К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У каждого фильма имеется история его создания. В год выхода картины на экрана она выглядит всего лишь интересным фактом, а вот спустя почти полвека, помимо художественной, приобретает историческую ценность. По воспоминаниям режиссёра Марата Арипова решение о создании картины принимали в Москве. Логика руководителей главка была такой: «Хорошо бы, чтобы южане сделали фильм про северян». 'Передали мне повесть Николая Якутского, которая называлась «Золотой ручей». Где-то в тайге есть потаённый ручей, в нём – рассыпь самородного золота. Где именно – знает только старый охотник. Русский купец донимает упрямого старика, чтобы тот показал ему тропку к заветному месту. Люди племени голодают: они очень зависят от милости чужака. Муку и порох можно выменять лишь у него. Старый охотник стоит на своём: если открыть алчным пришельцам путь к золоту – быть большой беде. Соплеменники изгоняют несговорчивого старейшину'.

На основе повести совместно с Валентином Максименковым был написан сценарий будущего фильма. Натуру начинали снимать в Североуральске в Свердловской области. Морозы стояли лютые - за пятьдесят. Световой день очень короткий, работать можно было только с одиннадцати до двух. Подбирать актёров Арипов поехал в Якутию. Отобрал для съёмок несколько якутских актёров: народного артиста СССР Дмитрия Фёдоровича Ходулова, народного артиста Якутии Спартака Петровича Федотова, заслуженного работника культуры Якутии Анатолия Ивановича Васильева, заслуженную артистку Якутии, выпускницу Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства им. Л. С. Маслюкова Наталью Васильевну Кирюшкину. 'Дмитрий Федорович Ходулов был актером самоотверженным. В лютый холод таскал тяжеленные камни, а они буквально примерзали к коже. И никаких жалоб.

Спартак Федотов мне сразу понравился. Очень был просвещённый мужик, но непростой. Он сыграл молодого героя, возлюбленного внучки старого охотника. Актёров на второстепенные роли мой помощник привёз из села Оленёк. Там народ более непосредственный, чем в городах. Работать с ними было приятно и легко – как с детьми. Однажды, впрочем, я недоглядел: один из актеров вошёл в кадр в белой китайской рубашке. Надел обновку перед самой съёмкой. Наверное, хотел казаться наряднее. Ляп обнаружился только при монтаже, - со смехом рассказал режиссёр. Павильонные сцены снимались на киностудии «Таджикфильм» в Душанбе. С непривычки актёры вынуждены были бороться с жарой. 'Приходилось делать перерывы, чтобы гримировать их заново. Снимали короткими кусками. Когда мы второй раз ездили в экспедицию на натуру, исчез снег - общие планы снимать было нельзя. Начались трудности - во всех грехах обвинили меня. Стали искать постановщика на замену. Только никто не клюнул на эту приманку. Заканчивать фильм, кроме меня, было попросту некому.

Финал снимали в горах Таджикистана - там, где ещё сохранился снег. Действовал по ситуации – что можно снять поблизости, в доступных местах. Закончить фильм решил на романтической ноте. Пара влюблённых соединяется. В дальний сибирский край прибывает отряд красноармейцев, а с ним – освобождение от произвола притеснителей чужаков. После выхода картины в прокат съёмочная группа приехала в Нюрбу и Оленёк. Было время ысыаха. Заканчивается сеанс, а зрители не уходят. Освобождают места, садятся на пол. Фильм нравился, люди пересматривали его снова и снова. Меня, честно сказать, такая реакция очень трогала…' Тому, что фильм оказался наиболее освещённым в средствах массовой информации, во многом способствовало то, что картина была снята по повести Народного писателя Якутии Николая Гавриловича Золотарёва (псевдоним – Николай Якутский) «Золотой ручей», и тот факт, что сценарий картины написал первый якутский профессиональный киносценарист Лев Львович Габышев. Прозаик и переводчик Лев Габышев в годы культа личности был необоснованно репрессирован, но потом его реабилитировали, и он активно включился в общественно-литературную жизнь.

О съёмках картины своими воспоминаниями поделился и художник-постановщик фильма Владимир Артыков: «После изучения материала и натуры в Якутии, стало очевидным, что снимать художественный фильм в Якутии при морозах ниже 40 градусов технически трудно. Кроме того, актёрам из Москвы и других городов страны, занятым в своих театрах, прилетать на съёмки и возвращаться практически невозможно. Якутских актёров Дмитрия Ходулова, Наталью Шестакову, Спартака Федотова отсняли в первую очередь. Также эпизоды с оленями, чтобы животных быстрее вернуть на север, в места их привычного обитания и тем самым сохранить им жизнь. Декорации в павильонах «Таджикфильма» были отсняты летом в сорокоградусную жару.

Артисты в зимних меховых одеждах под горячими лучами осветительных приборов чуть не падали в обморок, каждые 20 минут они выскакивали из павильона, сбрасывали костюмы и их обливали холодной водой из шланга. После короткого отдыха актёров вновь гримировали, одевали, и они снова входили в декорации. Хочу объяснить, почему фильм «Тайна предков» снимался на киностудии «Таджикфильм». Дело в том, что в Якутии ещё не было своей киностудии, способной снять полнометражную художественную кинокартину. Приближалась дата «50 лет Якутской АССР». В те времена, отмечать такие праздники из истории становления советской власти в республиках, было принято широко и с размахом: фильмами, концертами, выставками, наградами. На мой взгляд, картина получилась интересной, о чём свидетельствовала премьера в Якутске, восторженно принятая зрителями и прессой. Думаю, что этот фильм был хорошим подарком к юбилею республики».

Фильмов о становлении Советской власти на Севере немного. Из наиболее известных можно назвать 'Романтики' (1941), 'Алитет уходит в горы' (1950), 'Следы на снегу' (1955), 'Начальник Чукотки' (1966). Немного удивила низкая зрительская оценка. По всей видимости, кому-то не понравилась излишняя философичность киноповествования, характерная для притчи, либо эпоса. Но создатели картины и не обещали 'северного боевика', поэтому в жанрах стоит 'драма', а не 'приключения'. Упор в картине был сделан не столько на зрелищность, сколько на эмоциональную глубину поступков людей разных формаций: старика Сэдюка (Дмитрий Ходулов) с одной стороны и купца Опарин (Антанас Габренас) - с другой. Эти люди полные антиподы и в отношении внутри своего 'племени', и в отношении к общечеловеческим ценностям.

07 марта 2018 | 05:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: