всё о любом фильме:

Рай

Heaven
год
страна
слоган«When you take justice into your own hands, what are the consequences?»
режиссерТом Тыквер
сценарийКшиштоф Кесьлёвский, Кшиштоф Песевич
продюсерШтефан Арндт, Уильям Хорберг, Мария Копф, ...
операторФранк Грибе
художникУли Ханиш, Роберта Касале, Кристоф Штегер, ...
монтажМатильда Бонфуа
жанр триллер, драма, мелодрама, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  134.9 тыс.,    Германия  104.6 тыс.,    Польша  95.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время97 мин. / 01:37
Номинации:
Что делать, когда все против тебя? Когда полиция не собирается искать убийцу твоего мужа? Брать все в свои руки! И не важно, если ты сама окажешься за решеткой, не важно даже то, что твой тюремщик станет для тебя самым близким человеком на свете. Главное — делать то, чего от тебя никто не ждет!..
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
74%
64 + 23 = 87
6.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят на двух языках — английском и итальянском.
    • Съемки проходили в Германии и Италии.
    • Для участия в съёмках Кейт Бланшетт пришлось побриться наголо.
    Трейлер 01:43

    файл добавилКиноПоиск

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Этот фильм, видимо, понравится тем, кто больше предпочитает довольно претенциозное и надуманно-многозначительное кино. Удивительнее же всего, что сценарий замечательного польского кинематографиста Кшиштофа Кесьлёвского, написанный им с постоянным соавтором Кшиштофом Песевичем незадолго до преждевременной смерти, будучи поставлен через пять лет немецким режиссёром Томом Тиквером, почему-то кажется фальшивым, искусственным и абсолютно неправдоподобным. А главное — в нём отсутствует некая тайна, загадка, своеобразная игра фатума, что было присуще почти всем экранным творениям Кесьлёвского. Конечно, можно только предполагать, какая лента получилась бы у подлинного автора, который к тому же любил выстраивать свои произведения в тщательно продуманные циклы (вслед за «Раем» должны были последовать «Чистилище» и «Ад»), но не лишённые тесной связи с повседневной реальностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2738 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Странный фильм. Необычный, нестандартный, непредсказуемый? Нет, наоборот, предположить конец как раз нетрудно, но при отсутствии какого-либо явного воздействия на зрителя, тем не менее фильм от начала до конца пропитан безысходностью. И яркие сцены, солнечная Италия только подчеркивают боль и обреченность героини, ее усталость и поражение.

    К плюсам фильма нужно отнести его достоверность, жизненность. Она потеряла мужа. Утонувший в наркотическом бреду, он стал жертвой собственной слабости, но от этого ей не легче. Добавляет терзаний то, что она знает его убийцу, но полиция не хочет принимать меры. И она решает покарать его сама — бомбой в мусорном ящике. Глупо? Нелепо? Бессмысленно? Точно — все как в жизни. А главное — очень опасно. Не для наркоторговца, для окружающих, не в лесу живем, а бомба — это не пуля снайпера. Непредвиденные обстоятельства — и смерть 4-х невинных людей. И как с этим жить?

    Другим плюсом лично для меня стало присутствие Ремо Джироне, легендарного Тано («Спрут»), в обожании которого прошло мое детство.

    Явно вижу намек на философский подтекст, глубинный смысл и высокие чувства, но кроме взлета в небо и сцены под деревом (наверно, не мне одной Адам и Ева припомнились?), сказать особо не о чем.

    Итого 6 из 10 — за актерскую работу

    29 мая 2010 | 16:44

    Любовь — крылата и вольна, как птица,
    Пускай замужних ждет и честь, и власть.
    Тем, кто изведал подлинную страсть,
    Уж не нужны ни почести, ни слава.


    В сюжетной линии женщина в исполнении Кейт Бланшетт, потерявшая мужа из-за наркотиков, решила взять правосудие в свои руки, но случайно убиет невинных. Охранник и переводчик на ее допросе, страстно возжелавший это синеглазое чудо с первого взгляда, разрабатывает удачный план побега из тюрьмы на свободу. Свет в конце тоннеля для поезда, в котором едут двое. Родные и знакомые осуждают их, но помогают затаиться. Дерево, под которым они занялись любовью и небо, в которое они поднялись.

    Первая часть трилогии Киселевского в исполнении Тыквера. Продолжение — Ад по содержанию глубже, но явно проигрывает по визуалу. Красивые ракурсы ландшафта Италии, съемка симметричных планов и гармонично расположенных объектов в кадре. Тревожная атмосфера, с первых минут перетекающая к концу, просто, в ком в горле. Что для любви — смерть, грех и происки судьбы? Как высоко можно воспарить над миром, подобно влюбленным из писем «Элоизы к Абеляру» Александра Поупа? И что там наверху? Рай для двоих?

    14 декабря 2007 | 13:53

    Бескрайние поля итальянской деревни. Бесконечность, убегающая за горизонт, одинокое дерево на холме, и два силуэта, неразличимых, одномерных, словно маленькие аппликации на огромном полотне, пропитанным алыми красками заходящего солнца. Он и Она. Вместе они освобождаются от одеяний, небрежно скидывая их на траву, секундная пауза, за которой угадываются встречный взгляд и немое согласие, и нежные объятия, соединяющие их в единое целое. А вокруг спокойствие, утихнувшие звуки, время, приостановившее свое движение, и бегущие облака, отливающие багром догорающего заката. Конец ли это? Начало? Скорее прощание. Очищение от суеты и беготни, от всего земного и опостылевшего, в чем застаивается наша жизнь, от отчаяния и боли, что толкают на грехи, с которыми невозможно дальше жить. Последнее прощание, первая ночь любви, и вот они, держа друг друга за руки, взмывают в небо, высоко, туда, где дальше только…

    «Рай» — это фильм-откровение, фильм-символ. Картина, пленяющая простотой и проникновенностью. Завораживающая история подобна библейской притче, облаченной в условность реального мира. Судьба сводит главных героев, Филиппу и Филиппо, чьи имена столь созвучны, в обстановке, пропитанной тяжестью греха и раскаяния. Месть и отчаяние, просчитанный план убийства, злая шутка неугомонной судьбы — и вот Филиппа, забрав жизни четырех невинных людей, пытается определить, если еще что-то, за что можно удержаться, не сойдя с ума от безнадежности. Неподдельная скорбь Филиппы пронизывает молодого карабинера Филиппо, отныне потерявшего здоровый сон и мочащегося во сне, словно маленький ребенок, от нахлынувших чувств. Внезапно вспыхнувший порыв любви толкает Филиппо помочь угасающей Филиппе бежать. История, самобытная по своей задумке, филигранно разрезает реальность, приземленную и тягостную, покоряя обезоруживающей простотой и искренностью.

    И не удивительно, что весь фильм смотрится, как сон, подчеркнуто эфемерно. Эта эфемерность, однако, выражается вовсе не прикрасами и излишествами в аудиовизуальном решении. Том Тыквер, режиссер картины, наоборот, словно хочет любым способом подчеркнуть призрачность и неестественную простоту картины. Однородные городские здания, словно безликие стражи, нависающие над героями, ничем не отличаются друг от друга, сливаясь в сплошной серый фон, минимализм в обстановке каждой сцены оттесняет значимость места действия, выставляя актерскую химию на передний план, природа покоряет своей первозданностью. Главные герои выглядят такими крохотными, незначительными в этом большом мире. На фоне пронзающих небо громадных зданий, снятых снизу вверх, бесконечных дорог, удаляющихся за горизонт в идеальной перспективе, или необъятных полей, представленных зрителю с немного-немало километровой позиции, Филиппа и Филиппо кажутся ничтожно маленькими, противостоящими целому миру. Но очередной диалог, крупные планы с мягким, рассеянным светом, взгляд, наполненный неподдельной нежностью и безмолвным обещанием быть до конца, — и тут же забываешь об их несущественности и смелом вызове всем и вся. С каждым новым кадром этот аудиовизуальный ноктюрн меняет свою тональность, обретая глубину и более абстрактный мотив и превращаясь в пронзительную элегию, которая, достигнув пика, обрывается, наполнив гулким эхо тишину.

    Филиппа и Филиппо, обритые наголо, в потертых джинсах и белых футболках, бегут в противоположном от целого мира направлении. Добровольное отречение от прежней жизни, исповедь, отдающая щемящей болью в душе, — и вот уже трагедия, сыгранная местью, отчаянием и роковой случайностью, больше не выжигает память. Остается лишь сделать последний шаг. Экзистенциальные вопросы, поставленные в самом начале, постепенно отходят на второй план, а главные герои, отбросившие последнюю шелуху земной жизни и словно стершие свою личность, похожие теперь на библейских персонажей, отрываются от земли, воспарив туда, где их не найдут, туда, где их нет.

    28 сентября 2013 | 03:20

    «Главное — делать то, чего от тебя никто не ждет»….. (с)

    Для меня фильм «Рай», известного режиссера Тома Тыквера в первую очередь стал фильмом о свободе. О животной свободе, когда нечего больше терять! В основе фильма лежит история женщины, которая пытаясь отомстить за смерть мужа и добиться справедливости случайно убивает четырех ни в чем не повинных людей. В участке находится человек, который готов пожертвовать многим что бы спасти ее. В этом фильме каждый чем-то жертвует ради другого, Филиппа жертвует свободой ради справедливости, Филиппо жертвует всем ради любви, отец готов пойти на все ради сына, а лучшая подруга рискует спокойной жизнью и благополучием, что бы дать приют двоим беглецам.

    Фильм чрезвычайно красив, чем-то похож на другое творение Тыквера «Принцесса и воин», но при этом абсолютно самобытен и интересен. Цвета слегка приглушенные, но это ни сколько не умаляет красоту пейзажей Италии, диалогов очень мало, каждое предложение емкое и несет в себе большую смысловую нагрузку, главные герои (Кейт Бланшет в роли Филиппы, и Джованни Рибизи в роли Филиппо) словно не от мира сего, они другие, даже совершая вполне земные поступки, они думают и чувствуют по другому, ни как все. Фильм очень печален и мелодичен, концовка дает надежду на лучшее. В любой ситуации есть что терять, вот он смысл концовки фильма, герои обретают любовь, которую как великий дар необходимо сохранить.

    Фильм смотрится на одном дыхании, для меня уж больно он короткий всего 1. 33, я привыкла к двух часовым фильмам. Но и за это время в фильме много всего сказано, его можно сравнить с хорошей и в тоже время простой песней. А все гениальное, как известно просто. Очень рекомендую этот фильм поклонникам Тома Тыквера и всем любителям хорошего кино, нет ничего лучше вечером в выходные.

    18 сентября 2011 | 23:48

    Ее зовут Филиппа. Его зовут Филиппо. У нее День рождения 23 мая. У него День рождения 23 мая. Они оба совершили преступление и они в бегах. Но это не все, что их объединяет. Они влюблены.

    Том Тыквер снял, на мой взгляд, лучший свой фильм «Рай». Картина, на которую даже и не знаешь, как реагировать. То ли радоваться, что герои обрели друг друга, то ли плакать, оттого при каких обстоятельствах это случилось. Да и финал можно трактовать по-разному. То ли герои улетели далеко и навсегда, то ли нет. Лично мне кажется, что ничего хорошего из угона вертолета не вышло. Их обязательно поймают. Но дело не в этом. Дело в самом фильме. Он трогательный, печальный и, не знаю, душевный, что ли. Действие развивается не очень быстро, плавно, под такую же плавную музыку.

    Мы знаем, что Филиппа преступница. Пусть и случайно, но она убила 4-х невинных людей. Однако к ней все равно проникаешься симпатией, и искренне хочешь, чтобы она сбежала. Филиппо тоже преступник. Но на что способен влюбленный человек? Когда его отец спрашивает Филиппу: «А вы его любите?», очень страшно услышать: «Нет». Для меня до сих пор загадка, настоящие ли чувства у Филлиппы, или она просто благодарна своему спасителю? Хочется верить, что да, настоящие.

    Кейт Бланшетт хорошая актриса. Ей веришь с первой минуты. Так и с «Раем». В сценах допроса нельзя усомниться в ее искренности. Да и в других тоже. Хотя меня немного шокировало бритье наголо. Видимо, каждая актриса должна пройти через это.

    Джованни Рибизи такой милый и лоховатый паренек. Давно наблюдаю за этим актером, и он мне очень нравится. В «Рае» он такой безнадежный романтик, готовый на все ради любимой. Цепляет.

    Кино мне очень понравилось. Побольше бы таких. Лучший фильм Тыквера. Лучший фильм Бланшетт. Лучший фильм Рибизи.

    11 февраля 2008 | 20:19

    Первое, что бросается в глаза — широкая «география» фильма: сценарий поляка Кесьлёвского, режиссура немца Тыквера, австралийка Бланшетт, а действие происходит на территории Италии. Это могло бы свидетельствовать о том, что чувства героев универсальны, однако, после просмотра, кажется, что они вообще надуманы.

    Мотивы, подтолкнувшие Филлипу к преступлению малопонятны и неправдоподобны: она спланировала подорвать бомбой крупного чиновника, замешанного в наркоторговле. Почему именно его? Если она просто борец за справедливость, то разве мало подлецов и мерзавцев более высокого уровня? Если это личная месть за смерть мужа, тогда вообще непонятно, ведь они были в процессе развода. Все это не дает мне возможность, внутри себя, ее оправдать, как часто бывает с героями, которые совершают преступления в безвыходной ситуации. Конечно, ее жаль: она очутилась в лапах полиции, начальники которой в преступном сговоре с мафией.

    Однако, взрыв бомбы, заложенной ей в крупном офисе, повлек смерть четверых невиновных человек, и не предполагать такую возможность было просто наивно. Тыквер показывает нам этих детей и их папу, отчего забыть о ее поступке еще труднее.

    Но что еще хуже, так это то, что наша «революционерка-народоволец», которая боролась за правое дело искоренения плохого дяденьки, совершенно сникла, узнав, что убила детей. Ее бунтарского духа хватило на то, чтобы заложить бомбу, а дальше он иссяк, а, после довершения задуманного, она и вовсе не знает, что делать. Депрессия и безысходность пронизывают весь фильм, тяжело смотреть фильм о людях, когда, с точки зрения жизненного опыта, ясно, что Филиппо и Филиппа обречены на неудачу, сколько бы сценарист и режиссер не выдумывали бы символических финалов.

    Ей совершенно ясно, что ее жизнь кончена: раз она сама себя не может оправдать в душе, то как ее могут оправдать люди. Он тоже не глуп и понимает, что для него тоже все кончено с тех пор, как он связался с преступницей.

    Режиссер пытается нам доказать, что это фильм о торжестве любви над миром. Но он и самому себе этого не доказал. Если поступок Филиппо, влюбленного в нее, понятен, то она, похоже, движима только благодарностью к спасителю. Ну, хорошо, не получилось с бомбой — так боритесь за любовь, делайте хоть что-нибудь. Вместо этого они продолжают пассивно слоняться весь фильм в ожидании финала. Ясно, что в той ситуации, в которой герои оказались, не только глобальный хэппи-энд невозможен, но у героев нет даже минимальной идеи и плана действий.

    Если говорить об актерском мастерстве, то игра Бланшетт, на которую Я так надеялся, не впечатлила: местами была неплоха, но временами, например, когда она узнала, что убила детей, была ненатуральной. Роль Джованни Рибизи (Филиппо) была очень простой — он не сильно играл мимикой за время фильма. Хочется отметить хорошую игру Ремо Джироне, актера известного мне по сериалу «Спрут 3 и 4», где он играл Тано.

    Оператор-гений: холм, на котором под деревом скрывались беглецы, он «прокрутил» со всех сторон. Вид двух влюбленных снятых издалека, в лучах предзакатного солнца, очень красив. Также он здорово показал быстрое движение наружных лифтов на здании навстречу взгляду.

    Многие не согласятся, что фильм плох, потому что он наполнен символами. Однако символизм здесь слишком очевидный и поверхностный. Образ возносящегося вверх вертолета, как символ вознесения, или совпадения имен и даты рождения, как символ родства душ персонажей показались мне чересчур банальными.

    В общем, режиссер Тыквер забрел не на свою территорию кино о душе. А вот фильмы, наполненные действиями, например, «Парфюмер» и «Лола, беги Лола», получились у него просто замечательными.

    6 сентября 2009 | 20:56

    Посмотрела этот фильм и сразу же пообещала себе, что ОБЯЗАТЕЛЬНО напишу рецензию.

    Фильм очень красивый! Это один из тех легендарных фильмов, которые запоминаются на очень долгое время.

    Это история о женщине, которая по воле рока оказалась убийцей, что произошло совершенно случайно, и была отправлена на суд. Но судьба дала ей хороший шанс завершить то, что она начала, и этим шансом оказался молодой симпатичный парень. Им предстояло пройти через вставшие перед ними опасные ситуации…

    Сразу скажу несколько слов о музыкальном сопровождении — подборка идеальная! Очень понравилось, как звучало пианино в определённых фрагментах картины — мелодии очень точно передавали настроение героев, чувствовалась эмоциональная окраска. В каких-то моментах музыка описывала печаль или грусть, неизбежность, а в других эпизодах это было спокойствие, безмятежность и т. п.. В общем, одно слово — прекрасно.

    Актёры очень хорошо исполнили свои роли: выразительно передавали эмоции своих героев зрителю, который в свою очередь мог сам их испытывать, качественно работала мимика и т. д.. И исполнили они их настолько хорошо, что я поверила им в первые же минуты фильма.

    Смотреть было интересно, фильм вызвал бурю эмоций. Была и романтика, и драма, даже юмор в каких-то моментах присутствует! Но в целом — фильм очень грустный (я в конце чуть не заплакала).

    Моя оценка:

    10 из 10

    24 июня 2011 | 14:52

    Фильм «Рай» не оправдает надежд тех, кто ищет страсти, романтики и любовных приключений, как в «Титанике», не смотря на то что название говорит об обратном. Но это качество фильма оказывается совершенно уместным.

    Невероятно как может человек с одного прикосновения, одного взгляда, влюбиться настолько, что готов отдать свою жизнь без остатка совершенно незнакомому, но горячо любимому человеку.

    Подкупает то, что главный герой Филиппо не требует от возлюбленной совершенно ничего взамен, даже взаимной любви. Всё что ему нужно — быть рядом и помогать. А об огромном чувстве которое он испытывает к возлюбленной Филиппе, говорит его взгляд… В нем скрыто все, что не было сказано.

    Этот фильм открывает глаза на другую любовь, не ту которую мы наблюдаем в современных комедиях.

    Посмотрев, какое то время обдумываешь детали фильма, не говоря уже том что концовку каждый может придумать для себя сам. Это и есть те эмоции, та реакция от фильма, которую лично я ищу при просмотре различных картин.

    22 августа 2011 | 12:22

    На первый взгляд в этой молчаливой и величественной кинопритче есть все, что нужно: возвышенность помыслов, чистота и единство душ, масштабность внешнего мира, и, конечно, истинная любовь. И все было бы прекрасно, если бы не имя Кшиштофа Кесьлевского, упомянутое в самом начале как имя одного из авторов сценария. А сценарий, действительно, очень в духе Кесьлевского:

    Молодая учительница по имени Филиппа, убитая несправедливой кончиной мужа берет правосудие в свои руки, однако, благодаря досадной случайности, погибают невинные люди (мужчина и двое детей), что оказывается для Филиппы потрясением. Кто бы мог подумать, что именно в таком шоковом состоянии героиня встретит свою любовь, юного карабинера по имени Филипп, напоминающего одновременно преданного щенка и доброго ангела, посланного на землю, чтобы помочь Филиппе завершить намеченное дело, а после, проводить ее в мир иной. Здесь будет все: и побег из тюрьмы, и месть, и обличение органов правосудия, и внутреннее очищение, промелькнет даже истинная дружба и всепрощающая родительская любовь, но для тех, кто взялся за просмотр фильма в связи с именем Кшиштофа Кесьлевского, все это померкнет во тьме и даже «человечный» сценарий не спасет ситуацию. Дело в том, что в этой масштабной постановке, с обильными панорамными видами, напряженным саундтреком, многозначительным молчанием, и стремлением к возвышенности, почти полностью отсутствует загадка, присущая Кесьлевскому. И мне кажется, виной тому иной метод подачи информации. Кесьлевский всегда шел от частного к общему, зритель усваивал его идеи через обыденные предметы, показанные по новому. Тыквер же абстрагируется от частного, что создает эффект искусственности. Например, ряд грубоватых совпадений, связанных с именами, датами первого причастия и т. д. героев, не могут не оставить ощущение неестественности. В качестве сравнения напрашивается «Двойная жизнь Вероники» Кесьлевского, в которой даже идентичная внешность двух главных героинь не производила такой прямолинейный эффект. Наряду со всем этим, мотив неизбежности судьбы, с которым так любил заигрывать Кесьлевский, у Тыквера достиг своего апофеоза, что, к сожалению, вызывает еще больший диссонанс в сочетании с монументальной молчаливостью фильма в целом.

    Сценарий картины бесспорно красив. Прекрасна идея духовного единения двух людей (а навязчивые мысли связанные с тем что Филипп и Филиппа на самом деле один человек и вместе с тем понимание того, что они разные — едва ли не самое прекрасное). Хороша и закольцованность картины, и типажи актеров, которые, как уже было отмечено, чем-то похожи друг на друга. Но притупляет эту красоту эффект так и не сложившегося пазла, метафоры, повисшей в воздухе в виде вертолета (не самое ли простое объяснение финалу?). Садясь за просмотр не ожидайте, что поймете картину и ее необычную концовку (наказание может вынести лишь высший суд? Рай как свобода от условностей? Любовь, которой нет места на этой земле? Благополучное завершение «черного дела» в нашем испорченном мире?), вы не сможете понять даже в каком месте начался рай, и есть ли он вообще.

    На мой взгляд, весь фильм напоминает подготовку к переходу в иной мир, подготовку к раю, что тоже могло бы получится весьма интересно, если бы в картине было чуть больше Тыквера, чуть меньше стремления отдать дань Кесьлевскому. Тогда простор и живописная масштабность окружающего мира раскрылись бы иначе, напомнив взгляд сверху, из рая. Идея жертвенности и мести заиграли бы новыми красками. И насилие, порождающее насилие (один из смыслов, который стоило бы развить как следует, потому что на нем построен весь фильм) после окончания картины, перевернул бы в головах зрителей устройство царства земного и небесного, хоть и в рамках лишь этой истории.

    28 сентября 2015 | 02:53

    Погоня быстро закончилась, спасение состоялось, однако будущее скрыто в дымке. Пару беглецов все равно поймают, но им это неважно. Каждый услышал биение другого сердца, и лишь это теперь имеет значение. Неизвестно, как скоро удастся прорваться в райские просторы, но там найдется место для двоих. Родившиеся в один день, скрепленные судорожным сжатием руки, Филиппа и Филиппо перестали придавать значение прошлому. Лишь одно не пускает в небо — месть убийце мужа молодой англичанки, и она должна свершиться. Неудачное правосудие превратило женщину в палача, но не поколебало решимости. Филиппе светил пожизненный срок, Филиппо был обречен остаться наедине с несбывшейся мечтой, однако успешный побег открыл им безоблачную дорогу в никуда.

    С высоты птичьего полета открывается впечатляющая панорама: исполосованная тенями бегущих облаков, насколько хватает глаз простирается пустынная местность, течение жизни в которой обманчиво-неторопливое. Тишина и безмолвие — верные спутники итальянской провинции. Здесь любой шум усиливается многократно, небеса поражают синевой, а переход в рай по воле Тома Тыквера где-то рядом, настолько рядом, что умирать необязательно. Немецкому режиссеру всегда была близка тема места странного человека в непонятном мире. Апофеоза этого искания Тыквер достигнет в «Парфюмере», а получив в руки сценарий Кшиштофа Кесьлёвского, он впервые исполнил акт отождествления своих персонажей с воздушной материей. Поражает сходство героев Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи с медленно плывущими облаками. Одежда из белоснежных футболок и джинсов только усиливает чувство единения. Что-то происходило прежде, погибли по ошибке люди, совершилось убийство, карабинер предал присягу и помог преступнице бежать. Все это было, но теперь два человека, обритые наголо и так похожие друг на друга, близки к образам мучеников, отправляющихся в рай для искупления грехов целого мира.

    Небеса и прежде благоволили двум талантливым актерам. Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи играли дуэтом, причем при гораздо более паранормальных обстоятельствах. Однако у Сэма Рэйми в его «Даре» и близко не было той экзистенциальной связи, что предъявил Тыквер в сцене знакомства героев. Диалоги между беглецами непродолжительны, зато глубоких изучающих взглядов в достатке, тем более роковые обстоятельства быстро позволили почувствовать родственную душу. Сценарий Кесьлёвского далеко не совершенен, сложно поверить в наивность карабинеров, которые будучи осведомленными о деталях побега, флегматично отнеслись к возможности пристрелить преступницу и предателя. Тюрьма Тыквера это скорее каземат грехов, чем исправительное учреждение, и в желании вызволить мятущиеся души на провинциальные просторы, немец не побрезговал нестыковками. Разделение фильма на «до» и «после» побега столь явное, что вся подводка к судьбоносной встрече носит необязательный характер — однажды рожденные в один день должны были пересечься. На это же намекает и таинство причастия Филиппы в момент появления Филиппо на свет. «Наверху» виднее, чему и когда быть.

    В тумане, тающем под лучами солнца, остались обвинения, оправдания и приговор. В рай попадают уже после высшего суда, и, памятуя об этом, Том Тыквер старается быть лояльным. Земное правосудие немцем отрицается, все встретившиеся на пути влюбленных — не потенциальные противники, а только обделенные небесной милостью создания. Их занимают какие-то заботы, грохочущая улица предстает вместилищем ненужной суеты. Судьбой людям дана воля, но ею непросто распорядиться, когда нет веры в справедливость. Но есть желание найти выход, и каждый шелест природы воспринимается как сигнал небес. Рай — место для вечного покоя и возможность обрести спасение от безысходности. Филиппе и Филиппо нечего предложить друг другу кроме своей любви, песок свободной жизни утекает с неумолимой быстротой, а вокруг только тишина, которой хочется наслаждаться и не думать о будущем. Его и нет, есть лишь мгновение, которое герои растягивают как могут.

    Невероятная история побега и волшебная радость единения обреченных людей доказывают, что «Рай» не претендует на предельную достоверность. Том Тыквер при поддержке верного «оруженосца» — оператора Франка Грибе — снял воздушную историю печальной любви сквозь стальные прутья обстоятельств. На выразительном лице Кейт Бланшетт океан чувств и эмоций, ее голубые глаза тонко гармонируют с небесами, а забавный в своей робости Джованни Рибизи — скрытый катализатор короткого, но содержательного романа, в котором люди лишаются гендерных различий и становятся единым целым. Уникальность картины в ее немногословности. В небесной синеве не любят лишних разговоров и не принимают в расчет, кто сильнее согрешил. Все решает способность отдаться чувству и совершить поступок, который прежде и в голову прийти не мог. Свет над этой землей по-особенному яркий, и он охотно озаряет двух странников, которые прошли свой путь, взявшись за руки.

    21 октября 2015 | 07:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>