать кусок паркета, который скорее всего скрывал чей-то тайник? Или все же стоило туда заглянуть? Хотя Жанна — не Амели, ей нет дела до давно умерших. И она не хочет тратить на это жизненные силы, необходимые для нормального функционирования организма…

    А еще раньше Пол навзрыд плакал, вертя в руках маленький красный абажур. Что вспомнил он? Что пронзило его существо? Какие моменты вынырнули из болот памяти? Что-то связанное со счастливыми днями вместе со своей погибшей женой? Или, быть может, это какие-то далекие воспоминания о детстве, когда он был беспечен и легок, его тело было незнакомо шрамам и седым волосам, а сердце было свободно от тюремщиков-страданий?.. Кто знает…

    «Последнее танго в Париже» с Бернардо Бертолуччи в режиссерском кресле и Марлоном Брандо в главной роли — великий фильм о человеке. О каждом из нас. Следовательно, советую посмотреть его каждому.

    10 из 10

    23 июня 2009 | 14:42

    Представьте, что однажды у вас появилась возможность остановить время, подойти к совершенно незнакомому человеку, которого вы видите впервые, но который смог вас заинтересовать, посмотреть в его лицо, почувствовать запах парфюма, оживить его своим прикосновением, схватить за руку и устроить побег по незнакомым улицам в незнакомое место. Это была бы встреча без знакомства, без имен, без продолжений — в мире, где только ваши персоны являются важными, где больше нет никого, кроме вас двоих и где была бы возможность забыть обо всем на Свете и поступать так, как просит сердце: эмоционально, страстно, живо — как в танго.

    В фильме описывается драма двух, казалось бы, совершенно неподходящих, чужих людей: мужчины средних лет, убитого горем после измен и суицида супруги и молодой девушки, не способной осознать свои отношения с отцом и молодым человеком. Слишком далекий побег в неизвестность и слишком много невыстраданных когда-то чувств героев выражается в саморазрушительных привязанностях, причиной которых бывает, как правило, одно — недолюбовь.

    Страстный, «въедливый», чувственный фильм, а скорее надчувствие- то, что сложно постигнуть лишь разумом, многократно пытаясь поймать логику, мотивы поведения героев, но то, что можно «отпустить» -позволить быть легким и свободным.

    Великолепная самоотверженная игра Брандо и Шнайдер. До момента съемок они не знали всю полноту действий в картине и долгое время были в обиде на Бертолуччи за оказавшимися столь откровенные приватные сцены. Для 70 -х годов фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы, после чего его целенаправленно запрещали во многих странах.

    Тем не менее- это, пожалуй, один из самых недооцененных фильмов ХХ века. Он так и остался без заслуженных наград. Его обвиняли в нелогичности героев, излишней порнографии, невыносимо претенциозным и бессмысленным психологизмом. НО скорее от того, что Бертолуччи оказался более проницательным и более тонкочувствующим художником, чем многочисленные критики. Маэстро перенес на пленку не рефлексию героев, но горечь утрат, надрыв, самобичевание, мазохизм и самосожаление. Режиссер смог насытить фильм символами, Фрейдовским психологизмом, где действия героев уже не кажутся такими бессмысленными, а имеют четкое оправдание и глубокие корни. Превосходная операторская работа. Превосходные цвет и зернистость кадра.

    Магически красивый, дерзкий, экзистенциальный фильм с шармом усталого Парижа.

    Рекомендовано узкой аудитории — тем, кто ценит неоднозначный психологизм отношений, страсть, чувствует полутона и полутени. Очень долгое послевкусие.

    10 из 10

    13 октября 2015 | 00:37

    Уж насколько лёгкое настроение создают «Мечтатели», настолько может его испортить «Последнее танго в Париже».

    Тем не менее, хочется разбавить «белопальтовость» некоторых отзывов, сетующих на ужасную аморальность и «старого грязного извращенца».

    Что увидела я.

    Молодая девушка уверенно ищет приключений на свою попку и успешно находит, назойливо вертясь вокруг незнакомого угрюмого мужика. Он хоть уже немолод, но сразу видит, кто подходит для целительной интрижки и немедленного совокупления. Опыт никуда не денешь.

    Ну, а дальше оно закрутилось, завертелось и понеслось. Ничего необычного, часто так и бывает, пусть с небольшими поправками.

    Трагедия фильма, на мой взгляд, в главной его идее — отношениях без имён, прошлого и настоящего. За что боролись, на то и напоролись: герои совсем не знали друг друга, влюбились в придуманные образы. В жизни то же самое, но в «Последнем танго…» преувеличено, как и подобает кино.

    Жанне пришлось признать, что вместо загадочного, доминантного, страстного незнакомца она заимела под боком престарелого вдовца с букетом неделикатных болезней, бесплодием и весьма сомнительным местом будущего общего жительства. «Можно жить в твоём заброшенном загородном доме, дорогая!». Только вот в деревне ей как-то жить не хочется… Молодость она такая, бескомпромиссная. Хочется красиво, в большой квартире в центре Парижа, с детьми и без геморроя.

    Да и Полу не повезло. Казалось, что нашёл себе бесконечно влюблённого, восторженного забавного щеночка. Который пытается покусывать иногда, но зубки ещё не прорезались, получается только палец обслюнявить.

    Он уже и из раковины своей вылез, горе пережил, похорошел, приободрился в надежде на скорее всего, последнюю, но счастливую главу своей жизни… а тут облом. Ничего не хочу, ничего не нужно.

    Злая ирония: именно Пол настаивал на анонимности, а отказаться от неё в итоге и шагнуть в реальность не сумела Жанна.

    Наверное, у каждого есть такие фильмы, в которых можешь оценить уровень режиссёра, характеры, игру актёров, съёмку, музыку, но не лежит душа — и всё тут!

    Я уверена, что серые виды пасмурного Парижа, грязные, убогие интерьеры, неопрятный главный герой, местами откровенно мерзкие диалоги, вроде бы нелогичная концовка (прекрасная и динамичная, кстати! Любимое в этом фильме) — это не случайность, огрехи или неудачная импровизация Брандо, а инструменты для игры с вашим настроением.

    Господин Бертолуччи сделал всё, как задумал, поэтому он — мастер своего дела, а фильм удался.

    К сожалению, не моё.

    4 из 10

    18 июля 2016 | 23:13

    Вот слова из той самой сцены, которые меня поразили, особенно в контексте этой сцены:

    - Хочешь знать о семейных тайнах? священный союз прививающий дикарям добродетель. повтори за мной. — нет! нет! — повтори за мной. священный союз обитель благопристойности. повторяй дальше. где истязают детей, пока те не скажут первую ложь. где волю подавляют наказанием. где свободу убивают эгоизмом. семья. ты дерьмо. твоя дерьмовая дерьмовая семья.

    Именно такой ломкой старого сознания мне представился этот эмоциональный выплеск, сорвавшийся до грязного секса. Ватикан не в силах уже держать людей в узде, но внутреннюю узду разжать не так просто, она подавляет эмоции и заставляет испытывать их извращённо, в искажённом виде, поэтому жажда непотребства столь ненасытна. Насколько я могу понять из критики того времени, тогда начинался культурный передел и вполне резонно предположить, что картина Бертолуччи рассматривает некий смежный этап разрушения викторианского сознания и начало нравственного модернизма, где уже не останется места для централизованных идеалов. Вселенная Коперника и Ньютона уступают вселенной Эйнштейна. Пусть с запозданием, но искусство тоже переходит на «относительный» уровень. Фильм обязателен для ознакомления, но стоит предупредить, что его наполнение понравится далеко не многим. Я бы назвал это всё эмоциональным порно, только по сути без порнографии, всё на эмоциях актёров и ощущении, которое передаёт особый цвет этого фильма.

    8 из 10

    15 ноября 2014 | 01:18

    «Последнее танго в Париже», пожалуй, самый знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи, мгновенно превративший тридцатилетнего итальянского постановщика в классика с мировым именем. По тем временам несказанно смелый фильм, вызвавший мощный резонанс в обществе. Да что там, он стал эротическим откровением 70-х. Едва ли найдется сегодня человек, который никогда не слышал словосочетание «Последнее танго в Париже». К сожалению, для многих это так и остается словами, как и «Касабланка», несмотря на то, что эти фильмы относятся к разряду тех, которые должен посмотреть каждый человек прежде чем умереть.

    Конечно, после обилия доступной порнографии и мощной пропаганды секса, фильм Бертолуччи не так шокирует как тогда, но нельзя не отметить тончайшее эротическое чутье Бертолуччи, которое сквозит во всех его фильмах. И он нам показывает, что эротика может быть не только красива и гламурна с чулками, шампанским и духами. Зачастую она животна, она не смотрит сама на себя, как бы выглядеть получше в глазах окружающих, эротика окружающих нас людей такая какая она есть, и порой кому-то она может показаться мерзкой. Пускай Бертолуччи взял прославленного Марлона Брандо на главную роль, человека к тому времени в возрасте, и молодую актрису Марию Шнайдер, о чьей внешности можно поспорить, показал нам их мимолетную страсть выходящую за пределы приличий, но ведь это правда, это действительно составляющая часть жизни людей, не приукрашенная для продажи.

    Но «Последнее танго в Париже» это не только первый фильм, где показали сцену анального секса, не та причина по которой его стоит включать, это в первую очередь мощная драма о коротком романе сорокапятилетнего вдовца Поля, впавшего в депрессию после самоубийства жены, и двадцатилетней француженки Жанны, открывающей для себя новый чувственный мир. Они создают свой собственный маленький мир в старой парижской квартире, где скрываются от любых проблем и невзгод. Здесь им не нужны имена и личности. Все маски, которые вешает социум, Поль и Жанна снимают на пороге. Их отношения понятны только им двоим. Их диалоги органично вплетаются в чувственные ласки. Кажется, это любовь.

    «Последнее танго в Париже» — это трагедия. Трагедия взрослого вдовца, полюбившего юную ветренную парижанку, переживающую втайне ото всех незабываемые скандальные эротические приключения с мужчиной старше себя более чем в два раза. Нет, конечно, ей кажется, что она влюблена, ведь Поль загадочен и силен. Силен, той силой, которой любят подчиняться женщины. Но любовь проходит, тайное убежище пустеет, и Жанна чувствует себя свободной и готовой выйти замуж за юного, по-парижски сумашедшего друга детства режиссера Тома. Я не могу сказать, что доволен неожиданным финалом, но именно он делает фильм незабываемым и полным. Он оставляет много вопросов, и оставляет сильную горечь у зрителя.

    «Последнее танго в Париже» — это красивая фантазия Бертолуччи о романе с незнакомкой, о страсти, которой даже не нужно имя. И все же Бернардо Бертолуччи дает имена этой страсти. Поль, Жанна и «Последнее танго в Париже».

    10 из 10

    30 июля 2010 | 23:28

    История странных отношений живущего в Париже 45-летнегно американца Пола, тяжело переживающего самоубийство жены, и юной красотки Жанны, помолвленной с одержимым работой кинорежиссером, в начале 1970-х наделала немало шуму. Но если страсти вокруг фильма со временем улеглись, то вот в самом фильме они, похоже, только усиливаются.

    Во всяком случае, с годами это кино производит все более сильное впечатление. Как то вино, что с течением лет благодаря выдержке только улучшает свое качество. Тогда многих напрягал, а порой откровенно испугал (достаточно вспомнить хотя бы комический эпизод из «Зависти богов» Меньшова, вполне адекватно отражающий суть обывательской реакции) слишком натуралистичный показ интимных отношений, больше характерных для порнокино.

    Чрезмерная половая либерализация особенно не понравилась левакам из СССР, в том числе коллегам и почитателям итальянского режиссера, которые до того момента весьма уважительно относились к творчеству коммуниста Бернардо Бертолуччи, и тут вдруг сочли, что у него случилась серьезная деформация в отношении к …революции (?).

    С течением лет все больше удивляешься и восхищаешься глубиной переживаний, которую смог передать еще сравнительно молодой 30-летний режиссер, совершивший здесь стремительный прорыв к свободе как в творческом плане, так и в чувственной сфере. В этом фильме, что называется, «всё сошлось». Все его участники сделали своё самое лучшее кино: оператор-кудесник Витторио Стораро, джазовый музыкант Гато Барбьери, импровизировавший на своем саксофоне прямо в момент записи звука, актёры Марлон Брандо, Мария Шнайдер…

    48-летний Брандо уже одним только согласием принять участие в столь «сомнительном» для голливудского актера проекте лишь закрепил за собой статус личности своенравной и незаурядной. Свойственное Брандов молодые годы презрение к проявлениям любой слабости сменяется в Ultimo Tango A Parigi душевной хрупкостью героя, расстающегося на наших глазах с последними иллюзиями. А жвачка, прилепленная им в финальной сцене к поручню балкона — как символ того, что в конечном итоге остается от человека — будет пожизненным воспоминанием для каждого, кто видел это кино.

    20-летняя Мария Шнайдер, которая до того снималась в проходных картинах и то лишь в небольших эпизодах, моментально стала звездой, высказавшейся от имени целого поколения. Впоследствии она так и осталась «актрисой одной роли» (даже вторая значительная её работа у Антониони в «Профессии — репортер» не идет ни в какое сравнение с этой), хотя затем еще много раз появлялась на экране. Но в других проектах всё куда-то стремительно улетучилось — и чувственная спонтанность, и шарм, и сексуальность. Дошло до того, что в «Диких ночах» (1992) ее уже просто невозможно узнать: индивидуальность и женственность испарились.

    Брандо привносит в фильм великий трагизм и ужас одиночества: тоска сменяется грустью, грусть — меланхолией, меланхолия — депрессией. Виной всему супружеский обман, будто позаимствованный из трудов доктора Фрейда. Оказывается, жена не просто изменяла Тому, но и дарила ему, и своему любовнику одинаковые подарки (кивок «Любовному настроению» Вонга Кар-вая).

    Выход из этого психологического надлома и эмоционального тупика будет пролегать через извращенную сексуальность и сознательное разрушение чувств, наличием которых как раз не может похвастать юная парижанка Жанна. Пол предлагает ей испытание: опуститься на самое дно унижения и таким образом разделить с ним страдание…

    С появлением Шнайдер в истории возникает тот самый жизненный импульс, без которого не было бы драмы и в конечном счёте — катарсиса. Жанна пытается вырваться из плена того буржуазно-мещанского болота, в котором вынуждена пребывать двадцать лет своей жизни.

    Она вступает в садо-мазохистские отношения с незнакомцем, который годится ей в отцы, и оказываясь во власти непреодолимого полового влечения (кивок «Ночному портье» Лилианы Кавани). Поначалу её искренне увлекает эта необычная анонимная вербально-эротическая игра в новые слова и жесткий секс на грани изнасилования.

    Но чем дольше она находится в пограничной ситуации, чем больше упивается запретной любовью, тем меньше у нее остается мужества идти до конца. Чем большим перверсивным испытаниям подвергает ее Пол, тем рассудительней она становится. И как только он сам «нарушает правила игры» (для него самого никогда игрой не являвшейся), и заявляет о своем праве на настоящее серьезное чувство, увлечению юной красотки приходит конец.

    Все, что серьезно — это не для нее (кивок «Интимности» Патриса Шеро), по крайней мере, на том уровне чувственного взаимопроникновения, которое она успела познать. Приняв поначалу условия рискованных и пугающих отношений, Жанна всё же разрывает эту странную связь финальным выстрелом. Так интимная гармония разбивается о конфликт поколений и мировоззрений, оборачиваясь высокой трагедией…

    26 июля 2012 | 16:26

    Несомненно, Бертолуччи мастер своего дела и может называться одним из великих итальянских режиссеров. И у таких талантливых людей, как правило, свое собственное мироощущение, которое они реализуют в творчестве. Созданные ими полотна обычно таят в себе загадку и являются предметом долгих споров и дискуссий среди поклонников и случайных зрителей. Кто-то окрещает их шедеврами, кто-то — не более, чем безвкусицей. По-своему правы и те, и другие, но редко кому удается постичь истинный смысл переданного автором.

    Поэтому я не буду говорить какие-то непонятные слова в надежде на то, что меня правильно поймут те, кто видел и еще только собирается лицезреть сей «шедевр». Так, КАК я понял основную мысль автора и сумел ею насладиться. Ничего этого не будет.

    С точки зрения значимости и фундаментальности фильм ничего из себя не представляет. Бертолуччи вроде не старый развратник, подобно Тинто Брассу, а все туда же. Кино щедро сдобрено эротическими сценами, неуемность режиссера в этом деле просто поражает. Может, ему доставляло удовольствие наблюдать за обнажением звезды первой величины Брандо и его малолетней подружки; а может, он добивался, чтобы фильм проштамповали одним из запрещающих рейтингов, тем самым отметая все незрелые, не сформировавшиеся умы, которым данное диво никак не предназначается. Тем более остается неясным, как влияют на понимание фильма сцена с сидящей на толчке Шнайдер или детальное обсуждение сексуального опыта ее героини.

    В общем, среди обилия похабщины, фильму в реальности не хватает эпизодов, которые бы глубже раскрыли персонажи главных героев. Бертолуччи слишком увлекся телесно-чувственной стороной дела, нежели изучением души.

    18 июня 2007 | 11:17

    Мой ответ — нет, ни капли это не заманчиво, как и данное кино в целом.

    Кинокартина «Последнее танго в Париже» (и хорошо, что последнее) вышедшая на экраны в 1972 году является одним из знаковых фильмов своего жанра и своего времени. Это классический эротический фильм с претензией на философскую драму. Творение, в котором четко прослеживается манера своего автора, итальянца Бернардо Бертолуччи, смешивать социальное и интимное, общество и постель.

    Я могла бы много написать об этом фильме, о тонком сюжете в котором встречаются двое незнакомцев, о непринятии главным героем моральных устоев общества, о Эдиповом комплексе юной героини, о его сумасшедшей любви, присутствие которой еле уловимо в конце фильма и о ее страсти, которая медленно сходит на нет, как это бывает в молодости. Но мне совершенно не хочется этого делать. Как и не хотелось бы посмотреть это кино второй раз. Это предельно своеобразный, неоднозначный, непосредственный фильм и, к сожалению, не все эти слова я применяю в хорошем смысле.

    Великолепная актерская работа Марлона Брандо, которому удалось сделать своего героя обаятельным, что кажется абсолютно немыслимым ссылаясь на сюжет. Естественная, раскованная красота Марии Шнайдер в роли этакой «французской Лолиты». Отличная музыка на протяжении всего фильма от талантливого композитора Гато Барбьери. Но, несмотря на все вышеперечисленное кинокартина оставила у меня не самое приятное впечатление. Может так и должно быть? Ведь шокировать и эпатировать подобным зрителя способен не каждый. Уж не знаю… Чего только стоит ставшая легендарной «сцена с маслом», после которой, как призналась сама Мария Шнайдер, она до конца своей жизни не переносила сливочное масло, А Брандо еще много лет после окончания съемок не общался с Бертолуччи.

    Можно еще писать уйму высокопарных слов похвалы или осуждения, но хочется сказать лишь одно — этот фильм стоит посмотреть. Почему? Да лишь только потому, что он мало на что похож и мало с чем сравним, а такое встречается довольно редко.

    27 января 2016 | 18:23

    «Последнее танго в Париже» — шедевр, выдержавший проверку временем, входящий в число величайших фильмов в истории кино, одно из вершинных произведений мирового киноискусства.

    «В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор», — писал Иосиф Бродский. Хор «Последнего танго…» гибнет ещё до пролога. Героя Брандо мы застаём одного — в мироздании. Такого тотального, космического одиночества, одиночества во Вселенной не переживал ещё ни один герой со времён Адама. И погибнуть ему суждено в момент обретения.

    Тридцатидвухлетний Бертолуччи создал притчу о непостижимости любви, о зыбкости человеческого существования. Фильм надолго, на десятилетие определил направление мирового кинопроцесса, был разобран на цитаты и приёмы; а истинное значение его, как у всякого подлинного шедевра, стало ясно лишь с течением времени.

    Интеллектуальный, тонкий, восхитительный, завораживающий, нестерпимая красота… Виртуозная камера Витторио Стораро, божественная музыка Гато Барбьери… Нетускнеющая жемчужина мирового киноискусства.

    Меня загадка этого фильма интересует много лет. И смерть Марии Шнайдер (27.03.1952 — 03.02.2011), исполнительницы главной женской роли в фильме, побудила к очередному просмотру, который я и так повторяю почти каждый год.

    Простой сюжет — Пол потерял любимую жену, впал в депрессию, попытался выйти из неё при помощи сексуальной интрижки, переросшей в пылающую, запредельную страсть. И в тот момент, когда обрёл новую любовь в пустом мире, был убит взбалмошной девчонкой, испугавшейся ответственности за серьёзный оборот их связи. Ничего нового — любовь и смерть — сюжет старый, как мир. И рассказан он просто, последовательно, без пространственно-временных аббераций, без ретроспекций, почти без ассоциативного монтажа, если не считать избыточно, но нарочито метафоричного эпизода с тонущим спасательным кругом.

    Чем же тогда завораживает этот фильм? Какое волшебство заставляет затаив дыхание смотреть на экран, возвращаться вновь и вновь к выученной наизусть ленте? Почему поколения киноведов последовательно включают этот фильм в число величайших шедевров мирового кино вот уже почти сорок лет?! Почему подкатывает ком под горло при каждом вступлении знакомой мелодии саксофона Гато Барбьери?

    Популярность «Последнего танго…» ясна. Кучка идиотов в СССР и Италии, объявивших порнографией фильм с несколькими эротическими эпизодами, занимающими около 10 минут в более, чем двухчасовой проекции, хорошо сработала на рекламу фильма. Но ведь не в этом же дело, мало ли какое кино не принимали государственные и клерикальные дегенераты? Владельцы видеомагнитофонов в СССР 80-х годов рисковали сесть даже за «Крёстного отца», где вообще лишь на две секунды мелькает обнажённая женская грудь, а уж простеньких и вполне подчас невинных фильмов, раздавших своим прокатчикам нешуточные сроки, просто не перечесть.

    Да, все чувства в «Последнем танго…» возведены в абсолют и доведены до предела. Одиночество до космического, страсть — до полного беспамятства и самозабвения, трагедия утраты — до ярости и депрессии (этот приём потом повторила Кира Муратова в своём «Астеническом синдроме»; впрочем, я уже упоминал, что «Последнее танго…» давно растащили на приёмы и цитаты), страх ответственности — до убийства…

    Да, фильм срежиссирован, снят и смонтирован настолько филигранно и виртуозно, что диву даёшься — это на пределе возможностей профессионалов — для Витторио Стораро эта работа тоже оказалась непревзойдённой, хотя в его кинобиографии потом случился шедевр Копполы «Апокалипсис сегодня» и ещё несколько незаурядных фильмов; и чарующая тема саксофона Гато Барбьери, точно попадающего в ритм движения камеры, ритм шагов персонажей и их страстей…

    И всё же, всё же… Что-то ещё неуловимое есть в гениальной работе Бернардо Бертолуччи, ведь ни он, ни великий Марлон Брандо, оба прожившие блистательные кинобиографии, перешагнуть, превысить планку этого фильма не смогли — некуда было, на недосягаемой высоте планка оказалась. А для Марии Шнайдер эта работа оказалась роковой — сыграть в двадцать лет в таком шедевре — это мало кому удаётся пережить без потерь.

    Загадочность этого шедевра подтверждена и необычно малым числом рецензий при огромном количестве упоминаний фильма. Вот это неуловимое что-то мешает анализировать, а заставляет лишь восхищаться, не находя более превосходных степеней для выражения чувств, которые вызывает фильм.

    Сергей Довлатов как-то признался Андрею Арьеву, что когда он читает рассказы Сэллинджера, у него от счастья делаются судороги. Наверное, эта метафора более всего подходит к восприятию шедевра Бертолуччи.

    Может, это и есть признак высшего достижения в искусстве? Если это так — Бертолуччи удалось пробить купол, за которым неведомое, что удаётся лишь избранным художникам, которым и обязано искусство самим фактом своего существования.

    10 из 10

    P.S. Я понимаю сколь необычно будет выглядеть эта рецензия на фоне непрофессиональных отзывов явно случайных зрителей; понимаю, что эта территория kinopoisk`a не для киноведов. Но всё же размещаю рецензию здесь в расчёте на то, что она попадёт на глаза вдумчивому зрителю, и подвигнет его на просмотр этого великого фильма…

    25 марта 2012 | 19:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>