Фильм «Офицер и шпион» в оригинале называется «J'accuse» - в переводе с французского «Я обвиняю», что посвящено статье писателя Эмиля Золя в 1898, в которой он обвинял государственную систему в несправедливости к одному отдельно взятому человеку (офицеру Дрейфусу - еврею). Режиссёр Роман Полански сам пострадал от системы, будучи обвинённым в сексуальных преступлениях. Понятно, что фильм он заснял про себя. Когда в пучине переплетения интриг и многих интересов сминается индивид. Кино от старого маститого режиссёра, которое снято по-старому, в неспешном ритме, где много внимания уделяется интерьеру, скрипу старого паркета, костюмам и усам, получило ряд наград и является небезынтересным «интеллектуальной» публике.
Пусть фильм в конце повествования оказывается не таким наивным, как он себя преподносит всю дорогу, но Роману Полански не удалось, я считаю, раскрыть материал. В мире шпионажа и большой политики сталкиваются системы, где каждый выживает и борется, по большому счету, за деньги изо всех сил. Причины этой борьбы, мотивация персонажей, вынужденных принимать решения, давление и угрозы от заинтересованных лиц, в этом фильме не раскрыты. Стороны конфликта, настоящие акторы (разные элитарные группы и конкурирующие меж собой структуры правительства Франции, немецкое правительство) процесса Дрейфуса в кино не представлены. Фильм должен вызвать жалость по отношению к человеку, которому не повезло оказаться меж огней, и всё. По мне, это не очень интеллектуально.
Отлиный сценарий, режисура, оператор, художник по костюмам и актеры.
Как всегда у Поланского в фильме крепкий сценарий, следить за сюжетом интересно. Отличная операторская работа, никаких спецэффектов, никаких красивостей, но много крупных планов, картинка запоминается. Отличный художник по костюмам, тем более в фильме много крупных планов, когда можно даже структуру ткани рассмотреть. Действующих лиц в фильме достаточно много, но благодаря отличному сценарию и хорошим актерам все характеры героев полностью раскрыты, даже второстепенных, мотивы поступков понятны. В целом фильм сделан очень профессионально.
Теперь касательно сюжета. Дело Дрейфуса было больше общественно-политическим, чем шпионским, в фильме же акцент сделан на шпионской составляющей. Но до первой мировой войны уровень разведок во всем мире был по большому счету дилетантский, никакой системы и профессионализма, что очень хорошо отражено в фильме. Тема антисемитизма затронута только боком, хотя в этом деле она играла главную роль. Центральной фигурой в фильме является Жорж Пикар, главный разоблачитель дела Дрейфуса, сам же Дрейфус здесь в виде камбеков. Очень хорошо показана внутренняя кухня судебного процесса. Неслыханная для нашей страны открытость процесса и это уже в позапрошлом веке. Большое значение во всем этом свободной прессы. Так что история абсолютно не устарела.
Мощная картина Романа Полански (премия Большого жюри Венецианского кинофестиваля (2019) и премия Международной федерации кинопрессы (2019)) о силе человеческого духа и вере в справедливость, даже не смотря на то, что порой беспристрастность Фемиды вызывает огромные сомнения, а власти имущие могут в лёгкую лишить оную и слуха, ввергнув в пучину преступных пароксизмов.
Хрестоматийное дело Дрейфуса, пропитанное неприкрытым антисемитизмом, и его блестящее художественное воплощение- болезненное напоминание о тотальном коллапсе нашей судебной системы. То, что было доступно европейскому гражданину уже полтора века назад, для России 21 века было и остаётся полнейшей утопией.
Довольно снедающее чувство!
Оригинальное название фильма (и романа), «J'accuse» («Я обвиняю!») — заголовок знаменитой статьи Эмиля Золя, публикация которой 13 января 1898 года в парижской газете «Аврора» («L'Aurore»), редактируемой Жоржем Клемансо, взорвала общество, разделив на дрейфусаров и антидрейфусаров не только всю Францию, но и почти всю Европу, и положила начало развернувшейся во Франции и во всём мире кампании за справедливый пересмотр дела Дрейфуйса.
Визуально безупречная костюмированная драма с блестящими актерскими работами- отличный повод устроить интеллектуально-познавательный киновечер.
Роман Полански - давно уже заслуженный талантливый кинематографист и известный фигурант громких сексуальных скандалов чьим творчеством, несмотря на общепризнанные его шедевры, я никогда не интересовался, во многом в силу чрезмерного хронометража его картин. Однако нашумевший участник различных фестивалей, прошлогодний 'Офицер и шпион' (J'accuse, 2019) привлек мое внимание всилу активного его обсуждения среди знакомых кинообозревателей.
И вот, руки дошли и до этой картины, которую многие незаслуженно называли попыткой Полански оправдаться и высказаться о своей собственной невиновности в педофилии. Однако копаться грязном белье именитого режиссера не хочется, да и фильм не производит вид эдакого оправдания. Напротив, кино оказывается своего рода отражением современности, эдакой карикатурой на нашу действительность через призму рубежа 19 и 20 столетий. Который еще раз доказывает, что люди не меняются, каки времена.
Что ж, если разбирать фильм подробно, то стоит сразу предупредить любителей зрелищного кино, что тут смотреть не на что кроме превосходного антуража Франции конца XIX века - это костюмированная драма, эдакий судебно-производственный триллер, в котором сам Дрейфус, из-за которого начинается весь сыр-бор, персонаж даже не второ-, а третьестепенный, мелькающий в знаменитой сцене лишения его погон и оружия и исчезающий на все действие, уступая экранное время Жану Дюжардену, более привычному в комедийных ролях, но здесь очень удачному (да еще и внешне похожего на прототип).
Дюжарден, в отличие от своих прошлых ролей, в образе бывшего преподавателя Дрейфуса в Военной академии, возглавившего военную контрразведку, необычайно серьезен и не привычен, но образ сидит на нем как прекрасно подогнанная парадная форма. Не смешат даже неловкие закрученные, но в то время модные французские усики. Полковник Пикар - фанатично преданный Родине служака, причудливый и местами дерзкий одиночка, упрямый правдоруб, не лишенный противоречий (верный своей стране офицер является любовником жены своего же товарища). Образ дополняет дубляж Ильи Исаева, 'отечественного голоса' Тома Харди. Кроме него можно выделить разве что Матье Амальрика, известного в основном по злодейским ролям, но здесь неожиданно ярко блеснувшим в образе мирового отца криминалистики Альфонса Бертильона.
Но основная идея картины не так очевидна. Конечно, лишь взглянув на синопсис киноленты, становится понятно, что фильм осуждает антисемизм, рассказывая первую 'антиееврейскую' историю, которая стала фактически прологом к последующим уголовным делам с 'еврейскими заговорами' по всему миру, Холокосту и многим другим связанным с антисемизмом историческим событиям и трагедиям. Само дело Дрейфуса в свое время раскололо общество на два лагеря - противников и поддерживающих, одну из сторон которых занял даже Жюль Верн - но кино сосредоточено не на общественных настроениях, а на судьбе Пикара. Главного героя, беспристрастного военного и контрразведчика, по полной программе притесняют и прессуют высшие чины армии, которым он своим расследованием фактически объявляет войну. Ведь генералам Министерства обороны проще 'замять' разразившийся скандал в зародыше, чем признать собственное разгильдяйство, понести за это ответственность, принести извинения (да еще и перед 'каким-то евреем') и доверить профессионалу поиски настоящего предателя. Это не шпионский триллер, хотя здесь есть место усиливающемуся саспенсу, и это не исторический детектив, хотя здесь есть элементы обоих жанров. Это грустная судебная драма, в которой, как это уже известно, все завершится хэппи-эндом, но сперва героям придется пройти через определенные страдания, оскорбления и унижения, но благодаря внутреннему стержню они не сломаются. Эта идея роднит ленту с тематическим побратимом, 'Шпионским мостом' Спилберга, но еще больше - с 'Делом Ричарда Джуэлла' Клинта Иствуда. Да и сам 'Офицер и шпион' кажется очень иствудовской историей, хоть и снятой любителем 'анти-антисемизма' Полански.
Роман Полански очень умело выбирает сюжеты для своих фильмов: исторический факт, автобиография, книга. И на этот раз он также не прогадал, взяв за основу реальное резонансное дело французского капитана Дрейфуса, которого обвиняли в шпионаже. И на протяжении всего фильма справедливости для Дрейфуса пытается добиться полковник Пикар, в расследование которого всеми силами вмешиваются офицеры рангом повыше.
Если характеризовать 'Офицер и шпион' одним словом, то этим словом будет - неровный. При продолжительности в 2 часа фильм по смыслу и темпу повествования можно разделить пополам. Первая часть - слишком размеренная и аккуратная, по бОльшей части ориентированная на сбор улик Пикаром. Вторая - скомканный судебный процесс по оправданию Дрейфуса. В погоне за достоверностью и проработанностью картины, Полански вводит огромное количество бесполезных персонажей, имена которых начинают путаться уже в середине фильма, а одинаковые визуальные образы усатых французских вояк вносят еще бОльшую неразбериху. Вместе с бесполезными персонажами в фильме присутствуют ненужные эпизоды, а в этих эпизодах есть ну очень странные и неочевидные мизансцены, намекающие на что-то, но в результате ни к чему не приводящие. Также, вводя миллион побочных персонажей, Полански как будто забывает немного о Пикаре, которому приходится весь фильм ходить с одной эмоцией на лице. Да, конечно, главная догма фильмов - показывай, а не рассказывай - но надо помнить и о том, что показывать надо только то, что действительно имеет вес. Перекроив сценарий и поставив в центр истории именно судебное разбирательство, в ходе которого бы и всплывали флешбеки, раскрывались бы персонажи - можно было бы избежать ошибок, которые допустил Полански, но тогда это было бы совсем другое кино.
Как итог, 'Офицер и шпион' - самый обычный и не выделяющийся фильм, который прошел бы мимо меня, будь он снят не Романом Полански.
Сотрудник французской спецслужбы капитан Дрейфус объявлен особо опасным преступником. Официальное обвинение — государственная измена и шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса Жорж Пикар ведет собственное расследование: ему необходимо найти таинственную «секретную папку», чтобы доказать невиновность своего подзащитного. Но охотится за ней не только он.
Дело Дрейфуса — судебный процесс в декабре 1894 года во Франции и последовавший за ним социальный конфликт (1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса, разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело получило большой общественный резонанс и сыграло значительную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков.
Фильм начинается с 5 января 1895, когда при построении с капитана Дрейфуса 'сдирают' все офицерские 'знаки отличия', а его шпагу - ломают об колено. Новый начальник разведывательного бюро, полковник Жорж Пикар, указывает генералу Гонзу на практически абсолютное совпадение почерка бордеро с почерком другого офицера - майора Эстерхази, ведшего к тому же очень широкий образ жизни. 'Уносить секрет в могилу - наша профессия!' - говорят ему, и вскоре переводят в Тунис, и в ссылку по гарнизонам, когда он тем временем пытается скрыть 'любовные отношения' с женой министра. В фильме также приведён знаменитый эпизод с писателем Эмилем Золя и его письмом в местную газету, в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстерхази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстерхази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление - вся Франция поделилась на дрейфусаров и антидрейфусаров, между которыми велась ожесточённая борьба. В дальнейшем, если вспомнить эти исторические события Дрейфус был окончательно оправдан, был восстановлен в армии и награждён орденом Почётного легиона.
Культовый режиссёр Роман Полански (который в последние годы, сам находился, кажется в 'бесконечных скандалах') вновь заявляет о себе, и восстанавливает подробную 'хронику' этого знаменитого события на стыке веков - полноценное 'историческое расследование' с дотошным 'антуражем' Парижа конца XIX века, и с прекрасной, операторской работой Павла Эдельмана - экранизацию одноимённого романа Роберта Харриса. В фильме задействованы одни из главных, современных французских актёров: потрясающий Жан Дюжарден (одна из его лучших работ), Луи Гаррель, Эммануэль Сенье и многие другие. Фильм был удостоен Премии Большого жюри Венецианского кинофестиваля (2019) и премии Международной федерации кинопрессы (2019). После всех событий, Пикар и Дрейфус виделись лишь однажды, а это 'дело' Пикар считал - чисто 'офицерским': где он отстаивал честь 'офицерского мундира'.
Долгие годы я считал, что в ленте 'Жизнь Эмиля Золя' с Полом Муни в главной роли самым полным образом раскрыл дело Дрейфюсса. В силу этого обстоятельства выбор Романом Полански этой темы выглядел не слишком очевидно. Но реалии нивелировали все сомнения. Получилось очень мощно.
Роман Полански ушел от вопросов национализма. Он сфокусировался на куда более масштабной теме изобразив масштабную коррупцию. Это зафиксировано как на примере отдельно взятой организации, которую возглавляет герой Жана Дюжардена, так и на фиксации судебных злоупотреблений. Однако самый важный оборот приобретает финал ленты. Система коррупции в новой ленте Полански выглядит непобедимым спрутом. Одолевая его сторонников даже самый положительный герой может сам стать структурным элементом порочной практики.
Такой взгляд здорово отвлекает зрителя от исторической канвы. Тут особо не упоминается Эмиль Золя. Не так уж и много исторических моментов. Все внимание игре характеров - психологической подоплеке. В таком разрезе рассказываемая Романом Полански история выглядит весьма современной и актуальной.
Значит фильм действительно удался. Причем в техническом отношении лента получилась практически безупречной. Актеры, планы, операторская работа, цвет, костюмы - все это подтверждает, что почтенный возраст Полански сказывается лишь самым положительным образом на его работе.
Глубокая, непростая книга, и сложная, любопытная ее экранизация. Вообще, фильм имеет оригинальное название 'Я обвиняю'. У нас в российском прокате исторической картине дали альтернативное название, как 'Офицер и шпион'. Думаю, для того, чтобы зритель понимал, о чем тут будет речь. Но какой шпион? Если честно, убежден, что нужно было оставить оригинальное название.
Когда твой любимый режиссер снимает новый фильм, это чрезвычайно волнительно. Роман Полански сотворил столько удивительных картин. Он определенно внес вклад в мировой кинематограф, и лично я обожаю его фильмы. Противоречивая личность Полански и гениальный режиссер до сих пор вызывает споры и скандалы, и до сих пор его обсуждает мир.
Режиссеру 86 лет, а разговоры и скандалы возле него не утихают. Сама жизнь Романа полна невероятных трагедий, испытания, смертей, усердной работы и грязи, которую так любят люди - секс-скандалов. Он один из самых уважаемых и известных режиссеров всего мирового кино. Ну, а тем, кто только в первый раз окунется в его кинематографию - я завидую.
Двадцать второй по счету фильма Полански, где в режиссерском кресле он сидит один. В двух последних своих фильма он уделил все внимание своей жене Эммануэль Сенье, где она играла главные роли 'Венера в мехах' и 'Основано на реальной истории'. Сейчас Роман экранизируют непростую книгу про шпионаж и ложные обвинения. Эта ни первая экранизация книги режиссера, ведь до этого он экранизировал 'Оливера Твиста'.
Признаться честно, на стадиях съемок этого фильма два года ждал выхода этой картины и всей новой информации о ней. Мне очень нравится, как Полански снимает, в какой атмосфере, интриге, его взгляд на кино, каких актеров он выбирает. И посмотрев этот новый фильм уже дважды, понимаю, что это зрелое, сложное, дальновидное кино для взрослой аудитории зрителей. Экранизация непроста и хитра, со своими подводными камнями. Кино интеллектуально, но оценят его не все. Фильм не для массовой аудитории зрителей.
1894 год. Франция. Обвиненный в немецком шпионаже и государственной измене Альфрейд Дрейфус все равно говорит, что он не виновен и его честь и репутацию подставили. Начав повторно заниматься этим туманным и опасным расследованием полковник Пикар сам попадает в опасную головоломку. Он видит неточности расследования, и что за этим стоят очень высокопоставленные люди. Пикар предан своему деллу и армии, для него правда, истина важны, как воздух, и он пойдет до конца. Его расследование набирает государственный оборот и о нем становится известно всей стране. О деле Дрейфуса слышит каждый...
– Дело сделано. За Дрейфусом уже отправлен военный корабль, чтобы доставить его на новый суд. И на сей раз заседания не будут проходить при закрытых дверях – на сей раз за ними будет наблюдать весь мир.
Режиссер педантично уделяет внимание ко всем мелочам, деталям, и смотря этот фильм, мы как будто действительно находимся в то время. Детективная драма получилась любопытной. Кино даже глубже и хитрее, чем кажется на первый взгляд. Оно, как хорошее, проверенное вино: зрелое и надежное, вкусное и крепкое. Этот фильм очень хорошо приняли в Европе, но в Америке как-то тихо прошла экранизация, и думаю, что фильм остался недооцененным.
Удачный выбор актера Жана Дюжардена. Француз играет здесь полковника Пикара, и именно с ним мы идем по этой загадочной и запутанной истории. Звезда фильма 'Артист' здорово подошел на этот образ. Герой в лице Пикара интересный, такой литературный персонаж. Женскую роль любовницы кому как ни своей жене мог отдать Полански. Полину Монье здесь играет Эммануэль Сенье. И как же она хороша. Сенье всегда так четко идут роли искусительниц, пикантных особ. Один ее чего только взгляд стоит.
Обязательно приобрету себе на DVD этот фильм в коллекцию отборных фильмов. Итало-французское кино получилось мудрым, глубоким, сделанным с хорошей рукой режиссера. Не думаю, что фильм будет по духу молодым зрителям. Данное кино, повторюсь, для взрослой аудитории зрителя.
Ну, а виновника истории Дрейфуса играет популярный актер (которого здесь и не узнать) Луи Гаррель. Хотелось больше с ним сцен, и на образ Дрейфуса он тоже четко подошел.
Начало и концовка отличные, середина нудноватая, но окупается хорошей актерской игрой и вскоре тревогой и неожиданностями в сюжете. Было приятно посмотреть этот фильм, ну а подход режиссера как всегда изумителен и чувствуется Полански в каждом кадре своим стилем. Если вы читали книгу этой истории, тои фильм обязательно оцените.
'Офицер и шпион' - историческая, детективная драма 2019 года. Костюмированный фильм уносит в монотонное, масштабное, военное расследование, истории чести и долга, офицеров, настоящих мужчин, запутанного дела и одного самого важного аспекта нашей жизни - правды и репутации.
'Офицер и шпион': Справедливость в несправедливом обществе
Не фанатею от Романа Полански ('Резня', 'Пианист'), но признаюсь, остался под серьезным впечатлением от его крайнего фильма 'Офицер и шпион'. Символично, что основные темы ленты - притеснение и антисемитизм (Полански - еврей, и его семья в годы Второй Мировой подверглась пыткам нацистов). Если быть конкретнее, то сюжетный замес - дело Дрейфуса, при этом доступно и интересно прописанное для зрителей, так что не беспокойтесь, что ничего не поймете - это вам не 'Однажды в Голливуде'. Несмотря на это, главный герой все же не сам Дрейфус, а вымышленный Мари-Жорж Пикар в исполнении крутейшего Жана Дюжардена ('99 франков'). Сам же судебный процесс в руках создателей превращается из сухой бумажной волокиты в неглупый и затягивающий шпионский детектив, где есть место и социальному подтексту (сцена с газетой), так и эстетичной Франции конца 19-го века.
Пикар здесь, разумеется, один из немногих адекватных персонажей, действующий во благо справедливости, а не чьей-либо выгоды (еще ярче это выглядит, когда узнаешь, что он сам не любит евреев). Из за своей же правдивости он становится противником кучки самодовольных тупорылых свиней в мундирах, которые всеми силами стоят на своем. Человек, который когда-то был важным звеном системы стал ее врагом - это ли не актуально? Некоторые сцены и мысли сильно актуальны и в наши дни, и в целом, вся история не имеет границ и может произойти в любой стране мира. К сожалению даже сейчас много людей имеют какие-либо национальные предрассудки и готовы связывать события 'белыми нитками', лишь бы обвинить неудобного им человека. На мой взгляд, 'Офицер и шпион' об этом.
В этом добротном и по хорошему прямолинейном кино критики видят столько всего узкопрофессионального, что хочется всё это уже отсечь и сосредоточиться на главном – непосредственной истории и том посыле, который несёт нам мэтр Полански рассказывая её. Собственно, внутри истории Дрейфуса историй две: история зачумления Франции (Европы, Человечества) антисемитизмом и история хронической реакции государственной машины в лице уполномоченного чиновничества на совершённую ошибку. О том и о другом искусство и кинематограф в частности высказываются регулярно: чуть противен, но не страшен, почти привычен бытовой антисемитизм даже после Холокоста; не страшно, потому что худо-бедно контролируется законодательством желание всякого чиновника совместить тщеславие с уходом от ответственности. Но смешиваясь в деле Дрейфуса, эти компоненты образуют настоящую бинарную бомбу, взрыв которой обнажает печальное состояние и государственности и умов обывателя. В этом состоянии друг другу соответствующих и друг друга подпирающих. И не надо думать, что за минувшие с тех пор 120 лет что-то изменилось – иначе бы крепкий духом и талантом Полански этот пыльный, но всё ещё вонючий кейс не тревожил.