всё о любом фильме:

Лучшие дни впереди

Les beaux jours
год
страна
слоган-
режиссерМарион Верну
сценарийФанни Шенель, Марион Верну, Марк Сирига
продюсерФрансуа Краус, Дени Пино-Валенсьенн, Джульетт Рено
операторНиколя Горен
композиторКантен Сиржак
художникЯн Дюри, Марите Кутар
монтажБенуа Кинон
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  438.8 тыс.,    Россия  14.8 тыс.,    Германия  14.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Кто сказал, что уход на пенсию — это начало конца, а не новое начало? Каролина делает совсем не то, чего от неё ждут: заводит любовника, получает новые впечатления, нарушает установленные правила и, в конечном счёте, вновь становится хозяйкой своей жизни и переживает вторую молодость.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
19 + 3 = 22
6.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Совершенно случайно попала на сеанс: собиралась на другой фильм, но билета на меня уже не хватило.

    Немного пропустила начало, поэтому не сразу поняла, что происходит на экране и почему какая-то невнятная девушка средних лет заставляет Фанни Ардан гомерически смеяться на людях, а потом втянулась в происходящее. Когда стало понятно, что у героини Ардан вот-вот начнётся роман с мужчиной, годящимся ей в сыновья, какое-то время мне это было неприятно. Не знаю, почему: может, настолько в нас глубоко засели нормы дозволенного для женщин и мужчин в этом возрасте? Больше чем уверена, что если бы муж героини завёл интрижку на стороне с молоденькой, никакого отторжения это бы не вызвало: ситуация же стандартная, так и в самом деле бывает. Сплошь и рядом.

    И поначалу я всё выискивала какой-то подвох: ведь Жюльен заметный мужчина в доме престарелых, наверняка девушек достаточно, зачем ему женщина, старше его на 20 лет? Пусть Ардан и шикарно выглядит, всё равно же никуда не спрятать морщины вокруг глаз, когда чрезмерно наложенная косметика смотрится немного вульгарно. Да и интересы должны быть разными. И круг общения… А потом подумалось: да ведь всё это просто ограничения, которые мы же сами на себя накладываем. Она ожила рядом с ним, приняла его правила игры, но добавила и свои установки, которые он обязан был соблюдать.

    Только о семье пришлось вспомнить в какой-то момент. Всё же 40 лет семейной жизни нельзя вот так выкинуть в трубу, хоть дочери и нормально отнеслись к наличию у матери любовника. Одна даже позавидовала, что у неё на такое роскошество времени не остаётся. Интересно, такое возможно только во Франции, для которой это вполне себе типичный фильм, или и у нас такое тоже может произойти?

    10 ноября 2013 | 17:13

    У меня такое ощущение, что фильм вызвал у меня не те чувства, на которые рассчитывали создатели. Наверное, задумано было на тему, что жить можно хорошо в любом возрасте, а получилось… весь фильм было пронзительно щемящее чувство тоски.

    Описание вроде бы «веселенькое», но не знаю… И потом, я вообще все не так видела, как написано… какая хозяйка своей жизни? Вы вообще о чем?

    Фанни Ардан в свои 60 с лишним все еще прекрасна, и охотно верится, что какой-нибудь симпатяга с внешностью Лорана Лафитта может ею увлечься. Все так. Только не выглядит героиня фильма при этом счастливой, на мой взгляд. Она, как большинство женщин, вне зависимости от возраста, мучается вопросами — а в ней ли дело или если бы не она, то была бы другая? а есть ли кто-то еще? а зачем ему это? С одной стороны, думаешь, да, зачем все это? Есть дом, все стабильно и понятно. С другой стороны, она вышла на пенсию, если не сейчас, то никогда, это, скорее всего, последний шанс почувствовать себя молодой, желанной, красивой.

    Она хорошо живет с мужем, но едва он узнает об измене, как в сердцах ей бросает: «Ты когда последний раз на себя в зеркало смотрела?», на что получает ответ: «Зато он на меня смотрит». И ведь правда, смотрит же. В общем, такая тема сложная… жизнь одна, страшно, наверное, понимать, что она проходит и впереди только пуховый платок и чай из блюдца… А на волне влюбленности в Жюльена в Каролин словно просыпается юная девушка. Пусть муж на нее смотрит, как на больную, а она улыбается солнцу, раскачиваясь на качелях.

    С другой стороны, это такой взрыв, ведущий в никуда. Не всем надо, чтобы непременно было «куда», но Каролин задает этот вопрос: «Что будет, когда ты больше не будешь хотеть меня видеть?». Другой вопрос, что ее молодой возлюбленный оказывается мудр не по годам: «Ты узнаешь это раньше меня. Женщины всегда узнают такое раньше мужчин».

    Все закончилось, как и должно закончиться, ничего непредсказуемого. В последних кадрах мы видим Каролин счастливую и смеющуюся. А вот мне срочно захотелось что-то позитивное посмотреть. Потому, что несмотря на эту улыбку, как-то ужасно-ужасно грустно стало. И даже классика жанра, Le vent nous portera, стала звучать совсем иначе, пронзительно печально.

    P.S. Но при разнице в возрасте, какая красивая пара получилась у Фанни и Лорана

    31 октября 2013 | 09:56

    Сколько в этом фильме правды, а сколько вымысла?

    Хотя, почему нет? Если новоиспеченная пенсионерка Каролина так же хороша собой, как и Фанни Ардан.. То пусть Ей будет всего 60, а Ему уже 40!

    Весь фильм не могла оторвать глаз от героини ФА, или от нее самой? Была очарована ими обеими и в то же время пыталась найти изъян, докопаться до правды? Какая она — женщина пост-бальзаковского возраста? Что происходит в ее настоящей жизни? Что ее составляет? Только ли внуки, курсы для пенсионеров и унылые вечера в компании с вязанием на спицах и таблетками от давления?

    Не скажу, что являюсь большой поклонницей Первой Брюнетки франц. кино (хотя в фильме она блондинка), но ее игра- превосходна! Она завораживает. Эта едва заметная ироничная улыбка на лице — так красит ее, придает ей еще большего шарма и уверенности в самой себе, даже в этом возрасте. Особенно в этом возрасте! Заражаясь от экранного образа, хочется так же, как она — идти по жизни, если не смеясь, то, по крайней мере, улыбаясь — навстречу всем возможным преградам и невзгодам, и годам! Нарочито небрежно, но всегда стильно уложенные волосы, привлекательные, подчеркивающие фигуру, наряды, местами смело-сексуальные. Даже в простых джинсах и рубашке в клетку — она невероятно хороша! Легкая, почти ветреная, походка — всегда на каблуках! Определенно, эта этапная роль — действительный бенефис Фанни Ардан!

    Фильм, наверное, в большей степени женский. Хотя это не исключает того, что его можно смотреть с любимым, и ему понравится! Я лично горячо рекомендовала его своей маме и подругам. А компании молодых и задорных ребят — делать там будет нечего. Рано.

    А ведь сыграно — от души — очень тонко, с изяществом и шармом, дозволенным только людям с солидным жизненным опытом. Партнер Фанни по фильму — первоначально напомнил мне Марка Руффало, чем моментально в себя влюбил. И я уже не могла оторвать глаз от сцен, где его руки гладили ее лицо, шею, прорываясь сквозь блузку к груди, а губы отчаянно и внезапно впивались в ее губы — очень эротично! Фильм зарядил меня оптимизмом и невероятным позитивом. Вот, несколько очевидных слоганов, которые просятся в заглавие:

    Жизнь прекрасна!
    Любви все возрасты покорны!
    Любовь не знает границ!


    И финальный, как у Ремарка: Жизнь слишком длинна для одной любви.

    Все неизбежно возвращается на круги своя. Все заканчивается так, как дОлжно. Несколько драматических моментов в фильме усиливают впечатление от просмотренного: сцена с мужем, не желающим быть рогоносцем, но он любит и готов простить; сцена прощания в аэропорту и одинокий путь домой. Грустно и красиво… и слезы наворачиваются на глаза, оправдывая жанр фильма.

    Из лёгкой и воздушной мелодрамы, полной изящного флирта и утонченной эротики, сигарет в постели и секса на полу, тайных встреч и дерзкого адюльтера, история возвращается в будни, во время настоящее, и проступают реалии жизни — трезвые и рассудочные:

    Его надо отпустить. А Ей надо вернуться — в семью, к своим родным, в привычный круг своих обязанностей: собирать мужа в командировку, готовить ужин, принимать гостей, сидеть с внуками и помогать дочерям…

    Но даже это всё освещено неким ореолом романтики и беззаботности. Если у героини есть время и возможность для того, чтобы босиком пройтись по кромке песчаного пляжа на закате, с блуждающей на губах очаровательной улыбкой… то — жизнь по-прежнему прекрасна, и жизнь продолжается!

    Кстати, интересная деталь: как они, французские женщины, понимают, что «лето красное пропело», что возраст наступил? Когда на улице к ним уверенно обращаются «Мадам», а не «Мадмуазель» — и каждая из них помнит этот свой первый раз, помнит и переживает его снова и снова, секретничая с подругами. Так устроены женщины.. А что у нас? У нас: «Девушка» — это и очевидная студентка в наушниках и с рюкзачком за плечами, и дородная тётенька в буфете за прилавком… даже как-то грустно становится. Мда, как я вижу, моя неугомонная «франкомания» — как болезнь, продолжает прогрессировать из рецензии в рецензию… так что же?

    Здравствуй, Грусть!

    17 декабря 2013 | 13:46

    Я никогда не была в Париже. Но за полтора часа просмотра я с головой погрузилась в это романтическое, нечто винное, окутанное символами и аллегориями слово «Франция».

    Сюжет и его воплощение, музыка, подбор актеров, тона, движения камеры…

    Наслаждение искусством.

    Не так давно я посмотрела «Неверную». Эти фильмы похожи, но я вижу главное отличие между ними — если в «Неверной» между нами семейная драма, то «Лучшие дни впереди» (кстати, немного неточный перевод «Прекрасные дни впереди»)- драма личностная, драма полнейшего одиночества женщины, на которую дочери, частично муж махнули рукой.

    А ведь жизнь всегда жизнь, просто в 3 года, в 17 и 65 ты думаешь иначе и озабочен другим.

    Иногда у меня возникала мысль: что если убрать всех действующих лиц из фильма и оставить только главную героиню именно в лице Ардан, если даже убрать главную нить сюжета, а чтобы женщина просто гуляла, ела, ходила в пенсионерский клуб, старела, и даже тогда фильм был бы глубоким и полным. Это последний праздник весны, такое вот французское бабье лето — муж, который еще работает, и даже еще не на пенсии, старее чувствами, чем Каролин…

    Все закончилось как всегда — несдерживаемая и лишенная разума страсть — все тайное становится явным.

    «Я наконец-то вступила в организацию Сары… и я решила уйти из «Прекрасных дней».

    Это почти равносильно «я наконец-то сдалась со своим старением… и я решила завязать с чувствами». И пусть это печально, но такова она — стихия жизни, в которой опыт — сын ошибок трудных, и мы возвращаемся к себе, домой — и не летим в Рейкьявик.

    11 июля 2014 | 15:46

    Пока в России, в позапрошлом веке, писали картину «Неравный брак», о жесточайшем положении женщины в нашем государстве, о ее положении, как товарно-денежной единицы, во Франции Ги де Мопассан писал свой роман «Сильна как смерть».

    В России редко учитывалась психологическая составляющая женщины — личностью она не признавалась практически никогда. Это был сексуальный, товарный, бытовой объект, объект бытовой тирании, обслуживающий персонал в контексте дешевой рабочей силы, исполняющей все функции.

    А во Франции тонкий психологизм Мопассана вскрывал невидимые грани психологии стареющей женщины.

    Роман, по которому снят фильм «Лучшие дни впереди», является достойным продолжением творчества великого француза. Само название вскрывает суть того кризиса, который происходит в сознании стареющей женщины, оно отражает и внешнее видение, и внутреннюю составляющую.

    Книга называется «Юная девушка с седыми волосами».

    Не случайно главную роль доверили женщине, которая для многих является символом чувственности, женственности, ироничности и ума — Фанни Ардан. Не случайно героиней выбрана достаточно саркастичная, иронично относящаяся к себе и своему возрасту женщина, с достаточно жесткой профессией — стоматолог. Она предстает перед нами, как человек, который всю свою жизнь отдал исполнению долга. Служебного, женского, материнского.

    Некоторые детали, очень ненавязчиво вкрапленные в контекст фильма, показывают нам ее распланированную, подчиненную внешним обстоятельствам жизнь, служение профессии и семьи.

    И вот она выходит на пенсию. Привычный механизм замедлил ход.

    Да, остался муж, остались дети, остались внуки. Исчезло служение людям, исчезла оценка общества, исчезла внешняя нужность и причастность к общей жизни. Ячейка общества заперлась в своей капсуле, она уже не является частью Системы, она чувствует себя маленьким винтиком.

    И вот у нее появляется ощущение, что осталось лишь остановиться и ждать приближения смерти, исполняя медленные, привычные танцевальные па, которых уже никто не увидит.

    Наше общество переживает сейчас те же проблемы. Но нам недосуг отразить это в искусстве, потому что наши пенсионеры ощущают не только свою ненужность — они ощущают свое нищенство. Не зря появляются поющие бабушки на Евровидении, и появляются они не случайно именно в России.

    Многие из стариков в России не нужны даже детям. Они не могут пойти в клуб, потому что наши клубы — это пример того, как жить не надо. Они не могут путешествовать, как это делают европейцы. Им остается собраться вместе и сидеть на лавочках, или петь. И таких бабушек по всей России — толпы. Кто-то ухаживает за соседкой, еще более старой, чем она сама. Кто-то общается в церкви, потому что другого общения просто нет. Кто-то применяет свои навыки, готовит что-то вкусное и продает на рынке. Кто-то вяжет носки и салфетки.

    Но французские тенденции, отраженные в этом фильме, проявляются и в нашем обществе. Зрелые женщины очень привлекательны для молодых мужчин. Это хороший момент для моделирования отношений с женщинами в целом. Зрелая женщина, ни на минуту не забывая своего возраста, становится непритязательной и не ревнивой. Она — яркая иллюстрация известного выражения «Женское счастье — был бы милый рядом».

    Такая женщина априори понимает, что продолжения отношений с молодым мужчиной уже не будет. Она готова уступить конкурентке, у которой единственное биологическое преимущество — ее юный возраст. И на это ставится все.

    Женщины, подобные героине Фанни Ардан — умные, саркастичные, самодостаточные — как правило, выходят замуж не благодаря случайному адюльтеру, а обретают глубокую любовь, умеющую оценить все их качества в целом. За этой личностью следует преданная, глубокая любовь, где и сексуальность, и сексапильность, уходят на второй план. В этом и героизм мужчины, и его ошибка. Какой бы умной и саркастичной не была женщина, она все равно остается женщиной. Преданность и подвиг годы прожившего с ней мужа, уходят на второй план, потому что с возрастом приходит желание испытать вторую молодость. А именно этих вливаний и не может дать преданная вторая половина.

    Да, он замечает все. Он замечает любые изменения. Он ревниво охраняет свою собственность. Но он не дает возможность собственности почувствовать, что она — его. Именно это порой приводит к очень поздним разрывам. Умение взглянуть на свою женщину другими глазами, увидеть в этой отлаженной машине частицу черта, именно это дает супружеству новый импульс.

    Молодой мужчина, понимая все свои преимущества, дает женщине второе дыхание, как это сделал герой фильма. Пусть ненадолго, пусть неглубоко, но когда она возвращается в привычную жизнь, она возвращается измененной.

    Она не продолжает свои па. Она смотрит на свою жизнь другими глазами, и уже совершенно иначе формирует свое будущее.

    Эта капля инородного вещества в ее, ставшую застойной, жизнь, превращает весь этот замес в совершенно другую субстанцию, где и дети, и внуки, и муж, обретают новые отношенческие грани.

    Это фильм не о сексе, не об эротике и сексуальных фантазиях, это фильм об утраченной молодости, о невозможности примириться с тем, что жизнь прошла, и твоя душа, и твое тело, уже не могут вызвать интереса, хотя ты остаешься девушкой. Девушкой с седыми волосами.

    Молодые. Покажите этот фильм своим родителям.

    14 ноября 2013 | 11:32

    Французская мелодрама о том, что никогда не поздно…

    Разменяв седьмой десяток и выйдя на пенсию, бывший стоматолог Каролина ради праздного любопытства отправляется в клуб под интригующим названием «Время расцвета». Абонемент в это заведение специально для мамы приобрели две её предусмотрительные и заботливые дочери. И пока муж, и коллега, Филипп продолжает сверлить зубы клиентам, Каролина активно осваивает новые для себя навыки: дегустирует вина, учится гончарному ремеслу и актёрскому мастерству, а также другим важным или совсем бесполезным вещам в окружении пожилых сверстников. Однако всем предлагаемым в клубе предметам новоявленная пенсионерка предпочитает занятия по освоению компьютерной грамотности. В этом ей всячески содействует местный преподаватель Жюльен. И Каролина начинает все чаще уединяться с Жюльеном в его каморке, а потом уже и не только в ней…

    Адюльтер в третьем возрасте. Что может быть романтичнее? Пожалуй, только адюльтер в четвертом… То есть — на том свете. А если ещё перемешать его со вторым, в смысле — возрастом, то получится совсем уже пряная штучка. Вот и Каролина, отдавая себе отчет в том, что Жюльен ровесник её дочерей, и что из этого мезальянса вряд ли получится альянс, не может отказать себе в удовольствии максимально им насладиться. Она всё чаще и всё откровеннее обманывает Филиппа, который не сразу смекает, какой такой благотворительной деятельностью занимается жена-пенсионерка, порою приходящая домой ни свет ни заря. И некоторое время он снисходительно закрывает глаза на её увлечение, милостиво соизволяя благоверной тешиться (или утешаться) в объятиях другого. Но супружеского либерализма хватает ненадолго: следующие одна за другой сцены ревности отрезвляют вконец опьяненную нечаянным флиртом супругу…

    Наблюдать за стратегиями мужа в этой ситуации особенно интересно, хотя бы затем чтобы узнать: как же долго способен бескорыстно любить законченный трудоголик? А именно: позволять жене «развиваться» в том направлении, куда ему самому с некоторых пор стало уже неинтересно двигаться? И что из этого попустительства могло бы получиться, длись оно подольше? Однако статус владельца собственной жены недолго оставался в полудреме. Проснувшееся супружеское эго, оправдываемое моральными предписаниями, довольно быстро расправилось с демократическими нововведениями, предъявив в итоге вполне консервативную и традиционную модель динамик в семейных отношениях. Жаль, ведь в фильме до какого-то момента присутствовала та характерная для французского кино неуловимая непреднамеренность, что позволяла событиям развиваться непредсказуемым образом. Но оказалось, что 47-летняя Марион Верну всё-таки не столь радикальна в своих режиссёрских работах, как её супруг и коллега Жак Одиар.

    Однако не она, а Фанни Ардан — та, вокруг кого здесь всё верится. В 64 года её героиня выглядит не просто моложе своего невзрачного клубного окружения, а именно что шармовей. И вообще она представляет тут явно другую «весовую категорию». Её подозрительно выбеленное лицо может, конечно, смущать ревнителей всего ненастоящего и искусственного. Не знаю, жёлтую прессу не изучал и под хирургическим столом не лежал, хотя о чудесах французской косметики немало наслышан. Но дело, собственно, не в фейслифтинге и не в макияже. Главное, что возбуждает, это те бесовские чёртики в глазах актрисы, которых нет и никогда не было у Денёв, и вообще мало у кого есть среди её сверстниц и соотечественниц. И при этом Ардан именно что кинодива, чьё лицо на экране излучает магический свет, даже в этом, неважно снятом (чисто операторски) фильме. Ведь не случайно же, что именно Ардан ангажировал в «Великую красоту» Паоло Соррентино, и буквально пяти секунд её пребывания на экране хватило, чтобы осознать необходимость этого камео. И как бы ни старалась Ардан замаскироваться «В лучших днях…» под дантистку на пенсии, на экране всё равно присутствовала дива без возраста.

    17 декабря 2013 | 15:21

    По достижении определённого возраста мы понимаем, что увядаем и более не годимся в прожигатели жизни. Мы должны остепениться. Но главная героиня фильма решает не сдаваться старости в плен. Французы хороши в своих нравах. Их раскрепощённость так и манит, их проблемы, если верить французским мелодрамам, колеблются от одних отношений к другим, так что «Лучшие дни впереди» не особо отличается от ряда прочих подобных авторских лент. Это трагикомедия с тонким налётом, нет, флёром вкусной в своей простоте романтики.

    Ничего такого особенного фильм не несёт, не пытается прыгнуть выше головы и не изобилует возможной философией. Он очень мил, неподражаемо забавен и прекрасно подходит для вечера двух влюблённых на склоне лет. Фанни Ардан не пришлось вживаться в сложную роль — по сути, актриса играла себя, лишь немного в другой ипостаси. Как бы то ни было, она радовала глаз, покуда другие актёры смотрелись рядом как массовка. Вполне возможно, что Фанни и одна бы вытянула всё на себе.

    О «Лучших днях впереди» писать много не приходится. Пытаясь вспомнить другие критерии для оценки, я натыкаюсь на прошлые мысли о том, что кино получилось опять же очень милым, лёгким, в меру увлекательным и достойным самых естественных улыбок в свой адрес. Его посыл так же прост: несмотря на тягу к бегству от настоящего, мы всё равно к нему возвращаемся. Будьте честны с собой.

    6 из 10

    12 ноября 2013 | 05:00

    «Les beaux jours» (Лучшие дни впереди) — жизненная французская драма, которая получилась интригующей и своеобразной. Данный фильм снят чисто в европейском стиле, и он будет по вкусу всем любителям и ценителям французского кино. Я посмотрел этот фильм из-за Фанни Ардан. Она в этом фильме просто очаровательна, и даже не смотря на свой возраст Фанни также женственна и олицетворяет шарм и интригует зрителя своей раскрепощенной ролью. Мне нравится эта французская актриса: она красивая женщина и интересная, сильная актриса, сыгравшая во многих достойных фильмах, и в этой драме с привкусом мелодрамы и комедии она смотрелась достойно и играла весьма чувственно. Мне нравится ее взгляд в этом фильме, он полон мыслей и намеков, и я должен признать, что это кино мне понравилось, а Фанни была сердцем и душой этой новой истории.

    Мы видим главную героиню, которая уже на пенсии, но она не хоронит себя заживо и также живет полной жизнью. Заведя случайно любовника, героиня этой истории снова ощутила вкус к жизни и волю того, что она может все, и все в ее руках, и мы видим историю этой интересной женщины, которая живет в миру с самой с собой и открывает для себя все новые и новые страницы ее жизни…

    Фильм получился на любителя, но он атмосферный, и все держится на главной героини. Я получил удовольствие от просмотра этого кино, и мне было приятно видеть Фанни в такой живой и интригующей роли. Ее любовный дуэт с французским актером Лораном Лафитт мне понравился, и смотрелись они вместе хорошо. «Лучшие дни впереди» — кино о том, что жизнь после шестидесяти не кончается, и все зависит от нас самих. Самое важное то, чтобы быть молодым душой, и тогда жизнь будет в радость. Фильм получился неплохой, и я его оцениваю положительно.

    7 из 10

    28 ноября 2013 | 20:54

    Быть счастливым в любом возрасте и неважно, сколько тебе лет, 20 или 60.

    Если в душе тебе 19, то неважно, сколько тебе лет снаружи, Каролина вышла на пенсию, но унылая жизнь пенсионерки ей оказалась не по душе.

    Многим ее друзьям и особенно мужу поступки Каролины казались нелепыми и странными, но она шла наперекор всем и своему возрасту, старалась брать от жизни все.

    И пусть ее уроку последуют многие женщины, которые перешагнули пенсионный возраст.

    Живете и будьте счастливы несмотря ни на что, и в любом возрасте берите от жизни все и не обращайте внимание на прожитые годы.

    Такой мне кажется идея этого фильма, и смысл, который режиссер вложил как бы «между строк».

    3 ноября 2013 | 23:11

    «Была молодость, были страсти, было другое время, но оно прошло. Однако ты-то не «прошла», ты осталась жить, ну так и живи!» (Фанни Ардан).

    Моей бабушке было 47 лет, когда родилась я — ее первая внучка. У бабушки были смоляные, без единого седого, волосы, она работала, готовила вкусные обеды и красиво пела. Но я ее помню именно «бабушкой». Для меня это была какая-то далекая вселенная, в одинакового кроя мешковатых платьях, зимой в пуховом платке, летом в косынке, ноги в хлопчатобумажных чулках и стоптанных тапках. Однажды в диване, где лежали остатки обоев, сломанный радиоприемник и прочий хлам, я обнаружила две пары лаковых туфель на каблуках. Эти туфли не давали мне покоя, будоражили воображение — я точно знала, что это были бабушкины туфли, но… Как, когда и куда она могла их обувать?! С возрастом пришло понимание, что бабушки бывают разные. Но те туфли так и остались для меня загадкой.

    Фильм «Лучшие дни» тоже о бабушке — главной героине Каролине 60 лет. Но язык не повернется назвать ее так. Ее красота вне времени. Фигуре позавидуют молоденькие девушки. А ее шарм… Он разливается в воздухе, как изысканный аромат, независимо от того, что на ней — элегантное платье, клетчатая ковбойка с джинсами или ночная сорочка. И да — туфли. На каблуках. На стройных ножках в чулках. Всегда. Идеал Женщины. У нее две взрослые дочери и двое внуков. И она недавно вышла на пенсию, проработав всю жизнь дантистом. Чем прикажете заняться такой женщине в ее новом статусе?.. Вот и она не знает. Скучает. Немножко мается. Чуточку грустит. И дочери, видимо опасаясь, истерик и депрессий, покупают ей абонемент в клуб для пенсионеров с оптимистическим названием «Лучшие дни». Ну не издевка?! Именно так и воспринимает героиня увиденное там в первый день. И в последний — так она для себя решила. Но судьба распорядилась иначе.

    В безуспешных попытках «наладить отношения» с компьютером, Каролина по совету мужа возвращается в клуб — там есть компьютерные курсы. И абонемент в клуб пенсионеров становится абонементом в новую жизнь. Предсказуемая жизнь бабушки сменяется на опасное путешествие в мир, где есть страсть, любовь, боль, слезы, прощение, понимание… Все, что может пережить женщина вместе с мужчиной. И не важно, что он — ее преподаватель. И даже то, что он — сверстник ее дочерей. Не важно (а, может, наоборот, важно), что когда-то она лечила ему, 12-летнему мальчишке, зуб, и он уже тогда хотел ее. Не важно даже, что есть муж, с которым все хорошо. Есть только он и она. Здесь и сейчас. И у них мало времени. Потому что он (сам знает) — непостоянен, а ей (к чему лукавить?) времени почти не осталось. Глупо тратить его на флирт. Страсть захватывает, и плевать на предосторожности. Они ужинают там, где их могут узнать. Занимаются любовью там, где их могут застать. Взрослая женщина, как девчонка-подросток, срывается поздно вечером с ужина с друзьями, лишь получив СМС-ку от него. Она закрывает глаза на подруг, которые приходят к нему «до» или «после» нее. Она слышит ехидный шепоток за спиной. Но ничто не мешает ей любить его.

    Несмотря на взрывоопасный сюжет, закончится все хорошо. Французам вообще удается снимать отличные фильмы как-то без надрыва, без шекспировских страстей. Люди едят, пьют вино и любят друг друга. На этих трех китах держится весь французский кинематограф. Как, собственно, и сама жизнь. Банально, наверное. Но от этого не менее чувственно, не менее страстно. Фильм очень женский — и по атмосфере, и по проблематике. Снят режиссером, любимицей Венецианских фестивалей, Марион Верну (по совместительству еще и женой знаменитого Жака Одиара). Сценарий тоже написан женщинами. А главную героиню играет одна из моих самых любимых актрис.

    Впервые я увидела ее много лет тому назад в «Соседке». В темном зале кинотеатра мои подружки, вместе с которыми я сбежала с уроков, шуршали обертками от мороженого, и, хихикая, разглядывали парней, непонятно как сюда попавших — наверное, тоже прогуливающих уроки. Я же, не видя и не слыша никого, кроме женщины на экране, затаив дыхание следила за ее кошачьей грацией, за загадочной улыбкой, прячущейся в уголках большого рта, за темными древними, как мир, глазами, которые манили и обещали сладкое счастье, но и горечь страдания тоже. Тогда я даже имени ее не запомнила. Но образ настоящей Женщины отложился в сознании как некий архетип. В ней чувствовалась какая-то природная сила, сопротивляться которой бесполезно — она вознесет к вершинам блаженства, но и она же затянет на дно. Она была настолько красива, изысканна и загадочна, что все остальное меркло в сравнении с ней. Она и сейчас такая — бесподобная Фанни Ардан.

    Сегодня мадам Ардан практически не снимается, ведет уединенную жизнь. Но ради Каролины, понравившейся ей своей смелостью, честностью, открытостью, нарушила свое затворничество. Фанни Ардан любит людей, «которые понимают, что надо отвечать обществу, которое их подавляет. Самое главное не та роль, которую вам навязывают, а то, что с этим делаете вы сами. Вы можете оказаться в клубе для пенсионеров, но при этом испытывать ощущение праздника каждый день. А можете ощущать эту жизнь как ужасное существование полностью забытого существа.»

    «Лучшие дни впереди» — один из тех фильмов, которые бросают вызов общепринятому мнению. Почему-то считается, что пенсия — это какой-то рубеж, после которого жизнь останавливается и пора начинать приготовления к смерти. Конечно, смерти никто не отменял. Но просыпаясь на следующее после прощального банкета утро, и с удивлением рассматривая корзины цветов, благодарственные грамоты от начальства и никчемный, громоздкий подарок от сослуживцев, человек не становится вдруг старым. Он продолжает думать, хотеть, чувствовать. Продолжает жить. Об этом принято говорить с грустью, сожалением, ожиданием упадка и конца. Но не надо брюзжать, что все хорошее уже было и больше не будет. Старость — это просто часть жизни. И она достойна того, чтобы о ней говорить. И стоит того, чтобы просто жить. Жить дальше.

    P.S. «Старость похожа на вынесение смертного приговора. Но до своего эшафота я хочу дойти бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке.» Я тоже, Фанни. И обязательно в туфлях на каблуках.

    30 декабря 2013 | 22:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>