всё о любом фильме:

Филомена

Philomena
год
страна
слоган«These two unlikely companions are on a journey to find her long lost son»
режиссерСтивен Фрирз
сценарийСтив Куган, Джефф Поуп, Мартин Сиксмит
продюсерСтив Куган, Трэйси Сиуорд, Габриэлла Тана, ...
операторРобби Райан
композиторАлександр Депла
художникАлан МакДональд, Род МакЛин, Сара Стюарт, ...
монтажВалерио Бонелли
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  2.2 млн,    Великобритания  1.73 млн,    Италия  970.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время98 мин. / 01:38
Номинации:
Юная ирландка Филомена родила сына, будучи подростком, и её, как «падшую», отправили на «перевоспитание» в монастырь, а младенца отдали в усыновление в американскую семью. В монастыре Филомена подвергалась неисчислимым унижениям. Затем ей удалось вырваться оттуда, и она прожила достойную жизнь, но все эти годы пыталась безуспешно найти своего сына. Её историей заинтересовался отзывчивый человек Мартин Сиксмит — опытный журналист, занимающийся темой зловещей роли церкви в многочисленных сломанных судьбах…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (75 530)
ожидание: 98% (1077)
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
159 + 13 = 172
7.9
в России
90%
19 + 2 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Мартина Сикссмита «Потерянный ребёнок Филомены Ли» (The Lost Child of Philomena Lee, 2009).
    • Во время посещения монастыря Мартин Сиксмит видит фотографию с подписью американской актрисы на стене и спрашивает — не принадлежит ли этот автограф Джейн Мэнсфилд (ему отвечают, что это автограф Джейн Расселл). Персонажа, который появляется позже в фильме, Пита Олссона, играет Питер Хэрман. Хэрман женат на дочери Джейн Мэнсфилд — Маришке Харгитей.
    • Когда Филомена и Мартин входят в дом Питера Олссона, камера показывает крупный план фотографии Майкла и Тони. В этот момент справа от фотографии можно заметить декоративный овальный металлический предмет, на котором написаны строки из молитвы на иврите. На самом деле это контейнер для цитрусовых фруктов, который используется во время еврейского праздника Суккот (Праздник кущей).
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • События фильма происходят в 2004-м году, однако Пит Олссон подъезжает к дому на автомобиле Mazda MX-5 третьего поколения, который появился только в 2005-м году.
    • На арендованном в Ирландии автомобиле BMW стоят регистрационные знаки Ирландии, но при этом можно заметить под лобовым стеклом свидетельство об уплате подорожного налога Северной Ирландии.
    • В фильме 3 раза показывают дату рождения потерянного сына. Первый раз это 5 мая 1952 года, а второй и третий раз это 5 июля 1952 года.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1375 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Основную сюжетную линию украшает контраст характеров главных героев — скептика-либерала Мартина и законопослушной (во всех смыслах) Филомены, а также несколько условных сюжетных линий о юной девушке, первый сексуальный опыт которой закончился беременностью и рождением ребенка; о жизни этой девушки в монашеском приюте среди других таких же бедняжек; и линия о жизни ее сына после усыновления, вдали от родины. Эти побочные сюжетики приближают основное действие к зрителю, дают немного узнать персонажей, почувствовать их эмоции и мысли.

    Самый важный момент в жизни матери и сына показан отсроченно — Филомена видит лишь эхо своего сына, видеозапись о нем — и тем острее эта ситуация, потому что преградой для их встречи стал выбор престарелой монахини, которая в своей самонадеянности решила судить, кто и чего заслуживает, какого наказания и за какие грехи. И какая ирония, что ранее та же монахиня (и не она одна) закрывала глаза на продажу невинных деток, на разлучение их с матерями.

    Эта морально-нравственная дилемма, на мой взгляд, — кульминация фильма.

    Момент, когда Филомена прощает монашек, — одновременно самый сильный и самый слабый в фильме. Сильный потому что он позволяет зрителям задаться вопросом, как бы они поступили в такой ситуации. Это выбор затрагивает вопросы свободы воли человека и его возможности распоряжаться своей жизнью. Вряд ли кому-то понравится, если другие люди станут решать такие вопросы за нас. Однако в фильме происходит именно это, и Филомена, не желая носить в душе негативизм и гнев, решает эту дилемму в пользу прощения. И в этом, на мой взгляд, слабая сторона фильма, так как эмоциональное напряжение, которое нарастает до этого момента, не получает разрядки. Завершение этого гештальта каждый зритель сможет найти уже потом, по окончании фильма, сформулировав для себя, кто и насколько был неправ, и как можно было бы поступить в той ситуации. Решение, которое принимает Филомена, — это всего лишь один из вариантов, и даже несмотря на то, что это ее история, решение это не может быть единственно правильным. Она решила так, Мартин решил по-другому. Каждый из них по-своему прав. Но есть еще и третья сторона — как относятся зрители к происходящему. Каждый из нас может принять участие в рассмотрении этих сложных вопросов. И на мой взгляд, плюс фильма в целом в том, что он позволяет нам осознать эту возможность, понять, когда можно сказать другим: «вы не имеете права, это моя жизнь!» Потому что если не ставить таких границ, то показанная в фильме самонадеянность, порожденная безнаказанностью, слепой уверенностью в собственной правоте и вседозволенностью, будет процветать. Хотим мы жить в таком мире, где одни люди разрушают жизни других, просто потому что могут и считают, что так правильно?

    У меня было ощущение, что в самом конце фильма зрителям намекают на идею о том, кто лучший католик, кто правильнее верит. Но я считаю, что в данном случае вопросы веры, церкви и религии — всего лишь ярлыки для более универсальных идей о совести и нравственности. И люди обязательно должны знать об историях таких филомен, потому что прикрываясь безупречно-безгрешным именем или организацией очень легко совершить аморальный поступок. Пример Филомены и остальных персонажей показывает нам, что за свой моральный выбор каждый может и должен нести ответственность самостоятельно, не прикрываясь именем бога — это и делает нас людьми.

    9 из 10

    5 сентября 2014 | 21:11

    Трогательная история женщины, отправившейся на поиски потерянного 50 лет назад ребенка, могла бы превратиться в бразильский сериал, если бы не бережный сценарий и блестящие актерские работы Джуди Денч и Стива Кугана. Фильм разыгран на двух актеров, и всю дорогу они спорят, представляя две точки зрения на историю. Взгляд простой, религиозной, но твердой и мудрой женщины и взгляд циничного, заносчивого журналиста.

    Джуди Денч играет здесь нетипичную для себя роль пожилой женщины — любительницы литературы в мягких обложках, дружелюбно заговаривающей с официантками. Ее героиня Филомена Ли раздражает журналиста Мартина Сиксмита (Стив Куган) своей наивностью и сентиментальностью. Но по мере поисков сына Филомена перестает стесняться, и раскрывается то, какая она на самом деле — стойкая, хорошо знакомая с жизнью, не удивляющаяся никаким подробностям из жизни потерянного сына.

    Стив Куган в роли Мартина Сиксмита воплощает образ образованного, интеллигентного журналиста, одновременно довольно бесцеремонного в силу своей профессии. Сиксмит — не очень приятный человек, даже сноб. Поначалу он слегка презирает Филомену, но, может быть, он просто завидует ее оптимизму? Его самого выгнали с работы. Он хочет писать книгу по русской истории, но никому из его знакомых это не интересно. Однако по мере погружения в историю Филомены он начинает сопереживать ей, и он остро чувствует несправедливость и подлость, с которой столкнулась эта женщина.

    «-Мне улыбаться, или лучше быть серьезной?
    -На одной [фотографии] будьте счастливой, на другой не очень.»

    Отдельно хочется отметить Мишель Фэйрли (Кейтилин Старк из «Игры престолов»), сыгравшую здесь небольшую, но запоминающуюся роль сотрудницы журнала.

    Режиссер Стивен Фрирз уже доказал, что может снять драму о пожилой женщине — «Королеву». В этот раз он берет новую высоту и из камерной истории на двух человек делает сложнейший нравственный фильм. Как этой картине удается не обратиться ни в эпизод мыльного сериала, ни в артхаусную беспросветную трагедию? Сочетание английской иронии и английской же сдержанности — та приправа, которую в нужных дозах умеют использовать только настоящие британцы. Вряд ли этот фильм можно назвать feel good movie, каким он может показаться при взгляде на веселый постер. Но картина показывает (по крайней мере, тем зрителям, которые смогут согласиться с Филоменой в конце фильма), что в любой ситуации есть что-то хорошее, и по-настоящему хорошее, а не просто утешительный приз.

    «Филомена» — не просто линейная история. Это фильм о поиске правильного решения, на который может уйти 50 лет. О нетерпимости и прощении.

    10 из 10.

    13 августа 2014 | 21:12

    Стивен Фриз, чей режиссерский диапазон простирается от «Навострите ваши уши» до «Неотразимой Тамары», перенес на экран реальную историю, описанную Мартином Сикссмитом в книге «The Lost Child of Philomena Lee», которая рассказывает о трудной судьбе женщины, что 50-т лет провела в поисках отнятого у нее ребенка.

    Небожители английского кино Стив Куган и Джуди Дэнч на этот раз предстают в образах циничного журналиста и любящей, но почти отчаявшейся матери. Мартин и Филомена встречаются в результате случайного стечения обстоятельств и отправляются в путешествие, которое будет включать в себя Ирландию и США, дабы отыскать мальчика по имени Майкл.

    Горячо принятая критиками и зрителями картина, к сожалению, тяготеет к разделу «entertainment», чем «masterpiece». Снимает Фрирз максимально осторожно, как бы боясь акцентирования и драматизма. Вплетая в повествование комедию, и умело сочетая ее с серьезностью рассказываемой истории, он выстраивает фильм без изъянов, но и без выдающихся достижений. Можно было бы отнести такую равномерность на счет визуализации, но оператором является не кто-нибудь, а Робби Райан и он точно знает, как создать оригинальную атмосферу, стоит вспомнить хотя бы его «Pitch Black Heist».

    Возложенные большие надежды на фильм из-за его актерского состава и резонансной истории не оправдываются до конца. «Филомена» фильм, безусловно, отличный, но не выдающий в нем нет ничего, что делало бы его особенным. Визуально крепкий, но смотрится, как и множество ему подобных. Сценарно проработанный, но ограниченный рамками то ли политкорректности, то ли видением продюсеров. Ведь затрагивается тема происходящего/происходившего в 50-х годах за закрытыми дверьми христианского аббатства, и Фрирз всеми возможными путями не хочет, чтобы кто-то остался «обиженным». Но он забывает, что его зовут Стивен Фрирз, а не Уильям Шекспир, а «Филомена», это не «Буря».

    Хотелось бы конечно, чтобы «Филомена» обладала более конфликтным сюжетом (по крайней мере, Мартин и Филомена должны были бы быть в большей оппозиции друг к другу), подчеркивающим острые углы и противоречия не только и не столько далекой от праведности христианской церкви, а более пристально рассматривающим противостояние между понятиями «простить — не простить». Но, Стивен Фрирз, очевидно, ставил перед собой другую задачу, а именно — снять развлекательный фильм для как можно более широкой аудитории. Это не делает «Филомену» менее поучительной и доброй историей, но картина могла бы быть более интересной, если бы бал правили Стив Куган и Джефф Поуп.

    Куган и Поуп являются сценаристами фильма, переработавшими литературную основу от Мартина Сикссмита (писатель приложил руку к созданию таких культовых фильмов как «The Thick of It» и «In the Loop») для экранизации. Джефф Поуп написал, например, сценарий для замечательной телевизионной картины «Dirty Filthy Love». А Стив Куган помимо своего непререкаемого актерского авторитета в своем активе в качестве сценариста имеет множество произведений, главным героем которых является небезызвестный персонаж Алан Партридж. Куган очевидно стоит на более жесткой позиции, чем Стивен Фрирз и он проявляет это и в своем бескомпромиссном персонаже, и в написанном сценарии, который был истолкован режиссером и продюсерами по-своему — в более нейтральной манере.

    Фильм о женщине по имени Филомена и ее компаньоне Мартине является хорошим и достойным всех тех наград и номинаций, что он получил. Но, недостаточно просто рассказать историю, необходимо также истолковать имеющийся у нее подтекст. Стивен Фрирз этого не сделал. Что ж, развлекательное кино есть развлекательное кино — ни больше, ни меньше. Только вот некоторым зрителям, как Дэвиду из фильма «Прометей», хотелось бы большего. Для них Стив Куган все-таки по ходу фильма произносит ключевую фразу: «I couldn’t forgive you». И за это ему огромное спасибо.

    13 февраля 2014 | 16:17

    Как можно пронести через всю свою свою жизнь самое ценное и так многим недоступное качество: умение быть собой? Это заслуживает уважения и восхищения. Только простив себя, можно научиться прощать ближнего, даже если это очень трудно. Только когда любовь безусловна, она будет жива вопреки всему. Только когда умеешь отпускать ситуацию, сможешь удивляться и улыбаться…

    Большинство людей, оказавшись на месте Филомены, просто не выдержали бы гнета несправедливости и горя своей утраты. Фильм получился очень легким, но в то же время мудрым. Несмотря на колоссальную трагичность сюжета, смотрится очень приятно и позитивно. Да и вообще «Филомена» — образец того, как спасает позитивность мышления…

    Любая мысль, которая приходит мне в голову после просмотра фильма отсеивается мною же как спойлер или просто бессмысленная суета. Здесь просто нечего добавить — умиротворяющая целостность, картина о жизни и ее принятии.

    Игра Джуди Денч — непревзойденная. Один ее взгляд говорит красноречивее тысячи реплик. Бывают такие люди, от которых исходит внутренний свет. После общения с ними на душе легко и все кажется чудесным, все по плечу. Так и Джуди в роли Филомены воодушевляет своим личным примером, которому хочется подражать. Просмотр этого фильма — это однозначно позитивный опыт для каждого.

    Так странно и необыкновенно чувствуешь себя, когда, казалось бы, простые вещи заставляют пережить бурю эмоций, а в конце концов ощутить полный душевный штиль. Создателям «Филомены» удалось проделать со мной этот фокус)

    Фильм достойный, а в особенности интересен тем, что он основан на реальной истории и пропитан тонким юмором.

    26 марта 2014 | 17:11

    Принято выделять целый ряд щепетильных тем, которые редко поднимаются даже в контексте художественного кино, где дозволены вольные трактовки и переиначивание. Какое право имеет кто-либо разлучать мать со своим чадом, без каких-либо объективных предпосылок к тому. Может ли сутана священнослужителя и жизнь в тумане религиозных убеждений освободить от ответственности перед лицом закона и морали. Заслуживает ли один поступок жизни в неведении на протяжении полувека.

    Начну с того, что это определенно одна из лучших ролей Джуди Денч, которую большинство уже привыкло ассоциировать с наставником Джеймса Бонда. У нее получилась на удивление нестандартная героиня, не вписывающаяся в ожидаемые рамки убитой горем матери. Повод наконец отыскать своего сына она расценивает как своего рода приключение с поездкой в родную Ирландию и Соединенные штаты. Как шанс найти ответы на неразрешенные вопросы прошлого. Получить примирение с собственными страхами и обидами. Поэтому не стоит ждать кадров с ползающей по полу от горя пожилой женщиной. Фильм, в основе которого реальная и довольно трагическая история, производит в итоге жизнеутверждающее впечатление.

    Уже не молодых лет женщина Филомена вот как пятьдесят лет хранит память о сыне, которого у нее отобрали. Знакомство с журналистом Мартином пробуждает воспоминания и приводит героев как в старые, овеянные грустью, так и новые места. Можно назвать стержень истории детективной драмой в мягком смысле этого выражения. Персонажи Джуди Денч и Стива Кугана копаются в призраках прошлого и поднимают на поверхность непопулярные темы пагубного религиозного влияния. Фильм предлагает нам небольшой ряд ретроспектив, отлично вписывающихся в общую атмосферу повествования. В памяти назревают параллели с фильмом «Сомнение» 2008 года. И хотя сюжет медленно и последовательно вводит нас в курс дела, а после делает участником поисков, смотреть довольно интересно и нет повода скучать.

    7,5 из 10

    16 апреля 2016 | 22:06

    Среднестатистическая жительница земли Святого Патрика Филомена Ли на протяжении невыносимо долгих, чудовищно мучительных и почти бесконечных пятидесяти лет хранила самую главную тайну в своей невеселой жизни. Когда-то, в бытность свою свежей, пылкой и юной воспитанницей католического приюта, Филомена, поддавшись страсти, родила сына, который волей не столько судьбы и седовласого Бога, сколь строгих садиствующих монахинь, был от нее отлучен. Филомена лишилась его, не теряя надежды вновь обрести и получить успокоение. Историей Филомены заинтересовывается опальный журналист Мартин Сиксмит, и поиски выходят на совершенно иной уровень.

    Впервые широко представленный публике на позапрошлогоднем Венецианском кинофестивале, оказавшимся чрезвычайно богатым на откровенно маргинальные и полумаргинальные кинотворения, фильм «Филомена» 2013 года является по своей тональности картиной совершенно иного, более социально ориентированного и тонкого по психологизму, рода, нежели «Мебиус» Ким Ки-Дука или даже «Том на ферме» Долана, хотя роднит эти бесспорно разные картины между собой общая тематика — семейственности и насилия.

    Филомена по сути с самого начала своей осознанной жизни была лишена семьи, ее тепла и любви, соучастия к ее судьбе и сочувствия к ее горестям, неприятностям и страданиям. Ничего подобного Филомена не обрела в стенах церковных, ибо и там были лишь боль, боль и еще раз боль, не столь физическая, сколь психологическая, боль от ломаемой через колено воли. Она тем не менее сумела стать Человеком, в христианском и общегуманистическом значении, но в этом не столько заслуга церкви, сколь ее самой, ее долготерпения и всехристианского смирения, подчас слепого, иррационального, разрушающего окончательно и без того утраченную связь с сыном, которого она помнила всегда, но, увы, такова была ее внутренняя природа и воспитание, ради которого Филомена боролась пассивно, страдая в одиночку, не призывая мир к справедливости, которой она заслуживала. Филомена — жертва как собственного отца, которому она оказалась просто не нужна, так и жесткой системы католицизма, подчиненной строгим религиозным догмам и законам тривиальной коммерции, девальвирующим все обеты и все служение. Филомена — человеческий тип сломанной воли и израненной души, которой для настоящей борьбы нужен порыв; он, впрочем, находится, хотя и слишком поздно, когда уже не скажешь давно витающих в раскаленном воздухе слов любви, когда даже не завопишь от отчаяния во весь голос, когда уже смиренно принимаешь все как есть и примиряешься с ходом событий, которые не в силах изменить ни Бог, ни Дьявол, а человек — так и подавно.

    Что примечательно, личность режиссера-постановщика в этой ленте — знаменитого британского кинематографиста Стивена Фриерза, чью карьеру выстроить по определенному плану невозможно ввиду чрезмерной эклектичности и перманентным метаниям из авторского в популярное кино — кажется вторичной, ибо «Филомена» это исключительно авторский проект Стива Кугана, проявившем себя в ленте как мультиинструменталист и главный выразитель практически всех без исключения идеологических и социальных идей ленты, имеющей по сути антиклерикальный подтекст. Впрочем, тон, избранный Куганом для нарратива ленты, является не инвективным, пропитанным трагизмом и утяжеленным излишним, носящим и откровенно манипулятивный характер сентиментализмом, а сугубо ироничным и легким, в котором насыщенные драматизмом сцены умело чередуются с комическими и даже гротесковыми, уравновешенными столь же сдержанной режиссурой, из которой моментами показывает свой неприглядный уродливый лик правда жизни, которую и принять, и понять не всегда возможно, а простить — так и подавно.

    В финале и вовсе мнение сугубо личное становится мнением авторским, всеобьемлющим, когда происходит противостояние двух совершенно разных по ментальности и принципам людей, Филомены и Мартина, на тему всепрощения. Филомена, потерявшая в своей жизни очень много, а обретшая — столь мало, кажется самим воплощением святости, истинной духовности на фоне бездуховной пустоты и давящей атмосферы монастыря. Она — Мать, прощающая своих палачей и искупляющая их грехи своей безгрешностью. Однако есть и иная правда в картине, которую не зашоривают и не избегают говорить зрителям прямо, нарочито декларативно и в духе памфлета; циник Мартин жаждет отмщения, восстановления справедливости, воздаяния, и его последние слова сродни приговору той системе, для которой человек был просто никем, песчинкой в человеческой массе, которую и Богу не видно, и на которую ему, Богу, то бишь, глубоко плевать. И история матери Филомены от конкретики в финале приходит к обобщенной метафоричности, условности, ибо Филомена не была одна на миллион; ей подобных были тысячи, но, к сожалению, на всех Мартинов Сиксмитов не наберешься, а глас вопиющего в пустыне так и останется никем не услышанным. Впрочем, до поры до времени.

    6 июля 2015 | 06:41

    Несколько номинаций на «Оскар», приз за лучший сценарий в Венеции, сборы, превосходящие восьмикратно бюджет — лучшая характеристика фильму. «Филомена» — разговорный мейнстрим, достойный интереса ценителя фестивального кино и способный удержать у экрана случайного зрителя. Качественный продукт.

    Политический журналист Мартин Сиксмит (Стив Куган) переживает карьерный кризис после нешуточного скандала, разгоревшегося из-за неправильной трактовки какого-то его высказывания. По воле случая, он откладывает в сторону работу по книге об октябрьской революции, и решается на поиск нового для себя сюжета. Написать статью о «простых людях»? Такое ему ещё никогда не приходило в голову, но, кажется, это не самый плохой способ отвлечься.

    Девочка-подросток Филомена (Джуди Денч) родила ребёнка в не самое благоприятное время в не самом благополучном месте. Кажется, она даже толком-то и не знала, откуда берутся дети. Нет, это не Средневековье, а Ирландия середины ХХ века. За такой греховный поступок её отправляют в монастырь, где её жалкая жизнь, выстроенная вокруг рабского труда, наполнена весьма прозаичным смыслом — возможностью час в день уделить ребёнку. Иного шанса повидать своего мальчика у неё нет. Абсурдно, не правда ли? В итоге сына отдают приёмным родителям, а Филомена хранит эту тайну в себе долгие годы, чтобы через 50 лет внезапно обеспокоиться его судьбой. Нет, это не только вам кажется глупым: рациональный взгляд на мир свободолюбивого либерала Мартина Сиксмита, кажется, ещё никогда не подвергался такой бомбардировке абсурдом. Однако простая история постепенно обрастает фактами, подогревающими антиклерикализм журналиста. И тут уже на первый план выходят «злобные монашки», что вызывает недовольство религиозной и миролюбивой Филомены, чьё нежелание «устраивать скандал» доводит Сиксмита до кипения. Да, о Филомене стоит поговорить отдельно.

    Мне кажется, что персонаж, чьё имя послужило названием фильму, не претендует на роль живого человека. Это чудаковатый типаж, призванный вызвать улыбку, иногда сочувственную. Немного странно, учитывая находящееся в основе сценария реальное журналистское расследование, не так ли? Эту точку зрения разделяют не все: Джуди Денч получила номинации на лучшую женскую роль на «Оскаре» и «Золотом глобусе». Фильм, строго говоря, построен на контрасте персонажей. Рациональный, прагматичный интеллектуал Мартин и добрая простушка Филомена — антиподы. Благодаря этому зритель сможет насладиться множеством остроумных диалогов: найдётся повод как для тонкой комедии, так и для социальной драмы. При этом Сиксмит намного более понятен среднему зрителю, в его действиях есть логика и здравый смысл, чего не скажешь о бабушке-цветочке.

    Фильм порадует нас несколькими достаточно острыми сюжетными поворотами, не давая заскучать напрасно. И это неплохое достижение, особенно учитывая жанр, это же не триллер. Режиссёру, кажется, удалось избежать искусственности во взаимодействии персонажей — под конец фильма герой Стива Кугана не нюхал ромашки, да и Джуди Денч не научилась едким саркастичным замечаниям. И всё же, финал на фоне лучших эпизодов выглядит несколько бледным и предсказуемым, несмотря на попытку вызвать у зрителя сильные эмоции. История Христа в теле женщины проделала большой путь от комедии до детектива и социальной религиозной драмы. «Филомена» — универсальный мейнстрим без своей целевой аудитории и не заигрывающий с чистым жанром. Типичное классицистское кино под «Оскар», которое можно пропустить, но не оставляющее при этом после себя ощущение зря потраченного времени.

    4 мая 2014 | 16:12

    Жанр: трагикомедия;

    режиссёр: Стивен Фрирз;

    главные роли: Стив Куган, Джуди Денч

    Фрирз использовал в своей картине достаточно широкий спектр тем и настроений. Как в палитре, здесь комичное граничит с драмой, скептицизм — с верой человека и его способностью простить даже такое зло, за которое месть, как бы абсурдно это не звучало, имеет место быть с полным правом.

    У главной героини — пожилой медсестры Филомены Ли необычная тайна, которую она хранит вот уже 50 лет. Будучи юной девушкой без «рода и племени», она потеряла своего маленького сына Антонии. Роды прошли успешно, и мать была всем сердцем предана своему ребёнку. Пока однажды американские «янки» не увезли мальчика с собой. Позволили им это сделать служители религиозного культа — католические монахини, у которых практически в рабстве находилась Филомена. Уже живя «в миру» женщина решилась раскрыть тайну своей взрослой дочери, а та, познакомившись с журналистом со скандальным прошлым и настоящим, передала рассказ ему. Филомена и Мартин начали поиски Антони, каждый преследуя свою цель: мать узнать что-нибудь о сыне, и, если повезёт, встретиться с ним самим, журналист — достать сюжет для будущей статьи в воскресный номер журнала.

    У главных героев фильма существуют реальные прототипы, кои являются «действователями» книги английского политического журналиста Мартина Смитсмана «Потерянный ребёнок Филомены Ли». Все имена подлинны, а многие их обладатели живы и по сей день. Фрирз не стал экранизировать книгу, ограничившись лишь сценарием, написанным Джеффом Поулом и Стивом Куганом.

    В одной из сюжетных линий его картины раскрывается проблема так называемой «чистоты религиозного культа»: монашки спекулируют продажей детей молодых женщин, работающих у них, в Америку. Кроме того, обличается стереотип служительниц, касающийся сексуальных отношений, в которых просматривается пожизненный грех. Собственно, сама католическая религия ставится под сомнение. Человеку буквально вменяется в подсознание грех, то, что на самом деле таковым не является. Свою режиссёрскую точку зрения на этот счёт Фрирз вкладывает в уста журналиста, недоумевающего по тому поводу, по которому Филомена винит себя.

    Однако, это одна сторона медали. Во главе угла фильма в целом — личность Филомены. Её жизненное кредо и то собственное её Holy Writ, которое помогает ей пережить трагедию и быть практически святой. Её вера в бога многим отлична от тех правил, что проповедовали монахини. Понимание, способность войти в положение другого человека, прощение… в её обществе Мартин уже мало чем напоминает того журналиста-скептика, который с прищуром взирает на окружающий мир. Следуя журналистскому приёму, обладающим технико-метафорическим названием «Всунуть ногу», он пытается добыть факты из личной жизни людей, несмотря на то, что эти люди-«эксперты» совершенно против вторжения в личное пространство представителя прессы. На примере провала Мартина с этим приёмом очевидным становится то, что всё же прав не тот, у кого больше наглости и самоуверенности. Иногда нужно «опуститься» до простого человеческого понимания, готовности спокойно излагать свою просьбу. В этом плане Филомена выступает превосходным учителем, способным открыть Мартину новый взгляд на вещи, который значительно отличается от теории, которую ему преподавали в Оксфордском университете.

    Фрирз заботлив во всём: особое внимание уделяется тревеллингу архитектуры зданий и рир-проекциям пейзажей, как способам передать душевное состояние героев. Наблюдение за действием ведётся в две камеры: основной сюжет запечатлён стеди-камом, а кадры из жизни Антони, ставшие для Филомены и Мартина документальными, проецируются камерой подвижной, создавая эффект съёмки «хоум-видео».

    Поиск сына объединяет двух совершенно разных людей, которые учатся друг от друга, которые открыто могут высказать своё мнение на проблему и выслушать оппонента, несмотря на расхожесть во взглядах.

    16 марта 2014 | 01:00

    Несколько лет назад писатель Мартин Сиксмит (чей образ на экране воплотил Стив Куган), полный желания открыть правду об ирландской католической церкви опубликовал книгу «Потерянный ребёнок Филомены Ли». Но режиссёр Стивен Фриз пошёл дальше — он счёл нужным популяризировать эту историю, выпустив в мировой прокат экранизацию.

    На фильм можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны — это уже упомянутое раскрытия скандальной тайны ирландской католической церкви. Не мне рассуждать о церковных законах, особенно о законах церкви, к которой я не принадлежу, но позицию Сиксмита я полностью разделяю. Не вышла ли церковь за пределы своих полномочий, продавая детей пусть и несовершенных, но матерей вопреки их воле? Могла бы развить эту мысль, но рецензия о фильме, а не о религии.

    С другой стороны — реальная история ирландки Филомены Ли. И здесь интересен даже не столько сам факт «зла» со стороны монастыря по отношению к ней в том числе. Нам показывают переживания этих матерей в лице Филомены, которые переживают эту боль всю свою жизнь.

    Джулия Денч (Филомена Ли) является одной из моих любимых возрастных актрис. Но впервые на моей памяти я увидела её в роли такой, знаете, типичной бабушки. Очаровательной, доброжелательной, верующей, удивляющейся простым для более молодого поколения вещам и потрясающе милосердной. Кстати, что отличает европейских пожилых женщин, — это их стиль, они умеют и хотят быть элегантными. Филомену в лице Джуди очень хочется обнять и утешить, когда её глаза наполняются скорбью. Восхитительно воплощённый образ.

    И каким контрастно циничным и безжалостным на этом фоне выглядит мир журналистики, где всем плевать на боль, им подавай сенсацию. В начале работы с Филоменой Сиксмит и сам, как мне показалось, частично ради собственной наживы подошёл к этой истории, но мы видим, как его разум расширяет эти условные границы. Он интересный, человек, отрицающий существование Бога и опирающийся на факты. Не могу сказать, что сильное впечатление на меня произвела работа Стива Кугана, но персонажа он точно не испортил.

    Сценарий можно похвалить за то, что по нему интересно следовать, обнаруживая с героями новые факты и погружаясь в хитросплетения судьбы. Особый шарм этому путешествию придаёт красивая инструментальная музыка.

    В части операторской работы и монтажа отмечу используемых эффект старой плёнки в сценах из молодости главной героини. И для восприятия удобней, и придаёт нужный драматизм.

    В «Филомене» чувствуется английский стиль вообще и кинематографа в частности. Один из наиболее интересных номинантов на Оскар этого года.

    8 из 10

    5 марта 2014 | 22:54

    Можно было бы начать с того, что «Филомена» — это банальная история любви матери к своему ребенку, если материнскую любовь вообще повернется язык назвать банальной. После такого синопсиса я уже мысленно приготовила себя к фильму-слезовыжималке и непродолжительным размышлениям о несправедливости жизни после просмотра, однако сие драматическое роуд-муви оказалось не столь предсказуемым, как я ожидала, хотя и изрядно приправленным «благородной патиной времени». Благородность тут, конечно, представлена в основном одной лишь актрисой — всегда приятно видеть на экране «старую гвардию» британского кинематографа в лице мисс Джуди Денч. Не знаю, как вам, а мне безумно грустно осознавать, что такие выдающиеся артисты в силу возраста вынуждены играть старых ирландских кошелок, пусть даже в данном случае эта кошелка получилась милейшей бабулей.

    Филомена Ли — типичный образец старушки-«божьего одуванчика», которая, кажется, просто не умеет сердиться то ли в силу ли своей наивности и рассеянности, то ли богобоязненности. При всей своей упрямой религиозности она, к удивлению, не отличается ханжеством и на каждом углу сыпет жизненными мудростями — только бери карандаш и записывай — отчего так и тянет назвать Филомену ушлой, да только её всё понимающая и принимающая натура заставляет отложить ярлыки на время.

    Фильм-трагедия, неторопливый, в духе самой Филомены, обманчивым путем заставляет нас улыбаться. Под магический и словно заигрывающий саундтрек Деспла мы действительно улыбаемся, но неискренне и настороженно. «Филомену» можно назвать скрытой непопуляризацией церкви — реверанс трепетным христианам пуританской Британии. Там, где Америка бы рвала и метала, заручившись крикливыми адвокатами, старушка Англия посылает на разборки разжалованного и спустившегося с небес на землю журналиста ВВС, для которого сопливые истории в духе «Жди меня» — вовсе не чьи-то жизни. По меркам туманных альбионцев это и разборками-то можно назвать с натягом — там, кажется, монахини когда-то отобрали ребенка у девушки — найс, пойдет для воскресного выпуска. И от этого-то очень больно.

    Больно, потому что Филомена, будучи сама человечность, в поисках законной правды то и дело натыкается на отсутствие этого качества у людей. Порой так хочется верить, что однотипные и унылые увещевания церкви всё же откроют ей глаза, что то, как с ней поступили, — зло, что это — неправильно, что это — преступление, и одним «с`est la vie» тут не отделаешься.

    Филомена делает выбор в пользу прощения — неправильного, нелогичного, возмутительного — с которым не согласился бы ни один человек по эту сторону экрана, но если это поможет ей заполнить зияющую дыру в сердце возрастом в полвека, то так и быть, Бог ей судья.

    30 августа 2015 | 08:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>