К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Шал - это первый целиком казахский фильм казахского режиссера, сценариста и актерами казахами, фильм снятый на казахском языке, который я посмотрел.

И сразу скажу, что фильм меня приятно удивил и оказался намного лучше, чем я предполагал до просмотра.

Почему то, я считал, что казахское кино будет своего рода младшим братом российского кино и будет копировать российское кино по манере и методам лишь с казахскими актерами. Однако Шал (старик по-казахски) оказался очень самобытным, глубоким, символичным фильмом, где есть место как неторопливой степной философии, так и поразительно реалистичному экшну, который просто стирает третью стену и заставляет буквально верить всему, что видишь на экране.

Завязка фильма такова: есть дедушка и есть его внук. Внук, хоть и живет в казахской глубинке, активно пользуется интернетом и на ты с гаджетами. Дед же наоборот, традиционен и консервативен (за исключением может быть того, что является футбольным фанатом). И вот на этом фоне традиции против или даже не против, а скорее вместе с новым и происходят действия фильма. Деду необходимо перегнать своих овец на зимовку и он отправляется в дорогу через степь на своем старом коне. Однако после того, как он уезжает поднимается очень плотный туман, в котором дед теряет дорогу. А параллельно с этим приезжают люди из 'большого', нового Казахстана поохотиться на волков, и туман застает их за охотой. Таким образом на небольшой территории одновременно оказываются старик с отарой овец, охотники с оружием и стая волков.

Большинство персонажей и событий в фильме кроме основного смысла имеют глубокий символический смысл, который сплетается в цельную и обширную идейную и философскую составляющую.

И конечно, я не мог этого не сказать: Шал - это в некотором роде аналог фильма 'Выживший', за роль в котором Лео наконец получил Оскара. И это тот редкий случай, когда казахский фильм может спокойно дать фору Голливуду по всем статьям. Там, где в Выжившем анимация и хромакей, там в Шале все настоящее, все живое до мурашек на коже: и люди, и животные и Степь живая.

При этом фильму удается не скатываться в морализаторство и насаждать определенную идеологию. Шал рассказывает нам свою историю, показывает нам мир и философию степи, зовет лишь в гости, но не навсегда, и это для меня очередной признак хорошего кино.

Ну и не могу не отметить блестящую игру главного героя, которая несколько выбивается из общего достаточно посредственного уровня остальных актеров, что однако не кажется промахом фильма, а оказывается постановкой акцента на главном герое и его мировоззрении.

Определенно настойчиво советую всем любителям кино. Шал, это отличный пример кино, которое можно воспринимать на разных уровнях, и каждый из этих уровней хорош сам по себе: кто-то увидит только крепкий реалистичный экшн, кто-то рассмотрит какие-то символы, а кто-то (но точно не житель большого города) увидит дух Степи, душу Казахстана.

Учитывая то, что фильм снят на довольно скромный бюджет, и, при этом, в Казахстане, повышу ему оценку на один балл с 9 до 10.

22 марта 2019 | 13:02
  • тип рецензии:

Старик Касым живет в казахской степи. Семья его – это дочь и внук. Из всех развлечений – телевизор, по которому он смотрит футбол. В футболе он при этом неплохо разбирается, знает игроков и может сравнить их с теми, что играли десятки лет назад. Его занятие – это лошади и бараны. Однажды он отправляется пасти баранов в степь, но попадает в туман и теряет дорогу. Недавно в этих краях побывали охотники. Они убили молодых волков, и тогда другие волки стаи напали на них, чтобы отомстить. Теперь жадные до крови животные нападают и на заблудившегося старика Касыма. Старик вступает в противостояние с дикой природой, и ставка в этой борьбе – его собственная жизнь.

Схватка старика со стихией здесь возведена в абсолют. Касым проходит по самой грани жизни и смерти. Он воплощение духа земли, родины и, кстати, несет в своем образе некие дионисийские черты, если послушать, что говорят о нем соседи, когда вспоминают его молодость. Тем не менее предельное знание местности и настроения природы не могут уберечь Касыма от опасности, которая превращает его путешествие в последнее инициатическое странствие, целью которого является подготовка к смерти. Касым несмотря на возраст демонстрирует перед лицом смерти чрезвычайную ясность ума и логичность поведения. И сверх того силу – с волками он дерется фактически голыми руками.

Вообще упоминание футбола и модных современных игроков вроде Месси придает этой работе какой-то неприятный постмодернистский фон, ведь даже своих баранов старик Касым иногда называет по именам футболистов. Все-таки в казахской степи меньше всего хотелось бы видеть и без того предельно навязчивую коммерческую футбольную культуру. Но со временем этот фон как-то блекнет и больше обращаешь внимание на качество съемок степи и натуралистичность сцен с нападением волков. Все это позволяет этническому компоненту перевесить в «Шале» постмодернистский.

«Шал» - удивительно качественная и яркая работа для страны с малоизвестным в «большом мире» кинематографом. Здесь замечательно передан национальный колорит, причем он не сводится, как это часто бывает в подобных работах, к открыточной пестроте. Баланс между бытовыми подробностями, картинами казахской степи и психологической линией оказавшегося вдали от дома старика выдержан замечательно, что делает эту картину знаковой для кинематографа Казахстана.

8 из 10

27 октября 2015 | 08:00
  • тип рецензии:

Фильм, в первую очередь, учит сохранять мужество и достоинство, даже в таких безысходных ситуациях. Казахские степи, это то же самое море, такие же бескрайние и просторные, в таких условиях не каждому дано выжить.

Между стариком и волками есть что-то общее. Волки мстят за своих убитых детенышей, а старик пытается сохранить свою жизнь, ради внука, которого очень любит. Стариком движит невидимая сила, благодаря которой он выживает в таких условиях, плюс ко всему он защищает свою отару овец, всеми возможными силами. Он просто не мог позволить себе, просто так сдаться. Удивительно как режиссеру удалось провести, тонкую грань, между природой и человеком.

Старик не боялся умереть, это и давало ему уверенность и храбрость. Его единственной целью было-будущее внука. Безусловно, это один из сильнейших фильмов в современном казахском кинематографе. Ермеку Турсунову за 800 тысяч долларов, удалось снять очень качественный и сильный фильм, а главное что картина очень глубокая. Она заставляет задуматься, заставляет сопереживать.

В современном казахском кино, такие фильмы на вес золота. Ведь еще никому не удавалось так показать казахские степи. Все выглядело настолько реалистично, что ты буквально окунаешься в фильм. Картина даже была в списке претендентов в шорт листе оскара. Воистину потрясающий фильм, который заставляет вникать тебя в атмосферу происходящего.

Главная надежда современного казахского кинематографа, это конечно же Ермек Турсунов. Атмосферу и быт казахского н арода, никому еще не удавалось передать настолько атмосферно и реалистично. Надеюсь, он не перестанет радовать нас, подобными картинами. Нам же в свою очередь, остается лишь поддерживать данного режиссера, отдавая свои кровные, за поход в кинотеатр, на новые картины Ермека Турсунова.

03 июля 2015 | 10:42
  • тип рецензии:

'Шал'- это лучший казахстанский фильм из всех, мною увиденных. Талантливая 'Келин' - слишком далека от нас по времени и культуре, криминальные 'Рэкетир' или '999' - просто слишком далеки, 'Кочевник' или 'Мын бала' - это продукты для кассы. Все остальное - шлак. А 'Шал' - это потрясающая история, близкого и понятного каждому старика. Это бриллиант казахстанского кино последних десятилетий.

Старик Касым немногословен, но каждая его реплика - это либо ирония, либо житейская мудрость, либо очень проникновенные, мудрые слова. Он не супергерой нашей страны, у него нет защитного костюма и доспехов, лазерных бластеров и пушек. У него есть нечто, более сокровенное и важное, что дано не каждому, и не каждому суждено понять на протяжении жизни - великая мудрость и жажда жизни.

Эта история возвращает нас к коренным, степным мудростям, и напоминает, что о них нельзя забывать и поныне. Месть матери-волчицы - это не экшен, как в 'Схватке', это философия, это сигнал человеку, что ему не стоит лезть туда, где он не хозяин. Природа - хозяйка. И человек должен принять ее законы.

Сила старика Касыма - это образ давно забытой тяги к жизни всего казахского народа. Когда-то мы могли выживать в любых условиях, будь то тайга, горы, степи. Мы приспосабливались и копили знания, могли изобрести все, что необходимо было для выживания в данных условиях, на земле, которая до нас не приглянулась никому.

Образы бизнесменов - это собирательный показательный образ всех верхушечных бастыков, которым деньги и власть застили глаза. Образ внука - это молодое поколение, которое напрочь не хочет прислушаться к старикам.

Самое главное, что у этой притчи есть Мораль.

20 июня 2015 | 16:15
  • тип рецензии:

Фильм - притча.

Сюжет.

Казахстан, наши дни. Старик Касым живет в сельской местности вместе с дочерью и внуком. Задавшись целью перегнать стадо овец на пастбище, он сбивается с пути в степи. Тем временем на его поиски отправляются жители села и МЧС.

'За что ты так? Почему ты меня испытываешь?'

Захватывающий, жизненный, комедийный, философский и местами сюрреалистичный фильм произвел на меня глубокое впечатление. Если вы жили или гостили в подобных степных районах, то изображение на экране перенесет вас в эти места, в которых вы когда-либо были.

Операторская работа.

Минимализм в фильме - важная составляющая. Заметили ли вы, но здесь будто нет ничего лишнего: кадр совершенен. Даже придраться не к чему. Особенно мне понравилось туманное спокойствие, я в нем словно растворилась по бескрайней холодной степи.

Музыкальная составляющая.

Народные мотивы и ритульная музыка в фильме хороша: она гармонирует, заставляет сопереживать, уносит в дальние края, а в самом финале пронизывает до глубины души.

Актерская игра.

Удивительно, как порой непрофессиональные актеры могут сыграть. Наверное, вкладывают душу... Главный и заслуживающий внимания актер - это конечно же Ерболат Тогузаков, сыгравший старика Касыма. На меня он произвел удивительный эффект. Со своей ролью Ерболат Тогузаков справился замечательно: вместе с ним плачешь, смеешься, злишься и сопереживаешь. В общем, меня он своей потрясающей актерской игрой убедил.

Орынбек Молдахан (Шайтанбек) сыграл неплохо. Местами апатичен, где казалось должен быть эмоционален, но в принципе это не особо бросается в глаза.

Некоторые актеры не произвели совершенно никакого впечатления (дочь Касыма, городские охотники, представители спец. служб), но благо они персонажи второстепенные и общую картину этим не портят.

В заключение хочу сказать, что безусловно, фильм заслуживает внимания и является достойным представителем современного казахского кинематографа.

22 апреля 2014 | 19:49
  • тип рецензии:

В городском пространстве большинству людей не открываются законы природы, они не чувствуют ее систему, хотя по ней течет их жизнь. И даже живя в глухой казахской деревне среди степи, не каждый может понять гармонию и справедливость вселенной. Лишь старик Касым имеет право быть примером настоящего человеческого существа, эпизод из жизни которого хорошо бы увидеть каждому...

Касым — уже старый, но очень проворный дед. Он ярый болельщик футбола и всю жизнь пас баранов в степи, которую знает лучше, чем себя. В очередной раз гонит он табор животных, которым дал имена футболистов, на зимовку. Но жизнь — непредсказуемая вещь, уверенность в знании изученной местности может подвести. Попав в туман, Касым сбивается с пути.

И все бы ничего, спокойно бы старик нашел дорогу и пригнал бы своих барашков без потерь и проблем, если бы не совершил ошибку.

Говорят, что каждый из нас в ответе за то, что происходит на земле. С одной стороны, это абсурд — как один человек может повлиять на мир, природу и жизни других существ?! Режиссер Ермек Турсунов доказывает, что может.

Когда на двор Касыма приезжает огромный внедорожник с тремя охотниками, которые спрашивают дорогу к волкам, старик, под впечатлением от необычной машины и оружия, вскользь отвечает им что охотится-то не время, что у волков щенки, но все же показывает дорогу. Он не отговаривает их ехать, не отказывается указать охотникам путь для убийства и не делает усилия, не настаивает, чтобы они изменили свое решение. Касым лишь в финале понимает, что все, что с ним и с туристами впоследствии произошло, можно было бы избежать...

Те охотники, как и почти каждый из нас, явно считали, что если ты человек — то это делает тебя исключительным среди других существ. Убивать животных — развлечение, есть животных — наслаждение, одеваться в животных — мода и красота... Но порой животный мир доказывает не только свою силу, но и мудрость. И как люди относятся к животным — так животные платят им тем же. Этот факт, а так же разницу человека разумного и ограниченного моралью цивилизованного мира показывает диалог между стариком и единственным выжившим охотником. Их слова есть битва разума и ума: «Волки как взбесились!» - «Это люди взбесились, а волки они ведь и есть волки!» - «Чего же они на людей стали кидаться?!» - «Наверное, они приняли вас за своих».

Бездумный азарт охотников их и погубил — вместо кайфа от охоты они получили смертельный шок. Реакция же старика на проделки волка может показаться чересчур доброй. Когда он понимает, что его единственного, любимого коня, растерзали, он с отчаянием произносит - «зря ты это сделал, мой серый брат». Братьями он считает не только волков, но и баранов. Для него нет разницы, все существа — равны. Он не только просит прощения у барана Горинчо, когда его со слезами приходится зарезать, потому что волки бегут на стадо, но также Касым искренне просит его выручить их. Возможно, поэтому волкам не удалось в этот раз убить все стадо и самого старика.

Фильм начинается с проезда большого внедорожника, в котором едут городские искатели приключений. Через первый короткий диалог выявляется их бездуховность и неискренность. Один из охотников говорит по телефону жене стандартную фразу: «все хорошо, целую, пока», второй весело замечает «да все мы говорим им одно и то же»... Отсутствие духовной связи с женой создает стену между ними, блокирует чутье друг друга на тонком уровне, именно поэтому жена впоследствии не почувствовала, что о муже-то беспокоиться надо было уже давно. На непонятные для нее слова Касыма в телефонную трубку, которую он нашел в куртке трупа мужчины, жена лишь ругает его, решив, что тот напился.

Энергия отношений между дедом и внуком категорически иная. Это такая связь, которая встречаются крайне редко, но которая являются настоящим счастьем. Если люди искренне небезразличны друг другу, их интуитивное поле относительно близкого человека разрастается до мистических размеров. Так и старик с внуком: даже на бытовом уровне дед прекрасно понимает, что хочет мальчик, какие у него мысли и где он может быть. Они настолько сильно чувствуют друг друга, что мальчик первый забеспокоился о том, что на улице туман, а дед в степи. Этим объясняется и то, что они постоянно дразнят друг друга, потому что безошибочно знают, кто что думает. Мальчик сразу сказал, что дед засуетился перед охотниками и их машиной. Но хоть старик все и отрицает, зрителю ясно, что это так. Финал стал доказательством интуитивного сплочения внука и деда: когда уже все поиски прекращены, Ералы поворачивает коня в тот момент, когда Касым произносит его имя. Он находит своего деда, что говорит о полной победе любви, души и умения слушать близких и окружающий мир.

Мотивы животного и человека абсолютно тождественны — в фильме волки мстят людям за своих убитых детей. Старик же во что бы то ни стало старается сохранить свою жизнь ради внука. Родители продолжаются в своих детях — это таинство позволяет двигаться дальше взрослому поколению. Поняв, что ходит кругами, старик морально сдается, прогоняет баранов и уже говорит, что готов умереть на месте. Но что-то поднимает его снова на ноги. Он просит Бога, в которого никогда не верил, чтобы тот дал ему еще немного времени - «мне же внука надо на ноги поставить». Вот откуда человек черпает веру, мужество и силы идти вперед и не сдаваться. В диалоге с охотником он проговаривает свою мысль «я никуда не ездил, зато мой Шайтанбек мир посмотрит, выучится, человеком станет, больше меня узнает, больше меня сделает — так должно быть». Рвение сделать продолжению своего рода качественную жизнь спасает Касыма.

В картине появляется на свет еще один символ в доказательство этой мысли — ягненок. Старик сам принимает роды и сохраняет новорожденного ягненка до самого конца. Если же охотник во время погони выбросил его, чтобы спастись самому, то Касым борется за его жизнь не меньше, чем за свою. И именно голос ягненка в финале привел Ералы к почти умирающему дедушке. Ведь спасая других, мы спасаем себя.

Эта философская притча заставляет принять незыблемые истины мира, в котором живут люди, поглощенные в праздность или хаос жизни, давно потерявшие осознание своего места в этом природном пространстве, а может, никогда его не находящие.

11 марта 2014 | 23:19
  • тип рецензии:

Исабек попросил перегнать свою отару овец в Алтай на 1 один день, так как приехали к нему гости издалека, ну по-соседски. Старик Касым, согласившись на это, даже не думал, что ждёт его впереди.

Я всегда к казахскому кинематографу относился скептически. В кинотеатрах Казахстана 11 октября выходил данный фильм, и все хором говорили, что видать такое не видели раньше. Я думал все преувеличивают, как во время фильмов 'Кочевники', 'Жау Журек Мын Бала' или же признанный во многих фестивалях 'Келин', но я даже не представлял, от какого фильма отказывался ровно год.

Казахи весьма серьезно относятся к делу сельского хозяйства, ведь это один из древних обычаев, который сохранился по сей день. В примере можно посмотреть преданность старика Касыма к своей отаре овец и к его собственному коню, которым дал прозвища бразильских футболистов.

Фильм похож по жанре на 'Схватку' с Лиамом Нисоном и '127 часов' с Джеймсом Франко. Зрелищный, захватывающий всё сознание разума, во время просмотра фильм не мог оставить меня равнодушным. Каждой секундой проникаешь в экран, зрителя захватывает холод, как мёрз на бескрайней степи старик. К тому же, голодные волки, мстящие за проделки охотников, подошли к нему, чтобы утомит свой голод отарой овец.

Ерболат Тогузаков, вжившись в роль Касыма, показал маленького и смешного старичка, остепенившегося от своих проделок в молодости, из-за которого назвали его Конокрад. Преданность персонажа к сельскому хозяйству и безумному фанатизму мирового футбола, также за битву с волками, потерявшегося старика, за достойное оживления Касыма, должен получить мировое признание. Чего стоить его озлобленное лицо с глубокими морщинами на весь экран. Я мечтаю пожать руку деду Ерболату.

Орынбек Молдахан сыграл внука Касыма Ерала с прозвищем Шайтанбек. Четырнадцатилетний мальчик очень хорошо передал персонажа с ехидным поведением, показанным во время фанатизма деда и незнание его новых гаджетов, вскоре с исчезновением деда, переживающего тоску по нему и заставляющего весь аул встать на ноги, сыграл убедительно.

Прошлая работа Ермека Турсунова в 2008 году (фильм 'Келин') уже была претендентом на шорт лист в премии Оскар. С тех пор прошло 5 лет и, собравшись, он, по поручению Министерства культуры и информации Республики Казахстан, сотворил данный фильм. Ермек - режиссёр и сценарист сей картины, за всего лишь 800 000$, создал настоящее кино, которым может гордиться весь казахский народ.

Данный момент всего лишь претендент на шорт лист премии Оскар и в марте следующего года должен стать лауреатом. Я в это верю!

- А кого ты из Реала знаешь?
- Рональдо классный.
- Твой Рональдо пижон, вот Месси это игрок.
- Месси вроде как за Барселону играет.
- Опять ты всё путаешь.

26 октября 2013 | 12:16
  • тип рецензии:

ШАЛ - единственное (подчеркиваю) стоящее отечественное КИНО, снятое за 20 лет Независимости, которое меня тронуло. Ермек Турсунов снял по истине сильное в эмоциональном плане, достаточно суровое и местами мистическое полотно.

ШАЛ - это суровая и настоящая притча о Человеке и его взаимоотношении с Природой. Это линия самая главная. Кино адресовано всем нам, которые все дальше отдалились от Земли-матушки, от природы, которую мы несчастно эксплуатируем. Охотники, нашпигованные по самые не балуй техникой, гаджетами, Johny Walker'ом - это все МЫ, которые потеряли связь с Природой. Шал - это маленький, но честный человек, которых осталось не так много на Земле и который на ТЫ со степью, который не боится смерти, но и не ищет ее. Это ленивые соседи, которые окружают нас и не знают нас, хотя живут рядом.

Могу еще сказать, что аналогов у данной картины мало на моей памяти. В один ряд могу поставить фильм Земекиса Изгой, но там бюджет и крутые спецэффекты. .. Вышеупомянутый Старик и море. Ну и ряд некоторых других. Но у Турсунова не было бюджета в миллионы $, а были лишь старик да люди с аула. И все это делает кино очень правдоподобным, честным и крутым.

Очень понравились главные герои. Никакой фальши, наигранности или 'игр в кино'. Тут аплодисменты опять же режиссеру! А старик Ерболат Тогузаков - это вообще не актер как я читал в интервью о нем=)) Это просто служащий на студии, случайно замеченный Турсуновым. Но сыграл и задвинул мощно! Браво! Несколько месяцев на холоде, в степи и с животными - не каждый молодой выдержит.

Конечно же фильм не идеален, у него есть определенные недостатки и каждый при желании сможет их увидеть. Но их удельный вес настолько незначителен и мал, что обращать на это нет никакого желания.

В принципе фильм можно смотреть всем, вне зависимости от знания языка. Даже лучше смотреть на казахском языке я бы сказал, допустим с субтитрами.

Кино вошло в пятерку лучших виденных мной в этом году. НАСТОЯЩЕЕ КИНО. Простое на вид, Глубокое внутри.

22 октября 2013 | 19:19
  • тип рецензии:

Поразил... Сильно впечатлил фильм, содеражщий в себе очень много мыслей о бытие и не только. Редко такое бывает, когда так органично фильм передает и главную мысль, и актерескую игру, и атмосферу. Я вообще забыл, что это фильм, будто я шел сзади с главным героем, слушал его замечательные рассказы и мысли, подгонял баранов и боролся с волками. Советую всем, кто спецэффектам предпочитает глубокий смысл, степь великолепна, я был в настоящей степи (в перемежку с тайгой) и скажу, что так оно и есть, как показано в фильме. Даже фильм Схватка с Лиамом Нисоном выглядит более вымышленным на фоне данного произведения. Тот случай, когда можно со спокйствием в сердце сказать, что у фильма есть душа.

08 июня 2013 | 07:50
  • тип рецензии:

Удалось посмотреть горячо обсуждаемый отечественный фильм уходящего 2012 года. И скажу искренне, я оказался под очень глубоким впечатлением. Скажу более - за последние несколько лет ни одна Казахстанская картина не оставляла в моей душе столь положительных эмоций.

Отличная работа операторов (нападки волков, перегрызание ими шей баранов - все снято очень даже на уровне и реально), игра малоизвестных актеров, в частности сыгравшего шала-Касыма. Чего стоит его пожирание глазами своего врага в финале картины. Отлично выражен главный герой, в молодости промышлявший скотокрадством, обожающий бразильский футбол, никогда не веривший в Аллаха, и все таки, обратившийся к нему в самый тяжелый момент своей жизни.

Фильм изобилует веселыми диалогами с внуком, ласково зовущимся 'Шайтанбеком'(Чертенком) и перлами старика, не перестающего балагурить даже в полусознательном состоянии. Причем шутки не избитые и оригинальные.

Отдельное спасибо композитору картины, тема, звучащая в последних кадрах, отлично связывает чувства ликующего мальчика и отступающего врага.

К моему сожалению, 'Шала' не повезли в США, отправив туда заведомо слабенькую картину, абсолютно меня не впечатлившую и не зацепившую ни струны сознания, но зато гораздо более бюджетную и пропиаренную картину про горстку супер-казахов 'богатырей'. Может быть, она заслужила это право в связи с тем, что в начальных титрах присутствует имя одного человека как вдохновителя создателей фильма... Не знаю, других заслуг я не увидел.

К слову, посланец не прошел и первого этапа, выбыв в борьбе за Оскар...

В заключение, рекомендую к просмотру 'Шала', представителям всех возрастов и национальностей РК. Не пожалеете!

24 декабря 2012 | 19:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: