всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган-
режиссерДэнни Бойл
сценарийНик Диар, Мэри Шелли
продюсер-
оператор-
композиторАлекс Барановский
жанр фантастика, драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Доктор Виктор Франкенштейн создает Чудовище, вдохнув жизнь в тело, созданное из частей разных умерших людей. Однако, в ужасе от безобразности своего творения, он бросает его на произвол судьбы. Одинокий, уродливый, по-детски невинный монстр ждёт от мира доверия и любви, но повсюду сталкивается лишь со злобой, жестокостью и ненавистью. Окончательно отчаявшись, Чудовище клянется разыскать своего создателя и отомстить ему самым страшным образом.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:01
    все трейлеры

    файл добавил/EarlyBook\

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 5277 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Настоящий поединок. Война за справедливость на грани помешательства. Или даже за гранью?

    Вы когда-нибудь слышали, как пытаются говорить глухонемые? Первая сцена немая — обнажённое и изуродованное Создание (надо отдать должное гримёрам — работа высшего класса) начинает своё жалкое существование. Существование — потому что назвать это жизнью язык не повернётся.

    Бенедикт Камбербэтч в роли Создания — полусумасшедший ребёнок, который учится ходить, падает, поднимается, пытается познать всё на свете. Несносный, гадкий, одинокий. Он борется до последнего, не взирая ни на что. Но ты смотришь на него и видишь умные глаза, которые ничем не скроешь, ничем не переиграешь. В роли Виктора Бенедикт уже узнаваем — острые скулы, костюм, шевелюра. И тем не менее Виктор у Бенедикта выглядит ещё более сумасшедшим, чем Создание. Одержимый идеей стать не просто великим учёным. Стать богом. Гимн безумию.

    Создание Джонни Ли Миллера — это несомненно взрослый, попавший в беду, испытавший страх одиночества и страх бесконечности в одном флаконе. Быстрая речь, не менее быстрые движения, чётко отработанная техника и взгляд. Такое Создание пугает не меньше — в некоторых сценах герой будто бы чувствует себя в своей тарелке, он практически готов к завоеванию и водружению человеческих обрезков на трон мира.

    Джонни в роли Виктора будто то же самое Создание, переодетое в костюм. Он по-прежнему одинок и погружён в средневековое безразличие и бесчувствие к другим. Гимн тоске и злости.

    Герои Бенедикта по-настоящему отврательны. Героев Джонни по-настоящему жалко. Хочется сделать вывод, что Ли Миллеру идеально удаётся тема одиночества, в то время как Камбербэтч будто создан, чтобы играть безумца.

    Что страшней — одиночество для взрослого или сумасшествие для ребёнка? Человеческие останки в королях или недобог без чувства святости и любви? Кто победит? И есть ли в действительности хоть какая-то принципиальная разница между самим Виктором и его убогим гениальным творением?

    Декорации кажутся минималистичными, тем не менее крутящаяся сцена «работает» весь спектакль — вы увидите и огонь, и дождь, и огромное звёздное небо, и злополучную кровать, на которой Создание надругалось над женой Виктора. Музыка группы Underworld органично вписалась в спектакль, некоторые композиции по окончании спектакля хочется послушать снова.

    Дэнни Бойл очень хорошо знает своё дело — «Франкенштейн» однозначно заслуживает просмотра в обеих версиях. Таким одновременно ранящим и ненавязчивым и должен быть театр.

    9 из 10

    29 сентября 2016 | 13:07

    «Франкенштейн» — это удивительный спектакль, поставленный абсолютно в духе оригинала Мэри Шелли. Потрясающий, органичный, захватывающий, с шикарными декорациями и музыкальным сопровождением. Идя в кино, плохо себе представляла себе как этот легендарный роман можно воплотить на театральной сцене. Оказывается можно. И причем с блеском. Роли Создателя и Создания играют Ли Миллер и Камбербэтч, причем в разных постановках они меняются местами. Я попала на вариант с Камбербэтчем в роли Создания. И лишний раз убедилась в том, насколько он чертовски талантлив.

    Говоря о спектакле, хочется отметить его атмосферность, которую создает не только превосходная актерская игра, но и декорации. Они просто потрясающие. Я первый раз видела, чтобы сцена настолько быстро трансформировалась, появлялись из ниоткуда птицы, трава, дома, исчезая потом за несколько секунд. А о подсветке над головами зрителей и говорить не стоит, настолько все было красиво.

    Камбербэтч бесподобен. Нет, правда. Заявляю это абсолютно без тени шерлокофанатства. Бенедикт — большой молодец. Как и весь актерский состав. Вместе с Ли Миллером они, на мой взгляд, в полной мере сумели передать это ужасную обоюдную зависимость монстра с Виктором Фракенштейном. На последних минутах спектакля мне отчаянно хотелось плакать — заключительная сцена в снежной пустыне очень сильна. В ней раскрывается вся сущность и весь подтекст романа, все, что до этого внимательный читатель и зритель могли улавливать лишь между строк.

    Вердикт — этот спектакль то, что нельзя пропустить. Особенно тем, кто считает, что театр — это скучно. Думаю, что этот «Франкенштейн» останется для меня эталоном среди прошлых и будущих визуализаций романа М. Шелли.

    16 марта 2014 | 19:26

    Что ж, начну я, пожалуй, с небольшого вступления… Волею судеб мне посчастливилось в течение пары месяцев работать в одном из местных кинотеатров. Я узнал о многих тонкостях жизни «закулисного» персонала, разделил и их тягости и неприятности, и их довольно-таки исправную зарплату. Всё же, впечатления о работе остались не очень благостными и посещать это место в качестве обыденного клиента не хотелось. Но когда я увидел афишу с предстоящими показами «National Theatre Live» и отыскал в расписании «Франкенштейна», за билетами к знакомой кассе я побежал не раздумывая. Благодарен этому кинотеатру за то, что он вносит свой вклад в работу по ознакомлению населения с такими качественными театральными постановками, которые мы, жители холодных российских широт, не можем лицезреть в живую.

    Создание — Джонни Ли Миллер. Франкенштей н- Бэнедикт Камбербэтч. Именно с такой расстановкой ролей предстал передо мной «Франкенштейн», и, если честно, другой вариант рассматривать даже не хочется. Давно наблюдаю за работой обоих этих актеров, хотя штурмовал интернет в бессмысленном поиске видео-версии именно по причине участия Ли Миллера. Чем -то меня привлек этот актёр ещё со времен перевернувшего сознание поколения «Трайнспоттинга» авторства того же режиссера Дэнни Бойла. Вероятно, обаянием, харизмой и каким-то безумным огоньком в глазах, который по надобности может превратить своего обладателя и в наивного ребёнка, и в яростного убийцу. Именно эти искорки помогли ему в «Охотниках за разумом», «Декстере», и теперь поспособствовали столь искусному вливанию Джонни в роль Создания. Нет, я не сравниваю последнего с убийцами из вышеперечисленных картин. Для меня Создание как раз-таки является тем самым ребёнком с искрящимися глазами. Недаром спектакль начинается со сцены его непосредственного появления на свет, осязанию которого герой так искренне радуется… Мир, в котором он родился — друг. Согревающее солнце, свежая, сочная трава и спасительные капли освежающего дождя… А снег, снег! Snow! Зато люди, населяющие и порой оскверняющие эту природу — поверхностные, жестокие и недостойные, не умеющие и не желающие слушать, внимать, понимать. С этим и сталкивается дорогое Создание. Всё могло бы быть по-другому, если б первым, что он пережил, были бы не озлобленные удары дубинками местных невежд, а хоть какое-нибудь проявление заботы со стороны создателя — Виктора. Вы должны видеть, как Создание справляется с этими несправедливостями. Вы должны прочувствовать горечь его положения и почерпнуть из него некие выводы и о современном нам мире.

    Аплодирую Камбербэтчу за исполнение роли Виктора, которая так подходит этому актёру. Бэнедикт для меня является воплощением человека… мыслящего, и мыслящего прогрессивно и ясно. Поэтому весь мир оценил его новоявленного «Шерлока». Хотя он снимался и в других достойнейших картинах. Не видел ни одного «бестолкового» фильма с ним: все они дают вашему разуму немало поводов задуматься, через каждый из них проходит ясная нить поистине философского подтекста. Эта участь не обошла и «Франкенштейна». Этот роман охватывает множество проблем мира(не только общества, подчеркиваю: мира). Театр же, его воплощающий, пошёл ещё дальше. Что будет, если человек, наделенный исключительным разумом, возомнит свой разум божественным? Франкенштейн оказался на месте Бога, только ответственности его, как правильно заметило Создание, он разделять не захотел. И сполна за это поплатился… Во время прочтения романа Шелли я целиком и полностью был на стороне Создания, но Камбербэтч заставил меня сопереживать своему персонажу, погрузиться в наполняющий его хаос из ужаса потерь, раскаяния и противоречий.

    Мне понравилось в этой постановке всё. Декорации-их мало, они невзрачны, но настолько совершенно подходят к самой излагаемой истории! И они не отвлекают внимания от главного- персонажей с их уникальными особенностями и эмоциями, а даже подчеркивают глубину их переживаний. А какое впечатляющее, эмоциональное, погружающее звуковое сопровождение!

    Не буду писать, что спектакль обязательно понравится всем. Он необычен, этим очарователен. Но увидеть ЭТО должно как можно больше людей. Может, тогда в мире станет хоть на толику меньше несправедливости.

    Спасибо тем, кто дочитал мою тираду до конца. Она не претендует на категорию рецензии (тем более, рецензии полезной), но, думаю, впечатления от увиденного описывает хоть сколько-нибудь фактурно.

    30 ноября 2013 | 23:49

    К большому сожалению, до Шерлока об имени Бенедикт Камбербэтч не слышала, а уж тем более о постановке Дэнни Бойла «Франкенштейн» с ним и Джони Ли Миллером в главных ролях.

    Постановку конечно же стоит смотреть не на экране кинотеатра, а в театре… Королевском театре. Ведь постановка определенно достойна такой сцены.

    Не хочется много писать о самом действии, но о игре актеров, думаю, стоит. Так вот, как бы я не восхищалась актерским талантом Бенедикта Камбербэтча и его мастерством перевоплощения, роль создания ему почему-то не подошла, но роль Виктора Франкенштейна безусловно его. И стоит заметить, обе он сыграл блестяще. Что касается Джони Ли Миллера, то существо — это просто его, в этой роли он был как рыба в воде, а роль Виктора Франкенштейна была сухой и скупой на эмоции.

    Эту постановку нельзя назвать грандиозной: декорации не были сверхъестественными, музыка не выделялась из общего фона, НО это действо завораживает, проникает, доносит суть, ты сопереживаешь, ты чувствуешь и хочешь еще!

    Хочется просто поблагодарить Дэнни Бойла и главных героев за то, что приобщаете к прекрасному!

    10 из 10

    PS: У многих перед просмотром возникает вопрос, какую версию постановки смотреть, мой совет, если вы хотите увидеть игру Бенедикта Камбербэтча — смотрите «Камбербэтч — существо», если вы хотите увидеть постановку, в которой гармонично расспределены роли, смотрите «Миллер — существо»

    26 января 2014 | 21:27

    Я, конечно, под впечатлением…

    Вариант первый, когда Виктора Франкенштейна играет Камбербетч, а «монстра» — Джонни Ли Миллер. Вторая версия, где Виктора Франкенштейна играет Джонни Ли Миллер, а его создание — Бенедикт Камбербетч.

    Настолько разные впечатления! Ли Миллер-создание вызывал откровенное отвращение с первой секунды появления, отвращение, которое по мере развития событий превращалось в искреннее сочувствие. Камбербетч-создание похож на ребенка — как он изображает крики птиц, как передразнивает своего учителя — Де Лейси, как язвительно спрашивает все свои «почему»! Виктор Камбербетча холоден, мысленно он не просто где-то далеко, его вообще не волнуют люди, которые его окружают, может только брат; но, пока ты наблюдаешь за действием, в голову приходит мысль о том, правильно ли называть «монстром» создание, а не создателя. Виктор Ли Миллера болен; как только ты видишь его глаза, когда он говорит отцу, что мозг его превосходит возможности любого человека, ты понимаешь, что он болен; все его эмоции, кроме этих безумных глаз какие-то тусклые, словно он просто копирует реакции окружающих его людей на различные события.

    Смотрится прямо скажу с приподнятой бровью и на одном дыхании.

    Я не знаю, какой вариант лучше.

    3 августа 2015 | 13:13

    Я впервые смотрела спектакль на экране кинотеатра и очень рада, что мой первый фильм-спектакль — это «Франкенштейн». Я пошла на него из-за Бенедикта Кембербэтча и из-за того, чтобы иметь представление об английском театре. Мой интерес был удовлетворен настолько, что мне хотелось кричать от восторга! Спектакль был на языке оригинала с субтитрами. Это такое потрясающее чувство, когда слышишь оригинальные голоса исполнителей главных ролей.

    Я советую всем окунуться в этот театральный, чудесный мир Дэнни Бойла! Я не жалею той суммы денег, что отдала за просмотр этого незабываемого зрелища.

    Постановка потрясающая, вся сцена как будто дышала! Каждый актер незаменим.

    Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер изумительно показали изгнанников, вжившись в эту роль так, что все думы насчет того, что все это лишь игра — исчезали.

    Зрелищно! Смело! Незабываемо!

    Два часа наслаждения.

    10 из 10

    29 июля 2012 | 01:00

    Свою рецензию на замечательную постановку представлю необычно. Во первых, начну с того, что этот год полон сюрпризов! И постановка Франкенштейна в исполнении таких актеров как Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер, тому подтверждение.

    Франкенштейн (англ. Frankenstein) — сценическая адаптация Ника Диара одноименного романа Мэри Шелли, поставленная режиссером Дэнни Бойлом на сцене Королевского национального театра в 2011 году. Дэнни Бойл поставил необычный спектакль. В одном его варианте Бенедикт играет Виктора Франкенштейна, а Ли Миллер — его создание. В следующем спектакле они меняются ролями, создавая новые образы. К сожалению, я посмотрела лишь первый вариант, где Создание — Ли Миллер, а Франкенштейн — Бенедикт.

    Камбербэтч/Франкенштейн

    Каким я увидела Виктора… Думаю, у Бенедикта очень хорошо получилось создать образ человека науки. Он удивлен тем, что его творение наделено интеллектом, разумом. В некоторых сценах, я даже заметила кое то шерлоковское: «… boring!», знакомые движения. Он более серьезен, испуган происходящим. Была и экспрессия и страх. Было интересно смотреть сцены разговора с Элизабет(они были не лишены юмора), в горах, спор с Созданием. Несчастное существо, как и Создание, не вызывает негатива.

    Ли Миллер/Создание.

    Создание представленное Ли Миллером это бедное в плане отсутствия доброты, милосердия к нему. Оно не понимает своей ущербности, человеческого отношения к нему. «Я был слишком страшен. Слишком высок ростом. Кем я был на самом деле? Откуда я взялся? Создание получилось более думающим, пытающимся понять причину, смысл происходящего.

    Вообще, постановка Дэнни Бойла, на мой взгляд, это удивительное погружение в другую эпоху, талантливо созданное шоу. Я действительно увидела театр, где шаг за шагом приближалась к завершению историю. Характеры актерами проработаны точно. каждая сцена, акт, действие, приковывает внимание.

    P. S. Неописуемое чувство, когда видишь, выходящих на бис актеров!

    10 из 10

    15 августа 2012 | 22:21

    Готический роман Мери Шелли «Франкенштейн» уже миллион раз снимали, переснимали, интерпретировали. Тому подтверждение, только вышедшее убогое кинозрелище «Я, Франкенштейн», где авторы, исчерпав фантазию, представили зрителю свою версию, сделав его заурядным и скучным боевиком.

    Авторы английской версии «Франкенштейна» полностью взяли за основу канву романа, наполнив ого глубокой философией, интересными и умными диалогами, придали современное звучание старым истинам о добре и зле, о любви и ненависти. В результате получился не просто отличный спектакль, но совершенно потрясающее, завораживающее, незабываемое, волшебное зрелище. Эпитеты хотелось бы продолжать и продолжать.

    Пока сумела посмотреть только версию: Создание — Камбербэтч, Виктор Франкенштейн — Джонни Ли Миллер. Сказать, что актеры, исполняющие главные партии, великолепны — не сказать ничего. Это надо видеть. Они буквально проживают жизнь героев, достигая невиданных высот актерского мастерства. Только теперь понимаешь, что гениальность или бездарность можно почувствовать только на сцене. Кино своими многочисленными дублями и монтажом минутных диалогов убивают живую актерскую игру. За редким исключением.

    Первые десять минут спектакля, когда Создание появляется на свет — просто триумф человеческой гибкости и пластике. А ведь это актеры, а не гимнасты. Видно, какая проделана работа. Виртуозно!

    По ходу спектакля Создание приобретает человеческий облик (в переносном смысле, конечно), пытливый ум и жажду познания мира. Радуется солнцу, дождю, траве. Ну, чем не ребенок. Слепой старик на пути Создания учит его говорить, мыслить, чувствовать. Но он его не видит, и поэтому между ними возникает гармония. Появляющиеся люди (подразумевается Общество) пугаются его уродства и жестоко изгоняют прочь. Кому нужна внутренняя красота, важна лишь оболочка. Это одна из основных мыслей спектакля. Другая — жестокость порождает жестокость. Озлобленное Создание превращается в некое демоническое существо с жаждой мести. Но он еще не монстр. Глубоко чувствуя боль пугающего одиночества и невозможность жить вместе с людьми, он просит Франкенштейна создать ему подобное существо — женщину. « Разве ты знаешь, что такое любовь?» — спрашивает его Виктор. Монолог Создания о любви, возможно, самый пронзительный и трогательный в спектакле. Так кто же здесь монстр на самом деле? Существо, слепленное из мертвых останков, но умеющее любить, или живой человек, одержимый идеей уподобиться богу и принесший в жертву своему честолюбию и псевдо науке простые человеческие чувства. Это ведь не он, а Создание понимает, что только любовь — единственный смысл жизни.

    Красива своим трагизмом и концовка спектакля. Загнанные друг другом аж на Северный Полюс они, тем не менее, боятся друг друга потерять. Как Существо испугалось, что Виктор умер. «А я могу умереть?». Своей ненавистью и болью они неразрывно связали себя друг с другом, став чем-то единым. И, совсем финальная сцена, где Творец и его Творение уходят вместе в ледяное безмолвие. Уходят в вечность. Разве можно создать что-то более гениальное!

    Отдельно хочется отметить художественное оформление спектакля. Минимум декораций, но они абсолютно гармоничны. Тысяча маленьких лампочек олицетворяет звездное небо. Непонятно как появляется и исчезает железная дорога, трава, озеро, лодка. И это все кажется реальным. А чего стоят стайки птиц. Музыка добавляет впечатления. То громкая, то тихая, то трагическая, то лирическая. ВСЕ СОВЕРШЕННО.

    Кроме того, сцена снята в фильме с разных точек пространства, поэтому усиливает впечатление при просмотре.

    Думаете, когда эмоции достигли своего апогея, когда слезы буквально катились из глаз. Когда актеры выходили на поклон. Это ли не великая сила искусства.

    10 из 10

    5 февраля 2014 | 21:59

    Погожим весенним деньком я резво шагала к кинотеатру Киев на просмотр.. а тогда я еще не знала чего. Билет мне без объяснений подарили друзья, и честно, я была удивлена их выбором. Являясь гораздо более поклонницей Эндрю Скотта, чем Бенедикта, я не ожидала, что меня отправят смотреть его представление. «Ну что ж, удивляй», — подумала я, усаживаясь поудобнее в кресло и рассматривая людей вокруг.

    С самого начала представления на сцене царила… таинственность. Да, именно это слово определяет всю постановку. Даже несмотря на несколько отвратные сцены, такие как рождение самого Создания. Моменты грусти и отчаяния, когда он, неприкаянный, разгуливал в поисках хоть чего либо. Моменты шока, когда он, отвергнутый, совершал преступления. Несмотря на все это, именно Таинственность является ключевым элементом постановки с первой и до последней минуты.

    Виктор и его Создание. Между ними существует настолько странная, удивительная связь, что мурашки то и дело бегут по коже. Бенедикт невероятно правдоподобно проживает жизнь человека, решившегося позариться на деяния Господа, за что он и платит теперь. Камбербетчу до невозможного идут роли великих умов и деятелей и, потому он настолько гармонично выглядит в роли Виктора. Никто даже не задумается, ЗАЧЕМ было пытаться сделать то, что сделал он? Для НАУКИ же, конечно. Однако он вспоминает, что он просто человек, слишком поздно. Да, он хотел бы все исправить, но как теперь он может отнять жизнь у существа, которому он ее и подарил? Это ведь его детище, каким бы ужасающим оно не было.

    Мы также можем понять все страдания и чувства Создания. Он появился на этот свет, как эксперимент. Никто бы и не подумал, что он сможет о чем-то мечтать, к чему-то стремиться, хотеть счастья. А вот он осмелился открыть глаза и оглядеться, чтобы понять, что ни один человек в этом мире не посмотрит на него с добротой, а уж тем более с любовью. Он ненавидит себя за то, что он такой, но не его вина в этом. И уж не ему решать, когда умереть.

    Виктор и Создание. Одна судьба на двоих, которую вправе прервать только смерть. Только когда погаснет огонек жизни одного, сможет спокойно дожить второй. Хотя так ли спокойно? Совесть и память никто не отменял.

    Прекрасная и убедительная игра Бенедикта и Джонни не дает отвлечься ни на один момент, даже на вскрикивания «Беня», которые раздавались за моей спиной. Интересные режиссерские решения заставляют думать о представлении и после его окончания. Как, например, почему вся семья Франкенштейнов, кроме Виктора, чернокожие? Не для того ли это сделано, чтобы подчеркнуть особенность главного героя. Непохожесть его мыслей и души на окружающий мир. Не очень пышные, но невероятно красивые декорации полностью погружают тебя в мир спектакля.

    «Да, Беня действительно талант», — думала я, застегивая свое черное пальто поверх синего шарфа и уверенно шагая по вечернему Киеву.

    10 сентября 2014 | 18:15

    Впечатления от «Франкенштейна» Денни Бойла описать очень сложно, прежде всего потому, что для большинства из того, что происходит на сцене, в принципе трудно подобрать слова. В два часа создатели спектакля уложили не только вопросы, которые поднимала сама Мэри Шелли, но и все те, которые могли появиться за прошедшие двести с лишним лет. Снятся ли андроидам электроовцы? Будет ли душа у клонов? Можно ли перенести сознание в другое тело?

    Практически все антиномии, накопленные человечеством с начала философии, уложены в двухчасовое действо по роману 18-летней молодой женщины. Бог и человек. Создание и создатель. Родители и дети. Гордыня и ответственность. Зло и добро. Предательство и обещание. Любовь и ненависть. Опыт и невинность. Просвещение и романтизм. Мужчина и женщина. Сердце и разум. Механика и природа. Цивилизация и дикость. Красота и уродство.

    И что самое прекрасное — ответов нет. Каждый из двух ключевых персонажей — Франкенштейна и Создания, несет в себе и то, и другое, постоянно перетекая из одного состояния в другое, оказываясь то на одной, то на другой стороне. Ты сам ищешь эти ответы, и не исключено, что так и не найдешь.

    Режиссура спектакля мне очень понравилась. Огромная пустая сцена с минимумом декораций — целый огромный мир, в котором у главного героя (Создания, конечно) есть все, и одновременно нет ничего. Лампочки на потолке — звездный свет, свет потрясения, свет жизни, свет познания. Собственно внешнее обрамление убрано для того, чтобы вытащить на свет внутреннее и дать ему свободу. Не дать персонажам спрятаться за байронические кудри, стоячие воротнички, красочно изображенные трупы и прочее.

    Ну, и конечно, главное — игра актеров. Точнее, актера. Дело не в том даже, что Бенедикт Камбербэтч одним небрежным жестом вывернутой руки раскатывает Джонни Ли Миллера как паровой каток, и что даже покрытый уродливыми шрамами и грязью он все равно как-то неизбывно прекрасен, а в том, что там, где все играют — он живет.

    Вот Создание только вылупилось из странного то ли пузыря, то ли мешка — и пытается двигаться, ходить. Перед нами первочеловек, Адам с картины Сальвадора Дали, как будто до него во вселенной больше никого не было. На ум приходит то Евгений Миронов в «Превращении», то жеребенок, сразу же после рождения пытающийся встать на некрепкие еще ножки. Птица, которая хочет взлететь, но не может.

    Вот он же впервые познает мир — дождь, солнце, снег, трава, вода. Звуки, запахи, ощущения — как будто мир был создан специально для него (так оно и есть, в общем-то). Странные клокочущие звуки — первый смех. Нечленораздельное мычание вдруг обращается в речь. И вдруг — опа! — у оживленного электричеством трупа, оказывается, душа живая. Огромная, неуклюжая, пульсирующая как сверхновая звезда. Слов не хватает, их приходится собирать с бору по сосенке, пара строф из Мильтона, фразы из истории римских императоров — как конструктор, из которого надо выбрать нужные элементы.

    Потом будет встреча с себе подобными, первый опыт отторжения (в глазах мучительное непонимание — за что? почему?), боли и отвращения. Потом — слепой добрый старичок, который, будучи воспитан в вольтерьянской добродетели, примется социализировать нашего Адама, но будет относиться к нему не более серьезно, чем к дрессированному тюленю.

    И наконец, главная встреча в жизни каждого человека (а в этой версии Создание, несомненно, человек, другую я пока не видела) — с тем, кто тебя создал. Вот тут и начинается трагедия. Вместо бесконечно любящего и совершенного Бога перед нами — безумный гений с непомерным тщеславием, считающий, что он может распоряжаться чужими жизнями и вполне согласно с учением еретиков-катаров полагающий, что хотя Бог, возможно, не только существует, но и дает душу, но уж тело-то — отвратительное в своей плотяной ограниченности и привязанности к инстинктам — уж точно создает дьявол. Ну, или человек, если у него достанет на это умения, становясь тем самым, равным Богу. Действительно, зачем любой бабе рожать Спинозу, когда можно до бесконечности проводить эксперименты, создавая все новых людей из кусков старых и наблюдать за тем, как очередная лягушка дергается под током.

    Интересно, что при всей гордости за свое достижение, Франкенштейн свое Создание элементарно боится. Но вовсе не потому, что, скажем, усомнился в моральной составляющей своего поступка, а потому, что оно, понимаете, вдруг вышло из под контроля и даже начало заявлять какие-то права! Добро пожаловать в подростковый возраст. Мучительная попытка преодолеть страшное, вселенское одиночество (Адам, где ты? — звал Бог, а тут никто не звал) не удалась. Из нелюбимых детей вырастают самые страшные монстры. Но как дети любят даже родителей-алкоголиков, бьющих их головой об батарею, так и здесь — ты ненавидишь меня, ты разрушил все, что могло быть мне дорого, ту огромную, невероятную, трепещущую любовь, которую я был готов подарить всему миру, ты растоптал, а я все равно буду с тобой. Любым способом. Пусть даже превратив тебя в своего преследователя.

    Чему можно научиться у своих мучителей? Тому, что человек есть зло. Он преследует и ненавидит себе подобных. Так что нужно, чтобы стать человеком? Совершить сознательное зло. Надкусить яблочко (впрочем, Франкенштейн почему-то оговаривается, что оно было надкушено заранее). Зло совершено — стал ли ты человеком?

    Самая потрясающая, на мой взгляд, сцена в спектакле — это сон Создания. Под рвущие душу гитарные переборы две фигуры в развевающихся одеждах медленно, гармонично двигаются в лунном свете. «Рождение весны» Ботичелли. Петрарка, сидя у окна, пишет сонет мадонне Лауре. Любовь, что движет солнце и светила.

    Кто это? Кто-то похожий на меня, но в то же время совсем-совсем другой. И бесконечно прекрасный. Как это назвать? Она, конечно она! А что она такое? Сторона? Грань? Ребро! Она иша, потому что я иш.

    Мимолетный призрак, мечта о возможном блаженстве, об утраченном рае.

    Мэри Шелли умерла столетие до того, как совсем другой писатель, споря с и Мильтоном, и с Уильямом Блейком, написал о Великом разводе рая и ада. В раю маленькая противная ящерка одной-единственной страстишки могла обернуться великолепным крылатым конем, то каким же невероятно прекрасным могло бы стать Создание, попади оно туда… Но это уже совсем другая история.

    8 апреля 2014 | 16:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>