За последние двадцать лет не один десяток режиссеров в не одной сотне фильмов пытались заступиться за людей нетрадиционной ориентации, рассказывая истории о различных формах их дискриминации, начиная с неодобрительных взглядов и заканчивая убийствами на почве ненависти. Будем честными в том, что особо это не сработало, и немногие из таких работа стали хитами, любимыми совершенно разными зрителями - эти картины вызывают совершенно искренние слезы и сильную ярость у людей, которые уже встали на защиту геев и лесбиянок, но вряд ли способны пробудить сознательность в консерваторах, поскольку все эти истории делают свой упор на различия, и человек, который изначально настроен негативно сможет сказать только что-то вроде: 'если бы он не красил глаза и послушался свою мать, богопослушную женщину, то никакого дерьма с ним бы не случилось', а потом выключить фильм и пойти пить пиво со своими друзьями-гомофобами. Некоторые режиссеры пошли по пути обратному и рассказывали не о проблемах гомосексуалистов, а о конкретных проблемах в отношениях между конкретными людьми этой ориентации, но с точки зрения расширения горизонтов сознания зрителя они тоже не продвинулись - эти картины хорошо работают как драмы, но плохо как средство разрешения проблемы этой ненависти, ведь обычно они говорят о темных сторонах каких-то отдельных людей, которые негативно настроенный гомофоб может принять за общую характеристику и остаться довольным чувством собственной правоты. Так как же найти идеальную форму, для того, чтобы фильм оставался фильмом, а не просто неприкрытой агитацией, но при этом еще и воспитывал терпимость в своих зрителях? Очень близко к ответу на этот вопрос подошла начинающий-режиссер документалист Линда Блудворт-Томасон, которая рассказала не выдуманную историю двух калифорнийских геев Тома и Шейна, историю настоящей любви и настоящей трагедии, мало кого оставляющую равнодушным.
Шейн Битни-Кроун мог бы многое рассказать о ненависти и притеснениях со стороны агрессивно настроенных к людям нетрадиционной сексуальной ориентации граждан - с самого детства на него обрушился поток лживой информации, которая преподносилась отовсюду, начиная со служб в церкви, и заканчивая телевидением и мнениями жителей города, вызвавшей у него много тяжелых нервных срывов и иных проблем. Но главная боль в его жизни связана далеко не с этим - как только он уже привык думать, что обрел свое счастье в лице Тома, который заполнил пустоту в его жизни, который мог сделать то, с чем проблемы были у Шейна, который действительно дополнил его, тот скончался. Томас Брайдгрум не был жертвой преступления на почве ненависти, он не был убит, его смерть не была смертью гея - он погиб по той совершенно нелепой причине, по которой может потерять жизнь абсолютно каждый из нас, независимо от пола, национальности, возраста, вероисповедания и ориентации. И вот, некоторое время спустя после того, как Шейн потерял единственный смысл в своей жизни без какой-бы то ни было видимой на то причины, он понял, что она все-таки была и нашел новую цель - борьбу за права таких же как он, людей, которые не смогут держать за руку любимого человека, когда тот будет умирать, людей, которые не смогут прийти на его похороны, и людей, которые всегда будут жалеть, что не недодали своей половине любви, из-за страха перед теми, кто полон глупых предрассудков и пуст на знания. В своей с Томом истории Шейн нашел то, чего боится любой из нас, у кого есть любимые и близкие, и что соответственно может его зацепить, и рассказал в фильме сначала историю их совершенно нормальной любви, поделился болью от совершенно ненормальной трагедии и наконец нанес решающий удар, обратив внимание зрителя на то, чего его лишила в отношениях с Томом эта ненависть, как во время его жизни, так и после его смерти.
'Брайдгрум' снят очень просто, с использованием стандартных приемов, так игрового, так и документального кино - интервью у героев, сидящих на каком-нибудь нейтральном фоне, и хронологическая последовательность изложения, исключение из которой составляет показ в начале того, что случится в конце, для большего саспенса. Никаких визуальных излишеств - фильм скорее смахивает на стилистку видео на Youtube, с одного из которых и началась его история. Могла бы работа Линда Блудворт-Томасон быть сложнее и насыщеннее? Несомненно. Стала бы она лучше в таком случае? Определенно. Хороша ли она и без этого? Никаких сомнений. История Тома и Шейна из тех историй, что обязаны быть красивыми внутри, а не снаружи, что обязаны быть сложны в своей драме, а не в конструкции, словах и выражениях, и всем этими положительными качествами может похвастаться 'Брайдргум'. 'В конце дня они поняли, что это не гейская вещь. Что это не гетеросексуальная вещь. Что это человеческая вещь' - говорит одна из героинь, и фильм делает все, чтобы подтвердить ее тезис. Он очень личный, но все эти многочисленные фотографии, домашнее видео и милые мелочи, только делают его ближе к зрителю любой ориентации - кто из нас в век Интернета не использовал своих животных как моделей и не выкладывал в социальных сетях? Кто из нас не любил своих родителей, даже когда они вели себя совсем недостойно? Кто из нас не ругался по мелочи со своими любимыми и не мирился в ту же секунду? Конечно, картина затрагивает и классическую тему бытового притеснения гомосексуалистов, но в контексте данной истории эти жалобы обретают новое дыхание и больше понятны любому зрителю - ведь именно от неуверенности и сомнений спас Шейна Том, а опять же, кто и из нас не мечтает, чтобы его вторая половина уничтожила в нем, все ту забитость и осторожность, которую выработало жестокое окружение? И, конечно, очень важно то, что помимо житейской ненависти, 'Брайдгрум' затронул притеснения гораздо более основательные, обратив внимание на законы и ситуации, которые не позволяют людям как Шейн и Том официально оформить свои отношения. И единственная проблема фильма, в том что ему, как и любому фильму про геев, сложно заставить начать смотреть себя людям, которые агрессивно настроены к меньшинствам, и чье мнения Шейн хочет изменить, но некоторые подвижки в этом уже заметны, и подобно тому, как каждый человек мог внести вклад в создание картины, оказав финансовую помощь, так и каждый зритель может внести вклад в его распространение, рассказав эту удивительную и трагичную историю любви людям, которые просто обязаны ее знать прежде, чем продолжать ненавидеть.